МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ СОЮЗДОРНИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 1986
Утверждены зам. директора Союздорнии кандидатом технических наук В.М. Юмашевым Одобрены Техническим управлением Минавтодора ТаджССР (письмо № 2/18-345 от 3.9.85)
Изложены сведения о материалах для приготовления силикатных красок, требования к ним и способ разметки дорожных покрытий. Составы красок разработаны на основе местных материалов. Применение силикатной краски позволит получить экономический эффект за счет снижения стоимости применяемых материалов, сокращения расходов силикатной краски и экономии энергетических ресурсов. Стоимость краски в 8 - 10 раз ниже, чем применяемой в настоящее время для разметки автомобильных дорог краски ЭП-51-55. ПредисловиеДля разметки дорожных покрытий в СССР применяют эмаль ЭП-51-55 и нитроэмаль № 132 в растворе легколетучих органических растворителей. Долговечность разметки, устроенной на основе эмали ЭП-51-55, - 3 - 4 мес, на нитроэмали № 132 - 1,5 - 2 мес, что приводит к необходимости частого обновления разметок за сезон. В связи с дефицитностью органических красок и сокращением сырьевых источников остро встал вопрос о необходимости замены органических красок водорастворимыми (применение последних более оправдано и с экологической точки зрения). «Методические рекомендации по приготовлению и применению силикатных красок для разметки автомобильных дорог» разработаны на основе результатов лабораторных исследований и опытно-экспериментальных работ, выполненных в Среднеазиатском филиале Союздорнии, по получению силикатных красок на основе местных материалов и применению их для разметки покрытий автомобильных дорог. Стоимость силикатной краски в 8 - 10 раз ниже, чем применяемой в настоящее время для разметки автомобильных дорог эмали ЭП-51-55. За счет снижения стоимости применяемых материалов, сокращения расходов краски и экономии энергетических ресурсов экономический эффект от применения 1 т силикатной краски по сравнению с применяемой эмалью ЭП-51-55 составит 1000 руб. «Методические рекомендации» составили: канд. хим. наук А.Н. Куманикина, канд. техн. наук А.И. Исмаилходжаев, инженеры М.Р. Устоев, И.М. Музафаров, В.И. Назаров. 1. Общие положения1.1. Силикатная краска для разметки автомобильных дорог представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в жидком калийном стекле: одна часть жидкого калийного стекла с плотностью 1,15 и одна часть сухой минеральной составляющей. 1.2. Под разметкой понимаются надписи, полосы, фигуры и пр., наносимые на проезжую часть дорог с асфальто- и цементобетонным покрытиями. 1.3. Разметка наносится строго в соответствии с ГОСТ 13508-74. 1.4. Белизна и размер разметочной полосы должны обеспечивать видимость на расстоянии не менее 100 м под углом 3 - 4° (т.е. с высоты 1,5 м) и соответствовать ГОСТ 10807-78. 2. Применяемые материалы и требования к ним2.1. Сухая минеральная составляющая силикатных красок, представляющая собой смесь молотых минеральных пигментов и наполнителей, должна удовлетворять следующим требованиям: Содержание влаги Не более 1,5 % Тонкость помола (остаток на сите с размером ячеек 0,08 мм) Не более 2 % Удельная поверхность Не менее 4000 см2/г Цвет Белый, белый с кремовым оттенком 2.2. Жидкое калийное стекло должно удовлетворять следующим требованиям: Внешний вид Жидкость желтоватого или зеленоватого оттенка Плотность Не менее 1,3 г/см3 Содержание окиси калия 10,2 - 12,5 % Содержание двуокиси кремния 20 - 26 % Кремнеземистый модуль 2,5 - 4 2.3. Сухая составляющая силикатной краски должна быть такого состава (%): Минеральный наполнитель (песок кварцевый, гранит белый) 80 - 89 Окись титана 7 - 10 Борат кальция 0,5 - 1 2.4. Жидкое стекло с плотностью 1,3 необходимо разводить водой в соотношении 1:1 до плотности 1,15. 3. Приготовление силикатной краски и требования к ней3.1. Приготовление силикатной краски осуществляют в емкостях с перемешивающим устройством. 3.2. В емкость загружают сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло с плотностью 1,15 в соотношении 1:1 и осуществляют тщательно перемешивание до получения смеси однородной консистенции. 3.3. Краска, готовая к применению, должна удовлетворять следующим показателям: Цвет Белый, оттенок не нормируется Вязкость по воронке ВЗ-4 при 20 °С Не менее 14 - 16 с Укрывистость в пересчете на сухую пленку Не менее 150 г/м2 Время высыхания при 18 - 20 °С Не более 20 - 30 мин Стойкость пленки к действию воды при 18 - 22 °С Не менее 24 ч Стойкость пленки к действию 3 %-ного раствора хлористого натрия при 18 - 22 °С Не менее 24 ч Период силикатизации Не более 8 ч Коэффициент истираемости 0,8 - 0,9 Прочность пленки при изгибе по шкале гибкости Не более 10 мм 3.4. Полученную краску через сито загружают в бак разметочной машины. 3.5. Приготовленная краска должна быть использована в течение 8 ч. 4. Технология устройства разметки дорог силикатной краской4.1. Разметку необходимо производить при сухой погоде и температуре воздуха не ниже 20 - 25 °С. 4.2. Для разметки следует использовать разметочные машины (марки ДЭ-2, ДЭ-3 и др.) или краскопульт. 4.3. Перед заправкой краскопульт, баки, шланги надлежит тщательно промыть водой, проверить работу краскопульта, исправность компрессора, предохранительных, измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов. В каждом конкретном случае должна быть отработана оптимальная высота поднятия краскопульта в целях обеспечения равномерного нанесения краски на покрытие. 4.4. Общий объем краски должен быть в пределах 0,5 - 0,75 объема бака машины. 4.5. Проезжую часть размечают в один слой. Расход краски - 250 - 300 г. на 1 м2. 4.6. Разметочная машина должна двигаться вдоль намеченной мелом линии. 4.7. Через 3 - 5 мин после нанесения краски можно открывать движение. 4.8. Каждые 2 - 3 ч (после разового использования бачка машины) необходимо тщательно промывать краскопульт, шланги и бачок водой. 5. Контроль качества5.1. Поставку и приемку красок следует проводить партиями. За партию принимают укомплектованное жидким калийным стеклом количество сухой пигментной части, не превышающее дневной выработки предприятия. В партию входят сухая пигментная часть и жидкое калийное стекло в соотношении 1:1 по массе. 5.2. Компоненты краски необходимо поставлять в двухтарной упаковке (отдельно сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло). 5.3. Отбор проб сухой пигментной части для испытания должен проводиться по ГОСТ 9980-80, а жидкого калийного стекла - по ГОСТ 13078-81. 5.4. Проверку качества сухой пигментной части, жидкого калийного стекла и готовой к применению краски необходимо проводить один раз в смену. 5.5. Испытание красок и их составных частей следует проводить при температуре 20 ± 2 °С. 5.6. Содержание влаги в сухой пигментной части следует определять по ГОСТ 21119.1-75. 5.7. Тонкость помола сухой пигментной части следует определять по остатку на сите с размером ячеек 0,2 мм по ГОСТ 3584-73 после мокрого просеивания (ГОСТ 21119.4-75). 5.8. Наличие бората кальция в сухой пигментной части краски рекомендуется определять следующим образом: в фарфоровый тигель засыпают 0,5 - 1 г высушенной пробы сухой пигментной части, затем добавляют 0,5 - 1 г фтористого кальция (или фтористого натрия); смесь смачивают двумя-тремя каплями концентрированной серной кислоты и тщательно перемешивают стеклянной палочкой. Полученную смесь на стеклянной палочке подносят к пламени горелки, не касаясь его. При наличии бората кальция край пламени через некоторое время окрашивается в светло-салатный цвет. 5.9. Внешний вид жидкого калийного стекла допускается определять путем его просмотра в проходящем рассеянном дневном свете. Для этого жидкое стекло наливают в 100-мл стеклянный колориметрический цилиндр и невооруженным глазом отмечают оттенок стекла (желтоватый или зеленоватый). 5.10. Плотность жидкого калийного стекла следует определять в соответствии с ГОСТ 13078-81. 5.11. Для того чтобы определить содержание окиси калия в жидком стекле, необходимо установить щелочность раствора жидкого стекла титрованием соляной кислотой. С этой целью 1 - 2 г раствора жидкого калийного стекла отвешивают на часовом стекле и переносят горячей водой в колбу вместимостью 250 мл для титрования. Воды в колбе должно быть не менее 100 мл. Раствор тщательно взбалтывают. Титрование начинают после остывания колбы с раствором: прибавив две капли раствора бромкрезолового пурпурового, титруют 0,1 н раствором соляной кислоты до желтой окраски. Количество окиси калия (К2О, %) определяют по формуле
где V - количество 0,1 н раствора соляной кислоты, затраченное на титрование, мл; 0,0047 - коэффициент для пересчета количества 0,1 н раствора соляной кислоты в окись калия, мл; b - исходная навеска жидкого калийного стекла, г. Титрование проводят трижды и берут среднее арифметическое значение двух близких определений. 5.12. Содержание двуокиси кремния в жидком калийном стекле следует определять методом титрования соляной кислотой. В колбу с раствором жидкого стекла после определения щелочности добавляют 3 - 4 г кристаллического фтористого натрия, две капли раствора бромкреозолового пурпурного, взбалтывают и титруют 1 н раствором соляной кислоты до получения винно-красного цвета. Предварительно в каждой вновь полученной банке фтористого натрия определяют примесь двуокиси кремния. Для этого в колбу доливают 10 мл дистиллированной воды и проводят титрование по описанной выше методике. Количество двуокиси кремния (SiO2, %) определяют по формуле
где V1, V2 - количество 1 н раствора соляной кислоты, затраченное на титрование соответственно пробы и примеси двуокиси кремния во фтористом натрии, мл; 0,015 - количество двуокиси кремния, соответствующее 1 мл 1 н раствора соляной кислоты, г; b - навеска пробы, г. Титрование проводят трижды и берут среднее арифметическое значение двух близких определений. 5.13. Определение кремнеземистого модуля (М) жидкого калийного стекла проводят расчетным путем по формуле
где S, K - содержание соответственно двуокиси кремния и окиси калия, %; А - отношение молекулярной массы окиси калия к молекулярной массе двуокиси кремния, равное 1,5684. Определение содержания окиси калия, двуокиси кремния в жидком калийном стекле и кремнеземистого модуля производят реже одного раза в месяц и при поступлении новой партии силикат-глыбы. 5.14. Для определения цвета краски необходимо сравнить цвет исследуемой краски с эталоном. Жидкое калийное стекло разбавляют водой до плотности 1,15. К 50 мл жидкого стекла при непрерывном перемешивании добавляют 50 г сухой пигментной части. Смесь перетирают в ступке, наносят кистью на белую плотную бумагу и после высыхания сравнивают с эталоном. 5.15. Вязкость краски, готовой к применению, следует определять по ГОСТ 8420-74. 5.16. Кроющую способность краски определяют по ГОСТ 8784-75. 5.17. Чтобы установить время высыхания краски, необходимо на пластинку с нанесенным покрытием толщиной 20 - 25 мк, после определенного времени высыхания при температуре 18 - 20 °С, наложить полоску копировальной бумаги шириной 15 мм окрашенной стороной книзу, поверх нее - деревянную пластинку площадью 1 см2, а на пластинку - груз весом 200 г. Через 30 с все снимают и по характеру отпечатка, полученного на пленке от копировальной бумаги, делают заключение о времени высыхания. Время практического высыхания - это промежуток времени с момента нанесения испытуемого материала до момента, когда на образующейся пленке толщиной 20 - 25 мк не останется цветного отпечатка от копировальной бумаги после воздействия на нее груза, при относительной влажности воздуха 60 - 65 %. 5.18. Водостойкость пленки рекомендуется определять следующим образом: стальную пластинку, покрытую краской и высушенную, помещают на 2/3 высоты покрытия в дистиллированную воду и выдерживают в ней 24 ч. Затем пластинку вынимают, с помощью фильтровальной бумаги высушивают и выдерживают на воздухе 1 ч, после чего определяют внешний вид и цвет пленки. Они должны оставаться, как правило, без изменений. Допускается незначительное посветление пленки. 5.19. Стойкость пленки к действию 3 %-ного раствора хлористого натрия следует определять так же, как и ее водостойкость, но прежде чем просушить пластинку с помощью фильтровальной бумаги, ее промывают водой. Внешний вид и цвет пленки должны остаться без изменения. Допускается незначительное посветление пленки. 5.20. Для установления периода силикатизации краски необходимо определить время перехода краски из растворимого состояния в нерастворимое. Испытание проводят по ГОСТ 16976-71. При этом вместо проявленной и закрепленной фотобумаги используют копировальную бумагу черного цвета. Испытание проводит через 8 ч после нанесения краски на плотную белую бумагу. Результаты считают положительными, если на копировальной бумаге не остаются отпечатки краски. 5.21. При определении коэффициента истираемости необходимо использовать метод, сущность которого заключается в сравнении износостойкости полученного образца краски и эталонной эмали ЭП-51-55. Для определения износостойкости красок используют абразивный круг истираемости ЛКИ с 33 об./мин. Испытуемую краску наносят на образец из асфальтобетонной смеси (7×7 см) слоем 0,35 мм, закрепляют на приборе и начинают испытание. Одновременно включают секундомер. Испытание считается законченным при полном истирании поверхности образца. Для сравнения в этих же условиях определяют истираемость эмали ЭП-51-55. Коэффициент истираемости эмали приняли равным единице (или 82 об./мин). Краска с коэффициентом, равным 0,8 - 0,9, считается пригодной для разметки дорог. Время определения истираемости составляет 2 - 5 мин. 5.22. Прочность пленки при изгибе следует определять по ГОСТ 6806-73. 6. Упаковка, транспортирование и хранение6.1. Упаковку, транспортирование и хранение сухой пигментной части следует проводить в соответствии с ГОСТ 9980-80, жидкого калийного стекла ГОСТ 13078-81. 6.2. Сухую пигментную часть красок и жидкое калийное стекло необходимо хранить в сухих закрытых помещениях в плотной упаковке. Температура хранения жидкого калийного стекла должна быть не ниже минус 5 °С. 6.3. Комплект краски должен сопровождаться паспортами на сухую пигментную часть и на жидкое калийное стекло, а также краткой инструкцией по применению красок. В паспортах указывают: наименование и адрес завода-изготовителя; номер партии и дату составления паспорта; шифр стандарта; срок хранения. 7. Техника безопасности7.1. При приготовлении и хранении красок, а также при разметке дорог необходимо руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте, содержании автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1978). 7.2. Ограждение места работы и расстановка дорожных знаков при разметке дорог должны осуществляться в соответствии с «Инструкцией по ограждению мест работы и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог» ВСН 179-73, а также ГОСТ 10807-78, ГОСТ 13508-74, главой СНиП III-4-80. 7.3. Пешеходные переходы надлежит размечать сначала на одной стороне проезжей части, затем на другой. Движение транспорта должно быть обеспечено в обоих направлениях по свободной полосе. 7.4. Рабочие, занятые на разметке, должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности и противопожарной охраны, а также обеспечены индивидуальными средствами защиты (очками, резиновыми перчатками). 7.5. При попадании краски или раствора калийного жидкого стекла на кожу необходимо это место тщательно промыть водой. В случае попадания краски в глаза их надо немедленно промыть водой и 3 %-ным раствором борной кислоты.
СОДЕРЖАНИЕ
|