российская корпорация «алмаз золото» «УТВЕРЖДАЮ» Первый вице-президент Российской корпорации «Алмаззолото» «___» __________ 1992 г. ИНСТРУКЦИЯ МОСКВА 1992 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящая инструкция*: подготовлена: (а) для обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС золото) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил при добыче и переработке благородных металлов и алмазов; (б) в дополнение к действующим нормативно-правовым и инструктивно-методическим документам, регламентирующим проектирование предприятий отрасли с учётом требований природоохранительного законодательства Российской Федерации; (в) в соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 г. (Финляндия); * Материалы по выбору площадки, технико-экономические обоснования инвестиции и проекты строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения). предназначена для: (а) организаций-заказчиков проектной документации* (инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий реализации намечаемой деятельности; (б) организаций-разработчиков проектной документации (подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности при реализации намечаемой деятельности; (в) органов государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, на территории которых планируется развитие предприятий по добыче и переработке благородных металлов и алмазов; (г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОСзолото; (д) заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов результатов ОВОСзолото на всех стадиях проектирования; (е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет; определяет: (а) цель применения ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений; (б) принципы ОВОС; (в) ответственность за организацию и проведение ОВОС; (г) порядок проведения общественных слушаний; (д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации; (е) порядок оформления результатов ОВОС. 1.2. Главной целью применения ОВОС в процессе проектирования является создание условий для: (1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием; (2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих: (а) недопущению деградации окружающей среды; (б) обеспечению соцально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития; (в) улучшению условий жизни людей; (г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня. 1.3. Понятия, термины и определения 1.3.1 Оценка воздействия на окружающую среду* ОВОС - это: (1) выявление, анализ, оценка и учёт в проектных решениях: (а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; (б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; (в) последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде. (2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них. (3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования. (4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы. *) Понятие «окружающая среда» при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития. 1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции. 1.3.3. Изменения понимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий. 1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определённой социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта. 1.3.5. Общественные слушания - это обобщённое наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать), анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности. 1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации. 1.4. Принципы ОВОС (а) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, социальных, экономических и других показателей проектных предложений; (б) альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов; (в) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования; (г) доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта; (д) ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений. 1.5. Проведение научно-технических работ и юридических процедур ОВОС в полном объёме является обязательным для видов хозяйственной деятельности, которую планирует отрасль, так как они попадают в перечень видов деятельностей, для которых необходимо проведение ОВОС в соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия в трансграничном контексте. 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС2.1. Заказчик несёт ответственность за: (1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования; (2) учёт и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля; (3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации предприятий по добыче и переработке благородных металлов и алмазов). 2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходом на разработку предпроектной и проектной документации. 2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых: (1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля; (2) общественных слушаний проектного замысла. 2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и после проектного экологического анализа. 2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую. 2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла (строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС. 2.2 Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за: (1) соблюдение всех процедур ОВОС; (2) достоверность, полноту и качество предоставляемой информации. 2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации. 2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, на территории которых намечено развитие предприятий отрасли, несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС. 3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается «Уведомление о намерениях», которое: (а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности; (б) представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках её осуществления. *) Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов. 3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается: (1) заказчиком намечаемой деятельности; (2) подрядчиком (разработчиком); (3) субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС. 3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы: 3.3.1. Разработка проекта «Заявления о воздействии на окружающую среду» («проект ЗВОС»). 3.3.2. Представление «проекта ЗВОС» в государственные органы власти, управления и контроля. 3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения «проекта ЗВОС» в государственных органах власти, управления и контроля. 3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований. 3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС. 3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса. 3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий её осуществления. 4 РАЗРАБОТКА «ПРОЕКТА ЗВОС»4.1. «Проект ЗВОС» - это документ предназначенный для: (1) заказчика проектной документации; (2) государственных органов; (а) власти; (б) управления (в том числе в области регулирования природопользования); (в) контроля (в том числе органов экологического контроля). 4.2. «Проект ЗВОС» подготавливается в целях: (1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для её осуществления; (2) выбора принципиальных инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности; (3) получения условий на проектирование в государственных органах власти, управления и контроля. 4.3. Разработка «проекта ЗВОС» осуществляется для каждой возможной площадки и включает: 4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности. 4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности. 4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом. 4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок. 4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок. 4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам. 4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности. 4.4. В состав «проекта ЗВОС» входят следующие разделы: 4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*, касающихся: (1) существующих источников антропогенного воздействия, оказывающих значительное влияние на окружающую среду; (2) состояния: (а) атмосферного воздуха; (б) поверхностных и подземных вод; (в) почв; (г) недр; (д) растительного и животного мира; (е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант; (ж) материальных и культурно-исторических памятников. (3) социально-экономических аспектов: (а) инфраструктура; (б) занятость населения и ее формы; (в) связь; (г) демография; (д) жилищный фонд и т.д. *) Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследований и изысканий. 4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности: в районах возможных площадок, в том числе: (1) описание целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности; (2) описание возможных альтернатив, включая: (а) варианты территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив); (б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок); 4.4.3. Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе: (1) инженерных; (2) технологических; (3) архитектурно-планировочных и т.д. 4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений: (1) источники воздействия, как: (а) элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является причиной изменений окружающей среды; (б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей среде; (в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта; (г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.); (д) удаление существующих материальных объектов; (2) виды воздействия, определяющиеся: привносом в окружающую среду: (а) химических веществ; (б) радиоактивных веществ и излучений; (в) шума и вибраций; (г) тепла; (д) электромагнитных излучений; (е) визуальных доминант и т.д.; изъятием из окружающей среды различных: (а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных); (б) водных ресурсов; (в) ресурсов флоры и фауны; (г) полезных ископаемых; (д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлечённых в агропроизводство, так и резервных); (е) местообитаний популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.); (ж) культурных, исторических и природных памятников; (з) визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.; (3) характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели: (а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учётом возможности проявления через определённый промежуток времени); (б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени); (в) уровень (величина воздействия на единицу площади или объёма); (г) продолжительность; (д) временная динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.); (е) пространственный охват (площадь распространения); (ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору опасных производств и предприятий); (4) основные объекты воздействия: (а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны); (б) население, попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной зоны предприятия); (в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной зоны предприятия); (г) социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и т.д. 4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений (краткие экспертные оценки): (1) воздуха; (2) поверхностных и подземных вод; (3) почв; (4) недр; (5) растительного и животного мира; (6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников. 4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам: (1) инженерных; (2) технологических; (3) архитектурно-планировочных и т.д. 4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности*. *) Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности. 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ «ПРОЕКТА ЗВОС»5.1. «Проект ЗВОС» подписывается всеми участниками проведения ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные органы власти, управления и контроля для получения условий на дальнейшее проектирование. 5.2. Рассмотрение «проекта ЗВОС» осуществляется с позиций оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий. 5.3. «Проект ЗВОС» рассматривается: (1) в государственных органах контроля в целях определения: (а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок; (б) перечня условий по выполнению нормативных и других требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках; (в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду; (2) в государственных органах (территориального) управления в целях: (а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок; (б) определения принципиальной возможности и приемлемости предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций использования территории в целом; (в) перечня условий территориального развития, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности в районах возможных площадок; (г) подготовки проекта решения государственного органа власти об условиях дальнейшего проектирования; (3) в органах власти в целях: (а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных площадках*; (б) принятия решения о перечне условий**, выполнение которых, как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных площадках. *) Только в случае наличия существенных разногласий между участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами контроля и управления) **) В перечень условий, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании, могу быть включены: (1)существующие ограничения, связанные: (а) с правовым статусом территории; (б) с природной и техногенной обстановкой; (2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для компонентов окружающей среды существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности на возможных площадках; (3) решение о нецелесообразности продолжения проведения последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду. 6. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИЗЫСКАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯОсновой заданий на проектирование, изыскания и исследования являются: 6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в «проекте ЗВОС». 6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности. 6.3 Перечень условий, сформированных по результатам рассмотрения «проекта ЗВОС» в государственных органах власти, управления и контроля. *) В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой Заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из них. 7. РАЗРАБОТКА ЗВОС7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе проектирования и предназначенный для: (1) заказчика намечаемой деятельности; (2) государственных органов власти, управления и контроля; (3) профессиональных сообществ; (4) экологически ориентированной общественности; (5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой деятельности; 7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и разумных альтернатив проекту. 7.3. ЗВОС разрабатывается: (1) на основе «проекта ЗВОС»; (2) по результатам выполненных: (а) изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических, историко-культурных и т.д.); (б) научных исследований; (3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении «проекта ЗВОС» в государственных органах власти, управления и контроля. (1) не приводится обоснование выбора территориального размещения намечаемой деятельности; (2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а также оценивается (предпочтительно расчётным путём) степень риска возникновения возможных аварийных ситуаций; (3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и факторов окружающей среды (согласно перечню условий на проектирование). 7.5 В соответствии с процедурой ОВОС «Заявление о воздействии на окружающую среду» представляется Заказчиком для «общественных слушаний». 8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ЗВОС8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в целях: (1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности или разрабатываемом проекте; (2) выявления всех заинтересованных сторон (общественных экологически значимых позиций); (3) организации обмена информацией, который может продолжаться на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных замыслов; (4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними последствий; (5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности; (6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой деятельности. 8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в случаях не населенности выбранной территории - в любом доступном месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами). 8.3 Для достижения поставленных целей могут применяться следующие способы работы с общественностью: (1) публикование проектных предложений в средствах массовой информации - газеты, радио, телевидение; (2) информационные листы и бюллетени; (3) опросы общественного мнения; (4) публичные слушания; (5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями комитетов самоуправления и т.д.); (6) неформальные встречи с небольшими группами местных жителей; (7) семинары; (8) совещательные комитеты; (9) оперативные группы и т.д. 8.4. Общественные слушания включают следующие этапы: 8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях. Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления, подразумевающего информирование общества через средства массовой информации или любым иным документально подтверждаемым путём по поводу: (а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте; (б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений. Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват всех потенциально заинтересованных сторон, включая: (а) государственные органы власти, управления и контроля (преимущественно местные); (б) профессиональные сообщества; (в) экологически ориентированную общественность; (г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой деятельности. 8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС. Представление ЗВОС, в том числе: (1) проектных предложений; (2) описание состояния окружающей среды «без проекта»; (3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей среды (согласно перечню условий на проектирование); (4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации последствий. 8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях. На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в соответствии с его содержанием, (см. п. 7.4. и п. 4.4.) и на основе сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и представленного содержания ЗВОС. 8.4.4. Этап 4. Формирование «Листа замечаний» Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания заинтересованных сторон по поводу возможных последствий осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых предложений и проводит их классификацию по условиям реализации. 8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний. Если требуется, Заказчик приостанавливает общественные слушания с целью внесения изменений и дополнений Разработчиком в проектные предложения по результатам их обсуждений и анализа «Листа замечаний» или проведения дополнительных исследований и изысканий. При этом Заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности. 8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний. После доработки проектных материалов, включая меры и мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и связанных с ними последствий, возобновляются общественные слушания для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых изменений проектные решения. 8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных слушаний. В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и целесообразности реализации на представленных и зафиксированных условиях. 9. ДОРАБОТКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки осуществления намечаемой деятельности*. *) Оформление Заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в установленном порядке 9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности, выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются для контроля за их выполнением Заказчиком. 9.3. Доработка и оформление ТЭО. 10. ОВОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА10.1. При разработке проекта (рабочего проекта) строительства нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства по добыче и переработке благородных металлов и алмазов ОВОС проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих объектов осуществлялась без проведения оценки воздействия на окружающую среду или если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от принятых в ТЭО. 10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых документах, проводится в соответствии с настоящей инструкцией. 10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства проводится в соответствии с настоящей Инструкцией за исключением рассмотрения альтернатив по территориальному размещению объекта. 11. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой деятельности с учётом вероятных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий её реализации излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту строительства объекта в виде «Заявления об экологических последствиях» (ЗЭП), которое должно содержать: (1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС: (а) руководитель работ; (б) координатор; (в) специалисты, ответственные за технические разделы; (г) специалисты, ответственные за экологические и социально-экономические разделы. (2) основные результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВОС: (а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности; (б) технологический анализ проектных предложений; (в) анализ природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки; (г) анализ и оценка источников и видов воздействия; (д) выявление экологически значимых общественных позиций; (е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым позициям; (3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний ЗВОС; (4) экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями; (5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия. 11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС, оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который содержит: (а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4 настоящей, инструкции; (б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля; (в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных на основании перечня условий для проектирования, сформированных по результатам рассмотрения «проекта ЗВОС»; (г) «Заявление о воздействии на окружающую среду» (ЗВОС) в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящей инструкции; (д) описание выполнения этапов «Общественных слушаний» в соответствии с разделом 8 настоящей инструкции; (е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной площадке; (ж) описание мер по организации мониторинга проекта строительства будущего объекта, включая участие общественности. 12. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЭО И ПРОЕКТОВ12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу, представляются в органы государственной экспертизы. 12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного заказа, представляются на экспертизу финансовых органов, осуществляющих финансирование их разработки и реализации. 12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии России в отношении объектов государственного заказа и вне его, представляются Заказчиками на государственную экологическую экспертизу. 12.4. Задачами всех видов экспертиз, в том числе ведомственной экспертизы, являются: (а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела ОВОС. (б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящей инструкцией. 12.5. Дополнительными задачами государственной экологической экспертизы являются: (а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности, могущей привести к значительным экологическим, экономическим, социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных сторон; (б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории; (в) разработка инструктивно-методической и нормативно-технической документации по проведению ОВОС. СОДЕРЖАНИЕ
|