МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
ВОДООТВОДНЫЕ И ДРЕНАЖНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Ретроспективный указатель
Москва 2002 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1987. - М., Госстрой СССР, 2001. - 55 с. Извлечение ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА 6.60. Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰ и в исключительных случаях - не менее 3‰. Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов следует принимать для дорог I и II категорий 2‰, HI категории - 3‰, IV и V категорий - 4%, а при проектировании водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог следует принимать для дорог I и II категорий - 1‰, III категории - 2‰, IV и V категорий - 3‰. Наибольший продольный уклон водоотводных устройств следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. На местности с поперечным уклоном менее 20‰ при высоте насыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы следует проектировать с двух сторон земляного полотна. Испарительные бассейны разрешается предусматривать в IV и V дорожно-климатических зонах. В качестве испарительных бассейнов допускается использовать местные понижения, выработанные карьеры и резервы глубиной не более 0,4 м. На участках, где под испарительный бассейн используется резерв, следует предусматривать насыпь с бермой. 6.61. Грунтовые и поверхностные воды, которые могут влиять на прочность и устойчивость земляного полотна или на условия производства работ, следует перехватывать или понижать дренажными устройствами. 6.62. Высоту насыпей и оградительных дамб у средних и больших мостов и на подходах к ним, а также насыпей на поймах следует назначать с таким расчетом, чтобы бровка земляного полотна возвышалась не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм - не менее чем на 0,25 м над расчетным горизонтом воды с учетом подпора и высоты волны с набегом ее на откос. 6.63. Бровка земляного полотна на подходах к малым мостами трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды, с учетом подпора, не менее чем на 0,5 м при безнапорном режиме работы сооружения и не менее чем на 1 м при напорном и полунапорном режимах. Вероятность превышения паводка при проектировании насыпи на подходах к мостам следует принимать для дорог 1-III категорий - 1 %, IV и V категорий - 2%, а на подходах к трубам следует принимать для дорог I категории - 1 %, II и III категорий -2%, IV и V категорий - 3%. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1986. -М., Госстрой России. ГУП ЦПП, 2001. -131 с. Извлечение Глава 5 посвящена устройству дополнительных слоев оснований и прослоек (морозозащитных, дренирующих, изолирующих и капилляропрерывающих). 5.4. Дренирующие и капилляропрерывающие прослойки из нетканых синтетических материалов и гидроизолирующие прослойки из различных материалов (изол, полиэтиленовая пленка, стабилизированная 2% канальной сажи и др.) необходимо устраивать, начиная с низовой (по отношению к направлению стока воды) стороны. Полотнища материала следует укладывать внахлестку с перекрытием на 0,1 ми закреплять скобами или сшивать. Гидроизолирующий материал следует укладывать на спланированное грунтовое основание, коэффициент уплотнения которого должен быть не менее 0,95. Передвижение транспортных средств или строительных машин непосредственно по разложенному материалу не разрешается. Вышележащие слои следует устраивать путем надвижки материалов или фунтов способом «от себя». Минимальная толщина слоя грунта или материала дорожной одежды, при которой допускается проезд строительных машин, должна составлять в уплотненном состоянии не менее 0,25 м. 5.5. При использовании изола грунт над и под прослойкой на толщину не менее 10 см не должен иметь зерен крупнее 40 мм а содержание зерен размером 5-40 мм не должно выходить за пределы допустимого зернового состава. При использовании полиэтиленовой пленки грунт не должен иметь зерен крупнее 20 мм, а содержание зерен 5-20 мм не должно выходить за пределы допустимого зернового состава. При укладке гидроизолирующего материала между прослойками из нетканого синтетического материала требования к крупности грунта не предъявляются. 5.6. Отдельные полотнища пленки при укладке необходимо склеивать или сваривать. При устройстве гидроизолирующей прослойки из полиэтиленовой пленки, за исключением конструкций с грунтом в обойме или подтопляемых непосредственно поверхностными или грунтовыми водами, допускается устраивать стыки внахлестку и скручиванием при условии, что они находятся под нагрузкой от веса вышележащих слоев фунта и дорожной одежды не менее 9,8 МПа. Ширина нахлеста должна быть не менее 0,5 м. Пленку следует укладывать свободно, без натяжки, в ветреную погоду края полотнищ нужно закреплять. Полиэтиленовая пленка не должна находиться под воздействием прямой солнечной радиации более 2-3 ч, отсыпку и надвижку грунта следует вести узким фронтом. Изол следует засыпать в день его укладки. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты: ВСН 84-89 /Минтрансстрой СССР. - М., 1990. - 270 с. Главы 4.72-4.75 посвящены сооружению водоотводных устройств. Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб: ВСН 176-78 /Минтрансстрой СССР. М - во путей сообщения СССР. - М., 1978. -131с. Инструкция распространяется на проектирование и постройку металлических гофрированных одно- и многоочковых пропускных труб диаметром до 3 м на железных и автомобильных дорогах, включая дороги промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также на дорогах и улицах городов и поселков. Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири: ВСН 26-90 /Минтрансстрой СССР. - М., 1991. - 152 с. Глава 3.4 посвящена водоотводным и дренажным сооружениям. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 /Минавтодор РСФСР. - М., 2002. - 237 с. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в рабочем состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды. Не разрешается эксплуатация дороги при отсутствии или неисправной системе водосбора и водоотвода. Глава 7 данных технических правил посвящена ремонту водоотводных сооружений. Указания по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов: ВСН 49-86 /М - во автомоб, дорог РСФСР. - М: Транспорт, 1988. - 65 с. Глава 5 посвящена применению синтетических материалов для дренирования грунтов. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. Изд. офиц. Отрасл. дор. норматив. - М.: Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации, 2001. -144 с. Документ содержит указания по конструированию и расчету нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общей сети. ОДН применимы для проектирования вновь сооружаемых дорожных одежд, новых участков реконструируемых дорог, разработки альбомов типовых конструкций, а также могут использовать при оценке прочности и при проектировании усиления дорожных одежд существующих дорог. Глава 5 посвящена проектированию устройств по осушению дорожных одежд и земляного полотна. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования / М-во транспорта РФ, Гос. служба дор. хоз-ва. - М., 2002. - 28 с. Глава 4.4 посвящена ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений, к которому относятся следующие работы: - восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т.п.; - сплошная прочистка водоотводных канав, устройство новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву; - исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русл у мостов и труб, ливневой канализации. Методические рекомендации по применению металлических гофрированных труб. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, документ /М-вотранспортаРФ. Росавтодор. - М., 2002. Готовится к изданию. При подготовке методических рекомендаций были исследованы условия адаптации зарубежного опыта дорожного строительства с применением металлических гофрированных водопропускных труб к сложным инженерно-геологическим условиям районов строительства Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. При разработке концепции обеспечения заданных потребительских свойств, позволяющих получить высокие эксплуатационные качества водопропускных сооружений с использованием современных ресурсосберегающих технологий применительно к строительству автомобильной дороги Чита - Хабаровск и других объектов дорожного хозяйства Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, этот опыт использован при строительстве водопропускных труб больших отверстий. Методические рекомендации по проектированию тонкослойных конструкций дорожных одежд на земляном полотне с дренирующей и гидроизолирующими прослойками /Союздорнии. - М., 1991. - 24 с. Дано описание тонкослойных конструкций дорожных одежд на земляном полотне с дренирующей и гидроизолирующими прослойками, которые по сравнению с традиционными обеспечивают снижение объемов земляных работ, экономию дорожно-строительных материалов и обладают высокой надежностью, долговечностью и лучшими транспортно-эксплуатационными характеристиками. Изложена методика проектирования тонкослойных конструкций, учитывающая особенности водно-теплового режима земляного полотна и работы зернистых слоев. Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями /М-во транспорта РФ, Федеральн. дор. департамент. - М., 1993. - 55 с. В главе 4.3 рассмотрены особенности проектирования нежестких дорожных одежд с защитно-дренирующими прослойками Рекомендации по совершенствованию методов борьбы с пучинами при ремонте автомобильных дорог (для опытного применения) /Рос гос. концерн по проектир., стр-ву, ремонту и содержанию автомоб. дорог «Росавтодор», Дор. науч. - исслед. и производ. - технолог. об-ние НПО Росдорнии. - М., 1991. - 87 с. В Рекомендациях в качестве мероприятий по снижению величины пучения предложены траншейный дренаж и гидроизоляция земляного полотна. Даны методы оценки снижения расчетной влажности земляного полотна и как следствие величины пучения грунтов. Отдельно рассмотрены дренажные сооружения для снижения величины весеннего влагонакопления. Рекомендации по укреплению обочин при ремонте и строительстве автомобильных дорог с применением рулонных синтетических материалов /Гипродорнии. - М, 1985. -44 с. Рулонные синтетические материалы, обладающие ценными строительными и эксплуатационными свойствами, способны выполнять функции армирующих, дренирующих, гидроизолирующих и защитных элементов в дорожных конструкциях. Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог) /Гос. служба дор. хоз-ва. М-во транспорта РФ. - М., 2001. - 48 с. Глава 3.2.1 посвящена подготовке системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод и ледохода. Глава 3.3.10 посвящена очистке водопропускных труб. Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них /Рос. дор. агентство «Росавтодор», ГП Росдорнии. - М., 2001. - 217 с. Спецификации разработаны с учетом международного опыта на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Спецификации носят общий характер, в зависимости от конкретного проекта могут быть соответствующим образом скорректированы. Глава 4.01 посвящена водоотводным сооружениям. Батероу X. Геосинтетические элементы дренажных систем: возможности и границы их применения //Строит, материалы, оборудование, технологии XXI века. - 1999. - № 5. - С. 8-9. В данной статье автор хотел рассмотреть структуру геосинтетических дренажных элементов, возможности их использования и обратить внимание на границы их применимости. Ставилась также цель сравнить различные дренажные элементы между собой. Брантман Б.П., Пудов Ю.В. Дренажные конструкции с объемным геотекстильным материалом. - М., 1994. - 45 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 6). В обзорной информации рассмотрены конструктивные и технологические аспекты применения объемного дренажного геотекстильного материала в различных типах дренажей, который разработан Союздорнии, АО НПП Геотехник и фирмой «Арго»; приведены конструкции дренажей; освещены опыт применения объемных дренажных материалов в зарубежной практике строительства, а также результаты опытных работ в отечественной практике, выполненных Союздорнии. Кроме того, указаны основные требования к отечественному объемному геотекстильному материалу, рекомендована методика проектирования дренажных конструкций, отмечены технологические особенности строительства дренажей с использованием объемного геотекстильного материала. Описана технология изготовления рассматриваемого материала. Даны технико-экономические показатели, характеризующие целесообразность рассматриваемых в обзоре решений. Васильев А.П. Реконструкция автомобильных дорог. Технология и организация работ /А.П. Васильев, Ю.М. Яковлев, М.С. Коганзон и др. - Учеб. пособие. - М., 1998. - 126 с. Глава 2.5 посвящена перестройке и удлинению водопропускных труб. Железняков М.А. Опыт устройства дренирующего асфальтобетона на автомагистралях в Западной Европе //Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор. -1999. - Вып. 5. - С. 37-40. Опыт применения дренирующего асфальтобетона за рубежом должен быть использован дорожно-строительными организациями России для создания высокоскоростных автомагистралей. Застенный дренаж: [Проспект] /Союздорнии. - Балашиха, Моск. обл., б. г. -1с. Типовые конструкции застенного дренажа предусматривают создание за удерживающим сооружением фильтра из чистого песка и щебня со специально подобранным зерновым составом. Иванов Н.И., Пшенин В.Н. Основные проблемы экологической безопасности строительства первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. -2001. -Вып. 5. - С. 1-17. В статье затронуты вопросы стока ливневых и талых вод с дорожного полотна. Ильина А.А. Дренирующий асфальтобетон и его работоспособность в системе поверхностного водоотвода с автомобильных дорог //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 2002. - Вып. 3. - С. 41-47. Применение дренирующего асфальтобетона обусловлено следующими характеристиками: улучшением сцепления шин автомобиля с влажным покрытием; быстрым отводом ливневых вод с поверхности покрытия; уменьшением эффекта аквапланирования; снижением уровня шума и вибрации автомобиля. Ильина А.А. Конструкции водоотводных устройств в предбордюрных пространствах, применяемые на автомобильных дорогах зарубежных стран //Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 35-43. Рассмотрены способы организации поверхностного водоотвода на зарубежных автомобильных дорогах, применявшиеся в период 1990-2000 гг. Ильина А.А. Об обеспечении необходимых условий для функционирования водоотводных систем на автомобильных дорогах //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 2001. - Вып. 5. - С. 17-27. Сообщается об обеспечении необходимых условий для функционирования водоотводных систем на автомобильных дорогах. Ильина А.А. Об основных требованиях и правилах устройства, содержания и ремонта сооружений поверхностного водоотвода автомобильных дорог //Автомоб. дороги: Науч. - техн. информ. сб. /Информавтодор. - М., 2001. -Вып. 1. - С. 14-26. В статье рассматриваются недостатки, существующие при строительстве, ремонте и содержании сооружений дорожного водоотвода, а также несовершенство нормативной базы по данному вопросу. Ильина А.А. Принципы сбора и отвода воды с разделительных полос на современных автомагистралях //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 2001. - Вып. 6. - С. 13-23. Рассмотрены варианты организации отвода воды с поверхности разделительных полос автомагистралей с учетом особенностей рельефа местности, продольных и поперечных профилей автомобильных дорог. Ильина А.А. Проектно-строительные решения системы поверхностного водоотвода МКАД с использованием габионных конструкций //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 2001. - Вып. 4. - С. 1-9. Габионные укрепительные конструкции являются сооружениями индивидуального проектирования и поэтому их применение требует тщательного анализа всех проектно-технических решений и соответствующих экономических обоснований целесообразности их строительства. При анализе, сравнении и назначении оптимальных типов и размеров габионных конструкций необходимо также учитывать целесообразность их применения по вопросам охраны природной среды. Очертания и размеры поперечных сечений водоотводных и водоотводящих канав, укрепленных габионами, назначаются индивидуально для каждого конкретного случая условий их функционирования и определяются их пропускной способностью. Система очистки поверхностных вод с помощью габионных конструкций предусматривает сбор сточных вод в прикромочные лотки или предбордюрное пространство с последующим их сбросом в откосные телескопические лотки или закрытую ливневую канализацию, а затем в очистные сооружения. Количество и расположение очистных сооружений определяется величиной объема расчетного стока, пропускной способностью этих сооружений, размерами водосборной площади, продольными и поперечными профилями дороги, количеством и местоположением мостов, путепроводов и съездов. Климешов В.И. Особенности применения металлических гофрированных водопропускных труб на автомобильных дорогах //Современ. технологии стр-ва, реконструкции, ремонта и содержания искусствен, сооружений на автомоб. дорогах. - М., 2002. - С. 23-33. В последнее время все более широкое применение при строительстве автомобильных и железных дорог находят водопропускные трубы из гофрированной стали. Эти трубы по сравнению с железобетонными обладают рядом технико-экономических преимуществ: высокой экономической эффективностью, прочностной и эксплуатационной надежностью, простотой и быстротой сборки, короткими сроками постройки, малыми затратами на содержание, незначительным весом конструкций и удобством перевозки их транспортом. Климатические условия не являются препятствием для их применения в самых разнообразных температурных условиях [1]. Важным технико-экономическим фактором гофрированных труб является возможность укладки их непосредственно на грунтовую подушку основания без специального фундамента. На всем протяжении такой трубы сохраняется непрерывная конструкция с надежными поперечными и продольными стыками между элементами. Высокая гибкость сплошной подлине гофрированной трубы позволяет ей легко воспринимать возможные деформации грунта основания насыпи без нарушения целостности сооружения. Ковалев П.В. и др. Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог /П.В. Ковалев, А.Б. Маневетов, И.М. Свежинская. - М.; НИЦ «Инженер», 1998. - 131 с. Целью создания данного пособия является оказание помощи организациям и подразделениям, осуществляющим контроль качества дорожно-строительных работ, а также организациям, осуществляющим эти работы. Все допуски, применяемые при проведении и приемке дорожно-строительных работ, взяты из действующих нормативных документов (по состоянию на 01.01.97). Пособие носит справочный характер и не заменяет собой использованные при его составлении нормативные документы. Пособие содержит требования не только приемочного, но и операционного и входного контроля, а также некоторые технологические требования, на которые, по мнению составителей, следует обращать внимание при промежуточных приемках, авторском надзоре, инженерном сопровождении проекта и инспекционном контроле. В данном пособии намерено не отражены вопросы контроля подготовительных (в т.ч. геодезических) работ в дорожном строительстве, контроля строительства мостов и путепроводов, а так же вопросы контроля качества продукции на предприятиях строительного комплекса (АБЗ, ЦБЗ, карьеры, ЖБИ и т.д.), так как эти аспекты требуют более детального рассмотрения в специальной литературе. Глава 9 посвящена устройству малых искусственных сооружений (водопропускных труб). Лисов В.М. Дорожные водопропускные трубы. - М.: Информ.-изд. центр «ТИМР», 1998. - 140 с. В книге рассмотрены конструкции, расчет, экспериментальные исследования, постройка и эксплуатация водопропускных труб под насыпями автомобильных дорог в условиях умеренного климата и в сложных условиях. Лисов В.М. Металлические мосты и сооружения на дорогах. - Учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 28 с. Приводятся основные сведения о металлических мостах, водопропускных трубах, специальных сооружениях на горных дорогах и тоннелях. Излагаются принципы конструирования этих сооружений, основы расчета, способы возведения и вопросы эксплуатации. Лисов В.М. Мосты и трубы. - Учеб. пособие. - Воронеж:, Изд-во ВГУ, 1995. - 328 с. Учебное пособие содержит сведения о железобетонных и металлических мостах, а также водопропускных трубах на автомобильных дорогах. Рассмотрены основные системы этих сооружений, их конструкции, методы расчета, способы строительства, основы содержания и ремонта. Носов В.П., Кнышов А.А. Исследование эффективности работы дренирующих слоев автомобильных дорог с цементобетонным покрытием //Проблемы стр-ва и эксплуатации автомоб. дорог в начале XXI века. - М., 2000. - С. 89-96. - (Сб. науч. тр. /МАДИ). Отсутствие возможности визуально контролировать состояние дренажной системы не позволяет без лишних трудозатрат правильно оценить ее влияние на интенсивность процесса накопления повреждений. В результате возникла необходимость в разработке математических моделей этих процессов с проверкой их адекватности посредством экспериментальных исследований. Объемный дренажный геотекстильный материал: [Проспект] /Союздорнии. - Балашиха, Моск. обл., б. Г. - 1 с. Разработан новый объемный дренажный геотекстильный материал, предназначенный для применения во всех типах дренажей взамен традиционных типовых конструкций как при строительстве новых автомобильных дорог, так и при реконструкции существующих. Перевозников Б.Ф., Ильина А.А. Сооружения системы водоотвода с проезжей части автомобильных дорог. - М., 2002. - 60 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). В обзоной информации отражен обширный опыт проектирования и строительства систем поверхностного водоотвода на автомобильных дорогах с различными схемами его организации, конструктивными элементами водосборных и водосбросных сооружений, получивших применение в отечественном и зарубежном дорожно-мостовом строительстве. Обзорная информация является наиболее полной работой по данной теме. В ее основу положены результаты анализа, систематизации и обобщения основных схем организации водоотвода и геометрических параметров стекания автомобильных дорог, мостов, разделительных полос, транспортных развязок и испытательных полигонов с различными очертаниями поперечных и продольных профилей. В обзорной информации приведены результаты дополнительных исследований обобщений имеющегося опыта, выполненных в связи с необходимостью изучения результатов научных исследований и разработок, проведенных в последние годы, а также требований современной нормативной базы на проектирование автомобильных дорог. Перевозников Б.Ф. Научно-технический обзор методов расчета и проектирования дорожно-мостовых габионных конструкций и сооружений: Рукопись /Союздорпроект. - М., 2000. - 126 с. Отражен обширный и малоизвестный многолетний опыт Союздорпроекта, Гипротрансмоста и других отечественных и зарубежных организаций по применению габионных конструкций и сооружений при укреплении откосов, подмостовых конусов и русл, устройстве удерживающих, подпорных, стабилизирующих водоотводных, водопропускных и локальных дорожно-мостовых сооружений. Рукопись депонирована в Информавтодоре (274-ад). Перевозников Б. Ф. Новые прогрессивные решения по применению габионных конструкций в дорожно-мостовом строительстве //Автомоб. дороги: Науч. - техн. информ. сб. /Информавтодор, 1999. - Вып. 6. - С. 22-31. Союздорпроект провел анализ условий применения габионных конструкций, в результате которого было установлено, что они в ряде случаев являются более целесообразными и экономичными, чем традиционные. Это обусловлено некоторыми особенностями строительно-экологических свойств, которыми обладают Габионные конструкции. К наиболее важным из них относятся: - высокая сопротивляемость нагрузкам, прочность каркасно-армирующих элементов и лицевых граней; - коррозийная устойчивость от воздействия воды и атмосферных осадков; - проницаемость и пористость конструкций, которые исключают возникновение гидростатических нагрузок и обеспечивают дренирование обратной засыпки без дополнительных затрат на устройство дренажа и обратного фильтра; - возможность создания гибких тюфячных, цилиндрических, коробчатых и комбинированных конструкций и различных компоновочных решений при практически неограниченных размерах каркасных элементов этих конструкций; - гибкость и устойчивость, которые позволяют габионным конструкциям без их разрушения пропускать влагу и противостоять осадкам нестабильных грунтов, сплывам и эрозии откосов, их подмыву и некоторым другим факторам, или нарушение местной устойчивости откосов и берегов и других откосно-прибрежных сооружений; - возможность сочетания с традиционными типами укреплений дорожно-мостовых сооружений и повышения тем самым эффективности и экологичности применения комбинированных конструкций; - возможность широкого использования местных каменных материалов; - наиболее высокая и долговременная дренирующая способность по сравнению с традиционными строительными материалами, блоками и дренажными устройствами; - простота конструкций и строительства, не требующая квалифицированной рабочей силы; - минимальные объемы работ по подготовке основания возводимых сооружений; - низкие эксплуатационные расходы; - экологичность, эстетичность восприятия, надежность функционирования, а также долговечность. - вызывающим ослабление - или нарушение местной устойчивости откосов и берегов и других откосно-прибрежных сооружений; - возможность сочетания с традиционными типами укреплений дорожно-мостовых сооружений и повышения тем самым эффективности и экологичности применения комбинированных конструкций; - возможность широкого использования местных каменных материалов; - наиболее высокая и долговременная дренирующая способность по сравнению с традиционными строительными материалами, блоками и дренажными устройствами; - простота конструкций и строительства, не требующая квалифицированной рабочей силы; - минимальные объемы работ по подготовке основания возводимых сооружений; - низкие эксплуатационные расходы; - экологичность, эстетичность восприятия, надежность функционирования, а также долговечность. Перевозников Б.Ф. Расчеты максимального стока при проектировании дорожных сооружений. - М.: Транспорт, 1975. - 305 с. В книге изложены методы определения максимальных дождевых расходов, применяемые для обоснования отверстий водопропускных, водоотводных и водосборных сооружений при транспортном проектировании. Вопросы расчета максимального стока талых вод в книге не приведены. Рассмотрены общие теоретические вопросы формирования паводков и способы установления основных факторов максимального дождевого стока. Приведены методы изысканий и исследований максимального стока, а также рекомендации по определению расходов при наличии и отсутствии наблюдений и их региональному обобщению. Перевозников Б.Ф., СеливерстовВ.А. Дорожно-мостовые Габионные конструкции и сооружения. - М., 2001. - 95 с. - (Автомоб, дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). В обзорной информации обобщен обширный и мало известный многолетний опыт Союздорпроекта, Гипротрансмоста и других отечественных и зарубежных организаций по применению габионных конструкций и сооружений в дорожно-мостовом строительстве. Эти конструкции и сооружения универсальны и имеют широкую область применения, в частности, при укреплении откосов, склонов, подмостовых конусов и русл; при устройстве удерживающих, подпорных, стабилизирующих, водоотводных, водопропускных и локальных дорожно-мостовых очистных сооружений. Обзорная информация является первой наиболее полной работой по данной теме. В ее основу положены результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта устройства габионных конструкций и сооружений, а также научно-методических разработок, выполненных авторами по обоснованию и сопровождению проектно-строительных решений с применением этих конструкций и сооружений. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А. Основные требования к гидравлико-гидрологическим расчетам и обоснованиям проектных решений при устройстве мостовых переходов и водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах /Союздорпроект. - М., 2000. - 145 с. Рассмотрены основополагающие требования к выполнению инженерно-гидрометеорологических изысканий, расчетов и гидрологических обоснований проектной документации по устройству мостовых переходов и водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах. Требования отражают результаты научно-методического сопровождения, разработанного Союздорпроектом и Гипро-трансмостом, нового Свода правил к вновь перерабатываемому СНиП 2.05.03-84* и основаны на результатах обобщения много летнего опыта этих организаций по разработке нормативно-методических документов с учетом новых требований СНиП 10-01-94. Рукопись депонирована в Информавтодоре (272-ад). Перевозников Б.Ф. Устройство водоотвода на авто мобильных дорогах. - М., 1992. - 59 с - (Автомоб. дороги. Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 3). В работе отражены требования к устройству различных схем водоотводных сооружений, их конструктивные решения; даны рекомендации по наиболее рациональному проектированию и строительству. Подкюветный и перехватывающий дренаж: [Проспект] /Союздорнии. - Балашиха, Моск. обл., б.г. - 1с. Представлено четыре варианта типовых дренажных конструкций. Слободчиков Ю.В. Проектирование ремонтных и ремонтно-восстановительных работ на автомобильных дорогах с использованием ЭВМ. - М., 1999. -125 с. Глава 3.5 предлагает общие подходы к ремонтно-восстановительным работам водопропускных труб на автомобильных дорогах. Глава 4.5 посвящена техническому надзору за восстановлением водоотводных сооружений. А. с. 916633 СССР, МКИ3 Е01 СИ/22. Водоотводное устройство для автомобильных дорог /В.И. Афиногеев. -№ 2968577/29-33; Заявл. 06.08.80; Опубл. 30.03.82, Бюл. № 12. Изобретение относится к строительству и может быть использовано для отвода поверхностных вод с проезжей части автомобильных дорог. Водоотводное устройство для автомобильных дорог, включающее установленные на откосе насыпи приемную часть и примыкающий к ней составной из отдельных элементов желоб, отличающееся тем, что с целью повышения эксплуатационной надежности, желоб в плане выполнен в виде синусоидальной кривой, а составляющие его элементы - в виде полуколец постоянного сечения. Причем элементы желоба могут быть выполнены из утилизированных автомобильных покрышек. А. с. 1231103 СССР, МКИ4 Е01 F5/00. Водоотводное устройство /В.И. Афиногеев; Донец, обл. упр. стр-ва и эксплуатации автомоб. дорог «Облдорстрой». № 3785069/29-11; Заявл. 28.08.84; Опубл. 15.05.86, Бюл. М18. Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и может быть использовано как укрепление откосов, кюветов при отводе поверхностных вод с проезжей части и резервов автомобильных дорог. Цель изобретения - снижение затрат на эксплуатацию. А.с 1320323 СССР, МКИ4 Е01F5/00. Водоотводный лоток /С.Г. Жорняк, П.Г. Пешков; Всесоюз. науч.- исслед. ин-т трансп. стр-ва. - М 3812827/29-11; Заявл. 09.10.84; Опубл. 30.06.84, Бюл. М 24. (57) Изобретение относится к устройствам для сбора и отвода воды от земляного полотна автомобильных дорог. Цель изобретения - увеличение прочности лотка и улучшение условий для его содержания. Водоотводный лоток, содержащий блоки с дренажными отверстиями в стенках, соединенные между собой встык, отличается тем, что с целью увеличения прочности и улучшения условий содержания, выполнен со сплошными перемычками, расположенными горизонтально между его стенками, а стыки выполнены водопроницаемыми. Пат. 2103439РФ, МПК6Е01С5/20,11/16. Армодренажный композитный геотекстильный материал / Ф.И. Целиков, Л.М. Бирюкова, В.Г. Переселенков, Е.М. Песошников; ЦНИИС. - М 95111353/03; Заявл. 30.06.95; Опубл. 27.01.98, Бюл. № 3. Изобретение относится к области строительных материалов, используемых при сооружении автомобильных и железных дорог, земляных сооружений, оснований и фундаментов зданий и промышленных сооружений, крутых откосов (вплоть до вертикального) насыпей, дамб, плотин, подпорных, поддерживающих и улавливающих стен, а также контрфорсов, противообвальных и противолавинных галерей; насыпей вторых путей, участков сопряжения искусственных сооружений с подоходными насыпями, укрепления основной площадки земляного полотна, укрепления слабых оснований. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик, а именно: повышение прочности, увеличение фильтрующей способности, срока службы. Пат. 2182942, МПК7 Е01 СЗ/06, 11/22. Система поверхностного водоотвода с автомобильных дорог и искусственных сооружений на них /В.П. Подольский, Г.А. Расстегаева, Н.П. Радченко; Воронеж, гос. архитектурно-строит. акад.- М 2000109333/03; Заявл. 12.04.2000; Опубл. 27.05.2002, Бюл. № 15. Система поверхностного водоотвода с автомобильных дорог и искусственных сооружений на них включает расположенные вдоль автомобильных дорог водоотводные канавы, сообщенные в местах критической, размывающей скорости воды с водоотводными лотками, которыми также оснащены искусственные сооружения автомобильных дорог, отличающаяся тем, что она снабжена расположенными в дне канав перед водоотводными лотками в направлении движения воды и дне водоотводных лотков искусственных сооружений водосборными устройствами, выполненными в виде расположенных друг относительно друга на расстоянии 0,5-0,7 м колодцев, во внутренних камерах которых установлены вертикальные каркасы из георешетки, заполненные фильтрующим зернистым материалом с расположенными в верхнем его слое горизонтальными прослойками из геотекстиля. Заявка 22789, МПК7 Е 01С11/22. Элемент поверхностного дождеотводного канала /О.Р. Дутко, О.М. Франко. -№ 2001135308/20; Заявл. 28.12.2001; Опубл. 27.04.2002, Бюл. М12. Элемент поверхностного дождеотводного канала, содержащий дождеприемный лоток из бетона, в поперечном сечении имеет прямоугольный профиль внешней поверхности и V-образный профиль внутренней поверхности. Заявка 95101592/11, МПК7 Е01 F5/00. Водопропускное сооружение под насыпью /В.Н. Лисин, А.Я. Яковлев, В.М. Бурдейный и др.; Науч. - исслед. и проект, ин-т «Севернипигаз». -№95101592/11; Заявл. 02.02.95; Опубл. 10.08.96, Бюл. № 22. Изобретение позволяет сохранить изоляцию, исключить трудозатраты по обеспечению пропуска воды при наличии уложенного в насыпи трубопровода для транспортирования среды с положительной температурой. Материалы, опубликованные в реферативном журнале ВИНИТИ 02.04-03А.52. Дренирование на перекрестке для контроля за уровнем грунтовых вод. Schachtbauwerke fur kontrollierte Grundwasserspiegel-Haltung. Strassen-und Tiefbau. 2001. 55, № 6, C. 21,1 ил. Нем. Перекресток автомагистралей А-24 и А-1 (Германия) на участке длиной 1,3 км ремонтировался с целью надежного контроля за уровнем грунтовых вод и стоками с дорог. Здесь проведена замена фильтрующего слоя в основаниях дорожных одежд, предусмотрена прокладка дрен и сточных коллекторов, а также создание системы сборных бассейнов площадью 8 тыс. м2 для стоков с дорог с последующей их обработкой перед выпуском в реки. Общая сумма намеченных работ составляет 6,5 млн. нем. марок. Представлены характеристики и параметры труб, прокладываемых на глубине до 4,7 м, описаны работы по устройству шахт. Отмечены приборы для контроля за уровнем воды стоков и надежностью ее очистки и т.д. 00.07-03А.28. Программа обновления систем дорожных стоков. Straeenablauf-Programm // Tiefbau. - 1999. - 111, № 12. - С. 768. - Нем. Сообщается о вводе в действие в Германии новой программы обновления систем дорожных стоков, которые теперь предлагаются в двух вариантах конструкций. В первом варианте для труб нормативов 250-150 - под 67,5° предлагаются литые соединительные детали с крышками односкатной или желобчатой формы размерами 500×300 мм по DIN EN 124 и DIN 1229. Во втором варианте применены нормативы для труб 400-150 - 67,5° с крышками той же конструкции размерами 500×500 мм. Материалом для водостоков будет служить поливинилхлорид марки U, обеспечивающий устойчивость и долговечность более 100 лет. Содержится перечень качеств, которыми должны удовлетворять пластмассы и изделия из них. 01.09-03А.43П. Сборный желоб для дренирования и отвода воды. Trench drain: Пат. 6113311 США, МКП7 Е 02 В 5/00. Zurn Ind., Inc., Becker Allen R., Funari Michael A., Kubiak Donald A. № 09/407055; Заявл. 27.09.1999; Опубл. 05.09.2000;НПК405/119. Англ. Представлена конструкция сборного желоба V- или U- видного поперечного сечения, изготавливаемого из металла или пластмасс и предназначенного для установки в лотках, в том числе - бетонных, или в траншеях, например, по краям покрытий на дорогах, площадях, аэродромах и т.п. Верхняя часть желоба может оформляться в виде сужения, по верхней кромке которого помещаются решетки для пропуска стекающей воды. Горловина желоба может снабжаться прорезями для бокового дренирования воды. Желоб снабжается ребрами жесткости, по концам отдельных сборных элементов предусмотрены хомуты для монтажа дрен или лотков необходимой длины стягиванием этих элементов стальными или иными стержнями и гайками. Горловина желобов может быть размещена сверху и сбоку - в качестве продолжения боковой стенки желоба, что позволит размещать дрену вплотную к краю покрытий, у сооружений и др. 01.10-03Б.15. Технология восстановления мерзлого основания опор мостов и водопропускных труб с помощью ТХУ. Ефремов А.Н. Тезисы докладов II Международной научно-технической конференции «Автомобильные дороги Сибири», Омск, 20-24 апр., 1998. Омск: Изд-во СибАДИ. 1998, с. 346-347. Рус. В ЦНИИС разработана технология искусственного низко температурного охлаждения грунтовых оснований с предотвращением деградации вечной мерзлоты. В качестве охлаждающей системы использована холодильная машина (ТХУ) и компрессоры с проводом от электродвигателя. Принцип работы ТХУ основан на охлаждении сжатого воздуха до температуры минус 40°-100°С. Оснащение ТХУ циклонным пылеочистителем и влагоотделителем позволяет применять при замораживании грунтовых оснований опор мостов и водопропускных труб практически любые компрессоры. Малые габаритные размеры ТХУ и масса менее 50 кг позволяют оперативно и быстро применять рекомендуемую технологию в стесненных условиях. Эффективность разработанной технологии заключается в высокой надежности, малой удельной металлоемкости и экологической безопасности охлаждающих систем. На основании результатов исследований разработаны рациональные конструкции замораживания грунтов или восстановления их несущей способности, пригодные для применения как в период строительства опор мостов и водопропускных труб, так и в период их эксплуатации.
|