ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении и введении в действие Типовой программы
инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации
В целях реализации полномочий, установленных Положением о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
г. № 401,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекции системы
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 25
октября 2007 г. № 729
«Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции
системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами».
3. Контроль за исполнением
настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В.
Ферапонтова.
СОДЕРЖАНИЕ
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 февраля 2019 г. № 80
|
Типовая программа
инспекции системы учета н контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации
1. Типовая программа инспекции системы учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее - Типовая
программа) разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
Положением о федеральном государственном надзоре в области использования
атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 октября 2012 г. № 1044,
Положением об организации системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 542,
Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок,
радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных
веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным
приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. № 703
(далее - Административный регламент), федеральными нормами и правилами в
области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16)
(далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 28 ноября
2016 г. № 503.
2. Типовая программа предназначена для работников
центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее -
территориальные органы Ростехнадзора), организующих и осуществляющих плановые и
внеплановые проверки системы учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организациях, их территориально обособленных
подразделениях, филиалах (далее - организации), осуществляющих обращение с
указанными веществами и отходами, в том числе в рамках комплексных проверок и
при осуществлении постоянного государственного надзора (далее - проверка СУиК
РВ и РАО).
3. Программа проверки СУиК РВ и РАО составляется и
оформляется в соответствии с приложением № 1 к настоящей Типовой программе.
4. При определении объема проверки СУиК РВ и РАО следует
исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в
Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный
объем проверки СУиК РВ и РАО определяет должностное лицо Ростехнадзора,
утверждающее программу ее проведении.
В случае выявления при проверке нарушений в учете и контроле
РВ и РАО могут быть проверены дополнительные вопросы, не предусмотренные
программой проверки СУиК РВ и РАО, для определения причин возникновения данных
нарушений.
5. Проверка СУиК РВ и РАО может проводиться как в отношении
всей организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, так и в отношении ее
отдельных подразделений (филиалов), осуществляющих обращение с РВ и РАО.
6. Порядок проведения, оформление результатов проверки СУиК
РВ и РАО и применение установленных законодательством Российской Федерации мер
в отношении выявленных фактов нарушений установленных требований осуществляется
в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного
регламента.
7. В Типовой программе используются понятия, определенные
Положением об организации системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 542.
8. Устанавливаются следующие направления проверки
СУиК РВ и РАО:
8.1. Нормативная и организационно-распорядительная
документация в организации.
8.2. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в
организации.
8.3. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
8.4. Система измерений и контроль качества измерений РВ и
РАО.
8.5. Передача РВ и РАО.
8.6. Инвентаризация РВ и РАО.
8.7. Действия при обнаружении аномалий и нарушений в учете и
контроле РВ и РАО.
8.8. Административный контроль.
8.9. Учетные и отчетные документы.
8.10. Подготовка персонала, осуществляющего учет и контроль
РВ и РАО.
8.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в
актах и предписаниях Ростехнадзора.
8.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с
применением технических средств.
9. По направлению «Нормативная и
организационно-распорядительная документация в организации» проверке подлежат:
9.1. Приказы руководителя организации о назначении
должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях, об
организации централизованной службы (назначении структурного подразделения) по
учету и контролю РВ и РАО (приказ о назначении должностного лица,
ответственного за учет и контроль РВ и РАО).
9.2. Распорядительные документы организации о назначении
ответственных за организацию работ по применению пломб, за учет и хранение
пломб в организации, за учет, хранение и обращение с пломбами в подразделениях.
9.3. Наличие и содержание Положения (Инструкции) по учету и
контролю РВ и РАО в организации (далее - Положение).
9.4. Наличие и содержание программы применения пломб в
организации (или соответствующего раздела в Положении).
9.5. Наличие и содержание программы измерений РВ и РАО в
организации (или соответствующего раздела в Положении).
9.6. Наличие и содержание программы контроля качества
измерений РВ и РАО или соответствующего раздела в программе измерений РВ и РАО
(в организациях, осуществляющих учетные измерения РВ и РАО).
9.7. Наличие и содержание инструкций по учету и контролю РВ
и РАО для каждого структурного подразделения (при наличии в организации трех и
более подразделений, обращающихся с РВ и РАО).
Перечисленные в настоящем пункте
организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия,
правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия
изложенных в них требований положениям законодательных актов,
организационно-распорядительных документов в области государственного учета и
контроля РВ и РАО, федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии.
При этом в отношении каждого из вышеуказанных
организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка
выполнения изложенных в них требований на практике.
10. По направлению «Постановка на учет и снятие с учета РВ и
РАО в организации» проверке подлежат:
10.1. Соблюдение организацией установленных Основными
правилами критериев (по минимально значимой активности и минимально значимой
удельной активности радионуклидов) при постановке РВ на учет в системе
государственного учета и контроля РВ и РАО.
10.2. Соблюдение организацией критериев отнесения твердых,
жидких и газообразных отходов к РАО и критериев классификации удаляемых РАО,
установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 №
1069,
при постановке на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
10.3. Своевременность постановки РВ на государственный учет
и обоснованность их снятия с государственного учета.
10.4. Своевременность постановки РАО на государственный учет
и обоснованность их снятия с государственного учета.
10.5. Порядок определения содержания РВ в отработавшем я
дерном топливе (далее - ОЯТ) (при обращении организации с ОЯТ).
11. По направлению «Меры контроля доступа к РВ и РАО»
проверке подлежат:
11.1. Соответствие используемых организацией пломб в учете и
контроле РВ и РАО требованиям национальных стандартов Российской Федерации.
11.2. Соответствие фактического порядка обращения с пломбами
в организации порядку, установленному программой применения пломб.
11.3. Документы, отражающие результаты проверки состояния и
целостности пломб в период между инвентаризациями.
11.4. Журналы учета пломб, журналы установки и снятия пломб
в подразделениях.
11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами
(получение, хранение, применение, утилизация).
11.6. Выборочно - наличие и правильность установки пломб на
объекты пломбирования подразделений.
11.7. Установление в документах организации порядка
применения и документальной регистрации результатов применения систем
наблюдения в целях контроля доступа к РВ и РАО (в случае их использования для
целей учета и контроля).
12. По направлению «Система измерений и контроль качества
измерений РВ и РАО» проверке подлежат:
12.1. Порядок проведения учетных измерений РВ и РАО в
организации (при осуществлении в организации учетных измерений).
12.2. Наличие аттестованных методик измерений РВ и РАО (при
необходимости).
12.3. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных
образцов (при их использовании в целях учета и контроля РВ и РАО).
12.4. Поверка средств измерений, используемых в системе
измерений РВ и РАО.
12.5. Работоспособность средств измерений, используемых в
системе измерений РВ и РАО.
12.6. Документальное оформление результатов измерений РВ и
РАО.
13. По направлению «Передача РВ и РАО» проверке подлежат:
13.1. Своевременность и порядок оформления входного контроля
и постановки на учет (снятия с учета) РВ и РАО при выполнении процедур их
передачи между организациями (подразделениями).
13.2. Порядок оформления и содержание сопроводительной
документации, а также паспортов на закрытые радионуклидные источники (ЗРИ),
учетные единицы не в виде ЗРИ, РАО при их передачах между организациями.
13.3. Своевременность оформления предварительных уведомлений
и подтверждений о получении при передаче РВ и РАО между организациями.
13.4. Порядок оформления передачи РВ в ОЯТ (при обращении
организации с ОЯТ).
13.5. Документы, регистрирующие передачу РВ между
ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, а также
между сменами и подразделениями.
13.6. Документы, регистрирующие передачу РАО между
ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, перемещение
из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между
подразделениями.
14. По направлению «Инвентаризация РВ и РАО» проверке
подлежат:
14.1. Соблюдение сроков и соответствие порядка фактического
проведения плановых инвентаризаций РВ и РАО порядку, установленному в
Положении.
14.2. Распорядительные документы руководителя организации о
проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.
14.3. Проведение внеплановой инвентаризации РВ и РАО в
установленных Основными правилами случаях.
14.4. Акты инвентаризационных комиссий о проведении
предыдущих (плановых и внеплановых) инвентаризаций РВ и РАО.
14.5. Списки наличного количества РВ и РАО, списки
фактически наличного количества РВ и РАО, акты инвентаризации РВ и РАО по
подразделениям.
14.6. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и
РАО, оценка результатов применения средств контроля доступа при проведении
инвентаризации.
15. По направлению «Действия при обнаружении аномалий и
нарушений в учете и контроле РВ и РАО» проверке подлежат:
15.1. Соблюдение установленного порядка проведения
расследования при выявлении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
15.2. Документальное оформление результатов расследования
аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
16. По направлению «Административный контроль» проверке
подлежат:
16.1. Соответствие порядка фактического проведения
административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО порядку,
установленному в Положении.
16.2. Документальное оформление результатов
административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО.
17. По направлению «Учетные и отчетные документы» проверке
подлежат:
17.1. Наличие в журналах учета по РВ и РАО обязательных
сведений, предусмотренных Основными правилами.
17.2. Своевременная регистрация учетных данных в учетных
документах по РВ и РАО.
17.3. Журналы учета и другие учетные документы по ЗРИ,
наличие документов об установлении категорий ЗРИ по радиационной опасности,
соблюдение установленной Основными правилами методики категорирования ЗРИ по
радиационной опасности.
17.4. Журналы учета и другие учетные документы по РВ не в
составе ЗРИ.
17.5. Журналы учета и другие учетные документы по РВ в ОЯТ.
17.6. Журналы учета и другие учетные документы по РАО.
17.7. Журналы учета радионуклидов, выбрасываемых в
атмосферу.
17.8. Журналы учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными
водами.
17.9. Сроки, полнота и правильность предоставления
организацией отчетных документов по РВ и РАО, а также по ЗРИ с ядерными материалами,
подлежащими учету в системе государственного учета и контроля ядерных
материалов.
17.10. Порядок внесения исправлений в учетные и отчетные
документы по РВ и РАО.
18. По направлению «Подготовка персонала, осуществляющего
учет и контроль РВ и РАО» проверке подлежат:
18.1. Наличие документов, в которых зарегистрированы
результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для
различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к
выполнению должностных обязанностей.
18.2. Наличие у должностных лиц, ответственных за
организацию учета и контроля РВ и РАО, документов о прохождении в установленные
сроки переподготовки или повышения квалификации.
18.3. Наличие у руководящего персонала организации, ответственного
за учет и контроль РВ и РАО, разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии.
19. По направлению «Выполнение работ по устранению
нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора» проверке подлежат:
19.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по
устранению выявленных нарушений.
19.2. Представление уведомлений об устранении выявленных
нарушений в установленные сроки.
20. По направлению «Установление наличия РВ и РАО, в том
числе с применением технических средств» проверке подлежат:
20.1. Соответствие количества и местонахождения учетных
единиц РВ и РАО данным (записям) в учетных документах.
20.2. Атрибутивные признаки и состояние учетных единиц, их
соответствие сведениям в учетных документах.
20.3. Целостность, правильность установки и соответствие
установленных на контейнеры (хранилища) с РВ и РАО пломб данным учетных
документов.
При установлении наличия РВ и
РАО могут проводиться инспекционные измерения РВ и РАО.
Приложение № 1
к
Типовой программе инспекции
системы учета и контроля
радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 февраля 2019 г. № 80
|
Порядок
составления и оформления программы проверки СУиК РВ и РАО
1. Программа проверки СУиК РВ и РАО (далее - Программа)
составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов по
направлениям проверки СУиК РВ и РАО в соответствии с намечаемыми целями, исходя
из имеющейся информации о состоянии системы учета и контроля РВ и РАО в
организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о
текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО) с обязательным учетом фактических
условий и особенностей обращения с РВ и РАО в инспектируемой организации.
2. В программе должны быть определены:
наименование программы;
сроки проведения инспекции;
цели проведения инспекции;
направления проведения инспекции и перечни подлежащих
проверке вопросов по отдельным направлениям;
перечень структурных подразделений и служб организации,
подлежащих инспектированию (при необходимости);
состав информации, которая должна быть подготовлена
администрацией организации в виде отчетов, справок и представлена комиссии в
установленный программой срок (приложение № 2 к настоящей Типовой программе).
3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО
в организации в Программу рекомендуется включать направления, определенные пунктом
8 настоящей Типовой программы.
4. Предусматриваемые в программе мероприятия, а также методы
и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать
соблюдение требований технической, пожарной, радиационной безопасности и мер по
защите информации.
5. Программу составляет должностное лицо, назначенное
председателем комиссии для проведения инспекции в срок, обеспечивающий
своевременное направление программы в проверяемую организацию.
Приложение № 2
к
Типовой программе инспекции
системы учета и контроля
радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 20 февраля 2019 г. № 80
|
Состав информации,
подготавливаемой администрацией организации перед проверкой
1. Положение (Инструкция) по учету и контролю РВ и РАО в
организации.
2. Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях.
3. Приказы по организации системы учета и контроля РВ и РАО.
4. Документы по организации измерений и контролю качества
измерений РВ и РАО.
5. Документы по организации системы контроля доступа к РВ и
РАО, применению пломб, систем наблюдения.
6. Документы по организации инвентаризации РВ и РАО.
7. Учетные документы по РВ и РАО.
8. Документы по применению средств контроля доступа к РВ и
РАО, документы по проверке состояния и целостности пломб.
9. Отчетные документы в рамках системы государственного
учета и контроля РВ и РАО.
10. Документы по осуществлению административного контроля
состояния учета и контроля РВ и РАО.
11. Документы по обучению и проверке знаний персонала,
осуществляющего учет и контроль РВ и РАО, сведения по наличию разрешений на
право ведения работ в области использования атомной энергии у руководящего
персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ и РАО.