На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 21 июня 2018 г. № 271
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 3 месяца 2018 года"

В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. № 13 (2), приказываю:

Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 3 месяца 2018 года.

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 3 месяца 2018 года

(утв. приказом Ростехнадзора от 21 июня 2018 года № 271)

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, за 3 месяца 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года № 421 утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" указанные перечни размещены на официальном сайте Ростехнадзора.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Федеральный государственный надзор на атомных станциях

В течение 3 месяцев 2018 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла регулирование ядерной и радиационной безопасности на 54 энергоблоках 11 атомных станций, из них 40 энергоблоков имеют лицензии на эксплуатацию:

35 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности;

2 энергоблока находятся на этапе ввода в эксплуатацию (блок № 1 Ленинградской АЭС-2, блок № 4 Ростовской АЭС);

3 энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (блоки № 1, 2 Белоярской АЭС, блок № 3 Нововоронежской АЭС).

Кроме этого:

5 энергоблоков находятся в стадии сооружения (блок № 2 Ленинградской АЭС-2, блок № 2 Нововоронежской АЭС-2, блоки № 1, 2 Курской АЭС-2, блок № 1 Балтийской АЭС);

для 7 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (блоки № 3, 4 Ленинградской АЭС-2, блок № 2 Балтийской АЭС, блоки № 1, 2 Смоленской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300), опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем (СВБР-100);

2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (блоки № 1, 2 Нововоронежской АЭС).

За 3 месяца 2018 года территориальными органами Ростехнадзора проведено 850 проверок состояния безопасности атомных станций (за 3 мес. 2017 г. - 794), в том числе плановых проверок - 32 (за 3 мес. 2017 г. - 12), внеплановых проверок - 55 (за 3 мес. 2017 г. - 47), в рамках режима постоянного государственного надзора - 763 (за 3 мес. 2017 г. - 735). Далее в скобках приводятся данные за 3 месяца 2017 года.

Количество проверок состояния безопасности на атомных станциях, проведенных за 3 месяца 2018 года, по результатам которых выявлены правонарушения, составило 37 (37), из них плановых проверок проведено 15 (7), внеплановых проверок - 3 (4), в рамках режима постоянного государственного надзора - 19 (26).

В результате проверок выявлено 88 (95) нарушений обязательных требований, из них при проведении плановых проверок - 37 (33), внеплановых проверок - 8 (12), в рамках режима постоянного государственного надзора - 43 (50).

Количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, составило 13 (24), из них при проведении плановых проверок - 2 (0), внеплановых проверок - 1 (0), в рамках режима постоянного государственного надзора - 10 (24).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 791 тыс. руб. (935 тыс. руб.), в том числе наложенных на юридических лиц - 600 тыс. руб. (420 тыс. руб.), на должностных лиц - 189 тыс. руб. (515 тыс. руб.), на гражданина 2 тыс. руб. (0).

В результате анализа отчетов межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) за 3 месяца 2018 года установлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года показатели надзорной деятельности изменились разнонаправленно.

Выросло общее число проверок с 794 до 850. При этом количество проверок, по которым выявлены правонарушения, не изменилось. Выросло количество плановых проверок с 12 до 32, в т.ч. количество плановых проверок, по которым выявлены правонарушения выросло с 7 до 15. Выросло количество мероприятий по контролю в рамках постоянного надзора с 735 до 763, однако при этом количество мероприятий по контролю, в ходе которых выявлены правонарушения, снизилось с 50 до 43. Количество выявленных нарушений снизилось с 95 до 88, количество примененных административных санкций снизилось с 24 до 13, сумма наложенных штрафов снизилась с 935 тыс. руб. до 791 тыс. руб.

Количество наложенных административных наказаний и сумма наложенных штрафов возросли только в Центральном МТУ ЯРБ (с 1 до 3 и с 30 до 600 тыс. руб. соответственно) и Уральском МТУ ЯРБ (1 до 2 и с 30 до 45 тыс. руб. соответственно).

Следует отметить, что за исключением Центрального МТУ ЯРБ административные наказания применялись другими МТУ ЯРБ только в рамках осуществления постоянного надзора и только в отношении должностных лиц. Центральным МТУ ЯРБ административные наказания применялись в отношении юридических лиц по результатам плановых и внеплановых проверок, однако в рамках постоянного надзора административные наказания не накладывались.

Как положительную практику следует отметить применение в отчетном периоде Северо-Европейским МТУ ЯРБ таких мер профилактического воздействия, как предостережения (выдано 17 предостережений). Другими МТУ ЯРБ такие меры пока не принимались.

Число документарных проверок, проведенных за 3 месяца 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, увеличилось с 9 до 10.

Центральным аппаратом Ростехнадзора плановые проверки (инспекции) в отчетном периоде 2018 года не проводились.

Комиссией центрального аппарата Ростехнадзора 16-17 января 2018 г. проведена внеплановая проверка акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (АО "Концерн Росэнергоатом") с целью контроля выполнения пунктов предписания Ростехнадзора от 2 декабря 2016 г. № ПР-04-16-ЭО и предписания от 26 июля 2017 г. № ПР-01-17-ЭО, срок исполнения которых истек.

По результатам проверки установлено, что 3 пункта предписания от 2 декабря 2016 г. № ПР-04-16-ЭО не выполнены. Юридическое лицо АО "Концерн Росэнергоатом" привлечено к административной ответственности по статье 19.5 ч. 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложен административный штраф в размере 700 тыс. руб. Выдано предписание ПР-01-18-ЭО от 17 января 2018 г. на устранение 3 нарушений обязательных требований.

В отчетном периоде 2018 года по фактам выявленных нарушений материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела не направлялись.

Центральным аппаратом Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года лицензии Эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" не выдавались, оформлено 27 изменений условий действия лицензий и в 2 случаях было отказано в их оформлении на основании экспертиз, которые содержали выводы о том, что безопасность объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности не обеспечена и (или) что документы, представленные соискателем лицензии, не соответствуют законодательству Российской Федерации, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

МТУ ЯРБ за 3 месяца 2018 года выдано 136 (204) лицензий организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станциям.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам (персоналу) атомных станций.

За отчётный период разрешения выданы:

центральным аппаратом - 7 (8) руководящим работникам атомных станций;

МТУ ЯРБ - 109 (98) работникам (оперативному персоналу) атомных станций.

За 3 месяца 2018 года нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии и происшествия категорий П01 - П03, П05, не зафиксированы.

Произошло 14 нарушений в работе, подлежащих учету в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций (НП-004-08), что на 4 нарушения больше, чем за тот же период 2017 года.

В соответствии с пунктом 1 Плана-графика реализации подпрограммы профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы Ростехнадзором велась разработка руководств по безопасности при использовании атомной энергии, содержащих рекомендации по исполнению обязательных требований. За 3 месяца 2018 года выпущено руководство по безопасности "Системы аварийного мониторинга атомной станции с водо-водяными энергетическими реакторами. Общие рекомендации и номенклатура контролируемых параметров" (утверждено приказом Ростехнадзора от 30 января 2018 г. № 42).

Федеральный государственный надзор на исследовательских ядерных установках

В течение 3 месяцев 2018 году Ростехнадзор осуществлял регулирование и надзор за ядерной и радиационной безопасностью 65 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) в 18 эксплуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице.

Тип ИЯУ

Распределение типов ИЯУ по виду деятельности

Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова)

Вывод из эксплуатации

Сооружение

Исследовательские реакторы

24 (2)

4

3

Критические стенды

23

1

0

Подкритические стенды

10

0

0

Количество ИЯУ по виду деятельности

57

5

3

Всего ИЯУ

65

 

 

 

За 3 месяца 2018 года МТУ ЯРБ всего проведено 77 (75) проверок (здесь и далее в скобках указаны данные за 3 месяца 2017 года), из них - плановых проверок проведено 5 (2), внеплановых проверок - 9 (14), проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний - 1 (9), в рамках режима постоянного надзора проведено 62 (59) проверки.

В ходе проверок выявлено и предписано к устранению 111 (74) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий.

Административные наказания на юридических и должностных лиц налагались 4 (10) раза, из них административный штраф - 3 (9) и предупреждение - 1 (1) раз. Административный штраф накладывался на юридическое лицо 1 (2) раз, на должностных лиц - 2 (7) раза. Сумма наложенных штрафов составила 140 (950) тыс. руб., из них на должностных лиц 40 (150) тыс. руб.

За 3 месяца 2018 года по итогам проверок ИЯУ было предпринято 6 мер профилактического воздействия в виде предостережений.

Апелляций, обращений в суд по поводу наложенных штрафов не было, разъяснений неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных или новых требований нормативно-правовых актов не требовалось.

Наибольшее количество нарушений зафиксировано при ведении эксплуатационной документации, организации эксплуатации ИЯУ, подготовке и допуску к работе персонала.

Анализ нарушений, выявленных при проведении проверок, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

отчет по обоснованию безопасности (ООБ) ИЯУ не отражает фактическое состояние ИЯУ и не учитывает все изменения, внесенные в проект ИЯУ, при этом в ООБ ИЯУ не представлена вся информация, указанная в приложении 3 НП-049-17 (нарушение п. 6, 20 НП-049-17 "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок", ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации);

эксплуатация ИЯУ осуществляется с нарушением Программы работ по подготовке к продлению срока эксплуатации (нарушение п. 2.5 НП-024-2000 "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии", ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП Российской Федерации).

Для устранения нарушений обязательных требований необходимо принятие организационных мер руководством эксплуатирующих организаций в целях выполнения персоналом требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий. Необходимо усилить административный контроль со стороны руководства за исполнением ответственными должностными лицами требований нормативно-правовых актов и соблюдения условий действия лицензий.

Во исполнение пункта 1 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2018 год центральным аппаратом Ростехнадзора с 26 марта по 6 апреля 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" (комплекса с исследовательским ядерным реактором ВВР-ц). По результатам проверки выдано предписание № ПР1-АО НИФХИ-ЦА/18 от 6 апреля 2018 года на устранение 44 нарушений обязательных требований. АО "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" привлечено к административной ответственности по статье 9.6 ч. 1 КоАП Российской Федерации. Составлено два протокола об административных правонарушениях в отношении юридического лица и 3 протокола - в отношении должностных лиц. По результатам рассмотрения протоколов наложено пять административных штрафов на сумму 260 тыс. рублей.

За 3 месяца 2018 года нарушений в работе исследовательских ядерных установок, классифицируемых как аварии и происшествия категорий П01 - П04 и П06 - П09, не было. Произошло одно нарушение в работе (категория нарушения - П05), подлежащее учету в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок (НП-027-10),

За 3 месяца 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора выдана одна лицензия на эксплуатацию исследовательского ядерного реактора У-3 ФГУП "Крыловский государственный научный центр", внесено одно изменение в условия действий лицензии на эксплуатацию критического ядерного стенда СТ-1125 АО "ОКБМ Африкантов".

МТУ ЯРБ за 3 месяца 2018 года выдано 6 (9) лицензий организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги ИЯУ.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам (персоналу) ИЯУ. За отчётный период разрешения выданы:

центральным аппаратом - 5 (1) руководящим работникам ИЯУ;

МТУ ЯРБ - 10 (26) работникам из числа оперативного персонала ИЯУ.

Федеральный государственный надзор на объектах ядерного топливного цикла

За 3 месяца 2018 года под надзором за ядерной и радиационной безопасностью предприятий топливного цикла находилось 473 организации (промышленные предприятия ядерного топливного цикла (ПЯТЦ), научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие перевозки, хранение ядерных материалов и выполняющие иные работы для предприятий ядерного топливного цикла на основании лицензий Ростехнадзора).

Территориальными органами Ростехнадзора в течение 3 месяцев 2018 года проведена 161 проверка (за 3 месяца 2017 года - 147) по направлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью предприятий топливного цикла (здесь и далее в скобках указаны данные за 3 месяца 2017 года), в том числе плановых - 11 (9), внеплановых проверок - 28 (28), в рамках режима постоянного государственного надзора - 122 (110).

В результате проведенных проверок выявлено 94 (117) нарушения, из них при проведении плановых проверок - 16 (31), внеплановых проверок - 15 (0), в рамках режима постоянного государственного надзора - 63 (86).

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 16 (6).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 45 тыс. руб. (500 тыс. руб.), в том числе наложенных на должностных лиц - 45 тыс. руб. (70 тыс. руб.).

За 3 месяца 2018 года по фактам выявленных нарушений материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) не направлялись.

За 3 месяца 2018 года, как и в предшествующем периоде, аварий на предприятиях ядерного топливного цикла не было.

Федеральный государственный надзор за ядерными энергетическими установками судов и объектами их жизнеобеспечения

В течение 3 месяцев 2018 года Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на судах с ядерными энергетическими установками, включая объекты их жизнеобеспечения, а также в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии.

В отчётном периоде поднадзорным организациям выдано 15 лицензий.

Под государственным надзором находились 10 атомных судов и 4 судна атомно-технологического обслуживания (далее - суда АТО) федерального государственного унитарного предприятия "Атомфлот" (далее - ФГУП "Атомфлот") Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

ФГУП "Атомфлот" осуществляет эксплуатацию, а также обеспечивает базирование атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУС, хранение и переработку радиоактивных отходов, проведение транспортно-погрузочных и технологических операций с ядерным топливом.

Состояние ядерной и радиационной безопасности на ФГУП "Атомфлот" соответствует требованиям федеральных норм и правил области использования атомной энергии.

За 3 месяца 2018 года аварий на поднадзорных объектах не было.

За отчетный период зафиксировано 4 нарушения в работе поднадзорных объектов использования атомной энергии. Зарегистрированные нарушения нормальной эксплуатации к превышению пределов безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации. Радиационная обстановка при всех происшествиях оставалась в пределах нормы.

Всего под надзором находилось 44 предприятия, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.

На предприятиях судостроительной отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

За 3 месяца 2018 года проведена 51 инспекция (за 3 месяца 2017 года - 30), из них плановых - 1 (0), внеплановых - 9 (1), проведенных в рамках постоянного государственного надзора - 41 (29).

Выявлено и предписано к устранению 3 нарушения (за 3 месяца 2017 года - 2).

Административные наказания по результатам проведенных проверок не применялись.

Меры профилактического воздействия (предостережения) применялись 4 раза.

Федеральный государственный надзор на радиационно-опасных объектах

В сфере государственного надзора находятся:

а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);

б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:

технологические и медицинские облучательные установки;

дефектоскопы;

радиоизотопные приборы и другие источники;

радиоизотопные термоэлектрические генераторы (далее - РИТЭГ);

в) пункты хранения радиоактивных веществ (далее - РВ), хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:

специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды" (далее - ФГУП "РАДОН"), в отделениях и филиалах ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО"), пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункт захоронения твердых радиоактивных отходов ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "НО РАО");

неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;

неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;

хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.

За 3 месяца 2018 года под надзором за радиационной безопасностью на радиационно-опасных объектах находилось 2157 организаций.

В отчетном периоде на радиационно-опасных объектах произошло 14 нарушений в работе.

Территориальными органами Ростехнадзора в течение 3 месяцев 2018 года проведено 402 проверки состояния радиационной безопасности на радиационно-опасных объектах (за 3 месяца 2017 года - 475), в том числе плановых проверок - 165 (119), внеплановых проверок - 135 (225), в рамках режима постоянного государственного надзора - 102 (131).

В результате проведенных проверок выявлено 181 нарушение (за 3 месяца 2017 года - 230), из них при проведении плановых проверок - 94, внеплановых проверок - 86, в рамках режима постоянного государственного надзора - 1.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 45 (8).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2180 тыс. руб. (1600 тыс. руб.), в том числе наложенных на юридических лиц - 2100 тыс. руб., на должностных лиц - 80 тыс. рублей.

Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основными факторами, влияющими на состояние радиационной безопасности радиационно-опасных объектов, являются:

изношенность техники и оборудования;

недостаточный уровень качества проводимых работ организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям;

накопление и необоснованное хранение в организациях источников с истекшим назначенным сроком службы из-за ограниченных финансовых возможностей организаций.

За 3 месяца 2018 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.

Надзор за учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

В отчетном периоде под надзором Ростехнадзора находилась 51 организация, в которых организовано 288 зон баланса ядерных материалов (далее ЗБМ) из них: в 21 организации - 74 ЗБМ 1-й категории ядерных материалов (наиболее потенциально опасной), в 3 организациях - 14 ЗБМ 2-й категории, в 3 организациях - 14 ЗБМ 3-й категории, в 24 организациях - 186 ЗБМ 4-й категории.

Надзор за учетом и контролем ядерных материалов

За 3 месяца 2018 года проведено 49 проверок, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов, из них внеплановых проверок - 3, проверок, проведенных в режиме постоянного надзора - 46.

Около 6 % проверок было проведено с использованием технических средств (инспекционные измерения с помощью приборов неразрушающего контроля).

В процессе проверок выявлено 16 нарушений (нарушений обязательных требований - 14 и нарушений условий действия лицензии - 2).

За аналогичный период 2017 года было проведено 49 проверок, выявлено 24 нарушения.

В отчетном периоде случаев, связанных с утратой и несанкционированным использованием ядерных материалов на поднадзорных объектах, не выявлено.

Надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Под надзором Ростехнадзора состоит 2006 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО), в число которых входят 74 созданных в субъектах Российской Федерации региональных информационно-аналитических центра.

152 организации осуществляют деятельность по обращению с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ) 1-й категории опасности (чрезвычайно опасно);

161 организация - 2-й категории опасности (очень опасно);

211 организаций - 3-й категории опасности (опасно);

1241 организация - 4-й и 5-й категории опасности (опасность маловероятна и очень маловероятна).

Остальные организации осуществляют деятельность по обращению с радиоактивными веществами не в виде ЗРИ и радиоактивными отходами.

За 3 месяца 2018 года Ростехнадзором проведено 262 проверки, состояния учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Проверки учета и контроля РВ и РАО проводились в рамках плановых проверок, а также в рамках режима постоянного государственного надзора.

В ходе проверок выявлено 102 нарушения, из них 101 нарушение обязательных требований и одно нарушение условий действия лицензии (за аналогичный период 2017 года проведено 374 проверки, выявлено 104 нарушения норм и правил и условий действия лицензий).

В отчетном периоде получена информация о происшествиях в учете и контроле РВ и РАО:

выявлено 2 аномалии в учете и контроле РВ (расхождение фактических и учетных данных);

выявлена недостача РВ;

обнаружено 3 радиационных источника (бесхозяйный радиоактивный источник с РВ - 1; неучтенных источников ионизирующего излучения на территории организации - 2).

Надзор за физической защитой на ядерных объектах

Ростехнадзор осуществляет надзор за физической защитой на 54 ядерных объектах.

За 3 месяца 2018 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведена одна плановая проверка, 2 внеплановые и 81 проверка выполнения требований к физической защите (за аналогичный период 2017 года было проведено 4 плановые проверки и 63 проверки в рамках режима постоянного надзора).

В ходе проверок выявлено 50 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий (47 нарушений обязательных требований и 3 нарушения условий действия лицензий). За аналогичный период 2017 года выявлено 32 нарушения.

Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.

Надзор за физической защитой на радиационно-опасных объектах

Ростехнадзор осуществляет надзор за физической защитой на 1920 радиационно-опасных объектах.

За 3 месяца 2018 года проведено 120 плановых проверок, 52 внеплановых и 55 проверок выполнения требований по физической защите в рамках режима постоянного надзора, включая проверки ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО". За аналогичный период в 2017 году было проведено 205 плановых проверок и 41 проверка в рамках режима постоянного надзора.

В ходе проверок выявлено 37 нарушений обязательных требований. За аналогичный период 2017 года выявлено 37 нарушений.

Несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения не выявлено.

Типовые (характерные) и массовые нарушения обязательных требований в сфере надзора за учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и физической защитой на ядерных и радиационно-опасных объектах:

отсутствие приказов о назначении лиц, ответственных за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля (нарушения пунктов 31 и 42 НП-030-12 "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" были выявлены 7 раз, что составляет 43 % от общего количества нарушений);

в программе измерений ядерных материалов не приведены формы, не указаны сроки составления документов, в которых регистрируются результаты измерений (п. 37 НП-030-12 нарушен 3 раза, что составляет 18 % от общего количества нарушений);

применяются пломбы, не удовлетворяющие национальным стандартам, в промежутках между инвентаризациями ЯМ не проводится выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ, результаты контроля документально не регистрируются (нарушены пункты 33 и 34 НП-030-12 2 раза, что составляет 14 % от общего количества нарушений).

Типовые (характерные) нарушения правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации:

не разработано положение по учёту и контролю РВ и РАО, не разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения, осуществляющего деятельность с РВ и РАО, не назначены ответственные лица за учет и контроль РВ и РАО (нарушены пункты 33 раза пункты 12, 15, 17 НП-067-16 "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации", что составляют 29 % от общего количества нарушений);

не проверяется состояние и целостность пломб чаще инвентаризаций с регистрацией таких проверок в журнале, не разработана программа применения пломб (нарушены пункты 27 и 28 НП-067-16 15 раз, что составляет 14 % от общего количества нарушений);

не назначены должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО, не организованы прохождение обучения и проверка знаний специалистов, руководящий персонал не имеет разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии (нарушены пункты 83 - 85 НП-067-16 15 раз, что составляет 14 % от общего количества нарушений);

не установлен порядок административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО, отсутствует документальное оформление результатов проведения административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО, не ведутся журналы учета РВ и РАО (нарушены пункты 71, 72 и 74 НП-067-16 11 раз, что составляют 10 % от общего количества нарушений).

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на ядерных объектах:

на отдельных участках охраняемых зон (защищенных и внутренних) отсутствуют некоторые из обязательных средств охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы оптико-электронного наблюдения или технические средства смонтированы таким образом, что не выполняют свою задачу по предназначению (нарушены пункты 63 - 90 НП-083-15 "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" 14 раз, что составляет 29 % от общего количества нарушений);

отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы (положения, планы, инструкции) по организационным мероприятиям (нарушен пункт 46 НП-083-15 9 раз, что составляет 19 % от общего количества нарушений);

оборудование контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда транспортных средств не в полной мере обеспечивают контроль разрешенного прохода (проезда) персонала объекта и транспортных средств и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) запрещенных предметов (нарушены пункты 109 - 112 НП-083-15 8 раз, что составляет 17 % от общего количества нарушений);

система оперативной связи и оповещения (включая проводную и радиосвязь) на местах несения службы объекта частично отсутствует (5 раз нарушены пункты 80 - 83 НП-083-15, что составляет 10 % от общего количества нарушений);

подготовка и допуск к эксплуатации ИТСФЗ персонала физической защиты, периодичность проверки знаний им правил эксплуатации и безопасности осуществляется с нарушениями требований норм и правил (нарушены 4 раза пункты 98 - 105 НП-083-15, что составляет 8 % от общего количества нарушений);

планирование технической эксплуатации ИТСФЗ, проверка их функционирования, технического обслуживания и ремонта осуществляется с нарушениями требований технических регламентов (нарушены 3 раза пункты 91 - 97 НП-083-15), что составляет 6 % от общего количества нарушений).

Типовые (характерные) нарушения обязательных требований в сфере надзора за физической защитой на радиационно-опасных объектах:

отсутствуют или требуют корректировки отдельные документы (инструкции, журналы, планы, положения, перечни), определяющие организацию физической защиты (нарушено 21 раз приложение № 3 к НП-034-15 "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения", что составляет 57 % от общего количества нарушений);

не разработана модель нарушителей или не согласована в установленном порядке (нарушен 3 раза пункт 6 НП-034-15, что составляет 8 % от общего количества нарушений);

не установлен уровень физической защиты или установленный уровень физической защиты не соответствует требованиям (нарушен 3 раза пункт 20 НП-034-15, что составляет 8 % от общего количества нарушений);

не определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на радиационном объекте, а также не назначаются лица, ответственные за физическую защиту на период отсутствия основных должностных лиц по уважительным причинам (нарушен 2 раза пункт 1.1. приложения № 2 к НП-034-15, что составляет 5 % от общего количества нарушений);

персонал физической защиты не своевременно проходит обучение (нарушен 2 раза пункт 3.1. приложения № 2 к НП-034-15, что составляет 5 % от общего числа нарушений.

За 3 месяца 2018 года за нарушения в области физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов наложено 14 административных штрафов на общую сумму 1540 тыс. руб. (за аналогичный период 2017 года наложено 5 административных штрафов на общую сумму 920 тыс. руб.).

Основными причинами выявленных нарушений в рамках систем физической защиты на ядерных и радиационно-опасных объектах, государственного учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов являются:

недостаточный административный контроль со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии по соблюдению обязательных требований и условий действия лицензий;

недостаточный уровень подготовки и повышения квалификации персонала поднадзорных организаций;

длительная и усложненная процедура проведения тендеров на модернизацию и совершенствование систем физической защиты поднадзорных организаций, а также отсутствие финансовых ресурсов у некоторых из них.

Мероприятия, проводимые по недопущению типовых и массовых нарушений обязательных требований в сфере надзора за учетом, контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защитой

В целях содействия соблюдению требований норм и правил в области использования атомной энергии центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением специальной безопасности) в отчетном периоде разработаны, согласованы (находятся на этапе утверждения) руководства по безопасности при использовании атомной энергии, в части учета, контроля и физической защиты:

Руководство по безопасности "Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов";

Руководство по безопасности "Рекомендации по определению мер физической защиты для мобильных радиационных источников".

Федеральный государственный строительный надзор на объектах использования атомной энергии

На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

В отношении объектов использования атомной энергии по итогам 3 месяцев 2018 года осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве 36 объектов (за 3 месяца 2017 года - 26) и реконструкции 13 (10) объектов капитального строительства.

В течение 3 месяцев 2018 года при осуществлении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии Ростехнадзором проведено 37 (21) проверок, в том числе 26 (16) проверок по объектам строительства, 11 (5) проверок по объектам реконструкции.

По результатам проверок в отчетном периоде 2018 года было выявлено 314 (222) нарушений, из них:

305 (216) нарушений по результатам проведения проверок;

9 (6) нарушений при проведении проверок по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок выдано 32 (21) предписания об устранении выявленных нарушений и по выявленным административным правонарушениям наложено 35 (16) административных наказаний.

Сумма наложенных административных штрафов составила 290 (890) тыс. руб., в том числе на должностных лиц - 90 (240) тыс. руб., на юридических лиц - 200 (650) тыс. рублей.

По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии за 3 месяца 2018 года выдано 2 (1) заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В отчетном периоде 2018 года в рамках осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии нарушений требований в области экологии не выявлено (за 3 месяца 2017 года выявлено 7 нарушений), выявлено 11 (6) нарушений требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и 25 (10) нарушений требований пожарной безопасности.

Основными видами нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются:

отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушение сроков направления извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.5 КоАП Российской Федерации;

нарушения требований при ведении исполнительной документации (журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ и т.д.), что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения организационного порядка строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

нарушения технологии строительства, что является нарушением требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации;

недостаточный уровень осуществления строительного контроля на объекте, что является нарушением требований ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП Российской Федерации.

Государственный надзор за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования для объектов использования атомной энергии

В отчетном периоде МТУ ЯРБ осуществлялся надзор за деятельностью 1010 (в течение 3 месяцев 2017 года - 1334) организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.

За 3 месяца 2018 года проведено 109 (122) проверок, из них:

57 (44) - плановых выездных проверок, с целью проверки соблюдения требований условий действия лицензий;

52 (78) - внеплановые проверки, из которых 40 (64) проверок по заявлению организаций, связанных с выдачей лицензии и 12 (14) проверок по другим основаниям.

Всего выявлено 57 (40) нарушений обязательных требований, выдано 20 (15) предписаний.

По результатам проведенных проверок за нарушения федеральных норм и правил наложено административных штрафов на юридическое лицо на сумму 40 (400) тыс. рублей.

Основными причинами допущенных нарушений и выявленных недостатков организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, конструированию и изготовлению оборудования являются:

недостаточная исполнительская дисциплина должностных лиц поднадзорных организаций;

не обеспечивается соответствие конструкторских и технологических решений требованиям нормативных документов;

не поддерживается численность и квалификация персонала на уровне, достаточном для осуществления деятельности по проектированию, конструированию и изготовлению оборудования;

недостаточное знание исполнителями и руководителями требований федеральных и ведомственных нормативных документов;

отсутствие надлежащего контроля, за выполнением служебных обязанностей работниками, со стороны администраций поднадзорных организаций.

Основными недостатками в надзорной деятельности при осуществлении государственного надзора за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования являются:

оформление документов по результатам проверок с отступлениями от Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и приказа Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 (с изменением от 24 мая 2010 г. № 199) "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

некорректные формулировки в отдельных документах, оформленных по результатам проверок, обусловленные недостаточной внимательностью исполнителей.

Нормативные правовые акты в области использования атомной энергии, принятые за 3 месяца 2018 года

За 3 месяца 2018 года по вопросам безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзором разработаны и изданы:

приказ Ростехнадзора от 21 февраля 2018 г. № 76 "О внесении изменений в План мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения", утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2016 г. № 392" в части переноса сроков исполнения мероприятий по пункту 3.5 и исключения мероприятий, предусмотренных пунктами 3.3, 3.4;

приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2018 г. № 52 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" НП-071-18 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2018 г., рег. № 50282);

приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. № 92 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" НП-043-18 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 г., рег. № 50582);

приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. № 93 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии" НП-044-18 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 г., рег. № 50584);

приказ Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. № 94 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии" НП-045-18 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 г., рег. № 50583);

приказ Ростехнадзора от 19 марта 2018 г. № 113 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии" НП-046-18 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2018 г., рег. № 50707);

приказ Ростехнадзора от 16 марта 2018 г. № 111 "О признании частично утратившим силу постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 сентября 2006 г. № 4 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии".

По результатам анализа правоприменительной практики, представленной МТУ ЯРБ, выявлены следующие проблемы.

1. В связи с вводом в действие НП-038-16 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (приказ Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. № 405) и отменой НП-038-11 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (приказ Ростехнадзора от 5 марта 2011 г. № 104) в настоящее время отсутствуют требования по радиационной и технической безопасности, применимые к стационарным хранилищам радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), в том числе требования к классификации систем и элементов стационарных хранилищ РВ и РАО.

Пункт 1.5 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-038-11 распространял действие данных правил также на пункты хранения в части требований, не определенных другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты, а требования НП-038-16 не распространяются на стационарные пункты хранилища РВ и РАО.

С целью стандартизации требований при осуществлении государственного надзора, а также исключения возможности установления излишних требований для организаций, эксплуатирующих стационарные хранилища РВ и РАО необходимо разработать федеральные нормы и правила, определяющие требования по радиационной и технической безопасности к стационарным хранилищам РВ и РАО.

2. В соответствии с пунктом 1.3. НП-024-2000 "Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" с изменениями (утверждены постановлением Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности 28 декабря 2000 г. № 16) распространяются на все действующие объекты использования атомной энергии (ОИАЭ), кроме блоков атомных электрических станций и ОИАЭ военного назначения. Таким образом применять данный документ при осуществлении государственного надзора за войсковыми частями нельзя. Основная масса войсковых частей эксплуатирует измерители мощности дозы в оборонных целях типа ДП-5, ПКУЗ, ИМД, у которых давно истек назначенный срок эксплуатации

Требования НП-024-2000 установлены только для эксплуатирующих организаций, а организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, в силу требований статьи 36.1 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Федеральный закон № 170-ФЗ) не признаются эксплуатирующими организациями.

Таким образом НП-024-2000 невозможно применять в отношении организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

Кроме этого, органы управления использованием атомной энергии: Минздрав России, Минпромторг России, Роснедра отказывают эксплуатирующим организациям в утверждении решений о продлении назначенного срока эксплуатации радиационных источников в соответствии с требованиями НП-024-2000. Свой отказ органы управления мотивируют тем, что НП-024-2000 не прошли регистрацию в Минюсте России, поэтому согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 № 1009) положения НП-024-2000 применяться не могут.

С учетом изложенного, назрела острая необходимость в переработке НП-024-2000.

3. В соответствии со статьей 36.1 Федерального закона № 170-ФЗ организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При выявлении таких организаций, в случае отказа ими от регистрации, применить к ним меры административного воздействия невозможно, поскольку имеющаяся в КоАП Российской Федерации статья 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)" не распространяется на документ о регистрации организации, эксплуатирующей радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

нормативных документов по безопасности в ОИАЭ оказались неподконтрольными надзору и на большинстве предприятий проводятся формально, что отрицательно сказывается на обеспечении качества при разработке и изготовлении оборудования.

4. Отсутствуют методические документы, устанавливающие порядок надзора за организациями, осуществляющими деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.