Приказ Федеральной службы по труду и занятости РФ В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в целях предупреждения нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований, приказываю: 1. Утвердить прилагаемые: Программу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2018 - 2020 годы (далее - Программа), в соответствии с приложением № 1 к настоящему приказу; План-график профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2018 год (далее - План-график) в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу. 2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Роструда обеспечить исполнение Программы и Плана-графика. 3. Управлению проектной деятельности в сфере трудовых отношений (О.В. Украинский) в срок до 1 февраля 2019 года подготовить доклад об итогах профилактической работы за год, который должен включать в себя результаты мониторинга и оценки уровня развития Программы и эффективности и результативности профилактических мероприятий. 4. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Роструда осуществлять методическую и практическую помощь территориальным органам Роструда по вопросам реализации мероприятий, указанных в Плане-графике. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.
Приложение № 1к приказу Федеральной службы
Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2018 - 2020 годы Государственный надзор в сфере труда является одной из жизненно необходимых социальных функций государства. Он направлен на защиту прав граждан и, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья работников и своевременную выплату заработной платы. Одной из важнейших задач Федеральной службы по труду и занятости является содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работодателей, применение "культуры профилактики" на предприятиях. Настоящая Программа профилактических мероприятий направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Программа), и разработана в целях осуществления комплекса профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований. I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Роструда, характеристика проблем, на решение которых направлена программаВ рамках организованной Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) профилактической работы в 2017 году проведено более 9000 консультаций и мероприятий для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, "горячих линий". Также за указанный период территориальными органами Роструда было выдано свыше 1200 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства. Кроме того, с утвержденным Рострудом планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства в 82 государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в установленные сроки были проведены все запланированные публичные мероприятия, в которых приняли участие более 46000 человек. В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства с презентацией докладов по правоприменительной практике заслушаны выступления подконтрольных лиц и представителей общественных объединений предпринимателей, а также даны ответы на 1279 вопросов, полученных из зала и в электронном виде. По итогам мероприятий участники заполнили 4134 анкеты, позволяющие оценить эффективность и полезность состоявшихся мероприятий, а также оставить предложения по дальнейшему совершенствованию практики проведения публичных обсуждений. По результатам проведенного анкетирования участниками публичных слушаний были высказаны 288 предложений по совершенствованию следующих институтов трудового права: проведение медицинских осмотров (психиатрических обследований), организация обучения и инструктажей в области охраны труда и оформление трудовых отношений. Также в рамках мероприятий по реализации одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050, Рострудом разработаны 107 проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут в обязательном порядке применяться с 2018 года при проведении плановых проверок работодателей. Кроме того, Рострудом внедрена система электронных сервисов для работников и работодателей "Онлайнинспекция.рф". Система позволяет бизнесу предупреждать риски за счет прохождения самопроверок с помощью сервиса "Электронный инспектор". Предприниматель заполняет проверочные листы, после чего система выдает заключение, а также инструкции по устранению нарушений при их наличии. С помощью портала российские работодатели прошли около 300 тыс. самопроверок и предупредили возможные штрафы на сумму, превышающую 6,0 млрд, рублей. Таким образом, количество проводимых ежегодно "Электронным инспектором" самопроверок уже приблизилось к количеству проверок, осуществляемых государственными инспекторами труда. Другой значимый в свете реформы надзора сервис "Онлайнинспекция" - "Дежурный инспектор", который позволяет получить консультацию о применении трудового законодательства всего за 3 рабочих дня. Также для бизнеса на портале доступен перечень требований трудового законодательства и уже реализована возможность досудебного обжалования действий и решений инспекторов труда. В ближайшее время Роструд также планирует запустить сервис "Банк типовых документов", где будут представлены все формы, образцы и примеры документов, которые наиболее часто формируются в ходе трудовых отношений. За время работы портала число просмотров его страниц превысило 25,0 млн. Зафиксировано 3,5 млн. уникальных пользователей "Онлайнинспекции.рф". Работодателям через портал предоставлено свыше 69 тыс. консультаций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере труда. Проведенный анализ обращений работодателей выявил наиболее популярные темы для консультаций: - увольнение - 17 %; - заработная плата - 14 %; - гарантии и условия труда отдельных категорий работников - 13 %; - время отдыха - 9 %. II. Основные цели, задачи и этапы проведения профилактической работы в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового праваСрок реализации Программы - 2018 - 2020 гг. Профилактика нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (профилактическая работа, профилактическая деятельность) - это системно организованная деятельность Роструда по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей: - предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и причинению вреда охраняемым законом ценностям; - формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи: - выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация; - создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и необходимых мерах по их исполнению; - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты. Первый этап реализации Программы (2018 г.): - определение должностного лица, координирующего профилактическую деятельность; - внесение изменений в положения о структурных подразделениях, должностные регламенты должностных лиц Роструда, ответственных за проведение профилактической работы; - корректировка практики осуществления предусмотренных законом мер профилактики (доработка чек-листов, перечня обязательных требований) Роструда; - доработка официального сайта Роструда в соответствии со Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, в том числе создание специального раздела, посвященного профилактике нарушений обязательных требований (постоянное обновление информации в разделе); - разработка плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2019 год, включая этап обсуждения на Общественном совете при Роструде. Второй этап реализации Программы (2018 - 2019 гг.): - создание каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами для получения первичной информации по вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля; - кадровое и техническое обеспечение аналитической работы в Роструде; - обеспечение единства правоприменительной практики среди территориальных органов и должностных лиц Роструда; - межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, осуществляющими смежные виды контроля (надзора), по вопросам профилактики нарушений обязательных требований; - внедрение информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики; - использование всех инструментов профилактики, предусмотренных Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Третий этап реализации Программы (2019 - 2020 гг.): - проведение оценки влияния профилактических мероприятий на результативность и эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности; - осуществление механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности; - интеграция системы профилактики нарушений обязательных требований в ведомственную систему управления рисками, оценки результативности и эффективности; - межведомственное взаимодействие со всеми контрольно-надзорными органами по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, в том числе с применением современных информационных технологий; - постоянный анализ зарубежного опыта профилактики нарушений обязательных требований и его использование в практике Роструда. Целевыми показателями качества и результативности Программы выступают: 1) Показатель снижения количества нарушений законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленными при проведении проверок. Базовый период 2016 год (100 %) - 475857 нарушений. В 2017 году показатель должен равняться не более чем 98 % от базового периода (466340 нарушений). В 2018 году показатель должен равняться не более чем 96 % от базового периода (456823 нарушений). В 2019 году показатель должен равняться не более чем 95 % от базового периода (452064 нарушений). В 2020 году показатель должен равняться не более чем 94 % от базового периода (447306 нарушений). Показатель рассчитывается как отношение количества нарушений законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленными при проведении проверок, к количеству нарушений за год. 2) Показатель качества от проведенных профилактических мероприятий, %. В 2017 году показатель должен равняться 1,9 %. В 2018 году показатель должен равняться 2,1 %. В 2019 году показатель должен равняться 2,2 %. В 2020 году показатель должен равняться 2,3 %. Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных мероприятий по профилактике нарушений к количеству выявленных нарушений в ходе проверок. 3) Количество проведенных профилактических мероприятий Рострудом и территориальными органами Роструда, ед. В 2017 году показатель должен быть не меньше 9000 мероприятий. В 2018 году показатель должен быть не меньше 9500 мероприятий. В 2019 году показатель должен быть не меньше 10000 мероприятий. В 2020 году показатель должен быть не меньше 10500 мероприятий. Показатель рассчитывается как количество проведенных профилактических мероприятий Рострудом и территориальными органами Роструда. III. Перечень программных мероприятий, связанных с созданием инфраструктуры и проведением профилактической работы, и график их реализацииОдними из условий предотвращения и сокращения числа нарушений трудового законодательства, повышения эффективности организации труда являются: - формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий; - подготовка методических материалов для работодателей по самообследованию на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства; - создание и тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника "Библиотека трудовых ситуаций" для работников; - обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению (снижению) нарушений трудового законодательства, которые содержат конкретный перечень мероприятий, подлежащих реализации, а также информацию о ресурсах, сроках, ответственных должностных лицах и ожидаемом результате проведенного мероприятия. Организация и проведение профилактических мероприятий Роструда, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем Федеральной службы по труду и занятости. IV. Ресурсное обеспечение ПрограммыРеализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Роструда. V. Порядок управления ПрограммойЦели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации. Организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы в Роструде возложены на руководителя Роструда В.Л. Вуколова. Ответственным за координацию и контроль деятельности участников настоящей Программы является заместитель руководителя Роструда - И.И. Шкловец. Участниками реализации Программы являются структурные подразделения Роструда: - Управление проектной деятельности в сфере труда; - Управление проектов информатизации в сфере труда и занятости; - Управление государственного надзора в сфере труда; - Управление делами; - Юридическое Управление; - Территориальные органы Роструда. Организационно-методическую поддержку участникам реализации настоящей Программы осуществляет Управление проектной деятельности в сфере труда. Роструд ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад об итогах профилактической работы за год, который является составной частью итогового отчета о деятельности Роструда, подготавливаемого и представляемого на заседании итоговой коллегии. Для достижения целей и результатов профилактической работы, в том числе в целях реализации и своевременного корректирования Программы, в Роструде вводится система мониторинга и оценки уровня мероприятий на основе целевых показателей качества и результативности Программы. Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе. Ежеквартально осуществляются сбор и накопление информации о ходе реализации программы мероприятий, анализ ситуации с соблюдением обязательных требований и возникающих у подконтрольных субъектов в связи с этим проблем, выработка актуальных предложений о необходимости управленческих мер по обеспечению выполнения Программы. Обобщенный анализ и оценка развития профилактической работы и влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законам ценностям за отчетный период проводятся ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным. Для оценки влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законам ценностям Федеральная служба по труду и занятости проводит собственное социологическое исследование (среди представителей подконтрольных субъектов). Результаты профилактической работы включаются в итоговый отчет о деятельности Роструда и в виде отдельного информационного сообщения размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Для успешной реализации настоящей Программы необходимо развивать механизмы общественного участия. Роструду необходимо осуществлять взаимодействие с общественными объединениями работников, работодателей, иными заинтересованными экспертными, научными и общественными организациями. К основным задачам такого взаимодействия отнесены вопросы оперативного обмена аналитической информацией, предоставления справочных и статистических материалов, рассмотрения проектов нормативных правовых актов и подготовки заключений на них, проектов методических рекомендаций, изучения накопленного опыта по предупреждению нарушений трудового законодательства. VI. Оценка эффективности ПрограммыПрограмма призвана обеспечить к 2020 году создание условий для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышения эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства. Непосредственными результатами реализации настоящей Программы к 2020 году должны стать: - увеличение до 90 процентов доли лиц, положительно оценивающих качество работы федеральной инспекции труда (в том числе по предупреждению и профилактике нарушений трудового законодательства), в общем количестве лиц, оценивающих качество работы федеральной инспекции труда; - увеличение до 70 процентов доли обращений в федеральную инспекцию труда с использованием системы электронных сервисов в общем количестве обращений. Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов: - повышению эффективности обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанном на взаимном сотрудничестве работников, работодателей (их организаций) и федеральной инспекции труда; - повышению эффективности федерального надзора в сфере труда за счет внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.
Приложение № 2к приказу Федеральной службы
План-график профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2018 год
|