РОССИЙСКОЕ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ «УТВЕРЖДАЮ» ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РАО «ЕЭС РОССИИ»А.Б. ЧУБАЙС29 марта 2001 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД 153-34.0-04.622-2001Москва-2001РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РД 153-34.0-04.622-2001МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГЛАВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-ИНСПЕКТОРОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ЦЕНТРОВ РП "ЭНЕРГОТЕХНАДЗОР" НА ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЯХ ФИЛИАЛОВ, ДОЧЕРНИХ
И ЗАВИСИМЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РАО "ЕЭС РОССИИ"
Содержание МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГЛАВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-ИНСПЕКТОРОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ РП "ЭНЕРГОТЕХНАДЗОР" НА ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЯХ ФИЛИАЛОВ, ДОЧЕРНИХ И ЗАВИСИМЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РАО "ЕЭС РОССИИ" 1. Общие положения1.1. "Методические указания по организации работы главных инженеров-инспекторов территориальных центров РП "Энерготехнадзор" составлены в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (РД 34.20.501-95), Положений о Департаменте генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей и РП "Энерготехнадзор" и "Основных положений контроллинга производственно-хозяйственной деятельности и методических указаний по организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем" (РД 153-34.0-08.102-98). 1.2. Настоящие методические указания определяют порядок выполнения главным инженером-инспектором* (далее инспектором) задач корпоративного внутреннего аудита и внутреннего контроля, ведения технического надзора за состоянием и организацией эксплуатации и ремонта энергооборудования, зданий и сооружений энергопредприятий филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ РАО "ЕЭС России" (далее энергопредприятий). ____________ *Настоящие методические указания так же применимы по отношению к начальникам территориальных центров РП "Энерготехнадзор" при осуществлении ими своей деятельности на непосредственно закрепленных за ними электростанциях, электрических и тепловых и сетях, других энергопредприятиях. 1.3. В процессе своей деятельности основной задачей инспектора является обеспечение энергопредприятиями безусловного исполнения требований Федеральных законов Российской Федерации - "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О пожарной безопасности", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", руководящих корпоративных документов - "Положения о системе управления промышленной безопасностью в РАО "ЕЭС России", "Положения о системе управления охраной труда в РАО "ЕЭС России" и "Основных положений контроллинга производственно-хозяйственной деятельности и методических указаний по организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем". 1.4. Для реализации основных задач инспектор осуществляет надзор за соответствием состояния и уровня эксплуатации и ремонта оборудования энергопредприятий требованиям действующих нормативно-технических и руководящих документов, надзор за всеми видами работы с персоналом, оказание методической помощи подконтрольным энергопредприятиям в повышении эффективности системы внутреннего контроля за их производственной деятельностью. 1.5. Наряду с постоянным техническим надзором на подконтрольных ему энергопредприятиях инспектор периодически участвует в проведении комплексных и тематических проверок, расследовании технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев в работе энергопредприятий РАО "ЕЭС России". 1.6. На подконтрольных энергопредприятиях инспектором должна проводиться работа по контролю за состоянием оперативно-диспетчерской дисциплины с учетом функций и задач ФОРЭМ, состоянием управления энергопотреблением (энергосбытовой деятельностью) и по исполнению требований распорядительных документов РАО "ЕЭС России". 2. Планирование деятельности инспектора2.1. В своей деятельности инспектор должен руководствоваться отраслевыми и корпоративными нормативно-техническими и руководящими документами, квартальными и годовыми планами работ, указаниями и заданиями руководства. 2.2. Подготовка планов работ инспектора должна осуществляться в соответствии с "Типовым регламентом организации работы главного инженера-инспектора при тепловой и гидравлической электростанции" (Приложение 1) и "Типовым регламентом организации работы главного инженера-инспектора при предприятиях электрических сетей АО-энерго и МЭС" (Приложение 2). 2.3. В соответствии с распределением обязанностей и закреплением за объектами инспектор может обслуживать одну или несколько электростанций, группу предприятий электрических сетей или группу энергопредприятий, включающих в себя электростанции и предприятия электрических сетей. Инспекторам, контролирующим одновременно электростанции и предприятия электрических сетей, следует руководствоваться одновременно "Типовым регламентом организации работы главного инженера-инспектора при тепловой и гидравлической электростанции" и "Типовым регламентом организации работы главных инженеров-инспекторов при ПЭС АО-энерго и МЭС". 2.4. Инспекторам, контролирующим несколько электростанций, необходимо строить свою работу так, чтобы в течение года проверками, обходами, осмотрами, опросами персонала были охвачены все основные цеха (КТЦ, ЭЦ, ЦЦР, ЦТАИ, ТТЦ, ХЦ) и не менее половины вспомогательных цехов. При этом необходимо охватывать всю номенклатуру оборудования и все категории производственного персонала. 2.5. Инспекторам, контролирующим несколько предприятий электрических сетей, не обходимо строить свою работу так, чтобы в течение года проверками, обходами, осмотрами, опросами персонала были охвачены все крупные подстанции напряжения 110 кВ и выше, не менее половины остальных подстанций, все производственные базы и ОДС ПЭС, не менее половины производственных баз РЭС. При этом необходимо охватывать всю номенклатуру оборудования и все категории производственного персонала. 2.6. Утверждаемые руководством РП "Энерготехнадзор" планы работ должны содержать: - графики проведения проверок конкретных энергопредприятий с указанием сроков их проведения; - виды проверок (комплексные, тематические); - темы проверок (состояние эксплуатации оборудования, ремонтное обслуживание, организация работы с персоналом, пожарная безопасность, охрана труда и т.д.); - составы рабочих комиссий; - наименования документов, выпускаемых по результатам проведенных проверок; - перечни мероприятий по работе с персоналом на подконтрольных энергопредприятиях (участие в техсоветах, совещаниях, семинарах, соревнованиях, проверках знаний, проведении тренировок; контроль выполнения ПТБ, ППБ работающими бригадами и т.д.); - поручаемые руководством задания по разработке документов, выпуску информационных сообщений и т.д. 2.7. На энергопредприятиях с худшими показателями состояния оборудования и неудовлетворительным эксплуатационно-ремонтным обслуживанием, в целях исправления положения, инспектору необходимо соответственно увеличивать количество регламентных работ по конкретным проблемным направлениям. 2.8. Регламентируемые годовым планом сроки и темы проверок энергопредприятий должны быть доведены до их руководства в течение месяца после утверждения. 2.9. При составлении годового плана работ необходимо резервировать время для внеплановых проверок и расследования технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев. 3. Постоянный технический надзор3.1. На подконтрольных энергопредприятиях инспектор должен осуществлять постоянный технический надзор за состоянием оборудования, зданий и сооружений и соблюдением персоналом действующих норм и правил при эксплуатационно-ремонтной деятельности, выявление "узких мест" и аварийных очагов в работе оборудования с последующей разработкой совместно с руководством энергопредприятия мер, направленных на устранение и предупреждение отклонений от НТД и РД. Осуществляя надзор, инспектор должен способствовать повышению качества внутреннего контроля в производственной деятельности энергопредприятий. 3.2. Основными регламентными работами при ведении постоянного технического надзора являются: - обходы и осмотры оборудования, зданий и сооружений; - ознакомление с оперативной документацией; - обходы рабочих мест, контроль сдачи-приемки смены, в том числе внезапные проверки и ночные обходы совместно с руководством энергопредприятия и работниками системы внутреннего контроля; - опрос производственного персонала; - проверка правильности подготовки рабочих мест, допуска к производству работ; - контроль выполнения правил безопасности производства работающими бригадами; - контроль и анализ пусков и остановов основного оборудования; - контроль за соблюдением графиков профилактических работ на оборудовании (опробование АВР, проверки состояния предохранительных клапанов и т.д.); - контроль производства оперативных переключений; - контроль за своевременным и правильным расследованием технологических нарушений в работе оборудования, а также участие, при необходимости в проведении расследования; - участие в проведении экспертной оценки состояния и условий эксплуатации оборудования; - участие в работе "Комиссии по регулированию вопросов эксплуатации и производственной деятельности акционерного общества (филиала)"; - оказание методической помощи руководству энергопредприятия в создании эффективной системы внутреннего контроля; - участие в производственных совещаниях энергопредприятия; - участие в рассмотрении у главного инженера энергопредприятия мероприятий и графиков устранения "узких мест" и аварийных очагов на энергопредприятии; - контроль хода выполнения предписаний; - участие в проведении тренировок персонала; - участие в подготовке и проведении дней ТБ; - участие в работе пожарно-технической комиссии (ПТК); - контроль соответствия подготовки, проведения, оценки качества и оформления результатов ремонтов оборудования требованиям НТД и РД; - участие в комиссиях по проверке готовности энергопредприятий к ОЗП, грозовому сезону, паводку и т.д.; - выявление нарушений в эксплуатации и ремонте оборудования с принятием необходимых мер; - подготовка и выдача руководству энергопредприятия заключений о работе оборудования и персонала; - формирование базы данных о нарушениях в работе оборудования. 3.3. Постоянный технический надзор должен выполняться инспектором при каждом посещении подконтрольного энергопредприятия, при расследовании технологических нарушений и при плановых проверках. 3.4. Постоянный технический надзор должен охватывать в течение года все производственные подразделения, энергоустановки, технологические схемы и категории производственного персонала на всех подконтрольных энергопредприятиях. 3.5. При обходе и осмотре оборудования и рабочих мест, ознакомлении с оперативной документацией инспектору необходимо выявлять нарушения со стороны оперативного персонала порядка организации надзора и контроля за работой обслуживаемого оборудования, например: - несоответствие состава оборудования, устройств защиты, КИП и А, находящихся в работе, оперативным схемам и записям в журналах; - неполная фиксация в журналах дефектов оборудования; - отклонения от заданных режимов работы оборудования; - несоблюдение графиков обходов и осмотров оборудования; - несоблюдение графиков профилактических работ и т.д. 3.6. При проверке щитов управления ТЭС и ГЭС, диспетчерских пунктов ЦДС АО-энерго и ОДС ПЭС, рабочих мест дежурных подстанций инспектору необходимо проверять соответствие оперативной схемы фактическому состоянию схемы электрической сети и присоединений. 3.7. При обходе рабочих мест с целью проверки выполнения ПТБ и ППБ работающими бригадами, инспектору следует обращать внимание на: - наличие у руководителя или производителя работ правильно оформленного наряда-допуска и полноты проведения и оформления инструктажей руководителя и производителя работ, а также членов бригады; - правильность подготовки рабочего места (наличие ограждений, заземлений, запирающих устройств, соответствующих плакатов ТБ и т.д.); - присутствие (при необходимости) наблюдающего; - наличие у работающих, оформленных надлежащим образом удостоверений о проверке знаний и разрешений на производство специальных работ; - соответствие реального места работы указанному в наряде-допуске; - правильность оформления перерывов в работе и допуска к опробованию оборудования и т.д. 3.8. При обнаружении во время проведения проверки работающих бригад серьезного нарушения ПТБ, инспектор обязан отстранить бригаду от работы и проинформировать об этом оперативного дежурного энергопредприятия. Инспектор также обязан выдать оперативное предписание, зафиксировать в нем факт нарушения и предписать мероприятия по недопущению впредь подобных нарушений. 3.9. В состав работ инспектора должны входить внезапные проверки в ночное время выполнения ПТБ, ППБ работающими бригадами, а также выполнение оперативным персоналом требований по надзору за работой оборудования. Такие проверки необходимо проводить совместно с руководством энергопредприятия или его подразделений (или с работниками подразделений внутреннего аудита энергопредприятия). 3.10. Критериями выбора проверки конкретной бригады или участка должны служить: - сложность переключений в электрических или тепловых схемах; - случаи нарушений ПТБ, ППБ или замечаний в осуществлении эксплуатационным персоналом надзора за работой оборудования, выявленных при предыдущих проверках; - наличие вновь назначенных в бригаду (смену) работников (с целью проверки выполнения "Правил организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства"). 3.11. Все пуски-остановы основного теплоэнергетического оборудования, проходящие во время присутствия инспектора на данной электростанции, должны быть проконтролированы им по основным показателям: - скорость прогрева паропроводов и наиболее теплонапряженных элементов турбоагрегата; - температурные выбеги металла поверхностей нагрева котлоагрегата; - вибрационное состояние турбоагрегата; - соблюдение параметров водно-химического режима; - настройка предохранительных клапанов и автомата безопасности турбины (при пусках из ремонтов); - своевременный ввод в действие защит, блокировок и т.д. 3.12. При наличии нарушений, выявленных при проверках пусков-остановов основного теплоэнергетического оборудования, инспектор должен совместно с руководством энергопредприятия, проводить анализ ошибок оперативного персонала. Проводить такой анализ необходимо не только с персоналом смены допустившей нарушения, но и с персоналом других смен. 3.13. В целях оптимизации общего количества пусков-остановов основного теплоэнергетического оборудования, инспектором совместно с руководством энергопредприятия, должна проводиться соответствующая работа с ОДУ. 3.14. Инспектором должен осуществляться контроль качества и сроков проведения капитальных и средних ремонтов оборудования. 3.15. Ежегодный объем контроля ремонта оборудования определяют "Типовой регламент организации работы главного инженера-инспектора при тепловой и гидравлической электростанции" и "Типовой регламент организации работы главного инженера-инспектора при предприятиях электрических сетей АО-энерго и МЭС". 3.16. При подготовке к производству ремонтных работ инспектор должен проконтролировать следующие направления: - наличие приказа по энергопредприятию о назначении руководителя ремонта и ответственных лиц по промежуточным нарядам; - наличие лицензий на выполнение ремонтных работ у подрядных организаций; - квалификация собственного ремонтного персонала энергопредприятия; - наличие программы вывода оборудования в ремонт; - наличие ведомости объема работ, планов производства работ и технологических карт; - наличие акта дефектации ремонтируемого оборудования; - наличие акта готовности энергопредприятия к проведению ремонта; - полнота входного контроля качества материалов и запасных частей; - включение в ведомость объема работ требований приказов, противоаварийных документов РАО "ЕЭС России" и предписаний надзорных органов, выполнение которых возможно только в периоды капитального, среднего или текущего ремонта. 3.17. В процессе производства ремонта инспектор должен проконтролировать полноту выполнения запланированного и дополнительного (по результатам дефектации) объема работ. 3.18. На этапе окончания капитальных и средних ремонтов инспектор должен проконтролировать следующие направления: - наличие приказа о создании приемочной комиссии, программы приемки оборудования из ремонта и ее выполнение; - наличие программы приемо-сдаточных испытаний и ее выполнение; - наличие обоснованного решения АО-энерго или АО-электростанции, оформляемого в случае сокращения объемов работ. 3.19. В случае невыполнения или сокращения запланированного объема работ, инспектору необходимо проверить оформление порядка согласования и изменения объемов и проанализировать, как это повлияет на надежность работы отремонтированного оборудования. 3.20 Окончательное заключение о качестве выполненных ремонтных работ и качестве отремонтированного оборудования инспектор должен давать после подконтрольной эксплуатации отремонтированного оборудования, руководствуясь требованиями "Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей" (РДПр 34-38-030-92). 3.21. Одним из приоритетных направлений работы инспектора должна быть оценка состояния системы внутреннего контроля и внутреннего аудита на энергопредприятии, которая при правильной постановке работы должна являться эффективным инструментом раннего обнаружения и оповещения о начинающихся негативных тенденциях. 3.22. Инспектор должен оказывать методическую помощь в организации и контролировать эффективность проводимого на энергопредприятии самоаудита по качеству рабочих программ, количеству проверок и документам, выпущенным по результатам их проведения. 3.23. Инспектор должен выборочно принимать участие в проверках знаний оперативного, инженерно-технического и руководящего персонала. Наиболее целесообразно это делать по темам существующих проблем ("узких мест") в организации эксплуатационно-ремонтного обслуживания и состоянии оборудования. 4. Оформление результатов постоянного технического надзора4.1. При выявлении нарушений в эксплуатации оборудования, охране труда и подготовке персонала инспектор обязан выдать оперативное предписание. В оперативное предписание должны вноситься мероприятия по устранению технических нарушений и организационных недостатков, не требующих значительных материальных затрат. Срок выполнения мероприятий оперативного предписания не должен превышать одного месяца. 4.2. Оперативное предписание адресуется техническому руководителю энергопредприятия (главному инженеру или техническому директору) и оформляется инспектором на бланке соответствующего РП "Энерготехнадзор" (приложение 3) в трех экземплярах. Первый экземпляр оперативного предписания вручается под роспись непосредственно руководителю структурного подразделения энергопредприятия, в котором выявлено нарушение, второй с отметкой о вручении остается у инспектора для контроля выполнения. 4.3. Обо всех случаях выдачи оперативного предписания инспектор должен проинформировать технического руководителя (главного инженера или технического директора) энергопредприятия и передать ему третий экземпляр оперативного предписания. 4.4. Своевременность и качество выполнения мероприятий, предписанных в оперативных предписаниях, находится под постоянным контролем инспектора вплоть до их выполнения. Экземпляры выданных оперативных предписаний (с отметкой о вручении) хранятся у инспектора в течение 3-х лет. 4.5. При выявлении нарушений в эксплуатации оборудования, охране труда и работе персонала, угрожающих жизни людей или создающих опасность повреждения оборудования, инспектор должен запретить работу этого оборудования или персонала до полного устранения выявленных нарушений. Запрет работы оборудования или персонала оформляется записью в оперативном журнале энергопредприятия (журнале старшего дежурного на энергетическом объекте) и выдачей оперативного предписания с ознакомлением под роспись технического руководителя энергопредприятия (главного инженера или технического директора) и руководителя структурного подразделения, в ведении (управлении) которого находится указанное оборудование или персонал, допустивший нарушения. 4.6. С целью привлечения внимания руководства энергопредприятия и подразделений к выявленным нарушениям, отклонениям и "узким местам" инспектор должен выносить вопросы исполнения мероприятий, указанных в оперативных предписаниях на совещания и техсоветы при главном инженере, а также на оперативные селекторные совещания энергопредприятия или акционерного общества (филиала) по вопросам эксплуатации и ремонта оборудования. 4.7. Инспектором должна формироваться собственная база данных о нарушениях а работе оборудования и персонала подконтрольных энергопредприятий для последующего анализа и корректировки программ комплексных и тематических проверок. 4.8. Инспектор должен не реже одного раза в квартал информировать устно (с передачей служебной записки) первого руководителя энергопредприятия о наличии длительно неисполняемых мероприятий, указанных в оперативных предписаниях, которые могут привести к опасным последствиям для оборудования или персонала. При непринятии мер инспектор обязан направить соответствующую служебную записку в РП "Энерготехнадзор" с копиями руководителю акционерного общества (филиала) и начальнику Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" 5. Периодический технический надзор5.1. Периодический технический надзор проводится в целях более глубокого определения: - состояния оборудования, зданий и сооружений; - состояния организации эксплуатации и технического обслуживания оборудования; - состояния работы с персоналом; - наличия "узких мест" и аварийных очагов в работе энергоустановок; - причин возникших технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев. 5.2. Основными регламентными работами при ведении периодического технического надзора являются: - тематические проверки; - комплексные проверки; - целевые проверки; - расследования технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев. 5.3. Комплексные, тематические и целевые проверки должны проводиться по специально разрабатываемым подробным программам проверок, утвержденным руководством РП "Энерготехнадзор". При составлении программы следует учитывать: - наличие и эффективность работы на энергопредприятии системы внутреннего контроля; - результаты анализа аварийности оборудования, ошибок персонала и травматизма по подразделениям энергопредприятия (смещать акценты, проверки на участки с худшими показателями); - невыполненные мероприятия по предписаниям, выданным по результатам предшествующих проверок и в процессе ведения инспектором постоянного технического надзора; - новые нормативно-технические и организационно-распорядительные документы по теме планируемой проверки. 6. Тематические проверки энергопредприятий6.1. Тематические проверки проводятся инспектором, как правило, 1 раз в месяц или в соответствии со специальными указаниями. В зависимости от объема и сложности, они могут производиться инспектором единолично или с привлечением других инспекторов по согласованию с руководством территориального центра или РП "Энерготехнадзор". 6.2. Целью проведения тематических проверок является глубокое обследование со стояния и условий эксплуатации конкретных видов оборудования, отдельных направлений организации охраны труда и работы с персоналом. 6.3. О предстоящей проверке необходимо письменно уведомить руководство энергопредприятия не менее чем за 1 месяц, с предоставлением рабочей программы в целях инициирования проведения на энергопредприятии предварительного самоаудита по указанной тематике (направлению). 6.4. Перед началом проведения проверки должно быть проведено организационное совещание у руководства энергопредприятия, с привлечением руководителей проверяемых подразделений, на котором должны быть определены лица, ответственные за предоставление необходимых документов и информации. 6.5. При проведении тематических проверок обследованию подлежат: - энергетические установки, здания и сооружения (их состояние, режимы и условия эксплуатации и содержания); - рабочие места руководящего, оперативного и ремонтного персонала; - производственные и должностные инструкции персонала и инструкции по охране труда и пожарной безопасности; - планы и мероприятия, направленные на ликвидацию отступлений от НТД и РД и нарушений в эксплуатации оборудования и ход их выполнения; - планы и мероприятия по работе с персоналом и ход их выполнения; - оперативная и текущая документация. 6.6. В ходе проверки инспектор должен оценивать и анализировать состояние производства, соблюдение требований действующих в энергетике норм и правил, эффективность работы системы внутреннего контроля, достаточность используемых технических средств, своевременность и полноту выполнения плановых и предписанных мероприятий, уровень профессиональной подготовки специалистов и рабочих. 6.7. Результаты тематической проверки оформляются в виде акта-предписания. Структура акта-предписания должна соответствовать форме, приведенной в приложении 4. При этом разделы акта-предписания должны содержать следующую информацию: 6.7.1. Вступительный раздел должен содержать: - вид (плановая или специальная) и срок проверки; - краткое описание оборудования и зоны обслуживания энергопредприятия; - краткие данные об аварийности и травматизме за последние 5 лет; - описание выполненного объема проверки; - ссылки на предшествующие проверки по проверяемому направлению; - наиболее существенные недостатки производственной деятельности по проверяемому направлению, объекту, оборудованию. 6.7.2. Раздел "Невыполненные мероприятия, предписанные по результатам предшествующих проверок", должен содержать информацию о невыполненных мероприятиях, предписанных по результатам предшествующих проверок. В первую очередь (в порядке важности) указываются невыполненные мероприятия, влияющие на надежность и безопасность энергопроизводства, и причины их невыполнения. Инспектор вправе в этом случае затребовать объяснительные записки с руководителей структурных подразделений энергопредприятия и приложить их к акту-предписанию. 6.7.3. Раздел "Предписываемые мероприятия, направленные на устранение выявленных при проверке нарушений" должен содержать: - мероприятия по устранению выявленных, в процессе проверки, отклонений от требований НТД и РД; - ссылки на конкретные пункты или параграфы документов, требующие выполнения предписанных мероприятий; - сроки выполнения мероприятий. 6.8. Предписываемые мероприятия записываются в акт-предписание в повелительной форме: "выполнить...", "разработать...", "устранить..." и т.д. Сроки выполнения мероприятий должны содержать число, месяц и год выполнения. Сроки выполнения мероприятий должны быть минимальными и устанавливаться по согласованию с руководителем энергопредприятия. В случае несогласия сторон решение принимает руководство РП "Энерготехнадзор". 6.9. Мелкие и быстро устранимые недостатки, выявленные при проверке, в акт-предписание не вносятся, оформляются оперативным предписанием и подлежат устранению в период проведения проверки. При неустранении во время проверки вносятся в акт-предписание с соответствующей пометкой о неудовлетворительном реагировании руководства соответствующего структурного подразделения на выданное оперативное предписание. 6.10. В акте-предписании должно быть указано требование о выпуске приказа по энергопредприятию или акционерному обществу (в зависимости от значимости нарушений) с мероприятиями по устранению отмеченных недостатков, сроками и ответственными лица ми, а также санкциями к виновникам допущенных нарушений (при обоснованности). 6.11. Очередность записи мероприятий в акте-предписании производится в порядке значимости их влияния на надежность и безопасность, и начинаться должна с более значимых мероприятий. 6.12. Акт-предписание адресуется первому руководителю энергопредприятия после ознакомления главного инженера. В качестве приложения к акту-предписанию необходимо прикладывать программу обследования. 6.13. Акт-предписание оформляется за подписью инспектора (или всех членов комиссии если их несколько) и подписывается первым руководителем энергопредприятия с формулировкой: "акт-предписание получил, с намеченными мероприятиями и сроками их исполнения согласен" (если не согласен, то указываются конкретные причины). 6.14. В случае отказа руководителя энергопредприятия от подписи, в акте-предписании руководителем комиссии (или инспектором при единоличной проверке) должна быть сделана запись с аргументацией отказа. В этом случае разрешение спора (несогласия) переносится на уровень РП "Энерготехнадзор". Акт-предписание после этого рассмотрения должен утверждаться руководством РП "Энерготехнадзор". 6.15. Акт-предписание оформляется в 4-х экземплярах. Один экземпляр вручается руководителю проверяемого энергопредприятия, второй экземпляр с отметкой о вручении остается у инспектора, контролирующего это энергопредприятие. По одному экземпляру направляется в РП "Энерготехнадзор" и руководителю акционерного общества или филиала, в состав которого входит данное энергопредприятие. 7. Комплексные проверки7.1. Комплексные проверки энергопредприятия производятся по специальным планам, указаниям руководства РП "Энерготехнадзор", Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, РАО "ЕЭС России" или по заявке руководства филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ РАО "ЕЭС России" рабочими комиссиями и служат для более широкого обследования подразделений и энергообъектов энергопредприятия. 7.2. О предстоящей комплексной проверке необходимо уведомить руководство энергопредприятия за 1 месяц, с предоставлением рабочей программы в целях инициирования проведения на энергопредприятии предварительного самоаудита по указанной тематике (направлению). При назначении руководством РАО "ЕЭС России" комплексной проверки уведомление может осуществляться в более короткие сроки и без предоставления программы. 7.3. Перед началом проведения комплексной проверки должно быть проведено организационное совещание у руководства энергопредприятия, с привлечением руководителей соответствующих подразделений, на котором должны быть определены лица, ответственные за предоставление необходимых документов и информации. 7.4. Комплексные проверки могут охватывать: - АО-энерго, включая их производственные службы, филиалы и структурные подразделения: тепловые и гидравлические электрические станции, предприятия электрических и тепловых сетей, ремонтные предприятия; - АО-электростанции; - электростанции-филиалы, ремонтные и наладочные организации РАО "ЕЭС России"; - дирекции и предприятия Межсистемных электрических сетей, БП "Электросетьсервис"; - Объединенные диспетчерские управления; - учебные комбинаты акционерных обществ и филиалов РАО "ЕЭС России"; - научно-исследовательские и проектные институты РАО "ЕЭС России". 7.5. При проведении комплексной проверки в составе рабочей комиссии инспектор проверяет порученное ему направление деятельности и свою работу должен организовывать так же, как и при проведении тематической проверки. 7.6. Результаты комплексной проверки производственной деятельности энергопредприятия оформляются в виде аудиторского отчета, структура которого описана в руководящем документе "Основные положения контроллинга производственно-хозяйственной деятельности и методические указания по организации внутреннего аудита в рамках контроллинговых систем" (РД 153-34.0-08.102-98). 7.7. При проведении комплексной проверки и оформлении ее результатов должно быть обеспечено выполнение требований, указанных в п.п. 6.8-6.15 настоящих Методических указаний. 8. Внеплановые проверки8.1. В зависимости от сложившихся обстоятельств внеплановые проверки могут быть: - комплексные - при необходимости определения причин ухудшения производственных показателей в работе энергопредприятия в целом; - тематические - при необходимости выявления причин неудовлетворительной работы отдельных видов оборудования, технологических схем, организации производственного процесса, низкой квалификации и исполнительской дисциплины персонала; - целевые - при необходимости получения срочной информации по выполнению приказов, заданий и поручений РАО "ЕЭС России". 8.2. Оформление результатов и контроль намеченных мероприятий по результатам внеплановых проверок осуществляется аналогично работе, проводимой по итогам плановых проверок. Кроме того, по заданию руководителей, санкционировавших внеплановую проверку, возможно представление справок, аналитических материалов, документов с мероприятиями, бизнес-планов, программ действий или других материалов. 9. Контроль выполнения предписаний9.1. Контроль выполнения мероприятий, предписанных энергопредприятию по результатам проверок, возлагается на инспектора, контролирующего это энергопредприятие. 9.2. Контроль выполнения особо важных мероприятий может дополнительно принимать на себя непосредственно РП "Энерготехнадзор" или Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России". 9.3. Ежеквартально инспектор должен получать от подконтрольных энергопредприятий информацию о ходе выполнения предписаний. В процессе ведения постоянного технического надзора, а также при проведении плановых проверок, лично проверять выполнение наиболее важных предписаний. 9.4. При непринятии руководителями энергопредприятий мер по исполнению в согласованные сроки предписанных мероприятий инспектор должен направить служебную записку на имя руководства РП "Энерготехнадзор". 9.5. Ежеквартально (или по запросу) инспектор должен предоставлять данные о ходе выполнения предписаний (с указанием причин невыполнения в срок мероприятий) генеральному директору соответствующего акционерного общества или филиала РАО "ЕЭС России" с копией (в составе квартального отчета или по запросу) в РП "Энерготехнадзор". 9.6. Перенос сроков выполнения мероприятий производится по согласованию с руководством РП "Энерготехнадзор". 9.7. Снятие акта-предписания с контроля производится по решению РП "Энерготехнадзор" после его выполнения не менее чем на 80% и при условии переноса невыполненных мероприятий в другой акт-предписание с неизменными сроками выполнения (с указанием номера и даты предыдущего акта-предписания). 9.8. По каждому подконтрольному энергопредприятию инспектором должна вестись ежеквартально обновляемая "Карточка контроля выполнения наиболее важных мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности энергоустановок, зданий и сооружений"*. Карточка ежеквартально направляется в РП "Энерготехнадзор" и Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей. ______________ * Каждый инспектор должен иметь в виду, что представляемая им карточка является средством, дающим руководству РП "Энерготехнадзор" и Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей возможность оценки качества работы инспектора в сопоставлении с данными по аварийности, травматизму и т.п. 10. Расследование технологических нарушений10.1. Расследование технологических нарушений проводится в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем" (РД 153-34.0-20.801-2000) и должно удовлетворять требованиям: - соответствия квалификационного и административного состава комиссии характеру технологического нарушения, виду и масштабам повреждения оборудования; - полноты и правильности проведенного расследования и соответствию указываемой классификации технологического нарушения требованиям Инструкции; - четкого и квалифицированного изложения причин нарушения; - соответствия сроков проведения расследования нормативным требованиям; - достаточности и выполнимости планируемых мероприятий. 10.2. Основными задачами расследования являются: - установление и классификация причин нарушения; - оценка степени вины (правильности действий) персонала; - выявление недостатков эксплуатации, проекта, конструкции и изготовления оборудования; - разработка мероприятий по недопущению подобных нарушений; - применение санкций к нарушителям (при обоснованности). 10.3 Инспектор должен контролировать издание на энергопредприятии приказа по каждому технологическому нарушению, в котором должны быть отражены их причины и меры по предупреждению подобных нарушений, а также меры административного и материального воздействия на виновных лиц (при обоснованности). 10.4. Выполнение содержащихся в материалах расследования мероприятий по устранению причин, вызвавших технологические нарушения, подлежит контролю со стороны инспектора. Невыполненные в указанные сроки мероприятия должны оформляться оперативным предписанием или актом-предписанием в соответствии с требованиями по их оформлению и представлению, изложенными в настоящих Методических указаниях. 11. Повышение квалификации инспектора11.1. Одним из средств достижения эффективности выполнения задач, возложенных на инспектора, является постоянное приведение уровня его квалификации в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование высокого профессионализма, современного технического и экономического мышления. 11.2. Основными формами работы по обеспечению соответствующей обязанностям квалификации инспектора являются: 11.2.1. При приеме на работу: подбор соответствующего обязанностям кандидата, вводный инструктаж по профилю деятельности и проведение в соответствии с индивидуальной программой стажировки, предэкзаменационной подготовки и проверки знаний (не позже чем через 1 месяц со дня назначения на должность). 11.2.2. В процессе трудовой деятельности: - самостоятельное обучение (самообразование) по индивидуальному плану - как в рабочее время (в планах работы предусматривать на эти цели - 4 часа в неделю), так и в нерабочее; - ежегодное участие в производственных семинарах и краткосрочное периодическое обучение инспектора направлениям его специализации; - периодическая предэкзаменационная подготовка и плановая (1 раз в три года) проверка знаний (2-х недельная подготовки); - периодическое (не реже одного раза в 5 лет) обучение инспектора в учебных заведениях системы повышения квалификации. 11.3. Инспектор должен составлять индивидуальный ежегодный план повышения квалификации, который утверждается директором (генеральным директором) РП "Энерготехнадзор". 11.4 Планирование и организация непрерывного обучения инспектора осуществляется руководителем РП "Энерготехнадзор". Сведения о прохождении обучения отражаются в документах кадровой службы (квалификационном аттестате). Должностные перемещения и установление соответствующего размера заработной платы должны быть увязаны с результатами обучения и практического использования полученных знаний. 12. Отчетная и информационная деятельность инспектора12.1. Инспектором ежеквартально выполняется и предоставляется в РП "Энерготехнадзор" отчет о проделанной работе, состоянии оборудования, зданий и сооружений подконтрольных энергопредприятий, организации эксплуатационно-ремонтного обслуживания и исполнении мероприятий предписаний в виде ответов на следующие вопросы: - состояние системы внутреннего контроля и внутреннего аудита на энергопредприятии; - основные недостатки в состоянии энергетического оборудования, зданий и сооружений; - основные недостатки в организации эксплуатации энергетического оборудования, зданий и сооружений; - основные недостатки в организации технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования, зданий и сооружений; - основные недостатки в организации работы с персоналом; - выполнение мероприятий по подготовке к паводковому и грозовому сезонам и ОЗП: - анализ аварийности и травматизма с выводами, принимаемыми мерами и предложениями инспектора, вошедшими (или не вошедшими) в управленческие решения руководства подконтрольных энергопредприятий. - сведения о выполнении инспектором регламентных работ: - число участий в расследовании технологических нарушений (с выводами); - количество проконтролированных пусков-остановов оборудования (с выводами); - количество запретов на работу оборудования с указанием причин: - сведения о приостановках оперативных переключений с указанием причин; - сведения об отстранении от работы бригад и отдельных исполнителей за нарушение ПТБ и ППБ, с указанием причины. 12.2. В виде приложений к ежеквартальному отчету предоставляются: - Данные о ходе выполнения предписаний (с указанием причин невыполнения в срок мероприятий) в РП "Энерготехнадзор" (п. 9.5 настоящих Методических указаний); - "Карточка контроля выполнения наиболее важных мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности энергоустановок, зданий и сооружений" (п. 9.8 настоящих Методических указаний). 12.3. Копия, представляемого в РП "Энерготехнадзор" отчета направляется руководителям подконтрольных энергопредприятий и генеральному директору акционерного общества. Копии отчетов по МЭС и электростанциям федерального уровня направляются в Департамент электрических сетей и Департамент электрических станций, соответственно. Все представляемые инспекторами отчеты должны храниться в электронном виде в банках данных РП "Энерготехнадзор" в течение года. По требованию любой из хранимых в электронном банке отчетов должен представляться в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей в указываемые сроки. 12.4. В процессе текущей деятельности инспектор предоставляет в РП "Энерготехнадзор" в возможно короткие сроки оперативные данные об авариях, инцидентах, пожарах, производственных несчастных случаях (групповых, тяжелых и со смертельным исходом), которые передаются в соответствии с устанавливаемым руководством РП "Энерготехнадзор" порядком. При сообщении о происшедшем событии дается краткая информация по этому случаю, принятые меры со стороны энергопредприятия и кто из руководителей подразделений энергопредприятия или энергопредприятия прибыл на место события. 12.5. В соответствии с программой корпоративных тематических селекторных совещаний по проблемам надежности и задачам совершенствования эксплуатации энергетического оборудования инспектор готовит и направляет в РП "Энерготехнадзор" соответствующий материал за 10 дней до даты проведения селекторного совещания. 12.6. Инспектор предоставляет другие виды информации в соответствии с регламентом документооборота РП "Энерготехнадзор". 12.7. Инспектор обязан по запросу РП "Энерготехнадзор" или Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей предоставлять информацию по вопросам своей компетенции и производственной деятельности подконтрольных энергопредприятий по форме и в сроки согласно поступившему заданию (поручению). Приложение 1Типовой регламент организации работы главного инженера-инспектора при тепловой или гидравлической электростанции1. Типовой регламент надзорной деятельности
2. Типовой регламент тематических проверок
Приложение 2Типовой регламент организации работы главного инженера-инспектора при предприятиях электрических сетей АО-энерго и МЭС1. Типовой регламент надзорной деятельности
2. Типовой регламент тематических проверок
Приложение 3
Приложение 4
|