Приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере В целях реализации требований Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления". Приказываю: 1. Утвердить "Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю". 2. Срок действия "Временного положения..." установить до утверждения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (утв. приказом Департамента федеральной службы по надзору в сфере
1. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано с целью соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" и предназначено для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами. 1.2. Положение определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) при осуществлении полномочий по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее - Порядок), определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 1.3. Исполнение государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, осуществляется Департаментом на безвозмездной основе. 1.4. Порядок, разрабатывается юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами (далее - Заявитель), по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, и согласовывается Департаментом сроком на 3 года. 1.5. Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в Департамент совместно с техническим отчетом о неизменности производственного процесса и используемого сырья. Форма отчета представлена в Приложении 3. 2. Требования к составу представляемых документов, необходимых для исполнения государственной функции по согласованию Порядка2.1. Для исполнения Департаментом государственной функции по согласованию Порядка, Заявитель должен представить в Департамент: - заявление на согласование Порядка в соответствии с Приложением 2; - утвержденный Заявителем Порядок; - титульный лист в соответствии с Приложением 5; - документы в соответствии с Приложением 1. 2.2. Разработанный Порядок должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью руководителя юридического лица, скреплен гербовой печатью, иметь опись и титульный лист. 3. Требования, предъявляемые к содержанию ПорядкаПорядок должен содержать следующие обязательные разделы: 3.1 Цели и задачи производственного контроля в области обращения с отходами. Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение: - соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами; - выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды; - соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов; - соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов; - выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды; - соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных нормативной документацией; - своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду; - получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации; - оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений; - соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль, и органы государственного статистического наблюдения; - получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования. Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются: - проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.; - подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств; - предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия; - контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль; - проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; - обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф; - оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии; - своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды). 3.2 Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля. Организационной структурой является экологическая служба предприятия - Заявителя. Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо. Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется Заявителем в зависимости от видов деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета по формам федерального статистического наблюдения и др. 3.3 Объекты производственного контроля в области обращения с отходами, находящиеся в ведении Заявителя. К объектам производственного контроля в области обращения с отходами относятся: - технологические процессы и оборудование, связанные с образованием и использованием отходов; - системы удаления отходов; - объекты временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках; - объекты захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя; - системы транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя. 3.4 Контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. (Проведение инспекционного контроля осуществляется экологической службой предприятия). Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю устанавливается в документах предприятия. В данном разделе должны быть установлены: - планы-графики осуществления инспекционного контроля; - состав лиц, уполномоченных на подписание поручений на проведение проверок; - форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля; - порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю; - права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль; - перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля; - права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления ее результатов; - особенности оформления актов проверки; - требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта; - порядок и сроки информирования заинтересованных лиц о результатах проверки; - особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду; - перечень мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям; - порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений; - порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений. 3.5 Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта. (Осуществляется в случае наличия объектов размещения отходов). Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю в общем виде должна включать следующие этапы: - установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации; - первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки; - контроль правильности расположения точек отбора проб; - проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с утвержденными методиками; - в случае отбора проб - их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ; - в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, фиксация результата измерений; - в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов - фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов; - расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации; - оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений. 3.6 Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления. (Осуществляется в случае наличия установок по переработке, утилизации или обезвреживания отходов). Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы: - установление нормируемых показателей работы систем и устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр систем и устройств; - контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения; - определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения; - отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения; - расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями. 3.7 Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. Противоаварийные мероприятия и меры по ликвидации аварий при обращении с отходами. 3.8 Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами. К осуществлению производственного контроля на договорных условиях могут привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы о производственном контроле. Лаборатории, осуществляющие производственный контроль для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками производственного контроля. 3.9 Ответственность за надлежащую организацию производственного контроля. 3.10 Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю. (Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля. Документирование результатов производственного контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии). 4. Согласование Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.4.1. Результатом исполнения Департаментом государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами является согласование Порядка начальником (заместителем начальника) Департамента. 4.2. В целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа Порядка в соответствии с приказом по Департаменту образуется постоянно действующая комиссия по вопросам рассмотрения Порядка (далее - Комиссия). Комиссия формируется из специалистов Департамента. В состав Комиссии могут быть включены граждане и организации, привлекаемые Департаментом в качестве экспертов или экспертных организаций, аккредитованные Росприроднадзором в установленном порядке. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии. 4.3. Комиссия в течении 20 дней со дня поступления в Департамент заявления на согласование Порядка рассматривает его и принимает решение о согласовании Порядка либо об отказе в его согласовании в случаях, указанных в п. 5 настоящего Положения. Решение Комиссии оформляется протоколом. 4.4. Протокол заседания Комиссии представляется начальнику (заместителю начальника) Департамента секретарем Комиссии в течение 3 дней со дня его утверждения. 4.5. Регистрация Порядка производится в Журнале учета регистрации порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Форма журнала представлена в Приложении 4. 4.6. Решение о согласовании либо в отказе в согласовании Порядка в течении 7 дней направляется Заявителю. 5. Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции по согласованию Порядка5.1. Основаниями для отказа в рассмотрении Порядка является непредставление полного комплекта документов предусмотренного Приложением 1 настоящего Положения, несоответствие Порядка требованиям, изложенным в п. 3 настоящего Положения, мотивированного решением комиссии по вопросам рассмотрения Порядка. Примечание: Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, действует до утверждения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю. Приложение 1Перечень документов к временному положению о порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами I. Документы, регламентирующее систему охраны окружающей среды, разработанные Заявителем 1. Положение об экологической службе Заявителя. 2. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления. 3. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля. 4. Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов. 5. Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации). II. Сведения, обосновывающие определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами* 1. Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов. 2. Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления. 3. Описание систем удаления отходов. 4. Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя. 5. Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами. 6. Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды. 7. Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами; 8. Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. 9. Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления. 10. Приказ (распоряжение) о перечне лиц, допущенных к обращению с опасными отходами. 11. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности. 12. Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю. 13. Разрешительные документы: - лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; - информация о наличии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта; - документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 14. Паспорта на отходы I - IV класса опасности. 15. Копии свидетельств, подтверждающих класс опасности отходов; 16. Отчет по форме 2-ТП (отходы) за предыдущий год. 17. Перечень организаций, принимающих отходы, наличие у них лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, копии договоров с приложением лицензии. 18. Информация о наличии установок по обезвреживанию, переработке, утилизации отходов (справка). 19. Мероприятия производственного контроля (Приложение 3). 20. Информация о наличии программы мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов. Результаты мониторинга за предыдущий год. 21. Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов I - V классов опасности. 22. Сведения о результатах предыдущих проверок, проведенных органами государственного экологического контроля, и выданных предписаниях об устранении нарушений природоохранного законодательства. _____________ * Примечание: Предоставление сведений, указанных в пп. 1 - 7 возможно в виде заверенных копий соответствующих разделов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Представляемые в соответствии с настоящим приложением копии документов должны быть заверены заявителем. Приложение 2Образец заявления
Приложение 3Мероприятия производственного контроля, проводимые _____________________ в (наименование юр. лица) области обращения с отходами за период _________________ гг. (3 года)
Приложение 4Журнал учета регистрации порядка осуществления производственного
Приложение 5
Порядок осуществления
|