На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 25 июня 2018 г. № 274
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года"

В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. № 13 (2), приказываю:

Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года.

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года

(утв. приказом Ростехнадзора от 25 июня 2018 года № 274)

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2017 год сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года № 7);

Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года № 1);

приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года № 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.

За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведено 13760 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО.

Из общего числа проведенных проверок, плановых проверок проведено 1203 (9 %), внеплановых проверок - 8488 (62 %).

Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям:

в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок - 2870 проверок;

в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 170 проверок;

в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 41 проверка;

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 345 проверок;

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры - 19 проверок;

по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (в том числе проверки, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора), - 5040 проверок.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях" на ОПО в рамках режима постоянного государственного надзора проведено 4069 мероприятий по контролю (30 % от общего количества проверок, проведенных за 3 месяца 2018 года).

Продолжает оставаться значительным количество нарушений обязательных требований, выявляемых Ростехнадзором в ходе проверок.

За 3 месяца 2018 года по итогам проведения проверок выявлено 49876 правонарушений (за 3 месяца 2017 года - 51611).

В качестве основных показателей, используемых Ростехнадзором для анализа состояния безопасности на подконтрольных объектах, используются сравнительные данные по динамике аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.

Государственный надзор в угольной промышленности

За 3 месяца 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах угольной промышленности не было.

За отчетный период произошло 6 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года - 7 случаев смертельного травматизма).

При производстве подземных работ погибло 3 человека, на открытых горных работах - 3 человека.

По травмирующим факторам несчастные случаи со смертельным исходом распределились следующим образом:

воздействие машин и механизмов - 2 случая;

воздействие транспорта - 2 случая;

обрушение горной массы, крепи - 1 случай;

поражение электротоком - 1 случай.

Основными причинами смертельного травматизма являются:

низкая профессиональная квалификация персонала;

недостатки в организации и проведении профессиональной подготовки работников;

привлечение к выполнению работ работников, не состоящих в штате участка и необученного безопасным приемам работ, производство работ без оформления соответствующих документов;

низкий уровень технологической и трудовой дисциплины;

неудовлетворительный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием машин и механизмов;

невыполнение требований об оформлении нарядов на производство работ;

несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации;

эксплуатация неисправного оборудования.

В течение 3 месяцев 2018 года на объектах угольной промышленности Ростехнадзором проведено 1824 проверки, из них плановых - 20, внеплановых - 159, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1645. В ходе проверок выявлено 12675 правонарушений. По результатам проверок наложено 1949 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 162 раза, временный запрет деятельности - 5 раз.

На нарушителей обязательных требований наложено 1773 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 62776 тыс. рублей.

В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю) в течение 3 месяцев 2018 года, установлено, что типовыми (массовыми) из них являются:

несоблюдение требований в части организации прохождения работниками инструктажей по промышленной безопасности;

несоблюдение требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;

применение неисправных технических устройств в процессе производственной деятельности;

несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью;

нарушение требований проектной документации.

Нормативное правовое регулирование

В соответствии с результатами анализа правоприменительной практики, обращений поднадзорных организаций, а также граждан приказом Ростехнадзора от 21 марта 2018 г. № 120 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018, рег. № 50822) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. № 449.

В целях адаптация нормативных правовых актов к современным условиям развития угольной промышленности с учетом требований законодательства Российской Федерации в 2018 году планируется внести изменения в:

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 31 октября 2016 г. № 451 зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2016 г., рег. № 44481);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. № 463, зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., рег. № 35921);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. № 462, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., рег. № 35312);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., рег. № 30961);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода" (приказ Ростехнадзора от 6 декабря 2012 г. № 704, зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 г., рег. № 26936);

Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (приказ Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 678, зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2011 г., рег. № 22812);

Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт (приказ Ростехнадзора от 31 мая 2011 г. № 262, зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., рег. № 21342).

Указанные нормативные правовые акты проходят процедуру оценки регулирующего воздействия и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли

За 3 месяца 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли произошли 2 аварии, за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах не было.

За отчетный период произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года также зафиксировано 10 случаев смертельного травматизма).

В течение 3 месяцев 2018 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 632 проверки, из них плановых - 36, внеплановых - 213, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 383.

В ходе проверок выявлено 2758 правонарушений. По результатам проверок наложено 363 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 17 раз, временный запрет деятельности - 14 раз.

На нарушителей обязательных требований наложено 502 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 19693 тыс. рублей.

В результате проведенного анализа основными типовыми и массовыми нарушениями требований промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года явились:

несоблюдение требований по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах;

несоблюдение требований, предъявляемых к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью;

несоблюдение требований пожарной безопасности;

эксплуатация технических устройств с истекшим сроком службы и без проведения экспертизы промышленной безопасности;

неготовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

несоблюдение обязательных требований, предъявляемых к вспомогательным горноспасательным командам;

невыполнение технических решений, установленных проектной документацией в части соблюдения параметров принятых систем разработки и своевременной закладки выработанного пространства;

эксплуатация электрооборудования с нарушением установленных требований.

Ростехнадзором постоянно ведется работа по разъяснению требований вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. № 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 г., рег. № 32935).

В настоящее время осуществляется деятельность по проведению правовой экспертизы проекта приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых". Издание приказа планируется в 2019 году.

В отчетном периоде центральный аппарат Ростехнадзора отвечал на часто задаваемые вопросы, касающиеся аттестации специалистов, эксплуатации опасных производственных объектов и технических устройств.

Федеральный государственный надзор за металлургическими и коксохимическими объектами

За 3 месяца 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных металлургических и коксохимических объектах не было. За отчетный период произошло 3 несчастных случая со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года случаи смертельного травматизма не зафиксированы).

В течение 3 месяцев 2018 года на металлургических и коксохимических объектах Ростехнадзором проведено 309 проверок, из них плановых - 54, внеплановых - 125, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 130.

В ходе проверок выявлено 1355 правонарушений. По результатам проверок наложено 163 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 5 раз, временный запрет деятельности - 4 раза.

На нарушителей обязательных требований наложено 395 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 14819 тыс. рублей.

Основные причины аварий и случаев смертельного травматизма на объектах металлургических и коксохимических производств, связаны с формальным подходом руководителей эксплуатирующих организаций к вопросам функционирования производственного контроля и системы управления промышленной безопасностью.

По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

нарушения режима ведения технологического процесса;

неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования;

неудовлетворительная организация производства работ;

эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.

На части металлургических объектов эксплуатируется морально и физически устаревшее оборудование и для этих предприятий функционирование системы обеспечения безопасности труда является профилактической деятельностью по предотвращению аварий.

В соответствии с требованиями федерального законодательства организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II класса опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Это значит, что предприятия самостоятельно должны определять, ранжировать и управлять своими рисками.

Наибольшее количество обращений в Ростехнадзор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей касаются вопросов:

трактовки Положения о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности (приказ Ростехнадзора от 18 января 2012 г. № 44, зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2012 г., рег. № 23411).

необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности на объектах металлургической и коксохимической промышленности;

категорийности опасных производственных объектов, указанных в п. 4 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В настоящее время Ростехнадзором разрабатываются изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов" (приказ Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. № 656, зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., рег. № 32271), а также проводится работа по разработке проекта федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Обеспечение промышленной безопасности при организации работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности".

Федеральный государственный надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

За 3 месяца 2018 года аварий на поднадзорных объектах, связанных с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения не было. В аналогичном периоде 2017 года произошла одна авария. Случаи смертельного травматизма не зафиксированы.

В течение 3 месяцев 2018 года на объектах обращения взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзором проведено 320 проверок, из них плановых - 39, внеплановых - 139, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 142.

В ходе проверок выявлено 600 правонарушений. По результатам проверок наложено 109 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 2 раза, временный запрет деятельности не применялся.

На нарушителей обязательных требований наложено 182 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 8469 тыс. рублей.

По результатам проверок поднадзорных организаций выявлен ряд систематических нарушений требований промышленной безопасности, которые допускаются поднадзорными предприятиями:

нарушения установленных требований к соблюдению соответствия применяемых взрывчатых веществ условиям применения при производстве взрывных работ;

низкое качество проектной документации на производство взрывных работ (не оформляются предусмотренные действующими требованиями проекты на каждый массовый взрыв, что приводит к некорректным расчетам количества требующихся взрывчатых материалов и размеров опасных зон, а также к нарушениям организации взрывных работ, а также к нарушениям требований по определению радиусов запретных и опасных зон в подземных выработках;

нарушения правил применения технических устройств, связанных с обращением взрывчатых материалов на опасных производственных объектах (выявлены случаи получения поднадзорными предприятиями сертификатов соответствия технических устройств, применяемых для заряжания, хранения и транспортирования взрывчатых материалов (передвижные склады взрывчатых материалов, пневмозарядчики, смесительно-зарядные машины) со ссылкой на положения Технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности колесных транспортных средств", "Об оборудовании для работы во взрывоопасных средах" и других, в то время как данные документы не содержат требований к указанным техническим устройствам).

Для оценки технических устройств, связанных с обращением с взрывчатыми материалами промышленного назначения, требуется экспертиза промышленной безопасности.

Выявлены случаи проведения экспертиз технических устройств, связанных с транспортированием взрывчатых материалов, без проведения оценки соответствия их Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах" (приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605, зарегистрирован Минюстом 1 апреля 2014 г., рег. № 31796).

Актуальной остается проблема регистрации в государственном реестре ОПО тех объектов заказчика, на которых ведутся прострелочно-взрывные работы подрядным (субподрядным) способом.

Организации, эксплуатирующие объекты бурения и добычи нефти, газа указывают при регистрации данных объектов в государственном реестре IV класс опасности. Такая регистрация опасных производственных объектов является нарушением законодательства. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для объектов, на которых используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества, предусмотрены только I, II, III класс опасности, IV класс для таких объектов не предусмотрен.

Недостаточным является уровень подготовки кадров в области взрывного дела. Постоянное совершенствование техники и технологии взрывных работ требует переподготовки и повышения квалификации специалистов-руководителей и исполнителей взрывных работ.

Запросы поднадзорных организаций, требующие разъяснений Ростехнадзора, касающихся требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также базовых понятий теории взрывного дела, свидетельствуют о низком уровне подготовки инженерно-технических кадров предприятий.

Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2017 г. № 518 (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2018 г., рег. № 50737) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденные приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605.

В настоящее время получено положительное заключение Минэкономразвития России по проекту Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по участию представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в комиссии по проведению приемочных испытаний взрывчатых веществ и изделий на их основе и по согласованию программы и методики приемочных испытаний. Приказ об утверждении указанного регламента готовится к направлению для регистрации в Минюст России.

Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованием

В рамках осуществления маркшейдерского контроля и безопасного недропользования Ростехнадзором за 3 месяца 2018 года проведено 255 проверок, из них плановых - 31, внеплановых - 74, в режиме постоянного государственного надзора - 150.

В ходе проверок выявлено 832 правонарушения при производстве маркшейдерских работ при пользовании недрами. По результатам проверок наложено 164 административных наказания.

На нарушителей обязательных требований наложено 224 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9225 тыс. рублей.

К числу типовых нарушений, выявленных в ходе надзорной деятельности за производством маркшейдерских работ при пользовании недрами, следует отнести:

отступления от утвержденной проектной документации на пользование недрами в части обеспечения пользователем недр условий безопасного недропользования;

нарушения в части реализации мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

нарушения порядка уточнения границ горных отводов и оформления горноотводной документации, наблюдений за безопасным состоянием горных отводов;

нарушения установленного порядка ведения работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования;

нарушения лицензиатами (соискателями лицензий) лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ, включая требования по повышению квалификации и аттестации специалистов маркшейдерской службы.

Наиболее частые обращения недропользователей в области маркшейдерского контроля и безопасного недропользования касаются вопросов применения таких положений нормативных правовых актов как:

порядок рассмотрения и согласования планов развития горных работ;

требования к содержанию проектов горного отвода и оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода;

лицензионные требования и условия при производстве маркшейдерских работ.

Анализ правоприменительной практики по вопросам государственного горного надзора показал, что контрольными функциями в области государственного горного надзора дополнительно наделены Роснедра (согласование проектной документации, выдача разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых и др.), Росприроднадзор (контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях исключения дублирования контрольных функций в области недропользования целесообразно сосредоточить их в Ростехнадзоре.

Центральным аппаратом Ростехнадзора разработаны и проходят внутреннее согласование 4 проекта административных регламентов Ростехнадзора:

по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ;

по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода;

по предоставлению государственной услуги по согласованию задания на разработку проекта округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения;

по предоставлению государственной услуги по согласованию положений о службах главного геолога и главного маркшейдера и методик определения численности служб организации.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтегазодобывающей промышленности

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7522 опасных производственных объектов нефтегазодобычи.

За 3 месяца 2018 года на объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 5 аварий, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий увеличилось на 2 аварии (40 %).

Четыре аварии произошли на опасных производственных объектах средней опасности - III класс опасности (80 %) и одна авария на опасных производственных объектах низкой опасности - IV класс опасности (20 %).

Экономический ущерб от аварий, произошедших за 3 месяца 2018 года, составил 3936 тыс. руб. (за 3 месяца 2017 года - 4942 тыс. руб.).

За 3 месяца 2018 года на объектах нефтегазодобычи в результате несчастных случаев погибло 5 человек (за 3 месяца 2017 года - 1 человек).

В отчетном периоде зафиксирован один групповой несчастный случай в аналогичном периоде 2017 года - 2 групповых несчастных случая.

Распределение аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности по видам аварий

Виды аварий

Число аварий

за 3 мес. 2017 года

за 3 мес. 2018 года

+ / -

Кол-во

%

Кол-во

%

 

Открытые фонтаны и выбросы

2

67

2

40

0

Взрывы и пожары на объектах

0

0

0

0

0

Падение буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей

0

0

1

20

+1

Прочие факторы (разрушение технических устройств, разливы нефтесодержащей жидкости)

1

33

2

40

+1

Всего

3

100

5

100

+2

 

За 3 месяца 2018 года 40 % от общего числа произошедших аварий связаны с открытыми фонтанами и выбросами из нефтяных и газовых скважин, доля которых по сравнению с 2017 годом не изменилась.

Количество аварий, связанных с падением буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей за 3 месяца 2018 года по сравнению с 2017 годом увеличилось на одну аварию (20 %).

За 3 месяца 2018 года количество аварий, связанных с разливами нефтесодержащей жидкости, увеличилось на одну аварию и составило 2 аварии (40 %).

Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности по травмирующим факторам

Травмирующие факторы

Количество несчастных случаев со смертельным исходом

за 3 мес. 2017 года

за 3 мес. 2018 года

+/-

Количество

%

Количество

%

 

Термическое воздействие

1

100

1

20

0

Токсичные вещества

0

0

1

20

+1

Разрушенные технические устройства

0

0

3

60

+3

Всего

1

100

5

100

+4

 

За 3 месяца 2018 года аварии произошли на объектах нефтегазодобывающей промышленности, поднадзорных Северо-Уральскому и Средне-Поволжскому управлениям Ростехнадзора (по 2 аварии), Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора (1 авария).

Групповой несчастный случай со смертельным исходом, причиной которого явилась авария, произошел на опасном производственном объекте, поднадзорном Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора.

Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ.

Аварии, причинами которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ, произошли в ООО "Байтуган Сервис", ООО "Башнефть-Добыча", ООО "Кынско Часельское нефтегаз", АО "Самаранефтегаз", ОАО "Варьеганнефть".

Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 704 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса, из них плановых - 21, внеплановых - 441, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 242.

В результате проведенных проверок выявлено 1890 нарушений требований промышленной безопасности.

По итогам проведенных проверок наложено 221 административное наказание. Всего на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 219 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 16763 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 12985 тыс. руб., на должностных лиц - 3765 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось один раз.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на 4721 опасном производственном объекте нефтехимического, нефтегазоперерабатывающего производства и объекте нефтепродуктообеспечения.

За 3 месяца 2018 года на ОПО произошло 2 аварии, что на 4 аварии меньше, чем за тот же период 2017 года.

Все аварии произошли на ОПО III класса опасности.

Общий предварительный ущерб от аварий за 3 месяца 2018 года составил 3557 тыс. руб. (за 3 месяца 2017 года - 376637 тыс. руб.).

За 3 месяца 2018 года и аналогичный период 2017 года случаи смертельного травматизма не зафиксированы.

Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных Центральному управлению (1 авария) и Приволжскому управлению (1 авария).

Анализ результатов технических расследований причин аварий показывает, что основными их причинами явились:

внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств (ПАО "Казаньоргсинтез") - 50 %;

ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства опасных видов работ, организации работ по обслуживанию оборудования (АО "Серпуховская нефтебаза) - 50 %.

За 3 месяца 2017 года внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, явились причинами 2 аварий, что составило 33 % от всех происшедших аварий, и 4 аварии (67 %) произошли по причине, связанной с человеческим фактором, что указывает на низкий уровень производственной дисциплины при организации и проведении работ повышенной опасности.

В целях снижения аварийности и смертельного травматизма на ОПО, в 2017 году разработаны и утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" (приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. № 485, зарегистрирован Минюстом 11 декабря 2017 г., рег. № 49189), устанавливающие обязательные требования безопасности к подготовке и проведению работ.

Информацию об авариях, произошедших на опасных производственных объектах, Ростехнадзор размещает на официальном сайте в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий".

В течение 3 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО, проведено 764 проверки соблюдения требований промышленной безопасности (за тот же период 2017 года - 696).

В отчетном периоде 2018 года отмечается увеличение количества (на 13 %) внеплановых проверок (за 3 месяца 2018 года - 318 проверок, за аналогичный период 2017 года - 281).

Количество проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, увеличилось на 21 % (за 3 месяца 2018 года - 294 проверка, за аналогичный период 2017 года - 242).

Несколько снизилось (на 7 %) количество плановых проверок (за 3 месяца 2018 года - 78 проверок, за аналогичный период 2017 года - 84).

Количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности по итогам проверок снизилось на 28 % (за 3 месяца 2018 года - 4144 проверки, за аналогичный период 2017 года - 5831).

Вместе с тем, отмечено снижение показателей применения административных наказаний в отношении нарушителей требований промышленности безопасности на 17 % (за 3 месяца 2018 года - 373 наказаний, за аналогичный период 2017 года - 452).

Общая сумма наложенных административных штрафов снизилась на 3 % (за 3 месяца 2018 года - 37635 тыс. руб., за аналогичный период 2017 года - 38801 тыс. руб.), в том числе наложенных на юридических лиц - на 4 % (за 3 месяца 2018 года - 30770 тыс. руб., за аналогичный период 2017 года - 32265 тыс. руб.), на должностных лиц на снижение на 1 % (за 3 месяца 2018 года - 6462 тыс. руб., за 3 месяца 2017 года - 6535,5 тыс. руб.).

Административное приостановление деятельности применялось 14 раз, временный запрет деятельности - 2.

Федеральный государственный надзор на объектах магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществлялся в отношении 4310 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта.

За 3 месяца 2018 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта произошло 3 аварии, что на 2 аварии больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Распределение аварий по отраслям промышленности на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа

Отрасли промышленности

2017 г.

2018 г.

Газопроводы

1

2

Нефтепроводы

-

1

Нефтепродуктопроводы

-

-

Аммиакопроводы

-

-

ПХГ

-

-

Всего

1

3

 

За 3 месяца 2018 года количество аварий на ОПО магистрального трубопроводного транспорта по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на газопроводах на 1 аварию и на нефтепроводах - на 1 аварию.

За 3 месяца 2018 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта случаев смертельного травматизма не зарегистрировано.

Аварии произошли на опасных производственных объектах, поднадзорных Средне-Поволжскому (1 авария), Волжско-Окскому (1 авария) и Нижне-Волжскому (1 авария) управлениям Ростехнадзора.

Анализ результатов технических расследований причин аварий показывает, что основными причинами во всех случаях явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств.

Аварии, причиной которых явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, произошли в АО "Транснефть-Приволга", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и ООО "Газпром трансгаз Волгоград".

Информация об авариях, произошедших на ОПО магистрального трубопроводного транспорта, размещена на официальном сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".

Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 745 проверок объектов магистрального трубопроводного транспорта, из них плановых - 20, внеплановых - 115, в режиме постоянного государственного надзора - 610.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлено и предписано к устранению 1960 нарушений требований промышленной безопасности.

По результатам проведенных проверок наложено 290 административных наказаний. Административный штраф накладывался в 289 случаях.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 8747 тыс. руб., из них на должностных лиц - 1862 тыс. руб., на юридических лиц 6835 тыс. рублей.

Федеральный государственный надзор на объектах газораспределения и газопотребления

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 60697 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления.

В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью 921124 км снабжают газом 19054 поднадзорных промышленных предприятия, 488 тепловых электрических станций, 58969 газовых отопительных и производственных котельных.

За 3 месяца 2018 года на объектах газораспределения и газопотребления произошло 6 аварий. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий уменьшилось на 2 аварии (на 25 %).

Экономический ущерб от аварий, произошедших за 3 месяца 2018 года составил 324 тыс. рублей (за 3 месяца 2017 года - 4368 тыс. руб.).

За 3 месяца 2018 года случаев смертельного травматизма не зарегистрировано. За аналогичный период 2017 года смертельно травмированных также не было.

Распределение аварий по видам на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления

Виды аварий

Число аварий

за 3 мес. 2017 года

за 3 мес. 2018 года

+ / -

Количество

%

Количество

%

 

Механические повреждения подземных газопроводов

3

39

1

17

-2

Мех. повреждения газопроводов автотранспортом

-

-

1

17

+1

Повреждения в результате природных явлений

1

12

-

-

-1

Коррозионные повреждения наружных газопроводов

-

-

1

17

+1

Разрывы сварных стыков

-

-

-

-

-

Утечка газа, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП), газопотребляющего оборудования

2

25

-

-

-2

Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла

1

12

2

32

+1

Неисправность оборудования СУГ

-

-

-

-

-

Иные

1

12

1

17

0

Всего

8

100

6

100

-2

 

Из общего количества аварий за 3 месяца 2018 года 32 % (2 аварии) связаны с взрывом при розжиге газоиспользующих установок и неисправностью оборудования котла. Уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий, связанных с механическим повреждением подземных газопроводов (на 2 аварии). Количество аварий, связанных с механическим повреждением газопроводов автотранспортом составляет 17 % (1 авария), коррозионным повреждением наружных газопроводов - 17 % (1 авария), количество аварий, связанных с иными видами причин - 17% (1 авария).

Аварии произошли на объектах газораспределения и газопотребления, поднадзорных Кавказскому управлению (2 аварии), Центральному управлению (2 аварии), Северо-Западному управления (1 авария) и Приволжскому управлению Ростехнадзора (1 авария).

Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились:

в 3 случаях (51 %) внешние опасные факторы, связанные с: механическим повреждением газопроводов из-за воздействия посторонних лиц и организаций (1 случай - 17 %); механическим повреждением газопроводов автотранспортом (1 случай - 17%); по иным причинам (1 случай - 17 %);

в 2 случаях (32 %) ошибки персонала, связанные с: нарушением требований организации производства опасных работ (взрывы при розжиге газоиспользующих установок) и неисправность оборудования котла;

в одном случае (17 %) внутренние опасные факторы, связанные с коррозионным повреждением газопровода.

Аварии, причиной которых явились механические повреждения газопроводов вследствие нарушения Правил охраны газораспределительных сетей и наезда автотранспорта, произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (одна авария); ОАО "Даггаз" (одна авария).

Аварии, причиной которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации производства работ при розжиге газоиспользующих установок, произошли в котельных, эксплуатируемых Муниципальным предприятием "Калининградтеплосеть" (одна авария); ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" (одна авария).

Аварии, причиной которых явились повреждения газопровода в результате коррозионных повреждений, произошли на объектах газораспределенияи газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Махачкала" (1 авария).

Аварии по иным причинам произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Казэнерго".

Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах, размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса".

Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 4264 проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (за 3 месяца 2017 г. - 4179), из них плановых - 669, внеплановых - 3576, в режиме постоянного государственного надзора - 19. Выявлено 9104 правонарушения (за 3 мес. 2017 г. - 10698). По результатам проверок применено 1124 административных наказания. Наложено 1006 административных штрафов на сумму 71662 тыс. рублей, из них на должностных лиц 15314 тыс. руб., на юридических лиц 56001 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось 25 раз.

Федеральный государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) и "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013). Надзор на опасных объектах, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов.

При осуществлении государственного контроля (надзора) применяются следующие основные нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (приказ Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116, зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., рег. № 32326);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., рег. № 30992);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог" (приказ Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563, зарегистрирован Минюстом России 17 января 2014 г., рег. № 31036);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах" (приказ Ростехнадзора от 13 января 2014 г. № 9, зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2014 г., рег. № 31737);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" (приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42, зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2014 г., рег. № 32252);

Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах" (приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. № 490, зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2016 г. № 44707).

Указанные документы, устанавливающие требования к эксплуатации оборудования, разработаны центральным аппаратом Ростехнадзора во исполнение распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 2 августа 2011 г. № 1371-р "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором" в целях реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором.

За 3 месяца 2018 года на опасных производственных объектах, работающих под избыточным давлением, произошло 3 аварии, что на одну аварию больше, чем за тот же период 2017 года.

Все аварии произошли на ОПО III класса опасности.

В отчетном периоде в процессе производственной деятельности на поднадзорных объектах, работающих под избыточным давлением, произошло 2 случая смертельного травматизма (в аналогичном периоде 2017 года зафиксирован 1 случай смертельного травматизма).

За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведено 1567 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, работающих под давлением (за 3 месяца 2017 г. - 1707), из них плановых - 311, внеплановых - 1168, в режиме постоянного государственного надзора - 88. Выявлено 5349 правонарушений (за 3 мес. 2017 г. - 5928). Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, составило 540.

Наложено 496 административных штрафов на сумму 39154 тыс. рублей. Административное приостановление деятельности применялось 15 раз, временный запрет деятельности - 7 раз.

За 3 месяца 2018 года на опасных производственных объектах, на которых используются подъемные сооружения произошло 14 аварий (за аналогичный период 2017 года - 9 аварий).

В отчетном периоде 2018 года при использовании подъемных сооружений произошло 6 случаев смертельного травматизма (за аналогичный период 2017 года - 9 случаев).

За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведена 2041 проверка соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, использующих подъемные сооружения (за 3 месяца 2017 г. - 1406), из них плановых - 30, внеплановых - 1992, в режиме постоянного государственного надзора - 19. Выявлено 5355 правонарушений (за 3 мес. 2017 г. - 2674). Общее количество административных наказаний, примененных по результатам проверок, составило 598.

Наложено 428 административных штрафов на сумму 36131 тыс. рублей. Административное приостановление деятельности применялось 69 раз, временный запрет деятельности - 40 раз.

В ходе проведения проверок выявлены типовые нарушения обязательных требований:

эксплуатация оборудования за пределами расчетного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;

эксплуатация опасных производственных объектов без получения (переоформления) соответствующей лицензии;

невыполнение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" по ведению учета и анализа причин инцидентов при эксплуатации опасного производственного объекта с принятием мер по недопущению их в дальнейшем;

непредоставление информации о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, в составе сведений, характеризующих объект при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в процессе эксплуатации;

ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов и статье 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

допуск к работе неподготовленного персонала, не прошедшего обучение и стажировку, назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;

применение на опасном производственном объекте технических устройств, необорудованных автоматикой безопасности, предохранительными устройствами и технологическими защитами;

отсутствие у эксплуатирующей организации документов, подтверждающих наличие опасного производственного объекта на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо других законных основаниях (договор аренды и т.д.);

выполнение ремонта технических устройств с применением комплектующих, не прошедших подтверждение соответствия и несоответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;

необоснованное снижение рабочего давления сосудов в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта;

работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщина стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.), непринятие своевременных мер по устранению выявленных дефектов;

нарушение сроков (периодичности) проведения технических освидетельствований, технического диагностирования оборудования;

неосуществление при эксплуатации опасных производственных объектов, в состав которых входят подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

нарушение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

несоблюдение обязательных требований безопасности, установленных техническим регламентом, руководством по эксплуатации изготовителя при эксплуатации лифтов, платформ подъемных, в том числе: отсутствие подтверждения проведения оценки соответствия (периодического технического освидетельствования); эксплуатация лифтов, отработавших назначенный срок службы без проведения обследования с целью определения условий возможного продления срока использования лифта; отсутствие связи при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне; отсутствие средств по обеспечению электробезопасности пользователей, персонала.

В целях недопущений нарушений обязательных требований и их профилактики центральным аппаратом Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методическая помощь территориальным органам при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

В течение 3 месяцев 2018 года в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено:

информационных писем по вопросам ввода в эксплуатацию объектов котлонадзора и эксплуатации трубопроводов тепловых сетей - 4;

информационных писем по вопросам соблюдения законодательства в области технического регулирования и выявленных нарушений при проведении работ по подтверждению соответствия (сертификации) оборудования требованиям ТР ТС 032/2013 - 6;

писем по вопросам осуществления надзора и контроля в отношении подъёмных сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов - 22, в том числе в отношении башенных кранов - 11.

В журнале "Безопасность труда в промышленности" в 2018 году опубликована одна статья по отдельным вопросам надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением. Помимо этого на официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/faq размещены ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований.

Федеральный государственный надзор на объектах химического комплекса

К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся:

объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладоагентов и криопродуктов;

объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ;

объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 и более тысяч тонн;

водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора.

Под государственным контролем органов Ростехнадзора находятся 3239 предприятий химического комплекса, на которых за 3 месяца 2018 года зарегистрировано 2 аварии, случаев смертельного травматизма не зарегистрировано.

В целях обеспечения должного уровня разъяснительной работы с поднадзорными предприятиями (в том числе в рамках профилактических мероприятий) центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением общепромышленного надзора) в отчетном периоде подготовлено и направлено в территориальные управления информационно-разъяснительное письмо об аварийности на предприятиях химического комплекса за 2017 год (№ 00-06-06/645 от 30.03.2018).

Территориальными органами Ростехнадзора в отчетном периоде проведено 764 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов химического комплекса, из них плановых - 78, внеплановых - 318, мероприятий, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 368.

В результате проведенных проверок выявлено 4144 нарушения требований промышленной безопасности.

По итогам проведенных проверок наложено 373 административных наказаний. Всего на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 352 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 37635 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 30770 тыс. руб., на должностных лиц - 6462 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось 14 раз, временный запрет деятельности - 2 раза.

Анализ нарушений, выявленных при проведении проверок, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

эксплуатация химически опасных производственных объектов (далее - ХОПО) без разработанного комплекса компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов в целях приведения их в соответствие с требованиями федеральных норм и правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушение установленных требований к регистрации и идентификации ХОПО (нарушение Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

низкий уровень организации и осуществления производственного контроля в организациях, эксплуатирующих ХОПО (нарушение Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

неисправность (отсутствие) приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной защиты технологических процессов на ХОПО (нарушение Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

отсутствие автоматизации технологических операций и механизации работ в случаях, установленных требованиями нормативных правовых актов;

отклонения от требований технологических регламентов, проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО (нарушение Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

проведение работ по техническому перевооружению, консервации (расконсервации) и ликвидации ХОПО без разработки соответствующей документации (нарушение Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации).

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № РД-П7-7580 в течение 3 месяцев 2018 года центральный аппарат принимал участие в реализуемых Ростехнадзором в 2018 году мероприятиях в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в том числе:

исполнено решение коллегии Ростехнадзора от 7 декабря 2017 г. "О повышении уровня физической и технологической безопасности опасных производственных объектов в период массовых мероприятий федерального уровня" (разработаны Методические рекомендации по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах и объектах использования атомной энергии в период подготовки и проведения массовых мероприятий федерального уровня);

исполнено поручение руководителя Ростехнадзора от 15 февраля 2018 г. № 7 "О мероприятиях по исполнению поручения Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № РД-П7-7580 в целях выполнения пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года";

проработаны предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 689 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года", организовано взаимодействие с оперативными штабами по определению перечня объектов заблаговременного контроля готовности, использования проверочных листов, информирования организаций;

подготовлено распоряжение руководителя Ростехнадзора от 22 февраля 2018 г. № 71-рп "О проведении тренировок и учений на опасных производственных объектах в местах проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года";

подготовлено поручение руководителя Ростехнадзора от 16 марта 2018 г. № 11 "Об обеспечении применения усиленных мер безопасности при проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года": направлены актуализированные перечни организаций в региональные межведомственные штабы и уведомления организациям, включенным в перечень.

По ряду вопросов постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 689 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" в отчетном периоде 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора предоставлялись разъяснения в Общероссийскую организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей" (вх. № 2337 от 8 февраля 2018 г.).

Федеральный государственный надзор за транспортированием опасных веществ

К числу объектов транспортирования опасных веществ относятся: автомобильные транспортные средства (специально оборудованные грузовые автомобили, автоцистерны, тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, взрывчатых материалов и других опасных веществ); железнодорожные вагоны-цистерны, контейнеры, баллоны, используемые в качестве тары для транспортировки легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, дизельное топливо, метанол и другие), газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (хлор, аммиак), а также другие опасные вещества; железнодорожные пути и автомобильные дороги необщего пользования, железнодорожные переезды и стрелочные переводы, пункты погрузки-выгрузки опасных веществ.

Под государственным контролем и надзором органов Ростехнадзора находится 2594 организации, в которых за 3 месяца 2018 года аварий и случаев смертельного травматизма не зарегистрировано.

Территориальными органами Ростехнадзора в отчетном периоде проведена 151 проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по транспортированию опасных веществ, из них плановых - 32, внеплановых - 91, мероприятий, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 28.

В результате проведенных проверок выявлено 380 нарушений требований промышленной безопасности.

По итогам проведенных проверок на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 48 административных наказаний, из них административных штрафов - 45. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 1 418 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 708 тыс. руб., на должностных лиц - 710 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось один раз.

Состояние промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях, осуществляющих транспортирование опасных веществ оценивается как стабильное.

Федеральный государственный надзор на предприятиях оборонно-промышленного комплекса

К поднадзорным опасным производственным объектам оборонно-промышленного комплекса относятся производства взрывчатых веществ, порохов, ракетных топлив и изделий, их содержащих, снаряжения и утилизации боеприпасов, ракет и их составных частей, объекты ракетно-космической деятельности, на которых обращаются опасные вещества.

Под государственным контролем органов Ростехнадзора находится 585 объектов предприятий оборонно-промышленного комплекса, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых за 3 месяца 2018 года аварий и случаев смертельного травматизма не зарегистрировано.

В целях обеспечения должного уровня разъяснительной работы с поднадзорными предприятиями (в том числе в рамках профилактических мероприятий) в течение 3 месяцев 2018 года Управлением общепромышленного надзора центрального аппарата Ростехнадзора было подготовлено и направлено в территориальные управления информационно-разъяснительное письмо об аварийности и травматизме на опасных производственных объектах промышленного комплекса с производством и применением взрывчатых веществ и материалов за 2017 год (№ 00-06-06/630 от 29 марта 2018 г.).

Территориальными органами Ростехнадзора в отчетном периоде проведены 253 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, из них плановых - 25, внеплановых - 78, мероприятий, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 150, в том числе проведенных в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № РД-П7-303с "Об ужесточении контроля за предприятиями спецхимии".

В ходе проверок выявлено 829 нарушений требований промышленной безопасности.

По итогам проведенных проверок на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 57 административных наказаний, из них административных штрафов - 56. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 4 670 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 3840 тыс. руб., на должностных лиц - 830 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось один раз.

В результате анализа нарушений обязательных требований промышленной безопасности в 2017 году и за 3 месяца 2018 года выявлены типичные нарушения:

эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств с истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований из-за неэффективного ведения производственного контроля, а в отдельных случаях из-за отсутствия финансовых средств (нарушение ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения требований безопасности при эксплуатации электрооборудования, установленного во взрывоопасных зонах (нарушение ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

неготовность предприятий к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий (нарушение ст. 9, 10 Федерального закона № 116-ФЗ, ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.1 КоАП Российской Федерации);

отдельные руководители и специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности, подготовка обслуживающего персонала, эксплуатирующего сооружения и технические устройства недостаточна (нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 3, 4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ).

Федеральный государственный надзор на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья

К предприятиям, эксплуатирующим объекты хранения и переработки растительного сырья, относятся мукомольные, крупяные, комбикормовые производства, элеваторы, склады для бестарного хранения муки в составе хлебопекарных, макаронных производств, подготовительные (подработочные, дробильные) отделения по очистке, измельчению растительного сырья и продуктов его переработки в составе кондитерских, пищеконцентратных, пивоваренных, спиртовых производств, механизированные склады напольного хранения шрота и жмыха, подготовительные отделения по очистке и шелушению масло семян производств растительного масла и иные объекты, на которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси.

Под государственным контролем территориальных органов Ростехнадзора находится 8961 взрывопожароопасный объект хранения и переработки растительного сырья.

За 3 месяца 2018 года аварий на поднадзорных объектах не было. Зарегистрировано 2 случая смертельного травматизма.

В отчетном периоде территориальными органами Ростехнадзора проведено 156 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья, из них плановых - 44, внеплановых - 112.

В ходе проверок выявлены 843 нарушения требований промышленной безопасности.

По итогам проведенных проверок на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 105 административных наказаний, из них административных штрафов - 94. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 5 720 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 3 930 тыс. руб., на должностных лиц - 1 790 тыс. рублей.

Административное приостановление деятельности применялось 3 раза, временный запрет деятельности - 1 раз.

В результате анализа нарушений обязательных требований промышленной безопасности, выявленных при проверках, проведенных в 2017 году и за 3 месяца 2018 года определены типичные массовые нарушения:

отсутствие технологических регламентов, документации (проектной документации);

отсутствие технических паспортов взрывобезопасности на опасных производственных объектах либо паспорта разработаны с нарушениями;

неукомплектованность объектов в полном объёме средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, приборами контроля транспортного и технологического оборудования или ведение технологического процесса с отключенными (неисправными) указанными средствами контроля и защиты;

отсутствие или несоответствие графиков уборки пыли фактическому состоянию пылевых режимов производственных помещений, недостаточный контроль за выполнением указанных графиков в установленные сроки;

нарушение технологии производства работ, в том числе работ в силосах и бункерах, огневых и монтажных работ;

отсутствие или недостаточное количество магнитных заграждений на приемах сырья с автомобильного, водного и железнодорожного транспорта;

несоответствие номинального напряжения электрической сети, класса взрыво- и пожароопасных зон характеристикам окружающей среды, конструкции, виду исполнения, степени защиты оболочки, способу установки, классу изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов и прочих элементов электроустановок, а также техническим регламентам и нормативно-техническим документам по устройству электроустановок;

недостаточная обеспеченность зданий и сооружений поднадзорных объектов легкосбрасываемыми конструкциями;

нарушение сроков проведения очередных проверок знаний в области промышленной безопасности у специалистов (работников), осуществляющих эксплуатацию объектов;

несвоевременность осмотра состояния систем взрывозащиты (взрыворазрядителей) норий и другого потенциально опасного оборудования;

несоблюдение установленных сроков проведения экспертиз зданий и сооружений объектов, технических устройств, применяемых на объектах;

низкий уровень организации и осуществления производственного контроля на опасных производственных объектах;

недостатки в учёте и анализе инцидентов на опасных производственных объектах.

В целях обеспечения должного уровня разъяснительной работы с поднадзорными предприятиями (в том числе в рамках профилактических мероприятий) в течение 3 месяцев 2018 года Управлением общепромышленного надзора центрального аппарата Ростехнадзора были подготовлены и направлены в территориальные управления информационно-разъяснительные письма:

по профилактике смертельного травматизма на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья (№ 08-00-08/8 от 16 января 2018 г.);

об инцидентах на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья, зарегистрированных в 2017 году (№ 08-00-08/70 от 20 февраля 2018 г.);

об аварийности и травматизме на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья за 2017 год (№ 00-06-06/621 от 28.03.2018).

В соответствии с поручениями, включенными в протокол совещания в г. Воронеже № 00-06-09/2765/1 от 15 декабря 2017 г. по выработке единого подхода к планированию и организации мероприятий, направленных на предупреждение случаев смертельного травматизма на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья, Управлением общепромышленного надзора центрального аппарата Ростехнадзора в отчетном периоде осуществлялся сбор, обобщение и анализ материалов территориальных управлений Ростехнадзора, подготовленных в рамках выполнения указанных поручений.

В феврале 2018 г. в соответствии с приказом Ростехнадзора от 23 апреля 2015 года № 169 "О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", направлены информационные материалы, а также фотографии для включения в очередной сборник бюллетеня (письмо в журнал "Безопасность труда в промышленности" от 22 февраля 2018 г. № 08-00-09/68).

Центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением общепромышленного надзора) продолжалась работа по выполнению Плана по реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, в рамках приказа Ростехнадзора № 393 от 18 июля 2011 г. "Об организации в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору работы по реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года".

В течение 3 месяцев 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением общепромышленного надзора) готовились и направлялись письма в территориальные управления Ростехнадзора, письма и телеграммы в федеральные органы исполнительной власти (всего 352), в том числе в части исполнения поручений Правительства Российской Федерации.