Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.98 №76 Введены в действие с 01.07.99 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД 07-261-98 * Методические указания подготовлены рабочей группой в составе: от Госгортехнадзора России - В.В. Грицков, Я.И. Васильев; МНС России - Г.А. Царегородцев, Л.Н. Сенокосов, И.В. Торбенкова; от Минфина России - Л.В. Любомирская, А.И. Салина; от Минэкономики России - Э.А. Шмелев; от МПР России - А.Е. Березий, А.В. Шевчук, Е.С.Мелехин. Под юридической редакцией заместителя начальника управления - руководителя юридической службы Госгортехнадзора России А.И. Соваренко. I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1 . Настоящие Методические указания разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах»), Федерального закона от 30.12.95 «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» № 224-ФЗ, Инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной Минфином России от 04.02.93 № 8, Госналогслужбой России от 30.01.93 № 17, Госгортехнадзором России от 04.02.93 № 01-17/41, Инструкции «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений», утвержденной Госналогслужбой России от 31.12.96 № 44, с изменениями и дополнениями от 16.07.98 № БФ-3-04/144, в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 совместным приказом Госналогслужбы России и Госгортехнадзора России от 08.10.96 № ВА-3-04/87/151 «Об усилении взаимодействия налоговых органов и органов государственного горного надзора». 2 . Методические указания устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. 3 . Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций. 4 . Контроль органов Госгортехнадзора России за геолого-маркшейдерскими и горнотехническими исходными данными для расчетов платежей при пользовании недрами осуществляется во взаимодействии с государственными налоговыми инспекциями, органами государственного геологического контроля и относится к приоритетным направлениям контрольной деятельности. 5 . На горнодобывающих предприятиях, имеющих сложную технологию добычи и переработки минерального сырья, в целях решения спорных вопросов обоснования расчетов платежей применительно к условиям конкретных месторождений и предприятий могут согласовываться с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора России, МНС России и МПР России. II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ6 . В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации «О недрах» налогооблагаемой базой при исчислении платежей за добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. 7 . В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от 30.01.95 № 224-ФЗ налогооблагаемой базой при исчислении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. 8 . Для настоящих Методических указаний под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются: а) твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов; б) драгоценные металлы после аффинажного производства; в) драгоценные камни после первичной переработки, включая сортировку, первичную классификацию и первичную оценку; г) нефть, газ (газовый конденсат), поднятые на поверхность и прошедшие первичную обработку (подготовку); д) подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходимых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для поддержания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие скважины; е) полезные ископаемые, полученные с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, включая выщелачивание, дражную и гидравлическую разработку россыпных месторождений, подземную газификацию и выплавление и т.д., либо перерабатывающих технологий, отнесенных при лицензировании пользования недрами к специальным видам добычных работ включая добычу полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения и др. 9 . Для настоящих Методических указаний под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются: а) для твердых полезных ископаемых - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.); б) для нефти и газа (газового конденсата) - технологические операции по доведению до требуемого стандартами качества (обезвоживание, обессоливание, сепарацию и др.), предусмотренные проектом обустройства месторождения; в) для подземных вод - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, которые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и доставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю, предусмотренные технологической схемой. 10 . В соответствии со ст. 23-3 Закона Российской Федерации «О недрах» к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Для настоящих Методических указаний под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых. 11 . Для настоящих Методических указаний под продукцией более высокой степени технологического передела понимается продукция, получаемая в результате переработки добытых полезных ископаемых, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «б», «в» и «е» п. 8 настоящих Методических указаний. III . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ12 . Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в» и «е» п. 8 настоящих Методических указаний, также потери при первичной переработке минерального сырья. 13 . В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» потери драгоценных металлов и камней при их первичной переработке отнесены к потерям полезных ископаемых при добыче. 14 . Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, не подтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами государственного горного надзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери полезных ископаемых при добыче не включаются. 15 . В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации «О недрах» к сверхнормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, превышающие нормативы, устанавливаемые в составе ежегодных планов горных работ, согласованных с органами Госгортехнадзора России. В связи с этим потери, допущенные за период работ по добыче полезных ископаемых без согласованных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), а в особых случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «е» п. 8 настоящих Методических указаний, и при ведении работ по переработке минерального сырья, являются сверхнормативными потерями. 16 . Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «б», «в» и «е» п. 8 настоящих Методических указаний, подлежат специальному нормированию и в потери полезных ископаемых при добыче не включаются. В соответствии с п. 6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России нормативы потерь полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья. За сверхнормативные потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев их включения в потери полезных ископаемых при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь полезных ископаемых при переработке, подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. 17 . Для настоящих Методических указаний под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь. В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации «О недрах» стоимость нормативных потерь в налогооблагаемую базу не включается. IV . УЧЕТ ДОБЫЧИ И ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ18 . Учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения. Перечень указанных форм приведен в приложении 1 , а перечень основных нормативных документов, регламентирующих ведение геолого-маркшейдерского учета, приведен в приложении 2 . 19 . Учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого-маркшейдерской службой пользователя недр. В случаях когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки. Учет добычи и потерь нефти и газа ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки) углеводородов на основании согласованных с органами Госгортехнадзора России методик. Учет добычи и потерь подземных вод (минеральных, теплоэнергетических, промышленных) ведется по данным контрольноизмерительной аппаратуры. Конкретный выбор применяемой аппаратуры осуществляется при составлении технологической схемы V . РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ20 . Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями. Споры разрешаются в установленном законодательством порядке. VI . МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ21 . Вопросы контроля за геолого-маркшейдерскими и горнотехническими обоснованиями платежей при пользовании недрами входят в число обязательных вопросов, рассматриваемых при комплексном обследовании предприятий и проверках геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, а также при рассмотрении и согласовании годовых планов развития горных работ. В годовых, квартальных и месячных планах работы управлений округов (управлений), отделов по охране недр и государственных инспекторов по охране недр и переработке минерального сырья могут предусматриваться специальные темы, включая целевые проверки предприятий, заседания Совета округа, техническая учеба и т.д. 22 . Работа органов Госгортехнадзора России с государственными налоговыми инспекциями осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии должно содержать взаимные обязательства о порядке и формах взаимодействия органов Госгортехнадзора России и налоговых инспекций и, в частности, предусматривать: передачу в государственную налоговую инспекцию ежегодных планов работы управления округа (управления) для организации совместных проверок; представление в государственную налоговую инспекцию сведений о выявленных случаях сокрытия или предоставления неверных сведений об объемах добытого минерального сырья, о сверхнормативных потерях минерального сырья; совместные с государственной налоговой инспекцией проверки горных предприятий; совместное с государственной налоговой инспекцией рассмотрение спорных вопросов, возникающих при контроле за платежами при пользовании недрами в части их геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований, проведение семинаров. Органы государственного горного надзора и государственные налоговые инспекции в соглашениях о взаимодействии в пределах своей компетенции предусматривают содействие организации на горнодобывающих предприятиях эффективного геолого-маркшейдерского учета добычи минерального сырья. 23 . При согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) следует обращать особое внимание на: не превышение нормативов потерь полезных ископаемых уровней потерь, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами; соответствие применяемых при расчетах ставок и льгот условиям лицензий на пользование недрами; соответствие объемов добычи и сверхнормативных потерь, включенных в расчеты платежей за предыдущий период, фактическим объемам добычи и сверхнормативных потерь; обоснованность геолого-маркшейдерских и горнотехнических данных, включаемых в расчеты платежей при пользовании недрами; правомерность применения понижающего коэффициента в части геолого-маркшейдерского и горнотехнического обоснования платежей при пользовании недрами и отнесения минерального сырья к продукции более высокой степени технологического передела; соответствие геолого-маркшейдерского учета добычи полезных ископаемых и их потерь действующим нормативным требованиям; выполнение ранее выданных предписаний органов Госгортехнадзора России по устранению нарушений законодательства О недрах и налогового законодательства. При установлении графика согласования годовых планов развития горных работ следует давать недропользователям разъяснения о том, что все потери полезных ископаемых при добыче, допущенные в период работы без согласованных нормативов потерь, относятся к сверхнормативным потерям и подлежат налогообложению в двойном размере. 24 . Уточнение геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами применительно к конкретным условиям горнодобывающих предприятий осуществляется при согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). 25 . Горнодобывающим предприятиям, имеющим сложную технологию переработки минерального сырья и спорные вопросы по обоснованию расчетов платежей, следует рекомендовать разработку специальных методик расчетов платежей и представления их на согласование в Госгортехнадзор России и МНС России или их территориальные органы. 26 . При проверках горнодобывающих предприятий особое внимание следует уделять правильности оплаты сверхнормативных потерь, неиспользуемых, но стоящих на государственном учете попутных полезных ископаемых и компонентов, применению установленных льгот и другим вопросам экономического стимулирования рационального и комплексного использования минеральносырьевых ресурсов. По результатам проверки органами государственного горного надзора предприятиям выдается акт-предписание с конкретными сроками устранения выявленных нарушений. 27 . По результатам контрольной работы органами государственного горного надзора в исполнительные органы субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации направляются предложения по дополнению условий лицензий на пользование недрами в части геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований по уточнению условий взимания платежей при пользовании недрами, применению налоговых льгот, стимулирующих рациональное и комплексное использование минеральных ресурсов, а также по изъятию лицензий на пользование недрами у недро пользователей, нарушающих требования законодательства о недрах и налогового законодательства. 28 . Об опыте контрольной работы, проблемных вопросах, возникающих при рассмотрении обоснований расчетов платежей при пользовании недрами, территориальные органы Госгортехнадзора России информируют Госгортехнадзор России в годовых отчетах о работе, а при необходимости и оперативно. Приложение 1ПЕРЕЧЕНЬ
|