Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты "О дополнительных мерах по профилактике ОКИ" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает о неустойчивой эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям (ОКИ), складывающейся на территории страны в начале текущего года. Несмотря на стабилизацию заболеваемости с тенденцией к снижению по группам ОКИ установленной и не установленной этиологии в целом по Российской Федерации, ряд регионов по итогам 2013 года остаются неблагополучными по указанным нозологическим формам. Так, в 36-ти субъектах Российской Федерации заболеваемость ОКИ установленной этиологии, а в 42-х - заболеваемость ОКИ неустановленной этиологии превышает аналогичные цифры по стране. По данным еженедельного мониторинга, на последней неделе января 2014 показатели заболеваемости суммой ОКИ превышены более, чем на 10,0 % по сравнению со среднемноголетними цифрами в 23-х субъектах Российской Федерации. Наиболее неблагополучная ситуация складывается в Республике Ингушетия (превышение на 50,7 %), Чувашской Республике (превышение на 68,0 %), в Новосибирской (превышение на 72,0 %) и Сахалинской (превышение на 46,0 %) областях. С начала года по оперативным данным уже зарегистрировано 7 очагов ОКИ, из которых 6 имеют вирусную этиологию, в том числе 3 расшифрованы как норовирусная инфекция (Красноярский край, Псковская и Ростовская области) и 3 - как ротавирусная инфекция (Алтайский край, Мурманская и Вологодская области). Рост заболеваемости ОКИ вирусной этиологии с вовлечением в эпидемический процесс детских дошкольных учреждений зарегистрирован в Сахалинской и Архангельской областях. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, стабилизации ситуации по ОКИ, недопущения формирования эпидемических очагов среди населения и в организованных коллективах детей и взрослых, предлагаю: 1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы по заболеваемости и профилактике ОКИ в регионе, при необходимости - внести коррективы в существующие программы и планы. 2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан: 2.1. Проанализировать санитарно-техническое состояние медицинских организаций, оказывающих помощь инфекционным больным, принять дополнительные меры по обеспечению соблюдения противоэпидемического режима стационаров. 2.2. Обеспечить готовность медицинских организаций к приему больных ОКИ: - наличие необходимого запаса медикаментов, дезинфектантов и средств индивидуальной защиты, - наличие и исправность диагностического оборудования; - обучение медицинского персонала по вопросам диагностики, лечения и профилактики ОКИ различной этиологии. 2.3. Принять меры по обеспечению этиологической расшифровки ОКИ в лабораториях медицинских организаций. 2.4. Взять на строгий контроль своевременное информирование территориальных подразделений Роспотребнадзора о случаях регистрации инфекционных болезней. 3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: 3.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по ОКИ на поднадзорной территории, определить актуальные нозологические формы, провести ретроспективный эпидемиологический анализ с выявлением причинно-следственной связи. 3.2. Подготовить материалы с предложениями для заслушивания на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий. 3.3. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан: - проанализировать состояние материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих помощь инфекционным больным, принять меры по обеспечению готовности к приему больных, соблюдению противоэпидемического режима; - организовать обучение персонала медицинских организаций по вопросам диагностики и профилактики ОКИ различной этиологии; - сформировать резерв медицинских препаратов, применяющихся в качестве средств экстренной профилактики в эпидемических очагах ОКИ. 3.4. Повысить ответственность специалистов за качество проведения плановых мероприятий по надзору, в первую очередь в отношении детских коллективов и медицинских организаций. 3.5. Принять дополнительные меры по улучшению санитарного состояния территорий, обеспечению качественного водоснабжения населения, услуг в сфере торговли и общественного питания. 3.6. При формировании эпидемических очагов проводить весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 3.7. Руководствоваться в повседневной деятельности действующими нормативными методическими документами, в том числе санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 № 21 "О профилактике острых кишечных инфекций", методическими указаниями МУ 3.1.3114/1-13 "Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней". 4. Главным врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить готовность лабораторий к проведению индикации и идентификации возбудителей ОКИ в материале от людей и пробах окружающей среды. 5. Директору ФБУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора В.И. Покровскому: 5.1. Обеспечить оказание практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в рамках функционирования референс-центра по мониторингу за возбудителями ОКИ. 5.2. Подготовить и в срок до 01.03.2014 представить в наш адрес аналитическую справку о ситуации по ОКИ в мире и Европе, состоянию вопроса наличия и разработки в стране диагностических систем и сред для расшифровки ОКИ, необходимости подготовки нормативных методических документов с учетом существующей проблематики. 6. Начальнику Управления эпидемиологического надзора Е.Б. Ежовой обеспечить контроль за проводимыми мероприятиями по профилактике ОКИ. 7. О проделанной работе доложить в срок до 01.04.2014.
|