ПР 50.1.003-94 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Порядок проведения Госстандартом России ГОССТАНДАРТ РОССИИ 1. РАЗРАБОТАНЫ Российским центром испытаний и сертификаций (Ростест-Москва) Генеральный директор (Ростест-Москва) кандидат экономических наук В.С. Миранев Заместитель Генерального директора, кандидат технические наук. Е.А. Авсиевич Исполнители Е.А. Авсиевич (руководитель разработки), В.К. Оврагов, Е.Ю. Асташенкова, В.С. Тагай 2. ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением региональной политики и госнадзора Начальник Е.М. Игнатьев Заместитель начальника Г.Н. Онищенко 3. Утверждены приказом Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 239 4. ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Министерством Юстиции Российской Федерации 21 января 1994 г. 5. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 9 февраля 1994 г. 6. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения 1994-02-09 Настоящий Порядок разработан на основании законов Российской Федерации « О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и в соответствии. с Положением о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. № 1020. Порядок устанавливает обще правила проведения Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в том числе требований по безопасности, правил обязат елькой сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)*). ___________ *) В дальнейшем – «государственный надзор» Порядок является обязательным для должностных лиц Госстандарта России, осуществляющих государственный надзор в пределах своей компетенции, а также для проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Целью государственного надзора является государственная защита прав потребителей и интересов государства. 1.2.. Основными задачами государственного надзора являются: предотвращение и пресечение нарушений государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции (работам, услугам)*) , всеми субъектам хозяйственной деятельности; контроль за соблюдением правил обязательной сертификации продукции (работ, услуг); предоставление органам исполнительной власти и общественным организациям достоверной информации о фактическом состоянии соблюдения субъектами хозяйственной деятельности установленных требований к продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, охрану окружающей среды, и правил обязательной сертификации. _____________ *) В дальнейшем – «продукция» 1.3. Объектами государственного надзора являются: продукция, в том числе подлежащая обязательной сертификации, импортная продукция; услуги населению, работы, в том числе подлежащие обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; работы по обязательной сертификации изготовителей (продавцов, исполнителей), испытательных лабораторий (центров), органов по сертификация. 1.4. Государственный надзор осуществляется должностными лицами Госстандарта России и подведомственных ему центров стандартизации и метрология, Российского центра испытаний и сертификации - Москва (Роетест-Москва), Центра испытаний и сертификации - Санкт-Петербург (Тест-Санкт-Петербург)**) - государственными инспекторами. Главным государственным инспектором Российской Федерации по. надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является Председатель Госстандарта России. Главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерация, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений являются рукиоодители центров стандартизации и метрологии. Государственные инспекторы утверждаются в порядке, установленном Госстандартом России, и имеют удостоверения установленного образца. _____________ **) В дальнейшем - «центры стандартизации и метрологий» 1.5. Государственный* надзор осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и сказании услуг, 1.6. При проведении государственного надзора применяются испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация*) продукции и другие методы, обеспечивающие достоверность и объективность результатов надзора. ______________ *) идентификация – процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной документации, в информации о продукции) 1.7. Руководители субъектов хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать государственным инспекторам: свободный доступ в служебные и производственные помещения при предъявлении удостоверения государственного инспектора; использование технических средств и специалистов, предоставление документов и сведений, необходимых для проведения государственного надзора; отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на.издержки производства проверяемого субъекта хозяйственной деятельности. 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА2.1. Государственный надзор осуществляется посредством выборочных проверок с учетом: приоритетных направлений государственного надзора, устанавливаемых Госстандартом России; целевых заданий Госстандарта России; информации потребителей и других обстоятельств, требующих проверки конкретного субъекта хозяйственной деятельности; информации Госреестра России о продукции, прошедшей сертификацию, аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) и органах по сертификации. 2.2. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией проводится одним государственным инспектором либо комиссией, возглавляемой государственным инспектором, ответственным за проведение проверки (руководителем проверки). 2.3. Государственный надзор за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) и органами по сертификации правил обязательной сертификации в пределах компетенции Госстандарта России проводится комиссией, состав, руководитель и порядок работы которой определяется главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. В состав комиссии включается государственный инспектор центра стандартизации и метрологии, в зоне деятельности которого находится проверяемый объект. Решение по результатам работы комиссии принимает главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. 2.4. При подготовке к проверке: анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе проведенных другими контрольными органами; анализируется техническая документация, относящаяся к предмету проверки; изучаются сведения о субъекте хозяйственной деятельности и его продукции; изучаются результаты работы, проводимой субъектом хозяйственной деятельности за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; разрабатывается, при необходимости, программа проверки. 2.5. По прибытии к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности: предъявляется руководителю субъекта хозяйственной деятельности уведомление на проведение проверки (по форме обязательного приложения 1 или 2) и знакомят его с задачей проверки; распределяется работа между участниками проверки - государственными инспекторами и привлеченными специалистами; определяется перечень необходимых материалов и документов, представляемых субъектом хозяйственной деятельности, для проведения проверки. 3. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ3.1. В целях обеспечения достоверности измерительного контроля параметров, установленных обязательными требованиями государственных стандартов на продукцию, проверяется состояние и правильность применения средств измерений, методик выполнения и обработки результатов измерений. 3.2. Для оценки соблюдения обязательных требований государственных стандартов отбираются образцы (пробы)* продукции. Методика отбора и количество отбираемых образцов (объем выборки) должны соответствовать требованиям стандартов на конкретную продукцию. Если стандарт на продукцию предусматривает сплошной контроль, то объем выборки определяется государственным инспектором. Отбор образцов оформляется актом по форме обязательного приложения 3. 3.3. Оценка соответствия продукции обязательным требованиям государственных стандартов проводится на основе результатов контроля и испытаний (анализов, измерений)**, предусмотренных стандартами. Идентификация, технический осмотр продукции проводится государственным инспектором с привлечением специалистов субъекта хозяйственной деятельности. Испытания образцов проводятся специалистами субъекта хозяйственной деятельности в присутствии государственного инспектора. ________________ *) В дальнейшем «образцы» **) В дальнейшем «испытания» 3.4. Результаты испытаний образцов распространяются на партию продукции, от которой они были отобраны. 3.5. При невозможности проведения испытаний (в случае отсутствия испытательной базы либо неготовности последней к проведению испытаний с нормируемой точностью) испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях или других компетентных организациях. 3.6. При контроле продукции устанавливается также наличие на нее каталожного листа, прошедшего учетную регистрацию. 3.7. В процессе контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации, также проверяется: наличие сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, его подлинность, правильность оформления, регистрации и срок действия; наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля; правильность применения знака соответствия; правильность доведения до потребителя информации о сертификации продукции; своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции. 4. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ4.1. В процессе проверок соблюдения правил, обязательной сертификации аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) устанавливается: наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) или подтверждения срока его действия на право проведения сертификационных испытаний, а также лицензии на право проведения определенных видов работ; соответствие видов продукции, подвергающихся сертификационным испытаниям, области аккредитации лаборатории; наличие необходимого фонда нормативной документации по стандартизации на испытываемую продукцию; состояние средств и методик измерений испытательного оборудования и методик испытаний, применяемых при сертификационных испытаниях; наличие протоколов (актов отбора) и системы обозначения (маркировки) образцов испытываемой продукции; полнота проведения испытаний образцов продукции, взятых у изготовителя (исполнителя, продавца) на соответствие требованиям государственных стандартов; соблюдение программ и методик проведения испытаний; правильность оформления и достоверность протоколов сертификационных испытаний. 4.2. В процессе проверок соблюдения правил, обязательной сертификации продукции органами по сертификации устанавливается: наличие аттестата аккредитации органа по сертификации продукции, а также лицензии на право проведения определенных видов работ; наличие необходимого фонда нормативной документации по стандартизации на сертифицируемую продукцию; наличие документов, определяющих правила и порядок сертификации закрепленной за органом продукции; правильность оформления и обоснованность выдачи сертификатов на продукцию в соответствии с областью аккредитации; правильность регистрации выданных сертификатов; случаи отказа в выдаче сертификата на продукцию, подвергавшуюся сертификационным испытаниям, из-за несоответствия ее обязательным требованиям, государственных стандартов; правильность проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции. 5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК5.1. По результатам испытаний, измерительного контроля, технического осмотра и идентификации продукции составляется протокол по форме рекомендуемого приложения 4. При положительных результатах испытаний соответствующая запись делается в акте отбора образцов и протоколе испытаний. По результатам проведенных проверок, установивших нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, оформляется акт по форме обязательного приложения 5. Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии о действующим законодательством. Основные требования к акту проверки: достоверность и обоснованность установленных фактов нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и причин, их вызвавших; краткость изложения при максимуме необходимой информации; полнота результатов проверки; объективность результатов проверки. 5.2. В акте проверки дается краткая характеристика проверенного субъекта хозяйственной деятельности, и указываются выявленные нарушения, их причины, возможные последствия, а также другие сведения, позволяющие обосновать принятые меры. Акт подписывается всеми участниками проверки. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте данных несет руководитель проверки. Содержание акта доводится до сведения руководителя проверенного субъекта хозяйственной деятельности, который его подписывает. В случае отказа руководителя подписать его в акте делается соответствующая отметка. Должностные лица субъекта хозяйственной деятельности имеют право изложить в письменной форме свое особое мнение по результатам проверки, которое прилагается к акту. 6. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА6.1. Акт проверки, установивший нарушения обязательных требований государственных стандартов, по которым приняты или должны быть приняты меры воздействия, с приложениями и предписаниями направляется субъекту хозяйственной деятельности и в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации о результатах государственного надзора, а при необходимости применения мер воздействия главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений - в Госстандарт России. В случае установления нарушений по продукции (работам, услугам), прошедшим обязательную сертификацию, акт проверки также направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат. При необходимости материалы проверки направляются соответствующим органам исполнительной власти или общественным организациям. 6.2. В случае, установления нарушений правил обязательной сертификации испытательной лабораторией (центром), или органом по сертификации акт проверки направляется для рассмотрения в Госстандарт России. 6.3. При выявлении фактов нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации применяются меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
|