Приказ Федеральной службы по надзору В целях обеспечения эффективности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Методические рекомендации). 2. Должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, использовать Методические рекомендации в работе при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 3. Ввести настоящий приказ в действие с 26.10.2015. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Долматова О.В.
Приложение Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации I. Общие положения1. Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности выполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами функций главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2. Методические рекомендации предназначены для работы территориальных органов Росприроднадзора. 3. Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ("Российская газета", № 153-154, 12.08.1998); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ("Российская газета", № 256, 31.12.2001); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ("Российская газета", № 238-239, 08.12.1994); Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ ("Парламентская газета", № 151-152, 10.08.2000); Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" ("Российская газета", № 44, 01.03.1995); Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ("Российская газета", № 232, 30.11.1995); Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ("Российская газета", № 121, 30.06.1998); Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" ("Российская газета", № 90, 12.05.1999); Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ("Российская газета", № 91, 13.05.1999); Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ("Российская газета", № 6, 12.01.2002); Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ("Российская газета", № 164, 31.07.2007); Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Российская газета", № 266, 30.12.2008); Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ("Российская газета", № 278с, 10.12.2011); Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Российская газета", № 166, 25.07.2014); Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" ("Российская газета", № 278, 05.12.2014 (опубликован без приложений)); постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" ("Российская газета", № 205, 16.09.1992); постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" ("Российская газета", № 120, 21.06.2003); постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370" ("Российская газета", № 170, 11.08.2004); постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" ("Российская Бизнес-газета", № 44, 20.11.2012); постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе, через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" ("Собрание законодательства РФ", 01.12.2014, № 48, ст. 6859); приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 2007 г. № 9725; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 31, 30.07.2007); приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте России 17.07.2006 № 8077; "Российская газета", № 164, 28.07.2006); приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2011 № 19593; "Российская газета", № 26, 09.02.2011); приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 № 19669, "Российская газета"; № 39, 24.02.2011); приказ Минприроды России от 05.08.2013 № 274 "Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2013 № 30622; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 3, 20.01.2014); приказ Минфина России от 18.12.2013 № 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2014 № 31262; "Российская газета", № 48, 28.02.2014 (опубликован без приложений к Порядку № 1-27). II. Администрирование доходов федерального бюджета4. Росприроднадзор, территориальные органы Росприроднадзора выполняют следующие функции: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет, в том числе штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, в том числе штрафов, и представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата; принятие решения о зачете (уточнении) платежей в федеральный бюджет и представление соответствующего уведомления в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства; заполнение (составление) и отражение в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам федерального бюджета; уточнение невыясненных поступлений и сверка отчетных данных бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета с отчетными данными Межрегионального операционного управления Федерального казначейства. В случае выявления расхождений между отчетными данными Межрегионального операционного управления Федерального казначейства и администратора поступлений в федеральный бюджет устанавливаются причины указанных расхождений и принимаются меры по их устранению; принудительное взыскание с плательщика платежей в федеральный бюджет, в том числе штрафов через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с доведением необходимой для заполнения платежного документа информации до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; доведение до плательщиков сведений о реквизитах счетов и информации, необходимой для заполнения расчетных документов при перечислении средств в доход федерального бюджета. III. Порядок отражения первичных документов по администрируемым доходам федерального бюджета в бюджетном учете5. Все поступления, являющиеся источниками формирования доходов федерального бюджета, зачисляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования территориальными органами Росприроднадзора на счета территориальных органов Федерального казначейства для их распределения между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Законом о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Для учета доходов и их распределения территориальным органом Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации открыты счета на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации". 6. Начисление доходов бюджетов осуществляется на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, и отражается бухгалтерской проводкой по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам", 130305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта". 7. При зачислении платежей на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", открытый территориальным органам Федерального казначейства для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - счет 40101), после получения от территориальных органов Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета с приложением информации из расчетных документов (либо расчетные документы на бумажном носителе) оформляются бухгалтерские проводки по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121002100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам", 130305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". 8. На основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты по поступлениям, перечисленным в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на суммы доходов, перечисленных после распределения в бюджеты, отличные от уровня бюджета, установившего ставку налога (отличного от элемента бюджета "01"), оформляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121002100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам". 9. Учет поступлений, зачисленных от плательщиков в последний день отчетного периода и на отчетную дату оставшихся на счете 40101 для их распределения и последующего перечисления на счета соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в следующем отчетном периоде, отражается в учете следующими бухгалтерскими записями: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121004000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121002000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам". 10. Суммы распределенных доходов, зачисленных на счет 40101 в предыдущем отчетном периоде, поступившие в доход федерального бюджета, отражаются следующими бухгалтерскими записями: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121004000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет". IV. Порядок отражения в бюджетном учете начисления, фактического поступления и распределения поступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду и сборов, вносимых заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе11. При отражении в бюджетном учете начисления, фактического поступления и распределения поступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в редакции от 29.08.2014) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В связи с этим начисление администраторами поступлений указанной платы отражается в бюджетном учете в полной сумме, причитающейся к уплате плательщиком: Дебет счета 120521560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" Кредит счета 140101120 "Доходы от собственности". По факту зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду администратор поступлений отражает в бюджетном учете бухгалтерскую запись: Дебет счета 121002120 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходов от собственности" Кредит счета 120521660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности". 12. В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит распределению в соответствующие бюджеты. 13. При осуществлении распределения поступивших доходов территориальный орган Федерального казначейства представляет администраторам поступлений Справку о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531467). 14. На сумму доходов, перечисленных в результате распределения в соответствующие бюджеты, администратор доходов в федеральный бюджет отражает в бюджетном учете бухгалтерские записи: Дебет счета 140110120 "Доходы от собственности" Кредит счета 121002120 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходов от собственности". 15. На сумму переданных лимитов бюджетных обязательств на реализацию полномочий по проведению экологической экспертизы принимающая сторона отражает в бюджетном учете бухгалтерские записи: Дебет счета 150105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" Кредит счета 150303000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам". Дебет счета 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам" Кредит счета 130405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом". Дебет счета 140110000 "Доходы текущего финансового года" Кредит счета 130200000 "Расчеты по принятым обязательствам". 16. Администраторы поступлений бюджетную отчетность в части распределенных сумм доходов, содержащих элемент бюджета "01", в соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не представляют. При этом суммы задолженности плательщиков по начисленным доходам, распределяемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отражаются в балансе исполнения федерального бюджета. V. Порядок рассмотрения заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин17. При поступлении от плательщика заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин (далее - заявление плательщика) с указанием причин возврата оно подлежит направлению в Управление экономики и финансов Росприроднадзора, в бухгалтерию территориального органа Росприроднадзора. 18. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. 19. В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика заявление рассматривается уполномоченным исполнителем структурного подразделения Управления экономики и финансов Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора, производится подготовка и сверка поступившей информации с данными аналитического учета и данными платежных документов, поступивших из Межрегионального операционного управления федерального казначейства, Управления федерального казначейства, территориального Управления федерального казначейства, и принимается решение о возврате (об отказе в возврате). 20. В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика в случае принятия решения о возврате уполномоченный исполнитель структурного подразделения Управления экономики и финансов Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора формирует Заявку на возврат и направляет ее в соответствующее Управление федерального казначейства, а также направляет плательщику письменный ответ о решении. 21. Если организация (физическое лицо) уплатила государственную пошлину и представила в уполномоченный орган (должностному лицу) документы для выдачи разрешения (лицензии), на основании которых вынесен мотивированный отказ в выдаче разрешения (лицензии) (в письменной форме), то в этом случае государственная пошлина возврату не подлежит. 22. Ответственность за процедуру рассмотрения заявлений плательщиков несет уполномоченный исполнитель структурного подразделения Управления экономики и финансов Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора. 23. В случае получения от территориального Управления федерального казначейства документов об отказе в исполнении заявок на возврат уполномоченный исполнитель структурного подразделения Управления экономики и финансов Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора в течение 10 дней обязан письменно уведомить плательщика о невозможности возврата денежных средств с указанием причины. 24. В случае повторного обращения плательщика уполномоченный исполнитель структурного подразделения Управления экономики и финансов Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора в течение 30-ти дней обязан направить плательщику письменный ответ и документ, подтверждающий возврат денежных средств. 25. Ответственность за подготовку решения о возврате или отказе в возврате поступлений в бюджет несет главный бухгалтер Росприроднадзора, главный бухгалтер территориального органа Росприроднадзора. 26. Решение о возврате платежей в Управлении экономики и финансов Росприроднадзора (в территориальном органе Росприроднадзора) согласовывается должностным лицом, имеющим право подписи, и ответственным исполнителем, в функции которого входят вопросы администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации доходов. VI. Порядок действий при уточнении невыясненных поступлений27. Сведения о реквизитах счетов и информацию, необходимую для заполнения расчетных документов, до плательщиков доводит администратор доходов федерального бюджета. 28. Основными причинами отнесения на коды невыясненных поступлений платежей, поступивших на единые счета бюджетов, могут являться: отсутствие или указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета (администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа), в том числе указание ИНН, КПП и наименования получателя бюджетных средств, не являющегося участником бюджетного процесса муниципального образования, счет для кассового обслуживания исполнения бюджета которого указан в соответствующем поле расчетного документа; отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств (лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета, лицевого счета бюджета); указание ИНН и/или КПП, не принадлежащих получателю бюджетных средств, или не заполнение ИНН и/или КПП получателя; отсутствие кода бюджетной классификации расходов или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации расходов; ошибочное указание счета получателя в платежных поручениях (указание счета бюджета вместо счета 40101) по платежам, являющимся налоговыми и/или подлежащими полностью или частично зачислению в другие бюджеты. 29. Уточнение невыясненных платежей ведется Росприроднадзором, его территориальными органами в рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с территориальным органом Федерального казначейства, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации, определяющем взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджеты. 30. При получении от органов Федерального казначейства запроса на выяснение вида и принадлежности платежа Управление экономики и финансов Росприроднадзора, территориальные органы Росприроднадзора в течение 3 дней представляют в территориальные органы Федерального казначейства, Межрегиональное Операционное управление, Управление Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа. VII. Порядок действий при принудительном взыскании задолженности по поступлениям в федеральный бюджет с плательщиков31. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа, по истечении 40 дней, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 32. Должностное лицо Росприроднадзора, его территориального органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении за неуплату административного штрафа. 33. В случае невозможности взыскания задолженности по штрафам признание ее нереальной (безнадежной) к взысканию она относится на счет 04.1 "Списанная дебиторская задолженность безнадежных дебиторов". 34. При возобновлении процедуры взыскания задолженности, признанной нереальной (безнадежной) к взысканию, или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов, осуществляется восстановление данной задолженности с отражением операций на балансовом счете 205 00 "Расчеты по доходам" (в части штрафных санкций) на дату возобновления взыскания задолженности или на дату зачисления на лицевые счета Росприроднадзора, его территориальных органов в органах Федерального казначейства. VIII. Порядок и сроки сверки данных бюджетного отчета по поступлениям администрируемых доходов федерального бюджета35. Сверка данных бюджетного учета по поступлениям администрируемых доходов федерального бюджета Росприроднадзора, его территориальных органов с данными соответствующего территориального органа Федерального казначейства о поступлениях, проводится Росприроднадзором, его территориальными органами в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, ежемесячно на первое число месяца, следующего за отчетным, а также в сроки, необходимые для исполнения соответствующих бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета. 36. В случае выявления расхождений между отчетными данными территориального органа Федерального казначейства и данными Росприроднадзора, его территориальных органов устанавливаются причины указанного расхождения и принимаются меры по их устранению в течение текущего отчетного периода. IX. Порядок списания задолженности по платежам37. Списанию подлежит задолженность по платежам, применительно к которой Росприроднадзором его территориальными органами приняты все исчерпывающие меры по принудительному взысканию данной задолженности, или нереальная к взысканию и просроченная. 38. Основанием для списания задолженности по платежам, срок взыскания по которой истек, является признание налоговым, судебным, таможенным, следственным органом данной задолженности нереальной к взысканию. 39. Признание задолженности по штрафам безнадежной к взысканию и ее списание осуществляется в следующих случаях: ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах; признания банкротом индивидуального предпринимателя в части недоимки, задолженности по штрафам не погашенным по причине недостаточности имущества должника; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам; наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы. 40. В случае принятия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих дополнительные основания признания нереальными к взысканию недоимки, соответственно, по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, списание указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам производится на основании документов, установленных вышеуказанными законами или нормативными правовыми актами. 41. При выявлении дебиторской задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежащей списанию, Росприроднадзору, его территориальным органам надлежит организовать работу по списанию указанной задолженности. X. Методика прогнозирования доходов федерального бюджета42. Прогноз поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, составляет Управление экономики и финансов Росприроднадзора и представляет в виде заполненных унифицированных форм и пояснительной записки к ним в Министерство финансов Российской Федерации и органы Федерального казначейства в установленные сроки. Территориальным органам Росприроднадзора обеспечить представление в Управление экономики и финансов следующих отчетных данных: справки о перечислении поступлений в бюджеты (по приложению 20 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н (форма по КФД 0531468) в электронном виде ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным; информацию об объемах поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 1, 2 ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информация указывается нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за отчетным кварталом; информация о сумме начисленных и уплаченных денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, согласно приложению № 3 ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информация указывается нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за отчетным кварталом; оценка поступлений доходов федерального бюджета на текущий год, а также прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на последующие три года согласно приложению № 4 в срок до 1-го апреля и до 1 августа текущего года; прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на текущий год с поквартальным и помесячным распределением согласно приложению № 5 ежегодно в срок до 1 июля текущего года; прогноз поступления доходов в федеральный бюджет на последующие три года согласно приложению № 6 в срок до 5-го декабря текущего года; сведения об исполнении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год, согласно приложению № 8 в срок до 15 января года, следующего за отчетным; факторы, оказавшие влияние на изменение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год, согласно приложению № 9 в срок до 15 января года, следующего за отчетным; отчет по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации представляют в соответствующий департамент Росприроднадзора по соответствующему федеральному округу, ежеквартально не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным согласно приложениям 10, 11, 12; пояснительную записку по каждой сумме отклонений и сумме прогнозируемых поступлений в 2014 году до 15 января года, следующего за отчетным; сводный отчет по плате за негативное воздействие на окружающую среду Департаменты Росприроднадзора представляют в разрезе соответствующих территориальных органов (на бумажном носителе (по итогам года) и в электронном виде (с приложением электронной версии отчетов управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации)), в одном экземпляре ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным согласно приложениям 10, 11, 12. 43. Прогнозирование доходов осуществляется с учетом следующих факторов: изменений макроэкономики; изменений законодательства; прочих изменений. 44. Расчет планируемых доходов производится по закрепленным за Росприроднадзором доходным источникам в разрезе государственных пошлин, видов платы за негативное воздействие на окружающую среду, денежных взысканий (штрафов) и прочих доходов федерального бюджета (в том числе от оказания платных услуг, от компенсации затрат федерального бюджета и других источников доходов). 45. Прогноз доходов на очередной финансовый год и плановый период формируется Управлением экономики и финансов Росприроднадзора на основе плана поступлений, составляемого территориальными органами и центральным аппаратом Росприроднадзора. 46. Руководители территориальных органов Росприроднадзора и ответственный исполнитель центрального аппарата Росприроднадзора представляют в Управление экономики и финансов отчетные данные. 47. Расчет прогноза доходов на текущий период производится исходя из фактического объема поступлений на последнюю отчетную дату текущего финансового года посредством корректировки утвержденного прогноза поступления доходов на текущий финансовый год по каждому доходному источнику. 48. При расчете учитывается среднее арифметическое значение приведенных в соответствие с условиями текущего финансового года аналогичных поступлений в годовых суммах поступлений за два года, предшествующие текущему финансовому году. 49. Базисным периодом для прогнозирования доходов являются три года, предшествующие планируемому году (два года, предшествующие текущему финансовому году, и текущий финансовый год). 50. Расчет осуществляется по следующей формуле: ОПДi = ФПДi / Diср × 100, где i - вид доходного источника; ОПДi - ожидаемые поступления по i-му доходному источнику за текущий финансовый год; ФПДi - фактическое поступление по i-му доходному источнику на последнюю отчетную дату текущего финансового года; Diср - средняя доля поступлений i-гo доходного источника аналогичного периода в годовых суммах двух лет базисного периода, предшествующего текущему финансовому году. 51. Расчет прогноза доходов на плановый период производится посредством корректировки прогноза поступления доходов на текущий финансовый год по каждому доходному источнику. XI. Порядок проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня52. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717) и п. 2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717" по поручению Росприроднадзора территориальные органы Росприроднадзора организовывают и проводят государственную экологическую экспертизу федерального уровня в следующем порядке: 1. При получении заявки от заказчика на проведение государственной экологической экспертизы соответствующее подразделение территориального органа осуществляет расчет стоимости проведения государственной экологической экспертизы (приказ Минприроды России от 23.09.2013 № 404 "Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы" и приказ Минприроды России от 12.05.2014 № 205 "Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы") и составление сметы, при условии наличия комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве, с последующим представлением в Управление экономики и финансов Росприроднадзора, на основании которых, будут доведены лимиты бюджетных обязательств на оплату проведения государственной экологической экспертизы. 2. На основании произведенного расчета стоимости территориальный орган выписывает заказчику счет на оплату проведения государственной экологической экспертизы. 3. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственной экологической экспертизы (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ); 4. Начало и срок проведения государственной экологической экспертизы устанавливаются в соответствии с пп. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ; 5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, с руководителем и членами которой заключаются договоры возмездного оказания услуг, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. 6. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. 7. После оформления заключения государственной экологической экспертизы оформляется акт выполненных работ с экспертами и руководителем экспертной комиссии. 8. На основании акта выполненных работ территориальным органом Росприроднадзора производится оплата экспертам по договорам возмездного оказания услуг с руководителем и членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. 9. Территориальные органы Росприроднадзора осуществляют подготовку и представление отчета по сборам, вносимым заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, организация и проведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, рассчитанные в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы в электронном виде, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года на бумажном носителе и в электронном виде до 15 января года, следующего за отчетным, в отдел финансирования Управления экономики и финансов, согласно приложению 7. XII. Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую средуОбщие положения 53. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. 54. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) относится к неналоговым доходам и подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 55. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление № 632) к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, относятся: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов производства и потребления; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.), 56. Плата за НВОС взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее - хозяйствующие субъекты). 57. Внесение платы за НВОС не освобождает хозяйствующих субъектов от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного окружающей среде. 58. Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями. 59. Особенности исчисления и взимания платы НВОС в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", а также приказом Минприроды России от 05.08.2013 № 274 "Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа". 60. Особенности исчисления и взимания платы за НВОС в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Плательщики 61. Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации. 62. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. 63. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. 64. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду, если иное не установлено договором между арендатором и арендодателем. 65. Обязанность по внесению платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. 66. Плательщики производят исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного источника (объекта) негативного воздействия и отдельно по передвижным источникам (объектам) негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования). Обязанности территориальных органов Росприроднадзора в отношении платы за НВОС 67. Территориальные органы Росприроднадзора должны: соблюдать законодательство Российской Федерации в части платы за НВОС; предоставлять плательщикам реквизиты для перечисления платежей; вести учет плательщиков; проводить разъяснительную работу среди хозяйствующих субъектов в части применения законодательства о плате, информировать плательщиков о требованиях, правилах и изменениях в области платы; предоставлять плательщикам в пределах своей компетенции разъяснения, касающиеся исчисления и взимания платы; определять соответствие сведений, представленных плательщиками в Расчете платы, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду; исполнять иные обязанности в части платы, установленные действующим законодательством Российской Федерации. Базовые нормативы (ставки платы) 68. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление № 344). 69. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду. 70. Нормативы платы за размещение отходов установлены по классам опасности отходов для окружающей среды. 71. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду. 72. Нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных - за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива. 73. Нормативы платы по каждому загрязняющему веществу в отношении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты дифференцируются в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов. 74. В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (статья 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). 75. Технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от вида и объема используемого топлива. 76. При превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий коэффициент при расчете платы за НВОС не применяется. Эксплуатация транспортных средств, у которых превышены нормативы допустимых выбросов, запрещена. 77. К нормативам платы применяются дополнительные коэффициенты, установленные Постановлением № 344, а также (с 01.01.2016) законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды: коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почв); коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов по бассейнам морей и рек); коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия; коэффициенты инфляции; коэффициент 1,2 за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух городов. 78. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почв), установленные Постановлением № 344 и дифференцированные по экономическим районам Российской Федерации, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов по бассейнам морей и рек применяются, в том числе, для Республики Крым (как для Северо-Кавказского экономического региона). 79. Применение дополнительного коэффициента 2 для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регламентируется законодательством Российской Федерации о лечебно-оздоровительных местностях и курортах (Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"). 80. Общероссийским классификатором экономических регионов ОК 024-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 640 (в редакции от 03.06.2014), установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (Раздел 10, подразделы 10.1, 10.2, Раздел 11). 81. Согласно ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория (далее - БПТ) - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. 82. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы БПТ и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния. 83. За выбросы загрязняющих веществ, осуществляемые в пределах БПТ, плата взимается с применением повышающего коэффициента 2 на всей территории БПТ вне зависимости от экологической зоны. 84. При осуществлении контроля платы за НВОС следует руководствоваться следующим: при применении указанных коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы; для веществ и групп веществ, нормативы платы по которым были установлены Постановлением № 344, и которые не были дополнены или изменены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 № 410 "О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344" в 2005 году, применяются с нормативом платы 2003 года; коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов установлен постановлением № 344 и равен 1,2. Данный коэффициент применяется при условии оказания негативного воздействия на атмосферный воздух городов. 85. Для передвижных источников (объектов) негативного воздействия коэффициент 1,2 применяется, если место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного источника (объекта) (при отсутствии такового - место нахождения владельца) находится в пределах черты города. 86. Для автотранспортных средств коэффициент 1,2 применяется, если место государственной регистрации передвижного источника негативного воздействия находится в черте города, независимо от места фактической эксплуатации автотранспортных средств. 87. Коэффициенты инфляции к нормативам платы за НВОС с 01.01.2015 применяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе, через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления". Порядок исчисления платы 88. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). 89. Нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за массу размещенных отходов в пределах установленных лимитов. 90. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением № 632. 91. Действующий Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определяет исчисление размера платы в следующих четырех случаях, за загрязнение окружающей среды: в размерах, не превышающих установленных хозяйствующему субъекту предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ; в пределах установленных лимитов; сверхлимитное загрязнение; при отсутствии у хозяйствующего субъекта оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников (объектов) 92. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные плательщику ПДВ, определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (Постановление № 344), на массы фактических выбросов по каждому загрязняющему веществу (при условии не превышения фактических выбросов над утвержденными нормативами ПДВ) и суммирования полученных произведений согласно Постановлению № 632. 93. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные плательщику ВСВ, определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (Постановление № 344) на разницу показателей лимитного выброса и выброса в пределах утвержденных нормативов ПДВ и суммирования полученных результатов. При этом под лимитным выбросом понимается масса фактического выброса загрязняющего вещества в пределах установленного ВСВ. 94. При сверхлимитном загрязнении, плата в пределах лимита определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (Постановление № 344) на разницу установленных показателей лимитного выброса и выброса в пределах утвержденных нормативов ПДВ и суммирования полученных результатов. 95. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (Постановление 344) за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными ВСВ, суммирования полученных результатов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. 96. При сверхлимитном загрязнении часть платы, рассчитываемая за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные плательщику ВСВ, определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на разницу показателей выбросов в пределах утвержденного ВСВ и выбросов в пределах утвержденных нормативов ПДВ и суммирования полученных результатов. 97. Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить: данные контрольно-измерительной лаборатории хозяйствующего субъекта, территориальных органов Росприроднадзора, аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; данные о расходе топлива, сырья, материалов; данные о временном режиме работы оборудования; данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования; данные ежегодной статистической отчетности, составленные на основании данных учета результатов работы источников загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов. 98. Фактическая масса выброса (т) подразделяется: на массу предельно допустимых нормативов выбросов; на массу временно согласованного, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного на период достижения предельно допустимого выброса (ПДВ); на сверхлимитную массу. 99. Плата за НВОС, вносится по месту расположения стационарного объекта, являющегося источником вредного воздействия на окружающую среду. 100. Передвижным источником (объектом), негативного воздействия на окружающую среду признается объект, не относящийся в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также подлежащие государственной регистрации воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. 101. В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы. 102. Местом нахождения передвижного источника признается место регистрации такого объекта. 103. Местом регистрации передвижных объектов, является место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии таковых - место регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта. 104. Местом нахождения судов внутреннего плавания можно считать место их государственной регистрации. 105. Для целей расчета платы за НВОС количество израсходованного топлива определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета (путевых листов). Перевод литров в тонны: для А-76 (АИ-80): кол-во литров × 0,715 : 1000 = тонны для АИ-92: кол-во литров × 0,735 г/куб. см : 1000 = тонны для АИ-95: кол-во литров × 0,750 г/куб. см : 1000 = тонны для АИ-98: кол-во литров × 0,765 г/куб. см : 1000 = тонны Дизельное топливо: кол-во литров × 0,84 : 1000 = тонны Сжиженный газ × 0,583: 1000 = тонны Плотность керосина составляет 0,78-0,85 в зависимости от марки. 106. Расчет платы за выбросы от передвижных объектов в части эксплуатации пассажирских и грузовых морских судов производится суммарно, учитывая расход топлива как за период пребывания на стоянках портов, так и при движении в водах, в том числе, во внутренних и территориальных водах, исключительной экономической зоне. При этом в случаях если при движении морские суда выходят за пространственные границы Российской Федерации и возвращаются обратно, то в таких случаях подобные маневры морских судов должны фиксироваться в судовых журналах, на основании которых могут быть достаточно достоверно определены расходные параметра топлива. Расчет платы за сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в водные объекты 107. Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы (Постановление № 344) на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. 108. Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы (Постановление № 344) на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. 109. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (Постановление № 344) на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. 110. Расчет платы за неорганизованные сбросы загрязняющих веществ необходимо производить хозяйствующим субъектам, имеющим производственные площадки, не оборудованные системой ливневой канализации. 111. Порядок определения массы сброса загрязняющих веществ неорганизованным стоком с промышленно-урбанизированных территорий определен Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии России 29.12.1998 (утрачивают силу с 01.01.2016). 112. Расчет и внесение платы за сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, регулируется законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. 113. К нормативным правовым актам, которые затрагивают вопросы внесения платы за НВОС в сфере водоснабжения и водоотведения, относятся: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади"; постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 № 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий". Расчет платы за размещение отходов 114. Размер платы за размещение отходов в пределах, установленных хозяйствующему субъекту лимитов определяется путем умножения соответствующих классу опасности отхода ставок платы, установленных Постановлением № 344, на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. 115. Размер платы за сверхлимитное размещение отходов определяется путем умножения соответствующих классам опасности отходов ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов, установленных Постановлением № 344, на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам отходов. Отчетность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления 116. До внесения изменений в форму и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за НВОС (далее - Расчет платы) применяется форма и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". 117. Отчетным периодом считается календарный квартал. Расчет платы подается плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. 118. В соответствии с Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Порядок), Расчет платы должны сдавать все юридические лица, иностранные физические лица, индивидуальные предприниматели, в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которых: хозяйствующие субъекты, имеющие котельные и иные объекты, от которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также на водосборные площади (рельеф местности); образуются отходы производства и потребления. 119. Расчет платы за НВОС, является документом, содержащим сведения о размере платы. 120. Расчет платы, представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. 121. Обособленные подразделения юридических лиц (филиалы), могут представлять Расчет платы только при наличии закрепленных за ними полномочий на основании доверенностей. 122. Расчет платы представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. 123. Если у плательщика стационарные, передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также объекты размещения отходов, зарегистрированы в разных субъектах Российской Федерации, - по каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный Расчет платы. В случае если такие источники находятся на территории разных муниципальных образований, но в пределах одного субъекта Российской Федерации, - составляется единый Расчет платы. 124. Действующий Порядок предусматривает представление плательщиками Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в одном экземпляре как на бумажном носителе, так и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи. 125. Согласно п. 11 Порядка, если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представление Расчета платы в электронном виде не требуется. 126. Расчет платы может быть направлен в электронном виде в территориальный орган Росприроднадзора либо через веб-портал приема отчетности, расположенный на официальном сайте Росприроднадзора, либо непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора (в том числе, посредством почтовой связи с описью вложения и с уведомлением о вручении) на бумажном и магнитном носителях или по телекоммуникационным каналам связи. 127. Электронная версия Расчета платы может быть подготовлена в формате программы "Модуль природопользователя" (последней версии, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора), однако плательщики могут воспользоваться любым другим программным продуктом. 128. Расчет платы может быть подписан квалифицированной электронной подписью, выпущенной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" любым аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющим центром. 129. При представлении Расчета платы в электронном виде, подписанным квалифицированной электронной подписью, его представление на бумажном носителе не требуется. 130. Особенности организации электронного документооборота при приеме Расчетов платы регулируются приказом Росприроднадзора от 31.12.2014 № 872. 131. Подведомственные Росприроднадзору федеральные бюджетные учреждения, а также иные юридические лица, не являющиеся территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора, прием Расчетов платы не осуществляют. 132. Согласование Расчетов платы за НВОС не предусмотрено. 133. Проверка Расчетов платы за НВОС подведомственными Росприроднадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями не предусмотрена. 134. Разъяснения в части вопросов исчисления и взимания платы представляются плательщикам бесплатно. 135. Расчет суммы платы за НВОС и подготовка Расчетов платы за НВОС должностными лицами территориальных органов Росприроднадзора недопустимы. 136. В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, Расчеты платы за НВОС могут быть представлены плательщиками лично (или представителем хозяйствующего субъекта, осуществляющего сдачу Расчета платы за НВОС по доверенности), либо направлены посредством почтовой связи. 137. После приема Расчетов платы за НВОС территориальными органами Росприроднадзора, осуществляется их проверка. 138. Проверка представленных Расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов Росприроднадзора после получения их от плательщиков, с тем, чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности. 139. В соответствии с Порядком Расчет платы хозяйствующему субъекту необходимо подтвердить копиями первичных документов. 140. К документам, подтверждающим достоверность содержащихся в Расчете платы сведений в части размещения отходов, относятся: копия договора на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов; копия договора аренды и справка (документ на фирменном бланке с подписью руководителя или иного уполномоченного лица заверенной печатью организации) о среднесписочной численности сотрудников (при отсутствии договора на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов); копия договора по переходу прав собственности на все виды отходов (при наличии); копии актов выполненных работ по вывозу, размещению твердых бытовых отходов за квартал; копии документов, подтверждающих выполнение работ по вывозу, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов за квартал (накладные, путевые листы, талоны, и др.). копии документов, подтверждающих факт размещения отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия в целях применения понижающего коэффициента 0,3 (документы, подтверждающие факт расположения объекта размещения отходов в пределах промышленной зоны образования отходов (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра). 141. К документам, подтверждающим достоверность содержащихся в Расчете платы за НВОС сведений в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ, относятся: данные контрольно-измерительной лаборатории, аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; справка о расходе топлива, сырья, материалов, заверенная руководителем (директором) хозяйствующего субъекта (его заместителем) и главным бухгалтером; справка о временном режиме работы оборудования; справка о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования. 142. Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от плательщика представление к Расчетам платы копий разрешительной документации, к которой относятся: разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в случае если данное разрешение выдано территориальным органом Росприроднадзора), разрешение на сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещения отходов I - IV классов опасности. 143. По результатам проведенной проверки, представленных Расчетов платы, при наличии оснований, плательщику может быть доначислена сумма недоимки по плате за НВОС и выставлено требование (претензия) об ее уплате. 144. Плательщик также может быть рекомендован к включению в план выездных проверок. 145. Территориальные органы Росприроднадзора при подаче плательщиком Расчета платы обязаны уточнять сведения об отнесении его к субъектам малого и среднего предпринимательства. 146. Вопросы отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 данного закона. Льготы и освобождение от платы за НВОС, рассрочка, отсрочка внесения платы 147. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривает исключение из лиц, обязанных исчислять и вносить плату за НВОС, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, с 01.01.2016. 148. Территориальные органы Росприроднадзора не вправе изменять сроки внесения платы за НВОС, а также предоставлять рассрочку или отсрочку по платежам. Корректировка платы за НВОС с учетом освоения хозяйствующими субъектами средств на выполнение природоохранных мероприятий 149. Действующим законодательством Российской Федерации не установлен единый перечень природоохранных мероприятий, затраты на осуществление которых могут быть зачтены в счеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. 150. Корректировка размеров платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения осуществляется с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 № 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий", 151. При исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа в целях корректировки ее размеров учитываются затраты на сооружения и установки по полезному использованию попутного нефтяного газа в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 59. Перечисление хозяйствующими субъектами платы за НВОС 152. Платежные поручения для перечисления платы НВОС оформляются в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107-н. 153. Платежные поручения оформляются только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. Оплата производится по следующим КБК: 048 1 12 01010 01 6000 120 - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 048 1 12 01020 01 6000 120 - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; 048 1 12 01030 01 6000 120 - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 048 1 12 01040 01 6000 120 - плата за размещение отходов производства и потребления; 048 1 12 01070 01 6000 120 - плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа. 154. Реквизиты для заполнения платежных поручений территориальные органы Росприроднадзора доводят до плательщиков любым доступным способом (путем размещения на своем официальном сайте, по средствам почтовой или факсимильной связи и т.д.). Акт сверки по плате за НВОС 155. Обязанность сверки расчетов с дебиторами и кредиторами установлена приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации". 156. В силу положений ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" акт сверки взаимных расчетов не является документом первичного учета и не относится к документам бухгалтерской отчетности. 157. Сверка расчетов по плате за НВОС может проводиться по инициативе плательщика или территориального органа Росприроднадзора. 158. При проведении сверки проверяется правильность арифметического подсчета суммы переплаты, а также ее обоснованность путем проверки Расчетов платы. 159. При возникновении переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду излишне уплаченная сумма платы при подтверждении переплаты после составления акта сверки засчитывается в счет предстоящих платежей или по заявлению плательщика (с приложением подтверждающих документов, в том числе оригиналов платежных поручений) может быть возвращена. 160. Переплата устанавливается на дату подписания Акта сверки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. 161. При выявлении задолженности по плате территориальным органом Росприроднадзора выставляется требование о добровольном погашении недоимки по плате, а в случае отказа плательщика погасить задолженность добровольно, подаются иски в судебные инстанции. 162. Сверка расчетов платы оформляется актом сверки по образцу, приведенному в приложении 13. В силу того, что акт сверки составляется на определенную дату, ее также следует указывать рядом с номером документа. Нумерация может производиться в пределах месяца, квартала, года. Все акты сверки необходимо регистрировать в специальном журнале, составленном территориальным органом Росприроднадзора в произвольной форме. 163. Акты сверки подписываются представителями хозяйствующего субъекта с одной стороны и главным бухгалтером и руководителем территориального органа Росприроднадзора с другой стороны. 164. Подписи в обязательном порядке скрепляются печатью. 165. Акты сверки составляются в двух экземплярах. Один остается у плательщика, а другой, - у территориального органа Росприроднадзора. 166. По итогам составления Акта сверки территориальный орган Росприроднадзора уведомляет плательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей или о возврате излишне уплаченных платежей либо об отказе в проведении зачета (возврата). 167. Для проведения сверки по платежам за НВОС территориальный орган вправе истребовать у хозяйствующих субъектов следующие заверенные копии документов: Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 последних года (в пределах срока исковой давности), в том числе, Расчетов платы за сверяемый период (от даты окончания действия предыдущего акта сверки); ранее подписанных актов сверки; платежных поручений, выписок из лицевого счета. 168. По усмотрению территориального органа Росприроднадзора могут быть запрошены заверенные копии иных документов, в том числе, разрешительных. Ответственность за невнесение платы за НВОС 169. Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 170. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. 171. В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 № 5163/11, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса определяется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днём его обнаружения). 172. Вопрос о привлечении к административной ответственности решается должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 26 по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). 173. С учетом положений, предусмотренных ч. 3 ст. 26.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, территориальный орган Росприроднадзора обязан сделать вывод о наличии вины, если она установлена в постановлении по делу об административном правонарушении. 174. При наличии у хозяйствующего субъекта задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду территориальным органом Росприроднадзора направляется требование (претензия) о добровольной уплате данной задолженности со сроком исполнения данного требования (претензии) и реквизитами для уплаты платежей. 175. В случае если в установленный территориальным органом Росприроднадзора срок хозяйствующий субъект в добровольном порядке задолженность не уплатил, территориальным органам Росприроднадзора за взысканием задолженности по плате за HBOC необходимо обращаться в судебные инстанции.
|