О НОВОМ ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ
ДЕКЛАРАЦИИ М.В. ЛИСАНОВ, д-р техн. наук, В. В. СИМАКИН, канд. техн. наук (ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность») 1 Порядок оформления декларации промышленной безопасности ОПО и перечень включаемых в нее сведений читайте в этом номере журнала. Содержание
Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами (конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», директивы ЕС «Севезо» № 82/501/ЕЭС и № 96/82/ЕЭС и др.). В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д. [1, 2]. Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование (эксплуатирующей организацией или заказчиком проекта, застройщиком, владельцем объекта) исполнительных органов власти (в том числе надзорных органов), общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации (тем самым повышается ответственность за объективность и достоверность представленных в декларации сведений). Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация. В целях совершенствования этой процедуры и в соответствии с планом Ростехнадзора в ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора разработан РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06, регистрационный № 7375), введенный в действие вместо РД 03-315-99 [3]. Необходимость разработки нового документа обусловлена рядом факторов: расширением надзорных функций Ростехнадзора; совершенствованием нормативной и методической базы в области безопасности и оценки риска аварий на ОПО; уточнением процедурных элементов декларирования, требующих определения в рамках нормативного правового акта; обновлением отдельных требований к оформлению декларации, исходя из накопленного опыта декларирования. Мониторинг декларирования промышленной безопасности и анализ поступающих в Ростехнадзор деклараций и заключений экспертизы по ним, осуществляемый ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», позволил в процессе разработки РД 03-14-2005 отредактировать требования к структуре и содержанию документа с точки зрения конкретизации отдельных положений и сокращения объема и дублирования представляемых сведений. В соответствии с п. 16 РД 03-14-2005 структурные элементы декларации сохранились неизменными: она состоит из пяти основных разделов и двух обязательных приложений (расчетно-пояснительная записка и информационный лист), оформляемых отдельно от основной части декларации. Ниже рассмотрены некоторые положения нового документа, по которым поступают вопросы от разработчиков деклараций и которые требуют, на наш взгляд, пояснений. 1. Уточнение критериев и обоснование обязательности декларированияВ случае если расстояние между двумя или несколькими ОПО, принадлежащими одной эксплуатирующей организации, менее 500 м, а количество опасного вещества на каждом из них менее установленного законом предельного, следует количество вещества суммировать и разрабатывать декларацию (при суммарном количестве выше предельного) для всей площадки с расположенными на ней ОПО. Если ОПО находятся на расстоянии менее 500 м и принадлежат разным организациям, но объединены в единый технологический цикл, и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения, то каждый из них подлежит декларированию. Такие случаи характерны для крупных нефтехимических или металлургических предприятий, на территории которых могут располагаться объекты нескольких юридических лиц. Исходя из вышеизложенного, площадки насосных и компрессорных станций, относящиеся к ОПО магистрального трубопроводного транспорта и содержащие, как правило, опасные вещества в количестве менее предельного, должны быть продекларированы. 2. Уточнение или разработка вновь декларацийВ РД 03-14-2005 указано, что декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и (или) технологическими изменениями на ОПО, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации, согласовываются с управлением центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом объекте, и не нуждаются в экспертизе промышленной безопасности. Вопрос об уточнении декларации решается с учетом специфики объекта. Например, при замене насосных агрегатов на аналогичные по техническим характеристикам переработка декларации не требуется. Однако если при реконструкции объекта строится дополнительный резервуарный парк или лупинг, количество обращаемых опасных веществ в которых превышает пороговые значения, то для такого объекта с учетом изменений разрабатывается декларация в составе проектной документации. Для объектов нефтепродуктообеспечения - при замене заглубленных железобетонных резервуаров вертикальными стальными резервуарами, необходимо разрабатывать декларацию вновь в связи с различием факторов опасности, связанных с эксплуатацией и ремонтом указанных типов резервуаров. Исходя из практики декларирования, рекомендуется эксплуатирующей организации согласовывать сроки уточнения декларации с территориальными органами или с центральным аппаратом Ростехнадзора. Все изменения к действующей декларации в дальнейшем учитываются при разработке новой декларации, которая проходит экспертизу и рассмотрение в Ростехнадзоре в установленном порядке [4]. 3. Представление декларацийСогласно РД 03-14-2005 все декларации с заключением экспертизы по ней направляются для рассмотрения и регистрации в центральный аппарат Ростехнадзора. Например, декларации: объектов металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтяной и газовой промышленности, газоснабжения - в управление по надзору за общепромышленными опасными объектами; складов взрывчатых материалов, объектов спецхимии и иных взрывопожароопасных и химически опасных объектов - в управление по надзору за взрывоопасными и химическими опасными производствами и объектами. 4. Сведения о компетентности организации и квалификации разработчиковВ целях ускорения прохождения деклараций в Ростехнадзоре в сведениях об организации-разработчике декларации необходимо представить (при наличии) данные о лицензии Ростехнадзора, аккредитации организации и аттестации в области экспертизы декларации. Указанное требование направлено на привлечение к разработке декларации наиболее квалифицированных специалистов. 5. Перечень сведений, включаемых в декларациюВ расчетно-пояснительной записке в целях устранения дублирования информации исключены сведения об исполнителях и разделы «Сведения об организации» и «Ситуационные планы». Вместе с тем сведения об опасных веществах дополнены новой информацией - указываются вид опасного вещества и информация о воздействии поражающих факторов аварии на людей и окружающую среду (например, аварии с выбросом топливно-воздушной смеси, последующим взрывом и воздействием ударных волн на людей и объекты). Для большей обоснованности выводов об уровне опасности декларируемого ОПО разработчик декларации обязан выявлять наиболее опасные составляющие (или производственные участки) на основе показателей риска. 6. Повышение требований к количественной оценке рискаВ разделе 5 «Ситуационные планы» помимо зон действия поражающих факторов аварий необходимо представить распределение потенциального территориального риска гибели людей для тех объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и (или) воспламеняющихся веществ. К воспламеняющимся веществам следует относить метан, пропан, бутан и иные воспламеняющиеся газы в соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Далее в требованиях к анализу риска дополнительно должно быть указано, что: ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов (для оценки ущерба рекомендуется использовать РД 03-496-02); при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска (в соответствии с РД 03-418-01, РД 03-357-00, подробно см. сайт www.safety.fromru.com); при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, «высокая», «низкая» вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики. Кроме того, раздел 3 «Выводы и предложения» должен включать сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и (или) критериями приемлемого риска. Этот анализ может быть основан на использовании официально публикуемых фоновых (среднестатистических) показателей риска [5, 6]. При разработке декларации следует также обратить внимание на следующие новые требования: на титульном листе не указывается регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации; ситуационные планы должны включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и (или) производственных участков декларируемого объекта (например, для магистральных трубопроводов такими участками могут быть подводные переходы, участки с наибольшим объемом вытекшего вещества или участки с нарушениями минимальных безопасных расстояний по СНиП 2.05.06-85*); информация об обеспечении требований промышленной безопасности на ОПО должна включать сведения о порядке действия сил и использовании средств эксплуатирующей организации, о взаимодействии с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий, в том числе для случая несанкционированного вмешательства в производственный процесс. Выполнение установленных РД 03-14-2005 требований обязательно для деклараций промышленной безопасности, разрабатываемых вновь после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893 (по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в Российской газете или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти). Список литературы1. Нормативно-правовое обеспечение декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов/ М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров и др. // Безопасность труда в промышленности. - 2000. - № 1. - С. 8 - 12. 2. Анализ риска: декларирование промышленной безопасности и техническое регулирование/ М.В. Лисанов, А.И. Гражданкин, А.В. Савина, В.В. Симакин// Об опыте декларирования промышленной безопасности. Оценка риска аварий на опасных производственных объектах. Тез. докл.: Сборник. - М., 2005. - С. 6 - 9. 3. РД 03-315-99. Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66, зарегистрированным Минюстом России 07.10.99, регистрационный № 1926) с изм. № 1 [РДИ 03-394(315)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 62, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2477). 4. ПБ 03-314-99. Правила экспертизы декларации промышленной безопасности, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 65, зарегистрированным Минюстом России 01.10.99, регистрационный № 1920) с изм. № 1 [ПБИ 03-393(314)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2476). 5. Характерные ошибки анализа риска аварий при декларировании промышленной безопасности/ А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров // Безопасность труда в промышленности. - 2004. - № 10. - С. 6 - 12. 6. Количественная оценка риска аварий на объектах хранения нефтепродуктов/А.В. Пчельников, М.В. Лисанов, В.В. Cимакин и др. // Технологии ТЭК. - 2004. - № 4. - С. 72 - 75.
(Журнал «Безопасность труда в промышленности» вып. 3/2006) |