Открытое акционерное обществоЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект») СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ (вопросы и ответы) Выпуск 2Москва 2008Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от министерств, ведомств, заказчиков, проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, и других организаций. Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГрадостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ законодательно установлены новые нормы, регулирующие весь процесс строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, начиная от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации и заканчивая выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанным Кодексом установлен перечень обязательных разделов проектной документации применительно к любым объектам капитального строительства, кроме линейных объектов. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», и от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» регламентированы соответственно состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, установлены новые положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Вместе с тем в сфере архитектурно-строительного проектирования ситуация остается весьма сложной. В настоящее время инвестиционный процесс регулируется более чем 125 федеральными законами, 250 постановлениями Правительства Российской Федерации и более 500 основными нормативно-техническими и организационно-методическими документами. В то же время отсутствуют технические регламенты, на основании которых должна осуществляться организация проектирования. Обращается внимание, что Градостроительным кодексом Российской федерации не предусматривается разработка предпроектной документации для объектов капитального строительства. Однако рядом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации разработка предпроектной документации прямо или косвенно предполагается. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, не решило ряда проблем в сфере проектирования, например, стадийности проектирования, содержания текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения, не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др. Настоящий Сборник призван способствовать разъяснению ряда вопросов, возникающих у заказчиков-застройщиков, проектных организаций, подрядных строительных организаций, иных юридических и физических лиц в процессе проектирования объектов капитального строительства. I РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ1 Предусмотрена ли постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 стадийность проектирования? Понятие стадийности проектирования содержится в статье 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. В положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию *, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, определение стадийности отсутствует. _________ * Далее - Положение Вместе с тем в целях реализации в процессе строительства решений, содержащихся в проектной документации, предусмотрена разработка рабочей документации (пункт 4 Положения). Таким образом, с введением в действие указанного Положения легитимными проектными документами на законодательном уровне становятся два документа: проектная документация и рабочая документация, что предполагает наличие двухстадийного проектирования. 2 Существует ли сейчас стадия проектирования «рабочий проект»? Действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации [1.2] и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта» не предусмотрено. Частями 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что: «2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. 3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства». Представляется, что в отношении перечисленных объектов заказчик может заказать проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт этих объектов на основе одностадийного проектирования в виде рабочего проекта. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что для открытия лицевых счетов получателей бюджетных средств необходимо в территориальные органы Федерального казначейства представить заключение государственной экспертизы проектной документации (подпункт «б» пункта 6 Правил осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 989). Практика показывает, что территориальные органы Федерального казначейства требуют представления заключения экспертизы и для объектов, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 3 Каков порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, проектная документация в отношении которых не подлежит государственной экспертизе? Получение разрешения на строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2]. Как указано в пункте 4 части 7 данной статьи, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации требуется «применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса». Для объектов, государственная экспертиза проектной документации по которой не проводится (часть 2 статьи 49), состав документов на получение разрешения на строительство должен соответствовать пунктам 1-3, 5-6 части 7 статьи 51, и в том числе включать материалы утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации в объеме, установленном пунктом 3. Обращается внимание, что пункт 7 Положения [2.1], касающийся необязательности разработки раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства» для объектов, финансируемых не за счет бюджетных средств, вошел в противоречие с подпунктом «е» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым установлена обязательность представления в составе проектных документов на получение разрешения на строительство «Проекта организации строительства». Представляется, что в такой ситуации необходимо выполнять законодательные нормы Кодекса. 4 В каком объеме и составе подготовляется проектная документация на объекты обустройства месторождений? Обустройство нефтяных и газовых месторождений представляет собой комплекс объектов капитального строительства, в составе которого присутствуют как объекты производственного и непроизводственного назначения, так и линейные объекты. Проектная документация на каждый вид объекта должна быть представлена в объеме, установленном вступающими в силу с 1 июля 2008 года пунктами 9 - 42 Положения [2.1]. При этом до вступления в силу установленных Минрегионом России Правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации (пункт 6 Положения), могут быть использованы положения ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» и другими действующими национальными стандартами системы СПДС. 5 Какими документами следует пользоваться при организации проектирования объектов капитального строительства? В основу правовой составляющей организации проектирования следует закладывать нормы Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. После введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ вступил в силу новый порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации (глава 6). При этом определен ряд исходно-разрешительных документов, представляемых заказчиком или застройщиком лицу, осуществляющему подготовку проектной документации (часть 6 статьи 48 [1.2]). Это относится, в частности, к градостроительному плану земельного участка (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка»), результатам инженерных изысканий (постановление Правительства Российской Федерации от 19,01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»), техническим условиям подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»). Правовая основа согласования проектной документации определена статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1], в которой установлено, что «подрядчик обязан: - согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;». Случаи, когда необходимо обеспечить согласование проектной документации, устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а органы, уполномоченные на осуществление тех или иных согласований, определены положениями о федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с действующей в настоящее время структурой, установленной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724. 6 Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, не установлен раздел «Эффективность инвестиций». В условиях исключения из числе действующих СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (отменен постановлением Госстроя России от 12.07.2002 № 86), где проводить оценку эффективности инвестиционных проектов? Действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка предпроектной документации для объектов капитального строительства не установлена. Кроме того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» признано утратившим силу. Таким образом, в настоящее время отсутствует законодательное определение предпроектной документации (обоснования инвестиций), и эта документация не является объектом государственной экспертизы. Вместе с тем, во многих законодательных и нормативных правовых актах прослеживается прямо или косвенно, что такая документация существует, о чем свидетельствуют следующие примеры. 1. Из положений соответствующих статей Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что физические или юридические лица (застройщики или заказчики) принимают активное участие при разработке документов территориального планирования, при подготовке правил землепользования и застройки, а также проектов планировки и межевания территории. В том числе физические и юридические лица: а) подготавливают предложения по включению объекта капитального строительства в документы по территориальному планированию (часть 3 статьи 11; часть 5 статьи 15; часть 5 статьи 20; часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ); б) подготавливают предложения по учету их интересов при подготовке правил землепользования и застройки или при внесении в них изменений (часть 3 статьи 31; п. 5 части 3 статьи 33, статья 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации); в) представляют предложения о порядке, сроках и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Следовательно, уже на прединвестиционной стадии (фазе) заказчик или застройщик должны позаботиться о включении объекта в документы территориального планирования и планировки территории, а также об учете его интересов в правилах землепользования и застройки. 2. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» дано поручение «Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации до 1 мая 2007 г. представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проведения проверки и выдачи заключений об эффективности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения». Учитывая, что раздел «Эффективность инвестиций» из состава проектной документации исключен, указанная оценка может осуществляться только на предпроектной стадии проектирования. Предпроектные документы в виде «Бизнес-плана» и «Обоснования инвестиций» присутствуют в Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 № 1470. 3. В статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ сохраняется положение, что представление земельных участков осуществляется: а) без предварительного согласования мест размещения объектов; б) с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом в пункте 1 статьи 31 указано: «Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты». Однако, ни законодательными, ни нормативными правовыми актами состав и содержание указанного «ТЭО проекта строительства» - не установлены. 4. В соответствии с частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации «публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства...». Статьей 9 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что «К полномочиям органов местного самоуправления ... в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:... организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе; ...» Для проведения указанных слушаний и обсуждений необходима подготовка соответствующих «обоснований и экологических исследований». 5. В частях 7-9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывается порядок получения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 10 «б» Положения [2.1], ТУ входят в состав исходных данных и условий для подготовки проектной документации. Согласно части 9 статьи 48 данного Кодекса, указанные ТУ должны быть выданы «не позднее чем за 30 дней до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства...». В соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, в запросе о предоставлении технических условий необходимо, в том числе, указать: - необходимые виды ресурсов, получаемые от сетей инженерно-технического обеспечения [ресурсы (п. 2 Правил): холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия]*; ____________ * Обращается внимание, что ТУ на водоотведение, ливневую и дренажную канализацию, на связь (телефонизация, радиофикация, кабельное телевидение) и др. ИРД установлены иными нормативными правовыми актами - планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки. Представляется, что указанные сведения без проведения предпроектных расчетов предоставить невозможно. 6. В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено: «Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам». Для подготовки «санитарно-эпидемиологического заключения» специалисту Роспотребнадзора необходимо провести изучение соответствующих материалов, чтобы удостовериться, что санитарные нормы соблюдены. Обращается внимание, что упоминания о наличии предпроектной документации имеют место в других законодательных и нормативных правовых актах, например: пункт 3 статьи 27 [1.5]; пункт 3 статьи 34 [1.6]; статья 31 [1.7]; подпункт «в» пункта 64 [2.7]; пункт 6 [2.8]; пункт 7 [2.9]; пункты 14, 15 [2.10]; пункты 3, 6 [2.11]; пункт 19.7 [3.6]; пункт 79 [3.7]; пункт 3.2 [3.8]. Таким образом, хотя с юридической точки зрения единого предпроектного документа нет, фактически без него нельзя обеспечить подготовку проектной документации. В создавшейся ситуации рекомендуется использовать ранее действовавшие документы, определяющие состав и требования к содержанию предпроектных документов, в том числе «Инвестиционного замысла», «Ходатайства о намерениях» и «Обоснования инвестиций». 7 Входит ли технологическое задание в состав предпроектной и проектной документации, и если входит, то каким документом это предусмотрено? Исходя из положения пункта 7.1.3 ГОСТ 1.5-2001 «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» о том, что основополагающие общетехнические стандарты устанавливают «правила построения, изложения, оформления, обозначения и требования к содержанию документации различных категорий и видов (нормативной, конструкторской, строительной, проектной, технологической, эксплуатационной, ремонтной, организационно-распорядительной, программной, горно-графической и др.)», технологическая документация представляет собой отдельный вид технической документации, которая выполняется подрядчиком при строительстве объектов капитального строительства с учетом норм статей 769, 772, 773 и 774 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1]. В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» разработка технологической документации осуществляется по правилам, установленным стандартами Единой системы технологической документации (ЕСТД). При этом технологическое (техническое) задание является исходным документом для осуществления указанных работ. 8 Правомерно ли требование заказчика о разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» на стадии строительства? Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор (пункт 5.3.1.10.) «за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)». При этом указанная служба имеет право (пункт 6.1) «запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы», а также (пункт 6.3.) «давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы». По Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 1 статьи 32) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) «проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности». В соответствии с пунктом 1.3 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (приложение к приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372) «оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В соответствии с указанным Федеральным законом к обосновывающей документации для намечаемой хозяйственной деятельности относятся такие предпроектные материалы как: а) для объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня: - проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; - проекты соглашений о разделе продукции; - материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти; - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; - объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.98 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (пункты 2 - 4, 5 - 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»); б) для объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня: - проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; - материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункты 2 - 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). Таким образом, ОВОС проводится на предпроектной стадии проектирования. Если по каким либо причинам ОВОС не проводился, то он должен войти в раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации объектов капитального строительства, который предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 8 части 12 статьи 48 [1.2]), в соответствии с положением подпункта «а» пункта 25 и подпункта «а» пункта 40 Положения [2.1]. 9 Для каких зданий и сооружений необходима разработка раздела проектной документации «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием»? Градостроительным кодексом Российской Федерации (части 12 и 14 статьи 48 [1.2]) такого раздела проектной документации не предусмотрено. В то же время статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено: «Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности». При этом согласно статье 216.1 указанного Кодекса: «Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда». Таким образом, материалы по организации и условиям труда работников, управлению производством и предприятием должны быть представлены в проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства производственного назначения. Согласно подпунктам «и» и «к» пункта 22 Положения [2.1] указанные вопросы должны быть рассмотрены в подразделе «Технологические решения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». 10 Правомерно ли требование государственного строительного надзора о разработке на каждый поэтапный объект капитального строительства утверждаемой части проектной документации? Понятие «утверждаемая часть» пока находит употребление в связи с действующим ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». В настоящее время Градостроительным кодексом Российской Федерации одностадийное проектирование с разработкой документации в виде рабочего проекта не предусмотрено. В соответствии с определением понятия «этап строительства», установленным пунктом 2 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, к этапам строительства следует относить только те объекты или части объектов капитального строительства, которые могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. Исходя из этого определения и с учетом положений части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2], в соответствующий орган государственного строительного надзора следует представлять проектную документацию на те объекты или отдельные этапы строительства, в отношении которых получено разрешение на строительство. Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок «требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов; требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено». При этом, как указано в пункте 3.5 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Общие положения», к исполнительной документации относится комплект рабочих чертежей. В соответствии с пунктом 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, в поднадзорные органы передается как проектная, так и рабочая документация. 11 Каков порядок выбора подрядной организации для разработки рабочей документации? Из статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] следует, что разработку рабочей документации может осуществлять как генпроектировщик, так и иная организация, определенная заказчиком или подрядчиком по строительству. При этом указанной статьей (пункт 2) установлено: «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». II РАЗЪЯСНЕНИЯ О СОСТАВЕ И ТРЕБОВАНИЯХ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ12 Каков состав технико-экономических показателей и необходимость представления их расчетов в «Пояснительной записке» (подпункт «м» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87); каким образом и где в проектной документации следует проводить оценку эффективности инвестиционных проектов и определять технико-экономические показатели согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов»? Состав технико-экономических показателей устанавливается в соответствии с функциональным назначением объекта капитального строительства с целью обеспечения на его основе необходимой и достаточной информацией пользователей проектной документации всех уровней о технических характеристиках и стоимостных данных объекта. В качестве справочных материалов при составлении перечня технико-экономических показателей могут быть использованы положения действующих нормативных технических документов, в том числе: 1. Приказ Госстроя России от 31.03.98 № 17-71 «Об утверждении состава экономических и технических показателей строящихся жилых домов, этапов контроля за ходом строительства и реквизитов, подлежащих включению в регистр жилых домов, строящихся на территориях субъектов Российской Федерации, и рекомендаций по его ведению» (пункт 2.3.1 [3.1]). Согласно указанному документу в состав основных технико-экономических показателей для жилых зданий включены: а) этажность; надземная часть; подземная часть; б) строительный объем - всего в м3, в том числе - подземной части в м3; в) количество зданий, если это комплекс зданий; г) общая площадь квартир в м2; д) площадь жилого здания (дома) в м2; е) количество квартир (в том числе однокомнатных, двухкомнатных и т.д.); ж) число комнат; и) стоимость основных фондов в тыс. руб. 2. Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений - Приложение к приказу МПР России от 21.03.2007 № 61 (таблица 31) - для объектов разработки месторождений. 3. Иные нормативные документы федерального уровня, включая строительные нормы и правила, касающиеся проектирования отдельных объектов (например, СНиП II-35-76 «Котельные установки» (раздел 19), СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (раздел 1). 4. Согласно статье 421 «Свобода договора» Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». В этой связи представляется правомерным при заключении договоров на проектные работы в условия договора включать при необходимости отдельные положения (в частности, приложения В и Г) отмененного постановлением Госстроя России от 17.02.2003 № 18 СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (не ссылаясь на эти документы) в части, не противоречащей действующему законодательству. В этом случае указанные положения становятся обязательными для сторон с момента заключения договора в соответствии с его условиями (статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1]), а при нарушении этих условий предусматривается гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством. 5. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 21.06.99 № ВК 477). Обращается внимание, что указанные Методические рекомендации не имеют государственной регистрации в Минюсте России. Вместе с тем с учетом того, что пунктом 4 Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утв. приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 23.05.2006 № 139/82н (Зарегистрирован в Минюсте России 21.06.2006, регистрационный № 7959), определено, что указанные выше Методические рекомендации «могут быть использованы для детализированного расчета показателей эффективности», этот документ может быть использован также для определения номенклатуры технико-экономических показателей проектируемых объектов капитального строительства. Поскольку в пункте 10 Положения [2.1] не указано о необходимости приведения в составе проектной документации расчетов технико-экономических показателей, таковых представлять не требуется. 13 Почему в разделе 3 «Архитектурные решения» (подпункт «л» пункта 13 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.08 г. № 87) поэтажные планы с экспликациями помещений следует представлять только для объектов непроизводственного назначения, а в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (подпункт «п» пункта 14 Положения) - те же планы для всех объектов? По-видимому, включение в графическую часть раздела «Архитектурные решения» поэтажных планов с экспликациями помещений только для непроизводственных зданий и повторное включение в графическую часть раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» поэтажных планов зданий и сооружений с указанием размеров и экспликации помещений, (подпункт «п» пункта 14 [2.1]) для всех зданий относится к ошибочным положениям рассматриваемого нормативного акта. Поскольку поэтажные планы с экспликацией помещений иллюстрируют номенклатуру, площадь, компоновку и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства, целесообразно представлять чертежи поэтажных планов с экспликацией помещений в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», указав об этом в разделе 3 «Архитектурные решения» при проектировании объектов непроизводственного назначения. 14 Требуется ли в проектной документации, кроме представления планов сетей водоснабжения и водоотведения, наличие аксонометрических схем (подпункт «ф» пункта 17 и подпункт «и» пункта 18 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Аксонометрические схемы, в случае необходимости, могут быть представлены в проектной документации для иллюстрационного обоснования принятых технических решений. В этом случае могут быть использованы положения ГОСТ 21.601-79 «Система проектной документации для строительства. Водопровод и канализация. Рабочие чертежи». 15 Требуется ли в подразделе «Технологические решения» (пункт 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87) в части управления производством разработка организационной структуры предприятия в связи с отсутствием самостоятельного по СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» раздела «Управление производством, предприятием и организация условий труда рабочих и служащих»? Разработка организационной структуры предприятия для производственных объектов при необходимости может быть осуществлена и представлена в проектной документации в подразделе «Технологические решения» в текстовой части документа в соответствии с положением подпункта «а» пункта 22 Положения [2.1] в части требований к организации производства. 16 В случае частичной реконструкции (техперевооружения) производства (цеха) допускается ли при условии согласования с Заказчиком, выпуск в составе проекта технологических компоновок оборудования вместо технологических планировок (подпункт «с» пункта 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Положением [2.1] не предусмотрено отступление от требований к содержанию раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решении» (пункт 15), ив том числе к подразделу «Технологические решения» (пункт 22). Вместе с тем представляется, что по объектам капитального строительства, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых не проходит государственную экспертизу в соответствии с частями 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допустимо включение в проектную документацию технологических компоновок вместо технологических планировок по согласованию между заказчиком и проектировщиком и указании о представлении заказчику технологических компоновок вместо технологических планировок в задании на проектирование. Возможность такой замены для отдельных видов объектов подтверждается, в частности, положением СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы» (пункт 1.5.), где в качестве одного из графических проектных материалов указано представление технологических компоновок. 17 Разделы 5, 6, 9 и 11 проектной документации для бюджетных объектов разрабатываются в полном объеме. Остальные разделы «при согласовании с заказчиком» в проекте могут быть не обязательны? Имеются в виду разделы: 1. Пояснительная записка 2. Схема планировочной организации земельного участка 3. Архитектурные решения 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды (пункт 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87). Абзац второй пункта 7 Положения [2.1] изложен в следующей редакции: «Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28 - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование». То есть заказчику разрешено определять по объектам, не финансируемым за счет бюджетных средств, необходимость и объем разработки только разделов 5, 6, 9 и 11 и никаких других. Разделы 1, 2, 3, 4 и 8 должны выполняться в полном объеме в составе проектной документации по всем объектам капитального строительства. Вместе с тем принимать решение о необходимости разработки разделов 6, 11, 5 и 9 целесообразно с учетом разъяснений, приведенных в пункте 3 настоящего Сборника. 18 В случае разработки документации в полном объеме необходимо ли строго соблюдать нумерацию и последовательность указанных в Положении разделов (пункт 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Поскольку в пунктах 10-42 Положения [2.1] все разделы имеют не только наименование, но и номер раздела, необходимо соблюдать установленный порядок формирования проектной документации по разделам. Отступления от установленной последовательности разделов представляются допустимыми только в случаях проектирования объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство. 19 В Положении не указывается на обязательную необходимость выполнения спецификации оборудования в каждом разделе проекта (Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? В соответствии с пунктом 4 Положения [2.1] спецификации оборудования и изделий входят в состав рабочей документации. Это положение уточняется пунктом 3.2 (подпункт «г») ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», в соответствии с которым в состав рабочей документации на строительство здания или сооружения в общем случае включают спецификации оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110-95 «Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов». В то же время при продолжительности строительства предприятия, здания и сооружения по нормам более двух лет в проектной документации должны приводиться спецификации оборудования, составляемые по форме, установленной ГОСТ 21.110-95 для размещения заказов на технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, специальное и другое оборудование, на изготовление которого необходимо длительное время, а также на оборудование, исходные данные по которому проектные организации получают от заводов-изготовителей (см. пункт 2.2. СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»). В противном случае становится невозможным составление сводного сметного расчета стоимости строительства и формирование заказа на оборудование с длительным циклом изготовления. 20 Требуется ли выполнение в проекте спецификаций материалов? Согласно пункту 4 Положения [2.1] спецификации выполняются в составе рабочей документации и касаются только спецификаций оборудования и изделий (кирпич, блоки, панели, плиты, деревянные, металлические и иные изделия). Спецификации материалов могут выполняться в объеме, необходимом для составления сводного сметного расчета стоимости строительства. 21 В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, отсутствуют требования к составу и содержанию раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Чем руководствоваться при разработке данного раздела? Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 апреля 2008 г. Поручено представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о дополнительных требованиях к содержанию разделов проектной документации на объекты, указанные в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2], в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. До вступления в силу данных предложений следует руководствоваться положением пункта 2 «ж» постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», согласно которому «проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку». III РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (АВТОРСКОГО НАДЗОРА)22 Имеет ли право застройщик-инвестор заключать договор на осуществление авторского надзора и внесение изменений в проектную документацию без согласования с проектировщиком? Федеральным законом от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 17) предусмотрено, что «...Автор архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено договором». Следовательно, если при разработке проектной документации в договоре не была предусмотрена разработка рабочей документации, то заказчик при заключении отдельного договора на ее подготовку вправе привлечь иного подрядчика. Указанная норма согласуется с положением пункта 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1], где установлено: «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон, и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». Таким образом, законодательством предусмотрена возможность подготовки рабочей документации иным подрядчиком, отличным от разработчика проектной документации, порядок выполнения которой регулируется положениями статей 758 - 760 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1]. При этом следует иметь в виду, что частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлена норма, по которой «застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации», т.е. необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком. Пунктом 4.3 СП 11-110-99 определено, что «Авторский надзор в случае его выполнения юридическим лицом осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации ...». Указанное положение следует из требований ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». Так, согласно подпункту «г» пункта 4.2.9 ГОСТ 21.101-97 «в общих указаниях приводят ... запись о том, что рабочие чертежи разработаны в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами». При этом «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (см. пункты 7.1, 7.4.1 ГОСТ 21.101-97). Как видим, внесение изменений в рабочую документацию, которые, как правило, осуществляются в процессе авторского надзора, является функцией разработчика этой документации. При этом он несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2]. Из изложенного следует, что заказчик вправе привлекать к авторскому надзору только разработчика рабочей документации, к компетенции которого относится внесение изменений в указанную документацию. Если изменения касаются проектной документации, то в этом случае следует руководствоваться положением пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»: «Изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта...». Как видим, изменения, касающиеся архитектурных решений, всех разделов проектной документации, подлежат согласованию с проектировщиком. 23 Имеет ли право организация, осуществляющая контроль за строительством, совместно с заказчиком согласовывать изменения в проектной документации без участия организации, разработавшей проект? Согласно пункту 4.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор, в случае его выполнения юридическим лицом, осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации. В соответствии с ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требование к проектной и рабочей документации» «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (пункт 7.1, подпункт 7.4.1), который несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2]. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (ликвидации организации-разработчика, наложения на нее ареста при финансовой несостоятельности и невозможности в связи с этим выполнять свои функции и т.д.) проведение авторского надзора, а, следовательно, и внесение изменений в рабочую документацию, может быть поручено на договорных началах организации, имеющей право на выполнение указанных работ, которая по договору должна на себя взять все обязательства подрядчика-проектировщика, связанные с принятыми в проекте техническими решениями и установленные статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом следует принять к сведению, что частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлено: «Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства». Следовательно, в случае, если вносимые в проектную документацию изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта, то наличие решения организации, принявшей на себя обязанности организации-разработчика, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101-97, может служить основанием для осуществления строительства объекта. В остальных случаях, т.е. если изменения касаются конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, требуется проведение государственной экспертизы переработанной проектной документации и ее переутверждение в установленном порядке. IV РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ИНЫМ ВОПРОСАМ24 Если в жилом здании предусмотрено строительство крышной котельной, по какому из видов объектов капитального строительства должно осуществляться проектирование? В соответствии с пунктом 2 Положения [2.1] объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.). Если объектом проектирования является жилое здание, то состав и содержание проектной документации для такого объекта должны соответствовать требованиям, относящимся к объектам непроизводственного назначения. Особенности проектирования крышной котельной в проектируемом жилом здании следует отразить, кроме разделов 3 «Архитектурные решения» (пункт 13 Положения [2.1]) и 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (пункт 14 Положения), в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» и включенных в него подразделах, в том числе в подразделе «Технологические решения» (пункт 15 Положения [2.1]). 25 Когда запланирован выпуск правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации? До официального выхода этих правил какими документами руководствоваться (пункт 6 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Сроки подготовки Правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, установленных пунктом 6 Положения [2.1] Минрегиону России, не определены. До официального выхода установленных Минрегионом России Правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, следует руководствоваться общими требованиями, изложенными в ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», а также: - при разработке рабочей документации на отдельные виды объектов и конструкций - стандартами системы СПДС; при подготовке проектной документации - с учетом положений стандартов системы СПДС. 26 В каких случаях проектная документация подлежит согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями и каковы сроки согласования? Согласно статье 760 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан «согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления». Анализ законодательной базы показывает, что необходимость согласования проектной документации в отношении отдельных видов объектов предусмотрена законодательством Российской Федерации. Так, например, проекты проведения строительных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия (статья 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»); в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом». Порядок согласования проектной документации, включая сроки ее рассмотрения, устанавливается компетентными государственными органами, осуществляющими согласование. 27 Есть ли необходимость проектной организации участвовать в работе приемочных комиссий, если она не принимала участия при строительстве объекта? Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] определено, что «Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации». При этом, как указано в СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», «Авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором разработчиком рабочей документации на строительство объекта». В то же время, в отношении опасных производственных объектов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» «организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор». Таким образом, кроме случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации, привлечение проектной организации для осуществления авторского надзора является исключительно инициативой застройщика или заказчика. Как указано в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (части 2 и 3 [1.2]), для ввода объекта в эксплуатацию к заявлению застройщика в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, прилагается, в том числе, «акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора)». Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] «сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными». Следовательно, акт приемки работ должен подписываться только заказчиком и (или) подрядчиком. В случае осуществления проектной организацией авторского надзора при приемке в эксплуатацию объекта заказчику может быть выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта проектной (рабочей) документации с приложением всех необходимых документов, оформляемых в процессе авторского надзора. 28 Может ли работа по проведению и организации пуско-наладочных работ относиться к функциям проектного института? К пусконаладочным работам относится комплекс работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и в период комплексного опробования. Как указано в пункте 5 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации «В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний». Применительно к опасным производственным объектам проектная документация на каждый технологический процесс, разрабатываемая проектной организацией и утверждаемая техническим руководителем организации, как правило, состоит из проектов, технологических схем, технологических регламентов, технологических инструкций, обеспечивающих безопасность проведения работ, иной документации (например, на скрытые работы), а также соответствующих технических заданий на проектирование (Пункт 8 «Правил охраны недр при переработке минерального сырья», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 70; пункты 2.2.6. и 3.3.1. Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.2002 № 35; пункт 3.1.12. Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56; пункт 2.3. Методических рекомендаций по разработке технологического регламента на производство продукции нефтеперерабатывающей промышленности, утв. приказом Минэнерго России от 30.09.2003 № 393). Согласно ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» разработка и постановка на производство оборудования осуществляется разработчиком (изготовителем), а к разработке технического задания может привлекаться в том числе и организация-проектировщик (пункт 5.4). В соответствии с обычаями делового оборота шеф-монтаж оборудования осуществляется представителями предприятий - изготовителей оборудования или по их поручению специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение шеф-монтажа оборудования. По установленному в Российской Федерации порядку, закрепленному в ряде федеральных нормативных правовых актов, и, в частности, в постановлениях Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (пункт 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом) и от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» (пункт 28 Правил) пусконаладочные работы выполняются квалифицированными работниками специализированных организаций, имеющих лицензии на осуществление указанных работ. 29 В каких случаях разработчики проектной документации обладают авторскими правами на нее? Статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом авторского права обладают «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов». При этом под произведением архитектуры следует понимать произведение, выраженное в форме зданий, сооружений, строений, ландшафтных преобразований, а также в форме чертежей, эскизов, моделей. В числе объектов авторского права, в которых выражен результат творческой архитектурной деятельности, можно выделить архитектурный проект, архитектурный объект и документацию для строительства. Данные понятия определены в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.95 № 169-ФЗ. В соответствии со статьей 2 упомянутого Закона «архитектурный проект представляет собой архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора». Документацией для строительства является совокупность различных чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ. Документация для строительства разрабатывается на основе архитектурного проекта. Архитектурный проект как первичный результат творческой деятельности, в котором в идеальной проектной форме определены все основные решения и объемно-пространственные характеристики будущего объекта, является основой создания архитектурного объекта. Архитектурный проект как целостное произведение содержит архитектурные решения, комплексно учитывающие необходимые требования к архитектурному объекту. Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства и строительства (возведения) архитектурного объекта. В соответствии со статьей 1294 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения архитектуры имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного проекта. Использование архитектурного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Изменение архитектурного объекта представляет собой его переработку, и в силу пункта 3 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации при осуществлении переработки необходимо соблюдение прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Автор архитектурного объекта имеет право согласовывать изменения (переделку) этого объекта или участвовать лично в осуществлении таких изменений (право на переработку), если иное не установлено в договоре на создание архитектурного проекта. 30 Имеет ли право на существование стадия проектирования работ по сохранению объектов культурного наследия «эскизный проект», какими документами регламентируется разработка эскизного проекта и возможна ли на его основе разработка рабочей документации? Согласно Временному порядку рассмотрения проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, проектов их зон охраны, а также землеустроительной, градостроительной и иной проектной документации, представляемой для согласования в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, утвержденному распоряжением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 03.08.2006 № 149, Росохранкультура в пределах своей компетенции согласовывает (пункт 4.1.2) «проектную документацию по реставрации объекта культурного наследия (стадия «эскизный проект», «основные положения по организации реставрации»). Однако для объектов капитального строительства Градостроительным кодексом Российской Федерации [1.2] разработка эскизного проекта не предусмотрена. Строительные нормы и правила по составу и порядку рассмотрения эскизного проекта не разрабатывались. Рекомендации по составу и порядку рассмотрения эскизного архитектурного проекта содержатся в письме Госстроя РСФСР от 28.06.90 № 15-118/8 «О временном порядке разработки, определения стоимости и утверждения эскизного архитектурного проекта». Как следует из содержания указанного документа, эскизный архитектурный проект представляют собой предпроектный материал и не может использоваться для разработки рабочей документации. 31 Возможно ли использование в проектной документации новых конструкций и технологий, а также изобретений, защищенных патентами, и какова процедура их использования? Для принятия решения об использовании новых конструкций и технологий необходимо осуществить проверку принятых проектных решений на патентную чистоту, т.е. провести патентные исследования. Сведения об использованных в проекте изобретениях, результатах проведенных патентных исследований должны быть включены в Раздел 1 «Пояснительная записка» проектной документации (подпункт «л» пункта 10 [2.1]). Согласно статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] изобретения относятся к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 указанного Кодекса «Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату». Применение новых конструкций и технологий, защищенных правами на результаты интеллектуальной деятельности, требует проведения патентных исследований по ГОСТ 15.011-82** Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения патентных исследований». Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов, а также иных нормативно-технических документов, регулирующих вопросы проектирования капитального строительства*___________ * По состоянию на 01.05.2008 Перечень № 1. Законодательные акты Российской Федерации
Перечень № 2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
Перечень № 3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также нормативно-технические документы
|