На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52899-
2007

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ

Технические условия

Москва

Стандартинформ

2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники» (Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Научно-исследовательский институт шинной промышленности»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 601-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация, обозначение и применение

5 Технические требования

6 Правила приемки

7 Методы испытаний

8 Транспортирование и хранение

9 Указания по эксплуатации

10 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Основные размеры и нормы эксплуатационных режимов

Приложение Б (обязательное) Обозначение и основной размер камеры

Приложение В (обязательное) Методы испытаний

ГОСТ Р 52899-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ

Технические условия

Pneumatic tyres for truck power-driven vehicles and trailers. Specifications

Дата введения - 2009-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на новые пневматические шины (далее - шины) для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых и легких грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) категорий М2, М3, N, О3 и О4 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.

Климатическое исполнение шин - по ГОСТ 15150.

Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и на шины транспортных средств, предназначенных для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условий эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН № 54) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 51893-2002 Шины пневматические. Общие технические требования безопасности

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 4209-1-2006 Шины для грузовых автомобилей и автобусов и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)

ГОСТ ИСО 4209-2-2006 Шины для грузовых автомобилей и автобусов и ободья. Часть 2. Ободья (метрические серии)

ГОСТ 7661-67 Глубиномеры индикаторные. Технические условия

ГОСТ 7912-74 Резина. Метод определения температурного предела хрупкости

ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления. Общие технические условия

ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Технические требования

ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения

ГОСТ 24779-81 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение

ГОСТ 25692-83 Шины пневматические. Метод определения статического дисбаланса покрышки

ГОСТ 26000-83 Шины пневматические. Метод определения основных размеров

ГОСТ 27704-88 Шины пневматические. Правила подготовки шин для проведения стендовых испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ 27.002, ГОСТ ИСО 4209-1, ГОСТ 16504, ГОСТ 22374, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 новая шина: Шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока службы.

3.2 радиальная комбинированная шина: Радиальная грузовая шина с текстильным кордом в каркасе и металлокордом в брекере.

3.3 радиальная цельнометаллокордная (ЦМК) шина: Радиальная грузовая шина с металлокордом в каркасе и брекере.

3.4 всесезонная шина: Обычная (дорожная) шина с рисунком и резиной протектора, позволяющими эксплуатировать ее в летних и зимних условиях.

3.5 зимняя шина: Пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой по сравнению с обычной (дорожной) шиной.

3.6 гарантийный срок службы: Календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины, в течение которой действуют гарантийные обязательства изготовителя.

4 Классификация, обозначение и применение

4.1 Шины подразделяют:

- по назначению - на легкие грузовые (с символом С или LT в обозначении шины) и грузовые;

- по конструкции - на диагональные и радиальные;

- по способу герметизации - на камерные и бескамерные;

- по категории использования - на обычные (дорожные), специальные, зимние, а также всесезонные.

4.2 Обозначение шин включает обозначения размера и конструкции по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ ИСО 4209-1, приложению А настоящего стандарта (таблицы А.1, А.2, А.3).

Примеры

1 Обозначение покрышки (бескамерной шины):

- легкой грузовой шины: 185/70R15C; 6,40-13С

185 и 6,40 - обозначения номинальной ширины профиля шины в миллиметрах и дюймах;

70 - номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине, %;

Ru«-» - обозначения, идентифицирующие радиальную и диагональную шины;

15 и 13 - обозначения номинального посадочного диаметра обода в дюймах;

С - символ, идентифицирующий легкую грузовую шину.

- грузовой шины: 7.50R20; 315/80R22.5; 7,50-20

7,50 и 315 - обозначения номинальной ширины профиля шины в дюймах и миллиметрах;

Ru«-» - обозначения, идентифицирующие радиальную и диагональную шины;

20 и 22,5 - обозначения номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

2 Обозначение камеры: 7,50-20

7,50 - обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах;

20 - обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

3 Обозначение ободной ленты: 6,7-20

6,7 - обозначение номинальной ширины ободной ленты в дюймах;

20 - обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

4.3 Обозначения, основные размеры ободьев - по ГОСТ 10409, ГОСТ ИСО 4209-2, таблицам А.1 и А.2 (приложение А).

4.4 Применение шины на транспортном средстве - в соответствии с актом приемки по ГОСТ 2.124 или протоколом разрешения применения по ГОСТ Р 15.201.

4.5 Зимняя шина может применяться с шипами противоскольжения.

Ошиповку шины производят в соответствии с конструкторской документацией на шину по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.6 Требования к шине, обеспечивающие устойчивость, управляемость, уровень шума, издаваемого шиной при качении, тормозной путь автомобиля, сцепление шины со смоченной асфальтобетонной поверхностью, озоностойкость, устанавливают в техническом задании на разработку шины.

Значения показателей определяют при приемочных испытаниях шины.

5 Технические требования

5.1 Шина должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Технологический регламент на производство шины для Министерства обороны Российской Федерации (МО) должен быть согласован с военным представительством на предприятии-изготовителе.

5.2 Характеристики

5.2.1 Основные размеры шины (наружный диаметр и ширина профиля), а также допускаемые отклонения от них - по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ ИСО 4209-1, ГОСТ Р 51893, таблицам А.1 и А.2 (приложение А).

В эксплуатации допускается увеличение ширины профиля от номинального значения не более чем на:

- 4 % - для легкой грузовой и радиальной грузовой шины;

- 6 % - для диагональной грузовой шины.

5.2.2 Нормы эксплуатационных режимов (максимальная допустимая нагрузка на шину и давление в шине) должны соответствовать таблицам А.1, А.3, А.4 и А.5 (приложение А).

5.2.3 Физико-механические показатели резин, масса и показатели внешнего вида шины, нормы конструктивно-технологического анализа покрышки и бескамерной шины, а также периодичность и методы их контроля - в соответствии с технологическим регламентом на производство.

Твердость резины протектора легкой грузовой шины для МО должна быть не менее 55 условных единиц по Шору А.

5.2.4 Обозначение и основные размеры камеры приведены в таблицах А.2 (приложение А) и Б.1 (приложение Б), обозначение ободной ленты - в таблице А.2 (приложение А) или конструкторской документации изготовителя. Тип вентиля - по таблице А.2 (приложение А) и ГОСТ 8107.

Положение вентиля в камерах шин всех обозначений - по согласованию изготовителя с потребителем.

5.2.5 Бескамерная шина, смонтированная на ободе, и камера должны быть герметичными.

5.2.6 В шине не допускаются следующие производственные дефекты: в покрышке (бескамерной шине):

- расслоения в каркасе, брекере и борте;

- отслоения протектора, боковины, герметизирующего слоя;

- гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышки с текстильным брекером);

- запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя;

- механические повреждения (сквозные проколы, порезы до корда);

- просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое;

- отставание нитей корда по первому слою каркаса;

- отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах;

- трещины на покровных резинах (сетка старения);

- наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда; в камере:

- механические повреждения;

- расхождение стыка;

- пористость стенок;

- посторонние включения;

в ободной ленте - механические повреждения.

ЦМК шину дополнительно контролируют по результатам рентгенодефектоскопии.

5.2.7 Статический дисбаланс шины должен быть не более 0,5%, а ЦМК шины - 0,35% произведения массы шины на свободный радиус.

Допускается в партии, не более:

- 5 % диагональных грузовых шин с дисбалансом свыше 0,5 %, но не более 0,8 % произведения массы шины на свободный радиус;

- 30 % ЦМК шин с дисбалансом свыше 0,35 %, но не более 0,5 % произведения массы шины на свободный радиус.

5.2.8 Динамический дисбаланс легкой грузовой шины в сборе с колесом должен устраняться с каждой стороны обода корректирующей массой, указанной в таблице 1.

Таблица 1 - Корректирующая масса, устраняющая динамический дисбаланс шины

Обозначение шины

Обозначение номинального посадочного диаметра обода

Корректирующая масса, г, не более

Радиальные всех обозначений

12

50

13

60

14-15

70

215/80R16C

16

140

225/75R16C

16

160

Диагональные всех обозначений

13

80

14

100

15

140

6.50-16С

16

150

5.2.9 Колебания радиальной и боковой сил должны быть:

- для радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию нового транспортного средства, - не более 2,5 % максимально допустимой нагрузки на шину, для других - 3,5 %;

- для ЦМК шины колебание радиальной силы - не более 5 %, боковой - не более 2 % максимально допустимой нагрузки на сдвоенную шину.

5.2.10 Конусный эффект радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию нового транспортного средства, должен быть не более 2,0 % максимально допустимой нагрузки на сдвоенную шину.

5.2.11 Сопротивление сдвигу борта с полки обода бескамерной легкой грузовой шины должно быть, не менее:

- 8,9 кН (907 кгс) - при ширине профиля менее 202 мм;

- 11,1 кН (1134 кгс) - при ширине профиля 202 мм и более.

5.2.12 Энергия разрушения легкой грузовой шины должна быть не менее указанной в таблице 2.

Таблица 2 - Энергия разрушения легкой грузовой шины

Обозначение номинального посадочного диаметра обода

Норма слойности

Энергия разрушения, Дж, не менее

Радиальные шины

15

6

8

362

514

16

6

8

10

362

514

576

Диагональные шины*

13

4

294

6

362

15

6

362

16

4

294

6

362

* В таблице указаны значения энергии разрушения шин с кордом из синтетических волокон, для шин с вискозным кордом они должны составлять 60 % указанных в настоящей таблице.

5.2.13 Коэффициент сопротивления качению шины должен быть, не более:

- 0,015 - для легкой грузовой радиальной шины;

- 0,030 - для легкой грузовой диагональной шины;

- 0,013 - для грузовой радиальной шины;

- 0,016 - для грузовой диагональной шины;

- 0,0095 - для ЦМК шины.

5.2.14 Шина должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.54 в части испытания на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости.

5.2.15 Шина должна иметь не менее шести рядов индикаторов износа протектора, расположенных по окружности, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга в канавках средней зоны беговой дорожки протектора.

Индикаторы должны быть выполнены так, чтобы исключалась возможность спутать их с мостиками резины между ребрами или шашками беговой дорожки протектора. Высота индикатора износа грузовых шин должна быть  мм.

Высота индикатора износа легких грузовых шин должна быть  мм.

5.2.16 Значения радиального и бокового биений шины приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Значения радиального и бокового биений шины

Конструкция шины

Обозначение номинального посадочного диаметра обода

Значение биений шины, мм

радиального

бокового

Легкие грузовые шины

Радиальные

От 10 до 14 включ.

1,0

1,5

15 и св.

1,5

2,0

Диагональные

Всех применяемых ободьев

2,0

3,0

ЦМК шины

Радиальные

22,5 и св.

3,0

3,0

5.2.17 Температурный предел хрупкости резин протектора покрышки (бескамерной шины), камеры и ободной ленты шины для МО и Крайнего Севера должен быть не выше минус 59 °С.

5.3 Комплектность

5.3.1 В комплект камерной грузовой шины входят покрышка, камера с вентилем и ободная лента; легкой грузовой шины - покрышка и камера с вентилем.

Вентиль должен быть снабжен колпачком или колпачком-ключиком. В комплект бескамерной шины входит покрышка.

5.3.2 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышку, камеру и ободную ленту.

5.4 Маркировка

5.4.1 На покрышку (бескамерную шину) должна быть нанесена следующая обязательная маркировка:

- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

- наименование страны-изготовителя на английском языке;

- обозначение шины;

- торговая марка (модель шины);

- индекс несущей способности (по ГОСТ Р 41.54) для максимально допустимой нагрузки на одинарную или одинарную и сдвоенную шины;

- индекс категории скорости (по ГОСТ Р 41.54);

- «TUBELESS» - на бескамерную шину;

- «М + S» или «M&S», либо «М×S» - на зимнюю шину;

- дата изготовления из четырех цифр (две первые - порядковый номер недели года, две последние - год изготовления);

- «PSI» (по ГОСТ Р 41.54) - индекс давления для проведения испытаний шины на безотказность в отношении нагрузки и скорости;

- «REGROOVABLE» - на шину, имеющую возможность углубления рисунка протектора методом нарезки;

- знак официального утверждения «Е» с указанием номера официального утверждения и страны, оформившей одобрение типа пневматической шины;

- национальный знак соответствия при сертификации шины (допускается указывать только в сопроводительной технической документации);

- знак направления вращения (при направленном рисунке протектора);

- «TWI» или «D», либо иной символ в плечевой или другой зоне протектора, указывающий расположение индикаторов износа протектора;

- «REINFORCED» или «EXTRA LOAD» - на легкую грузовую шину повышенной несущей способности (усиленную);

- «ВД» - на шину для МО.

5.4.2 Расположение обязательной маркировки - по ГОСТ Р 41.54.

5.4.3 На покрышку (бескамерную шину) для МО наносят порядковый номер оттиском от жетона или другим способом, обеспечивающим его сохранность в течение гарантийного срока службы.

5.4.4 Допускается дополнительно (см. 5.4.1) наносить на шину маркировку по усмотрению изготовителя или требованию потребителя, в т.ч.:

- обозначение настоящего стандарта на шину (без года утверждения);

- «All steel» - на грузовую ЦМК шину;

- «All seasons» - на всесезонную легкую грузовую шину;

- «ЕТ» или «ML» - на специальную шину;

- пиктограмму (снежинка) - на зимнюю шину;

- штамп технического контроля;

- «Север» - на шину для Крайнего Севера.

5.4.5 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись «TUBELESS» удаляют.

5.4.6 На камеру и ободную ленту наносят следующую маркировку:

- обозначение изделия;

- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

- дату изготовления из четырех цифр (две первые - порядковый номер недели года, две последние - год изготовления).

На камере и ободной ленте разрешается дополнительная маркировка по усмотрению изготовителя или требованию потребителя, в т.ч.:

- штамп технического контроля,

- «ВД» - на камере для МО;

- «БК» - на камере из бутилкаучука.

5.4.7 Маркировку на шину наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона Дату изготовления на камеру и ободную ленту, «ВД» и «БК» на камеру и штамп технического контроля наносят стойкой краской, хорошо различимой на поверхности изделия.

«ВД» на покрышку наносят оттиском от жетона или стойкой краской, хорошо различимой на поверхности изделия, шрифтом № 10 по ГОСТ 2.304.

5.5 Упаковка

Упаковка шин - по ГОСТ 24779.

6 Правила приемки

6.1 Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 6000 шт., сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:

- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

- обозначение, модель шин и их количество;

- номер партии;

- дату отгрузки;

- обозначение настоящего стандарта;

- подтверждение соответствия партии шин требованиям настоящего стандарта.

6.2 Для проверки шины на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

6.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях шину подвергают следующим видам контроля:

сплошному - по показателям:

- герметичность камеры;

- рентгенодефектоскопия покрышки ЦМК шины;

- наличие производственных дефектов в бескамерной шине, покрышке, камере и ободной ленте;

- статический дисбаланс легкой грузовой шины;

- колебания радиальной и боковой сил легкой грузовой шины;

- конусный эффект радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию;

выборочному - по показателям:

- статический дисбаланс грузовой шины - не менее 10 шин от партии;

- статический дисбаланс и колебания радиальной и боковой сил ЦМК шины - не менее 20 % шин от партии.

При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний при выборочном контроле хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

6.2.2 При приемо-сдаточных испытаниях шины для МО военное представительство проверяет:

- наличие производственных дефектов в бескамерной шине, покрышке, камере, ободной ленте - на не менее 10% изделий от партии;

- герметичность бескамерной шины - на одной шине от партии;

- сопротивление бескамерной легкой грузовой шины сдвигу борта с полки обода - на одной шине от партии;

- статический дисбаланс легкой грузовой шины - на не менее 10 % шин от партии;

- твердость резины протектора легкой грузовой шины - на пяти шинах от партии;

- герметичность камеры - на не менее 10 % камер партии.

Допускается по требованию военного представительства предъявлять шины в разукомплектованном виде.

6.2.3 Периодические испытания проводит изготовитель не реже одного раза в квартал на одной шине по следующим показателям:

- основные размеры шины;

- двойная толщина стенки камеры;

- соответствие шины требованиям ГОСТ Р 41.54 в части испытаний ее на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости.

Высоту индикатора износа определяют один раз в год на одной шине.

Если шина не выдержала испытаний по ГОСТ Р 41.54, отгрузку шины приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний на двух шинах подряд.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин.

При получении неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний данный показатель переводят в категорию приемо-сдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.

6.2.4 При периодических испытаниях шин для МО изготовитель дополнительно к 6.2.3 определяет:

для грузовых шин не реже одного раза в квартал:

- температурный предел хрупкости на одной шине;

- основные размеры и статический дисбаланс на трех шинах;

для легких грузовых шин не реже двух раз в месяц:

- температурный предел хрупкости на одной шине;

- основные размеры на трех шинах.

6.2.5 Приемку шин для МО военное представительство проводит в соответствии с требованиями документа на испытания и приемку серийных изделий для военной техники.

6.2.6 Типовые испытания шин по определению радиального и бокового биений, коэффициента сопротивления качению, сопротивления бескамерных легких грузовых шин сдвигу борта с полки обода, энергии разрушения легких грузовых шин и герметичности бескамерных шин проводит изготовитель при изменении конструкции, рецептуры резин или технологического процесса изготовления шин.

7 Методы испытаний

7.1 Размеры шин определяют по ГОСТ 26000.

7.2 Двойную толщину стенки камеры определяют по методу В.1 (приложение В).

7.3 Твердость резины протектора покрышки определяют по ГОСТ 263 твердомером в шести точках. На шине, имеющей сильно расчлененный рисунок протектора, твердость измеряют на наиболее широких выступах рисунка протектора.

При измерении индентор твердомера должен находиться в середине выступа, а опорная площадка должна быть в тесном контакте с протектором покрышки.

Показания твердомера фиксируют через (3 + 1) с с момента приложения нагрузки. Не допускается устанавливать опорную площадку твердомера на выпрессовку протектора покрышки.

7.4 Герметичность бескамерных шин или камер определяют полным погружением наполненного воздухом изделия в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из изделия. Испытания бескамерных шин проводят на контрольном ободе.

7.5 Наличие производственных дефектов в шинах контролируют визуально.

7.6 Статический дисбаланс шины определяют по ГОСТ 25692 на покрышке (бескамерной шине).

7.7 Динамический дисбаланс легкой грузовой шины определяют на балансировочном станке по методике, аттестованной в установленном порядке.

Динамический дисбаланс шин в сборе с ободом потребитель проверяет для каждого колеса в процессе его монтажа (сборки).

7.8 Радиальное и боковое биения шин определяют по методу, изложенному в В.2 (приложение В).

7.9 Колебания радиальной и боковой сил за счет неоднородности шин и конусный эффект определяют по методу, изложенному в В.3 (приложение В).

7.10 Сопротивление сдвигу борта бескамерных шин с полки обода определяют по методу, изложенному в В.4 (приложение В).

7.11 Энергию разрушения шин определяют по методу, изложенному в В.5 (приложение В).

7.12 Коэффициент сопротивления качению шин определяют по методу, изложенному в В.6 (приложение В).

7.13 Рентгенодефектоскопию ЦМК шин проводят по методу, изложенному в В.7 (приложение В).

7.14 Высоту индикатора износа определяют как разность высоты рисунка протектора в основании индикатора износа и расстояния от поверхности протектора до верхней части поверхности индикатора износа.

Измерение проводят индикаторным глубиномером по ГОСТ 7661 с ценой деления не более 0,1 мм.

7.15 Температурный предел хрупкости резин протектора - по ГОСТ 7912.

7.16 Испытание шин на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости - по ГОСТ Р 41.54.

7.17 Допускается применять другие методы испытаний шин, аттестованные в установленном порядке, обеспечивающие сопоставимость результатов испытаний, полученных при использовании методов, изложенных в разделе 7.

При разногласиях в оценке качества шин используют методы, изложенные в 7.1-7.16.

8 Транспортирование и хранение

Транспортирование и хранение - по ГОСТ 24779.

9 Указания по эксплуатации

9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации автомобильных шин, утвержденным в установленном порядке, и информации изготовителя о шинах.

Условия эксплуатации конкретной шины - по договору (контракту) на поставку шины.

9.2 Эксплуатация шин для МО - в соответствии с порядком, утвержденным МО.

9.3 Нагрузка на шины для режима эксплуатации их при различных значениях внутреннего давления - в соответствии с правилами эксплуатации автомобильных шин.

9.4 Зимние шины рекомендуется использовать до температуры плюс 10 °С.

9.5 Бескамерные шины, утратившие герметичность, комплектуют камерами в соответствии с 5.2.4.

9.6 Изменение нагрузки на шины при изменении скорости (при давлении в шинах, соответствующем максимально допустимой нагрузке) - по ГОСТ Р 41.54 и ГОСТ ИСО 4209-1.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Гарантийный срок службы шин - 5 лет с даты изготовления.

Гарантийный срок службы шин для МО: грузовой - 8 лет, легкой грузовой - 10 лет с даты изготовления.

10.2 Изготовитель гарантирует в пределах гарантийного срока службы отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа при соблюдении правил транспортирования и хранения по разделу 8 и эксплуатации по разделу 9.

10.3 Замену шин для МО и вышедших из строя в пределах гарантийного срока осуществляют по документу на порядок предъявления и удовлетворения рекламаций на военную технику.

Приложение А
(обязательное)

Основные размеры и нормы эксплуатационных режимов

Таблица А.1 - Легкие грузовые шины

Обозначение шины

Обозначение обода

Основные размеры, мм

Статический радиус ± 1,0% (справочный)

Нормы эксплуатационных режимов

Максимальная скорость, км/ч

Наружный диаметр ± 1,0%

Ширина профиля, не более

Нагрузка, Н (кгс)

Давление, МПа (кгс/см2)

Радиальные

185/80R15C

674

188

310

8581(875)

0,44(4,5)

140

215/80R16C

6J

755

218

355

10150(1035)

0,37(3,8)

130

225/75R16C

744

228

338

14220(1450)

0,59(6,0)

140

Диагональные

5,90-13С

620

154

292

4168(425)

0,20(2,0)

95

6,40-13С

645

172

303

4903(500)

0,25(2,5)

140

215/90-15С

6L

6J

777

218

364

7600(775)

0,26(2,6)

110

6,50-16С

4,50E

760

180

360

6374(650)

0,27(2,7)

94

175/80-16С

5J

692

178

326

5050(515)

0,21(2,1)

150

Примечания

1 Основные размеры шин, приведенные в настоящей таблице, относятся к категории обычных шин. Допускается изменять наружный диаметр и статический радиус на 1,5 % от номинального значения для шин другой категории.

2 В числителе указано обозначение рекомендуемого обода, в знаменателе - допускаемого.

3 Ширина профиля шины приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на допускаемый обод ширина профиля изменяется на 40 % разности значений ширины рекомендуемого и допускаемого ободьев.


Таблица А.2 - Грузовые шины

Обозначение шины

Обозначение обода

Основные размеры, мм

Статический радиус ± 1,5% (справочный)

Обозначение камеры

Тип вентиля камеры

Двойная толщина стенки камеры, мм, не менее

Обозначение

ободной ленты

рекомендуемого

допускаемого

Наружный диаметр ±1,5%

Ширина профиля, не более

из каучуков общего назначения

из бутилкаучука

Диагональные

7,50-20

6,0-20

6,5-20

928

213

443

7,50-20

ГК-115

3,8

3,5

6,7-20

8,25-20

6,5-20

6,0-20

970

234

462

8,25-20

ГК-115

4,0

3,5

6,7-20

9,00-20

7,0-20

6,5-20

1012

256

481

9,00-20

ГК-135

4,5

4,0

6,7-20

10,00-20

7,5-20

8,0-20

1050

275

498

10,00-20

ГК-145

6,0

5,0

6,7-20

11,00-20

8,0-20

8,5-20

1080

291

511

11,00-20

ГК-145

6,0

5,0

7,7-20

12,00-20

8,5-20

9,0-20

1120

312

529

12,00-20

ГК-145

6,0

5,0

7,7-20

12,00-24

8,5-24

9,0-24

1220

312

576

12,00-24

ГК-145

6,0

5,0

7,7-24

Радиальные камерные

7,50R20

6,0-20

6,5-20

928

210

440

7,50-20

ГК-115

3,8

3,5

6,7-20

8,25R20

6,5-20

6,0-20

962

230

453

8,25-20

ГК-115

4,0

3,5

6,7-20

9,00R20

7,0-20

6,5-20

1018

258

475

9,00-20

ГК-135

4,5

4,0

6,7-20

10,00R20

7,5-20

7,0-20

8,0-20

1052

275

491

10,00-20

ГК-145

6,0

5,0

7,7-20

11,00R20

8,0-20

8,5-20

1082

286

505

11,00-20

ГК-145

6,0

5,0

7,7-20

12,00R20

8,5-20

9,0-20

1122

313

526

12,00-20

ГК-145

6,0

5,0

7,7-20

12/80R20

8,5-20

9,0-20

1008

305

472

9,00-20

ГК-135

4,5

4,0

7,7-20

12,00R24

8,5-24

9,0-24

1226

313

570

12,00-24

ГК-145

6,0

5,0

7,7-24

8,25R15

6,6-15

7,0-15

836

234

385

8,25-15

ГК-115

5,0

4,0

240-381

Радиальные бескамерные

10R22,5

7,50´22,5

6,75´22,5

1020

254

476

-

-

-

-

-

11R22,5

8,25´22,5

7,50´22,5

1050

279

489

-

-

-

-

-

12R22,5

9,00´22,5

8,25´22,5

1084

300

504

-

-

-

-

-

385/65R22,5

11,75´22,5

12,25´22,5

1072

389

505

-

-

-

-

-

275/80R22,5

8,25´22,5

7,50´22,5

1012

276

470

-

-

-

-

-

295/80R22,5

9,00´22,5

8,25´22,5

1044

298

490

-

-

-

-

-

315/80R22,5

9,00´22,5

9,75´22,5

1076

312

499

-

-

-

-

-

350/80R22,5

11,75´22,5

12,25´22,5

1122

355

526

-

-

-

-

-

11/70R22,5

8,25´22,5

7,50´22,5

962

279

447

-

-

-

-

-

315/70R22,5

9,00´22,5

8,25´22,5

1014

312

467

-

-

-

-

-

425/65R22,5

13,00´22,5

14,00´22,5

1122

425

525

-

-

-

-

-

Примечания

1 Ширина профиля шины приведена при измерении на рекомендуемом ободе. При монтаже на допускаемый обод ширина профиля изменяется на 40 % разности значений ширины рекомендуемого и допускаемого ободьев.

2 Допускается по согласованию изготовителя с потребителем комплектовать шину 10,00R20 ободной лентой 6,7-20.


Таблица А.3 - Грузовые шины

Обозначение шины

Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину

Нормы эксплуатационных режимов

Максимальная скорость, км/ч

Максимально допустимая нагрузка на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину, кН (кгс)

Давление, соответствующее максимально допустимой нагрузке, кПа (кгс/см2)

О

С

О

С

 

Диагональные

 

119

116

13,34(1360)

12,26(1250)

440(4,5)

100

 

123

122

15,21(1550)

14,72(1500)

550(5,6)

100

7,50-20

128

127

17,66(1800)

17,17(1750)

680(6,9)

100

 

125

122

16,19(1650)

14,72(1500)

490(5,0)

100

 

130

128

18,64(1900)

17,66(1800)

600(6,1)

100

8,25-20

133

131

20,21(2060)

19,13(1950)

680(6,9)

90

 

136

133

21,97(2240)

20,21(2060)

630(6,4)

100

9,00-20

140

137

24,65(2500)

22,56(2300)

700(7,1)

90

 

138

134

23,15(2360)

20,80(2120)

520(5,3)

100

 

142

139

26,00(2650)

23,84(2430)

650(6,6)

100

10,00-20

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

750(7,7)

100

 

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

680(6,9)

100

11,00-20

149

145

31,88(3250)

28,45(2900)

730(7,4)

100

 

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

550(5,6)

85

 

150

146

32,86(3350)

29,43(3000)

680(6,9)

85

12,00-20

154

149

36,79(3750)

31,88(3250)

770(7,9)

85

12,00-24

156

153

39,24(4000)

35,81(3650)

770(7,9)

100

 

Радиальные камерные

 

119

116

13,34(1360)

12,26(1250)

440(4,5)

100

 

123

122

15,21(1550)

14,72(1500)

550(5,6)

100

7,50R20

128

127

17,66(1800)

17,17(17,50)

680(6,9)

100

 

125

122

16,19(1650)

14,72(1500)

490(5,0)

100

8,25R20

130

128

18,64(1900)

17,66(1800)

600(6,1)

110

 

133

131

20,21(2060)

19,13(1950)

680(6,9)

110

 

136

133

21,97(2240)

20,21(2060)

630(6,4)

100

9,00R20

140

137

24,53(2500)

22,56(2300)

730(7,4)

110

8,25R15

143

141

26,73(2725)

25,26(2575)

850(8,7)

90

 

142

139

26,00(2650)

23,84(2430)

680(6,9)

100

10,00R20

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

800(8,2)

110

 

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

730(7,4)

100

11,00R20

150

146

32,86(3350)

29,43(3000)

820(8,4)

110

 

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

700(7,1)

100

12,00R20

150

146

32,86(3350)

29,43(3000)

750(7,7)

100

 

154

149

36,79(3750)

31,88(3250)

850(8,7)

100

12/80R20

149

145

31,88(3250)

28,45(2900)

800(8,2)

100

12,00R24

156

153

39,24(4000)

35,80(3650)

770(7,9)

100

Радиальные бескамерные

10R22,5

140

137

24,53(2500)

22,50(2300)

730(7,4)

110

11R22,5

146

143

29,43(3000)

26,73(2725)

800(8,2)

115

148

145

30,90(3150)

28,45(2900)

850(8,7)

115

12R22,5

149

145

31,88(3250)

28,45(2900)

800(8,2)

110

150

146

32,86(3350)

29,43(3000)

800(8,2)

110

385/65R22,5

160

-

44,15(4500)

-

900(9,2)

110

275/80R22,5

148

145

30,90(3150)

28,45(2900)

820(8,4)

110

295/80R22,5

150

147

32,86(3350)

30,17(3075)

800(8,2)

130

152

148

34,83(3550)

30,90(3150)

850(8,7)

110

315/80R22,5

154

150

36,74(3750)

32,86(3350)

820(8,4)

130*

350/80R22,5

158

-

42,18(4300)

-

800(8,2)

120

11/70R22,5

146

144

29,43(3000)

27,47(2800)

870(8,9)

100

315/70R22,5

149

145

31,88(3250)

28,45(2900)

800(8,2)

120

152

148

34,83(3550)

30,90(3150)

850(8,7)

120

425/65R22,5

165

-

50,52(5150)

-

820(8,4)

100

* Для радиальной комбинированной шины максимальная скорость - 110 км/ч.

Примечание - Для обеспечения необходимой боковой устойчивости и облегчения управляемости автомобиля разрешается изменение давления в шинах по отношению к указанному в настоящей таблице на ± 10 % - для диагональных шин и на ± 15 % - для радиальных шин, исходя из условий эксплуатации.

Таблица А.4 - Нормы эксплуатационных режимов легких грузовых шин

Обозначение шины

Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину

Нормы эксплуатационных режимов

Максимально допустимая нагрузка, кгс

Давление, соответствующее максимально допустимой нагрузке, кПа (кгс/см2)

О

С

на одинарную шину

на сдвоенные шины

165/55R14C

95

93

1380

2600

575(5,75)

185/55R15C

92

90

1260

2400

375(3,75)

205/55R16C

98

96

1500

2840

375(3,75)

225/55R17C

104

102

1800

3400

375(3,75)

185/60R15C

91

89

1230

2320

325(3,25)

185/60R15C

94

92

1340

2520

375(3,75)

185/60R17C

96

94

1420

2680

375(3,75)

195/60R15C

93

91

1300

2460

325(3,25)

195/60R16C

99

97

1550

2920

375(3,75)

205/60R16C

100

98

1600

3000

375(3,75)

215/60R16C

103

101

1750

3300

375(3,75)

215/60R16C

108

106

2000

3800

475(4,75)

215/60R17C

104

102

1800

3400

375(3,75)

215/60R17C

109

107

2060

3900

475(4,75)

225/60R16C

101

99

1650

3100

325(3,25)

225/60R16C

105

103

1850

3500

375(3,75)

235/60R17C

117

115

2570

4860

525(5,25)

175/65R14C

90

88

1200

2240

375(3,75)

185/65R16C

101

99

1650

3100

475(4,75)

195/65R15C

98

96

1500

2840

375(3,75)

195/65R16C

100

98

1600

3000

375(3,75)

195/65R16C

104

102

1800

3400

475(4,75)

205/65R15C

102

100

1700

3200

375(3,75)

205/65R16C

99

97

1550

2920

325(3,25)

205/65R16C

103

101

1750

3300

375(3,75)

205/65R16C

107

105

1950

3700

475(4,75)

215/65R15C

104

102

1800

3400

375(3,75)

215/65R16C

102

100

1700

3200

325(3,25)

215/65R16C

106

104

1900

3600

375(3,75)

215/65R16C

109

107

2060

3900

475(4,75)

225/65R16C

112

110

2240

4240

475(4,75)

235/65R16C

115

113

2430

4600

475(4,75)

235/65R16C

121

119

2900

5440

575(5,75)

285/65R16C

125

-

3300

-

475(4,75)

285/65R16C

128

-

3600

-

525(5,25)

165/70R13C

88

86

1120

2120

375(3,75)

165/70R14C

89

87

1160

2180

375(3,75)

175/70R14C

95

93

1380

2600

375(3,75)

195/70R14C

101

99

1650

3100

475(4,75)

175/70R15C

97

95

1460

2760

450(4,50)

185/70R15C

100

98

1600

3000

450(4,50)

195/70R15C

98

96

1500

2840

325(3,25)

195/70R15C

100

98

1600

3000

375(3,75)

195/70R15C

104

102

1800

3400

475(4,75)

205/70R14C

102

100

1700

3200

375(3,75)

205/70R15C

104

102

1800

3400

375(3,75)

205/70R15C

106

104

1900

3600

450(4,50)

215/70R14C

106

104

1900

3600

375(3,75)

215/70R15C

106

104

1900

3600

375(3,75)

215/70R15C

109

107

2060

3900

450(4,50)

225/70R15C

109

107

2060

3900

375(3,75)

225/70R15C

112

110

2240

4240

450(4,50)

225/70R17C

108

106

2000

3800

325(3,25)

225/70R17C

112

110

2240

4240

375(3,75)

245/70R16C

111

109

2180

4120

375(3,75)

255/70R15C

112

110

2240

4240

375(3,75)

265/70R16C

113

111

2300

4360

375(3,75)

165/75R14C

93

91

1300

2460

375(3,75)

165/75R14C

97

95

1460

2760

475(4,75)

165/75R16C

98

96

1500

2840

475(4,75)

175/75R14C

99

98

1550

3000

475(4,75)

175/75R16C

98

96

1500

2840

375(3,75)

175/75R16C

101

99

1650

3100

475(4,75)

185/75R13C

99

97

1550

2920

375(3,75)

185/75R14C

102

100

1700

3200

475(4,75)

185/75R16C

104

102

1800

3400

475(4,75)

195/75R14C

102

100

1700

3200

375(3,75)

195/75R14C

106

104

1900

3600

475(4,75)

195/75R14C

104

102

1800

3400

375(3,75)

195/75R14C

107

105

1950

3700

475(4,75)

195/75R14C

110

108

2120

4000

525(5,25)

205/75R14C

109

107

2060

3900

475(4,75)

205/75R16C

110

108

2120

4000

475(4,75)

205/75R16C

113

111

2300

4360

525(5,25)

215/75R14C

112

110

2240

4240

475(4,75)

215/75R16C

113

111

2300

4360

475(4,75)

215/75R16C

116

114

2500

4720

525(5,25)

225/75R15C

110

108

2120

4000

375(3,75)

225/75R16C

116

114

2500

4720

425(4,25)

225/75R16C

118

116

2640

5000

525(5,25)

225/75R16C

121

120

2900

5600

575(5,75)

245/75R15C

109

107

2060

3900

375(3,75)

255/75R15C

110

108

2120 j

4000

325(3,25)

255/75R15C

118

116

2640

5000

375(3,75)

265/75R15C

113

111

2300

4360

375(3,75)

215/80R15C

111

109

2180

4120

475(4,75)

155R12C6PR

83

81

974

1848

350(3,50)

155R12C8PR

88

86

1120

2120

450(4,50)

155R13C6PR

85

83

1030

1948

350(3,50)

165R13C6PR

91

89

1230

2320

375(3,75)

165R14C6PR

93

91

1300

2460

375(3,75)

165R14C8PR

97

95

1460

2760

450(4,50)

175R14C6PR

96

94

1420

2680

375(3,75)

175R14C8PR

99

98

1550

3000

450(4,50)

175R16C6PR

98

96

1500

2840

375(3,75)

175R16C8PR

101

99

1650

3100

450(4,50)

185R14C6PR

99

97

1550

2920

375(3,75)

185R14C8PR

102

100

1700

3200

450(4,50)

185R14C6PR

100

98

1600

3000

375(3,75)

185R14C8PR

103

102

1750

3400

450(4,50)

195R14C6PR

102

100

1700

3200

375(3,75)

195R14C8PR

106

104

 

 

450(4,50)

205R14C6PR

105

103

1850

3500

375(3,75)

205R14C8PR

109

107

2060

3900

450(4,50)

205R16C8PR

110

108

2120

4000

450(4,50)

215R14C8PR

112

110

2240

4240

450(4,50)

215/85 R16C

110

107

2120

3900

475(4,75)

215/85 R16C

115

112

2430

4480

575(5,75)

235/85 R16C

112

110

2240

4240

375(3,75)

235/85 R16C

114

111

2360

4360

475(4,75)

235/85 R16C

120

116

2800

5000

575(5,75)

255/85 R16C

119

116

2720

5000

475(4,75)

125/90 R16C

84

81

1000

1848

400(4,00)

225/95 R16C

118

116

2640

5000

475(4,75)

235/95 R16C

121

120

2900

5600

450(4,50)

Таблица А.5 - Нормы эксплуатационных режимов грузовых шин

Обозначение шины

Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину

Нормы эксплуатационных режимов

Максимально допустимая нагрузка, кгс

Давление, соответствующее максимально допустимой нагрузке, кПа (кгс/см2)

О

С

на одинарную шину

на сдвоенные шины

385/65R19.5

157

-

8250

-

850(8,50)

385/65R22.5

160

-

9000

-

900(9,00)

425/65R22.5

165

-

10300

-

825(8,25)

445/65R19.5

165

-

10300

-

850(8,50)

445/65R22.5

169

-

11600

-

900(9,00)

245/70R17.5

136

134

4480

8480

850(8,50)

245/70R19.5

136

134

4480

8480

825(8,25)

255/70R22.5

140

137

5000

9200

800(8,00)

265/70R17.5

138

136

4720

8960

775(7,75)

265/70R19.5

140

138

5000

9440

775(7,75)

275/70R22.5

148

145

6300

11600

900(9,00)

285/70R19.5

140

137

5000

9200

725(7,25)

285/70R19.5

145

143

5800

10900

850(8,50)

305/70R19.5

148

145

6300

11600

850(8,50)

305/70R22.5

152

148

7100

12600

900(9,00)

315/70R22.5

154

150

7500

13400

900(9,00)

365/70R22.5

160

-

9000

-

900(9,00)

205/75R17.5

124

122

3200

6000

750(7,50)

215/75R17.5

126

124

3400

6400

700(7,00)

225/75R17.5

129

127

3700

7000

725(7,25)

235/75R17.5

130

128

3800

7200

725(7,25)

235/75R17.5

132

130

4000

7600

775(7,75)

245/75R17.5

134

132

4240

8000

775(7,75)

305/75R24.5

154

149

7500

1300

850(8,50)

315/75R22.5

154

150

7500

13400

850(8,50)

275/80R22.5

148

145

6300

11600

825(8,25)

295/80R22.5

152

148

7100

12600

850(8,50)

295/80R24.5

150

148

6700

12600

750(7,50)

315/80R22.5

154

150

7500

13400

825(8,25)

315/80R22.5

156

150

8000

13400

850(8,50)

Приложение Б
(обязательное)

Обозначение и основной размер камеры

Таблица Б.1 - Обозначение и основной размер камеры

Обозначение камеры

Обозначение шины

Двойная толщина стенки камеры

из каучуков общего назначения

из бутил-каучука

УК-13М

6,40-13С; 5,90-13С

2,0

2,0

УК-16-02

225/75R16C

3,0

-

7,00-15

215/90-15С

3,0

2,5

5,90-13

5,90-13С

2,7

-

6,40-13

6,40-13С

2,7

2,5

8,40-15

215/90-15С

3,0

2,5

8,40-15; 6,50-16

225/75R16C

3,0

2,5

6,95-16

175/80-16С

3,0

-

6,50-16

6,50-16С, 215/80R16C,

3,0

2,5

6,50-16

225/75R16C

3,0

2,5

185-15

185/80R15C

3,0

2,5

Примечание - Длина внутренней полуокружности и ширина плоскосложенной камеры обеспечиваются пресс-формой.

Приложение В
(обязательное)

Методы испытаний

В.1 Определение двойной толщины стенки камеры

Метод заключается в измерении двойной толщины стенки плоскосложенной камеры, из которой удален воздух до остаточного давления 6-8 кПа (0,06-0,08) кгс/см2.

В.1.1 Аппаратура

Для измерения двойной толщины стенки камеры используют индикаторный толщиномер типа ТР25-250 по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм.

В.1.2 Подготовка к измерению

Измерения проводят в помещении при температуре (25±10) °С. Измерению подлежат камеры, выдержанные после вулканизации в течение не менее 4 ч.

В.1.3 Проведение измерения

В.1.3.1 Плоскосложенную камеру укладывают на ровную поверхность, подсоединяют к вакуумному насосу и устанавливают остаточное давление воздуха в камере 8 кПа (0,08 кгс/см2).

В.1.3.2 Измерения двойной толщины стенки камеры по беговой и бандажной частям проводят в четырех равномерно расположенных по окружности сечениях, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение проводят один раз.

В.1.3.3 Площадки толщиномера при измерении должны полностью прилегать к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм.

В.1.3.4 Погрешность измерений не должна превышать 0,3 мм.

В.1.4 Обработка результатов измерения

За результат измерения принимают минимальное значение измерений по В.1.3. Результаты измерения оформляют протоколом.

В.2 Определение радиального и бокового биений шины

Радиальное и боковое биения шин определяют методом измерения расстояния от неподвижной базовой плоскости до точек поверхности шины при ее вращении вокруг оси.

В.2.1 Аппаратура

В.2.1.1 В качестве измерительного прибора применяют измерительное средство (в т.ч. индикатор часового типа), обеспечивающее измерение биения шины от 0 до 20 мм с погрешностью не более 0,1 мм.

В.2.1.2 Устройство для измерения биения шин должно обеспечивать непрерывность контакта наконечника индикатора с наружной поверхностью шин при переходе с одного выступа протектора на другой.

В.2.1.3 Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 кгс) для легкой грузовой и не более 10 кПа (0,1 кгс/см2) для грузовой шины.

В.2.2 Подготовка к испытанию

Подготовка шин к испытанию - по ГОСТ 27704 (1.1 и 1.2).

В.2.3 Проведение испытания

В.2.3.1 Шину монтируют на обод и устанавливают в ней давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке на шину.

Допускается отклонение установившегося давления воздуха в шине на 20 кПа (0,2 кгс/см2).

В.2.3.2 Значения радиального и осевого биений обода на участках, прилегающих к шине, не должны быть более 0,25 мм.

Допускается определять радиальное и боковое биения покрышки камерной шины, смонтированной на испытательный обод, без камеры и ободной ленты.

В.2.3.3 Измерение радиального биения проводят в центральной плоскости вращения колеса как разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек беговой дорожки протектора шины до оси вращения колеса.

Допускается проводить измерение радиального биения по ребрам или шашкам протектора в двух плоскостях, равноудаленных от центральной плоскости колеса.

В.2.3.4 Измерение бокового биения шины как разности наибольшего и наименьшего расстояний от точек поверхности боковины шины, расположенных в зоне наибольшей ширины, до базовой измерительной плоскости, параллельной плоскости колеса, проводят на обеих боковинах.

Биение, вызываемое маркировкой и декоративными выступами, не учитывают.

Допускается определять боковое биение шины в зонах боковины, свободных от маркировки и декоративных выступов.

В.2.4 Обработка результатов испытания

За результат испытания принимают:

- значение радиального биения, измеренное по В.2.3.3 (при измерении радиального биения в двух плоскостях за результат испытания принимают максимальное из двух значений);

- максимальное из двух значений бокового биения, измеренных по В.2.3.4. Результаты испытания оформляют протоколом.

В.3 Определение колебаний радиальной и боковой сил за счет неоднородности и конусного эффекта

Колебания радиальной и боковой сил определяют измерением сил, действующих в зоне контакта шины с опорной поверхностью барабана, при качении шины с постоянным межцентровым расстоянием между осями колеса и барабана при заданных нагрузке и давлении воздуха в шине, нулевых углах увода и развала.

В.3.1 Аппаратура

Испытательное оборудование должно соответствовать требованиям, указанным в таблице В.1.

Измерительная система оборудования должна обеспечивать автоматическую обработку и фиксирование результатов измерений при необходимости их регистрации.

Таблица В.1

Наименование показателя

Значение для шин

легких грузовых

грузовых

1 Нагрузка на шину, кН (кгс), не более

9,8 (1000)

39,24 (4000)

2 Относительная погрешность задания нагрузки на шину, %

±2,0

±2,0

3 Предел измерения колебания радиальной силы, кН (кгс), не более

0,49(50)

4,90(500)

4 Предел измерения колебания боковой силы, кН (кгс), не более

0,49 (50)

2,45 (250)

5 Погрешность измерения колебания сил, Н (кгс)

± 0,49 (± 0,5)

± 49,0 (± 5,0)

6 Диаметр барабана, мм

854,0 ± 2,5

854,0 ± 2,5

7 Частота вращения шины при измерении, мин-1

20-220

20-80

8 Радиальное и боковое биения посадочных поверхностей обода, мм, не более

0,05

0,1

9 Погрешность измерения давления воздуха в шине манометром по ГОСТ 2405, кПа (кгс/см2), не более

6 (0,06)

60 (0,6)

В.3.2 Подготовка к испытанию

При выборочном контроле подготовку шины к испытанию проводят в соответствии с ГОСТ 27704, при этом шина должна храниться в вертикальном положении на стеллажах или ровном полу.

При сплошном контроле, выполняемом в технологическом процессе изготовления шины, подготовку шины к испытанию не проводят.

В.3.3 Проведение испытания

В.3.3.1 Шину (покрышку камерной шины) монтируют на соответствующий рекомендуемый обод (адаптер) испытательного стенда. Плотная посадка шины на обод достигается подачей в полость шины воздуха давлением, превышающим заданное не более чем в два раза, или обкаткой в течение 5-10 с с частотой вращения 20-80 мин-1.

В.3.3.2 Испытания ЦМК шины проводят при максимально допустимой нагрузке на сдвоенную шину и давлении воздуха, соответствующем этой нагрузке; легкой грузовой шины - при нагрузке, составляющей 70 % максимально допустимой нагрузки и давлении воздуха 200 кПа (2,0 кгс/ см2). При этом значение нагрузки должно быть кратным 5.

При этой нагрузке фиксируют расстояние между осями барабана и колеса, проводят обкатку шины при вращении ее в обе стороны и регистрируют результаты измерения колебаний радиальной и боковой сил.

В.3.3.3 В случае необходимости уточнения результатов измерения проводят последовательно не менее 10 измерений (включая первоначальное) при обязательном монтаже шины на обод.

За окончательный результат измерения принимают среднее значение измеряемого параметра с учетом погрешности его измерения.

В.3.4 Обработка результатов

За результат измерения принимают вычисленные измерительной системой стенда значения:

- колебания радиальной и боковой сил как наибольшую разность между максимальным и минимальным значениями радиальной (боковой) реакции по результатам вращения шины в обе стороны;

- конусного эффекта шины как полусуммы средних значений боковых реакций за один оборот в прямом и обратном направлениях вращения шины.

Результаты измерений оформляют протоколом.

В.4 Определение сопротивления сдвигу борта бескамерной шины с полки обода

Метод заключается в определении усилия, при котором происходит сдвиг борта бескамерной шины с полки обода при приложении сторонней силы.

В.4.1 Аппаратура

В.4.1.1 Устройстводля определения сопротивления сдвигу борта шины с полки обода должно обеспечивать:

- создание нагрузки не менее 9800 Н (1000 кгс);

- скорость перемещения упора от 20 до 50 мм/мин;

- регистрацию усилия, приложенного к шине с указанием максимального значения. Относительная погрешность регистрации усилия - ±1 %.

В.4.1.2 Испытательный обод, размеры которого должны соответствовать указанным в настоящем стандарте.

В.4.1.3 Манометр по ГОСТ 2405, обеспечивающий погрешность измерения не более 6 кПа (0,06 кгс/см2).

В.4.1.4 Схема устройства представлена на рисунке В.1. Размеры специального упора представлены на рисунке В.2.

1 - подвижный рычаг; 2 - специальный упор; 3 - шина; 4 - обод; 5 - неподвижная плита (основание); 6 - ось поворота рычага
Рисунок В.1 - Схема стенда для определения сопротивления сдвигу борта бескамерных шин с полки обода

Рисунок В.2 - Специальный упор

В.4.2 Подготовка к испытанию

В.4.2.1 Подготовку шины к испытанию, включающую осмотр и выдержку перед испытанием, проводят в соответствии с ГОСТ 27704.

Борта шины промывают водой и высушивают без применения источников тепла до отсутствия следов влаги.

В.4.2.2 Шину монтируют на обод без применения смазки и склеивающих веществ.

Для более плотной посадки борта шины на полку обода во время монтажа следует обеспечить двукратное увеличение давления воздуха в шине по сравнению с максимально допустимым для данного вида шины, но не более 1200 кПа (12 кгс/см2).

В.4.2.3 В шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке, уменьшенное на 60 кПа (0,6 кгс/см2).

В.4.2.4 На боковине шины равномерно по окружности обозначают не менее четырех сечений, в которых проводят измерения.

Шину выдерживают в помещении не менее 3 ч.

В.4.3 Проведение испытания

В.4.3.1 Испытание проводят при температуре (25 ±10) °С.

8.4.3.2 Шину устанавливают на стенд, схема которого представлена на рисунке В.1. Упор устанавливают таким образом, чтобы точка приложения силы находилась на расстоянии А от оси вращения шины.

Расстояние А, мм, вычисляют по формуле

А = 3/4Н+1/2Dr,                                                                                                                   (В.1)

где Н - высота профиля шины, мм (таблица В.2);

Dr - номинальный посадочный диаметр обода, мм (таблица В.3).

Таблица В.2 - Высота профиля шины

В миллиметрах

Номинальная ширина профиля

Высота профиля Н для серии шин

80

70

65

135

108

95

88

155

124

101

109

165

132

116

107

175

140

123

114

185

148

130

120

195

156

137

127

205

164

144

133

215

172

151

140

225

180

158

146

235

188

165

153

245

196

172

159

255

204

179

166

265

212

186

172

Таблица В.3 - Номинальный посадочный диаметр обода

Обозначение номинального посадочного диаметра обода

Номинальный посадочный диаметр обода Dr, мм

12

305

13

330

14

356

15

381

16

406

В.4.3.3 Измеряют давление воздуха в шине и в случае необходимости корректируют до значения, указанного в В.4.2.3, не раньше чем за 15 мин до проведения испытаний.

В.4.3.4 Воздействие упора на боковину с возрастающей силой проводят до сдвига борта шины с полки обода или достижения нормативного значения усилия. Сдвиг борта шины с полки обода характеризуется резким падением регистрируемого усилия.

В.4.3.5 Измерения проводят последовательно в отмеченных сечениях. Перед каждым измерением контролируют давление воздуха в шине по В.4.2.3.

В.4.4 Обработка результатов испытания

За результат испытания принимают минимальное значение измерений по В.4.3.5.

Результат испытания оформляют протоколом.

В.5 Определение энергии разрушения

Энергию разрушения шины определяют методом вдавливания цилиндрического стального плунжера диаметром 20 мм с полусферической головкой в ребро рисунка протектора шины.

В.5.1 Аппаратура

Устройство для определения энергии разрушения должно обеспечивать: создание нагрузки не менее 19,6 кН (2000 кгс); диаметр плунжера - (20,0 ±0,2) мм; скорость перемещения плунжера - (50,0 ±2,5) мм/мин; регистрацию усилия, приложенного к шине; регистрацию глубины проникания плунжера.

Приведенная погрешность измерения разрушающей нагрузки не должна быть более 2 %. Погрешность измерения перемещения плунжера - 1 мм.

Посадочный диаметр и ширина ободьев, применяемых при испытании шин, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Измерение давления воздуха в шине проводят манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 кгс/см2).

В.5.2 Подготовка к испытанию

Подготовку шины к испытанию, включающую осмотр и выдержку перед испытанием, проводят по ГОСТ 27704.

Шину монтируют на обод. Для более плотной посадки борта шины на полку обода во время монтажа следует обеспечить двукратное увеличение давления воздуха в шине по сравнению с максимально допустимым для данного вида шины, но не более 1200 кПа (12 кгс/см2).

В шине устанавливают давление воздуха на 60 кПа (0,6 кгс/см2) меньше, чем соответствующее максимально допустимой нагрузке.

Бескамерные шины можно испытывать с камерами.

В.5.3 Проведение испытания

Испытания проводят при температуре (25 ±10) °С.

Шину устанавливают на стенд. Плунжер вдавливают в ребро (шашку) рисунка протектора, перпендикулярно к поверхности ребра как можно ближе к средней линии беговой дорожки протектора.

Следует избегать попадания плунжера в канавку рисунка протектора.

Вдавливание плунжера проводят до разрушения шины или упора плунжера в обод в пяти местах, равномерно расположенных по окружности шины. Перед каждым измерением контролируют давление воздуха в шине.

Фиксируют в момент разрыва шины и упора плунжера в обод силу или глубину проникания плунжера.

В.5.4 Обработка результатов испытания

Энергию разрушения W, Дж, для каждого места испытания вычисляют по формуле

                                                                                                                              (В.2)

где F - сила вдавливания плунжера, Н;

Р - глубина проникания плунжера или деформация шины, м.

За результат испытания принимают среднеарифметическое значение пяти полученных значений. Результаты испытания оформляют протоколом.

B.6 Определение коэффициента сопротивления качению

Коэффициент сопротивления качению шины определяют методом измерения продольной силы на оси колеса, катящегося по гладкому стальному барабану испытательного стенда.

B.6.1 Аппаратура

Применяют испытательный стенд с наружной беговой поверхностью барабана диаметром 1592 мм ±1 %. Допускается применять стенды с диаметрами барабанов 1707 мм ±1 % и 2000 мм ±1 %.

Ширина барабана должна превышать ширину беговой дорожки протектора не менее чем на 10%.

Испытательный стенд должен обеспечивать создание нагрузки на шину не менее максимально допустимой для одинарного колеса.

Испытательный стенд должен быть оснащен устройством для измерения продольной силы с погрешностью не более 1 %.

Измерение давления воздуха в шине проводят манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 10 кПа (0,1 кгс/см2) для грузовых шин и не более 6 кПа (0,06 кгс/см2) - для легких грузовых шин.

Радиальное и боковое биения обода на участках прилегания к шине не должны превышать 0,8 и 1,2 мм соответственно.

B.6.2 Подготовка к испытанию

Подготовка шин к испытанию - по ГОСТ 27704. Шина должна соответствовать требованиям настоящего стандарта по статическому дисбалансу.

B.6.3 Проведение испытания

Испытания проводят при температуре (25 ±5) °С, ее измеряют на расстоянии 2 м от испытуемой шины. Шину прижимают к барабану испытательного стенда нагрузкой, равной (85 ±1) % максимально допустимой нагрузки на одинарное колесо с давлением в шине, соответствующим максимально допустимой нагрузке.

Перед измерением продольной силы шину обкатывают на стенде в течение 1 ч со скоростью 80 км/ч для шин с индексами категории скорости К, L, М, N, Р и со скоростью 60 км/ч - для шин с индексами категории скорости F, G, J. После обкатки регистрируют продольную силу и динамический радиус шины, а затем - продольную силу при вращении шины, прижатой к барабану усилием 50 Н.

В.6.4 Обработка результатов испытания

Коэффициент сопротивления качению f вычисляют по формуле

                                                                                                           (В.3)

где Fx - продольная сила, Н;

F50 - продольная сила при нагрузке 50 Н;

Р - нагрузка на шину, Н;

rg - динамический радиус шины, м;

R - радиус барабана стенда, м.

При наличии на стенде устройства для компенсации потерь в узлах стенда первоначально проводят обнуление показателей измерительного устройства при качении шины без нагрузки, затем проводят измерение при качении шины под нагрузкой.

Если температура окружающего воздуха при испытании отличается от 25 °С, значение коэффициента сопротивления качению корректируется по формуле

f25 = fT[1 + 0,006 (Tокр - 25)],                                                                                      (В.4)

где f25 - коэффициент сопротивления качению, скорректированный на температуру 25 °С;

fT - коэффициент сопротивления качению при температуре, отличающейся от 25 °С;

Tокр - действительная температура воздуха во время проведения испытания, °С.

Влияние диаметра барабана на коэффициент сопротивления качению определяют по формуле

                                                                                                       (В.5)

где f1, f2 - значения коэффициентов сопротивления качению шины, измеренные на барабанах 1 и 2 соответственно;

R1 и R2 - радиусы барабанов 1 и 2 соответственно;

rсв - свободный радиус шины, м.

Результат испытания оформляют протоколом.

В.7 Рентгенодефектоскопия

Рентгенодефектоскопию цельнометаллокордных шин проводят методом обнаружения дефектов в металлокордных элементах шин просвечиванием покрышки рентгеновским излучением.

B.7.1 Аппаратура

Рентгеновский аппарат должен обеспечивать одновременное или последовательное исследование участков беговой и плечевой зоны боковины и борта покрышки.

Для измерения обнаруженных дефектов применяют приспособление, позволяющее измерять линейные размеры, характеризующие дефекты, с погрешностью не более 1,0 мм.

B.7.2 Проведение испытания

Покрышку помещают в рентгеновский аппарат, при помощи одной или нескольких рентгеновских трубок просвечивают внутреннюю часть покрышки от борта до борта.

Условия и режимы контроля шины должны соответствовать требованиям, указанным в технической документации на рентгеновский аппарат.

Просвеченные рентгеновским излучением участки покрышки воспроизводят на экране или рентгеновской пленке.

B.7.3 Обработка результатов испытания

За результаты испытания принимают линейные размеры, характеризующие:

- дефекты металлокордных брекера, каркаса или борта, смещение брекера относительно центра покрышки;

- смещение одного слоя брекера относительно другого; отсутствие ступеньки между слоями брекера по окружности, разрежение нитей металлокорда в слоях брекера и каркаса;

- перекрещивание нитей корда в одном слое брекера и каркаса;

- нахлест нитей металлокорда в отдельных слоях брекера и каркаса;

- волнистость кордных нитей слоя каркаса;

- смещение бортовых колец относительно друг друга;

- деформацию и разрыв бортового кольца.

Ключевые слова: пневматические шины, механические транспортные средства, прицепы