Утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.01 № 18 Введено в действие с 01.07.01 постановлением Госгортехнадзора России от 20.06.01 №20 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И * Редакционная комиссия: В.В. Грицков, Я.И. Васильев, М.Г. Козаченко, А.В. Денисов, B . C . Зимич, Д.В. Кантор. Положение подготовлено рабочей группой в составе: В.В. Грицков, Я.И. Васильев, М.Г. Козаченко, B . C . Зимич, О.А. Коняхина, Л.И. Моторная. РД 07-408-01 Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр разработано в целях нормативного обеспечения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны недр геолого-маркшейдерскими службами организаций по добыче полезных ископаемых и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В Положении учтены требования законодательства о недрах и промышленной безопасности. Требования Положения являются обязательными для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию организаций по добыче и переработке полезных ископаемых, а также пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1 . Настоящее Положение разработано с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» с изменениями и дополнениями от 2.01.2000 г. № 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 2000, № 287, ст. 141), Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. № 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 8, ст. 657). 2 . Требования настоящего Положения являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений (далее - опасные производственные объекты) на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. 3 . Для осуществления в установленном порядке контроля за вопросами промышленной безопасности и охраны недр федеральные органы исполнительной власти и иные организации в соответствии с настоящим Положением могут принимать по согласованию с Госгортехнадзором России отраслевые положения. 4 . В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность. 5 . Для реализации требований законодательства О недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера либо привлекать по договору сторонние организации или физические лица, имеющие лицензии на производство соответствующих работ. Главный геолог и главный маркшейдер подчиняются непосредственно руководителю организации. 6 . Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), положениями, разработанными в соответствии с настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами. 7 . Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, для выполнения всего или части комплекса геологических и маркшейдерских работ может привлекать организации, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности. 8 . Деятельность геологических и маркшейдерских служб организаций является составной частью производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и системы управления промышленной безопасностью. II . ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО И МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР9 . Деятельность служб главного геолога и главного маркшейдера должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и промышленной безопасности, предупреждение нерационального использования недр и нарушений требований по их охране. 10 . Работники, ответственные за осуществление производственного контроля, при производстве геологических и маркшейдерских работ должны иметь: высшее техническое образование соответствующего профиля; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности и охране недр. 11 . Главный маркшейдер и главный геолог организации соответственно обеспечивают: ежегодное планирование работы маркшейдерских и геологических служб в соответствии с годовым планом развития горных работ (годовой программой работ) и установленными требованиями; проведение в пределах своей компетенции проверок соответствия фактического и планового ведения горных работ, соблюдения технических проектов и технологической дисциплины, параметров горных выработок и состояния целиков, выполнения указаний работников служб; участие служб в разработке планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр и техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; приемку маркшейдерских, топографо-геодезических, землеустроительных и геологических работ, выполняемых сторонними организациями на договорной основе; передачу маркшейдерской, топографо-геодезической, землеустроительной и геологической документации соответствующим организациям, являющимся правопреемниками реорганизуемых организаций по добыче полезных ископаемых, а при ликвидации и консервации организаций - в соответствующий государственный архив субъекта Российской Федерации. 12 . Руководители маркшейдерской и геологической служб организаций осуществляют в системе производственного контроля следующие функции: доведение до руководителей участков, цехов и других подразделений организации обязательных для исполнения указаний по вопросам маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ, а также по устранению нарушений требований законодательства о недрах, промышленной безопасности, охране недр и окружающей природной среды, проектной и технологической документации, годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в целях предотвращения случаев аварий и травматизма, сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и недопущения других нарушений законодательных требований; внесение предложений руководителю организации по приостановке работ по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, прорыв в горные выработки воды и вредных газов, возникновение опасных деформаций горных выработок, охраняемых объектов поверхности и других аварийных ситуаций, а также в случае отступлений и нарушений требований проекта и установленных норм и правил, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя организации и работников, ответственных за осуществление производственного контроля; браковку работ, выполненных с отступлениями от утвержденных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), проектной и технической документации; организацию подготовки и аттестации работников служб в области промышленной безопасности и охраны недр; внедрение в производство геологических и маркшейдерских работ новейших достижений науки и техники; доведение до сведения работников служб информации об изменении требований нормативно-технических документов в области геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, промышленной безопасности, охраны недр, их обеспечение нормативными документами; совершенствование организации и методов ведения геологических и маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта на базе развития и освоения геофизической аппаратуры, оптико-электронной, гравиметрической техники, систем глобального позицирования, лазерных, гироскопических, инерциальных систем, геоинформационных и иных компьютерных технологий обработки геологической и маркшейдерской информации; внесение руководителю организации предложений: о проведении мероприятий по обеспечению охраны недр и промышленной безопасности, выполнению условий лицензий на пользование недрами и видов деятельности; об устранении нарушений установленных требований по охране недр и промышленной безопасности согласно указаниям работников служб; о поощрении за рациональное использование недр и высокое качество выполнения геологических и маркшейдерских работ сотрудников служб, а также о наложении на них взысканий за нарушение требований законодательства о недрах и утвержденной проектной и технической документации; о привлечении к ответственности лиц, нарушивших установленные требования и уклоняющихся от выполнения указаний служб. 13 . Маркшейдерская документация: каталоги координат, планы горных работ, поперечные и продольные разрезы горных выработок, планы земной поверхности, планы горных отводов, проекции горных выработок на вертикальную плоскость, профили горных выработок, исполнительные чертежи и схемы, акты о выполненных горных работах и другая маркшейдерская документация заверяется главным маркшейдером организации. 14 . Обязанности и права руководителей и работников служб главного геолога и главного маркшейдера определяются в положениях, должностных инструкциях и договорах (контрактах). 15 . Руководители служб могут включаться в состав комиссии организации по производственному контролю. III . ФУНКЦИИ СЛУЖБ ГЛАВНОГО ГЕОЛОГА И ГЛАВНОГО МАРКШЕЙДЕРА16 . Основными функциями служб являются: участие в осуществлении контроля за соблюдением требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», иных федеральных законов и нормативно-правовых актов; своевременное и качественное проведение предусмотренного нормативными требованиями комплекса геологических и маркшейдерских работ, достаточных для обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, обеспечения технологического цикла горных, строительно-монтажных и иных видов работ, а также для прогнозирования опасных ситуаций при ведении таких работ; выполнение условий лицензий на пользование недрами, а также соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ и условий ведения геологических работ, лицензий на эксплуатацию горных производств и объектов; определение и своевременное нанесение на горно-графическую документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в действующие выработки, зон повышенного горного давления, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов; контроль за выполнением мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасных зонах, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, охране окружающей природной среды; контроль за соблюдением проектов организаций по добыче полезных ископаемых и строительству подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, планов развития горных работ, технологических схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и иной проектной и технической документации; ведение работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества, повышение достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, наиболее полное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых; своевременное и качественное геологическое и маркшейдерское обеспечение работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; контроль за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых, включая техногенные, охраной недр, рациональным и комплексным их использованием; ведение мониторинга состояния недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую природную среду; обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче; подготовка материалов по переоценке и списанию с учета организации запасов полезных ископаемых, исходным данным для исчисления платежей при пользовании недрами, оформлению горных и земельных отводов, лицензий на пользование недрами, геометризации месторождений полезных ископаемых; ведение установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых и др.; анализ состояния промышленной безопасности в части вопросов геолого-маркшейдерского контроля, охраны недр в организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности в части геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, охраны недр, предотвращение ущерба окружающей природной среде; выполнение работ, направленных на предупреждение аварий; своевременное проведение испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых для производства геологических и маркшейдерских работ, ремонта и поверки контрольных средств измерений; участие ведущих геологов и маркшейдеров организации в работе международных, всероссийских, региональных конференций, симпозиумов и совещаний по вопросам недропользования и совершенствования геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ. 17 . Наряду с указанными в п. 16 функциями служба главного геолога обеспечивает: контроль за состоянием минерально-сырьевой базы и обеспеченностью организации разведанными запасами полезных ископаемых; своевременную доразведку месторождений полезных ископаемых в целях уточнения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, а также горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых. 18 . Наряду с указанными в п. 16 функциями служба главного маркшейдера обеспечивает: построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство съемок горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, а также трасс метрополитена и транспортных тоннелей, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков; определение наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления налегающим горным массивом на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; контроль за фактическими размерами несущих конструктивных элементов системы разработки (целиков различного назначения, потолочин и других конструкций, созданных в процессе ведения горных работ), пространственным расположением скважин различного назначения, графиками закладочных работ; выполнение нивелировок откаточных (транспортных) путей, проверок соотношения геометрических элементов подъемных комплексов, профилировок шахтных стволов, вертикальности копров шахтных стволов в установленные сроки и других работ, направленных на предупреждение аварий. 19 . Службы в пределах своей компетенции участвуют: в разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), рекультивации земель, нарушенных горными работами; в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по приемке работ по их консервации и ликвидации; в разработке и реализации мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, предупреждению и ликвидации аварий, охране зданий, сооружений и окружающей природной среды от вредного влияния горных разработок, рациональному и комплексному использованию месторождений полезных ископаемых, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с геологическим и маркшейдерским обеспечением. IV . ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И МАРКШЕЙДЕРСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР20 . На основании данного Положения организации-недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера (далее - положения), которые утверждаются руководителем организации-недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом. 21 . Положения разрабатываются с учетом профиля организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны недр. 22 . Функциональные обязанности главного геолога и главного маркшейдера в организации определяются с учетом их ответственности за создание горно-графической документации и ведение первичного учета добычи и потерь полезных ископаемых, являющихся собственностью государства. 23 . Штат служб главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России. 24 . Сокращение численности служб должно быть обоснованным (значительное сокращение объемов производства, внедрение более высокопроизводительных приборов и инструментов, технологии производства работ) и допускается только по согласованию с главным геологом или главным маркшейдером организации (с главным геологом и главным маркшейдером вышестоящей организации при ее наличии) и после внесения в установленном порядке изменений в условия лицензий на производство маркшейдерских работ и эксплуатации горных производств и объектов. 25 . Возложение на работников служб функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим Положением, не допускается. V . КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ26 . Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России 1 . 1 Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234. 27 . Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации 2 . 2 Статья 49 Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3.03.95 № 27-ФЗ. СОДЕРЖАНИЕ
|