МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ СОЮЗДОРНИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ
Утверждены зам. директора Союздорнии
МОСКВА 1988
Изложены основные принципы расчета дорожных одежд на воздействие подвижных нагрузок. Составлен алгоритм для разработки программы применительно к любой ЭВМ. Алгоритм предназначен для расчета перегонных участков автомобильных дорог на прочность при кратковременном воздействии подвижных нагрузок. Приведены таблицы исходных расчетных характеристик грунтов и материалов, а также основные расчетные зависимости и таблицы для расчета дорожных одежд. ПредисловиеВ настоящее время введена в действие «Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-83 (М.: Транспорт, 1985), которая содержит ряд новых, по сравнению с ВСН 46-72, положений: учитываются заданный уровень надежности при назначении минимально допустимого значения коэффициентов прочности и при определении расчетного значения сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетона и влажности грунта, длительность и динамичность воздействия нагрузки на покрытие; принимаются особые температурные условия для расчета покрытий на изгиб, осуществляемого с учетом сил трения на контакте покрытия с основанием, и т.п. В связи с этим требуется переработка рабочих программ для ЭВМ, по которым выполняются расчеты дорожных одежд в проектных организациях. В данной работе кратко изложены основные принципы расчета дорожных одежд на воздействие подвижных нагрузок в соответствии с ВСН 46-83, составлен алгоритм для разработки программы применительно к любой ЭВМ, приведены таблицы исходных расчетных характеристик грунтов и материалов, а также основные расчетные зависимости и таблицы для расчета, намечены пути реализации рекомендаций. Алгоритм предусматривает поиск наиболее экономичного по строительным затратам варианта дорожной одежды. Настоящие Методические рекомендации составили канд. техн. наук П.И. Теляев, инж. В.А. Мазуров, канд. техн. наук А.Е. Мерзликин, инженеры Е.И. Масленкова, Г.А. Муромова, И.Н. Налобин, Т.Е. Полтаранова. Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии или 191065, Ленинград, Д-65, ул. Герцена, 19, Ленинградский филиал Союздорнии. 1. Основные положения1.1. Алгоритм разработан для расчета на прочность дорожных одежд перегонных участков при кратковременном многократном воздействии подвижных нагрузок. Расчет дорожной одежды ведут с учетом надежности, под
которой подразумевают вероятность безотказной работы конструкции в течение
всего периода между капитальными ремонтами. Количественным показателем
надежности является уровень надежности Конструкция дорожной одежды должна удовлетворять следующим трем критериям прочности. 1.2. В грунте и слабо-связных материалах не должны возникать остаточные деформации, вызванные пластическими смещениями. Сдвиг в грунте земляного полотна не возникнет, если
где
T - активное
напряжение сдвига в грунте или слабо-связном материале;
Допустимое напряжение сдвига в грунте или слабо-связном материале определяется по формуле
где С - сцепление в материале слоя или в грунте активной зоны земляного полотна в расчетный период, МПа; К1 - коэффициент, учитывающий снижение сопротивления сдвигу под действием подвижных нагрузок; К1 = 0,6; К2 - коэффициент запаса на неоднородность условий работы конструкций; К3 - коэффициент, учитывающий особенности работы слоев в условиях защемления, дилатансии, сопряжения слоев на контактах (табл. 11 прил. 1). 1.3. Напряжения, возникающие в монолитных слоях под действием повторных кратковременных нагрузок, не должны приводить к образованию трещин. Для этого должно быть обеспечено следующее условие:
sч - наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, найденное путем расчета. 1.4. Упругий прогиб поверхности покрытия от колеса расчетного автомобиля не должен превосходить некоторого нормированного значения. Это условие удовлетворяется, если
где
1.5. Для определения напряжений и деформаций, входящих в выражения (2)-(4), используют решения теории упругости для слоистых сред с корректировкой их по условиям сопряжения слоев на контактах и по принятому методу приведения многослойной системы к двухслойной. В связи с этим решения теории упругости для многослойных сред со спаянными или скользкими контактами между слоями для непосредственных вычислений напряжений и деформаций не применимы. В этом случае следует пользоваться составленными по расчетным номограммам ВСН 46-83 вспомогательными таблицами, интерполируя приведенные в них данные для промежуточных значений входных параметров. В качестве расчетной нагрузки принимают нагрузку от колеса наиболее тяжелых автомобилей, систематическое обращение которых возможно в расчетный для дорожной одежды период. 1.6. Одежды рассчитывают на состав и интенсивность перспективного движения, ожидаемого на последний год службы покрытия перед капитальным ремонтом. Все автомобили приводят к расчетным путем умножения
числа автомобилей с данной нагрузкой на ось на коэффициент приведения 1.7. При расчете по трехкритерийному методу свойства
материалов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта характеризуются
следующими показателями: деформационными (модуль упругости Е) и
прочностными (сопротивление растяжению при изгибе Расчетные значения сопротивления растяжению при изгибе
асфальтобетона и влажности грунта определяют с учетом уровня надежности 1.8. При расчете на прочность дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием учитывают особенности его поведения при эксплуатации в зависимости от температуры. В то время как покрытие наиболее напряженно работает при низких положительных температурах, грунт земляного полотна и слои одежды из слабо-связных материалов испытывают большие напряжения при повышенных температурах, когда модуль упругости асфальтобетона существенно снижается. Поэтому при расчете самого асфальтобетонного покрытия на растяжение при изгибе используют его характеристики, соответствующие низким весенним температурам (табл. 6 прил. 1). При расчете слоев из слабо-связных материалов и грунта на сопротивление сдвигу принимается модуль упругости асфальтобетона в покрытии, соответствующий весенним повышенным температурам (табл. 7 прил. 1). 2. Составление алгоритма2.1. Расчетная схема2.1.1. Общая расчетная схема дорожной одежды нежесткого типа применительно для ЭВМ (рис. 1) включает девять конструктивных слоев дорожной одежды и грунтовое полупространство. Конструктивными слоями являются: 1 - покрытие усовершенствованного типа, устраиваемое преимущественно из плотного асфальтобетона; 2 - верхний слой основания, устраиваемый чаще всего из пористого или высокопористого асфальтобетона; 3 - покрытие облегченного типа либо при наличии слоя 2 - слой основания; слой 3 устраивают из материалов, обработанных органическим вяжущим; 4 - 9 - слои основания, которые устраиваются из следующих материалов: 4 - из щебеночных материалов, шлакового щебня; 5 и 6 - из материалов и грунтов, укрепленных цементом или другим неорганическим вяжущим. Если в конструкции имеется всего один слой из материала, укрепленного цементом, то слою присваивают индекс 5; 7 - из местных неукрепленных мало-прочных каменных материалов (гравий, щебень, гравийные, щебеночные и гравийно (щебеночно)-песчаные смеси, в которых содержится или может образоваться в процессе строительства и эксплуатации основания избыточное по сравнению с действующими нормами количество мелких частиц с числом пластичности до 7; природные или искусственно составленные смеси с содержанием зерен гравия (щебня) крупнее 5 мм не менее 20 %; щебень из осадочных пород марок по дробимости 400, 300 и 200; щебень из изверженных и метаморфических пород марки по дробимости 600, дресва, опоки, грунто-щебень и др.); 8 - из песков крупных, гравелистых, средней крупности или мелких; 9 - из грунтов, укрепленных жидким органическим вяжущим. Рис. 1. Расчетная схема дорожной одежды нежесткого типа для ЭВМ 2.1.2. Слои 2, 5 и 6 рассчитывают на растяжение при изгибе, слои 7, 8 и 9 из слабо-связных материалов и грунтовое полупространство 10 - исходя из условия недопущения сдвига. Проверять напряженное состояние слоев 1 и 3 обычно нет необходимости: надежность этих материалов, если они отвечают современным техническим требованиям, в достаточной мере доказана практикой. Не проверяют расчетом также возможность возникновения сдвига в слое 4. 2.1.3. Расчетной схемой предусматривается, что толщины слоев 1 и 3 назначаются по конструктивным соображениям и в процессе расчета не изменяются. Толщины остальных слоев варьируют в зависимости от расчетных характеристик материалов и грунта, а также от затрат на устройство слоев. В процессе варьирования толщина слоя не должна назначаться ниже минимальной конструктивной (табл. 15 прил. 1), регламентированной технологией укладки и условиями формирования слоя. 2.1.4. Полагая в общей расчетной схеме толщины отсутствующих слоев равными нулю, можно получать практически все обычно встречающиеся при проектировании варианты конструкций дорожных одежд. Например, дорожная одежда из двухслойного асфальтобетона, уложенного на слой обработанного битумом щебня, лежащего, в свою очередь, на двухслойном основании из укрепленного цементом материала и грунта земляного полотна, будет обозначаться так: 1, 2, 3, 5, 6, 10. 2.2. Исходная информация2.2.1. В качестве исходной информации вводятся следующие данные: тип расчетной нагрузки и ее параметры: среднее давление колеса на покрытие Р (МПа) и диаметр следа колеса D (м) (табл. 1 прил. 1); расчетная перспективная интенсивность воздействия
нагрузки на полосу движения тип одежды и покрытия, категория дороги, дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения х); х) Дорожно-климатическая зона и тип местности по условиям увлажнения принимаются согласно «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-83. допустимый уровень надежности требуемый общий модуль упругости дорожной одежды вид материалов конструктивных слоев (индекс слоя i) и исходные толщины деформационные и прочностные характеристики для слоев 1 и 2: а) расчетные модули упругости б) расчетное значение сопротивления материала слоя 2 растяжению при изгибе; деформационные и прочностные характеристики материалов промежуточных слоев: а) расчетные модули упругости б) модули упругости в) расчетный модуль упругости г) расчетные модули упругости вид грунта и его расчетные характеристики: а) если грунт - песок (кроме пылеватого) или супесь
легкая крупная, - расчетный модуль упругости б) если грунты глинистые, - исходная относительная
средняя многолетняя влажность минимальные конструктивные толщины слоев дорожной
одежды максимальная толщина второго слоя суммарная толщина стабильных слоев дорожной одежды затраты номера конструктивных слоев 2.2.2. Требуемый общий модуль упругости дорожной одежды
где
Требуемый общий модуль упругости, рассчитанный по формуле (5), не должен быть меньше значений, указанных в табл. 5 прил. 1. 2.2.3. Расчетное сопротивление материала слоя 2 растяжению
при изгибе
где
2.2.4. Расчетное сопротивление растяжению при изгибе
где 2.2.5. Расчетный модуль упругости
2.3. Последовательность операций при расчете дорожной одежды2.3.1. Блок-схема алгоритма для отыскания оптимальных толщин слоев дорожной одежды (рис. 2) состоит из пяти блоков: I - введение исходной информации; II - оценка прочности конструкции; III - корректировка толщин слоев одежды с целью обеспечения условий прочности; IV - нахождение оптимального по строительным затратам варианта дорожной одежды методом покоординатного спуска; V - определение толщины слоев одежды, удовлетворяющей требованиям морозозащиты земляного полотна. Рис. 2. Блок-схема алгоритма для расчета толщин слоев дорожной одежды Расчет дорожных одежд на прочность в блоке II2.3.2. В процессе расчетов все предусмотренные блоком II операции повторяются многократно. Для программы этот блок является стандартным и на схемах обозначается треугольником с цифрой II внутри. Блок II включает следующие операции. 2.3.3. Вводимые в блок толщины слоев сопоставляются с
минимальными конструктивными. Если 2.3.4. Для глинистых грунтов и пылеватых песков по заданной исходной относительной средней многолетней влажности с учетом заданного уровня надежности и поправки на условия работы вычисляют исходную относительную влажность
Полученную исходную влажность принимают за расчетную, если выполняются условие:
В противном случае расчетную влажность грунта
При расчетной относительной влажности согласно табл. 14 прил.
1
определяют расчетные значения модуля упругости 2.3.5. Для каждого рассчитываемого слоя, включая слой 10,
вычисляют показатель прочности
где
Знак «минус» у Если Условия прочности конструкции в целом оценивают
величиной общего показателя прочности
Ниже приведена последовательность операций по вычислению показателей прочности. Рис. 3. Схема определения нормативных характеристик глинистых грунтов и пылеватых песков 2.3.6. Определение определяют отношение модуля упругости подстилающего
полупространства вычисляют отношение толщины слоя для вычисленных отношений а) при
б) при
где вычисляют общий модуль на поверхности двухслойной системы и заносят его в память; производя такой расчет столько раз, сколько
конструктивных слоев в одежде, доходят до верхнего слоя и определяют вычисляют общий показатель прочности 2.3.7. Определение
находят отношение вычисляют отношение по табл. 2 прил. 2 в зависимости от а) при б) при где вычисляют полное растягивающее напряжение рассчитывают показатель прочности где 2.3.8. Определение вычисляют средний модуль упругости слоев, лежащих над рассчитываемым:
находят отношение этой величины к модулю упругости
рассчитываемого слоя определяют отношение суммы толщин вышележащих слоев и
толщины рассчитываемого слоя по известным отношениям
где в = -0,124; вычисляют отношение модуля упругости рассчитываемого
слоя Значение рассчитывают растягивающее напряжение при изгибе вычисляют показатель прочности где 2.3.9. Определение находят суммарную толщину вычисляют отношение среднего модуля упругости определяют отношение суммарной толщины слоев, лежащих
над рассчитываемым, находят активное напряжение сдвига от временной
нагрузки а) при
б) при
в) при
где Затем вычисляют
где
находят активное напряжение сдвига от веса вышележащих
слоев толщиной
определяют полное активное напряжение сдвига в рассчитываемом слое: находят допустимое напряжение сдвига
Допустимое напряжение сдвига вычисляют показатель прочности
2.3.10. Определяют, из какого блока (из исходного, II или IV) конструкция поступила в блок II. В блоке II после вычисления всех показателей прочности проверяется индекс итерации ( К = 0 или К ¹ 0). Если К = 0, конструкция с вычисленными показателями прочности вновь поступает в блок IV для последующих операций без каких-либо дополнительных проверок. Если К ¹ 0, то организуется проверка условий прочности по следующей схеме. 2.3.11. Проверяют, удовлетворяются ли условия прочности во всех слоях и в конструкции в целом. Принимают, что конструкция прочная, если При несоблюдении этого условия хотя бы по одному показателю прочности конструкция вновь поступает в блок III на корректировку толщин слоев 1 - 9. Если все показатели прочности больше нуля (конструкция прочная), то устанавливают, нет ли в конструкции явно излишних запасов прочности. Для этого проверяют условие, вписывается ли хотя бы один какой-либо показатель прочности в пределы:
Если условие (35) хотя бы для одного показателя прочности удовлетворяется, то конструкция поступает в блок IV; если нет - в блок III. Каждый раз при прохождении конструкции через блок III ей присваивается индекс К, отмечающий номер итерации. Расчет в блоке III2.3.12. Блок III предназначен для корректировки толщин слоев одежды в целях обеспечения прочности конструкции или ликвидации излишних запасов прочности. Коррективы в толщины слоев вносятся по формулам, полученным на основе обобщения многочисленных расчетов дорожных одежд в различных условиях. Корректировка толщин слоев производится в зависимости от показателей прочности. В блоке III производятся следующие операции. 2.3.13. Толщины слоев на каждой последующей итерации (К+1) рассчитывают по приводимым ниже формулам: слой 2:
где При отсутствии слоев 4 и 6 показатель слой 4:
где слой 5: где слой 6:
где слой 7:
где слой 8:
где 2.3.14. Проверяют, удовлетворяют ли абсолютные значения поправок для слоев i = 2; 4; 5; 6; 7 условию
Если неравенство (43) не удовлетворяется, то полагают
Знак «+» или «-» принимается обратным знаку показателя
прочности 2.3.15. Проверяют, выполняется ли условие
Если неравенство (44) для какого-либо слоя не удовлетворяется, то для этого слоя принимают 2.3.16. Проверяют, удовлетворяется ли неравенство
Если для какого-либо слоя условие (45) оказывается нарушенным, то для этого слоя принимают 2.3.17. Вычисляют индекс итерации в блоке III: К = К + 1. 2.3.18. Расчет любой конструкции дорожной одежды с подбором толщины по блоку III и с удовлетворением условий прочности по второй части блока II всегда будет завершен максимально за 25 итераций. Если расчет не завершится, то это означает, что неудовлетворительно заданы исходные условия. Такая конструкция должна быть выведена в блок IV с соответствующей отметкой. Поэтому завершающим этапом расчетов в блоке III должна быть проверка условия К ³ 25. Если оно выполняется, то конструкция поступает в блок IV; если нет - то, в зависимости от условий прочности, она либо возвращается в блок II, либо поступает в блок IV. Проверка конструкции дорожной одежды по условию морозоустойчивости2.3.19. Конструкция дорожной одежды (толщины слоев),
рассчитанная по условию прочности в блоке II, проверяется на
морозоустойчивость. Для этого толщина одежды, необходимая по условиям прочности
всей конструкции и приведенная по теплопроводности к толщине слоя гранитного
щебня Если Если Расчет в блоке IV2.3.20. Блок IV предназначен для нахождения оптимального по строительным затратам варианта дорожной одежды методом покоординатного спуска. Последовательность операций в блоке IV представлена в прил. 4. 2.3.21. Предусматривается проводить расчеты в три этапа
(индекс этапа ч). На каждом этапе варьируют попарно толщины двух из
заданных слоев с индексом 2.3.22. Для каждой итерации строительные затраты Значение 2.3.23. Для расчетов на каждом последующем этапе принимается
вариант с наименьшим значением 2.3.24.
Проведение расчетов по первым трем этапам (ч = 3) составляет первое
приближение ( Если толщины слоев, определенные на предыдущем и
последующем приближениях, отличаются менее чем на 1 см, расчет считается
оконченным. При этом на выход должны быть поданы из памяти данные не только по
варианту конструкции с наименьшим значением На основании этих данных из конструкций, незначительно отличающихся между собой по строительным затратам, может быть выбрана наиболее целесообразная в данных условиях по натуральным показателям (энергоемкости, необходимости расхода дефицитных материалов, индустриальности и т.д.). Расчет в блоке V2.3.25. В блоке V определяются толщины слоев дорожной одежды для случая, когда их общая толщина должна удовлетворять требованиям морозозащиты земляного полотна. При этом экономические требования к соотношению толщин слоев становятся второстепенными, так как конструкция проектируется по принципу подбора минимально допустимых толщин покрытия и верхнего слоя основания при значительном развитии толщины наиболее дешевого морозозащитного слоя. Этот принцип и реализуется в блоке V. 2.3.26. Алгоритм расчетов по блоку V представлен в
прил. 5. Алгоритм предусматривает введение коррективов в
толщины покрытия
где Пример расчета дорожной одежды приведен в прил. 7. Приложение 1Таблицы для введения исходной информацииТаблица 1 Параметры расчетных нагрузок
Допустимый уровень надежности
Значения коэффициента нормированного отклонения t Коэффициенты а и в для расчета
Примечание. Для V дорожно-климатической
зоны требуемые значения модуля упругости Минимальные значения требуемого модуля упругости
Характеристики материалов слоев 1 и 2 при определении
Расчетные модули упругости
Примечания: 1. Модули упругости плотного асфальтобетона даны для смесей типа Б. Для III-IV дорожно-климатических зон модули упругости для смесей типа А следует увеличить на 20 %, типов В, Г и Д - уменьшить на 20 %. 2. Модули упругости пористого и высокопористого асфальтобетонов даны для средне- и мелкозернистых смесей. Для III-IV дорожно-климатических зон модули упругости крупнозернистых смесей следует увеличить на 20 %. Таблица 8 Расчетные значения характеристик неукрепленных и укрепленных на дороге материалов и грунтов
Характеристики материалов и грунтов, укрепленных вяжущими
Примечание. Большие значения следует принимать при укреплении: битумом - для I - III дорожно-климатических зон; неорганическими вяжущими - для IV-V дорожно-климатических зон; комплексным вяжущим - в случае использования битумной эмульсии или жидкого битума совместно с цементом, а также битумной эмульсии совместно с карбамидными смолами. Расчетные характеристики песчаных грунтов (кроме песка пылеватого) и супеси легкой крупной
Примечание. Сцепление для указанных видов грунта С = 0,005 МПа. Значение коэффициента
Исходная средняя многолетняя влажность
Примечания: 1. Средние значения влажности грунта приведены для толщины одежды 75 см. 2. Для. дорог, проходящих в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях - в выемках и нулевых отметках, данные таблицы следует увеличивать на 0,03. 3. Для предгорных (до 1000 м) районов данные таблицы увеличиваются на 0,03 и для горных (свыше 1000 м) - на 0,05. Поправка
Таблица 14 Расчетные значения деформационных и прочностных характеристик глинистых грунтов и пылеватого песка
Минимальные толщины
Приложение 2Таблицы для определения напряженно-деформированного состояния дорожной одеждыТаблица 1 Расчетная таблица для определения общего модуля
упругости двухслойной системы
Максимальные растягивающие напряжения при изгибе
Значения y для расчета слоев 5 и 6
Значения
Приложение 3Определение расчетной интенсивности воздействия нагрузки на дорожную одеждуПри расчете на прочность одежд автомобильных дорог
перспективную интенсивность движения автомобилей разных марок в обоих
направлениях приводят к расчетной интенсивности воздействия расчетной нагрузки Под расчетной интенсивностью 1. Определяют исходную информацию: марки автомобилей j=1, 2, 3,¼, w (w - общее количество различных марок автомобилей в составе транспортного потока); перспективное (в обоих направлениях) количество автомобилей каждой марки в составе потока с учетом нормативного срока службы дорожной одежды; статическую нагрузку на колесо каждой оси для каждой из заданных марок автомобилей; для трехосных автомобилей: расстояние между осями
колес задней тележки L, диаметр следа заднего колеса Автомобили: группы В 38,2 Автобусы: группы А 70,6 группы В 45,1 коэффициент
2. Вычисляют суммарный коэффициент для приведения
воздействия на дорожную одежду автомобилей j-й марки к расчетной нагрузке трехосных: где
Коэффициенты группы А: группы Б: 3. Вычисляют расчетную интенсивность воздействия нагрузки по формуле
Приложение 4Алгоритм расчета по блоку IV14 Вычислить
24 Запомнить
34 Если 44 Если
54 Если
64 Увеличить
74 Принять
84 Расчет по блоку II 94 Если
104 Если
114 Если
134 Идти к 74 154 Вычислить
164 Запомнить
174 Если
184 Идти к 34 194 Выбрать
конструкцию, имеющую наименьшее значение 204 Если
214 Если
224 Уменьшить
234 Принять
244 Расчет по блоку II 254 Если
хотя бы один из 264 Если
один какой-либо из 274 Вычислить
284 Запомнить
294 Если
304 Выбрать
конструкцию, имеющую наименьшее значение 314 Если рассмотрены все пары варьируемых слоев (ч=3) (покрытие-основание, основание- подстилающий слой, покрытие -подстилающий слой), то идти к 344 324 Выбрать для варьирования следующую пару слоев 334 Идти к 34 344 Расположить
закрепленные в памяти варианты конструкций по убывающей величине 354 Напечатать результат 364 Стоп 374 Увеличить
384 Идти к 274 404 Увеличить
414 Идти к 274 424 Увеличить
434 Идти к 234 Приложение 5Алгоритм расчета по блоку VВычислить
Если
15 Вычислить 25 Вычислить 35 Вычислить 45 Если 55 Принять 65 Вычислить 75 Если 85 Принять 95 Присвоить 105 Расчет по блоку II 115 Если 125 Если 135 Если 145 Принять 155 Идти к 185 165 Принять 175 Идти к 195 185 Принять 195 Если 205 Вычислить 215 Идти к 95 225 Если 235 Идти к 185 245 Принять 255 Идти к 95 265 Вычислить стоимость конструкции 275 Стоп Приложение 6Эквивалент
теплотехнических свойств материалов
|
Плотность, г/см 3 |
|
|
Асфальтобетон: |
||
горячий плотный |
2,4 |
1,15 |
пористый |
2,3 |
1,22 |
высокопористый, в том числе битумопесчаная смесь (ТУ 218 РСФСР 395-79) |
2,2 - 1,9 |
1,30 - 1,36 |
Аглопоритовый щебень, обработанный вязким битумом |
0,8 |
2,83 |
Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом |
1,1 |
1,71 |
Гравий (щебень) с легким заполнителем, обработанный вязким битумом |
2,0 |
1,89 |
Супесь, укрепленная 10 %-ной битумной эмульсией |
1,7 - 1,9 |
1,13 |
Цементобетон |
2,4 |
1,03 |
Песок разномерный, укрепленный 6 - 10 % цемента |
2,1 |
1,00 |
Песок мелкий, одномерный, укрепленный 10 % цемента |
2,1 |
1,07 |
Цементогрунт: |
||
с керамзитом (песок - 75 % массы, керамзит - 25 %, цемент - 6 %) |
1,5 - 1,6 |
1,79 - 1,63 |
с гранулами полистирола (песок - 97 - 98 %, гранулы полистирола - 2 - 3 % и цемент - 6 - 7 %) |
1,3 - 1,5 |
2,14 - 1,79 |
Битумоцементогрунт с перлитом (перлитовый щебень - 20 - 25 %, песок - 75 - 80 %, цемент - 4 - 6 %, битум - 10 - 12 % массы песка, перлита и цемента) |
1,4 |
1,89 |
Цементогрунт с аглопоритом (супесь или песок - 70 - 80 %, аглопорит - 20 - 30 %, цемент 6 %) |
1,7 - 1,8 |
1,71 - 1,57 |
Шлакобетон |
1,6 |
1,79 |
Керамзитобетон |
1,4 |
1,57 |
Стиропорбетон |
0 - 1,1 |
2,83 |
Слабо-прочные известняки, укрепленные известью |
2,0 |
1,27 |
Суглинок, укрепленный: |
||
6 - 12 % цемента |
1,75 - 1,9 |
1,13 |
2 - 6 % цемента и 2 - 6 % извести |
1,8 - 1,9 |
1,18 |
Супесь, укрепленная 8 - 10 % цемента |
1,7 - 1,9 |
1,11 |
Пенопласт марки ПС-4 |
0,04 - 0,06 |
5,95 |
Каменноугольная золошлаковая смесь, укрепленная 6 - 8 % цемента |
- |
- |
Шлак топочный |
0,8 |
2,00 |
Щебень: |
||
из гранита |
1,8 |
1,00 |
из известняка |
1,6 |
1,15 |
Гравий |
1,8 |
1,00 |
Песок крупный: |
||
талый |
2,0 |
1,03 |
мерзлый |
2,0 |
0,88 |
Песок средней крупности: |
||
талый |
1,95 |
0,98 |
мерзлый |
1,95 |
0,87 |
Песок мелкий: |
||
талый |
1,85 |
0,98 |
мерзлый |
1,85 |
0,89 |
Песок пылеватый: |
||
талый |
1,75 |
1,02 |
мерзлый |
1,75 |
0,92 |
Супесь: |
||
талая |
2,1 |
1,02 |
мерзлая |
2,1 |
0,96 |
Суглинок и глина: |
||
талые |
2,0 |
1,07 |
мерзлые |
2,0 |
0,97 |
Лессы: |
||
талые |
1,5 |
1,11 |
мерзлые |
1,5 |
0,94 |
Пример расчета дорожной одежды выполнен с целью проверить правильность намеченной последовательности операций по предлагаемому алгоритму и уточнить отдельные его положения. Пример может служить моделью для отладки программы.
Блок 1. Исходная информация
1. Параметры расчетной нагрузки группы А:
2. Приведенная интенсивность движения
N = 1630 ед./сут.
3. Покрытие - усовершенствованное капитального типа; II категория дороги; II2 дорожно-климатическая зона; 2-й тип местности по условиям увлажнения.
4. Допустимый уровень надежности , минимальное значение
коэффициента прочности
.
5. Требуемый модуль упругости дорожной одежды
6. Конструкция дорожной одежды состоит из слоя 1 (плотный асфальтобетон), 2 (пористый асфальтобетон), 4 (щебень), 8 (песок) и 10 (грунт).
7. Деформационные и прочностные характеристики материалов и грунта:
=4500 МПа;
=3200 МПа;
=1800 МПа;
=2800
МПа;
=2000
МПа;
=1200
МПа;
=l,19
МПа;
=350
МПа;
=120
МПа;
=40°;
=0,006
МПа;
=33
МПа;
=40°;
=0,01
МПа.
8. Коэффициенты для определения допускаемого
напряжения сдвига ():
слой 8 -
слой 10 - .
9. Исходные минимальные и максимальные толщины слоев;
=40
см;
=20
см.
10. Суммарная толщина стабильных слоев дорожной одежды
= =86 см
(из расчета по ВСН 46-83).
11. Удельные затраты на сооружение 1 м2 конструктивного слоя толщиной 1 см. руб.·см/м2:
=0,32;
=0,3;
=0,2;
=0,06.
12. Номера слоев, толщины которых варьируют в блоке IV:
=2;
=4;
=8.
Расчет по блокам II и III
Для заданного числа конструктивных слоев вычисляли (табл. 1
настоящего приложения) в последовательности, описанной выше. На 1-й итерации
производили расчет для исходных толщин слоев. Поправки к ним, вычисленные по
соответствующим итерационным формулам, вводили на каждой последующей итерации.
В нашем примере на 13-й итерации получены данные, удовлетворяющие условиям
прочности, указанным в блоке II. Эти данные поступали в блок IV.
Расчет по схеме блока IV
Для конструкции, полученной в результате расчета на
прочность в блоках II и III, вычисляли суммарные затраты (в примере = 13,02 руб./
/м2).
I этап (табл. 2) поиска оптимального решения со 2-й по 7-ю итерации
предусматривал варьирование толщинами слоев и
; с 8-й по 31-ю - слоев
и
; с 32-й по
52-ю -
и
.
Пример расчета конструкции дорожной одежды по блокам II и III
Номер итерации |
Толщина слоя |
Прочностные
прочности |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
8 |
20 |
40 |
-0,163 |
-0,061 |
0,017 |
-0,183 |
|
2 |
6 |
10 |
22 |
56 |
0,034 |
0,145 |
0,206 |
0,036 |
3 |
6 |
9 |
21 |
50 |
-0,057 |
0,045 |
0,132 |
-0,046 |
4 |
6 |
9 |
21 |
52 |
-0,050 |
0,049 |
0,132 |
-0,030 |
5 |
6 |
9 |
21 |
54 |
-0,043 |
0,054 |
0,132 |
-0,014 |
6 |
6 |
9 |
21 |
56 |
-0,037 |
0,058 |
0,132 |
0,001 |
7 |
6 |
9 |
21 |
58 |
-0,030 |
0,062 |
0,132 |
0,016 |
8 |
6 |
9 |
21 |
60 |
-0,024 |
0,066 |
0,132 |
0,032 |
9 |
6 |
9 |
21 |
62 |
-0,018 |
0,069 |
0,132 |
0,048 |
10 |
6 |
9 |
21 |
64 |
-0,013 |
0,073 |
0,132 |
0,064 |
11 |
6 |
9 |
21 |
66 |
-0,008 |
0,076 |
0,132 |
0,082 |
12 |
6 |
9 |
21 |
68 |
-0,003 |
0,079 |
0,132 |
0,100 |
13 |
6 |
9 |
21 |
70- |
0,001 |
0,083 |
0,132 |
0,119 |
Пример расчета конструкции дорожной одежды по блоку IV
На II этапе (см. табл. 2) при поиске оптимального
решения за исходную принималась конструкция, для которой на I
этапе определены наименьшие суммарные затраты = 12,28 руб./м2.
Поскольку вычисленные на I и II этапах расчета толщины конструктивных слоев одинаковы, поиск оптимального решения считается законченным.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
выполненный вручную пример расчета подтвердил в целом действенность разработанной последовательности операций для отыскания оптимальной конструкции дорожной одежды;
затраты на сооружение вариантов равнопрочных конструкций могут колебаться в довольно широких пределах. В примере они изменялись от 12,38 руб./м2 для 23-й итерации до 13,24 руб./м2 для 52-й (всего по стоимости было рассчитано семь вариантов конструкции). Такое различие в себестоимости конструкций свидетельствует о правомерности поиска в блоке IV оптимального по затратам варианта.
СОДЕРЖАНИЕ