На главную | База 1 | База 2 | База 3

Утверждены
приказом Госгортехнадзора России
от 7 октября 1996 г. № 150
Срок введения в действие 01.12.96 г.

Методические указания
по проведению надзора за соблюдением требований норм и правил безопасности в проектно-конструкторской документации производств и объектов по хранению и переработке зерна

РД 14-119-96

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие методические указания (в дальнейшем Указания) разработаны в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента РФ № 234 от 18.02.93; Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора России; Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России; Типовым положением о проектно-конструкторской инспекции РД 03-65-94, утвержденным приказом по Госгортехнадзору РФ № 86 от 03.06.94; Положением о региональной проектно-конструкторской инспекции (РПКИ) по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна, утвержденным начальником округа, при котором действует РПКИ.

1.2. Указания предназначены для надзорных органов, осуществляющих функции государственного надзора по соблюдению требований безопасности в проектно-конструкторской документации для производств и объектов по хранению и переработке зерна.

1.3. Указания устанавливают порядок рассмотрения проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение поднадзорных предприятий (объектов) по хранению и переработке зерна на соответствие современным требованиям действующих нормативных документов по обеспечению безопасной устойчивой работы производств, последующей безопасной эксплуатации зданий и сооружений и находящегося в них оборудования, предупреждения взрывов и пожаров, технической готовности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций, защите людей.

1.4. Надзор за соблюдением в проектно-конструкторской документации всех требований безопасности проводится силами РПКИ, созданных в соответствии с приказом Госгортехнадзора России № 19 от 02.04.92.

1.5. Надзор проводится выборочно для предприятий (производств и объектов), поднадзорных Госгортехнадзору России, и проектных организаций при получении лицензий.

1.6. Нормативно-правовой основой, надзора при рассмотрении проектно-конструкторской документации являются нормативно-техническая документация (НТД), утвержденная в установленном порядке, и другие нормативные акты, в части, относящейся к компетенции Госгортехнадзора России (стандарты, СНиПы, ведомственные и отраслевые документы и др.).

1.7. Основной задачей надзора является выявление допущенных отклонений от требований норм и правил безопасности в проектно-конструкторской документации с целью их своевременного устранения путем внесения в техническую документацию соответствующих корректив до начала строительства или в процессе строительно-монтажных работ, обеспечив тем самым соблюдение норм безопасности при последующей эксплуатации объектов.

1.8. Сведения о намечаемом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении всех поднадзорных производств и объектов по хранению и переработке зерна, полученные от предприятий, проектных организаций, и др., должны представляться округами в Отдел по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна Госгортехнадзора России по установленной форме ежегодно не позднее 01.12 года, предшествующего планируемому. Отдел доводит эти сведения до РПКИ, которые на их основе формируют свои квартальные планы, согласовываемыми Отделом и утверждаемыми округами, в состав которых входят соответствующие РПКИ.

1.9. Перечень объектов, подлежащих надзору и включенных в квартальные планы РПКИ, доводится ими до соответствующих инспекций по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна.

1.10. Проектная документация объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения на поднадзорных предприятиях, не включенных в планы РПКИ, рассматривается работниками инспекций по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна в части соблюдения в проекте требований безопасности.

В случае невозможности у работников инспекций объективно и правильно оценить полноту и правильность принятых в проектах решений, следует обращаться в Отдел по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна Госгортехнадзора России для включения этой работы в план работы соответствующей РПКИ.

1.11. Для участия в рассмотрении проектов могут привлекаться эксперты из числа наиболее квалифицированных специалистов соответствующего профиля производственных предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и прочих организаций.

1.12. Проектные организации, не имеющие лицензии Госгортехнадзора России на проектирование объектов нового строительства, реконструкции и технического перевооружения для поднадзорных предприятий, лишаются права проектирования таких объектов.

2. ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. Перечень производств и объектов, по проектам которых намечено проведение надзора, вносится в квартальные планы работы РПКИ.

2.2. Проведение надзора должно начинаться со сбора информации о сроках завершения проектирования, передаче заказчику проектной документации и ее комплектность.

2.3. Проектную документацию следует получать у заказчика. Отраслевые инспекции должны оказывать содействие РПКИ по своевременному получению от поднадзорного округу предприятия проектной документации. Объем передаваемой на рассмотрение документации определяется РПКИ и согласовывается с нею заранее.

В отдельных случаях (при согласовании с заказчиком) она может быть получена непосредственно у разработчиков проекта. После завершения рассмотрения проекта вся полученная документация возвращается заказчику (или разработчику проекта).

2.4. Рассмотрение документации может проводиться как целиком всего проекта, так и отдельных его разделов. При поэтапном рассмотрении проекта по разделам или очередям строительства предварительно согласованный порядок и сроки проведения надзора могут уточняться с заказчиком.

2.5. При осуществлении надзора за проектами реконструкции и технического перевооружения кроме проектно-конструкторской документации в случае необходимости рассмотрению подлежат материалы технического обследования состояния зданий и сооружений.

2.6. Если при рассмотрении проектов реконструкции или технического перевооружения представленных материалов окажется недостаточно и потребуются какие-то другие материалы, они должны быть запрошены дополнительно.

3. ПЕРЕЧЕНЬ РАССМАТРИВАЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОВЕРЯЕМЫХ ВОПРОСОВ ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

3.1. Рассмотрению подлежит рабочий проект или рабочая документация на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение поднадзорных предприятий (объектов).

3.2. При проведении надзора следует установить достаточность предусмотренных проектом мер безопасности, особенно в части обеспечения взрывозащиты и взрывопредупреждения зданий, сооружений и оборудования.

При рассмотрении проектов реконструкции и технического перевооружения недопустимы отступления от тех или иных нормативных требований по безопасности, мотивированные экономической или какой-либо другой целесообразностью со стороны заказчика или проектной организации.

3.3. В составе рабочего проекта (рабочей документации) рассмотрению подлежат следующие разделы:

3.3.1. Паспорт проекта.

3.3.2. Общая пояснительная записка.

3.3.3. Охрана труда и взрывопожаробезопасность (самостоятельный раздел или в составе общей пояснительной записки).

3.3.4. Генеральный план.

3.3.5. Архитектурно-строительная часть.

3.3.6. Технологическая часть.

3.3.7. Электротехническая часть.

3.3.8. Автоматика.

3.3.9. Отопление и вентиляция.

3.3.10. Водоснабжение и канализация (в части пожарного водоснабжения).

3.3.11. Другие разделы, связанные с безопасностью (по усмотрению РПКИ).

3.4. По материалам рабочего проекта (рабочей документации) необходимо рассматривать и анализировать следующие вопросы:

3.4.1. Наличие в общих указаниях записи о том, что технические решения, принятые при проектировании, соответствуют требованиям противовзрывных и противопожарных норм и обеспечивают безопасную эксплуатацию объекта при соблюдении мер, предусмотренных в рабочем проекте, давая оценку достаточности этих мер.

3.4.2. Правильность категорирования производственных помещений и зданий по взрывной и пожарной опасности.

3.4.3. Соответствие требованиям действующих правил и норм объемно-планировочных и конструктивных решений (обеспеченности помещений легкосбрасываемыми конструкциями - ЛСК: этажности зданий и размещения производственных помещений; огнестойкости конструкций; типа и устройства лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбур-шлюзов; ширины и уклонов лестниц; путей эвакуации людей; устройств соединительных тоннелей и галерей между зданиями; проемов и их заполнений; полов и отделки помещений; наличия, размещения и устройства встроенных помещений, площадок, антресолей, ограждений и др.).

При необходимости следует проанализировать, как учтена возможность повышенной временной нагрузки от давления, развиваемого при взрыве в помещениях, и условия срабатывания ЛСК.

3.4.4. Схемы и типы отопления и вентиляции, размещение трубопроводов и воздуховодов для систем воздушного отопления и вентиляции, их конструкции и материалы, типы отопительных приборов, обеспечение подпора воздуха в помещениях, удаление дыма при пожаре, наличие оборудования во взрывозащищенном исполнении, его размещение и т.д.

3.4.5. Электрооборудование, электроосвещение, связь, сигнализация (в том числе пожарная), размещение электропомещений и т.д. Наличие молниезащиты, зануления и заземления оборудования.

3.4.6. Наличие дистанционного автоматизированного управления и дистанционного контроля за работой машин и механизмов, а также местного управления у каждой машины с возможностью аварийной остановки электродвигателей. Контроль и регулировка загрузки оборудования и емкостей продуктом. Блокировку электродвигателей технологического, транспортного и аспирационного оборудования, в том числе аварийная.

3.4.7. Дистанционное измерение температуры продукта, наличие и места установки приборов и устройств для термометрии, в том числе контроль температуры мягкого сырья, наличие датчиков уровня, подпора, реле контроля скорости, конечных выключателей, предохранительных клапанов, манометров и др.

3.4.8. Защищенность оборудования взрыворазрядителями (места установки, площади их проходных сечений и отводящих трубопроводов, объединение в коллекторы от группы оборудования, величина коэффициентов местных сопротивлений и т.д.).

3.4.9. Оснащение оборудования цехов и участков системами локализации взрыва (СЛВ).

3.4.10. Соответствие проектно-конструкторских решений, заложенных в проекте, современному уровню развития техники и технологии по вопросам безопасности.

Примечание: П.п. 3.3 и 3.4 устанавливают обязательный перечень рассматриваемых вопросов и разделов проекта. При необходимости дополнительный перечень рассматриваемых вопросов определяется РПКИ.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. Результаты рассмотрения проектно-конструкторской документации оформляются в виде акта, который подписывается всеми специалистами, участвовавшими в его рассмотрении как в целом, так и отдельных разделов. В тех случаях, когда при рассмотрении документации выявлены нарушения требований норм и правил безопасности, составляется предписание, которое также подписывается всеми специалистами, участвующими в рассмотрении проекта. При отсутствии нарушений предписание не составляется.

4.2. Предписание должно содержать:

- наименование организации, составившей предписание;

- порядковый номер или шифр предписания;

- наименование проекта;

- полное или краткое наименование заказчика;

- полное или краткое наименование организации-разработчика проекта;

- год разработки проекта;

- год и месяц составления предписания;

- город, где расположена РПКИ, составившая предписание, с указанием почтового адреса и номера телефона;

- перечень представленной проектно-конструкторской документации с указанием номеров и шифров разделов проекта, альбомов и т.п.;

- выявленные отклонения от требований нормативно-технической документации (НТД);

- требования, начинающиеся со слов "ПРЕДЛАГАЕТСЯ" или "ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ":

а) о доработке или корректировке проектной документации по устранению выявленных нарушений и являющиеся обязательными для заказчика (разработчика проекта);

б) по информированию РПКИ об устранении выявленных отклонений от требований НТД;

в) о представлении проектной документации на повторное рассмотрение (при необходимости).

4.3. Любое из выявленных нарушений требований НТД в обязательном порядке должно аргументироваться ссылкой на наименование нормативного документа с точным указанием пунктов (разделов) соответствующего документа.

Не допускается отмечать отступление от требований НТД без необходимой ссылки. Не допускается также считать нарушением неиспользование какого-либо нормативно-технического документа, если при этом не выявлено конкретного отступления от его требований.

4.4. При первой ссылке на какой-либо документ следует приводить его полное наименование, а при последующих (на этот же документ) он может даваться в сокращенном виде. Принятые сокращения указываются в тексте сразу после первого упоминания или в сноске на той же странице.

При наличии в конце предписания списка использованных нормативно-технических документов допускается ссылку в тексте предписания давать на тот порядковый номер, под которым этот документ значится в списке. В этом случае номер документа в тексте указывается в квадратных скобках после номера пункта (раздела) этого документа.

4.5. Предписания составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается или направляется заказчику, который в последнем случае уведомляет РПКИ о его получении, второй экземпляр - начальнику инспекции того округа Госгортехнадзора России, на территории которого находится данное поднадзорное предприятие. Допускается направление первого экземпляра также начальнику инспекции для вручения его заказчику и сообщения о том в РПКИ. Третий экземпляр предписания с подписями исполнителей хранится в РПКИ. При необходимости копии предписаний могут высылаться разработчикам проектно-конструкторской документации и другим заинтересованным организациям.

В тех случаях, когда предписание не составляется, заказчику, начальнику инспекции соответствующего округа и при необходимости другим заинтересованным организациям направляется акт о результатах рассмотрения проекта за подписью всех специалистов, проводивших рассмотрение документации.

Все предписания и акты направляются с сопроводительными письмами за подписью руководителя РПКИ.

СОДЕРЖАНИЕ