ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ УПАКОВКА,
МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР РАЗРАБОТАН Министерством промышленности строительных материалов СССР ИСПОЛНИТЕЛИ 3. Б. Энтин, канд. техн. наук (руководитель темы); Б. С. Альбац, канд. техн. наук; В. П. Кузьмина, канд. техн. наук; Г. П. Омельченко; А. А. Мельгунов; В. П. Калфахгиян; Н. Е. Микиртумова ВНЕСЕН Министерством промышленности строительных материалов СССР Зам. министра В. И. Кущиди УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 июля 1985 г. № 115
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 июля 1985 г. № 115 срок введения установлен с 01.01.87 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на все цементы и устанавливает порядок их упаковки, маркировки, транспортирования и хранения. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение цемента, отправляемого в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы СССР, должны дополнительно соответствовать ГОСТ 15846-84, а цемента, отгружаемого на экспорт,- дополнительно заказу-наряду внешнеторговой организации. 1. УПАКОВКА1.1. Цемент отгружают в упаковке или без нее в специализированном транспорте. 1.2. Для упаковки цемента должны применяться сшитые или склеенные пятислойные или шестислойные мешки с закрытой горловиной с клапаном марок НМ, БМ или БМП по ГОСТ 2226-88. Допускается использовать бумажные мешки импортного производства, прочностные показатели которых не ниже, чем у мешков по ГОСТ 2226-88, а также по согласованию с потребителем применять четырехслойные бумажные мешки. (Измененная редакция. Изм. № 2). 1.3. Предельная масса брутто мешка с цементом должна быть не более 51 кг. 1.4. Отклонение средней массы нетто цемента в мешках данной партии от средней их массы, указанной на упаковке, не должно превышать ± 1 кг. 1.5. Среднюю массу нетто цемента в мешке определяют, вычитая из средней массы брутто мешка с цементом среднюю массу мешка. Для определения средней массы брутто мешка с цементом одновременно взвешивают 20 мешков, отобранных выборочно из партии, и результат делят на 20. Среднюю массу мешка определяют, взвешивая 20 мешков, отобранных выборочно из партии полученных мешков, и результат делят на 20. 1.6. Цемент в мелкой расфасовке для розничной торговли упаковывают в полиэтиленовые банки, полиэтиленовые пакеты или многослойные бумажные мешки. Допускается применять другую упаковку, обеспечивающую сохранность цемента. Упаковочная тара, используемая для мелкой расфасовки, должна удовлетворять требованиям соответствующей нормативно-технической документации. При этом качество упаковки должно обеспечивать необходимую герметичность. Масса нетто отдельной упаковки (3; 5) ± 0,05 кг, кг. (Измененная редакция. Изм. № 1). 2. МАРКИРОВКА2.1. Маркировку цемента в мешках производят на каждом мешке в любой его части, а отгружаемого без упаковки - на ярлыке, прикрепленном к транспортному средству любым способом, обеспечивающим его сохранность при транспортировании. Маркировку цемента в мелкой расфасовке наносят непосредственно на упаковку и на этикетку, наклеиваемую на тару, используемую для отгрузки упаковок. Допускается при мелкой расфасовке цемента маркировку наносить не непосредственно на упаковку, а на этикетку, которую наклеивают на пакет (или банку), либо вкладывают в пакет между внешним и внутренними слоями. (Измененная редакция. Изм. № 2). 2.2. Маркировка должна быть отчетливой и содержать: наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак. При поставке цемента в мелкой расфасовке допускается в маркировке, наносимой непосредственно на упаковку, указывать вместо наименования предприятия-изготовителя министерство-изготовитель; обозначение цемента в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на него, а при отсутствии этих требований и при поставке цемента в мелкой расфасовке - полное наименование; гарантируемую марку цемента и группу эффективности по ГОСТ 22236-85. При поставке цемента для розничной торговли группу эффективности не указывают; обозначение нормативно-технического документа, по которому поставляют цемент; среднюю массу нетто цемента в мешке или массу нетто цемента в транспортном средстве и массу нетто упаковки цемента, поставляемого для розничной торговли; На ярлыке дополнительно должно быть указано: активность цемента при пропаривании, определяемая как среднее значение результатов испытаний пяти последних партий, отгруженных в течение не более 10 сут., или по результатам испытаний цемента данной партии; данные о наличии признаков ложного схватывания (если они установлены испытаниями). По согласованию изготовителя с потребителем, за исключением случаев поставки в розничную торговлю, допускается замена всех обозначений, кроме массы, цифровыми кодами по Общесоюзным классификаторам технико-экономической информации. При отгрузке цемента для розничной торговли указывают дополнительно номер партии, дату выпуска цемента и розничную цену за упаковку, приводят краткую инструкцию по применению, а при поставке цветного цемента наносят полоску соответствующего цвета. При поставке цемента в мелкой расфасовке номер партии, дату выпуска и число упаковок указывают на этикетке, наклеиваемой на тару. Допускается инструкцию по применению цемента прикладывать к упаковке. (Измененная редакция. Изм. № 1, 2). 2.3. Допускается при отгрузке цемента одного наименования повагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении, за исключением поставок в розничную торговлю, наносить маркировку по п. 2.2 не на каждой упаковке, но не менее чем на четырех грузовых местах у каждой двери вагона. При этом мешки должны быть уложены маркировкой наружу. 2.4. При пакетировании мешков с цементом верхний ряд мешков в каждом пакете должен быть уложен так, чтобы была отчетливо видна маркировка на мешках. Дополнительно на мешки верхнего ряда пакета должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192-77. 2.4 (последний) (Исключен. Изм. № 2). 3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ3.1. Цемент должен транспортироваться в специализированных вагонах-цементовозах, автоцементовозах и судах, а в упакованном виде - на универсальных транспортных средствах (в крытых вагонах, автомобилях и судах) транспортными пакетами, в контейнерах или поштучно в соответствии с правилами перевозки и креплений грузов, действующими на данном виде транспорта. Допускается перевозка цемента в крытых соответствующим образом оборудованных вагонах. 3.2. Транспортирование цемента в мелкой расфасовке производят в крытых вагонах или автомобильным транспортом в специальных емкостях по согласованию с торгующими организациями. (Измененная редакция. Изм. № 1). 3.3. Транспортирование цемента пакетами в термоусадочной пленке по железной дороге осуществляют согласно техническим условиям на размещение и крепление пакетов, сформированных из мешков цемента с использованием термоусадочной пленки, в четырехосных полувагонах. 3.4. Транспортные пакеты формируют с применением плоских поддонов по ГОСТ 9078-84, термоусадочной полиэтиленовой пленки по ГОСТ 25951-83 или других средств пакетирования по соответствующей нормативно-технической документации при соблюдении требований, установленных ГОСТ 21929-76. 3.5. Пакеты в термоусадочной пленке должны быть герметичны. Пакеты формируют из семи слоев по пяти мешков в слое и цокольного слоя из четырех мешков и плотно обжимают пленкой. Ширина проема на уступе цокольной части должна быть не менее 100 мм с каждой стороны пакета, высота - не менее 90 мм. Длина пакетов цемента в термоусадочной пленке должна быть в пределах 1260 - 1290 мм, ширина - 1030 - 1060 мм, высота - 880 - 950 мм. Масса пакета нетто - не более 2000 кг. 3.4, 3.5 (Измененная редакция. Изм. № 1). 3.6. Контейнеры, применяемые для транспортирования цемента, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на них. 3.7. Изготовитель обязан поставлять цемент в исправном и очищенном транспортном средстве. 3.8. При погрузке и транспортировании цемента без упаковки или в мешках он должен быть защищен от воздействия влаги и загрязнения посторонними примесями. 3.9. Транспортные средства должны быть загружены до полной грузоподъемности или полной вместимости кузова. 4. ХРАНЕНИЕ4.1. Цемент должен храниться раздельно по видам и маркам в силосах или других крытых емкостях, а цемент в упаковке - в крытых сухих помещениях. Смешивание цементов разных видов и марок, а также загрязнение его посторонними примесями и увлажнение не допускаются. 4.2. При хранении мешки с цементом укладывают на поддоны в ряды по высоте не более 1,8 м, располагая мешки в ряду тесно один возле другого при обеспечении свободного подхода к ним. 4.3. Хранение цемента в пакетах, изготовленных с применением термоусадочной пленки, не требует защиты от атмосферных осадков при условии целостности пакета. Для защиты пакетов от «примерзания и разрушения термоусадочной пленки их следует укладывать на поддоны в штабели высотой не более четырех ярусов. 4.4. Не допускается хранить цемент без упаковки в складах амбарного типа.
|