Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1499-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" В целях интенсификации работ по энергосбережению во всех отраслях городского хозяйства, формирования целевых показателей энергоемкости валового регионального продукта города Москвы и установления заданий по энергосбережению на территории города Москвы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом города Москвы от 5 июля 2006 г. № 35 "Об энергосбережении в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. № 1075-ПП "Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года", от 10 февраля 2009 г. № 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства" Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы о ходе реализации Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" согласно приложению 1. 2. Установить основными целями реализации городской политики по энергосбережению в 2010 году обеспечение снижения по сравнению с 2008 годом: - потребления тепловой энергии на территории города не менее чем на 10%; - потребления электрической энергии на территории города Москвы не менее чем на 10%; - энергоемкости валового регионального продукта города Москвы на 5%. 3. Утвердить: 3.1. Основные мероприятия по экономии энергоресурсов в 2010 году согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 3.2. Распределение заданий на экономию энергоресурсов по государственным заказчикам программы согласно приложению 3 к настоящему постановлению. 4. Согласиться с предложенным Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы перечнем рекомендуемых мероприятий по энергосбережению в городе Москве согласно приложению 4 к настоящему постановлению. 5. Установить, что объемы финансирования мероприятий Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) подлежат уточнению при разработке проекта бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий финансовый год. 6. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы: 6.1. В установленном порядке представлять в Департамент финансов города Москвы данные об объемах средств на реализацию Программы для включения их в реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы. 6.2. При формировании проекта бюджета на 2011 год и последующие годы предусматривать финансирование мероприятий Программы по статьям бюджетной классификации в пределах выделяемых бюджетных средств в соответствии с ежегодно разрабатываемыми тематическими планами, утвержденными персональным руководителем Программы. 6.3. Совместно с Управлением информатизации города Москвы в целях информационно-аналитического обеспечения реализации мероприятий Программы, формирования единого информационного пространства и оперативного взаимодействия государственных заказчиков и участников Программы, а также мониторинга хода ее реализации в 2010-2011 гг. разработать и утвердить техническое задание и технико-экономическое обоснование на создание АИС "Мониторинг эффективности энергосбережения на объектах города Москвы", провести комплекс НИОКР по созданию системы и принять ее в эксплуатацию. 6.4. В целях пропаганды энергосбережения обеспечить разработку и изготовление рекламно-агитационных материалов для наружной социально значимой рекламы по теме энергосбережения с привлечением бюджетных и внебюджетных источников. 6.5. В рамках реализации Программы обеспечить разработку мероприятий по снижению энергопотребления в 2010 году в бюджетных учреждениях не менее чем на 3% в соответствии с требованиями федерального законодательства. 6.6. До 1 февраля 2010 г. разработать порядок разработки и требования к отраслевым и окружным программам энергосбережения. 6.7. До 1 февраля 2010 г. представить проект правового акта Правительства Москвы о создании Координационного совета Программы, утверждении его персонального состава и положения о нем. 6.8. До 1 марта 2010 г. разработать требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, контрольный пакет акций которых принадлежит городу, и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 6.9. До 1 июня 2010 г. проработать вопрос о создании без привлечения средств из бюджета города Москвы центра по обучению энергосберегающим технологиям с обязательной аттестацией прошедшего обучение персонала и созданию городской системы повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников государственных учреждений и организаций. 6.10. В I квартале 2010 г. обеспечить доработку Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года" и актуализацию мероприятий в соответствии с их финансовой обеспеченностью с учетом федеральных требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности и представить на утверждение в Правительство Москвы не позднее 1 июля 2010 г. 6.11. До 1 июля 2010 г. представить предложения в Правительство Москвы о создании Московской энергетической инспекции, осуществляющей контроль эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. 6.12. Обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на выполнение работ по экспертно-аналитическому и рекламно-агитационному сопровождению Программы, а также отраслевых и окружных программ энергосбережения. 6.13. Ежегодно представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за предшествующий год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 6.14. Разработать до 1 апреля 2010 г. техническое задание по снижению потребления энергоресурсов на 10% с указанием стартовых условий по отраслям и государственным заказчикам, перечнем конкретных мероприятий, источникам и объемам финансирования по каждому государственному заказчику. 7. Государственным заказчикам Программы (приложение 5): 7.1. До 1 марта 2010 г. в соответствии с заданиями по энергосбережению (п. 3.2) разработать в рамках текущего финансирования и представить на согласование государственному заказчику - координатору Программы планы первоочередных мероприятий по энергосбережению на 2010 год и предложения о привлечении внебюджетных средств. 7.2. Совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы до 1 апреля 2010 г. представить на рассмотрение Координационного совета Программы (п. 6.7) отраслевые и окружные программы энергосбережения на 2011-2013 гг. и на перспективу до 2020 года, разработанные за счет и в пределах средств бюджета города Москвы на 2010 год, выделенных Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы. 7.3. До 1 февраля 2010 г. назначить ответственного за координацию работ в подведомственных учреждениях по реализации энергосберегающих мероприятий в рамках утвержденных программ. 7.4. До 1 января 2011 г. обеспечить завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений и сооружений, находящихся в ведении государственных заказчиков и введенных в эксплуатацию до 1 января 2010 г., приборами учета используемой тепловой, электрической энергии, воды и газа, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 7.5. Ежегодно в соответствии с отраслевыми и окружными программами энергосбережения формировать и представлять на рассмотрение Координационного совета Программы тематические планы энергосберегающих мероприятий с обоснованием их эффективности для последующего согласования персональным руководителем Программы. 7.6. В установленном Правительством Москвы порядке представлять в Департамент финансов города Москвы данные об объемах средств на реализацию отраслевых и окружных программ энергосбережения для включения их в реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы, на основе тематических планов (п. 6.2). 7.7. В установленном порядке обеспечивать размещение государственного заказа на выполнение мероприятий Программы за счет средств, выделенных в бюджете города Москвы на соответствующий плановый период. 7.8. Ежегодно представлять государственному заказчику - координатору Программы до 15 февраля отчет о ходе выполнения программных мероприятий за предшествующий год и до 1 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. 8. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с Комплексом социальной сферы города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы разработать и представить в установленном порядке в Правительство Москвы: 8.1. До 1 марта 2010 г. порядок заключения долгосрочных контрактов (далее - энергосервисных контрактов) на выполнение работ по энергосбережению, реализуемых в городе Москве на основе механизмов частно-государственного партнерства, учитывая, что энергосервисные контракты могут заключаться на срок свыше одного года в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 8.2. Совместно с Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы до 1 мая 2010 г. порядок оплаты технологического присоединения объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, в счет мощности, высвобождаемой в результате энергосбережения, в пределах средств, предусмотренных на оплату технологического присоединения. 9. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы до 1 июля 2010 г. представить в Правительство Москвы предложения по развитию на территории города производства энергосберегающей продукции. 10. Региональной энергетической комиссии города Москвы: 10.1. В срок до 1 июня 2010 г. разработать план мер по тарифному стимулированию энергосбережения различных групп потребителей. 10.2. Обеспечить представление в срок до 1 марта 2010 г. организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, программ энергосбережения, включая программы снижения потерь при производстве и распределении электрической и тепловой энергии. 11. Государственным заказчикам объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, при разработке проектно-сметной документации по согласованию с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы в приоритетном порядке предусматривать возможность осуществления технологического присоединения объектов к электрическим сетям в счет мощности, высвобождаемой в результате проведения энергосберегающих мероприятий. 12. Департаменту имущества города Москвы до 1 февраля 2010 г. представить в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы перечень организаций, контрольный пакет акций которых принадлежит городу, с указанием их ведомственной подчиненности. 13. В целях определения энергоемкости валового регионального продукта города Москвы Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы: 13.1. До 1 июня 2010 г. разработать методику определения общего объема потребления топливно-энергетических ресурсов и его структуры по видам экономической деятельности, соответствующей структуре валового регионального продукта города Москвы. 13.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы до 1 июня 2010 г. в целях определения целевых индикаторов энергоемкости валового регионального продукта города Москвы на период 2010-2013 гг. и на перспективу до 2020 года провести анализ динамики энергоемкости валового регионального продукта города Москвы за период 2007-2009 гг. 13.3. Совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы до 1 апреля 2010 г. в целях мониторинга заданных показателей по энергосбережению сформировать систему сбора информации и оценки эффекта от реализации мероприятий по показателям энергоэффективности производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. № 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства" с предоставлением городскими заказчиками информации по установленным показателям в сроки, установленные Программой. 14. Департаменту имущества города Москвы, Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы до 1 марта 2010 г. подготовить предложения о порядке взаимодействия с организациями, в которых пакет акций города не является контрольным, при формировании программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 15. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы совместно с подведомственными организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит городу, до 1 июня 2010 г. разработать и представить на согласование в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 16. Руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы обеспечить: 16.1. Прекращение проектирования зданий и сооружений, энергоэффективность которых не соответствует требованиям энергетической эффективности, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 16.2. До 1 марта 2010 г. проведение анализа существующих типовых проектов строительства, в первоочередном порядке социальных объектов, на предмет их соответствия требованиям энергетической эффективности, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 16.3. До 1 апреля 2010 г. подготовку типовых решений по снижению теплопотерь зданий и сооружений с высокой долей остекления наружных ограждающих конструкций. 16.4. До 1 июня 2010 г. корректировку действующих нормативных правовых актов города Москвы в области строительства в целях приведения их в соответствие Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 17. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Комплексу экономической политики и развития города Москвы, Комплексу социальной сферы города Москвы, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма, Департаменту финансов города Москвы до 1 апреля 2010 г. внести предложения в Правительство Москвы о формировании в рамках Программы целевых расходов на финансирование мероприятий по энергосбережению в бюджетных учреждениях за счет выделения 3% от суммы расходов, предусматриваемых ежегодно на оплату коммунальных услуг бюджетным учреждениям в соответствии с Федеральном законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 18. Признать утратившими силу: 18.1. Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. № 672-ПП "О Городской целевой программе по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года". 18.2. Пункт 22 постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. № 1043-ПП "О готовности топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств города Москвы к работе в зимний период 2008-2009 гг.". 18.3. Пункты 3, 4, 5, 7, 8 постановления Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. № 1012-ПП "О Городской целевой программе "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года". 19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков Содержание Приложение 1Информация
|
№ п/п |
Мероприятия программы, запланированные в 2009 году |
Запланированное финансирование, тыс. руб. |
Фактическое выполнение за 9 месяцев 2009 г. тыс. руб. |
Ожидаемое выполнение за 2009 г. тыс. руб. |
1 |
Пропаганда энергосбережения |
3564,00 |
0,00 |
2506,32 |
2 |
Организационные мероприятия |
10400,00 |
0,00 |
5446,68 |
3 |
Проведение энергоаудита и паспортизация жилых зданий и бюджетной сферы |
37000,00 |
0,00 |
11442.40 |
4 |
Разработка мероприятий по развитию рынка электрической мощности, высвобожденной в результате реализации энергосберегающих мероприятий |
4000,00 |
0,00 |
1689,20 |
5 |
Пилотные проекты по энергосбережению в бюджетной сфере |
13526,00 |
13526,00 |
13526,00 |
6 |
Прочие мероприятия |
2838,00 |
2838,00 |
2838,00 |
7 |
Бюджетные инвестиции ДепТЭХ |
50000,00 |
0,00 |
1640,00 |
8 |
Бюджетные инвестиции ДКРЖФ |
271980,00 |
6500,00 |
271980,00 |
|
Всего: |
393308,00 |
22864,00 |
311068,60 |
Общее конечное потребление энергетических ресурсов в городе Москве в 2008 году (без учета учреждений федерального подчинения) составило 30372 тыс. т.у.т. Задание на экономию энергоресурсов города Москвы при конечном потреблении в 2010 г. составляет - 3037,2. т.у.т. (10% от потребления в 2008 г.).
Экономия энергоресурсов будет достигнута за счет реализации основных мероприятий по энергосбережению (табл. 1.), реализация которых предполагается в общегородском масштабе, а также за счет набора различных типовых мероприятий по энергосбережению (Приложение 3).
Оптимизация загрузки генерирующих тепловых мощностей с использованием существующих связей для перевода нагрузки отдельных котельных на ТЭЦ и ГТС даст в 2010 году эффект экономии природного газа в размере 885,06 тыс. т.у.т.
Табл. 1.
Основные мероприятия, подлежащие реализации в 2010 году в общегородском масштабе
№ п/п |
Основные мероприятия |
Ожидаемый эффект в 2010 г. в общегородском масштабе (тыс. т.у.т.) |
1. |
Основные мероприятия по экономии электрической энергии в конечном потреблении (тыс. т.у.т.), в т.ч.: |
166,5 |
1.1. |
Замена ламп накаливания на энергоэффективные источники света в жилых помещениях и административных зданиях |
110,7 |
1.2. |
Внедрение автоматизированных систем управления освещением с использованием датчиков присутствия, освещенности |
18,45 |
1.3. |
Завершение установки приборов учета потребляемой электрической энергии |
6,15 |
1.4. |
Повышение точности приборов учета потребляемой электрической энергии в порядке плановой замены и при комплексном капитальном ремонте |
6,15 |
1.5. |
Внедрение частотно-регулируемых приводов на электродвигателях в городском хозяйстве |
9,84 |
1.6. |
Повышение энергетической эффективности объектов мелкорозничной торговли (киоски, палатки, павильоны) |
14,76 |
2 |
Основные мероприятия по экономии тепловой энергии в конечном потреблении (тыс. т.у.т.), в т.ч.: |
76,09 |
2.1. |
Мероприятия в рамках комплексного капитального ремонта, в т.ч., (тыс. т.у.т): - утепление ограждающих конструкций; - замена оконных и балконных блоков; - установка автоматизировнных узлов управления тепловой энергией; - и т.д. |
47,55 |
2.2. |
Установка автоматизированных узлов управления тепловой энергией на объектах социальной сферы, (тыс. т.у.т): |
28,54 |
3. |
Энергетическая эффективность от реализации Программы "Энергосберегающее домостроение" (тыс. т.у.т.) |
0,54 |
4. |
Прочие типовые мероприятия (Приложение 3) (тыс. т.у.т.) |
2794,07 |
|
Всего эффект от мероприятий (тыс. т.у.т.) |
3037,20 |
Основное задание |
В том числе, с разбивкой по территориям АО (в случае наличия совместной ответственности) |
||
Государственный Заказчик (Группа Заказчиков) |
Плановый показатель экономии (тыс. т.у.т.) |
Государственный Заказчик (Группа Заказчиков) |
Плановый показатель экономии (тыс. т.у.т.) |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурами |
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЦАО |
77,5 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой САО |
118,3 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой СВАО |
131,0 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ВАО |
147,7 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЮВАО |
122,3 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЮАО |
166,5 |
|
1116,9 |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО |
130,2 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЗАО |
115,1 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой СЗАО |
85,0 |
|
|
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Префектурой ЗелАО |
23,5 |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы |
24,8 |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы |
24,8 |
Префектуры совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
930,3 |
Префектура ЦАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
61,4 |
|
|
Префектура САО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
98,6 |
|
|
Префектура СВАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
109,8 |
|
|
Префектура ВАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
123,7 |
|
|
Префектура ЮВАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
102,3 |
|
|
Префектура ЮАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
139,6 |
|
|
Префектура ЮЗАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
108,9 |
|
|
Префектура ЗАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
95,8 |
|
|
Префектура СЗАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
70,7 |
|
|
Префектура ЗелАО совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
19,5 |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
224,7 |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы |
224,7 |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурами административных округов города Москвы |
255,8 |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЦАО |
24,9 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой САО |
22,8 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой СВАО |
24,6 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ВАО |
25,6 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЮВАО |
54,3 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЮАО |
10,5 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО |
25,9 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЗАО |
32,7 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой СЗАО |
25,2 |
|
|
Департамент науки и промышленной политики города Москвы совместно с Префектурой ЗелАО |
9,3 |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
6,6 |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
6,6 |
Департамент транспорта и связи города Москвы |
257,0 |
Департамент транспорта и связи города Москвы |
257,0 |
Департамент образования города Москвы |
77,4 |
Департамент образования города Москвы |
77,4 |
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы |
20,0 |
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы |
20,0 |
Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы |
47,5 |
Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы |
47,5 |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
27,9 |
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы |
27,9 |
Департамент здравоохранения города Москвы |
22,8 |
Департамент здравоохранения города Москвы |
22,8 |
Департамент культуры города Москвы |
7,0 |
Департамент культуры города Москвы |
7,0 |
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы |
6,2 |
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы |
6,2 |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
3,6 |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
3,6 |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
3,4 |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
3,4 |
Префектуры административных округов города Москвы |
2,7 |
Префектура ЦАО |
0,7 |
|
|
Префектура САО |
0,3 |
|
|
Префектура СВАО |
0,2 |
|
|
Префектура ВАО |
0,2 |
|
|
Префектура ЮВАО |
0,2 |
|
|
Префектура ЮАО |
0,3 |
|
|
Префектура ЮЗАО |
0,2 |
|
|
Префектура ЗАО |
0,3 |
|
|
Префектура СЗАО |
0,2 |
|
|
Префектура ЗелАО |
0,05 |
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы |
1,7 |
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы |
1,7 |
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы |
0,9 |
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы |
0,9 |
Итого по государственным заказчикам (тыс. т.у.т.) |
3037,2 |
Итого по государственным заказчикам (тыс. т.у.т.) |
3037,2 |
1.1. Перечень мероприятий, дающих эффект
энергосбережения и повышения энергоэффективности при производстве тепловой и
электрической энергии
(Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, ОАО
"Мосэнерго", ОАО "МОЭК", промышленные и ведомственные
источники)
Общий список энергосберегающих мероприятий при производстве тепловой и электрической энергии должен включать в себя организационные и технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве источников тепловой и электрической энергии. К числу основных технических можно отнести следующие мероприятия:
- ввод в эксплуатацию новых энергоисточников на базе высокоэффективных парогазовых технологий (электрический КПД не менее 51% при условии полной загрузки по тепловой мощности);
- строительство газотурбинной надстройки на существующих паротурбинных теплофикационных блоках;
- реконструкция существующих РТС в ГТУ-ТЭЦ или ПГУ-ТЭЦ с установкой энергетических турбин;
- оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения;
- использование незагруженных промышленных отборов турбин ПТ и Р для выработки низкопотенциальной тепловой энергии;
- закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных ведомственных источников тепла;
- разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий;
- использование детандер - генераторов на избыточном давлении газа для выработки электрической энергии, холода;
- внедрение повышенного температурного графика на ТЭЦ города Москвы в летний период для обеспечения работы абсорбционных машин в системах хладоснабжения с целью полезного использования теплоты;
- глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации;
- реконструкция водоподготовительных установок теплоисточников, модернизация теплообменных аппаратов;
- установка частотных преобразователей;
- доработка АСУ ТП для проведения анализа эффективности топливоиспользования;
- перевод автоматики режимов горения котлов на работу с газоанализаторами;
- дооснащение теплотехнического оборудования станции приборами учета и организация составления балансов энергоресурсов;
- автоматизация режимов горения;
Снижение затрат на собственные нужды за счет следующих основных мероприятий:
- повышение давления в барабанах паровых котлов;
- организация подогрева исходной воды перед ВПУ;
- организация подогрева химочищенной воды перед деаэратором питательной воды;
- установка летнего сетевого насоса;
- перевод паровых котлов в водогрейный режим;
- оптимизация распределения нагрузки между котлоагрегатами;
- замена существующих (старых) насосов на насосы с энергоэффективными электродвигателями;
- внедрение новых видов теплоизоляционных материалов и конструкций, обеспечивающих низкий коэффициент теплопроводности, отвечающих требованиям по надежности и безопасности;
- оптимизация загрузки трансформаторов;
- установка ЧРП на электроприводы насосного и тягодутьевого оборудования;
- установка (подключение) компенсаторов реактивной мощности;
- внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии АСКУЭ.
1.2. Перечень мероприятий, дающих эффект
энергосбережения и повышения энергоэффективности при передаче и распределении
тепловой энергии
(Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, ОАО
"МОЭК", ОАО "МТК", ОАО "Мосэнерго", промышленные
и ведомственные тепловые сети)
Общий список энергосберегающих мероприятий при передаче и распределении тепловой энергии должен включать в себя организационные и технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве тепловых сетей и тепловых пунктов. К числу основных технических можно отнести следующие мероприятия:
- реконструкция тепловых сетей с использованием труб в ППУизоляции;
- применение бесканальной прокладки теплопроводов типа "труба в трубе" в пенополиуретановой (ППУ) изоляцией и полиэтиленовой оболочке с системой оперативно-дистанционного контроля увлажнения изоляции (ОДК);
- применение в тепловых сетях улучшенных трубных сталей нового поколения;
- применение труб с силикатно-эмалевым покрытием для трубопроводов систем горячего водоснабжения;
- установка сильфонных компенсаторов;
- установка шаровой запорной арматуры повышенной плотности, шаровой запорно-регулирующей арматуры с гидроприводом;
- вентиляция каналов и камер;
- повышение значения рН сетевой воды;
- использование антикоррозионных покрытий;
- использование концевых заглушек и временных заглушек изоляции;
- применение инженерной диагностики трубопроводов подземной прокладки с использованием акустического метода;
- применение комплекса электрохимической защиты (ЭХЗ);
- замена оборудования ЦТП;
- реконструкция ЦТП;
- реконструкция узлов учета тепловой энергии на ЦТП;
- установка приборов автоматического контроля жесткости сетевой воды;
- установка систем автоматического регулирования зависимых систем отопления;
- установка частотно-регулируемых приводов;
- установка вентильно-индукторных приводов;
- установка приборов учета с классом точности не выше 2.5.
Большинство энергосберегающих мероприятий в тепловых пунктах (ТП) направлены на экономию энергоресурсов у конечных потребителей. К числу основных таких мероприятий относятся следующие:
- диспетчеризация;
- автоматизация;
- реконструкция тепловых пунктов с заменой ЦТП на ИТП.
1.3. Перечень мероприятий, дающих эффект
энергосбережения и повышения энергоэффективности при передаче и распределении электрической
энергии
(Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, ОАО
"МОЭСК", ОАО "ОЭК", промышленные и ведомственные
электрические сети)
Общий список энергосберегающих мероприятий при передаче и распределении электрической энергии должен включать в себя организационные и технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства. К числу основных технических можно отнести следующие мероприятия:
Организационные мероприятия
- организация достоверного и своевременного ежемесячного снятия показаний приборов коммерческого учета у потребителей - юридических лиц в установленные сроки, проверка их технического состояния;
- организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов учета и проверка их технического состояния на электростанциях, подстанциях ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МОЭСК", ОАО "МЭС";
- составление и анализ балансов электроэнергии до ПЭС, подстанциям, устранение небаланса;
- внедрение системы энергоучета с классом точности приборов учета не выше 1.0.
Технические мероприятия:
- оптимизация схемных режимов;
- перевод электрической сети (участков сети) на более высокий класс напряжения;
- компенсация реактивной мощности;
- регулирование напряжения в линиях электропередачи;
- снижение расхода электроэнергии на "собственные нужды" электроустановок;
- внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6-20 кВ; Мероприятия по оптимизации режимов электрических сетей и совершенствованию их эксплуатации:
- оптимизация мест размыкания линий 6-35 кВ с двусторонним питанием;
- оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности;
- оптимизация распределения нагрузки между подстанциями основной электрической сети 110 кВ и выше переключениями в ее схеме;
- оптимизация мест размыкания контуров электрических сетей с различными номинальными напряжениями;
- оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных электрических сетей;
- отключение трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя или более трансформаторами;
- отключение в режимах малых нагрузок линий электропередачи в замкнутых электрических сетях и на двухцепных линиях;
- отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой;
- выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ;
- ввод в работу неиспользуемых средств автоматического регулирования напряжения (АРН);
- выполнение ремонтных и эксплуатационных работ под напряжением;
- сокращение продолжительности технического обслуживания и ремонта основного оборудования сетей линий, трансформаторов, генераторов, синхронных компенсаторов;
- снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций.
Мероприятия по строительству, реконструкции и развитию электрических сетей, вводу в работу энергосберегающего оборудования
- установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях;
- батарей конденсаторов;
- шунтирующих реакторов;
- увеличение рабочей мощности установленных в электрических сетях компенсирующих устройств;
- замена проводов на перегруженных линиях;
- замена ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям;
- замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов на действующих подстанциях;
- замена недогруженных силовых трансформаторов;
- установка и ввод в работу устройств регулирования под напряжением (РПН) на трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ);
- регулировочных трансформаторов;
- установка и ввод в работу на трансформаторах с РПН устройств автоматического регулирования коэффициента трансформации;
- установка и ввод в работу устройств автоматического регулирования мощности батарей статических конденсаторов;
- установка и ввод в работу вольтодобавочных трансформаторов с поперечным регулированием;
- оптимизация загрузки электрических сетей за счет строительства линий и подстанций;
- перевод на более высокое номинальное напряжение линий и подстанций;
- разукрупнение распределительных линий 0,38-35 кВ.
Мероприятия по совершенствованию метрологического обеспечения измерений для расчетного и технического учета электроэнергии:
- инвентаризация измерительных комплексов учета электроэнергии, в том числе счетчиков, трансформаторов тока (ТТ), трансформаторов напряжения (ТН);
- составление и ввод в действие местных инструкций по учету электроэнергии.
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической энергии;
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической мощности;
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений потерь напряжения в линиях соединения счетчика с ТН;
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений вторичной нагрузки ТТ в условиях эксплуатации;
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений мощности нагрузки ТН в условиях эксплуатации;
- составление паспортов-протоколов измерительных комплексов учета электроэнергии;
- определение фактических рабочих условий применения средств измерений для каждого измерительного комплекса;
- проверка схем соединения измерительных ТТ, ТН и счетчиков;
- поверка счетчиков электроэнергии;
- калибровка счетчиков электроэнергии;
- ремонт счетчиков;
- поверка ТТ в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями вторичной нагрузки;
- поверка ТН в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями мощности нагрузки;
- устранение недогрузки или перегрузки ТТ;
- устранение недогрузки или перегрузки ТН;
- устранение недопустимых потерь напряжения в линиях соединения счетчиков с ТН;
- компенсация индуктивной нагрузки ТН;
- установка отдельных счетчиков для потребителей, получающих электроэнергию от трансформаторов собственных нужд;
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на собственные нужды подстанций;
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды подстанций;
- установка счетчиков потерь на линиях;
- установка счетчиков технического учета на границах электрических сетей;
- установка недостающих счетчиков, ТТ, ТН;
- проведение проверок и обеспечение своевременности и правильности снятия показаний счетчиков;
- организация оптимального маршрута при снятии показаний счетчиков;
- определение потребителей электроэнергии, искажающих качество электроэнергии;
- разработка и ввод в действие автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ);
- установка счетчиков прямого включения в сетях 0,38 кВ при токах нагрузки до 60-100 А.
Перечень мероприятий, дающих эффект энергосбережения и повышения энергоэффективности при капитальном ремонте жилого фонда в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 30 марта 2009 г. № 524-РП "Об утверждении видов работ, выполняемых при проведении комплексного капитального ремонта в рамках реализации Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 гг.":
- утепление фасадов, цоколей;
- замена оконных и балконных заполнений на энергоэффективные шумоизоляционные;
- остекление балконов и лоджий;
- ремонт балконов и лоджий с восстановлением гидроизоляции, ремонтом ограждений, экранов;
- герметизация мест пересечения инженерных коммуникаций с фундаментами здания;
- восстановление температурно-влажностного режима кровли, чердачных помещений;
- ремонт, герметизация воздуховодов, вентиляционных шахт систем вентиляции;
- замена или ремонт кровельного покрытия;
- замена или ремонт элементов внутреннего водостока;
- ремонт или замена входных дверей в подъезды (с установкой доводчиков, упоров);
- ремонт или замена дверей тамбуров, приквартирных тамбуров, лестничных клеток;
- ремонт или замена дверных заполнений выходов на кровлю и чердак на утепленные;
- ремонт или замена дверей в подвалы, техподполья на металлические, утепленные;
- замена, ремонт или выполнение освещения;
- ремонт, замена трубопроводов, стояков и подводок к отопительным приборам;
- установка отопительных приборов со встроенными или пристроенными автоматическими терморегуляторами;
- установка запорной арматуры;
- ремонт или замена тепловых завес, расширительных баков, воздухоотводчиков и т.д.;
- реконструкция системы панельного отопления;
- установка автоматизированного узла управления системы отопления;
- установка автоматических балансировочных клапанов на стояках, ветках и кольцах системы отопления;
- устройство общедомового узла учета потребления тепловой энергии при его отсутствии;
- наладка системы отопления, пуск и наладка автоматизированного узла управления системы отопления
- прочистка системы вентиляции;
- ремонт, замена трубопроводов, полотенцесушителей, относящихся к общедомовым инженерным системам;
- замена трубной разводки;
- установка запорной арматуры;
- оборудование мест под установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды;
- установка индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и создание внутридомовых технических средств;
- замена сантехприборов в квартирах, находящихся в собственности города Москвы;
- перевод на централизованное горячее водоснабжение (при наличии отдельных вводов системы горячего водоснабжения в доме)
- замена внутридомовых питающих магистралей, магистралей стояков и групповых сетей освещения общедомовых помещений;
- ремонт (замена) вводно-распределительных устройств, домовых, подъездных и этажных электрощитов;
- установка устройств защитного отключения для каждой квартиры, замена освещения общедомовых мест;
- установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением мест общего пользования, аварийного освещения лестничных площадок, входов в подъезды, указателя пожарного гидранта, уличных указателей и др.;
- замена светильников на энергосберегающие светильники в антивандальном исполнении с энергосберегающими лампами
- реконструкция внутридомовой системы газоснабжения;
- замена фасадного газопровода при выполнении работ по утеплению наружных стен;
- замена внутридомового газового оборудования в установленном порядке
- замена, капитальный ремонт, модернизация лифтов.
(Департамент транспорта и связи города Москвы, ГУП "Московский метрополитен", ОАО "Московская железная дорога", ГУП "Мосгортранс", ГУП "Мосавтотранс", частные транспортные компании)
Общий список энергосберегающих мероприятий транспортных и грузовых перевозок должен включать в себя организационные и технические мероприятия. К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- проведение энерготехнологических обследований и энергетическая паспортизация объектов предприятий городского транспорта города Москвы;
- установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0., приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5.;
- проведение предпроектных исследований и разработка типовых проектов по внедрению энергосберегающих мероприятий на объектах городского транспорта;
- установка устройств блокировки вентиляторов воздушно-тепловых завес с механизмом открывания ворот;
- замена устаревших электрических сетей, электрооборудования систем освещения, внедрение экономичных источников света;
- внедрение изоляторов новой конструкции;
- автоматизация уличного освещения, установка отключающих устройств (на основе фотореле, реле времени);
- установка автоматических компенсаторов реактивной мощности в электросетях и фильтрокомпенсирующих устройствах;
- замена и реконструкция устаревшего теплообордования, котлов, теплообменников, теплокоммуникаций, запорной арматуры;
- модернизация и внедрение оптимальных режимов работы систем отопления, вентиляции на основе использования автоматизированных тепловых пунктов (блочного исполнения) и термостатических регуляторов;
- внедрение автоматизированного учета тепловой энергии;
- реконструкция и капитальный ремонт автоматики на котельных установках (автоматики безопасности, автоматики регулирования);
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электрифицированного транспорта (поезда метрополитена, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи);
- реконструкция и монтаж системы оборотного водоснабжения, капитальный ремонт очистных сооружений, систем производственных и ливнесточных;
по ГУП "Московский метрополитен"
- внедрение АСКУЭ на объектах метрополитена;
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения электропоездов
- внедрение энергосберегающих источников света и пускорегулирующей аппаратуры;
- установка шкафов управления плавного пуска вентиляторов тоннельной вентиляции с режимом экономии электрической энергии;
- внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) на агрегатах тоннельной вентиляции с установкой шкафов с преобразователем частоты;
- реконструкция тепловых пунктов с оборудованием их узлами учета тепловой энергии и средствами автоматического регулирования параметров теплоносителя;
- наладка систем теплоснабжения;
- проведение энергетических обследований подразделений метрополитена.
по ОАО "Московская железная дорога"
- организация системы учета электроэнергии на вводах тяговых подстанций;
- установка АСКУЭ железнодорожных узлов;
- установка АСКУЭ ОАО "РЖД" оптового рынка;
- реализация автоматизированного расчетного комплекса линейного отдела энергосбыта;
- установка приборов учета потребляемых энергоресурсов для железнодорожных узлов;
- внедрение технологий и проектов по накоплению и использованию энергии торможения поездов;
- внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии (АСКУЭ РРЭ) в том числе:
- интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ Центра ОАО "РЖД" (ИАСУЭ РРЭ РЖД);
- интегрированная система управления энергопотреблением РРЭ Центра ОАО "РЖД" уровня железной дороги (ИАСУЭ РРЭ ЖДУ);
- информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электроэнергии ОАО "РЖД" (АИИСКУЭ РРЭ ОАО "РЖД");
- организация системы учета электроэнергии на вводах подстанций;
- энергетическая паспортизация филиалов ОАО "РЖД" железных дорог;
- организация дорожных топливно-энергетических центров;
- установка указателей положения на светоизлучающих диодах;
- использование на высокомачтовых осветительных установках экономичных светильников ВОУ-30;
- применение индукционных нагревательных приборов для отопления помещений.
(Департамент науки и промышленной политики города Москвы, подведомственные предприятия и организации, частные промышленные предприятия и организации науки)
Общий список энергосберегающих мероприятий в промышленном производстве должен включать в себя организационные и технические мероприятия.
К числу основных организационных можно отнести следующие мероприятия:
- предоставление мер государственной поддержки при реализации промышленными предприятиями энергосберегающих мероприятий;
- предоставление мер государственной поддержки при реализации малыми предприятиями энергосберегающих мероприятий;
- предоставление государственной поддержки развитию производства энергоэффективной продукции на территории города Москвы;
- предоставление государственной поддержки развитию производства энергоэффективной продукции малыми предприятиями на территории города Москвы;
- продолжение практики применения тарифа экономического развития для промышленных предприятий, реализующих программы энергосбережения;
- проведение энергетических обследований для выявления первоочередных мер сокращения потерь и составление энергетического паспорта здания.
К числу основных технических можно отнести следующие мероприятия:
- вывод из эксплуатации старого технологического оборудования ввод новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизация действующих мощностей с повышением индекса энергоэффективности в нефтеперерабатывающей промышленности;
- установка новых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных;
- установка систем компенсации реактивной мощности;
- оптимизация систем сжатого воздуха, ликвидация утечек, утилизация тепла и др.;
- повышение эффективности систем пароснабжения за счет налаживания учета пара, теплоизоляции паропроводов, арматуры, установки конденсатоотводчиков, использования вторичного тепла;
- наладка систем отопления и опломбирование элеваторов и регуляторов в положении в соответствии с наладочными картами;
- ввод на тепловых пунктах графика работы тепловых систем и вентиляции с отключением в нерабочее время, выходные и праздничные дни;
- установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами или индивидуальных тепловых пунктов;
- установка теплоотражателя между отопительным прибором и стеной;
- модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов;
- оборудование систем освещения мест общего пользования системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия);
- модернизация действующего лифтового оборудования, в том числе с установкой частотно-регулируемых приводов;
- внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии, замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с классом точности не выше 1.0., с подключением к информационной магистрали;
- установка современных приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5., с подключением к информационной магистрали;
Общие мероприятия на объектах промышленности:
- усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов);
- снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения щелей и неплотностей оконных и дверных проемов, установка доводчиков входных дверей;
- оптимизация работы вентиляционных систем, установка автоматического регулирования приточных камер системы вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы);
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и ГВС в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования;
- использование солнечных энергетических установок и гелиоприемников, тепловых насосов;
- проработка возможности перевода нагрузки крупных ведомственных котельных на ТЭЦ, либо создание на их базе источника с комбинированной выработкой.
(Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, Префектуры административных округов города Москвы)
К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- прекращение проектирования зданий и сооружений, энергоэффективность которых не соответствует требованиям энергетической эффективности, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- подготовка типовых решений по снижению теплопотерь зданий и сооружений с высокой долей остекления наружных ограждающих конструкций;
- корректировка действующих нормативно-правовых документов города Москвы в области строительства с целью приведения их в соответствие Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Префектуры административных округов, комплекс социальной сферы, органы исполнительной власти города Москвы, частный жилой и нежилой фонд города Москвы)
Общий список энергосберегающих мероприятий в сфере жилого фонда и административных зданий должен включать в себя организационные и технические мероприятия. К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- проведение энергетических обследований для выявления первоочередных мер сокращения потерь и составление энергетического паспорта здания;
- наладка систем отопления и опломбирование элеваторов и регуляторов в положение в соответствии с наладочными картами;
- установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами или индивидуальных тепловых пунктов;
- установка теплоотражателя между отопительным прибором и стеной;
- модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов;
- оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток, мест общего пользования системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия);
- модернизация действующего лифтового оборудования, в том числе с установкой частотно-регулируемых приводов;
- внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии, замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали (класс точности - не выше 1.0.);
- установка современных приборов учета тепловой энергии с подключением к информационной магистрали;
- усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов);
- снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения щелей и неплотностей оконных и дверных проемов, установка доводчиков входных дверей;
- оптимизация работы вентиляционных систем, установка автоматического регулирования приточных камер системы вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы);
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования;
- использование солнечных энергетических установок и гелиоприемников;
- установка автоматизированных систем учета электроэнергии на вводах в многоквартирные дома (класс точности - не выше 1.0.);
- установка систем компенсации реактивной мощности, для повышения эффективности использования энергоресурсов, внедрение и обеспечение работы приборов учета воды.
(Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, МГУП "Мосводоканал", ГУП ЭВАЖД, МГУП "Мослифт", ОАО "МосОТИС", ГУП "Гормост", иные подведомственные предприятия ДЖКХиБ)
Общий список энергосберегающих мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства должен включать в себя организационные и технические мероприятия. К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- проведение энергетических обследований для выявления первоочередных мер сокращения потерь и составление энергетического паспорта здания;
- обеспечение оценки потенциала энергосбережения в бюджетных учреждениях и использование при бюджетировании расходов на коммунальные услуги реальных показателей потребности;
- предоставление возможности заключения государственных (муниципальных) контрактов по повышению энергоэффективности на срок свыше бюджетного цикла;
- разработка и утверждение типовых форм государственных контрактов на повышение энергоэффективности и методического обеспечения их заключения;
- наладка систем отопления и опломбирование элеваторов и регуляторов в положении в соответствии с наладочными картами;
- ввод на тепловых пунктах графика работы тепловых систем и вентиляции с отключением в нерабочее время, выходные и праздничные дни;
- установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами или индивидуальных тепловых пунктов.
Общие мероприятия на объектах:
- модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов;
- оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия);
- модернизация действующего лифтового оборудования, в том числе с установкой частотно-регулируемых приводов;
- внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии, замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали с классом точности не выше 1.0.;
- установка современных приборов учета тепловой энергии с подключением к информационной магистрали с классом точности не выше 2.5.;
- усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов);
- снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения щелей и неплотностей оконных и дверных проемов, установка доводчиков входных дверей;
- оптимизация работы вентиляционных систем, установка автоматического регулирования приточных камер системы вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы);
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и ГВС в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования;
- использование солнечных энергетических установок и гелиоприемников.
По МГУП "Мосводоканал":
- снижение объемов подачи воды в город за счет проведения политики водосбережения и снижения количества утечек и замена запорной арматуры на водопроводной сети (реновация трубопровода);
- экономия электроэнергии за счет снижения объемов подачи воды;
- реконструкция водоразборной санитарно-технической арматуры в социальной сфере города;
- реконструкция водоразборной санитарно-технической арматуры в жилом секторе города и установка квартирных счетчиков воды;
- реконструкция водопроводных сетей с целью снижения утечек воды;
- замена насосных агрегатов с целью оптимизации режимов работы;
- модернизация тепловых пунктов и оптимизация работы систем теплоснабжения;
- эксплуатация тепловых насосов;
- модернизация запорно-регулирующей арматуры на станциях водоподготовки и распределительной сети города;
- установка энергосберегающих светильников и оптимизация работы сетей освещения;
- установка преобразователей частоты для сокращения утечек и снижения давления в городской распределительной сети эксплуатация ПЧ на насосных станциях водопровода и канализации;
- выработка электроэнергии на собственных ГЭС;
- выработка электроэнергии на Мини-ТЭС Курьяновских очистных сооружений;
- выработка теплоэнергии на Мини-ТЭС Курьяновских очистных сооружений;
- экономия природного газа за счет использования биогаза на Мини-ТЭС Курьяновских очистных сооружений;
- экономия горюче-смазочных материалов за счет оптимизации режимов работы и численности автотранспорта и механизмов;
- перевод системы электроснабжения с 6 на 10 кВ с целью снижения потерь электроэнергии;
По ГУП ЭВАЖД:
- проведение мероприятий по теплоизоляции ограждающих и несущих конструкций зданий;
- модернизация системы теплоснабжения многоквартирных домов;
- проведение комплекса работ по компенсации реактивной мощности электроэнергии;
- установка систем автоматического регулирования тепла, модернизация ЦТП, ТП и внутридомовых инженерных сетей;
- установка общедомовых и квартирных приборов учета, а так же систем коммерческого учета электрической, тепловой энергии и воды;
- установка систем компенсации реактивной мощности электрической энергии;
- установка светодиодных указателей и осветительных систем, использующих солнечный свет.
По МГУП "Мослифт" и ОАО "МосОТИС":
- применение на лифтах частотного управления двигателем лебедки главного привода. Внедрение частотно-регулируемых электроприводов при модернизации лифтов.
По ГУП "Гормост":
- применение электроприводов с частотными регуляторами (преобразователями частоты) - для вентиляторов и насосов;
- замена светильников с лампами накаливания на светильники с люминесцентными и газоразрядными лампами, светодиодные источники света;
- капитальный ремонт систем автоматического управления системой обогрева сходов подземных пешеходных переходов с контролем температуры поверхности воздуха и наличия осадков;
- установка автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления учета и потребления электроэнергии (АСКУЭ);
- восстановление узлов учета и потребления эл. энергии;
- установка и наладка автоматики регулирования температуры и расхода теплофикационной воды в ИТП;
- установка приборов учета тепловой энергии;
- установка пластинчатых теплообменников отопления и ГВС вместо трубчатых;
- восстановительный ремонт тепловых сетей, систем отопления, устранения утечек.
(Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Префектуры административных округов города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, подведомственные организации)
Общий список энергосберегающих мероприятий в сфере жилого фонда и административных зданий должен включать в себя организационные и технические мероприятия. К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- замена световых приборов и ламп накаливания в архитектурно-художественной подсветке на энергосберегающие источники (светодиодные осветительные установки);
- замена светильников в подземных и надземных переходах на светодиодные;
- установки приборов управления наружным освещением с возможностью его сокращения в ночное время;
- установки автоматических регуляторов освещенности в тоннелях в зависимости от уровня естественного освещения;
- внедрения системы регулирования и управления наружным освещением;
- внедрения автоматизированных регулируемых осветительных установок общественных зданий (в школах и детских садах);
- установка энергоэффективных источников света и датчиков освещения в системе наружной рекламы и уличной нумерации.
(Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Префектуры административных округов города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, отраслевые органы исполнительной власти)
К числу основных можно отнести следующие мероприятия:
- разработка, издание и распространение агитационной полиграфической продукции и брошюр, а так же учебно-методических пособий по энергосбережению для различных групп потребителей, в том числе населения;
- пропаганда и обучение населения передовым энергосберегающим технологиям;
- пропаганда основ энергосбережения в образовательных учреждениях;
- проведение обучающих курсов (семинаров) для руководителей и работников эксплуатационных служб организаций бюджетной сферы, комплекса городского хозяйства, промышленных предприятий и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами;
- разработка условий и проведение городских конкурсов: на лучший проект по энергосбережению среди студентов и молодежи; на лучшую управляющую компанию и ТСЖ; городского фотоконкурса "Энергетический дозор"; на лучшую публикацию в СМИ; на лучшую энергосервисную компанию и т.д.;
- реализация информационно-рекламной компании (промо-активность с целевой аудиторией) в поддержку энергосбережения в городе Москве;
- проведение социологических опросов и мониторингов;
- разработка и размещение социально значимой наружной рекламы;
- распространение информации (через телевидение и радио) о современных энергосберегающих технологиях и ходе реализации программ и мероприятий по энергосбережению;
- размещение наглядных информационных материалов в местах общего пользования в административных и жилых зданиях.
1. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
2. Департамент городского строительства города Москвы.
3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
4. Департамент здравоохранения города Москвы.
5. Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы.
6. Департамент культуры города Москвы.
7. Департамент науки и промышленной политики города Москвы.
8. Департамент образования города Москвы.
9. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
10. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.
11. Департамент социальной защиты населения города Москвы.
12. Департамент транспорта и связи города Москвы.
13. Департамент физической культуры и спорта города Москвы.
14. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.
15. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.
16. Префектура Центрального административного округа города Москвы.
17. Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы.
18. Префектура Северного административного округа города Москвы.
19. Префектура Северо-восточного административного округа города Москвы.
20. Префектура Восточного административного округа города Москвы.
21. Префектура Юго-восточного административного округа города Москвы.
22. Префектура Южного административного округа города Москвы.
23. Префектура Юго-западного административного округа города Москвы.
24. Префектура Западного административного округа города Москвы.
25. Префектура Северо-западного административного округа города Москвы.