Указ Президента Российской Федерации (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 8 мая, 10 сентября 1996 г., 2 апреля, 16 мая 1997 г.) В целях осуществления первоочередных мер по совершенствованию налоговой и бюджетной систем в Российской Федерации и на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю: 1. Отменить с 1 января 1994 г. действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций и установить, что их налогообложение производится в порядке и на условиях, определенных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Предусмотреть, что Центральный банк Российской Федерации и его учреждения являются плательщиками налога на прибыль, полученную от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения. Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в месячный срок внести в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения об особенностях определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков и прибыли страховщиков. 2. Установить ставку налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Российской Федерации, в размере 13 процентов. Предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере не более 25 процентов для предприятий и организаций, а для банков и страховщиков - не более 30 процентов. До принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих решений установить ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, для всех налогоплательщиков в размере 22 процентов. 3. Повысить в 1994 году не облагаемый налогом на прибыль размер расходов предприятий и организаций на оплату труда до шестикратного размера установленной законодательством минимальной оплаты труда в Российской Федерации. Отменить применение повышенной ставки налогообложения для предприятий, превысивших установленные ограничения. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить порядок определения в 1994 году нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий и организаций. Установить, что уплата налога на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, производится всеми плательщиками независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе освобождения от налога на прибыль) в республиканский бюджет Российской Федерации по ставке 13 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации - по действующим ставкам зачисления указанного налога в эти бюджеты. Освободить от уплаты налога с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, если выручка от реализации ими сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70 процентов общей суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг). 4. Утратил силу. 5. Освободить от налогообложения прибыль, направленную: на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; на проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей сложности 10 процентов налогооблагаемой прибыли; на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. 6. Освободить предприятия, находящиеся (передислоцированные) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, от уплаты налога на прибыль, полученную ими от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей, в общем объеме прибыли которых прибыль от проведения работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляет не менее 50 процентов, а предприятия и организации, у которых прибыль от указанных работ составляет менее 50 процентов, - от уплаты налога на часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень указанных регионов определяется Советом Министров - Правительством Российской Федерации. 7. Освободить от налогообложения прибыль: общественных организаций инвалидов, направленную на обеспечение уставной деятельности этих организаций или израсходованную самостоятельно на социальные нужны инвалидов; государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, домов культуры, цирков зоопарков и парков культуры и отдыха, полученную от их основной деятельности; предприятий, полученную от реализации произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции; предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученную от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок, ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства; 8. На льготы, предусмотренные пунктом 5 и последним абзацем пункта 7 настоящего Указа, распространяется действие пункта 7 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". 9. В целях стимулирования развития малого предпринимательства установить, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 1 января 1994 г.), осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50 процентов от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Установить, что: льготы, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются малым предприятиям, доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов; при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль подлежит внесению в республиканский бюджет Российской Федерации в полном размере за весь период его деятельности. 10. Установить, что налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза, уплачивают: банки, предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность); страховщики, которыми не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и малых предприятий. 11. Предусмотреть, что при реализации или безвозмездной передаче основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль в течение двух лет с момента получения таких льгот подлежит увеличению на остаточную стоимость этих объектов и произведенные затраты. 12. Установить, что внесение авансовых взносов в счет уплаты налога на прибыль производится всеми плательщиками (за исключением иностранных юридических лиц) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Освободить от уплаты авансовых взносов налога на прибыль малые предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные металлы, а также бюджетные организации. 13. Предусмотреть, что налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без создания юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору. Увеличить предельную ставку налога на имущество предприятий до 2 процентов от налогооблагаемой базы. 14. Установить, что в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются средства, полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций оборотом, облагаемым налогом, считать стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг). 15. Освободить от обложения налогом на добавленную стоимость: товары (работы, услуги) собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности, работающим на данных предприятиях, и пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этих предприятий - по установленным нормам; товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения; товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями (кроме осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников; сбор (плату) за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор (плату) за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю. 16. Установить, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются из сумм налога, подлежащего взносу в бюджет, равными долями в течение шести месяцев, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов, за исключением основных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, по которым суммы уплаченного налога в полном объеме принимаются к возмещению при вводе их в эксплуатацию. По крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также всем малым предприятиям суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов. 17. Освободить от уплаты налога на добавленную стоимость физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 18. Сохранить на 1994 год порядок освобождения средств, получаемых от реализации военного имущества воинских частей, предприятий, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации и оказания ими услуг, от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль - при условии направления этих средств на улучшение социально-экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Министерству обороны Российской Федерации в месячный срок представить на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации перечень такого имущества и оказываемых услуг. 19. Утратил силу. 20. Утратил силу. 21. Утратил силу. 22. Утратил силу. 23. Освободить научные учреждения и организации от платы за землю, используемую ими для научных и научно-экспериментальных целей. 24. Утратил силу с 20 мая 1996 г. 25. Ввести следующие федеральные налоги: а) специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей. Определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Ставка специального налога устанавливается в размере 3 процентов от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с указанным Законом. Установить, что две трети суммы поступлений от специального налога зачисляются в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов Российской Федерации. Совету Министров - Правительству Российской Федерации установить конкретные направления расходования средств Федерального бюджетного фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации в 1994 году; б) транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг). Установить, что средства от взимания транспортного налога направляются в бюджеты республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. 26. Разрешить предприятиям и организациям независимо от формы собственности производить отчисления в размере до 1,5 процента от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) для создания отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в министерствах, ведомствах, корпорациях, концернах и ассоциациях с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить порядок образования и использования указанных фондов. 27. Совету Министров - Правительству Российской Федерации внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации предложения о предоставлении органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов права введения дополнительных налогов и сборов, помимо предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также органам местного самоуправления - права введения на подведомственной им территории дополнительных местных налогов и сборов, кроме предусмотренных статьей 21 указанного Закона, имея в виду, что расходы предприятий и организаций на уплату указанных налогов и сборов производятся ими за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль. 28. Предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять размеры сбора за регистрацию вновь создаваемых предприятий. Установить, что размер платы за регистрацию создаваемых банков и их филиалов, а также кредитных учреждений определяется Центральным банком Российской Федерации. 29. Установить, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. 30. Установить, что предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации финансовыми органами отсрочек и рассрочек платежей в бюджет производится в пределах текущего года и на срок не более шести месяцев. При этом отсрочки и рассрочки платежей по налогам в республиканский бюджет Российской Федерации могут предоставляться только при наличии подтверждения о ранее предоставленных льготах по налоговым платежам в нижестоящие бюджеты. Разрешить органам Государственной налоговой службы Российской Федерации предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. 31. Установить, что Законы Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не применяются в части, противоречащей настоящему Указу. 32. Государственной налоговой службе Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации разработать по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации порядок применения настоящего Указа. 33. Установить, что в случае, если налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с настоящим Указом, создают для отдельных категорий налогоплательщиков менее благоприятные условия, чем установленные ранее принятыми законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, то применяются ранее предоставленные им льготы. 34. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. 35. Настоящий Указ вступает в силу в части изменения порядка налогообложения с 1 января 1994 г., в остальной части - со дня подписания.
|