Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. № 13 (2), приказываю: Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года (утв. приказом Ростехнадзора от 25 июня 2018 года № 274) Общие положенияВ соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2017 год сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений: Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года № 7); Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года № 1); приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года № 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов. За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведено 13760 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО. Из общего числа проведенных проверок, плановых проверок проведено 1203 (9 %), внеплановых проверок - 8488 (62 %). Внеплановые проверки проводились по следующим основаниям: в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок - 2870 проверок; в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 170 проверок; в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 41 проверка; на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 345 проверок; на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры - 19 проверок; по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (в том числе проверки, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (надзора), - 5040 проверок. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях" на ОПО в рамках режима постоянного государственного надзора проведено 4069 мероприятий по контролю (30 % от общего количества проверок, проведенных за 3 месяца 2018 года). Продолжает оставаться значительным количество нарушений обязательных требований, выявляемых Ростехнадзором в ходе проверок. За 3 месяца 2018 года по итогам проведения проверок выявлено 49876 правонарушений (за 3 месяца 2017 года - 51611). В качестве основных показателей, используемых Ростехнадзором для анализа состояния безопасности на подконтрольных объектах, используются сравнительные данные по динамике аварийности и травматизма на опасных производственных объектах. Государственный надзор в угольной промышленностиЗа 3 месяца 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах угольной промышленности не было. За отчетный период произошло 6 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года - 7 случаев смертельного травматизма). При производстве подземных работ погибло 3 человека, на открытых горных работах - 3 человека. По травмирующим факторам несчастные случаи со смертельным исходом распределились следующим образом: воздействие машин и механизмов - 2 случая; воздействие транспорта - 2 случая; обрушение горной массы, крепи - 1 случай; поражение электротоком - 1 случай. Основными причинами смертельного травматизма являются: низкая профессиональная квалификация персонала; недостатки в организации и проведении профессиональной подготовки работников; привлечение к выполнению работ работников, не состоящих в штате участка и необученного безопасным приемам работ, производство работ без оформления соответствующих документов; низкий уровень технологической и трудовой дисциплины; неудовлетворительный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; отсутствие контроля со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием машин и механизмов; невыполнение требований об оформлении нарядов на производство работ; несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации; эксплуатация неисправного оборудования. В течение 3 месяцев 2018 года на объектах угольной промышленности Ростехнадзором проведено 1824 проверки, из них плановых - 20, внеплановых - 159, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1645. В ходе проверок выявлено 12675 правонарушений. По результатам проверок наложено 1949 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 162 раза, временный запрет деятельности - 5 раз. На нарушителей обязательных требований наложено 1773 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 62776 тыс. рублей. В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю) в течение 3 месяцев 2018 года, установлено, что типовыми (массовыми) из них являются: несоблюдение требований в части организации прохождения работниками инструктажей по промышленной безопасности; несоблюдение требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании; применение неисправных технических устройств в процессе производственной деятельности; несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью; нарушение требований проектной документации. Нормативное правовое регулированиеВ соответствии с результатами анализа правоприменительной практики, обращений поднадзорных организаций, а также граждан приказом Ростехнадзора от 21 марта 2018 г. № 120 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018, рег. № 50822) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 г. № 449. В целях адаптация нормативных правовых актов к современным условиям развития угольной промышленности с учетом требований законодательства Российской Федерации в 2018 году планируется внести изменения в: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 31 октября 2016 г. № 451 зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2016 г., рег. № 44481); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. № 463, зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., рег. № 35921); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. № 462, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., рег. № 35312); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., рег. № 30961); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода" (приказ Ростехнадзора от 6 декабря 2012 г. № 704, зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 г., рег. № 26936); Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (приказ Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 678, зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2011 г., рег. № 22812); Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт (приказ Ростехнадзора от 31 мая 2011 г. № 262, зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., рег. № 21342). Указанные нормативные правовые акты проходят процедуру оценки регулирующего воздействия и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Государственный надзор в горнорудной и нерудной отраслиЗа 3 месяца 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли произошли 2 аварии, за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах не было. За отчетный период произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года также зафиксировано 10 случаев смертельного травматизма). В течение 3 месяцев 2018 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 632 проверки, из них плановых - 36, внеплановых - 213, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 383. В ходе проверок выявлено 2758 правонарушений. По результатам проверок наложено 363 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 17 раз, временный запрет деятельности - 14 раз. На нарушителей обязательных требований наложено 502 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 19693 тыс. рублей. В результате проведенного анализа основными типовыми и массовыми нарушениями требований промышленной безопасности за 3 месяца 2018 года явились: несоблюдение требований по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных производственных объектах; несоблюдение требований, предъявляемых к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью; несоблюдение требований пожарной безопасности; эксплуатация технических устройств с истекшим сроком службы и без проведения экспертизы промышленной безопасности; неготовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий; несоблюдение обязательных требований, предъявляемых к вспомогательным горноспасательным командам; невыполнение технических решений, установленных проектной документацией в части соблюдения параметров принятых систем разработки и своевременной закладки выработанного пространства; эксплуатация электрооборудования с нарушением установленных требований. Ростехнадзором постоянно ведется работа по разъяснению требований вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. № 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 г., рег. № 32935). В настоящее время осуществляется деятельность по проведению правовой экспертизы проекта приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых". Издание приказа планируется в 2019 году. В отчетном периоде центральный аппарат Ростехнадзора отвечал на часто задаваемые вопросы, касающиеся аттестации специалистов, эксплуатации опасных производственных объектов и технических устройств. Федеральный государственный надзор за металлургическими и коксохимическими объектамиЗа 3 месяца 2018 года и за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных металлургических и коксохимических объектах не было. За отчетный период произошло 3 несчастных случая со смертельным исходом (за 3 месяца 2017 года случаи смертельного травматизма не зафиксированы). В течение 3 месяцев 2018 года на металлургических и коксохимических объектах Ростехнадзором проведено 309 проверок, из них плановых - 54, внеплановых - 125, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 130. В ходе проверок выявлено 1355 правонарушений. По результатам проверок наложено 163 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 5 раз, временный запрет деятельности - 4 раза. На нарушителей обязательных требований наложено 395 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 14819 тыс. рублей. Основные причины аварий и случаев смертельного травматизма на объектах металлургических и коксохимических производств, связаны с формальным подходом руководителей эксплуатирующих организаций к вопросам функционирования производственного контроля и системы управления промышленной безопасностью. По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности: нарушения режима ведения технологического процесса; неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования; неудовлетворительная организация производства работ; эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования. На части металлургических объектов эксплуатируется морально и физически устаревшее оборудование и для этих предприятий функционирование системы обеспечения безопасности труда является профилактической деятельностью по предотвращению аварий. В соответствии с требованиями федерального законодательства организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II класса опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Это значит, что предприятия самостоятельно должны определять, ранжировать и управлять своими рисками. Наибольшее количество обращений в Ростехнадзор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей касаются вопросов: трактовки Положения о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности (приказ Ростехнадзора от 18 января 2012 г. № 44, зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2012 г., рег. № 23411). необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности на объектах металлургической и коксохимической промышленности; категорийности опасных производственных объектов, указанных в п. 4 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В настоящее время Ростехнадзором разрабатываются изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов" (приказ Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. № 656, зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., рег. № 32271), а также проводится работа по разработке проекта федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Обеспечение промышленной безопасности при организации работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности". Федеральный государственный надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначенияЗа 3 месяца 2018 года аварий на поднадзорных объектах, связанных с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения не было. В аналогичном периоде 2017 года произошла одна авария. Случаи смертельного травматизма не зафиксированы. В течение 3 месяцев 2018 года на объектах обращения взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзором проведено 320 проверок, из них плановых - 39, внеплановых - 139, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 142. В ходе проверок выявлено 600 правонарушений. По результатам проверок наложено 109 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 2 раза, временный запрет деятельности не применялся. На нарушителей обязательных требований наложено 182 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 8469 тыс. рублей. По результатам проверок поднадзорных организаций выявлен ряд систематических нарушений требований промышленной безопасности, которые допускаются поднадзорными предприятиями: нарушения установленных требований к соблюдению соответствия применяемых взрывчатых веществ условиям применения при производстве взрывных работ; низкое качество проектной документации на производство взрывных работ (не оформляются предусмотренные действующими требованиями проекты на каждый массовый взрыв, что приводит к некорректным расчетам количества требующихся взрывчатых материалов и размеров опасных зон, а также к нарушениям организации взрывных работ, а также к нарушениям требований по определению радиусов запретных и опасных зон в подземных выработках; нарушения правил применения технических устройств, связанных с обращением взрывчатых материалов на опасных производственных объектах (выявлены случаи получения поднадзорными предприятиями сертификатов соответствия технических устройств, применяемых для заряжания, хранения и транспортирования взрывчатых материалов (передвижные склады взрывчатых материалов, пневмозарядчики, смесительно-зарядные машины) со ссылкой на положения Технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности колесных транспортных средств", "Об оборудовании для работы во взрывоопасных средах" и других, в то время как данные документы не содержат требований к указанным техническим устройствам). Для оценки технических устройств, связанных с обращением с взрывчатыми материалами промышленного назначения, требуется экспертиза промышленной безопасности. Выявлены случаи проведения экспертиз технических устройств, связанных с транспортированием взрывчатых материалов, без проведения оценки соответствия их Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах" (приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605, зарегистрирован Минюстом 1 апреля 2014 г., рег. № 31796). Актуальной остается проблема регистрации в государственном реестре ОПО тех объектов заказчика, на которых ведутся прострелочно-взрывные работы подрядным (субподрядным) способом. Организации, эксплуатирующие объекты бурения и добычи нефти, газа указывают при регистрации данных объектов в государственном реестре IV класс опасности. Такая регистрация опасных производственных объектов является нарушением законодательства. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для объектов, на которых используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества, предусмотрены только I, II, III класс опасности, IV класс для таких объектов не предусмотрен. Недостаточным является уровень подготовки кадров в области взрывного дела. Постоянное совершенствование техники и технологии взрывных работ требует переподготовки и повышения квалификации специалистов-руководителей и исполнителей взрывных работ. Запросы поднадзорных организаций, требующие разъяснений Ростехнадзора, касающихся требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также базовых понятий теории взрывного дела, свидетельствуют о низком уровне подготовки инженерно-технических кадров предприятий. Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2017 г. № 518 (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2018 г., рег. № 50737) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденные приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605. В настоящее время получено положительное заключение Минэкономразвития России по проекту Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по участию представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в комиссии по проведению приемочных испытаний взрывчатых веществ и изделий на их основе и по согласованию программы и методики приемочных испытаний. Приказ об утверждении указанного регламента готовится к направлению для регистрации в Минюст России. Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованиемВ рамках осуществления маркшейдерского контроля и безопасного недропользования Ростехнадзором за 3 месяца 2018 года проведено 255 проверок, из них плановых - 31, внеплановых - 74, в режиме постоянного государственного надзора - 150. В ходе проверок выявлено 832 правонарушения при производстве маркшейдерских работ при пользовании недрами. По результатам проверок наложено 164 административных наказания. На нарушителей обязательных требований наложено 224 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9225 тыс. рублей. К числу типовых нарушений, выявленных в ходе надзорной деятельности за производством маркшейдерских работ при пользовании недрами, следует отнести: отступления от утвержденной проектной документации на пользование недрами в части обеспечения пользователем недр условий безопасного недропользования; нарушения в части реализации мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок; нарушения порядка уточнения границ горных отводов и оформления горноотводной документации, наблюдений за безопасным состоянием горных отводов; нарушения установленного порядка ведения работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования; нарушения лицензиатами (соискателями лицензий) лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ, включая требования по повышению квалификации и аттестации специалистов маркшейдерской службы. Наиболее частые обращения недропользователей в области маркшейдерского контроля и безопасного недропользования касаются вопросов применения таких положений нормативных правовых актов как: порядок рассмотрения и согласования планов развития горных работ; требования к содержанию проектов горного отвода и оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода; лицензионные требования и условия при производстве маркшейдерских работ. Анализ правоприменительной практики по вопросам государственного горного надзора показал, что контрольными функциями в области государственного горного надзора дополнительно наделены Роснедра (согласование проектной документации, выдача разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых и др.), Росприроднадзор (контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях исключения дублирования контрольных функций в области недропользования целесообразно сосредоточить их в Ростехнадзоре. Центральным аппаратом Ростехнадзора разработаны и проходят внутреннее согласование 4 проекта административных регламентов Ростехнадзора: по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ; по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода; по предоставлению государственной услуги по согласованию задания на разработку проекта округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения; по предоставлению государственной услуги по согласованию положений о службах главного геолога и главного маркшейдера и методик определения численности служб организации. Федеральный государственный надзор на объектах нефтегазодобывающей промышленностиФедеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7522 опасных производственных объектов нефтегазодобычи. За 3 месяца 2018 года на объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 5 аварий, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий увеличилось на 2 аварии (40 %). Четыре аварии произошли на опасных производственных объектах средней опасности - III класс опасности (80 %) и одна авария на опасных производственных объектах низкой опасности - IV класс опасности (20 %). Экономический ущерб от аварий, произошедших за 3 месяца 2018 года, составил 3936 тыс. руб. (за 3 месяца 2017 года - 4942 тыс. руб.). За 3 месяца 2018 года на объектах нефтегазодобычи в результате несчастных случаев погибло 5 человек (за 3 месяца 2017 года - 1 человек). В отчетном периоде зафиксирован один групповой несчастный случай в аналогичном периоде 2017 года - 2 групповых несчастных случая. Распределение аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности по видам аварий
За 3 месяца 2018 года 40 % от общего числа произошедших аварий связаны с открытыми фонтанами и выбросами из нефтяных и газовых скважин, доля которых по сравнению с 2017 годом не изменилась. Количество аварий, связанных с падением буровых (эксплуатационных) вышек, разрушение их частей за 3 месяца 2018 года по сравнению с 2017 годом увеличилось на одну аварию (20 %). За 3 месяца 2018 года количество аварий, связанных с разливами нефтесодержащей жидкости, увеличилось на одну аварию и составило 2 аварии (40 %). Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей промышленности по травмирующим факторам
За 3 месяца 2018 года аварии произошли на объектах нефтегазодобывающей промышленности, поднадзорных Северо-Уральскому и Средне-Поволжскому управлениям Ростехнадзора (по 2 аварии), Западно-Уральскому управлению Ростехнадзора (1 авария). Групповой несчастный случай со смертельным исходом, причиной которого явилась авария, произошел на опасном производственном объекте, поднадзорном Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора. Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ. Аварии, причинами которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства работ, произошли в ООО "Байтуган Сервис", ООО "Башнефть-Добыча", ООО "Кынско Часельское нефтегаз", АО "Самаранефтегаз", ОАО "Варьеганнефть". Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 704 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса, из них плановых - 21, внеплановых - 441, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 242. В результате проведенных проверок выявлено 1890 нарушений требований промышленной безопасности. По итогам проведенных проверок наложено 221 административное наказание. Всего на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 219 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 16763 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 12985 тыс. руб., на должностных лиц - 3765 тыс. рублей. Административное приостановление деятельности применялось один раз. Федеральный государственный надзор на объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объекты нефтепродуктообеспеченияФедеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на 4721 опасном производственном объекте нефтехимического, нефтегазоперерабатывающего производства и объекте нефтепродуктообеспечения. За 3 месяца 2018 года на ОПО произошло 2 аварии, что на 4 аварии меньше, чем за тот же период 2017 года. Все аварии произошли на ОПО III класса опасности. Общий предварительный ущерб от аварий за 3 месяца 2018 года составил 3557 тыс. руб. (за 3 месяца 2017 года - 376637 тыс. руб.). За 3 месяца 2018 года и аналогичный период 2017 года случаи смертельного травматизма не зафиксированы. Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных Центральному управлению (1 авария) и Приволжскому управлению (1 авария). Анализ результатов технических расследований причин аварий показывает, что основными их причинами явились: внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств (ПАО "Казаньоргсинтез") - 50 %; ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации и производства опасных видов работ, организации работ по обслуживанию оборудования (АО "Серпуховская нефтебаза) - 50 %. За 3 месяца 2017 года внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, явились причинами 2 аварий, что составило 33 % от всех происшедших аварий, и 4 аварии (67 %) произошли по причине, связанной с человеческим фактором, что указывает на низкий уровень производственной дисциплины при организации и проведении работ повышенной опасности. В целях снижения аварийности и смертельного травматизма на ОПО, в 2017 году разработаны и утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" (приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. № 485, зарегистрирован Минюстом 11 декабря 2017 г., рег. № 49189), устанавливающие обязательные требования безопасности к подготовке и проведению работ. Информацию об авариях, произошедших на опасных производственных объектах, Ростехнадзор размещает на официальном сайте в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий". В течение 3 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО, проведено 764 проверки соблюдения требований промышленной безопасности (за тот же период 2017 года - 696). В отчетном периоде 2018 года отмечается увеличение количества (на 13 %) внеплановых проверок (за 3 месяца 2018 года - 318 проверок, за аналогичный период 2017 года - 281). Количество проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, увеличилось на 21 % (за 3 месяца 2018 года - 294 проверка, за аналогичный период 2017 года - 242). Несколько снизилось (на 7 %) количество плановых проверок (за 3 месяца 2018 года - 78 проверок, за аналогичный период 2017 года - 84). Количество выявленных нарушений требований промышленной безопасности по итогам проверок снизилось на 28 % (за 3 месяца 2018 года - 4144 проверки, за аналогичный период 2017 года - 5831). Вместе с тем, отмечено снижение показателей применения административных наказаний в отношении нарушителей требований промышленности безопасности на 17 % (за 3 месяца 2018 года - 373 наказаний, за аналогичный период 2017 года - 452). Общая сумма наложенных административных штрафов снизилась на 3 % (за 3 месяца 2018 года - 37635 тыс. руб., за аналогичный период 2017 года - 38801 тыс. руб.), в том числе наложенных на юридических лиц - на 4 % (за 3 месяца 2018 года - 30770 тыс. руб., за аналогичный период 2017 года - 32265 тыс. руб.), на должностных лиц на снижение на 1 % (за 3 месяца 2018 года - 6462 тыс. руб., за 3 месяца 2017 года - 6535,5 тыс. руб.). Административное приостановление деятельности применялось 14 раз, временный запрет деятельности - 2. Федеральный государственный надзор на объектах магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газаФедеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществлялся в отношении 4310 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта. За 3 месяца 2018 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта произошло 3 аварии, что на 2 аварии больше, чем за аналогичный период 2017 года. Распределение аварий по отраслям промышленности на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа
За 3 месяца 2018 года количество аварий на ОПО магистрального трубопроводного транспорта по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на газопроводах на 1 аварию и на нефтепроводах - на 1 аварию. За 3 месяца 2018 года на ОПО магистрального трубопроводного транспорта случаев смертельного травматизма не зарегистрировано. Аварии произошли на опасных производственных объектах, поднадзорных Средне-Поволжскому (1 авария), Волжско-Окскому (1 авария) и Нижне-Волжскому (1 авария) управлениям Ростехнадзора. Анализ результатов технических расследований причин аварий показывает, что основными причинами во всех случаях явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств. Аварии, причиной которых явились внутренние опасные факторы, связанные с разгерметизацией и разрушением технических устройств, произошли в АО "Транснефть-Приволга", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и ООО "Газпром трансгаз Волгоград". Информация об авариях, произошедших на ОПО магистрального трубопроводного транспорта, размещена на официальном сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса". Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 745 проверок объектов магистрального трубопроводного транспорта, из них плановых - 20, внеплановых - 115, в режиме постоянного государственного надзора - 610. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлено и предписано к устранению 1960 нарушений требований промышленной безопасности. По результатам проведенных проверок наложено 290 административных наказаний. Административный штраф накладывался в 289 случаях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 8747 тыс. руб., из них на должностных лиц - 1862 тыс. руб., на юридических лиц 6835 тыс. рублей. Федеральный государственный надзор на объектах газораспределения и газопотребленияФедеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 60697 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления. В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью 921124 км снабжают газом 19054 поднадзорных промышленных предприятия, 488 тепловых электрических станций, 58969 газовых отопительных и производственных котельных. За 3 месяца 2018 года на объектах газораспределения и газопотребления произошло 6 аварий. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий уменьшилось на 2 аварии (на 25 %). Экономический ущерб от аварий, произошедших за 3 месяца 2018 года составил 324 тыс. рублей (за 3 месяца 2017 года - 4368 тыс. руб.). За 3 месяца 2018 года случаев смертельного травматизма не зарегистрировано. За аналогичный период 2017 года смертельно травмированных также не было. Распределение аварий по видам на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления
Из общего количества аварий за 3 месяца 2018 года 32 % (2 аварии) связаны с взрывом при розжиге газоиспользующих установок и неисправностью оборудования котла. Уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество аварий, связанных с механическим повреждением подземных газопроводов (на 2 аварии). Количество аварий, связанных с механическим повреждением газопроводов автотранспортом составляет 17 % (1 авария), коррозионным повреждением наружных газопроводов - 17 % (1 авария), количество аварий, связанных с иными видами причин - 17% (1 авария). Аварии произошли на объектах газораспределения и газопотребления, поднадзорных Кавказскому управлению (2 аварии), Центральному управлению (2 аварии), Северо-Западному управления (1 авария) и Приволжскому управлению Ростехнадзора (1 авария). Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились: в 3 случаях (51 %) внешние опасные факторы, связанные с: механическим повреждением газопроводов из-за воздействия посторонних лиц и организаций (1 случай - 17 %); механическим повреждением газопроводов автотранспортом (1 случай - 17%); по иным причинам (1 случай - 17 %); в 2 случаях (32 %) ошибки персонала, связанные с: нарушением требований организации производства опасных работ (взрывы при розжиге газоиспользующих установок) и неисправность оборудования котла; в одном случае (17 %) внутренние опасные факторы, связанные с коррозионным повреждением газопровода. Аварии, причиной которых явились механические повреждения газопроводов вследствие нарушения Правил охраны газораспределительных сетей и наезда автотранспорта, произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (одна авария); ОАО "Даггаз" (одна авария). Аварии, причиной которых явились ошибки персонала, связанные с нарушением требований организации производства работ при розжиге газоиспользующих установок, произошли в котельных, эксплуатируемых Муниципальным предприятием "Калининградтеплосеть" (одна авария); ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" (одна авария). Аварии, причиной которых явились повреждения газопровода в результате коррозионных повреждений, произошли на объектах газораспределенияи газопотребления, эксплуатируемых АО "Газпром газораспределение Махачкала" (1 авария). Аварии по иным причинам произошли на объектах газораспределения и газопотребления, эксплуатируемых АО "Казэнерго". Информация об авариях, произошедших на опасных производственных объектах, размещена на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе "Уроки, извлеченные из аварий" раздела "Надзор за объектами нефтегазового комплекса". Территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проведено 4264 проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (за 3 месяца 2017 г. - 4179), из них плановых - 669, внеплановых - 3576, в режиме постоянного государственного надзора - 19. Выявлено 9104 правонарушения (за 3 мес. 2017 г. - 10698). По результатам проверок применено 1124 административных наказания. Наложено 1006 административных штрафов на сумму 71662 тыс. рублей, из них на должностных лиц 15314 тыс. руб., на юридических лиц 56001 тыс. рублей. Административное приостановление деятельности применялось 25 раз. Федеральный государственный надзор за соблюдением требований промышленной
безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых
используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным
давлением.
|