Нормативные документы
в сфере деятельности Серия 10 Выпуск 9 ПРОМЫШЛЕННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ Сборник документов 3-е издание, исправленное и дополненное Москва ЗАО НТЦ ПБ 2010 Ответственные
составители: В Сборник включены Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, с изменением № 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70, Учебная программа (билеты) для подготовки инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, согласованная с Госгортехнадзором России 20.11.00 г., Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 09.02.01 № 7, Методические указания по обследованию предприятий (владельцев), эксплуатирующих подъемные сооружения, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 25.04.95 № 21, с изменением № 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 17.11.97 № 41, и изменением № 2, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 05.04.00 № 19, «Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования», согласованные с Госгортехнадзором России 13.07.00 г., разработанные ВКТИмонтажстроймеханизацией, Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 17.01.01 № 2. СОДЕРЖАНИЕ Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 25.04.95 № 21, с изменением № 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 17.11.97 № 41, и изменением № 2, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 05.04.00 № 19 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД 10-89-95 ВВЕДЕНИЕНастоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, Положением о Госгортехнадзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 2341, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263. _______________ 1 В настоящее время действует Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401. (Примеч. изд.) В Методических указаниях учтены предложения органов госгортехнадзора, хозяйственных организаций, предприятий и других владельцев подъемных сооружений. Владельцами грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, лифтов, эскалаторов, фуникулеров, пассажирских и грузовых подвесных канатных дорог* будут именоваться предприятия, объединения, ассоциации или другие организации, в собственности или на правах аренды которых находятся подъемные сооружения. _______________ * Далее - подъемные сооружения. Надзор на опасном объекте должен осуществляться дифференцированно на основе анализа отчетов предприятий об организации управления безопасностью, представленной информации о проводимых проверках на объектах, в том числе специализированными организациями, а также анализа информации о нарушениях требований промышленной безопасности, инцидентах и т.д. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России Госгортехнадзор России1 осуществляет государственное регулирование и надзор за подъемными сооружениями на территории Российской Федерации через образуемые им территориальные органы (инспекции, управления, управления округов). Непосредственный государственный надзор и контроль осуществляется государственными инспекторами (главными государственными инспекторами). Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности при эксплуатации подъемных сооружений. При обследованиях и проверках состояния безопасности при эксплуатации подъемных сооружений должны вскрываться не только нарушения требований правил и инструкций по эксплуатации оборудования, но также причины и условия, приводящие к этим нарушениям. _______________ 1 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примеч. изд.) Обследования (проверки) рекомендуется осуществлять в разные рабочие смены, в выходные и праздничные дни. Непосредственно на проведение обследования предприятий инспектор должен затрачивать не менее 70 % своего рабочего времени. Конкретное количество обследований, в том числе в выходные и праздничные дни, определяется начальником инспекции (отдела) в зависимости от состояния безопасности на предприятиях. Обследование предприятий проводится в соответствии с месячным планом работы инспектора, составленным на основании годового плана работы. Обследованию могут подвергаться в целом все предприятие или отдельные его участки (цехи). При наличии на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений осмотр грузоподъемных машин может проводиться в выборочном порядке. В случае обнаружения неудовлетворительного надзора и содержания подъемных сооружений, осмотренных в выборочном порядке, осмотру должны быть подвергнуты все находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины на данном предприятии (участке) с привлечением специализированных организаций. Грузоподъемные машины (краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, стреловые краны, подъемники), направленные для работы в другие регионы на срок не более 3 мес, подлежат осмотру инспектором по месту работы. Обследование должно проводиться в присутствии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами. В практике надзорной деятельности применяется три вида обследования: оперативное, целевое и комплексное. 1.1. Оперативное обследование является основной формой контрольно-профилактической работы инспектора. Оно проводится для обеспечения систематического действенного надзора за соблюдением правил. При оперативных обследованиях предусматривается проверка обеспечения безопасности при эксплуатации подъемных сооружений согласно требованиям правил и инструкций. Перед началом обследования инспектору следует ознакомиться с технической документацией, материалами проверок, выполненных специалистами производственного контроля (технического надзора), службами ведомственного надзора, ранее выданными предписаниями органов госгортехнадзора по данному предприятию, а также с состоянием травматизма и аварийности на предприятии. При оперативном обследовании непосредственно на рабочих местах инспектор должен проверять (выборочно) знание обслуживающим персоналом инструкций, выявлять все имеющиеся нарушения правил и выдавать предписания (по форме согласно приложению) об их устранении. В случаях нарушений инструкций и правил, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, эксплуатация подъемных сооружений должна быть запрещена. При этом причины принятых мер должны быть разъяснены рабочим и инженерно-техническим работникам. Лица, ответственные за допущенные нарушения, в результате которых эксплуатация подъемных сооружений была запрещена, должны быть привлечены владельцем к ответственности в установленном порядке. При запрещении работы подъемного сооружения приостанавливается действие лицензии на его эксплуатацию. При запрещении работы подъемное сооружение (кроме лифтов) пломбируется, в предписании на приостановку работ указываются место и время установки пломбы, а также фамилия и должность представителя технической администрации предприятия, ответственного за сохранность пломбы. При этом пломба по возможности должна устанавливаться таким образом, чтобы она не препятствовала выполнению ремонта подъемного сооружения и исключала возможность его эксплуатации. Разрешение на возобновление работ выдается инспектором после проверки устранения нарушений, которые явились причиной запрещения работ. При отсутствии у инспектора возможности своевременно выехать на предприятие для проверки и выдачи разрешения на возобновление работ решение этого вопроса может быть поручено инженерно-техническому работнику по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или специалисту инженерного центра, который о принятом им решении должен сделать соответствующую запись в паспорте подъемного сооружения и уведомить инспектора. 1.2. Целевое обследование проводится инспектором или группой инспекторов для углубленного изучения отдельных вопросов безопасности, включая техническую документацию, относящуюся к этим вопросам. Темы и направления целевых обследований определяются исходя из анализа нарушений правил, случаев травматизма, аварийности, а также в соответствии с указанием Госгортехнадзора России (проверка соблюдения требований безопасности при работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи, при погрузке или разгрузке кранами подвижного состава и т.п.). Перед началом целевого обследования в инспекции (отделе) или управлении (управлении округа) проводится инструктаж участников проверки, при котором ставятся задачи, определяются цели проверки и изучается подлежащий проверке вопрос. При целевом обследовании наряду с проверкой технического состояния подъемных сооружений проверяется работа подразделений и служб предприятия, принимаются меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений правил и норм промышленной безопасности. По результатам целевого обследования руководителю предприятия или владельцу подъемного сооружения выдается обобщенное предписание, которое составляется в произвольной форме. 1.3. Комплексное обследование предусматривает детальную проверку состояния безопасности по предприятию, а также проверку состояния профилактической работы всех основных подразделений предприятия, специалистов и работников, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Комплексное обследование предприятия должно проводиться в соответствии с Типовыми методическими указаниями по организации и осуществлению надзорной деятельности в системе Федерального горного и промышленного надзора России и настоящими Методическими указаниями. 2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ2.1. При проверке соблюдения правил на предприятиях (владельцах), эксплуатирующих подъемные сооружения, особое внимание должно быть уделено следующим вопросам: 1) организации и эффективности осуществления производственного контроля (технического надзора) за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, в том числе: анализ состояния промышленной безопасности, проведение соответствующих экспертиз; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными правовыми актами; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий; 2) правильности назначения инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, а также обслуживающего персонала; 3) организации ремонта, технического обслуживания, диагностирования, освидетельствования, осмотра подъемных сооружений, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары; 4) обучению и периодичности проверки знаний у обслуживающего персонала, а также проверке знаний правил инженерно-техническими работниками; 5) обеспечению инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими документами по безопасной эксплуатации подъемных сооружений, а персонала - производственными инструкциями; 6) наличию и выполнению приказа по организации производственного контроля (технического надзора) за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений; 7) своевременности и качеству обследований подъемных сооружений инженерно-техническими работниками (группами) по надзору; 8) выполнению и правильности оформления результатов технического освидетельствования, осмотров и профилактических ремонтов подъемных сооружений; 9) наличию у владельца или эксплуатирующей организации приказа о порядке работы кранов (кранов-манипуляторов, подъемников, стреловых кранов) вблизи линии электропередачи и правильности оформления наряда-допуска на производство работ грузоподъемными машинами вблизи линии электропередачи, на крановых путях и др.; 10) наличию и содержанию технической документации, соответствию ее нормативным документам; 11) выполнению постановлений, приказов, указаний Госгортехнадзора России и округа (управления), а также ранее выданных предписаний; 12) техническому состоянию и исправному действию подъемных сооружений. 2.2. Проверка наличия и содержания следующей технической документации: 1) паспортов; 2) вахтенных журналов; 3) журнала периодических осмотров подъемных сооружений; 4) журнала учета изготовленных съемных грузозахватных приспособлений и тары; 5) журнала учета периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары; 6) журнала (протоколов) периодической проверки знаний обслуживающего персонала; 7) графиков планово-предупредительных ремонтов и освидетельствования подъемных сооружений; 8) заключений специализированных организаций о возможности дальнейшей эксплуатации подъемного сооружения, отработавшего нормативный срок службы; 9) графиков обследования (диагностики) специализированными организациями подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы; 10) технологических карт на производство погрузочно-разгрузочных работ по всем видам перемещаемых кранами грузов; 11) технологических процессов на погрузку (разгрузку) подвижного состава; 12) схем строповки и складирования грузов; 13) заявок на выделение стреловых кранов, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на участки производства работ; 14) нарядов-допусков на особо опасные работы, регламентированные правилами; 15) журналов нивелировок крановых путей (по канатным дорогам - актов провеса несущих канатов, нивелировки опор); 16) актов взвешивания противовесов, балласта, контргрузов; 17) актов замеров сопротивления изоляции электрооборудования, сопротивления растекания тока заземляющих устройств, актов настройки тепловых и токовых защит, приборов безопасности; 18) планов эвакуации пассажиров канатных подвесных дорог при аварийных остановках, отражающих обеспеченность техническими средствами для таких работ, или договора со специализированной горноспасательной организацией; 19) проектов производства (организации) строительно-монтажных работ грузоподъемными кранами (соответствие кранов условиям производства строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема крюка и вылету; соответствие требованиям правил габаритов приближения кранов к зданиям, местам складирования грузов, линиям электропередачи, местам движения городского транспорта и пешеходов; соответствие грузозахватных приспособлений и тары перемещаемым грузам; наличие схем строповки грузов; соблюдение предусмотренных правилами требований в случаях подъема груза одновременно несколькими кранами и т.п.). 2.3. Проверка организации обучения, аттестации и инструктажа обслуживающего персонала: 1) наличие и выполнение разрешения (лицензии) на право подготовки кадров для подъемных сооружений; 2) наличие условий для подготовки обслуживающего персонала в курсовой сети (наличие преподавателей, учебных кабинетов, наглядных пособий); 3) наличие согласованных с Госгортехнадзором России1 программ (билетов) по обучению обслуживающего персонала; 4) оформление протоколов (журналов) проверки знаний и удостоверений на право обслуживания подъемных сооружений; 5) выполнение требований правил по проведению периодической проверки знаний у обслуживающего персонала; 6) оформление допуска обслуживающего персонала к работе и обеспечение его производственными инструкциями. Выборочно на рабочем месте проверяются знания обслуживающим персоналом производственных инструкций. При выявлении необученных или неаттестованных рабочих, а также рабочих, не имеющих достаточных знаний производственных инструкций, инспектор должен потребовать от администрации предприятия отстранения их от работы по обслуживанию подъемных сооружений. _______________ 1 В настоящее время согласование проводится с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором). (Примеч. изд.) 2.4. Проверка содержания, технического состояния и исправного действия механизмов и оборудования подъемных сооружений: 2.4.1. Обследование технического состояния грузоподъемных кранов включает: 1) осмотр места установки грузоподъемного крана (убедиться, что установка крана произведена в соответствии с проектом и требованиями правил); 2) проверку наличия на кране надписей, требуемых правилами; 3) проверку правильности расположения троллейных проводов относительно кабины мостового крана; 4) проверку секционных участков главных троллейных проводов (ремонтных загонов) и сигнализации о наличии на троллеях напряжения; 5) осмотр рубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода, проверку наличия свободного доступа к нему, надписей, запирающего устройства; 6) проверку площадок и лестниц. При осмотре галерей площадок и лестниц следует обратить внимание на то, что ограждение их должно соответствовать требованиям правил. Входы на крановые пути, галереи мостовых и передвижных консольных кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок; 7) осмотр кранового пути. При осмотре кранового пути (исключая пути железнодорожные) необходимо обращать внимание на соответствие пути Руководству по эксплуатации крана, Правилам и другим нормативным документам. При оценке допустимого износа рельсов, применяемых для устройства крановых путей, необходимо руководствоваться правилами; 8) осмотр крана. При осмотре крана необходимо руководствоваться правилами и руководством по эксплуатации. Объем осмотра определяется инспектором на месте с учетом технического состояния крана и надзора за ним. Оценка допустимого износа механизмов производится в соответствии с руководством по эксплуатации или другими нормативными д окум ентами. Перед осмотром крана проверяется наличие и содержание акта приемки-сдачи крановых путей, результатов ревизии крюковой подвески у кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, а если кран отработал нормативный срок службы - результаты его диагностики. Проверка состояния канатов и их крепления должна производиться путем осмотра. При наличии каких-либо повреждений канатов пригодность к дальнейшей работе определяется в соответствии с Руководством по эксплуатации или правилами. Проверка крепления канатов на грузоподъемной машине должна быть произведена во всех местах крепления. При этом следует обратить внимание на способы крепления, которые должны отвечать требованиям правил; 9) проверку исправности приборов безопасности. Исправность приборов проверяется путем опробования их действия. Так, исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема контрольного груза; 10) проверку состояния находящихся в эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары и правильности их маркировки и хранения. Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. Инструкция должна определять порядок и методы осмотра, браковочные показатели и методы устранения обнаруженных повреждений. При отсутствии на предприятии инструкции по осмотру стропов браковку стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в правилах. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. 2.4.2. Проверка соблюдения правил при производстве работ грузоподъемными кранами осуществляется путем непосредственного наблюдения за работой кранов; при этом особое внимание должно быть обращено на: 1) наличие и соблюдение приказа о назначении в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работы грузоподъемной машины в каждой смене лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами; 2) соответствие назначенного приказом (распоряжением) обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков и т.п.), а также порядок проведения инструктажа их на рабочем месте и наличие у них соответствующих удостоверений; 3) наличие и соблюдение на строительных площадках, где производятся строительно-монтажные работы грузоподъемными кранами, проектов производства строительно-монтажных работ; 4) наличие схем строповки, таблиц массы грузов, правильность применяемых способов строповки и зацепки грузов; 5) правильность обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком; 6) соблюдение стропальщиками мер личной безопасности при подъеме, перемещении и установке грузов; 7) отсутствие людей в зоне работы кранов; 8) соответствие применяемых кранов условиям производства работ (по грузоподъемности, вылету, высоте подъема, вместимости грейфера и т.п.); 9) правильность установки стреловых кранов; 10) соблюдение предусмотренных правилами требований в случаях перемещения грузов над производственными и служебными помещениями, где могут находиться люди; 11) исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары и их соответствие требованиям правил; 12) наличие и порядок выдачи нарядов-допусков (при работе кранов вблизи линий электропередачи, при производстве работ на крановых путях, при ремонте мостовых и консольных передвижных кранов). 2.4.3. При проверке подъемников (вышек) должно быть обращено внимание на: 1) состояние люлек (площадок), канатов, барабанов, блоков, ходовых колес, опорных деталей, тормоза, пульта управления; 2) приборы безопасности: ограничитель предельного груза, следящую систему ориентации люльки в вертикальном положении, концевые выключатели, ограничивающие зону обслуживания, систему блокировки подъема и поворота стрелы при не выставленном на опоры подъемнике; 3) устройство блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы; 4) систему аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы, электропривода или привода гидронасоса; 5) устройство, предохраняющее дополнительные опоры подъемника от самопроизвольного выдвижения; 6) указатель угла наклона подъемника; 7) систему аварийной остановки двигателя с управлением из люльки и с нижнего пульта; 8) состояние анемометра для подъемников с высотой подъема более 22 м; 9) состояние металлоконструкций; 10) гидросистему, гидравлическое оборудование, трубопроводы; 11) электрооборудование, освещение, заземление; 12) защитные покрытия; 13) наличие таблички с обозначением регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания; 14) грузозахватные приспособления, устройства, применяемые для погрузки (выгрузки) груза на площадку, в люльку и тару; 15) наличие подъездного пути, площадки с уклоном не более 3°; 16) порядок установки подъемника вблизи линии электропередачи и под контактными проводами городского транспорта; 17) порядок установки подъемника для производства строительно-монтажных работ. Кроме того, при производстве работ подъемниками необходимо проверить: отсутствие посторонних лиц на месте производства работ; отсутствие превышения грузоподъемности люльки; наличие посадочной площадки для входа в люльку и выхода из нее, а также соблюдение инструкции при посадке в люльку; наличие касок у рабочих люлек и машиниста; наличие у рабочих предохранительных поясов. Выявив серьезные нарушения правил на одном участке, инспектор обязан потребовать от владельца или руководителя эксплуатирующей организации проверить силами инженерно-технических работников и устранить подобные нарушения на всех других участках данного предприятия с последующим уведомлением инспектора о принятых мерах, если обследование этих участков инспектором не запланировано. 2.5. Проверка выполнения условий лицензий при эксплуатации подъемных сооружений. При проверке выполнения лицензий особое внимание должно быть уделено соблюдению требований правил, проектов производства работ кранами, технологических карт при выполнении грузоподъемными кранами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, обеспечению безопасности при работе стреловых самоходных кранов, подъемников (вышек) и кранов-трубоукладчиков вблизи воздушных линий электропередачи. 2.6. Результаты комплексных и оперативных обследований предприятий с неудовлетворительным техническим надзором следует рассматривать на Советах округов с участием руководителей этих предприятий и о принятых решениях Советов информировать представителей органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. 2.7. Проверка содержания, технического состояния и исправного действия лифтов проводится в соответствии с Методическими указаниями по проведению технического освидетельствования пассажирских, больничных и грузовых лифтов. 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙПредписание (по форме согласно приложению) вручается владельцу подъемного сооружения или руководителю эксплуатационной организации. Один экземпляр остается у инспектора для контроля. В предписании должны быть указаны нарушения правил, фамилии и должности лиц, по вине которых допущены нарушения, и сроки устранения этих нарушений, сроки разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных сооружений, если эти нарушения не требуют запрещения работы подъемного сооружения. Об устраненных в ходе оперативного обследования нарушениях правил в предписании делается обобщенная запись в целях оценки состояния промышленной безопасности и работы по охране труда, проводимой на предприятии. В зависимости от состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений рекомендуется по результатам обследования осуществить следующие мероприятия: обсудить на совещании у руководства предприятия (цеха, участка) результаты обследования; провести инструктивную беседу с инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом по вопросам предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений. Приложениек Методическим указаниям Форма Хранить наравне с паспортом подъемных сооружений
|