МИНИСТЕРСТВО
АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 1992 г. №
123
Москва
Правительство Российской Федерации приняло
постановление от 8 мая 1992 г. № 305 "О государственной регистрации
ведомственных нормативных актов".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
5 декабря 1991 г. № 261 "О Министерстве юстиции РСФСР" Правительство
России постановило:
1. Ввести с 15 мая 1992 г. государственную регистрацию
нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих
права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.
2. Утвердить прилагаемое положение о порядке
государственной регистрации ведомственных нормативных актов (приложение № 1 к настоящему приказу).
Установить, что разъяснения о порядке применения
указанного Положения дает Министерство юстиции Российской Федерации.
3. В целях
обеспечения выполнения данного постановления и Положения о государственной
регистрации ведомственных нормативных актов Министерство юстиции Российской
федерации вправе знакомиться в министерствах и ведомствах Российской Федерации
с работой по отбору нормативных актов, подлежащих государственной регистрации.
4. Разрешить
Министерству юстиции Российской Федерации в случае необходимости привлекать
высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве нештатных
экспертов для дачи заключений по ведомственным нормативным актам,
представляемым на государственную регистрацию.
Оплата труда нештатных экспертов производится за счет
общих ассигнований, выделяемых Министерству юстиции Российской Федерации.
5. Признать
целесообразным создание банка данных ведомственных нормативных актов в Научном
центре правовой информации (НЦПИ) при Министерстве юстиции Российской
Федерации.
В этих целях министерствам и ведомствам Российской
Федерации направлять в НЦПИ издаваемые ими нормативные акты, а Министерству
юстиции Российской Федерации - акты, прошедшие государственную регистрацию.
6. Министерству
юстиции Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам Российской
Федерации обеспечить своевременное опубликование зарегистрированных нормативных
актов в Бюллетене нормативных актов, ведомственных изданиях, а также
информирование граждан об актах, затрагивающих их права и законные интересы,
используя для этой цели радио, телевидение и другие средства массовой
информации.
Поставка бумаги издательству "Российское
право" для выпуска Бюллетеня нормативных актов осуществляется в порядке,
предусмотренном абзацем третьим пункта 3 Указа
Президента Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 164 "О
дополнительных мерах правовой и экономической защиты периодической печати и
государственного книгоиздания".
В соответствии с указанным постановлением Министерство
юстиции Российской Федерации разработало Временные методические рекомендации по
применению Положения о порядке государственной регистрации ведомственных
нормативных актов (приложение № 2 к настоящему
приказу).
Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 8 мая 1992 г. № 305
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям
управлений, отделов и Комитете жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России:
принять данное постановление Правительства Российской
Федерации к руководству и исполнению;
при подготовке проектов ведомственных нормативных
документов, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих
межведомственных характер, в обязательном порядке согласовывать эти проекты с
Управлением по правовому обеспечению министерства и Отделом совершенствования
жилищного законодательства Управления эксплуатации, ремонта и приватизации
жилищного фонда Комитета ЖКХ и совместно с ними решать вопрос о необходимости
государственной регистрации таких документов.
2. Управлению
делами (Расуп Заде) обеспечить направление ведомственных нормативных актов Минстроя
России на регистрацию в Минюст России в установленном порядке.
3. Контроль
за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления по
правовому обеспечению Левшина Е. В.
Министр Б.А.
Фурманов
1. Государственная
регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации в
соответствии с Указам Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. №
261 осуществляется Министерством юстиции Российской федерации, которое ведет
Реестр государственной регистрации ведомственных нормативных актов.
2. Государственной
регистрации подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской
федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие
межведомственный характер независимо от сроков их действия (постоянные или
временные) и характера содержащихся в них сведений, в том числе с грифами
"Для служебного пользования", "Не для печати" и
"Секретно".
3. Подлежащие государственной регистрации акты
министерств и ведомств Российской федерации после их подписания (утверждения
руководителем министерства, ведомства) представляются в трех экземплярах в
Министерство юстиции Российской Федерации.
Представление на государственную регистрацию
нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами, ведомствами,
возлагается на орган, который в числе подписавших (утвердивших) акт указан
первым.
К нормативному акту прилагается справка, содержащая:
основания для издания нормативного акта (компетенция
министерства, ведомства; решение вышестоящего органа, которым поручено или
предоставлено право решать вопросы, вошедшие в нормативный акт; иные
обстоятельства, послужившие основанием издания акта);
сведения о ранее принятых нормативных актах по данному
вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу
в связи с принятием акта, представленного на государственную регистрацию.
Представленный на государственную регистрацию акт
должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем
юридической службы министерства или ведомства.
Ответственность за представление нормативных актов в
соответствии с настоящим Положением на государственную регистрацию возлагается
на руководителей министерств и ведомств.
4. Государственная
регистрация ведомственных нормативных актов производится Министерством юстиции
Российской Федерации в срок до 7 дн. с момента получения акта.
В случае необходимости проведения многостороннего
анализа нормативного акта с привлечением экспертов срок регистрации может быть
продлен министром юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дн.
5. По
представленному на государственную регистрацию нормативному акту проводится
правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации.
В регистрации нормативного акта может быть отказано в
случае, если такой акт:
ущемляет установленные законодательством права граждан
либо возлагает на них не предусмотренные законодательством обязанности;
выходит за пределы компетенции органа, его издавшего;
не согласован с заинтересованными министерствами и
ведомствами, когда такое согласование в соответствии с законодательством
является обязательным.
6. Нормативные
акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются
Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием на
допущенное несоответствие законодательству.
Министерство, ведомство, в регистрации акта которого
отказано, вправе обжаловать решение Министерства юстиции Российской Федерации в
Правительство Российской Федерации.
7. После
государственной регистрации один экземпляр нормативного акта с присвоенным ему
регистрационным номером направляется министерству, ведомству.
Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня
присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не
установлен более поздний срок вступления его в силу.
При рассылке и опубликовании нормативного акта
указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
8. Изменения
и дополнения, вносимые в ведомственные нормативные акты, прошедшие
государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном
настоящим Положением.
1. Ведомственные
нормативные акты на государственную регистрацию направляют:
министерства Российской Федерации, государственные
комитеты Российской Федерации, ведомства Российской Федерации (главные управления,
комитеты и т.п.);
комитеты и иные органы управления при Правительстве российской Федерации;
комитеты и иные органы управления в составе или при
министерствах, государственных комитетах и ведомствах России, которым в
соответствии с Положениями о них предоставлено право принимать решения,
затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный
характер.
2. Указанные
в п. 1
министерства и ведомства самостоятельно осуществляют отбор актов для
направления на государственную регистрацию.
При отборе актов должны соблюдаться следующие
требования.
2.1. Направлению
на государственную регистрацию подлежат только акты, содержащие правовые нормы,
т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное
применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими, т.е.
установленными на неопределенный срок; временными, т.е. содержащими указание на
действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до
наступления определенного условия; принятыми в порядке эксперимента (если не
указан срок их действия).
2.2. Направлению
на государственную регистрацию подлежат акты всех видов (приказы, инструкции,
указания, положения, постановления, разъяснения и т.п.), если в них
имеется одна или более норм следующего содержания:
а) затрагивающие гражданские, политические,
социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы
граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской
Федерации и иных федеральных законодательных актах; устанавливающие вновь либо
изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм
реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент
представления акта на регистрацию;
б) носящие межведомственный характер, т.е. являющиеся
обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а
также для предприятий, учреждений, организаций, как входящих, так и не входящих
в систему министерства, ведомства, утвердившего акт. Полномочия по принятию
такого рода актов могут быть установлены актами законодательства либо
поручениями вышестоящих органов.
2.3. Направлению
на государственную регистрацию подлежат ведомственные нормативные акты,
принятые после 14 мая 1992 г., а также акты, изменяющие или дополняющие
ведомственные нормативные акты, принятые до 15 мая 1992 г., если в них
содержатся нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или
носящие межведомственный характер.
2.4. Не
подлежат направлению на государственную регистрацию ведомственные акты, не
содержащие правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы
граждан или носящих межведомственный характер. Такими актами являются, в
частности:
акты персонального характера (о назначении или
освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
акты, действие которых исчерпывается однократным
применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других
аналогичных документов, содержащих правовые нормы;
акты оперативно-распорядительного характера (разовые
поручения);
акты, которыми решения вышестоящих органов доводятся
до сведения органов и организаций (предприятий, учреждений) системы
министерства, ведомства;
акты, направленные на организацию исполнения решений
вышестоящих органов или собственных решений министерств, ведомств и не
содержащие новых норм;
акты нормативно-технического характера (ГОСТы, СНиПы,
тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.).
3. Ведомственные
нормативные акты направляются на государственную регистрацию в Министерство
юстиции России в 3-х экземплярах: подлинник и две копии. Копии
представляемых актов должны быть завершены в установленном порядке.
4. Справка,
прилагаемая к акту, направляемому на государственную регистрацию, составляется
министерством, ведомством, осуществляющим направление акта.
В справке отражается анализ законодательства,
проведенный министерством, ведомством в процессе работы над проектом акта и
отбора акта для направления на государственную регистрацию в соответствии с п. 2 настоящих
методических рекомендаций. В справке целесообразно, в частности, отразить
следующее:
а) основания принятия как акта в целом, так и
отдельных его норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан
или носящих и межведомственный характер, а именно:
сведения об актах законодательства (дата, номер,
наименование, источник опубликования), устанавливающих соответствующее право
министерства, ведомства. Такие сведения могут содержаться, в частности, в
положениях о министерствах и ведомствах, иных актах, устанавливающих их
компетенцию, в том числе в актах, содержащих поручения этим органам;
сведения о том, что акт или отдельная норма принят по
собственной инициативе министерства, ведомства, исходя из общей направленности
законодательства по этому вопросу и функций министерства, ведомства;
б) сведения о действующих ведомственных нормативных актах
по данному вопросу и информация о сроках проведения их в соответствие с
принятым актом;
в) сведения об официальном согласовании акта с
заинтересованными органами независимо от того, является ли такое согласование
обязательным в соответствии с законодательством.
5. 7-дневный
срок, установленный для проведения государственной регистрации, начинается со
следующего дня после даты поступления акта в Минюст России.
Если начало или окончание указанного срока приходится
на нерабочий день, срок государственной регистрации продляется до первого
следующего за ним рабочего дня.
6. В случае
продления срока государственной регистрации министерство, ведомство,
направившее акт на регистрацию, извещается об этом незамедлительно.
7. В целях
своевременного рассмотрения и регистрации крупных и сложных ведомственных
нормативных актов и во избежание возможного продления сроков регистрации таких
актов целесообразно еще до подписания их руководителями министерств, ведомств
направить один экземпляр проекта акта в Управление государственной регистрации
ведомственных нормативных актов Минюста России для ознакомления в рабочем
порядке.
8. В случае
отказа в государственной регистрации акта министерство, ведомство извещается об
этом в письменной форме с указанием конкретных причин. При этом подлинники
возвращаются министерству, ведомству, направившему акт на регистрацию, одна
копия остается в Минюсте России.
9. Если
министерство, ведомство обжаловало в Правительство Российской Федерации отказ в
регистрации ведомственного нормативного акта, копия жалобы направляется в
Минюст России.
10. Не
позднее чем на следующий день после регистрации (присвоения ведомственному
нормативному акту регистрационного номера и занесения в Реестр государственной
регистрации ведомственных нормативных актов) подлинник акта с регистрационными
данными возвращается направившему его органу, одна копия передастся в Научный
центр правовой информации, другая - остается в Министерстве юстиции Российской
Федерации для учета.
УТВЕРЖДАЮ
И.
о. Министра юстиции
Российской
Федерации
Ю.
Х. Калмыков
"31"
мая 1993 г.
РАЗЪЯСНЕНИЯ
о применении Положения о порядке государственной*)
регистрации ведомственных нормативных актов
(подготовлены в соответствии с п. 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305)
*) В дальнейшем - Положение.
1. На
государственную регистрацию направляются акты центральных органов федеральной
исполнительной власти (министерств РФ, государственных комитетов РФ, комитетов
РФ, федеральных служб, российских агентств, федеральных инспекций, федеральных
органов надзора). Акты органов, подотчетных только Верховному Совету РФ или
находящихся в непосредственном ведении Президента РФ (Госкомстат РФ,
Центральный банк РФ, ФАПСИ и др.) не подлежат направлению на государственную
регистрацию.
2. Направление
акта на государственную регистрацию осуществляется органом, подписавшим
(утвердившим) акт.
Направление на государственную регистрацию совместного
акта, т.е. принятого двумя или более министерствами, ведомствами, в
соответствии с п. 3
Положения, возлагается на орган, который в числе подписавших (утвердивших) акт
указан первым.
3. Министерства и ведомства самостоятельно осуществляют
отбор актов для направления на государственную регистрацию.
При отборе должны соблюдаться следующие требования:
3.1. Направлению
на государственную регистрацию подлежат только акты, содержащие правовые нормы,
т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное
применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими, т.е.
установленными без ограничения срока; временными, т.е. содержащими указание на
действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до
наступления определенного условия; принятыми в порядке эксперимента (если не
указан срок их действия).
3.2. Направлению
на государственную регистрацию подлежат акты всех видов (приказы, инструкции,
указания, положения, постановления, разъяснения и т.п.), если в них имеется
одна или более норм следующего содержания:
а) затрагивающие гражданские, политические,
социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы
граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской
Федерации и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие
вновь либо изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой
механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на
момент представления акта на регистрацию;
б) носящие межведомственный характер, т.е. являющиеся
обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а
также для предприятий, учреждений, организаций, не входящих в систему
министерства, ведомства, утвердившего акт.
Полномочия по принятии актов, содержащих нормы такого
рода, могут быть установлены актами законодательства либо поручениями
вышестоящих органов.
Акты, принятые двумя или более ведомствами, подлежат
направлению на государственную регистрацию как носящие межведомственный
характер только в том случае, если их действие распространяется на органы и
организации системы министерств, ведомств, не участвовавших в подписании
(утверждении) акта.
3.3. Направлению
на государственную регистрацию подлежат:
- акты, принятые после 14 мая 1992 г.;
- акты, изменяющие, дополняющие ведомственные
нормативные акты, независимо от времени принятия последних, или
распространяющие их действие, если в них содержатся нормы, затрагивающие права,
свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.
В том случае, когда акт, направляемый на
государственную регистрацию, изменяет, дополняет или распространяет действие
ранее принятого акта, к направляемому на регистрацию акту прилагается в
качестве справочного материала копия первоначального акта, если текст вновь
принятого акта не воспроизводит либо не дает полного представления о его
содержании.
3.4. Не
подлежат направлению на государственную регистрацию ведомственные акты, не
содержащие правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы
граждан или не носящих межведомственный характер. Такими актами являются, в
частности:
- акты персонального характера (о назначении или
освобождении от должности, о поощрения или наложении взыскания и т.п.);
- акты, действие которых исчерпывается однократным
применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других
аналогичных документов, содержащих правовые нормы;
- акты оперативно-распорядительного характера (разовые
поручения);
- акты, которыми решения вышестоящих органов доводятся
до сведения органов и организаций (предприятий, учреждений) системы
министерства, ведомства;
- акты, направленные на организацию исполнения решений
вышестоящих органов или собственных решений министерств, ведомств и не
содержащие новых норм;
- акты нормативно-технического характера (ГОСТы,
СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.);
- акты рекомендательного и методического характера.
4. Ведомственные
нормативные акты направляются на государственную регистрацию в Министерство
юстиции России руководителем (заместителем руководителя) министерства,
ведомства в 3-х экземплярах: подлинник и две копии. Копии представляемых актов
должны быть заверены в установленном порядке.
5. Справка,
прилагаемая к акту, направляемому на государственную регистрацию, составляется
министерством, ведомством, осуществляющим направление акта. В соответствии с
Положением она должна быть подписана руководителем юридической службы
министерства, ведомства.
Справка, прилагаемая к совместному акту, подписывается
руководителями юридических служб всех ведомств, подписавших акт. Министерство,
ведомство, направляющее на регистрацию совместный акт, вправе привлекать к
составлению справки министерства, ведомства, участвующие в принятии акта, по
вопросам, относящимся к ведению последних.
В справке отражается анализ законодательства,
проведенный министерством, ведомством в процессе работы над проектом акта и
отбора для направления на государственную регистрации в соответствии с пунктом 3 настоящих
разъяснений.
В справке отражаются:
а) основания принятия как акта в целом, так и
отдельных его норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан
или носящих межведомственный характер, если эти основания различны.
Сведения об основаниях принятия актов или отдельных
норм могут содержаться в актах законодательства, устанавливающих
соответствующее право министерства, ведомства, в частности, в положениях о
министерствах и ведомствах, иных актах, устанавливающих их компетенцию, в том
числе в актах, содержащих поручения этим органам, а так же в поручениях
компетентных органов.
Основанием для принятия акта или отдельной нормы может
быть собственная инициатива министерства, ведомства, базирующаяся на
направленности законодательства по этому или иному вопросу и функциях
министерства, ведомства.
Если основанием для принятия акта или отдельной нормы
служат (прямо или косвенно) акты законодательства или поручения компетентных
органов, в справке указывается дата и номер акта или поручения, а также
наименование акта и источник опубликования. Копия поручения прилагается к
справке.
Если акт или отдельная норма приняты по инициативе
министерства, ведомства, это отражается в справке. В этом случае также следует
сослаться на акты законодательства, являющиеся основанием для такой инициативы;
б) сведения обо всех действующих ведомственных
нормативных актах по данному вопросу и информация о сроках приведения их в
соответствие с принятым актом;
в) сведения об официальном согласовании акта с заинтересованными
органами, если такое согласование является обязательным в соответствии с
законодательством, а также если в нормативном акте содержатся записи в адрес
других министерств и ведомств.
Отсутствие в представленных на государственную
регистрацию материалах справки является основанием для возврата их
министерству, ведомству на дооформление.
6. Если министерства, ведомства в своей
деятельности руководствуются нормативными актами бывших министерств, ведомств СССР
и возникает необходимость изменить правовое регулирование вопросов, решенных в
этих актах, то оформлять такие изменения следует путем принятия своего акта,
устанавливающего новые нормы, с указанием в нем, что соответствующие положения
актов бывших министерств, ведомств СССР на территории РФ не действуют.
7. Течение
7-дневного срока, установленного для проведения государственной регистрации,
начинается со следующего рабочего дня после даты поступления акта в Минюст
России.
Если окончание указанного срока приходится на
нерабочий день, срок государственной регистрации продляется до первого
следующего за ним рабочего дня.
8. В случае
отказа в государственной регистрации акта министерство, ведомство извещается об
этом в письменной форме с указанием конкретных причин. При этом подлинник и
одна копия акта возвращаются министерству, ведомству, направившему акт на
регистрацию, одна копия остается в Минюсте России.
9. Если
министерство, ведомство обжаловало в Совет Министров - Правительство Российской
Федерации отказ в регистрации ведомственного нормативного акта, копия жалобы
направляется в Минюст России.
10. Не
позднее чем на следующий день после регистрации (присвоения ведомственному
нормативному акту регистрационного номера и занесения в Реестр государственной
регистрации ведомственных нормативных актов) подлинник акта с регистрационными
данными возвращается направившему его органу, одна копия передается в Научный
центр правовой информации, другая - остается в Министерстве юстиции Российской
Федерации для учета. В тот же срок акты, подлежащие официальному опубликованию,
передаются в редакцию газеты "Российские вести" Минюстом России.
11. В
соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 и постановлением
Совета Министров - Правительства РФ от 13 апреля 1993 г. № 307
ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные
интереса граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта
1993 года и прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня
официального опубликования в газете "Российские вести", если в самом
акте не указан более поздний срок.
Акты, не подлежащие в соответствии с законодательством
опубликованию, вступают в силу со дня присвоения им номера государственной
регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок.
12. Акты, не
прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке не влекут за собой правовых последствий
и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих
правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным
лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на
указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
13. Направление
ведомственных нормативных актов (рассылка) для исполнения до государственной
регистрации и опубликования не допускается.
14. Выполнению решений Президента Российской Федерации и
Правительства России, принятых по вопросам государственной регистрации
ведомственных нормативных актов, как показывает практика, способствуют издание
приказа об организации работы по направлению актов на государственную
регистрацию, возложение на конкретное подразделение ответственности за эту
работу, повышение роли юридической службы в подготовке проектов ведомственных
нормативных актов.
Управление государственной
регистрации ведомственных
нормативных актов
Минюста России
СОДЕРЖАНИЕ