ОКС 03.220.20 Дата введения 2019-07-01 ПредисловиеПредисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением "Научный центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФКУ "НЦ БДД МВД России") 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. N 25-ст 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50574-2002
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.07.2019 N 434-ст c 01.09.2019
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2019 год
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы (далее - транспортные средства), оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам: а) скорой медицинской помощи; б) пожарной охраны; в) полиции; г) военной автомобильной инспекции (ВАИ); д) аварийно-спасательным; е) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России); ж) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации; и) военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации; к) Войск национальной гвардии Российской Федерации; л) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (предназначенные для перевозки лиц, находящихся под стражей).
Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.
Настоящий стандарт в части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам также распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому законодательными актами Российской Федерации, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.
На наружных поверхностях транспортных средств оперативных служб надписи и рисунки рекламного содержания не допускаются.
Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Примечание - Не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на легковых автомобилях категории М1 по [1]* пожарной охраны и аварийно-спасательных служб, не входящих в систему МЧС России. ________________ * Поз.[1], [4] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт не распространяется на транспортные средства оперативных служб, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 19715 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
3 Термины и определения3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 величина освечивания: Произведение силы света (кд) на время свечения (с) источника света. 3.2 декоративные полосы: Горизонтальные и вертикальные полосы контрастирующего цвета по отношению к основному цвету транспортного средства, нанесенные на боковые и иные его поверхности, являющиеся отличительным признаком, который обеспечивает мгновенное зрительное восприятие транспортного средства и выделение его из общего транспортного потока.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 3.3 доминирующая длина волны: Длина волны, которая расположена в центре тяжести кривой спектрального распределения энергии. 3.4 информационные надписи: Надписи, содержащие текстовую информацию о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства. 3.5 контрастирующие цвета цветографической схемы: Цвета декоративных полос, отличающиеся от основного цвета транспортного средства по трем параметрам восприятия: цветовому тону, насыщенности и светлоте. 3.6 насыщенность: Свойство зрительного восприятия человека, позволяющее оценивать пропорцию чистого хроматического (спектрального или пурпурного) цвета, заключающуюся в полном цветовом ощущении. 3.7 опознавательные знаки: Графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства; к опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и т.п. 3.8 основной цвет цветографической схемы: Цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства. 3.9 продолжительность свечения: Период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света. 3.10 светлота: Свойство зрительного ощущения, вследствие которого тело кажется пропускающим или рассеивающим более или менее значительную часть падающего на него света; психофизиологически это свойство близко фотометрической величине - коэффициенту яркости. 3.11 специальный звуковой сигнал: Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно. 3.12 специальный световой сигнал (проблесковый маячок): Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно. 3.13 угол видимости: Угол в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения, в пределах которого световой сигнал, подаваемый проблесковым маячком, не экранируется деталями транспортного средства, на котором он установлен. 3.14 цветовой тон: Свойство зрительного ощущения человека, определяемое словами: "синий", "зеленый", "желтый" и т.п.; психофизиологически это свойство близко колориметрической величине - доминирующей длине волны. 3.15 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств. 3.16 световозвращение: Отражение светового потока, возвращающегося в направлении, близком направлению его излучения. 3.17 световозвращающие пленки: Самоклеящиеся пленки, обладающие способностью отражать свет в направлениях, близких к направлению его падения. 3.18 удельный коэффициент световозвращения (R'): Количество света, отраженное 1 м поверхности световозвращающего материала в сторону глаз водителя транспортного средства от фары транспортного средства.
Примечание - Коэффициент световозвращения R' выражается в кдлкм [1].
3.19 флуоресцентный материал: Материал, обеспечивающий высокую видимость в дневное время.
4 Требования к цветографическим схемам4 Требования к цветографическим схемам
4.1 Состав цветографических схем 4.1.1 Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов: а) основного цвета наружных поверхностей транспортного средства; б) декоративных полос; в) информационных надписей; г) опознавательных знаков. 4.1.2 Цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать рисункам приложения А.
Примечания 1 Транспортные средства (включая их марки и модели) изображены условно. 2 На транспортных средствах полиции, Госавтоинспекции и Военной автоинспекции допускаются любые цветографические схемы, примеры которых приведены на рисунках А.10-А.20, с соответствующими наименованию службы надписями. При этом правую дверь салона кузова-фургона транспортного средства, изображенного на рисунке А.16, в контрастирующий цвет, соответствующий цвету декоративных полос, не окрашивают. Для транспортных средств, изображенных на рисунке А.18, вместо панельной краски допускается применение декоративных полос. На транспортные средства, имеющие информационные надписи: "Госавтоинспекция", "ДПС", "Военная автоинспекция", "ВАИ", а также на транспортные средства ФСБ России дополнительно к проблесковым маячкам со световыми сигналами синего цвета могут устанавливаться проблесковые маячки со световыми сигналами красного цвета.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 4.1.3 На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы. 4.1.4 Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар, фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием-изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.
Примечания 1 Допускается не наносить цветографические схемы на детали кузова, заводская комплектация которых предусматривает их установку в неокрашенном виде. 2 Допускается не наносить декоративные полосы на решетки радиаторов и элементы оборудования, установленного на буферах безопасности транспортного средства.
4.2 Цвета основные и декоративных полос 4.2.1 Основные цвета покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб должны соответствовать указанным в таблице 1.
Примечание - Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и рекомендуемые цвета лакокрасочных материалов приведены в приложении В.
4.2.2 Цветовые сочетания основные и декоративных полос могут быть любыми из приведенных в таблице 1 для оперативной службы конкретного вида, но должны быть одинаковы для всех наружных элементов одного транспортного средства. 4.2.3 Для нанесения декоративных полос используют самоклеящиеся пленки, в том числе световозвращающие, а также лакокрасочные материалы в соответствии с нормой цветности, указанной в таблице В.1 приложения В.
Цвета декоративных полос, выполненных с использованием самоклеящихся пленок, должны находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице 2 для соответствующего минимального коэффициента яркости.
Примечание - Для нанесения декоративных полос на транспортные средства полиции, скорой медицинской помощи, а также пожарной охраны используют только световозвращающие пленки.
Таблица 1 - Цвета покрытия наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб
Таблица 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Таблица 2 - Цветометрические характеристики декоративных полос
4.2.4 Ширина декоративных полос, нанесенных на боковые поверхности грузовых автомобилей и автобусов, должна быть от 150 до 230 мм. Ширину декоративных полос, наносимых на боковые поверхности легковых и грузопассажирских автомобилей, определяют с учетом конфигурации указанных поверхностей. 4.2.5 Ширина каждой из двух параллельных декоративных полос, нанесенных на переднюю и заднюю части транспортного средства симметрично относительно его продольной оси, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90±5) мм. 4.3 Информационные надписи и опознавательные знаки 4.3.1 Информационные надписи и опознавательные знаки (за исключением гербов и эмблем), наносимые на поверхности транспортного средства, имеющие основной цвет, должны иметь цвет декоративной полосы: на декоративной полосе белого цвета - основного цвета; на декоративной полосе прочих цветов - белого цвета.
Примечания 1 Цвет информационных надписей и опознавательных знаков, наносимых на транспортные средства с трехцветной или двухцветной декоративной полосой, настоящим стандартом не регламентируют, а устанавливают нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в структуру которых входят соответствующие оперативные службы (за исключением транспортных средств аварийно-спасательных служб), исходя из условий обеспечения восприятия и контрастности надписей и знаков по отношению к основному цвету транспортного средства. 2 На трехцветную и двухцветную декоративные полосы (за исключением декоративных полос транспортных средств, используемых для проведения неотложных действий по пресечению нарушений режима государственной границы Российской Федерации), информационные надписи и опознавательные знаки не наносят.
4.3.2 Способ нанесения информационных надписей и опознавательных знаков не нормируют. При их нанесении методом окрашивания должны выполняться требования раздела 5. 4.3.3 Изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении. 4.3.4 Содержание информационных надписей и опознавательных знаков - согласно таблице 3.
Таблица 3 - Информационные надписи и опознавательные знаки
Таблица 3. (Измененная редакция, Изм. N 1), (Поправка. ИУС N 10-2020).
4.3.5 Информационные надписи должны быть на русском языке и могут быть дублированы на государственном языке республики в составе Российской Федерации. 4.3.6 Написание букв на русском языке и цифр - в соответствии с приложением Б, а на других языках - согласно ГОСТ Р 52290.
5 Требования к покрытиям5 Требования к покрытиям
5.1 Эмали 5.1.1 Транспортные средства оперативных служб, кроме автобусов и грузовых автомобилей, должны окрашиваться в основной цвет автомобильными синтетическими эмалями высокотемпературной сушки (от 120 до 145°С). При ремонте они могут окрашиваться синтетическими эмалями пониженной температурной (от 60 до 80°С) и воздушной (20°С) сушки.
Автобусы и грузовые автомобили могут окрашиваться эмалями пониженной температурной и воздушной сушки. 5.1.2 Не допускается получение требуемых цветов путем смешения эмалей разных марок. 5.2 Лакокрасочные покрытия 5.2.1 Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей транспортных средств по внешнему виду должны быть не ниже класса II по ГОСТ 9.032. 5.2.2 При нанесении цветографических схем методом окрашивания линии стыка (контура) эмалей разных цветов должны быть четкими и ровными. Потеки эмали не допускаются. 5.2.3 Технические требования к окрашиваемым поверхностям, маркам лакокрасочных и пленочных материалов, а также способы их нанесения (окрашивание, клейка, аппликация, декалькомания, шелкография и т.д.) должны быть указаны в "Картах цветографического решения", включаемых в состав нормативной документации на транспортные средства оперативных служб. 5.3 Самоклеящиеся пленки 5.3.1 Стойкость к воздействию внешних факторов самоклеящихся пленок должна соответствовать требованиям приложения 8 к [3].
Примечание - Для несветовозвращающих пленок требования раздела 1, пункт 1.4, и раздела 6 приложения 8 к [3] не применяются.
5.3.2 Оценка стойкости самоклеящихся пленок к механической мойке и ударным нагрузкам приведена в приложении Г. 5.3.3 Для световозвращающих пленок при освещении лампой МКО А и проведении измерений в соответствии с рекомендацией, изложенной в [4], значения коэффициента световозвращения R' на новых световозвращающих поверхностях должны соответствовать указанным в таблице 4.
Примечание - Соответствие требованиям по стойкости самоклеящихся пленок по 5.3.1 и их световозвращению по 5.3.3 подтверждается изготовителем (поставщиком) пленок.
Таблица 4 - Минимальные значения коэффициента световозвращения R'
6 Требования к специальным световым и звуковым сигналам6 Требования к специальным световым и звуковым сигналам
6.1 Оснащение сигналами 6.1.1 Транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами. 6.1.2 Проблесковый маячок должен устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней. При этом угол видимости специального светового сигнала в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света, должен быть равен 360°.
Проблесковые маячки в других местах транспортного средства устанавливать не допускается. Способы установки проблескового маячка должны обеспечивать надежность его крепления на всех режимах движения и торможения транспортного средства.
Примечания 1 Допускается установка на одно транспортное средство более одного проблескового маячка. 2 Для транспортных средств на шасси грузовых автомобилей, а также транспортных средств Госавтоинспекции, органов Федеральной службы безопасности и Военной автоинспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180°, при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства. 3 На транспортные средства на шасси грузовых автомобилей допускается устанавливать дополнительные проблесковые маячки на крыше кузова или над ней.
6.1.3 Допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала, при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего стандарта. Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления. 6.1.4 Допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства. 6.1.5 При установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования по обеспечению внутренней пассивной безопасности. 6.1.6 Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и диаметром основания корпуса не более 200 мм. 6.2 Требования к световым сигналам 6.2.1 Проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета.
На транспортных средствах Госавтоинспекции, органов Федеральной службы безопасности и Военной автоинспекции дополнительно с проблесковыми маячками синего цвета могут применяться маячки красного цвета. 6.2.2 Проблесковые маячки должны соответствовать требованиям [5] - по фотометрическим спецификациям и цветовым характеристикам. 6.3 Требования к звуковым сигналам 6.3.1 Специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. 6.3.2 Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала - от 0,5 до 6,0 с. 6.3.3 Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже: 116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства; 122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство.
Примечание - Уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.
6.3.4 Направление максимального уровня звукового давления специального звукового сигнала должно совпадать с продольной осью транспортного средства в направлении его движения вперед. 6.3.5 Допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. 6.3.6 Использование устройств для подачи звуковых сигналов с изменяющейся основной частотой (за исключением входящих в состав автомобильных охранных систем) на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам, запрещается.
Приложение А (обязательное). Цветографические схемы транспортных средств оперативных службПриложение А
________________ * Измененная редакция, Изм. N 1.
________________ * Измененная редакция, Изм. N 1.
________________ * Поправка (ИУС 10-2020).
________________ * Поправка (ИУС 10-2020).
________________ * Поправка (ИУС 10-2020).
Рисунок А.68 - Цветографические схемы автомобилей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Рисунки А.68-А.70. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
Приложение Б (обязательное). Шрифт надписей и цифрПриложение Б
Приложение В (справочное). Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и рекомендуемые цвета лакокрасочных материаловПриложение В
Таблица В.1
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Приложение Г (обязательное). Стойкость самоклеящихся пленок к механической мойке и ударным нагрузкамПриложение Г
Г.1 Стойкость к механической мойке Г.1.1 Испытание проводят на закрепленном на транспортном средстве образце путем воздействия на него струей воды температурой (38±2)°С под давлением 0,75 МПа. Распылительная головка должна находиться не ближе 1,2 м и под углом не более 15° к поверхности образца. Г.1.2 После проведения испытания на образце не должны появиться признаки расслаивания, растрескивания или отклеивания от поверхности. Г.2 Стойкость к ударным нагрузкам Г.2.1 Образец, наклеенный на алюминиевую пластину размерами 75х125х1,02 мм, подвергают ударной нагрузке путем сбрасывания на него ударника массой 0,91 кг и диаметром бойка 15,8 мм с высоты, достаточной для удара усилием 1,13 Н·м. Г.2.2 После проведения испытания на образце не должны появиться признаки расслаивания, растрескивания или отклеивания от поверхности.
БиблиографияБиблиография
|