На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР)

ПРИКАЗ
от 07.04.94 г. Москва № 42

Об утверждении Положения
о порядке выдачи временных специальных разрешений
на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий)

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий) (РД 03-14-94).

Председатель

Госатомнадзора России                                                                         Ю.Г. Вишневский

Зарегистрировано                                                          Утверждено приказом № 42

в Министерстве юстиции                                                       Госатомнадзора России

Российской Федерации                                                              от 7 апреля 1994 г.

15 июля 1994 г.                                                                         РД-03-14 94

Регистрационный № 636

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке выдачи временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий)

1. Общие положения

1.1. Выдача временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств (технологий) осуществляется Госатомнадзором России в соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп, с изменениями, утвержденными распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. № 636-рп.

1.2. Настоящее Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий) (далее - Положение) регламентирует порядок и организационные процедуры выдачи временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств (технологий), а также определяет цели, методы и организационные процедуры их сопровождения на период до введения в действие Положения о порядке выдачи лицензий на деятельность по производству ядерных материалов, атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий на их основе в Российской Федерации.

1.3. Положение обязательно для выполнения всеми юридическими лицами, занимающимися или предполагающими заниматься проектированием (конструированием) объектов и производств (технологий), перечень которых приведен в подпунктах 1.3.1. и 1.3.2. настоящего Положения.

1.3.1. Ядерно- и радиационно-опасные объекты (установки, системы) и производства (технологии) следующих типов:

исследовательские реакторы, критические и подкритические стенды;

атомные станции всех типов;

промышленные реакторы;

ядерные установки гражданских судов, надводных и подводных кораблей Военно-Морского Флота России;

ядерные установки гражданских объектов другого назначения (космические, транспортные и т.п.);

производство рудных оксидов исходного ядерного материала;

аффинаж и производство ядерно-чистого исходного материала;

производство гексафторида урана;

производство обогащенного урана (разделение изотопов урана);

производство ядерного топлива из ядерных материалов;

радиохимическая переработка ядерных материалов и радиоактивных веществ (производство урана, плутония и других веществ из облученного топлива);

производство радиоактивных веществ, радионуклеидных источников излучения и изделий радиационной техники;

транспортирование необлученных и облученных ядерных материалов, радиоактивных веществ и материалов, радиационно-опасных установок;

переработка радиоактивных отходов;

хранилища и могильники необлученных и облученных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

1.3.2. Системы и элементы систем ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий), приведенных в подпункте 1.3.1. Положения, влияющие на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, включая оборудование, трубопроводы, приборы, аппаратуру и программные средства, а также приспособления и изделия для их ремонта (далее - системы и оборудование), за исключением оборудования, приведенного в подпункте 2.1.1. Положения.

1.4. Перечень ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств (технологий) (далее - объектов) может быть уточнен и расширен решением Госатомнадзора России по его инициативе или по представлению органов государственного управления, эксплуатирующих организаций или владельцев объектов.

1.5. Положение обязательно также для выполнения юридическими лицами, занимающимися или предполагающими заниматься разработкой технологической, монтажной и ремонтной документации для атомных станций.

1.6. Юридическое лицо, занимающееся или предполагающее заниматься проектированием (конструированием) приведенных в пункте 1.3. Положения объектов, систем и оборудования или разработкой документации, приведенной в пункте 1.5. Положения, именуется далее Предприятием.

2. Порядок и организационные процедуры получения в органах Госатомнадзора России временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, систем и оборудования

2.1. Временные специальные разрешения на проектирование (конструирование) объектов, систем и оборудования выдают Предприятиям и устанавливают условия их действия Управления Центрального Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов Госатомнадзора России за исключением случаев, приведенных в подпунктах 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3. и в пункте 2.2. Положения.

Распределение территорий по округам, в которые следует обращаться за получением временных специальных разрешений, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1.3. Положения, приведено в справочном приложении 8.

2.1.1. Временные специальные разрешения на конструирование оборудования для объектов топливного цикла выдаются в соответствии с Положением о порядке выдачи временных специальных разрешений и организаций надзора за конструированием и изготовлением оборудования для ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств (РД-03-09-94), утвержденным приказом Госатомнадзора России от 11 февраля 1994 г. № 24.

2.1.2. Временные специальные разрешения на конструирование радионуклеидных источников и изделий радиационной техники выдаются только в рамках временных разрешений, получаемых в соответствии с Положением о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на деятельность по производству, обращению и использованию радиоактивных веществ и изделий на их основе (РД-07-01-93), утвержденным приказом Госатомнадзора России 25 мая 1993 г. № 53.

Необходимость получения временных специальных разрешений в соответствии с Положением в этом случае определяется условиями действия временного разрешения на деятельность.

2.1.3. Временные специальные разрешения на конструирование оборудования предприятием-изготовителем оборудования, в уставе которых имеются конструкторские бюро, выдаются теми Управлениями округов Госатомнадзора России, на территориях которых расположены Предприятия.

Распределение территорий по округам Госатомнадзора России, в которые следует обращаться за получением временных специальных разрешений в указанном случае, приведено в справочном приложении 6.

2.2. Временные специальные разрешения Предприятиям-разработчикам объектов, приведенных в подпункте 1.3.1. Положения и/или ядерных установок, активных зон, транспортно-упаковочных комплектов для ядерных делящихся материалов выдаются в центральном аппарате Госатомнадзора России.

2.3. Для получения временных специальных разрешений Предприятие направляет на имя руководителя регионального органа Госатомнадзора России или заместителя председателя Госатомнадзора России заявку, включающую заявление и комплект обосновывающих его документов.

По каждому из типов объектов, приведенных в подпункте 1.3.1. Положения, подается отдельное заявление.

2.4. Заявление оформляется на фирменном бланке Предприятия, подписывается его руководителем или первым заместителем руководителя и заверяется печатью.

Форма заявления приведена в приложении 1.

Заявление Предприятия на получение временного специального разрешения на проектирование (конструирование) в рамках временных разрешений Госатомнадзора России на строительство, эксплуатацию и снятие с эксплуатации объектов, приведенных в подпункте 1.3.1. Положения, подается вместе с обоснованием привлечения Предприятия эксплуатирующей организацией владельцем объекта. Представляется справка, предусмотренная пунктом 18 приложения 7.

Заявление Предприятия на получение временного специального разрешения на проектирование (конструирование) объектов, на деятельность которых временное разрешение не оформлено (перспективные разработки, технические предложения, технико-экономические обоснования и т.п.), а также систем и оборудования, приведенных в подпункте 1.3.2. Положения, подается вместе с обоснованием привлечения Предприятия заказчиком этих работ. Представляется справка, предусмотренная пунктом 18 приложения 7.

2.5. Комплект документов, обосновывающих заявление, должен включать материалы, перечень которых приведен в приложении 7.

Предприятие, проектирующее объекты нескольких типов (например, АС, ИР и др.), подает с заявлениями один комплект обосновывающих документов, кроме приведенных в пунктах 7, 8, 9, 14, 17, 18 приложения 7, представляемых отдельно по каждому типу объектов.

Отсутствие каких-либо документов, приведенных в приложении 7, обосновывается Предприятием, решение по приемлемости обоснования принимается органом Госатомнадзора России, выдающим разрешение.

Документы должны представляться в органы надзора в отпечатанном виде на бумаге формата А4 и сброшюрованными. Текст выполняется в соответствии с требованиями, установленными для оформления текстовых документов.

2.6. Заявка подлежит учету в соответствующем Управлении округа или в Управлении организации лицензионных процедур и координации региональных органов Госатомнадзора России (далее - Управление организации лицензионных процедур).

Дата взятия заявки на учет является датой начала ее рассмотрения.

2.7. Заявка в течение 15 рабочих дней рассматривается Управлением округа или Управлением организации лицензионных процедур для определения соответствия объема комплекта документов, обосновывающих заявление, правильности и качества их оформления требованиям Положения.

При выявлении несоответствия заявки требованиям Положение по объему комплекта документов, обосновывающих заявление, правильности и качеству их оформления соответствующее Управление направляет Предприятию извещение о необходимости внесения изменений в заявление и/или комплект документов, представления дополнительных документов или отклонения заявления.

При положительном результате рассмотрения заявки она регистрируется Управлением округа или Управлением организации лицензионных процедур и в течение 5 дней от даты регистрации Предприятия направляется извещение.

Форма извещения приведена в приложении 2.

2.8. При положительном результате рассмотрения заявки в случае получения временного специального разрешения в центральном аппарате Госатомнадзора России Управление организации лицензионных процедур передает заявку в Управление организации экспертиз безопасности для организации, проведения инспекции и подготовки проекта специального временного разрешения.

2.9. При положительном результате рассмотрения заявки Управление округа или Управление организации экспертиз безопасности в срок до 2 месяцев от даты регистрации заявки рассматривают комплект обосновывающих документов, организуют и проводят инспекцию Предприятия с целью оценки возможности выдачи ему временного специального разрешения.

К проведению инспекций и подготовке проекта временного специального разрешения инспекции Управления округов могут привлекать соответствующие инспекции, а Управление организации экспертиз безопасности - Управления округов и инспекций.

2.10. Органы Госатомнадзора России, организующие инспекцию, письмом уведомляют Предприятие о сроках проведения инспекции.

2.11. Причинами для прекращения рассмотрения Госатомнадзором России заявки на выдачу временного специального разрешения могут, в частности, служить

недостаточность или недостоверность информации, представленной в заявке;

недостатки, установленные в результате инспекции, особенно в случае, если они ведут к неприемлемому уровню обеспечения безопасности проектируемых (конструируемых) объектов;

непредставление в требуемые органами Госатомнадзора России сроки откорректированных дополнительных или справочных материалов.

2.12. При необходимости корректировки комплекта документов, обосновывающих заявление и/или получения дополнительных документов сроки проведения всех последующих процедур изменяются в зависимости от времени получения Госатомнадзором России комплекта, удовлетворяющего требованиям Положения.

2.13. При рассмотрении комплекта обосновывающих документов и инспекции Предприятия оцениваются точность и достоверность информации, приведенной в документах, обосновывающих заявление, наличие и эффективность системы обеспечения качества, в том числе по вопросам взаимодействия с заказчиками работ и подрядными организациями.

Результаты инспекции оформляются актом.

Форма акта приведена в приложении 3.

2.14. На основании положительных результатов рассмотрения и инспекции, изложенных в выводах акта, Управление округа или Управлении организации экспертиз безопасности подготавливает проект временного специального разрешение на проектирование (конструирование) для выдачи Предприятию.

В случае выдачи временного специального разрешения в центральном аппарате Госатомнадзора России Управление организации экспертиз безопасности согласовывает проект его с соответствующими отраслевыми Управлениями Госатомнадзора России, визирует у руководителя Управления организации лицензионных процедур.

Оформленный проект временного специального разрешения представляется на утверждение Председателю Госатомнадзора России или его заместителю или руководителю (заместителю руководителя) Управления округа соответственно.

2.15. Утвержденное временного специальное разрешение, выданное в центральном аппарате Госатомнадзора России, регистрируется Управлением организации лицензионных процедур и направляется соответствующему Управлению округа. Предприятию и привлекающим его эксплуатирующим организациям, владельцам объектов или заказчикам проектных (конструкторских) работ.

Если временное специальное разрешение выдается Управлением округа, оно регистрируется этим Управлением и направляется Управлению организации лицензионных процедур. Предприятию и привлекающим его эксплуатирующим организациям, владельцам объектов или заказчикам.

Форма временного специального разрешения приведена в приложении 4.

2.16. Временные специальные разрешения содержат условия их действия.

Условия действия временного специального разрешения оформляются в виде приложения к нему, подписываются руководителем Управления организации экспертиз безопасности или руководителем Управления округа, который выдает это разрешение, и заверяются печатью.

Условия действия временного специального разрешения являются его неотъемлемой частью.

Примерный перечень основных требований, подлежащих включению в условия действия временного специального разрешения, приведен в приложении 5.

2.17. Срок действия временного специального разрешения должен устанавливаться в каждом конкретном разрешении с учетом результатов инспекций, но, как правило, не более 5 лет.

2.18. До истечения срока действия временного специального разрешения Предприятие, продолжающее выполнять указанные в заявке проектные (конструкторские) работы или предполагающие выполнять новые, должно оформить новое разрешение в установленном Положением порядке.

2.19. При наличии изложенных в выводах акта замечаний по возможности Предприятия заниматься проектной (конструкторской) деятельностью по разработке объектов, систем и оборудования, приведенных в пункте 1.3. Положения комиссия, выполнявшая инспекцию Предприятия, подготавливает требования, обязательные для выполнения и включает их в акт.

В случае невыполнения Предприятием этих требований соответствующий орган Госатомнадзора России подготавливает извещение об отказе в выдаче временного специального разрешения, которое представляет на утверждение председателю Госатомнадзора России или его заместителю или руководителю (заместителю руководителя) Управления округа и после утверждения направляет Предприятию и привлекающим его эксплуатирующим организациям, владельцам объектов или заказчикам проектных (конструкторских) работ.

Утвержденные извещения:

регистрируются Управления организации лицензионных процедур и направляются в срок не позднее чем 5 дней от даты их утверждения соответствующему Управлению округа (для контроля). Предприятию и привлекающим его заказчикам работ, эксплуатирующим организациям или владельцам объектов, а также соответствующим инспекциям - для Предприятий, временные специальные разрешения, которым выдаются в центральном аппарате Госатомнадзора России;

регистрируются Управлением округа и направляются в срок не позднее, чем 5 дней от даты их утверждения Управлению организации лицензионных процедур. Предприятию и привлекающим его заказчикам работ, эксплуатирующим организациям или владельцам объектов, а также соответствующим инспекциям - для Предприятий, временные специальные разрешения которым выдаются Управлением округа.

2.20. Жалобы на органы Госатомнадзора России, осуществляющие рассмотрение заявки и проводящие связанные с этим мероприятия, подаются Предприятием на имя председателя Госатомнадзора России.

О результатах рассмотрения жалобы Госатомнадзора России сообщает Предприятию не позднее, чем за 20 дней с момента ее поступления.

2.21. Действия органов Госатомнадзора России по выдаче и сопровождению временных специальных разрешений могут быть обжалованы в судебном порядке.

Подача жалобы в суд не приостанавливает действие решений Госатомнадзора России.

2.22. Предприятие, получающее временное специальное разрешение может при необходимости выполнения единичной (разовой) проектной (конструкторской) работы привлечь к разработке документации и выполнению расчетов другое предприятие независимо от форм собственности или купить у другого предприятия документацию на отдельную единицу оборудования, в том числе по импорту при отсутствии у такого привлеченного предприятия временного специального разрешения. При этом Предприятие берет на себя ответственность за соответствие разработанной привлеченным предприятием документации требованиям правил и норм безопасности, а также за ее учет, хранение и корректировку.

В этом случае Предприятию при обращении в Госатомнадзор России за получением временного специального разрешения в комплект обосновывающих заявление документов следует дополнительно включить Перечни привлеченных предприятий и/или предприятий-продавцов.

Используемая Предприятием, получившим временное специальное разрешение, проектная (конструкторская) документация привлеченных предприятий рассматривается Госатомнадзором России как разработанная самим Предприятием.

Если привлечение носит многократный характер, привлекаемое предприятие, находящееся на территории России, обязано получить временное специальное разрешение в соответствии с требованиями Положения.

2.23. Владелец временного специального разрешения не имеет права передавать его другому юридическому лицу.

2.24. Для внесения изменений и дополнений во временное специальное разрешение его владелец должен представить в орган Госатомнадзора России, выдавший разрешение, заявление с указанием сущности изменений и дополнений, а также причин их внесения. К заявлению прилагаются обосновывающие его документы, требующиеся в каждом конкретном случае.

2.25. Изменения и дополнения оформляются соответствующим решением органа Госатомнадзора России, выдавшего первоначальное разрешение. Оно подписывается в порядке, указанном в пункте 2.14. Положения, и прикладывается к основному разрешению.

Процедуры и сроки рассмотрения заявления аналогичны процедурам и срокам рассмотрения первоначального заявления.

2.26. Управлениями округов формируются перечни Предприятий, получивших временные специальные разрешения. Они прилагаются Управлениями округов к годовым отчетам и учитываются Управлением организаций лицензионных процедур.

3. Сопровождение временных специальных разрешений

3.1. Сопровождение временных специальных разрешений, выданных Предприятию, выполняется с целью оценки соблюдения ими требований законодательства, правил и норм безопасности при проектировании (конструировании) ядерно- и радиационно-опасных объектов производств (технологий), систем и оборудования, условий выполнения выданных им временных специальных разрешений, а также принятия в случае отрицательной оценки корректирующих мер и санкций.

3.2. Сопровождение временных специальных разрешений выполняется окружными проектно-конструкторскими, проектно-конструкторскими и заводскими инспекциями региональных органов Госатомнадзора России согласно требованиям соответствующих руководящих документов Госатомнадзора России.

3.3. Сроки и периодичность проведения инспекций сопровождения, как правило, определяются планами Управлений, округов окружных проектно-конструкторских инспекций и заводских инспекций.

Необходимость проведения инспекций при сопровождении выданного временного разрешения устанавливается также по результатам анализа:

актов периодических обследований предприятий (комплексных инспекций),

материалов расследований аварий и инцидентов, происшедших на поднадзорных Госатомнадзору России объектах,

претензий и рекламаций, поступивших на проектную (конструкторскую) документацию.

Она может также определяться иными причинами, в том числе указаниями и решениями руководства Госатомнадзора России.

4. Права органов Госатомнадзора России, выполняющих сопровождение временных специальных разрешений

Орган Госатомнадзора России, выполняющий сопровождение выданного Предприятию временного специального разрешения, имеет право:

проводить в любое время инспекцию Предприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;

выдавать Предприятию обязательные для выполнения предписания;

вносить в случае систематического невыполнения требований предписаний предложения председателю Госатомнадзора России или его заместителю о привлечении должностных лиц Предприятия, виновных в нарушении условий действия временного специального разрешения к ответственности в установленном законом порядке;

вносить в случае систематического невыполнения условий действия временного специального разрешения и требований предписаний предложения председателю Госатомнадзора России или его заместителю о приостановлении или прекращении действия временного специального разрешения ранее срока истечения его действия.

5. Обязанности Предприятия

Предприятие обязано:

выполнять условия временного специального разрешения, выданного Госатомнадзором России;

организовывать и обеспечивать контроль за соблюдением условий действия разрешений;

представлять ежегодно, не позднее 1 февраля, в орган Госатомнадзора России, выдавший разрешение, доклад об итогах проектной (конструкторский) деятельности Предприятия за прошедший год с указанием выполненных и выполняемых работ, претензий и рекламаций, поступивших на разработанную документацию результатов авторского сопровождения, разработок и проведенных мероприятий по повышению качества разработок;

направлять при изменении объема и тематики проектных (конструкторских) работ Предприятия в рассматриваемой области в соответствующий орган Госатомнадзора России заявление о внесении изменений и дополнений в условия действия разрешения;

обеспечивать беспрепятственный доступ на Предприятие органам Госатомнадзора России, ведущим сопровождение временного специального разрешения;

предоставлять органам Госатомнадзора России, ведущим сопровождение временного специального разрешения, планы работы Предприятия по вопросам обеспечения безопасности проектируемых (конструктируемых) объектов и их изменения, а также информацию о НТС и других совещаниях, касающихся вопросов обеспечения безопасности проектируемых (конструируемых) объектов независимо от места их проведения и участников.

Приложение 8

(справочное)

к Положению о порядке выдачи временных специальных разрешений на проектирование (конструирование) ядерно- и радиационно-опасных объектов, производств (технологий)

Распределение территорий по округам Госатомнадзора России, в которые следует обращаться за получением временных специальных разрешений, за исключением случаев, приведенных в подпункте 2.1.3. Положения

Центральный округ

г.Москва

г.Санкт-Петербург

области Архангельская

Астраханская

Республика Карелия                                                                           Белгородская

Республика Коми                                                                                Брянская

Республика Дагестан                                                                          Владимирская

Республика Калмыкия - Хальм Тангч                                              Волгоградская

Республика Мордовия                                                                        Воронежская

Республика Северная Осетия                                                            Ивановская

Кабардино-Балкарская Республика                                                  Калининградская

Карачаево-Черкесская Республика                                                   Калужская

Ингушская Республика                                                                       Кировская

Чеченская Республика                                                                       Костромская

Республика Марий Эл                                                                        Курская

Республика Татарстан                                                                        Ленинградская

Чувашская Республика                                                                       Липецкая

Московская

Ненецкий автономный округ                                                            Мурманская

Нижегородская

Новгородская

края Краснодарский                                                                           Орловская

Ставропольский                                                                                  Пензенская

Псковская

Ростовская

Рязанская

Самарская

Саратовская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ульяновская

Ярославская

Уральский округ

г.Екатеринбург                                                                     области Курганская

Оренбургская

Республика Башкорстан                                                                     Пермская

Удмуртская Республика                                                                     Свердловская

Тюменская

округа

Ямало-Ненецкий автономный                                                          Челябинская

Ханты-Мансийский автономный

Сибирский округ

Республика Бурятия                                                             области Иркутская

Республика Тува                                                                                 Кемеровская

Новосибирская

края

Алтайский                                                                                           Омская

Красноярский                                                                                      Томская

Читинская

Дальневосточный округ

Республика Саха (Якутия)                                                  области Амурская

Камчатская

края Приморский                                                                               Магаданская

Хабаровский                                                                                       Сахалинская