МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИНСТРУКЦИЯ ОНД 1-84 ГОСКОМГИДРОМЕТ Общесоюзный нормативный документ
ВПТИТРАНССТРОЙ МОСКВА 1984 Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. ОНД 1-84. Устанавливает требования в части: согласования и экспертизы мероприятий по охране атмосферного воздуха, разрабатываемых в соответствии со статьей 13 Закона СССР об охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям на строительство и реконструкцию предприятий и сооружений. Предназначена для органов, осуществляющих экспертизу и согласование воздухоохранных мероприятий, предприятий-заказчиков, проектных, строительных и других организаций, связанных с размещением и проектированием предприятий и сооружений. Инструкция разработана ордена Трудового Красного Знамени Главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова и Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета при участии Госстроя СССР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящая Инструкция содержит указания, регламентирующие порядок рассмотрения и согласования органами Госкомгидромета материалов, связанных с размещением и проектированием новых, расширением и реконструкцией действующих предприятий, сооружений и других объектов1 в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения. В Инструкции приведены указания о проведении экспертизы проектных решений по охране атмосферы от загрязнения, разработанных в проектах на строительство и реконструкцию предприятий, утверждаемых Советом Министров СССР, а также предусмотрен порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. 1 Предприятия, сооружения и другие объекты, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в дальнейшем в Инструкции именуются «предприятия». Также в Инструкции под «реконструкцией» понимается расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и строительство отдельных объектов на действующих предприятиях. 1.2. Инструкция разработана в соответствии с основными положениями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СН 202-81*) и предусматривает необходимую детализацию отдельных ее положений в части, касающейся согласования воздухоохранных мероприятий. Она также определяет объем требований к материалам по охране атмосферного воздуха от загрязнения, которые должны быть представлены в органы Госкомгидромета на согласование и экспертизу на различных стадиях проектирования.
1.3. Министерства и ведомства СССР, их проектные и научно-исследовательские организации при разработке предпроектной и проектной документации промышленных предприятий, а органы Госкомгидромета при осуществлении функций государственного контроля за охраной атмосферного воздуха должны обеспечивать: а) меры по улавливанию загрязняющих веществ или полному исключению их выбросов в атмосферу (использование рассеивающих свойств атмосферы допускается только после применения наиболее эффективных технологий производств и средств, обеспечивающих максимальную степень очистки отходящих газов) с целью соблюдения норм предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере; б) разработку предложений по предельно допустимым выбросам (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу в проектах реконструкции действующих предприятий и строительства новых объектов. При этом не допускается увеличение объемов выбросов тех загрязняющих веществ (по сравнению с существующими или согласованными в предпроектной документации объемами), по которым в зоне действия выбросов рассматриваемого предприятия превышаются ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; в) разработку мероприятий в предпроектной документации (см. пп. 2.1, а - ж) по снижению валовых объемов выбросов (в сравнении с существующими объемами) тех загрязняющих веществ, по которым на рассматриваемой территории превышаются предельно допустимые концентрации. При увеличении на каком-либо из рассматриваемых предприятий объемов выбросов таких веществ должны быть разработаны и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия (с их технико-экономическим обоснованием) по соответствующему снижению в зоне действия данного предприятия объемов аналогичных выбросов на производствах других предприятий (включая, в случае необходимости, их перепрофилирование или закрытие); г) возможность осуществления действенного контроля за эффективностью работы пылегазоочистного оборудования и количеством выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 1.4. Представители органов Госкомгидромета осуществляют выборочную проверку соблюдения проектными организациями при проектировании предприятий требований нормативных документов и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения по графикам, согласованным с Госстроем СССР или госстроями союзных республик. 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ2.1. Рассмотрению и согласованию с органами Госкомгидромета подлежат: а) территориальные комплексные схемы охраны природы; б) схемы (проекты) районной планировки; в) генеральные планы городов и других населенных пунктов; г) схемы генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов); д) схемы размещения проектируемых промышленных предприятий в промрайонах городов и других населенных пунктах; е) схемы упорядочения существующей застройки промрайонов городов и населенных мест; ж) проектные решения и обосновывающие расчеты, разработанные проектной организацией - генеральным проектировщиком, для выбора площадки (трассы) строительства предприятий; з) проектные решения по охране атмосферного воздуха от загрязнения, намечаемые при реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, если проектируемые или реконструируемые источники не предусмотрены в ранее выданном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу или если реконструкцией предусматривается изменение установленных разрешением характеристик выбросов загрязняющих веществ. Примечание. Намечаемые решения должны быть согласованы до утверждения задания на проектирование; и) проектные решения в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения, на которые отсутствуют нормы, правила и государственные стандарты; к) проектные решения, разработанные с частичными обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения. 2.2. Предпроектные и проектные материалы по охране атмосферного воздуха от загрязнения должны разрабатываться на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых по запросам заинтересованных организаций органами Госкомгидромета по согласованию с органами Минздрава СССР. 2.3. На рассмотрение и согласование в органы Госкомгидромета документация должна представляться в виде отдельной книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» или в составе материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды», разработанная: а) в территориальных комплексных схемах охраны природы в соответствии с «Методическими указаниями по составлению территориальных комплексных схем охраны природы»; б) в схемах (проектах) районной планировки и генеральных планов городов в соответствии с приложением 1; в) в схемах: размещения проектируемых промышленных предприятий в промрайонах городов и других населенных пунктах; генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов); упорядочения существующей застройки городов и населенных мест; в соответствии с приложением 2; г) в материалах и расчетах, обосновывающих воздухо-охранные мероприятия при выборе площадки (трассы) строительства или реконструкции действующих предприятий, в соответствии с СН 202-81* и приложением 3 к настоящей Инструкции; д) в проектах (рабочих проектах) реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, а также в проектных решениях, выполненных в составе проекта (рабочего проекта) предприятия с частичными обоснованными отступлениями от действующих норм, правил государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения, в соответствии с СН 202-81* и настоящей Инструкцией. 2.4. Рассмотрение и согласование представляемых материалов по охране атмосферного воздуха от загрязнения производится в одной инстанции Госкомгидромета в срок до 15 дней1 в следующем порядке: Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова (ГГО) рассматривает и согласовывает предпроектные материалы и проектную документацию, разработанные в составе указанных в п. 2.3 документов, если они охватывают территорию, обслуживаемую двумя или более управлениями по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС), и решения, принимаемые в типовых проектах с частичным отступлением от действующих норм, правил и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения; республиканские и территориальные УГКС или их органы рассматривают и согласовывают предпроектные и проектные материалы, кроме тех, которые согласовывает ГГО. Перечень УГКС и обслуживаемые ими территории приведены в приложении 4. 1 По особо крупным объектам допускается в отдельных случаях увеличивать срок рассмотрения материалов до 30 дней. 2.5. Разногласия между организацией, представившей материалы на согласование, и органом Госкомгидромета должны быть урегулированы Госкомгидрометом и соответствующим министерством (ведомством). Окончательное решение по оставшимся разногласиям между Госкомгидрометом и министерством (ведомством) принимается в установленном порядке. 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ3.1. Проектные решения по охране атмосферного воздуха от загрязнения, разработанные в составе проектов предприятий, утверждаемых Советом Министров СССР, подлежат экспертизе в Госкомгидромете. 3.2. Проектные материалы по охране атмосферного воздуха от загрязнения, представляемые на экспертизу в Госкомгидромет, должны быть оформлены в виде отдельной книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» или в составе материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды», выполненных в соответствии с требованиями СН 202-81* и ГОСТа 17.2.3.02-78. 3.3. Экспертизу проектных решений в Госкомгидромете осуществляет экспертный совет (группа) в составе представителей подразделений и научно-исследовательских институтов Госкомгидромета, а также, по согласованию с соответствующими министерствами (ведомствами), специалистов министерств и ведомств СССР, научно-исследовательских и проектных организаций, предприятий и органов государственного надзора. Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений, изложены в приложении 5. 3.4. Заключение по экспертизе проектных решений в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения направляется Госкомгидрометом в министерство (ведомство) - заказчику проекта предприятия. 4. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ4.1. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу должно быть получено на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения атмосферного воздуха по законченным проектным решениям до утверждения проекта (рабочего проекта) предприятия по форме, приведенной в приложении 7. 4.2. Для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу должны быть представлены проектные материалы, оформленные в виде книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» или материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды», выполненных в соответствии с приложением 6. 4.3. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками, проектируемыми в составе предприятий, выдаются: Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете по проектам, которые утверждаются Советом Министров СССР, а также в случаях, когда размещение строительства осуществляется на территории, обслуживаемой двумя и более УГКС; республиканскими и региональными государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха по другим проектным решениям, перечень которых и контролируемые ими регионы приведены в приложении 4. Разрешения выдаются на основании заключения экспертных органов Госкомгидромета. 4.4. Регистрационный номер разрешения и печать органа, его выдавшего, ставятся на титульном листе книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» или материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды». Один экземпляр этой книги хранится в органах Госкомгидромета и рассматривается как неотъемлемая часть разрешения. 4.5. Утверждение проекта предприятия, стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха которого не соответствуют разрешению на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, не допускается. Приложение 1(обязательное) МАТЕРИАЛЫ,
|
№ пп |
Учреждение Госкомгидромета |
Обслуживаемая территория |
Телефон |
1 |
Госкомгидромет, Москва: а) Управление нормирования и надзора за выбросами в природную среду (УНВ) |
252-38-43 |
|
б) Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха |
252-24-29 255-50-07 |
||
2 |
Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова (ГГО), Ленинград |
245-93-80 |
|
3 |
Украинское УГКС, г. Киев, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Украинской ССР |
Украинская ССР |
21-93-75 21-93-33 |
4 |
Белорусское УГКС, г. Минск, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Белорусской ССР |
Белорусская ССР |
23-56-63 64-70-05 |
5 |
Узбекское УГКС, г. Ташкент, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Узбекской ССР |
Узбекская ССР |
33-78-21 35-40-22 |
6 |
Казахское УГКС, г. Алма-Ата, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Казахской ССР |
Казахская ССР |
62-39-80 62-49-33 |
7 |
Грузинское УГКС, г. Тбилиси, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Грузинской ССР |
Грузинская ССР |
95-02-53 95-31-82 |
8 |
Азербайджанское УГКС, г. Баку, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Азербайджанской ССР |
Азербайджанская ССР, Дагестанская АССР |
93-59-41 93-21-94 |
9 |
Литовское УГКС, г. Вильнюс, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Литовской ССР |
Литовская ССР, Калининградская обл. |
62-46-39 61-41-31 |
10 |
Молдавское УГКС, г. Кишинев, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Молдавской ССР |
Молдавская ССР |
23-45-52 52-71-74 |
11 |
Латвийское УГКС, г. Рига, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Латвийской ССР |
Латвийская ССР |
33-23-63 33-28-29 |
12 |
Киргизское УГКС, г. Фрунзе, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Киргизской ССР |
Киргизская ССР |
22-57-32 22-46-68 |
13 |
Таджикское УГКС, г. Душанбе, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Таджикской ССР |
Таджикская ССР |
22-23-32 27-83-93 |
14 |
Армянское УГКС, г. Ереван, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Армянской ССР |
Армянская ССР |
56-14-61 58-05-73 |
15 |
Туркменское УГКС, г. Ашхабад, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Туркменской ССР |
Туркменская ССР |
5-15-48 5-33-54 |
16 |
Эстонское УГКС, г. Таллии, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Эстонской ССР |
Эстонская ССР |
44-50-24 53-83-94 |
17 |
Верхне-Волжское УГКС, г. Горький, Верхне-Волжская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Горьковская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Кировская, Рязанская, Ярославская области; Марийская, Удмуртская, Мордовская, Чувашская АССР |
65-69-62 65-72-41 |
18 |
Дальневосточное УГКС, г. Хабаровск, Дальневосточная региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Хабаровский край, Амурская область |
33-26-88 33-74-43 |
19 |
Забайкальское УГКС, г. Чита, Забайкальская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Читинская область, Бурятская АССР |
3-43-56 2-20-50 |
20 |
Западно-Сибирское УГКС, г. Новосибирск, Западно-Сибирская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Новосибирская, Кемеровская, Томская области; Алтайский край |
22-63-47 22-23-85 |
21 |
Иркутское УГКС, г. Иркутск, Иркутская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Иркутская область |
3-17-28 3-15-27 |
22 |
Камчатское УГКС, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Камчатская область |
2-05-37 3-14-42 |
23 |
Колымское УГКС, г. Магадан, Колымская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Магаданская область |
2-30-06 2-73-55 |
24 |
Красноярское УГКС, г. Красноярск, Красноярская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Красноярский край |
27-29-75 27-45-19 |
25 |
Мурманское УГКС, г. Мурманск, Мурманская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Мурманская область |
7-53-77 7-20-28 |
26 |
Омское УГКС, г. Омск, Омская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Омская и Тюменская области |
31-84-87 31-78-72 |
27 |
Приморское УГКС, г. Владивосток, Приморская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Приморский край |
2-33-10 2-67-72 |
28 |
Приволжское УГКС, г. Куйбышев, Приволжская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Куйбышевская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Татарская АССР |
32-33-82 32-33-84 |
29 |
Сахалинское УГКС, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Сахалинская область |
3-15-73 3-15-91 |
30 |
Северное УГКС, г. Архангельск, Северная региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Архангельская, Вологодская области, Коми АССР |
2-12-93 6-85-58 |
31 |
Северо-Западное УГКС, г. Ленинград, Северо-Западная региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Ленинградская, Калининская, Новгородская, Псковская, Смоленская области, Карельская АССР |
218-17-54 213-66-19 |
32 |
Северо-Кавказское УГКС, г. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Ростовская, Астраханская, Волгоградская области; Краснодарский и Ставропольский края; Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР |
31-03-33 31-06-43 |
33 |
Уральское УГКС, г. Свердловск, Уральская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Свердловская, Курганская, Пермская, Челябинская области, Башкирская АССР |
24-16-42 24-21-25 |
34 |
УГКС Центрально-Черноземных областей, г. Курск, региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха Центрально-Черноземных областей |
Курская, Брянская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Калужская и Тульская области |
2-26-46 2-33-93 |
35 |
Якутское УГКС, г. Якутск, Якутская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Якутская АССР |
2-02-69 2-79-14 |
36 |
Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория (ЦВГМО), Москва, Московская региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха |
Москва и Московская область |
282-15-48 281-93-96 |
(обязательное)
При экспертизе проектных решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения проверяются:
1. Обоснованность выбора района размещения предприятия и площадки (трассы) для строительства с учетом фонового загрязнения воздуха, физико-географических и метеорологических факторов.
2. Прогрессивность принимаемых технологических решений с целью уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сравнение этих решений с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
3. Прогрессивность технических решений и эксплуатационные характеристики оборудования по улавливанию, утилизации к обезвреживанию загрязняющих веществ.
4. Обоснованность и достоверность данных по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.
5. Правильность выполненных расчетов изменения загрязнения атмосферного воздуха.
6. Наличие нормативов предельно допустимых концентраций на загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух.
7. Правильность выбора средств контроля эффективности работы пылегазоочистного оборудования, а также правильность расчетов количества и состава выбрасываемых загрязняющих веществ.
8. Наличие в проекте мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
9. Обоснованность предложений по организации санитарно-защитной зоны.
10. Экономическая эффективность предусматриваемых воздухоохранных мероприятий.
11. Правильность предложений по предельно допустимым выбросам (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу.
(обязательное)
1. Состав книги «Мероприятия но охране атмосферного воздуха от загрязнения» определяется степенью воздействия проектируемого предприятия на загрязнение атмосферного воздуха, которая характеризуется значением параметра П. Если для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо учесть источники загрязнения, для которых нет обоснованных данных для расчета параметра П, то степень воздействия предприятия на загрязнение атмосферного воздуха характеризуется значением параметра Ф.
Состав книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» в зависимости от значения параметров П и Ф приведена в табл. 1 настоящего приложения.
2. Для определения параметра П для каждого вещества i и каждого источника j рассчитываются значения требуемого потребления воздуха (ТПВ) и параметра R по следующим формулам:
(1)
(2)
где Mji - количество вещества, выбрасываемого источником, г/с;
ПДКi - разовая предельно допустимая концентрация вещества для населенных мест;
dj - диаметр устья источника. Если устье источника не круглое, то за dj принимается его наибольший размер;
Hj - высота источника над уровнем земли, м;
qji - концентрация вещества в устье источника.
При dj > 0,5Hj для принимается значение, равное 1.
Значение параметра Пi для каждого вещества определяется по следующей формуле:
(3)
где т1 - количество источников на предприятии, выбрасывающих одноименные вещества.
Для групп веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, рассчитывается параметр Пе по формуле
(4)
где n1 - количество веществ, входящих в группу суммации.
Из всех значений Пi и Пe выбирается максимальное значение, которое и принимается за параметр П для данного предприятия.
3. Параметр Фi для каждого выбрасываемого вещества рассчитывается по формуле
(5)
где Hiср - средняя высота выброса.
Для групп веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, параметр Ф<? рассчитывается по формуле
(6)
Из всех Фi и Фе выбирается максимальное значение, которое и принимается за параметр Ф для данного предприятия.
Значения параметров Пi, Пе, Фi и Фе для рассматриваемого в примере случая приведены в табл. 2, 3 приложения 6. Так, для суммации сернистого ангидрида и двуокиси азота значения их составляют
Пe = 0,17 ´ 106 + 26,1 ´ 106 + 8,63 ´ 106 = 3,5 ´ 107 м2/с,
что соответствует представлению материалов в объеме графы 4 приложения 6 (табл. 1).
Таблица 1
Состав книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» в зависимости от значения параметров П и Ф
Состав проектных материалов |
Значение параметра П, м2/c |
Примечание |
||||
более 108 |
108 ÷ 106 |
106 ÷ 5 ´ 104 |
менее 5 ´ 104 |
|||
Значение параметра Ф, м2/с |
||||||
более 5 ´ 103 |
5 ´ 103 ÷ 3 ´ 102 |
3 ´ 102 ÷ 80 |
менее 80 |
|||
1 |
Исходные данные для проектирования, краткая характеристика объекта в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, краткая характеристика физико-географических и климатических условий района и площадки строительства, данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета по согласованию с местными органами Минздрава СССР и выдаются по запросам заинтересованных организаций в установленном порядке |
2 |
Выбрасываемые в атмосферный воздух загрязняющие вещества и их комбинации с суммирующимся вредным действием; нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ; данные по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу по утвержденной приказом ЦСУ СССР от 03.05.83 г. форме 2-тп (воздух) - разделы I, III, IV; количественные характеристики возможных аварийных выбросов; предложения по ПДВ (ВСВ) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Правила заполнения формы 2-тп (воздух) изложены в утвержденной ЦСУ СССР 15.07.80 г. «Инструкции о порядке составления отчетов об охране воздушного бассейна по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (воздух) - квартальная». При расширении и реконструкции действующих предприятий представляется также копия последней годовой статистической отчетности предприятия по форме 2-тп (воздух) |
3 |
Ситуационный план района размещения предприятия в радиусе не менее 2 км (если имеются источники выбросов высотой Н более 40 м, то радиус ситуационного плана должен быть не менее 50 Н) с указанием на нем санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, санаториев и домов отдыха, природоохранных зон |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4 |
Схема генерального плана, на которую должны быть нанесены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и пылегазоочистные сооружения и устройства |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5 |
Результаты и анализ расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения предприятия, способ учета при расчетах рельефа местности, расчетные скорости и направления ветра, расчетные температуры воздуха, описание способа учета фона по всем веществам и их комбинациям с суммирующимся вредным действием |
+ |
+ |
+ |
+ |
Если для расчета загрязнения атмосферы используется ЭВМ, то входные данные о характеристиках источников задаются по форме Приложения ГОСТ 17.2.3.02-78, а выходные характеристики выбросов представляются по форме 2-тп (воздух). Если для какого-либо вещества (или группы веществ с суммирующимся вредным действием) значение рассчитанного по формуле (2) настоящего приложения параметра R ни для одного из источников не превышает 5, то для этого вещества расчет загрязнения атмосферы не производится |
6 |
Способы оценки величины выделения загрязняющих веществ организованными и неорганизованными источниками. Сведения о затратах на реализацию мероприятий по охране атмосферного воздуха |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
Характеристика и обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8 |
Характеристика цехов предприятия в части их вклада в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятия. Очередность строительства и пусковые комплексы (при расширении или реконструкции части действующего предприятия приводятся его характеристики в целом). Оценка вклада подвижных источников загрязнения атмосферного воздуха |
+ |
+ |
+ |
- |
|
9 |
Характеристика и обоснование способов контроля за количеством и составом выбросов загрязняющих веществ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
10 |
Сведения об уточнении размеров санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров |
+ |
+ |
+ |
- |
Уточнение размеров санитарно-защитной зоны производится в соответствии с СН 369-74 |
11 |
Сведения о проведенных согласованиях намечаемых решений с копией заключения органов Минздрава СССР |
+ |
+ |
+ |
- |
|
12 |
Обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу и сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики |
+ |
+ |
- |
- |
|
13 |
Экономическая эффективность воздухоохранных мероприятий, сведения об учете мероприятий по охране атмосферного воздуха при определении общей стоимости строительства |
+ |
+ |
- |
- |
Допускается не представлять расчет экономической эффективности, если отсутствует ведомственная методика таких расчетов |
14 |
Краткая характеристика и обоснование решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ. Сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики, решения по использованию уловленных отходов, удельные показатели выбросов на производство единицы продукции |
+ |
- |
- |
- |
|
15 |
Перечень и краткая характеристика научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ, которые необходимо выполнять для осуществления принятых решений по охране атмосферы от загрязнения |
+ |
- |
- |
- |
Таблица 2
Пример расчета параметра П (все данные, необходимые для расчета параметра П, имеются в форме 2-тп (воздух)
Н, м |
D, м |
D/(H + D) |
V, м3/с |
Вещество |
ПДК, мг/м3 |
м, мг/с |
м3/с ТПВ |
мг/м3 q |
|
гр. 11 ´ гр. 4 R |
гр. 12 ´ гр.7 R ТПВ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
120 |
4.2 |
0,03 |
101,7 |
Сернистый ангидрид |
0,5 |
12020 |
24040 |
118,2 |
236,4 |
7,1 |
0,17 · 106 |
Двуокись азота |
0,085 |
25300 |
297647 |
248,8 |
2926,7 |
87,8 |
26,1 · 106 |
|||||
2 |
18 |
0,2 |
0,01 |
0,28 |
Бензол |
1,5 |
530 |
353 |
1892,8 |
1261,9 |
12,6 |
4,5 · 103 |
Сероводород |
0,008 |
212 |
26500 |
751,1 |
94642,9 |
946,4 |
25,1 · 106 |
|||||
Цианистый водород |
0,01 |
22 |
2200 |
78,6 |
7857,1 |
78,6 |
1,7 · 105 |
|||||
Фенолы |
0,01 |
2 |
200 |
7,1 |
714,3 |
7.1 |
1,4 · 103 |
|||||
3 |
95 |
0.5 |
0,005 |
0,8 |
» |
0,01 |
30 |
3000 |
37,5 |
3750 |
18,8 |
5,6 · 104 |
4 |
25 |
1,3 |
0,05 |
7,1 |
Сернистый ангидрид |
0,5 |
17500 |
35000 |
2464,8 |
4929,6 |
246,5 |
8,63 · 106 |
5 |
12 |
0,5 |
0,04 |
0,072 |
Пыль |
0,5 |
600 |
1200 |
8333,3 |
16666,7 |
666,7 |
0,85 · 106 |
Таблица 3
Значение параметров П, Ф для различных веществ и суммаций
Сернистый ангидрид и двуокись азота |
Сернистый ангидрид и сероводород |
Сернистый ангидрид и фенол |
Цианистый водород |
Пыль |
Бензол |
|
Пi, м3/с |
3,5 · 107 |
3,4 · 107 |
8,8 · 106 |
1,7 · 105 |
8,5 · 105 |
4,5 · 103 |
Пе, м3/с |
||||||
Фi, м2/с |
3,3 · 103 |
2,3 · 103 |
8,7 · 102 |
1,2 · 102 |
1 · 102 |
19,6 |
Фe, м2/с |
РАЗРЕШЕНИЕ
|
Загрязняющее вещество |
Суммарный выброс |
Загрязняющее вещество |
Суммарный выброс |
||
т/год 1 г/с |
т/год г/с |
||||
Пыль неорганическая |
|||||
Сернистый ангидрид |
|||||
Окись углерода |
|||||
Окислы азота |
|||||
Углеводороды |
По каждому источнику в отдельности величины выбросов загрязняющих, веществ в атмосферу зафиксированы в книге _______________________, которая составляет неотъемлемую часть настоящего разрешения.
Начальник ЦКЗПС ______________ ___________________________________________
(подпись расшифровка подписи, дата)
М. П.
СОДЕРЖАНИЕ