На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

21 июля 2015 г.

№ 280

Москва

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов хранения»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15).

Руководитель

А.В. Алёшин

СОДЕРЖАНИЕ

I. Назначение и область применения. 2

II. Общие положения. 3

III. Уровни физической защиты радиационных объектов. 4

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов. 6

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения. 6

Приложение № 1. Уровни физической защиты радиационных объектов. 7

Приложение № 2. Состав требований к системе физической защиты.. 8

Приложение № 3. Документы по физической защите, подлежащие разработке (наличию) в организации. 12

Приложение № 4. Содержание плана обеспечения физической защиты.. 13

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от «21» июля 2015 г. № 280

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии
«Правила физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов хранения»
(НП-034-15)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:

1) пунктов хранения ядерных материалов;

2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;

3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;

4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;

5) загрязненных радионуклидами территорий;

6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;

7) продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте 1.4 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534; Российская газета, 2009 г., № 171/1), (далее - НРБ-99/2009);

8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:

а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;

б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.

3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Общие положения

4. Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).

5. Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты).

Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.

6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.

7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).

8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:

предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее - несанкционированные действия);

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.

Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.

9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.

10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.

11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.

12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.

13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.

На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

III. Уровни физической защиты радиационных объектов

14. Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты.

Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности.

15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться:

категория последствий диверсии на радиационном объекте;

категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:

I категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите;

II категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации  (предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;

III категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия);

IV категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники.

Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.

17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:

категория 1 - чрезвычайно опасно для человека;

категория 2 - очень опасно для человека;

категория 3 - опасно для человека;

категория 4 - опасность для человека маловероятна;

категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.

18. Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D).

19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.

20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.

Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.

Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов

21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам.

22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении № 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.

23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении
радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения

24. Руководитель организации в случае выявления хищения (попыток хищения) радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, совершения диверсии (попыток совершения диверсии) или обнаружения похищенных либо пропавших радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников должен:

1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление в следующие организации и органы:

орган управления использованием атомной энергии, признавший организацию пригодной эксплуатировать радиационный источник, пункт хранения, а также осуществлять деятельность по обращению с радиоактивными веществами;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за физической защитой, и его территориальный орган, который непосредственно осуществляет надзор за организацией;

территориальные орган безопасности и орган внутренних дел по месту нахождения радиационного объекта;

2) в течение 10 суток с момента выявления случившегося представить в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы письменный доклад о случившемся, в котором привести данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о происшедшем;

3) представлять в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы всю дополнительную информацию, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления и письменного доклада.

25. Перечень сведений, подлежащих включению в первичное уведомление, должен содержать:

описание обстоятельств и событий, связанных с выявлением случаев хищения (попыток хищения) радиационных источников, радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников или совершения (попыток совершения) диверсий либо обнаружения похищенных или пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ;

вид и категорию радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, вид и активность радиоактивных веществ, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия (попытки либо обнаруженных несанкционированных действий), пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от «21» июля 2015 № 280

Уровни физической защиты радиационных объектов

Категория последствий диверсии на радиационном объекте

Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников

Уровень физической защиты

I

Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается.

А

II

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

А

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Б

III

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Б

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

В

IV

Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности.

Б

Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной опасности.

В

Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

Г

Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень А.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от «21» июля 2015 № 280

Состав требований к системе физической защиты

№ п/п

Требования к системе физической защиты

Уровень физической защиты

А

Б

В

Г

1.

Требования к организационным мерам

1.1.

Руководителем организации должны быть документально определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на каждом радиационном объекте.

+

+

+

+

На периоды отсутствия указанных ответственных лиц должны документально определяться лица, их замещающие.

+

+

+

+

1.2.

Сотрудники радиационного объекта в рабочее время должны выполнять комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного доступа на радиационный объект (далее - самоохрана).

+

+

+

+

1.3.

Радиационный объект должен размещаться в защищенной зоне.

+

+

-

-

1.4.

Входы (двери, калитки, ворота) радиационных объектов в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы.

+

+

+

+

1.5.

На радиационном объекте должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, использующихся в системе физической защиты.

+

+

+

+

Порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей и пломбировочных устройств должен включать:

 

 

 

 

регистрацию всех лиц, получивших доступ к пломбировочным устройствам и ключам;

+

+

+

+

регистрацию выдачи и сдачи пломбировочных устройств и ключей;

+

+

+

+

проверку наличия пломбировочных устройств и ключей и меры по предотвращению их несанкционированного использования;

+

+

+

+

замену в кратчайшие сроки замков (при использовании кодовых замков - их кодов отбывания) и ключей при обнаружении факта или при появлении подозрения относительно их несанкционированного использования.

+

+

+

+

1.6.

Мобильные радиационные источники в период использования вне радиационного объекта должны находиться под постоянным наблюдением и контролем работника, который письменным распоряжением руководства организации уполномочен использовать указанные радиационные источники и должностными обязанностями которого определено выполнение задач их физической защиты.

+

+

+

+

Каждый вынос (вывоз) мобильных радиационных источников за пределы радиационного объекта должен проводиться по письменному разрешению руководителя организации.

+

+

+

+

При выносе указанного мобильного радиационного источника за пределы радиационного объекта соответствующий работник должен выполнить запись в журнале учета местонахождения мобильных радиационных источников с указанием своей фамилии, причины, даты и времени выноса, места проведения работ с радиационным источником. После возвращения мобильного радиационного источника на радиационный объект должна выполняться соответствующая запись о возврате радиационного источника на место.

+

+

+

+

Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников должен храниться на радиационном объекте не менее одного года с момента последней записи в нем.

+

+

+

+

1.7.

На радиационном объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением требований к системе физической защиты.

+

+

+

+

1.8.

При обнаружении несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководитель организации должен немедленно принимать меры по оценке ситуации и проверке наличия и местонахождения соответствующего радиационного источника и его радионуклидного источника.

+

+

+

+

В случае обнаружения пропажи радиоактивных веществ, радиационного источника, закрытого радионуклидного источника должны немедленно приниматься меры по их розыску и возвращению, а также по уведомлению о несанкционированных действиях в порядке, установленном пунктом 24 настоящих Правил.

+

+

+

+

Факты несанкционированных действий должны документироваться в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться в организации не менее трех лет с даты последней записи в нем.

+

+

+

+

1.9.

Охрана радиационных объектов должна быть организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране радиационных объектов.

+

+

+

+

1.10.

Условия и порядок охраны, функции, права и обязанности персонала охраны, необходимость его оснащения должны быть определены руководителем организации совместно с организацией, выполняющей функции охраны.

+

+

+

-

1.11.

Руководитель организации должен утвердить документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты.

+

+

+

+

1.12.

Доступ посетителей на радиационный объект должен осуществляться в присутствии ответственного лица.

+

+

+

-

1.13.

В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований к физической защите на радиационном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними нормативными актами, на радиационном объекте должны быть приняты компенсирующие меры.

+

+

+

-

1.14.

На радиационном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем организации план обеспечения физической защиты.

+

+

+

-

1.15.

На радиационном объекте должна быть организована техническая эксплуатация инженерно- технических средств физической защиты. Для этого должны быть разработаны план-график технического обслуживания и план проверок технического состояния и работоспособности инженерно- технических средств физической защиты на очередной год.

+

+

+

-

1.16.

В организации должна быть создана служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты.

+

+

-

-

Обязанности сотрудников службы безопасности должны быть определены в положении об этой службе.

+

+

-

-

1.17.

Лица, имеющие разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, в пунктах хранения на радиационном объекте, должны быть определены в перечне, утвержденном руководителем организации.

+

+

+

+

1.18.

На радиационном объекте должно применяться правило двух лиц.

+

-

-

-

2.

Требования к инженерно-техническим средствам Физической защиты

2.1.

Периметр защищенной зоны должен быть оборудован:

 

 

 

 

физическими барьерами (или представлять собой физической барьер);

+

+

-

-

техническими средствами охранной сигнализации;

+

+

-

-

средствами оптико-электронного наблюдения.

+

-

-

-

2.2.

Не должно быть участков на периметре защищенной зоны, недоступных для наблюдения.

+

-

-

-

Средства обнаружения несанкционированного проникновения в защищенную зону должны быть размещены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки («мертвые зоны»).

+

+

-

-

2.3.

Периметр радиационного объекта должен быть оснащен физическим барьером или представлять собой физический барьер.

+

+

+

+

2.4.

Несанкционированное проникновение на радиационный объект должно обнаруживаться средствами охранной сигнализации, сигналы тревоги от которых должны поступать на программно-аппаратный комплекс или устройство, осуществляющее сбор, обработку, хранение и отображение сигналов тревоги и информации о состоянии и функционировании инженерно- технических средств физической защиты, а также управление функционированием указанных средств (далее - пульт управления системы физической защиты).

+

+

+

-

2.5.

Места возможного несанкционированного проникновения на радиационный объект должны контролироваться с использованием средств системы оптико-электронного наблюдения.

+

+

-

-

2.6.

Шкафы (сейфы, клети), в которых находятся закрытые радионуклидные источники категории 1, 2, 3 по потенциальной радиационной опасности, должны быть оснащены техническими средствами охранной сигнализации, обеспечивающими обнаружение несанкционированного вскрытия.

+

+

+

-

Сигналы тревоги должны поступать на пульт управления системы физической защиты.

 

 

 

 

2.7.

Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средствами тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении несанкционированных действий ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране.

+

+

+

-

2.8.

В комплексе инженерно-технических средств физической защиты должно быть реализовано обнаружение отказов технических средств с отображением информации об отказах на пульте управления системы физической защиты.

+

+

+

-

2.9.

Сигналы тревоги и отказов технических средств физической защиты должны регистрироваться дежурным сотрудником пульта управления системы физической защиты и фиксироваться в журнале функционирования инженерно-технических средств физической защиты или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. Журнал и (или) информация электронных протоколов функционирования инженерно-технических средств физической защиты должны храниться в организации не менее одного года с даты последней записи в них.

+

+

+

-

2.10.

Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средством связи с оператором пульта управления системы физической защиты.

+

+

+

-

2.11.

Электропитание инженерно-технических средств физической защиты должно осуществляться с использованием резервных источников, обеспечивающих автоматическое переключение электропитания на резервное (в случае отключения основного электропитания) и обратно при восстановлении основного электропитания.

+

+

+

-

2.12.

В организации должно быть создано специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - пункт управления системы физической защиты).

+

+

-

-

На пункте управления должен постоянно находиться оператор из состава персонала физической защиты, на которого запрещается возлагать другие обязанности. За его действиями на пункте управления должен быть обеспечен контроль.

 

 

 

 

2.13.

Входы в помещение пункта управления системы физической защиты должны быть постоянно заперты изнутри, а в помещении должен круглосуточно находиться сотрудник персонала физической защиты.

+

+

-

-

Доступ в помещения пункта управления системы физической защиты посторонним лицам должен быть запрещен.

+

+

-

-

2.14.

Для обеспечения защиты персонала, находящегося в помещении пункта управления системы физической защиты, от поражения огнем из стрелкового оружия помещение пункта должно быть оборудовано инженерными средствами физической защиты.

+

+

-

-

2.15.

Дата и время снятия с охраны каждого радиационного объекта и сдачи его под охрану должны фиксироваться на пункте управления системы физической защиты в журнале вскрытия или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты.

+

+

-

-

2.16.

При поступлении на пульт управления системы физической защиты сигналов тревоги от средств охранной сигнализации или тревожно-вызывной сигнализации оператор на пункте управления системой физической защиты должен осуществлять визуальную оценку ситуации на участке тревоги с использованием системы оптико-электронного наблюдения.

+

+

-

-

2.17.

Доступ людей и транспорта в защищенную зону должен осуществляться соответственно через людские и транспортные контрольно-пропускные пункты.

+

+

-

-

Доступ на радиационный объект должен осуществляться с использованием средств системы контроля и управления доступом.

+

+

-

-

2.18.

Контрольно-пропускной пункт на периметре защищенной зоны радиационного объекта должен быть оборудован средствами связи с оператором пункта управления системы физической защиты и персоналом охраны.

+

+

-

-

В помещении дежурного по контрольно-пропускному пункту должна быть установлена кнопка тревожно-вызывной сигнализации.

+

+

-

-

2.19.

Людские контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения проноса:

 

 

 

 

предметов из металла;

+

+

-

-

радиоактивных веществ.

+

+

-

-

Транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения провоза радиоактивных веществ.

+

+

-

-

2.20.

Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами.

+

+

-

-

3.

Требования к персоналу физической защиты

3.1.

Лица, ответственные за физическую защиту, должны пройти обучение и иметь необходимую квалификацию, а также иметь допуск к работе по выполнению должностных обязанностей.

+

+

+

+

Сведения о прохождении обучения указанных лиц и допуске к работе должны документироваться и храниться в организации.

+

+

+

+

3.2.

Персонал физической защиты организации должен периодически проходить аттестацию на соответствие квалификационным требованиям. Порядок аттестации персонала физической защиты определяется руководителем организации в общей системе аттестации.

+

+

+

-

Периодичность проведения аттестации не должна превышать трех лет. Результаты аттестации должны отражаться в соответствующих актах комиссий и утверждаться приказом руководителя организации.

+

+

+

-

3.3.

Отбор персонала физической защиты должен проводиться с учетом образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности.

+

+

+

-

3.4.

К эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должен допускаться персонал физической защиты:

 

 

 

 

прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты в объеме функциональных обязанностей;

+

+

+

-

сдавший зачет квалификационной комиссии на знание материальной части инженерно-технических средств физической защиты, правил их эксплуатации, правил и мер безопасности, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности;

+

+

+

-

получивший удостоверение на право эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты.

+

+

+

-

3.5.

На оператора пункта управления системы физической защиты не должны быть возложены обязанности, не связанные с их служебной деятельностью.

+

+

+

-

Примечание. Знаком «+» обозначено наличие требования для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от «21» июля 2015 № 280

Документы по физической защите, подлежащие разработке (наличию)
в организации

№ п/п

Наименование документа

Уровни физической защиты

А

Б

В

Г

1.

Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения

+

+

+

+

2.

Инструкции по самоохране радиационных объектов

+

+

+

+

3.

Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах

+

+

+

+

4.

Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации

+

+

+

+

5.

Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников

+

+

+

+

6.

Документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты

+

+

+

+

7.

Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения

+

+

+

+

8.

Документ, устанавливающий модель нарушителей

+

+

+

+

9.

Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте

+

+

+

+

10.

Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника

+

+

+

+

11.

Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов

+

+

+

+

12.

План обеспечения физической защиты

+

+

+

-

13.

План взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях

+

+

+

-

14.

Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на радиационные объекты

+

+

+

-

15.

Журнал учета несанкционированных действий

+

+

+

+

16.

План проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты

+

+

+

-

17.

Положение о службе безопасности

+

+

-

-

Примечание. Знаком «+» обозначено требование к наличию документа в организации для соответствующего уровня физической защиты, знаком «-» обозначено отсутствие такого требования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения» (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от «21» июля 2015 № 280

Содержание плана обеспечения физической защиты

План обеспечения физической защиты должен содержать следующие сведения:*

расположение радиационных объектов на территории организации;

описание и характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения для каждого радиационного объекта;

размещение радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения на радиационном объекте, порядок работы с ними при использовании по назначению;

состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты и размещение его элементов и составных частей;

состав персонала физической защиты;

порядок обеспечения доступа на радиационные объекты;

меры по организации взаимодействия и оповещения руководства организации, персонала физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);

меры по организации взаимодействия руководства организации с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами

безопасности в чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);

перечень компенсирующих мер до устранения выявленных нарушений инженерно-технических средств физической защиты;

меры по поддержанию квалификации персонала физической защиты;

порядок проведения объектового контроля за состоянием системы физической защиты;

порядок представления уведомления о несанкционированных действиях в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

________

* Содержание плана обеспечения физической зашита уточняется в соответствии с требованиями для соответствующих уровней физической защиты. Для исключения дублирования информации допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.