ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ
СССР УКАЗАНИЯ СН 322-74 Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР «Указания по производству и приемке работ по строительству в городах и на промышленных предприятиях коллекторных тоннелей, сооружаемых способом щитовой проходки» разработаны трестом Мосоргстрой Главмосстроя при Мосгорисполкоме с участием института Ленгипроинжпроект Главного архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. С введением в действие настоящих Указаний утрачивают силу Указания СН 322-65 Редакторы - инженеры В.М. Мизинов (Госстрой СССР), В. Я. Горяистов (Мосоргстрой), В. И. Белов (Ленгипроинжпроект).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ1.1. Настоящие Указания должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству коллекторных тоннелей для подземных коммуникаций, а также тоннелей другого назначения (кроме транспортных и гидротехнических), сооружаемых способом щитовой проходки в городах и на промышленных предприятиях. При строительстве тоннелей способом щитовой проходки должны выполняться также требования правил Госгортехнадзора СССР, глав СНиП по организации строительства и технике безопасности в строительстве, правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР. 1.2. Строительство коллекторных тоннелей способом щитовой проходки осуществляется преимущественно в районах плотной застройки, при большом насыщении трассы тоннелей подземными коммуникациями и при неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях для строительства коллекторов открытым способом.
1.3. При необходимости прокладки коллекторных тоннелей в сложных геологических и гидрогеологических условиях, вблизи зданий и сооружений или под ними, а также при пересечении тоннелем подземных коммуникаций, железнодорожных или трамвайных путей и магистральных улиц и дорог проектом производства работ должны быть в соответствии с разделом 10 настоящих Указаний предусмотрены мероприятия по обеспечению сохранности зданий, сооружений, пересекаемых коммуникаций и путей сообщения. 1.4. В случае большой насыщенности участков трассы в местах заложения шахтных стволов или буровых скважин существующими подземными сооружениями и коммуникациями заказчик должен обеспечить строительную организацию чертежами планов и поперечных сечений данного участка трассы в масштабе не менее 1:200. 1.5. Все виды работ по щитовой проходке должны выполняться по типовым технологическим картам, а при их отсутствии они должны быть разработаны в соответствии с проектом производства работ. Технологические карты должны учитывать горнотехнические условия строительства конкретного объекта. 1.6. При сооружении коллекторных тоннелей по каждому строительному объекту следует вести журналы: выполненных горных работ (приложение 1) - ежедневно; геодезическо-маркшейдерского контроля; производства бетонных работ (приложение 2); технического надзора заказчика и проектной организации. При выполнении специальных работ (искусственное закрепление грунтов, замораживание грунтов) необходимо вести специальные журналы по этим видам работ. При проходке тоннелей щитами осуществляется маркшейдерский контроль, результаты которого должны заноситься в журнал геодезическо-маркшейдерского контроля ежесменно. 1.7. При строительстве коллекторных тоннелей геодезическо-маркшейдерская служба строительно-монтажной организации должна обеспечивать правильный вынос в натуру всех геометрических данных проекта, точность разбивки подземных сооружений и сбойки выработок, контроль за соответствием геометрических размеров и взаимного положения всех конструкций сооружения проектным. 1.8. При проходке шахтных стволов и коллекторных тоннелей должна осуществляться систематическая проверка соответствия геологических (гидрогеологических) условии проектным данным. Результаты проверки следует вносить в журнал горных работ. При обнаружении несоответствия геологических условий данным проекта, а также при приближении забоев к зонам провалов, размывов, оползней, карста и тектонических нарушений надлежит производить дополнительную геологическую разведку опережающим бурением скважин из забоя. Вопрос о возможности дальнейшей проходки должен решаться по согласованию с проектной организацией. Наблюдение за состоянием и поведением грунтов и грунтовых вод в забое должно осуществляться инженерно-техническим персоналом строительно-монтажных организаций ежесменно в течение всего периода строительства. Инженерно-технический персонал, руководящий работами, должен своевременно изучать проектные данные по геологии и гидрогеологии и результаты дополнительной разведки, проводимой в период строительства. 1.9. Заказчик обязан производить вынос в натуру и закреплять специальными знаками центры шахтных стволов, буровых скважин и оси тоннеля в местах пересечения ими зданий и сооружений (в том числе подземных) и составлять с участием представителей строительно-монтажной организации акт на прием указанных работ. 1.10. В случае отсутствия в районе строительства коллекторного тоннеля пунктов геодезической плановой и высотной основы необходимой точности они создаются силами заказчика путем прокладки вдоль трассы тоннеля полигонометрии и нивелирных ходов. Пункты геодезической плановой и высотной основы должны располагаться на земной поверхности в непосредственной близости от трассы тоннеля (не более чем в 100 м от шахтных стволов и буровых скважин). 1.11. Требования к подземной геодезической плановой основе при строительстве коллекторных тоннелей приведены в табл. 1. Таблица 1
Примечание. При длине интервала свыше 800 м и при проходке по кривым малого радиуса степень точности угловых и линейных измерений устанавливается расчетом. 1.12. Подземная высотная геодезическая основа создастся нивелированием IV класса при строительстве самотечных коллекторов и техническим нивелированием во всех остальных случаях. 1.13. Проектная организация обязана выдавать в составе рабочих чертежей разбивочную схему главных осей коллекторного тоннеля с элементами кривых (радиусы, углы попорота, начало и конец кривой и др.). 1.14. Отклонение в положении проходческого щита и профиле для коллекторных тоннелей от проектного допускается для щитов всех диаметров ±7 см. Инструментальное определение положения щита в профиле должно производиться в устойчивых грунтах не реже чем через 6 м, а в неустойчивых - 4 м. 1.15. Отклонение в положении проходческого щита в плане от проектного при сооружении самотечных коллекторных тоннелей, как правило, не допускается. Величина допускаемого отклонения от оси коллектора на криволинейных участках определяется проектом. 1.16. Отклонение от проектных размеров вертикальных и горизонтальных диаметров сборной крепи допускается в пределах ±2 % диаметра тоннеля. Допускаются отдельные выступы блоков сборной железобетонной крепи на ширине одного или двух колец не более 15 мм. 2. ПОДГОТОВКА ШАХТНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК И
|
Наружный диаметр щита, м |
||
По ОСТ 24.170.02 |
Проходческие щиты, изготовленные до введения ОСТа 24.170.02 и применяемые строительно-монтажными организациями |
|
Круглые стволы |
||
4 |
2,1 |
2 |
5,5 |
2,6 |
2,56 |
7,5 |
4,1 и 3,2 |
3,6 - 4 |
9,5 |
5,2 |
- |
Прямоугольные стволы |
||
3,5´4 |
2,1 |
2 |
4´5 |
2,6 |
2,56 |
4,5´5 |
3,2 |
- |
5,5´7 |
4 |
3,6 и 3,7 |
6´7 |
5,2 |
5,2 |
3.2. Монтаж и демонтаж проходческих щитов производится в шахтных стволах или в монтажных камерах.
3.3. Щит вводится в забой по подготовленному основанию или металлическим направляющим с допусками в профиле ±10 мм и в плане ±30 мм. Ввод щита в забой должен производиться после приемки его комиссией в составе участкового маркшейдера, главного механика или механика участка и начальника участка и оформляться актом.
3.4. Способ разработки забоя определяется в зависимости от геологических и гидрогеологических условий, площади поперечного сечения выработки и типа применяемого проходческого щита.
3.5. При проходке коллекторных тоннелей применяются следующие способы разработки грунта: с помощью рабочего органа механизированного щита, взрывным способом, комбинированным способом, а также вручную, с помощью механизированного инструмента.
3.6. Передвижка проходческого щита щитовыми гидравлическими домкратами производится после окончания монтажа очередного кольца сборной крепи (обделки). Величина передвижки проходческого щита не должна превышать ширины кольца крепи.
3.7. Положение щита в плане или профиле регулируется путем включения соответствующих групп щитовых домкратов или отключения части щитовых домкратов во время передвижки. Передвижение щита должно производиться по заданному маркшейдером направлению только после окончания следующих работ: разработки забоя по всему профилю тоннеля, зачистки лотка тоннеля перед ножом щита и замыкания последнего кольца крепи. До очередной передвижки щита в слабых грунтах должно быть выполнено крепление лба забоя в соответствии с паспортом крепления, утвержденным главным инженером строительно-монтажной организации.
3.8. Для устранения отклонений щита, а также при проходке кривых необходимо между кольцами сборной крепи устанавливать чугунные или железобетонные клиновидные прокладки, толщина которых определяется расчетом. Применение деревянных прокладок допускается только при условии их удаления и последующего заполнения шва расширяющимся цементом.
3.9. При отклонении щитов от заданного направления в плане и профиле, превышающем установленные допуски (пп. 1.15; 1.17; 1.18), проходка должна быть остановлена. Установка щита в проектное положение должна выполняться под непосредственным руководством маркшейдера и работающего сменного надзора в соответствии с проектом, утвержденным главным инженером строительно-монтажной организации.
3.10. В целях предупреждения вращения щита вокруг его продольной оси проектом производства работ предусматриваются необходимые меры, в том числе установка элеронов.
3.11. В обводненных песках, водонасыщенных неустойчивых грунтах, а также при сооружении подводных тоннелей щитовая проходка тоннелей должна производиться по проекту одним из следующих специальных способов: под сжатым воздухом (кессон), с применением замораживания грунтов или водопонижения.
3.12. Способ проходки коллекторных тоннелей под сжатым воздухом применяется в неустойчивых водоносных грунтах в случае, когда не может быть применено водопонижение и при наличии над сводом коллекторного тоннеля воздухонепроницаемых грунтов, препятствующих фильтрации сжатого воздуха из рабочей камеры на поверхность.
Этот способ проходки должен применяться также и в водонасыщенных грунтах для тоннелей, расположенных в непосредственной близости от подлежащих сохранению зданий, под железными дорогами, при проходке подводных тоннелей. Величина избыточного давления сжатого воздуха определяется расчетом.
3.13. Для проходки коллекторных тоннелей под сжатым воздухом должны быть сооружены шлюзовые камеры, оборудованные грузолюдским и аварийными отделениями, сигнализацией и другими устройствами в соответствии с правилами безопасности при производстве работ под сжатым воздухом (кессонные работы). Как правило, шлюзовые камеры должны располагаться непосредственно в коллекторе. Разрешается при проходке вертикальных шахтных стволов под сжатым воздухом устройство совмещенных (однокамерных) шлюзов с аварийным отделением для свободного выхода рабочих из зоны повышенного давления.
Длина шлюза должна быть не менее 8,5 м, аварийного отделения - не менее 3,5 м.
3.14. Шлюзовые перегородки должны устраиваться по специальному проекту и быть рассчитаны на полуторное рабочее давление сжатого воздуха в кессоне. В шлюзовых перегородках должны быть:
шлюзовые двери, достаточные по габариту для пропуска применяемого подвижного состава;
отверстия для всех необходимых трубопроводов и коммуникаций.
3.15. Для повышения воздухонепроницаемости шлюзовые камеры на всем их протяжении, а также на участке коллектора перед шлюзовой камерой длиной 6 м должны быть отделаны в соответствии с проектом.
3.16. Длина участка коллектора за шлюзовой камерой, находящегося под сжатым воздухом, устанавливается проектом. Обеспечение кессонных работ сжатым воздухом должно осуществляться от стационарных или передвижных компрессорных станций, имеющих необходимое число резервных компрессоров и обеспеченных электроэнергией от двух независимых источников питания.
3.17. Давление сжатого воздуха в рабочей зоне, как правило, не должно превышать гидростатический напор грунтовых вод на уровне 2/3 диаметра тоннеля, считая от шелыги свода, а при залегании лотка щита в водонасыщенных мелкозернистых песках, в супесях или плывунах, в лотковой части тоннеля - на уровне нижней отметки лотка.
3.18. При проходке коллекторного тоннеля под сжатым воздухом должны выполняться все требования по проходке тоннелей в неустойчивых грунтах без сжатого воздуха и соблюдаться указания, приведенные в пп. 3.11 - 3.17.
Проходку под сжатым воздухом необходимо вести без перерывов.
3.19. До начала проходки коллекторного тоннеля под сжитым воздухом все устройства и оборудование для нее должны быть приняты по акту комиссией с участием представителя органов Госгортехнадзора, технической инспекции профсоюза и проектной организации.
4.1. Указания настоящего раздела относятся к проходке частично механизированными щитами коллекторных тоннелей с крепью (обделкой) из сборных элементов.
4.2. При разработке проектов производства работ, составлении графиков строительства, обслуживающих процессов и работы механизмов, предусмотренных проектом организации строительства, скорости проходки коллекторных тоннелей частично механизированными щитами следует принимать согласно табл. 3. Указанные в таблице скорости проходки определены с учетом:
25 рабочих дней в месяц и использования выходных дней для профилактического ремонта оборудования;
круглосуточного производства работ в четыре смены, а при кессонных работах - увеличения при необходимости количества смен для обеспечения непрерывности работ.
Таблица 3
Скорость проходки, м/мес |
|
2 |
92 |
2,6 |
85 |
3,2 |
75 |
3,6 |
70 |
4 |
70 |
Примечания: 1. При кессонной проходке коллекторных тоннелей скорости уменьшаются: при избыточном давлении до 1,3 ати на 20 % и свыше 1,3 ати - на 25 %). 2. При проходке коллекторных тоннелей в искусственно замороженных или химически закрепленных грунтах, а также в особо сложных гидрогеологических условиях с применением нескольких способов закрепления грунтов скорости проходки устанавливаются проектом. 3. При проходке под зданиями и сооружениями щитами диаметром 2 и 2,6 м скорости проходки уменьшаются на 30 %, а при проходке щитами диаметром более 2,6 м - на 20 %. |
4.3. Для крепления лба забоя при проходке коллекторных тоннелей диаметром свыше 2,6 м в песчаных грунтах применяются шандорная крепь и забойные домкраты, которыми должны быть оснащены проходческие щиты.
5.1. В зависимости от конкретных горно-геологических условий применяются следующие типы механизированных щитов:
щиты с плоской или планшайбой, снабженные пластинчатыми резцами, - для разработки забоя в плотных песках естественной влажности, устойчивых лессах, суглинках, супесчаных и глинистых породах с коэффициентом крепости f = 0,6...1,2 по шкале М. М. Протодьяконова при встрече отдельных участков со смешанными породами, а также песчаных пород с f = 0,5...0,6;
щиты с многолучевым резцедержателем - для резания устойчивых лессов, суглинистых и супесчаных пород, отвердевших глин, мергелей, разрушенного глинистого сланца и других пород с коэффициентом крепости f = 1...3;
щиты с горизонтальными рассекающими площадками различной конструкции - для разработки забоя в сыпучих и малоустойчивых песчаных грунтах с коэффициентом крепости f = 0,5...0,6.
5.2. При проходке коллекторных тоннелей механизированными щитами разработку и погрузку грунта в забое, а также монтаж сборной крепи (обделки) тоннеля следует производить применяя средства комплексной механизации.
5.3. Тип и состав оборудования механизированного щитового комплекса, включая оборудование подземного транспорта, для строительства коллекторных тоннелей устанавливается проектом. Каждый механизированный проходческий щит заводом-изготовителем должен быть снабжен паспортом и инструкцией по его эксплуатации.
5.4. Щиты с горизонтальными рассекающими площадками следует применять при сооружении тоннелей в песках естественной влажности, а также в водоносных осушенных песчаных грунтах с применением водопонижения или проходкой тоннеля под сжатым воздухом (кессоном). Во всех случаях проходка щитами с горизонтальными рассекающими площадками должна быть предусмотрена проектом.
5.5. Передвижка механизированного щита с горизонтальными площадками должна производиться непрерывно на всей заходке.
5.6. В процессе передвижки щита необходимо следить за положением осыпей в ячейках щита и принимать немедленные меры к устранению возникающих завалов и запрессовок грунта, а также к удалению валунов и других включений.
5.7. Очередная передвижка механизированного щита должна начинаться только после выдачи излишнего грунта из рабочей зоны окончания монтажа очередного кольца крепи и проверки положения щита в плане и профиле.
5.8. При передвижке механизированного щита запрещается нахождение в рабочей зоне лиц, не связанных с управлением щитом и заботой площадок, а также нахождение рабочего персонала в местах падения грунта с площадок и в зоне действия устройства для выдачи грунта из рабочей зоны.
5.9. Скорость проходки коллекторных тоннелей механизированными щитами устанавливается проектом.
6.1. Постоянная сборная крепь коллекторных тоннелей выполняется преимущественно из железобетонных блоков и тюбингов, а при технико-экономическом обосновании могут применяться чугунные тюбинги и керамические блоки.
6.2. Крепь коллекторных тоннелей должна быть одинарной (сборной или монолитной прессовано-бетонной) и водонепроницаемой. Бетон по водонепроницаемости не должен быть ниже марки В-4. Устройство двойной обделки (первичной сборной и внутренней монолитной железобетонной) допускается только в случаях, предусмотренных проектом. При устройстве монолитной крепи следует применять передвижную или переставную опалубку.
6.3. Материалы, применяемые для крепи коллекторных тоннелей, должны удовлетворять требованиям действующих на них стандартов или технических условий. Соответствие качества применяемых материалов действующим стандартам должно подтверждаться заводскими паспортами и сертификатами или устанавливаться лабораториями по испытанию строительных материалов (приложение 5).
6.4. Монтаж сборной крепи должен производиться блоко- или тюбингоукладчиками, имеющими безопасные захваты из блоков или тюбингов в соответствии с их массой, конструкцией и конфигурацией. Допускается укладка блоков крепи вручную при массе одного элемента не более 40 кг.
6.5. Элементы сборной крепи перед укладкой должны быть тщательно очищены от грязи, снега и льда и транспортироваться к месту монтажа на специальных тележках с учетом последовательности монтажа и маркировки элементов.
6.6. При монтаже крепи блоко- и тюбингоукладчиками или эректором установку каждого последующего элемента сборной крепи можно производить только после надежного закрепления ранее уложенного. При монтаже следует применять специальный инструмент и приспособления (оправки, поддерживающие устройства и др.).
6.7. Швы между элементами крепи в зависимости от гидрогеологических условий должны быть зачеканены или заполнены раствором на расширяющемся цементе. Перед чеканкой швы должны быть тщательно очищены от грязи и мусора.
6.8. После монтажа крепи болтовые гнезда в тюбингах или блоках, расположенные в лотковой части, должны быть заполнены бетонными вкладышами на цементно-песчаном растворе.
6.9. Для более равномерного распределения нагрузок на крепь и уменьшения осадок грунта пустоты за крепью должны быть заполнены тампонажным раствором при помощи растворонасосов (растворонагнетателей). Работы по нагнетанию раствора проводятся в два приема; нагнетание первичное и нагнетание повторно-контрольное.
Для первичного нагнетания могут применяться цементно-песчано-гравелистые растворы, чистый гравий мелкой фракции, бесцементные растворы и бентонитовые глины. Для повторно-контрольного нагнетания должен применяться только цементный раствор.
Для нагнетания за крепь может применяться цемент всех марок, кроме шлакопортландцемента и быстросхватывающегося цемента. В условиях агрессивной среды должны применяться специальные сорта цемента, предусмотренные проектом.
6.10. Нагнетание раствора за крепь тоннелей должно производиться в каждом кольце последовательно, начиная от нижних блоков к верхним замковым блокам. Нагнетание раствора только через отверстия верхних блоков запрещается.
6.11. После повторно-контрольного нагнетания цементного раствора за крепь производится чеканка нарушенных швов между блоками расширяющимся цементом.
6.12. Первичное нагнетание раствора производится вслед за передвижкой щитов с отставанием не более чем на три кольца.
В тоннелях, сооружаемых щитами диаметром до 2,6 м, нагнетание раствора производится после проходки интервала между двумя шахтами, кроме особых случаев, указанных в проекте.
6.13. Нагнетание раствора за сборную крепь, распертую в грунт, не производится.
6.14. При поступлении воды в тоннель через крепь в виде капель или струй должно быть произведено дополнительное нагнетание цементного раствора со всех сторон к месту течи.
6.15. Производство отделочных работ (торкретирование, железнение) в коллекторных тоннелях под сжатым воздухом запрещается.
6.16. Торкретирование внутренней поверхности коллекторного тоннеля может производиться при его диаметре в свету не менее 1,7 м. При этом по металлической сетке оно производится после ее закрепления за концы болтов или дюбелями.
Торкретирование должно выполняться послойно не менее чем за два раза. Толщина первого слоя не должна быть более 10 мм.
7.1. Метод, сооружения коллекторных тоннелей щитами с монолитно-прессованной крепью (обделкой) может применяться во всех случаях. Особенно нецелесообразна монолитно-прессованная крепь для проходки тоннелей под зданиями и сооружениями, железнодорожными и трамвайными путями и под действующими подземными коммуникациями, где требуется обеспечить полную сохранность зданий, сооружений и подземных коммуникаций и не допускать их осадок. Тип щита определяется проектом с учетом инженерно-геологических условий района строительства.
7.2. Безосадочная проходка в песках коллекторных тоннелей с монолитно-прессованной крепью, осуществляется вдавливанием ножевой части щита с горизонтальными площадками в грунт забоя с одновременным прессованием бетонной смеси в хвостовой части щита реактивными усилиями щитовых домкратов и может осуществляться также механизированными щитами с исполнительным рабочим органом в виде винтовой план-шайбы.
7.3. До вывода щита из монтажной камеры на трассу коллекторного тоннеля должны быть проверены размеры его ножевой части и оболочки, а также приняты меры к устранению внецентренной передачи усилий от щитовых домкратов на прессующее кольцо.
7.4. Проходка на кривых допустима для щитов диаметром 4 м и более при радиусе кривой в плане не менее 200 м, а для щитов меньших диаметров - при радиусе кривой в плане не менее 80 м.
7.5. Скользящая опалубка должна быть выполнена из гибко соединенных между собой секций, которые в свою очередь должны быть соединены со щитом и иметь устройство для сдвига ее относительно обделки на 1 - 1,5 см не более чем через каждые 4 ч в целях предотвращения возможности схватывания опалубки с бетоном крепи.
7.6. Длина скользящей опалубки не должна превышать 0,7 диаметра тоннеля.
7.7. Для обеспечения равномерного заполнения пространства за опалубкой бетонной смесью и предотвращения зависания бетонной смеси с образованием пустот на опалубке на период подачи бетона должны быть установлены вибраторы.
7.8. Состав бетона должен для монолитно-прессованной крепи обеспечивать его проектную прочность и подвижность до конца передвижки щита. Марка бетона должна быть не ниже 300.
7.9. При загрузке бетоном пневмобетоноукладчиков бетонная смесь должна иметь подвижность, соответствующую осадке конуса не более 14 см, а перед укладкой за опалубку - не менее 7 - 9 см. Водоцементное отношение после прессования бетона не должно превышать 0,42.
7.10. При проходке и устойчивых грунтах прессование бетона должно производиться на грунт, а в неустойчивых - первичное под защитой оболочки щита с последующим вторичным прессованием на грунт. Длина заходки бетонирования должна быть указана в проекте.
7.11. Бетонная смесь приготовляется на местном бетонном узле, размещенном в шахтном стволе или специальной горизонтальной выработке, загружается в пневмобетоноукладчик и доставляется в коллекторный тоннель электровозом.
7.12. Прессование бетонной смеси должно производиться щитовыми домкратами при начальном давлении на прессующее кольцо не более 30 кгс/см2.
В последующем давление должно постепенно подниматься до величины, обеспечивающей непрерывную передвижку щита без выдержки бетонной смеси под давлением.
7.13. При снятии опалубки бетон крепи должен иметь 70 % проектной прочности.
7.14. Очистка бетоновода при перерывах в бетонировании должна производиться эластичным пыжом, перемещаемым под давлением сжатого воздуха. Диаметр бетоновода определяется проектом.
7.15. Монтаж щита, вывод его на трассу тоннеля, монтаж проходческого оборудования и устройство бетонного узла должны выполняться в соответствии с проектом.
7.16. Скорость щитовой проходки коллекторных тоннелей с устройством монолитно-прессованной крепи устанавливается проектом.
8.1. На шахтных строительных площадках должны применяться бункера для приемки грунта из вагонеток и погрузки его в автосамосвалы, краны или тельферные эстакады для погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, опрокидные устройства для разгрузки вагонеток различной конструкции. Бункера и эстакады должны быть инвентарными.
8.2. Состав и количество подъемных механизмов и машин для проходки шахтных стволов определяются проектом производства работ.
8.3. Спуск и подъем грузов при проходке коллекторных тоннелей может производиться с применением оборудования, которое применялось при проходке стволов, или с помощью клетьевого подъема.
8.4. Для транспортирования грунта и материалов в тоннелях с помощью клетьевого подъема применяются вагонетки.
8.5. Спуск блоков и тюбингов, а также других материалов в шахтный ствол производится в транспортных сосудах (вагонетках, бадьях, контейнерах), а в процессе проходки шахтных стволов - с помощью строповочных устройств. Движение транспортных сосудов должно осуществляться в бадьевых отделениях, обшитых досками.
8.6. Спуск и подъем в шахтные стволы людей при их глубине до 20 м разрешается по лестницам. Допускается использование для размещения лестниц отдельных шахтных стволов малого диаметра, сооружаемых способом бурения. При проходке коллекторных тоннелей на глубинах более 20 м для спуска и подъема людей должны быть установлены клетьевые подъемы.
8.7. Горизонтальная транспортировка при строительстве коллекторных тоннелей должна осуществляться преимущественно путем механизированной откатки по рельсовому пути троллейными или аккумуляторными электровозами.
8.8. Ручная откатка допускается в виде исключения при длине участка откатки не более 50 м.
8.9. Применение троллейных электровозов разрешается при условии подвески контактного провода на высоте не менее 1,8 м от уровня головки рельсов узкоколейных путей.
8.10. Зарядные станции могут размещаться как на поверхности, так и в коллекторном тоннеле или специальной камере.
8.11. При уклонах коллекторных тоннелей более 0,02 должны предусматриваться тормозные и противоугонные приспособления.
9.1. При строительстве коллекторных тоннелей проходческими щитами все подземные выработки должны иметь искусственное или естественное проветривание.
Естественное проветривание допускается при длине проходки коллекторного тоннеля глухим забоем до 45 м в соответствии с требованием главы СНиП по технике безопасности в строительстве.
9.2. Количество воздуха, подаваемое в забой, определяется из расчета не менее 6 м3/мин на каждого работающего при проходке без взрывных работ.
9.3. При проходке кессонным способом количество подаваемого сжатого воздуха должно быть не менее 25 м3/ч на каждого работающего.
9.4. Воздух в тоннеле должен содержать не менее 20 % кислорода по объему, при этом допускается содержание в воздухе не более 0,5 % углекислого газа.
9.5. При выполнении работ вблизи газопроводов, канализации, а также в грунтах, содержащих органические остатки, необходимо брать систематические пробы воздуха на наличие опасных, в том числе воспламеняющихся газов.
9.6. При торкретировании необходимо применять вытяжную вентиляцию с применением местных отсосов для удаления пыли.
9.7. Все без исключения подземные выработки должны быть освещены лампами накаливания от источников электроэнергии с напряжением в сухих тоннелях не более 36 В и в сырых тоннелях - 12 В; при этом электропроводка должна выполняться изолированными проводами.
9.8. Все материалы и аппаратура для нужд электроосвещения и электроснабжения подземных выработок должны быть в шахтном или во взрывобезопасном исполнении.
9.9. Подземные выработки должны иметь два вида освещения: рабочее и аварийное. Рабочее электрическое освещение подземных выработок осуществляется лампами накаливания, аварийное освещение - аккумуляторными и шахтными бензиновыми лампами.
9.10. Расстояние между электролампами рабочего освещения не должно превышать: в тоннелях - 6 м и в шахтных стволах - 3 м.
9.11. Электрические осветительные и силовые сети должны выполняться с соблюдением правил устройства электроустановок (ПУЭ), правил технической эксплуатации электроустановок и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок.
9.12. Замеры сопротивления изоляции электропроводок в сети рабочего освещения необходимо производить не реже одного раза в 3 месяца.
10.1. До начала проходки коллекторного тоннеля под зданиями и сооружениями, железнодорожными и трамвайными путями, магистральными автодорогами, кабельными прокладками, действующими подземными коммуникациями и вблизи их технический персонал обязан изучить чертежи наземных и подземных сооружений, расположенных на трассе, инженерно-геологические условия строительства, конструкцию коллекторного тоннеля, способы производства работ и специальные мероприятия, предусмотренные проектом производства работ.
10.2. К работам по проходке коллекторных тоннелей разрешается приступить только после выполнения предусмотренных техно-рабочими проектами или рабочими чертежами и проектом производства работ мероприятий по предохранению от деформации зданий и подземных сооружений, расположенных на трассе.
10.3. Здания и сооружения, расположенные на трассе коллектора, до начала проходки должны быть обследованы комиссией в составе главного инженера строительства или начальника участка, представителя технадзора, заказчика и представителей организаций, эксплуатирующих эти здания и сооружения, и представителя проектной организации. На всех имеющихся на зданиях и сооружениях трещинах должны быть поставлены маяки, за которыми должно нестись систематическое наблюдение в период сооружения коллекторного тоннеля.
10.4. До начала работ по проходке стволов шахт все подземные коммуникации, расположенные в зоне шахт (газопровод, водопровод, канализация, водосток, теплосеть, электрокабели и кабели связи), вскрывают под руководством производителя работ или мастера в присутствии представителей владельцев подземных коммуникаций и выполняют предусмотренные рабочими чертежами работы по перекладке или подвеске этих коммуникаций. При этом:
подземные водопроводные и канализационные трубы в зимнее время должны утепляться;
подвешенные газопроводы и кабели должны быть особо ограждены и обозначены специальными знаками;
механизированная разработка грунта на расстоянии 1 м от некрытых газопроводов и кабелей запрещается;
если газопровод и кабель не вскрыты, механизированная разработка грунта запрещается на расстоянии 2 м от газопровода или кабеля;
применение ударных устройств и других приспособлений на расстоянии менее 5 м от действующих газопроводов и других подземных коммуникаций запрещается;
при рабочем давлении в газопроводе свыше 6 кгс/см2 возможность работ тяжелых ударных механизмов должна быть согласована с эксплуатационной организацией.
10.5. До начала щитовой проходки под зданиями и сооружениями, а также под сооружениями, находящимися на призме обрушения, должны быть выполнены предусмотренные проектом мероприятия по укреплению этих зданий и сооружений.
10.6. Для наблюдения за осадкой зданий по указанию маркшейдерской службы должны закладываться деформационные реперы. Наблюдения за маяками и реперами производится маркшейдерской службой строительства. По результатам наблюдений должны приниматься необходимые дополнительные меры к уменьшению осадок при проходке (переход на кессон) и т.п.
10.7. При проходке под зданиями и сооружениями или в непосредственной близости к ним, независимо от гидрогеологических условий, особое внимание должно быть обращено на своевременное крепление лба забоя и на выполнение работ по нагнетанию раствора за крепь.
10.8. Разборка крепи шахт ствола вблизи зданий и сооружений должна вестись с особой осторожностью и послойной засыпкой и уплотнением песчаного грунта между стенками шахт и колодцев или камер. В случаях, когда здания и сооружения находятся в зоне обрушения, оставление шахтной крепи в грунте обязательно.
10.9. В период проходки коллекторных тоннелей под зданиями и сооружениями должен быть усилен технический надзор, осуществляемый непосредственно в забое тоннеля в течение всей смены.
11.1. Все работы, скрываемые последующими работами и конструкциями (возведение фундаментов, устройство гидроизоляции и др.), подлежат приемке заказчиком и оформляются актами освидетельствования этих работ (приложение 6).
11.2. При сдаче в эксплуатацию водосточных и канализационных коллекторных тоннелей приемка их в целом или участками должна производиться в сухом виде.
11.3. Испытания самотечных коллекторных тоннелей для водостоков и канализации или напорных трубопроводов, проложенных в коллекторных тоннелях, а также гидравлические испытания напорных трубопроводов производятся такие же, как коллекторов и трубопроводов, сооружаемых открытым способом в соответствии с главой СНиП по производству и приемке работ по строительству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
11.4. В период строительства коллекторных тоннелей способом щитовой проходки промежуточной приемке с участием представителя технадзора заказчика подлежат работы по:
нагнетанию за блочную и тюбинговую железобетонную крепь;
гидроизоляции швов блочной и тюбинговой железобетонной крепи.
11.5. Приемка сборной крепи (обделки) должна производиться до выполнения отделочных работ в коллекторе. При приемке должны быть проверены:
соответствие элементов крепи, предусмотренных проектом;
правильность перевязки швов;
фактические размеры зазоров между блоками (тюбингами) и между кольцами;
отсутствие наплывов и раковин в монолитном бетоне обделки.
На участках, пройденных под сжатым воздухом, окончательная приемка работ по устройству сборной крепи производится после отключения кессона.
11.6. При приемке бетонных и железобетонных конструкций после их распалубки должны быть проверены:
соответствие геометрических форм и размеров конструкций проектным;
качество уложенного в конструкцию бетона (по наружному осмотру);
соответствие прочности и водонепроницаемости бетона, предусмотренным проектом (по данным испытаний контрольных образцов).
При этом должны предъявляться:
проектные и исполнительные рабочие чертежи конструкций;
паспорта и накладные на бетон;
журнал бетонных работ;
ведомости и акты испытаний контрольных образцов.
11.7. Правильность проходки коллекторных тоннелей в плане и профиле должна подтверждаться специальными справками маркшейдерской службы строительства и приложенными исполнительными чертежами.
Строительство ______________________________________ Участок ____________________________________________ ЖУРНАЛ
|
Дата |
Смена |
Производственные сведения |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Указания по заполнению журнала:
Журнал выполненных работ заполняется начальником смены, в журнале должна отражаться вся производственная деятельность участков:
1) выполненные за смену объемы работ по каждому рабочему месту и количество работающих;
пикет, на котором закончена проходка и устройство крепи;
пикет, на котором произведено нагнетание за крепь;
2) гидрогеологические условия проходки;
3) состояние забоев, крепления, водоотлива, вентиляции;
4) простой механизмов, аварии, несчастные случаи и производственные неполадки, с указанием причин и принятых мер со ссылкой на составленные акты;
5) указания и замечания лиц, контролирующих работы;
6) подписи сдающего и принимающего смену.
Строительство ______________________________________ Участок ____________________________________________ ЖУРНАЛ
|
Дата |
Наименование конструкций (место укладки бетона, №№ пикетов) |
№ чертежа, марка бетона по проекту |
№ накладной и марки бетона |
Способ уплотнения бетона |
Температура воздуха при укладке |
Уложено бетона за смену в м3 |
Результаты испытаний контрольных кубиков |
Смена, бригада, выполнившая работу |
Подписи нач. Смены и нач. участка |
Примечание |
|
на 7-й день |
на 28-й день |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Около места заложения шахтного ствола:
1) кран, оборудованный грейфером или бадьей для разработки и выемки грунта из забоя шахтного ствола;
2) механизм для спуска и подъема грузов по шахтному стволу. При больших длинах плеч проходки (свыше 200 м) и диаметрах коллекторных тоннелей свыше 3 м шахтный ствол оборудуется копром с клетьевым подъемом и опрокидом для вагонеток;
3) инвентарный металлический бункер для приема грунта;
4) передвижные компрессоры;
5) селеновые выпрямители;
6) вентиляторная;
7) гидроаккумуляторная.
На территории шахтной строительной площадки
инвентарные
административные и санитарно-бытовые помещения:
1) контора начальника участка с помещениями для нарядной и маркшейдерской;
2) столовая или буфет;
3) раздевалка с помещением для бытовой одежды мужской и женской;
4) помещение для хранения и сушки спецодежды мужской и женской;
5) душевые мужская и женская;
6) уборные при раздевалках мужская и женская.
Производственные помещения:
1) механическая мастерская;
2) КТП (комплектная трансформаторная подстанция);
3) кладовая для материалов, оборудования, инструмента, инвентаря;
4) склады для: цемента, лесоматериалов, блоков и тюбингов.
Городской телефон для обеспечения связи строительного участка с другими организациями (пожарная команда, скорая помощь и др.).
Строительная организация Объект строительства _____________________________ ________________________ ____________________________ ________________________ ПАСПОРТ
|
Дата |
Название звена колонки |
Размеры звена |
Способ соединения стыков |
Испытания стыков |
Примечание (течи, меры их устранения и др.) |
||
длина, м |
диаметр, мм |
давление, ати |
продолжительность, мин |
||||
Длина замораживающей колонки от устья скважины_____________
Сварку производил сварщик __________________________________
(фамилия, имя и отчество)
Испытание производилось в присутствии (должность, фамилия, имя и отчество) ____________________________________________
III. Наблюдение за уровнем в колонке
1. Расстояние поверхности жидкости от устья колонки: __________
а) начальное на ___________________(дата)__________________мм
б) êîíå÷íîå на ____________________(дата) __________________мм
2. Заключение о результатах наблюдений ______________________
Геодезист___________________________ (фамилия, имя и отчество)
IV. Опускание питательных труб
Дата |
Длина звеньев труб |
Диаметр |
Примечание |
Нижний конец трубы не доведен до башмака колонки ____________
Общая длина питательной трубы _______________________________
Монтаж питательной трубы производила бригада слесарей________
_______________________, (фамилия, имя и отчество бригадира)
Начальник смены______________ (подпись)
Механик ____________________ (подпись)
Проверил нач. участка_________ (подпись)
Контрольные измерения производил геодезист___________(подпись)
Главное управление_________________________________________ Завод ____________________________________________________ ПАСПОРТ
|
АКТ
|
СОДЕРЖАНИЕ