|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
Система
технического обслуживания и ремонта строительных машин
СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И
ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ,
СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Технические требования
Maintenance
and repair system of building
machinery. Jib cranes and their components
being passed to and received from overhaul.
Technical requirements
|
ГОСТ
24407-80*
|
* Переиздание
(август 1986 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5032 срок
введения установлен
Проверен в 1984 г.
с
01.01.82
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
Настоящий
стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения
отечественного производства (далее - краны), используемые на
строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части,
кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на
автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы
тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
Стандарт
устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым
в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
1.1. Сдача
в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны
производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ
24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации,
утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны,
сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы
сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией
на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного
колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном
шасси).
Комплектность
составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта,
устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному
методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная
редакция, Изм. № 1).
2.1. Краны
направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической
документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния
достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа
следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота,
опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
Ресурс до
первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., - по ГОСТ
22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85 % ресурса,
установленного указанным стандартом.
Признаки
предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны
направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт
не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового
устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других
составных частей не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов
конкретных марок имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также
при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ
18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов
составных частей, при наличии которых краны не принимают в ремонт
Наименование составных частей
|
Краткое описание дефекта
|
Дефекты рам
|
Рама
поворотной платформы
|
Разрыв
балок (швеллеров, боковин);
наличие
более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой),
захватывающих более 50 % поперечного их сечения и проходящих через
усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения
накладок;
отклонение
от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более
чем на 50 мм;
наличие
расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах,
балках платформы и рамы силовой установки;
повреждение
коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15 % толщины
элемента;
погнутость
продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности
полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины
|
Рама
ходового устройства
|
Разрыв
балок (швеллеров, боковин);
наличие
более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на
боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной
частью рамы ходового устройства) захватывающих более 50 % поперечного их
сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее
ремонтировались методом наложения накладок;
сквозные
трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной
цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом);
наличие
по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на
противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых
рамах;
отрыв
балок в двух и более местах крепления;
излом
или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам);
облом
опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под
болты опоры (двух зубьев венца);
коробление
плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм
и более;
трещины
центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий;
поражение
коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину
более 15 % толщины элемента;
вмятины
продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности
полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.
|
Рама
гусеничная боковая
|
Разрыв
поперечных балок;
отрыв
балок в двух и более местах крепления;
наличие
более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50 % их поперечного
сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались
методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин,
расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам;
излом
или отрыв одной из головок рам
|
Рама
гусеничного хода
|
Более
двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок,
захватывающих более 50 % сечения полки профиля и проходящих через усиливающие
накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;
общая
погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на
каждый погонный метр рамы;
местная
погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины.
|
Дефекты основных составных частей
|
Краны автомобильные и на специальном шасси
|
Двигатель
|
Дефекты
блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без
применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и
клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс.
|
Кабина
автомобиля
|
По
ГОСТ
18506-73
|
Рама
автомобиля
|
По
ГОСТ
18506-73
|
Опорно-поворотный
круг
|
Трещины,
захватывающие более 10 % сечения полуобоймы (венца) или разрывы;
излом
одного и более зубьев венца;
трещины,
расположенные у основания зубьев венца;
износ
зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией
|
Любые
составные части крановой установки, имеющие корпус или картер
|
См.
приложение 2
|
Барабаны
лебедок
|
Трещины
на поверхности барабана, выходящие на отверстия;
трещины,
обломы реборд;
износ,
смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными
документами размера
|
Вал
карданный
|
Трещины
одновременно на вилке, шлицевой части и трубе;
скручивание
шлицев вала;
вмятины
и погнутость вала, неустранимые правкой
|
Гусеничные и пневмоколесные краны
|
Опорно-поворотный
круг
|
Те
же дефекты, что и для опорно-поворотного круга кранов автомобильных и на
специальном шасси
|
Любые
составные части, имеющие корпус или картер
|
См.
приложение 2
|
Металлоконструкции
стрелы или башни
|
См.
подраздел «Краны автомобильные или на специальном шасси»
|
Барабаны
лебедок
|
То
же
|
Фрикционные
диски (шкивы) лебедок
|
Трещины
на рабочей поверхности или выходящие на поверхности посадочных мест под
подшипники
|
Двигатель
|
По
ГОСТ
18523-79
|
2.3.
Составные части кранов направляют в ремонт, если признаки их предельного
состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной
документации, разработанной по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 27.103-83.
Составные
части кранов, для которых не указаны признаки предельного состояния в
эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из
признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении
указаны дефекты основных составных частей кранов. При наличии одного из
перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
2.1 - 2.3. (Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.1.
Техническое состояние кранов и их составных частей, выдаваемых из ремонта,
должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт
кранов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме
послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных
кранов (составных частей), которые изготовлены после 01.01.79 г., должны быть
на уровне новых кранов - по ГОСТ
22827-77.
Для кранов,
изготовленных до 01.01.79 г., указанные показатели устанавливают в
нормативно-технической документации на их ремонт.
3.2. Краны
выдают из ремонта с запасованными годными к применению канатами.
3.3. Каждый
отремонтированный кран должен быть подвергнут полному техническому
освидетельствованию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР и
приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ
20831-75 и ГОСТ 24826-81.
3.4. Ресурс
отремонтированных кранов (составных частей) до очередного ремонта должен быть
не менее 80 % ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных
документах.
3.5.
Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных
кранов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической
документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в
соответствии с ГОСТ 25646-83.
Послеремонтный
гарантийный срок для кранов, изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при
наработке не более 1000 ч, а для кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. - 9 мес
при наработке не более 750 ч.
Для составных
частей кранов, используемых для текущего ремонта, послеремонтный гарантийный
срок - 9 мес при наработке не более 750 ч.
3.3 - 3.5. (Измененная
редакция, Изм. № 1).
Наименование составных частей
|
Комплектность
|
Турботрансформатор
|
В
сборе без трубопроводов
|
Силовой
генератор
|
В
сборе со шкивом, без ремня и электропроводов
|
Электродвигатель
|
В
сборе без электропроводов
|
Аккумуляторная
батарея
|
В
сборе без проводов с наконечниками, не подвергавшаяся вскрыванию и наличии
выводов с обозначением из них полярности
|
Автотракторный
генератор
|
В
сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и ремня привода
|
Стартер
|
В
сборе с реле и защитным кожухом без щитка и электропроводов
|
Магнето
|
В
сборе с муфтой опережения зажигания, без электропроводов
|
Компрессор
|
В
сборе со шкивом, воздушным фильтром без трубопроводов (но с трубопроводами
между ступенями)
|
Гидронасос
и гидромотор
|
В
сборе со штуцерами без трубопроводов
|
Гидрораспределитель
|
В
сборе со штуцерами и предохранительными клапанами без трубопроводов
|
Гидроцилиндр
|
В
сборе со штоком, крышками и штуцерами без трубопроводов
|
Механизм
поворота
|
В
сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой муфтой и устройством включения
|
Опорно-поворотный
круг
|
В
сборе с сепарирующим и уплотнительным устройствами
|
Грузовая
и стреловая лебедки
|
В
сборе с тормозом, электродвигателем или гидромотором (или без них при
механическом приводе)
|
Редуктор
отбора мощности
|
В
сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами (если они устанавливаются на
редукторе)
|
Редуктор
промежуточный
|
В
сборе с фланцами карданных валов
|
Центральный
реверс
|
В
сборе без тяг управления
|
Редуктор
(коробка) распределительный
|
То же
|
Коробка
передач
|
В
сборе с фланцем вторичного вала, центральным стояночным тормозом (если он
укреплен на коробке передач), но без тяг управления
|
Задний
и передний мосты
|
В
сборе со всей расположенной на нем арматурой (тормозными барабанами, дисками
крепления колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками
колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без рессор, амортизаторов, дисков и
гаек колес)
|
Редуктор
хода (левый, правый или центральный)
|
В
сборе с тормозом, электродвигателем или гидродвигателем (или без них при
механическом приводе)
|
Ведущее
колесо
|
В
сборе с осью, корпусами подшипников и втулками
|
Натяжное
колесо
|
То же
|
Опорный
ролик
|
» »
|
Поддерживающий
ролик
|
В
сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и без них, если это не
предусмотрено конструкцией
|
Наименование составных частей
|
Признаки предельного состояния, при наличии которых
составную часть направляют в ремонт
|
Дефекты, при наличии которых составную часть в
ремонт не принимают
|
Турботрансформатор
|
Снижение
к.п.д. более чем на 15 %;
трещины
зубьев или лопаток любого размера и расположения;
излом
одного и более зубьев или лопаток
|
Трещины
корпуса, проходящие через посадочные места подшипников
|
Электродвигатель
и силовой генератор
|
Трещины
корпуса менее половины его длины;
трещины
подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные места подшипников;
обгорание,
обугливание, замыкание или обрыв обмоток;
износ
или повреждение посадочных мест в подшипниковых щитах, износ шеек вала или
его изгиб и дисбаланс ротора, превышающие допустимые значения
нормативно-технической документации;
трещины
вала любого размера и расположения;
снижение
сопротивления изоляции и более установленного в нормативно-технической
документации, не поддающиеся восстановлению сушкой.
Кроме
того, только для генераторов:
повреждение
коллекторных пластин (отлом гребешков, замыкание пластин на корпус и между
пластинами, значительное выгорание и др.);
замыкание
между пластинами коллектора возбудителя
|
Трещины
корпуса размером более половины его длины;
трещины
подшипниковых щитов, выходящие на посадочные места подшипников;
излом
более двух лап;
сколы
гнезд крепления подшипниковых щитов;
излом
вала
|
Аккумуляторная
батарея
|
Ускоренный
саморазряд;
резкое
снижение уровня электролита;
пониженное
напряжение или плотность электролита в одном из элементов;
не
держится напряжение при испытании нагрузочной вилкой;
изменяется
плотность электролита одного из элементов
|
Сколы
моноблоков, нарушающие их ритмичность;
сколы
и обугливание поверхности бортов каркаса более 1/3 ее
поверхности;
батареи,
подвергавшиеся вскрыванию
|
Автотракторный
генератор переменного тока
|
Снижение
силы тока и напряжения более чем на 20 % по сравнению с номинальным;
повреждение
обмоток статора;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения
|
Трещины
статора любого размера;
изменение
формы, нарушающее герметичность соединения корпуса с крышками;
веерность
пластин статора
|
Стартер
и автотракторный генератор постоянного тока
|
Снижение
мощности более чем на 20 % по сравнению с номинальной;
повреждение
изоляции обмоток;
износ
коллектора;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения
|
Трещины
корпуса любого размера;
изменение
формы корпуса, нарушающее герметичность его соединения с крышками
|
Магнето
|
Слабая
или отсутствует искра;
перебои
в искрении;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения
|
Трещины
любого размера стенок корпуса;
излом
лапок крепления
|
Компрессор
|
Износ
цилиндров более допустимого значения по нормативно-технической документации;
трещины
блока, не проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха;
трещины
водяной рубашки блока длиной до 70 мм;
пробоины
водяной рубашки блока площадью до 6 см2
|
Трещины
блока, проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха;
трещины
блока водяной рубашки длиной более 70 мм;
пробоины
водяной рубашки блока площадью более 6 см2
|
Гидронасос
и гидромотор
|
Снижение
полного к.п.д. на 15 % и более;
трещина
корпуса, не проходящая через посадочные места;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения
|
Трещина
корпуса, проходящая через посадочные места подшипников
|
Гидрораспределитель
|
Внутренние
перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника 0,45 % и более
номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными
клапанами и 0,15 % и более - для остальных секций (конкретные значения утечек
в соответствующих единицах измерения физических величин устанавливаются при
испытаниях на стендах или средствами технической диагностики)
|
Трещина
корпуса любого размера;
продольные
риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм;
излом
фланца крепления (моноблочных)
|
Гидроцилиндр
|
Значения
наружных утечек превышают установленные нормативно-технической документацией
для гидроцилиндров конкретного типоразмера;
скорость
перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если проверка
проводится без снятия гидроцилиндра с крана) во время подачи рабочей жидкости
в штоковую полость (при заполненной и перекрытой бесштоковой полости)
составляет 3 мм в минуту и более;
трещина
одной из проушин;
изгиб
или обрыв штока
|
Сквозные
трещины гидроцилиндра любого размера;
продольные
риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм
|
Грузовая
и стреловая лебедки
|
Радиальный
зазор в подшипниках, превышающий допустимый нормативно-технической
документацией;
изгиб
вала более допустимого нормативно-технической документацией;
трещины
корпуса редуктора менее половины его длины, не проходящие через посадочные
места под подшипники;
трещины
на валах;
излом
одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещины
корпуса редуктора размером на половину и более его длины или проходящие через
посадочные места под подшипники;
излом
мест крепления;
трещины
любого расположения на барабанах
|
Механизм
поворота
|
Износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения;
трещины
менее чем на половину корпуса, не проходящие через посадочные места под
подшипники;
трещины
валов;
излом
одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещины
более чем на половину корпуса или проходящие через посадочные места под
подшипники
|
Опорно-поворотный
круг
|
Взаимное
перемещение колец и зубчатого венца в осевом направлении в нагруженном
состоянии составляет более 0,2 % габаритного диаметра опорно-поворотного
круга;
износ
(вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на
длине более шага тел качения составляет более 0,05 % габаритного диаметра
опорно-поворотного круга;
наличие
трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины
образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного
выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь
отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой
площади одного участка сплошного выкрашивания;
пластическое
оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм;
частичная
поломка (выкрошивание) вершины зубьев до 0,33 от их высоты;
трещина,
захватывающая до 10 % сечения полуобоймы или венца;
разрушение
тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств
|
Трещины,
захватывающие 10 % и более сечения полуобоймы (венца) или разрывы;
излом
одного и более зубьев венца;
трещины,
расположенные у основания зубьев венца;
износ
зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией
|
Редукторы
отбора мощности, промежуточный, распределительный и центральный реверс
автомобильного крана
|
Износ
зубьев зубчатых колес более 10 % первоначальной толщины;
трещины
валов;
излом
одного или более зубьев зубчатых колес;
трещины
корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники;
износ
мест под подшипники и износ валов более допустимого нормативно-технической
документацией
|
Трещины,
проходящие через посадочные места под подшипники;
изломы,
захватывающие более двух отверстий для крепления
|
Коробка
передач пневмоколесного крана
|
Износ
зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной толщины;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения;
излом
одного и более зубьев зубчатых колес;
трещина
корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники
|
Трещины,
проходящие через посадочные места под подшипники
|
Задний
и передний мосты пневмоколесного крана
|
Износ
зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной их толщины;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения;
трещины
валов;
трещина
корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники;
излом
одного и более зубьев зубчатых колес
|
Трещина
картера, проходящая через посадочные места под подшипники
|
Редукторы
(левый и правый) гусеничного хода
|
Износ
зубьев зубчатых колес более 15 % первоначальной толщины;
износ
мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией
значения
излом
одного и более зубьев зубчатых колес;
трещины
менее чем на половину картера и не проходящие через посадочные места под
подшипники
|
Трещины
на половину и более поперечного или продольного размера картера или
проходящие через посадочные места под подшипники
|
Ведущее
колесо гусеничного хода
|
Износ
зубьев колеса или увеличение размера под гребень звена гусеницы более 20 %
первоначального размера;
трещины
длиной до 300 мм;
износ
оси более допустимого нормативно-технической документацией
|
Трещины
длиной 300 мм и более, проходящие от обода до ступицы;
излом
двух и более зубьев;
излом
ступицы колеса
|
Натяжное
колесо гусеничного хода
|
Износ
рабочей поверхности обода колеса до 10 % первоначального размера;
трещина
обода, не проходящая до ступицы;
износ
осей более допустимого нормативно-технической документацией
|
Износ
поверхности обода 10 % и более первоначального размера;
трещина,
проходящая от обода до ступицы;
излом
ступицы колеса;
выкрошивание
обода
|
Опорный
каток и поддерживающий ролик гусеничного хода
|
Износ
обода катка (ролика) до 10 % первоначального диаметра;
трещина
обода, не проходящего до ступицы;
износ
осей более допустимого нормативно-технической документацией
|
Трещина,
проходящая от обода до ступицы;
выкрошивание
обода;
излом
ступицы катка;
износ
обода 10 % и более первоначального диаметра
|
Металлоконструкции
телескопической стрелы
|
Износ
отверстий посадочных мест более допустимого нормативно-технической
документацией;
деформации
и трещины основных несущих элементов, допустимые к исправлению в соответствии
с нормативно-технической документацией
|
Прогиб
в вертикальной и горизонтальной плоскостях сверх значений, допустимых
нормативно-технической документацией;
местная
прогнутость (вмятины, неровности) полок профилей и листов сверх значений,
допустимых нормативно-технической документацией;
более
двух трещин на листах, проходящих не более чем на половину поперечного
сечения листа или выходящих на поверхность отверстий, или одна трещина
большего размера;
более
двух поперечных трещин на продольных уголках, захватывающих не более половины
сечения уголков и не расположенных друг против друга одновременно на двух
уголках в средней части металлоконструкции, или по одной трещине на каждом
уголке, расположенных друг против друга
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|