ГОСТ 10409-74
КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202 Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99) За принятие изменения проголосовали:
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84 4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79 5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1,2, 3,4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000) Содержание:
Дата введения 01.07.75 Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев. Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1, 2: Черт. 1 Таблица 1 Размеры в миллиметрах
Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять. Таблица 2 Размеры в миллиметрах
(Измененная редакция, Изм. № 1 - 5). 1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт. 2.
* Уменьшение размера по согласованию Черт. 2 (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.3. Условное обозначение ободьев - по отраслевой нормативно-технической документации (НТД). (Измененная редакция, Изм. № 4). 1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.
1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания обода Черт. 3 (Измененная редакция, Изм. № 1, 3). 1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес b2 должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен b2/2. Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска. Черт. 4 Таблица 3
* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью. (Измененная редакция, Изм. № 1-5). 1.6. (Исключен, Изм. № 4). 1.7. (Исключен, Изм. № 3). 1.8. (Исключен, Изм. № 4). 1.9. (Исключен, Изм. № 2). 1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.
А/2 - размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е - размер от центра основания обода до торца замочной части; С - размер для построения посадочного конуса Черт. 10* * Черт. 5-7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2). Таблица 5 Размеры в миллиметрах
(Измененная редакция, Изм. № 1-3, 5). 1.11., 1.12. (Исключены, Изм. №4). 1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.
Черт. 14* * Черт. 11-13. (Исключены, Изм. № 4). Таблица 6а Размеры в миллиметрах
Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра D14 плюс 0,6 мм. (Измененная редакция, Изм. № 2-5). 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке. 2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий. 2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7. Таблица 7
Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2-4). 2.6. Окраска колес - по ГОСТ 7593. 2.7. Ресурс колес - не менее ресурса транспортного средства. 2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1). 3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ3а.1. (Исключен, Изм. № 3). 3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт. 15 и в табл. 8.
Черт. 15 Таблица 8 Размеры в миллиметрах
Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять. Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами. На шаблоне должны быть указаны: - условное обозначение профиля обода; - обозначение стандарта; - размеры профиля обода А1, А2, В, G1 и G2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15). Размеры A1 и А2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4). 3а.3. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром D1 в соответствии с черт. 1 и табл. 2. Допускается применять плоскую рулетку. 3а.4. Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2., 1.4., 1.5., 1.10. и 1.11. проводят универсальными средствами измерений. 3а.3, 3а.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1). 3а.5. Проверку на соответствие требованиям п. 2.5. следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства. Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.
Черт. 16 (Измененная редакция, Изм. № 4). 3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные: - наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; - условное обозначение обода; - год и месяц выпуска. 3.2. (Исключен, Изм. № 1). 3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида. 3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию. (Измененная редакция, Изм. № 2). ПРИЛОЖЕНИЕ
|
Номинальная ширина обода, дюймы |
Диаметр расположения осей крепежных отверстий D3 |
Диаметр центральных отверстий дисков D4 +0,8 |
Внутренний посадочный диаметр ступицы D5 не более |
Наружный посадочный диаметр ступицы D6, не более |
Число крепежных отверстий |
|
Номин. |
Пред. откл. |
|||||
5,0; 5,5 |
222,25 |
±0,15 |
163 |
159 |
270 |
6 |
6,0 |
222,25 |
+0,15 |
163 |
160 |
270 |
6 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
|
6,5 |
222,25 |
±0,15 |
163 |
160 |
272 |
6 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
|
7,0 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
325 |
8 |
286,00* |
222 |
218 |
10 |
|||
335,00 |
272 |
268 |
385 |
|||
7,5 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
10 |
||
8,0 |
275,00 |
±0,20 |
214 |
210 |
345 |
8 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
10 |
||
8,5 |
286,00* |
±0,20 |
222 |
218 |
345 |
10 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
|||
9,0 |
286,00* |
±0,20 |
222 |
218 |
345 |
10 |
335,00 |
272 |
268 |
385 |
* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.
Примечание: Диаметр привалочной плоскости D18 определяют из условия D18≥ D6+5 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. № 3-5).