Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 2.3.2/23.1.
ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. Система информирования о рисках остаточного Методические рекомендации Москва 2018 1. Разработаны ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.Ю. Ананьев, М.В. Калиновская), ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (П.З. Шур, Н.А. Лебедева-Несевря, А.О. Барг, К.В. Четверкина). 2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 1 марта 2018 г. 3. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ
2.3.2/2.3.7.
ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. Система информирования о рисках остаточного Методические рекомендации I. Область применения1.1. В методических рекомендациях представлены основные принципы, алгоритм и модели информирования различных контингентов (потребители и производители пищевой продукции, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления) о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах. 1.2. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинских организаций, научно-исследовательских организаций, осуществляющих оценку риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания. II. Общие положения2.1. Распространение и обеспечение обмена информацией о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции относится к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. 2.2. В компетенцию органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции входят: а) контроль за качеством мероприятий по оценке риска; б) методическое обеспечение деятельности по анализу риска для здоровья (в том числе оценки риска и информирования); в) предоставление информации всем заинтересованным сторонам о связи остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции с ответами со стороны здоровья, методах оценки риска, способах управления им и пр.; г) распространение на регулярной основе информации о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции среди потребителей, производителей пищевой продукции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в т.ч. в рамках реализации государственной функции по информированию органов государственной власти и населения. 2.3. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в отношении информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции также входит распространение информации о рисках с целью формирования общественного мнения по проблеме антибиотикорезистентности. 2.4. Помимо одностороннего информирования различных контингентов о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах (передача и распространение информации о риске), существуют другие формы взаимодействия потребителей и производителей пищевой продукции, государственных органов, общественных организаций и пр. по этому вопросу, а именно: а) информирование о риске с обратной связью; б) диалоговая риск-коммуникация. III. Определение объема сведений
|
Действия |
Эффект |
Отказ от покупки продукции животного происхождения у «непроверенных поставщиков» - на рынках, во дворе, из багажников машин и т.д. |
Снижение вероятности покупки продукции без предварительно проведенной уполномоченными органами оценки соответствия пищевой продукции установленным требованиям |
Покупка упакованной продукции животного происхождения с корректной маркировкой |
|
Соблюдение гигиенических требований при приготовлении пищи животного и растительного происхождения - промывание, замораживание мяса, рыбы, овощей и фруктов |
Снижение вероятности попадания антибиотиков из пищевой продукции в организм человека |
3.7. При разработке материалов по информированию потребителей пищевой продукции о рисках остаточного количества антибиотиков следует учитывать особенности восприятия риска неспециалистами. Восприятие определяется следующими факторами:
а) характеристики риска;
б) характеристики информации о риске;
в) характеристики объекта информирования.
3.7.1. Для снижения влияния характеристик риска на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:
1) вынужденный, неподконтрольный индивиду риск воспринимается как более опасный. Это означает, что материалы о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах должны содержать сравнение рисков различной природы по степени значимости;
2) непривычные, незнакомые риски воспринимаются как более значимые. В этой связи материалы о рисках, не являющихся типичными для объекта информирования (как в случае с рисками остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах), должны содержать сравнение с привычными рисками аналогичной природы, предотвращая переоценку целевой аудиторией значимости данного неординарного риска;
3) в сознании потребителя с риском могут быть связаны субъективные выгоды (фактические или перспективные). Наличие выгод побуждает потребителя воспринимать риск как менее значимый; уровень обеспокоенности в отношении данного риска снижается.
3.7.2. Для снижения влияния характеристик информации о риске на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:
1) информация о риске вызывает тем большее доверие, чем выше доверие к источнику, из которого она поступает, и наоборот. Доверие к источнику информации о риске формируется на институциональном и персональном уровнях;
2) информация о риске должна соответствовать потребностям и интересам целевой аудитории. Если сообщение, содержащее информацию о рисках здоровью, не удовлетворяет актуализированные потребности аудитории, она либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере;
3) при распространении информации о рисках, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевой продукции, различными субъектами информирования нередко возникают несоответствия в ее содержании, что снижает уровень доверия со стороны целевой аудитории. С целью снижения уровня тревожности реципиента необходима координация действий всех реальных и потенциальных информантов (федеральных, территориальных, региональных и местных органов власти, медицинских организаций и пр.) для трансляции единой точки зрения по вопросам воздействия остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции на здоровье, согласование данных по результатам оценки риска и их комментариев. Дефицит официальной информации повышает вероятность возникновения и распространения непроверенных сведений по каналам неформальных коммуникаций. При этом чем выше неопределенность, тем выше доверие (положительная установка) к неформальным источникам информации.
3.7.3. Для снижения влияния характеристик объекта информирования о риске на его восприятие потребителями пищевой продукции следует учитывать, что:
1) в силу того, что восприятие представляет собой субъективный феномен, психический процесс, психологические особенности реципиента оказывают значительное влияние на эффективность информирования, в связи с чем в процесс информирования населения о рисках здоровью необходимо включать работу с возражениями, обусловленными психологическими особенностями индивидов. Данная работа не должна носить агрессивного характера, способного спровоцировать защитную реакцию со стороны адресата;
2) чем лучше адресат информирования знаком с предметом, разбирается в нем, обладает уверенным пониманием предмета информирования, тем адекватней он воспринимает предоставляемую информацию о рисках здоровью. Низкий уровень знаний реципиента требует высокого уровня подробности распространяемых сведений, развернутых комментариев. Основным фактором, влияющим на уровень знаний предмета информирования, является уровень образования адресата. Следовательно, в процессе информирования о рисках здоровью следует учитывать:
а) уровень образования целевой аудитории;
б) степень знакомства целевой аудитории с предметом информирования. Чем выше уровень образования и степень знакомства с предметом, тем более краткой, сжатой может быть предоставляемая информация.
3.8. Информирование производителей о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции является необходимым элементом механизма стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества, предусмотренного Стратегией повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.
3.8.1. Целями информирования производителей о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции являются:
1) распространение сведений о возможных последствиях превышения допустимых уровней остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции;
2) формирование социальной ответственности производителя перед потребителем;
3) мотивирование к постепенному отказу производителей от использования антибиотиков в кормовых и профилактических целях, что предполагает высокий уровень информированности о правилах содержания сельскохозяйственных животных и доказанном снижении риска заболеваний при соблюдении ветеринарно-санитарных и зоогигиенических требований; о значимости вакцинирования сельскохозяйственных животных, что снижает вероятность инфицирования и, следовательно, необходимость применения антибиотиков в дальнейшем; об альтернативах кормовым антибиотикам как стимуляторам роста животных - о молочнокислых бактериях, пребиотиках, ферментах, пробиотиках, травах, об органических кислотах, эфирных маслах и пр. (рис. 2).
3.9. Информирование органов власти осуществляется с целью реализации полномочий по принятию управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и управления риском для здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации/муниципального образования.
3.9.1. Информирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления включает следующие информационные блоки:
1) информирование о результатах контроля (на территории субъекта Российской Федерации/муниципального образования) содержания в продовольственном сырье остаточного количества антибиотиков;
2) информирование о результатах научных исследований по проблеме антибиотикорезистентности (параметры зависимостей «фактор -эффект», негативные ответы со стороны здоровья, результаты оценки риска);
3) информирование о необходимости отказа от применения антибиотиков в составе кормов и в профилактических целях.
3.9.2. Каждому информационному блоку соответствует определенная цель информирования (рис. 3).
Рис. 2. Условия эффективного информирования
производителей пищевой продукции
(предприятий сельского хозяйства)
Рис. 3. Информационные блоки и цели информирования
органов власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
3.9.3. В информационные материалы, предназначенные для органов власти, целесообразно включать раздел, содержащий конкретные предложения по управлению рисками остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции. Предложения структурируются:
1. По приоритетности их реализации:
а) неотложные;
б) приоритетные;
в) прочие.
2. По горизонту внедрения:
а) краткосрочные (эффект от внедрения будет получен в течение года);
б) долгосрочные (эффект от внедрения будет получен через несколько лет).
4.1. Информирование о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах может носить плановый и экстренный характер. Основанием для экстренного информирования является, например, квалификация риска по итогам процедуры оценки риска для здоровья на уровне 1·10-3 - «неприемлемый риск».
4.2. Алгоритм планового информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах представлен на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм информирования о рисках остаточного количества антибиотиков
4.3. Информационное сообщение обязательно должно содержать «зацепку» (это может быть как одно слово или словосочетание, предложение, так и картинка, графический элемент), выступающую в роли «спускового крючка», не только привлекающего внимание адресата, но и побуждающего его к планируемому отправителем действию.
4.4. Информирование о рисках здоровью населения следует строить в соответствии со следующими принципами:
1) адресность - информация о рисках здоровью должна быть направленной, предназначенной конкретной группе. Процесс распространения информации должен иметь четкую цель, а каналы распространения информации - ориентированы на выбранную целевую группу;
2) актуальность - распространяемая информация должна соответствовать текущему периоду времени, обладать ценностью для принятия решения в сфере управления рисками в момент ее использования. Актуальность информации зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента ее возникновения;
3) полнота - информация о рисках здоровью должна быть достаточной для понимания проблемы и принятия решения неспециалистами в сфере сохранения и укрепления здоровья человека; элемент неопределенности при принятии решения в случае соблюдения данного принципа будет минимизирован;
4) доступность - целевая аудитория, на которую рассчитана распространяемая информация о рисках остаточного количества антибиотиков, должна иметь возможность получения данной информации. Выбранные каналы распространения информации должны быть не только открыты для объекта информирования, но и типичны для использования;
5) понятность (когнитивная доступность) - распространяемые сведения должны быть адаптированы для выбранной целевой аудитории. Не рекомендуется употреблять специфические термины, понятия, оперировать научными категориями. Язык изложения информации о рисках здоровью населения должен быть привычен для объекта информирования. Чем более понятна информации, тем больше вероятность, что она будет правильно воспринята;
6) практическая ценность - объект информирования должен иметь возможность использовать полученную информацию для управления рисками. Информация должна соответствовать актуализированным потребностям адресата;
7) достоверность - распространяемые сведения о рисках остаточного количества антибиотиков не должны содержать непроверенных данных, субъективный компонент целесообразно минимизировать.
Критериями выбора канала распространения информации в соответствии с поставленной задачей являются:
а) доступность канала целевой аудитории;
б) способность канала представить информацию в требуемом объеме и форме (например, сюжет в телевизионных новостях предполагает фиксированную длительность, не всегда достаточную для полного донесения информации);
в) доверие целевой аудитории каналу распространения информации (низкий уровень доверия каналу информирования со стороны целевой аудитории детерминирует также снижение доверия распространяемой информации);
г) типичность (привычность) канала информации для целевой аудитории;
д) степень контролируемости канала распространения информации.
4.5. Эффективное информирование о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции предполагает реализацию нелинейной модели, интегрирующей механизм обратной связи (рис. 5).
Рис. 5. Нелинейная (с обратной связью) модель
информирования о риске
остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции
4.6. Применение данной модели определяет следующие положительные эффекты:
а) повышение уровня доверия со стороны населения;
б) повышение степени принятия распространяемой информации о риске здоровью;
в) снижение социальной напряженности, обусловленной недостатком информации о риске или ее искажением. Предотвращение сопротивления по причине незнания или ложного чувства опасности (определяется адресностью ответов на актуальные вопросы, возможностью предоставления наиболее полной и востребованной информации о риске, прояснения позиции относительно решения по поводу риска, предотвращения возникновения новых информационных лакун);
г) обеспечение конструктивного участия населения в разработке решений по управлению риском остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
4.7. Необходимыми условиями реализации предложенной модели информирования о риске являются:
1) опора на актуальную научную и методологическую базу информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции (в т. ч.: на актуальные данные о последствиях реализации рисков; на обоснованные подходы к использованию современных средств массовой коммуникации и пр.);
2) распространенность культуры открытого диалога (сформированность информационных и коммуникативных компетенций у субъектов информирования в процессе обучения в рамках курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов, стажировок; поддержка осознанного сотрудничества, поощрение соответствующего типа мышления);
3) согласованность действий, направленных на предотвращение формирования устойчивости к антибиотикам;
4) наличие организационных и технических условий для информирования о риске;
5) подкрепление успешных практик информирования о риске на различных уровнях.
4.8. Для предложенной модели характерно наличие обратной связи между отправителем и получателем информационного сообщения. Обеспечительными решениями может стать:
1) размещение на официальных сайтах органов и организаций, ответственных за управление рисками здоровью населения, сервисов обратной связи, предоставление возможности направления гражданами обращений в форме электронных документов;
2) открытие горячих телефонных линий для потребителей и производителей пищевой продукции после размещения в средствах массовой информации или в сети Интернет сведений о рисках здоровью, связанных с угрозой антибиотикорезистентности;
3) использование диалоговых форм информирования, дающих возможность получения полноценной обратной связи - семинары, круглые столы с привлечением СМИ; форумы в сети Интернет;
4) вовлечение экспертов (ученых, медицинских работников, ветеринаров) в диалог о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
4.9. Плановое информирование потребителей пищевой продукции рекомендуется осуществлять не реже 1 раза в 3 месяца, производителей пищевой продукции и органов власти - не реже 1 раза в 2 месяца.
5.1. Достижение поставленных на мировом уровне задач сдерживания формирования устойчивости к противомикробным препаратам требует построения многоуровневой системы информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах, охватывающей муниципальный, региональный и федеральный уровни.
5.2. Элементами системы информирования выступают:
а) отправители информационных сообщений;
б) целевые аудитории, имеющие потребность в специфической информации;
в) каналы распространения информации о рисках и получения обратной связи;
г) нормативно-правовая и информационная база информирования о рисках, учитывающая подходы международных организаций и современные достижения науки в области анализа рисков остаточного количества антибиотиков в пище (рис. 6).
Рис. 6. Система информирования о рисках остаточного
количества
антибиотиков в пищевой продукции
5.3. Система информирования об остаточном количестве антибиотиков в пищевой продукции может использовать в качестве базы различные информационные системы (в том числе, систему социально-гигиенического мониторинга, в перспективе - Единую информационную систему прослеживаемости пищевой продукции), о которых рекомендуется информировать заинтересованные стороны (потребителей пищевой продукции, производителей и органы власти) и в которые в доступной и наглядной форме может быть представлена информация:
а) о конкретных производителях, допустивших производство и выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям безопасности;
б) о производителях, применяющих антибиотики в составе кормов и в профилактических целях;
в) о «чистых» производителях - производителях, отказавшихся от использования антибиотиков с профилактической целью при производстве (выращивании) животных.
5.4. Информирование о риске остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции представляет собой доведение результатов экспертной оценки риска до населения, производителей и органов власти и обеспечение адекватного восприятия указанных результатов, а также ведение диалога (взаимообмен мнениями) между потребителями, производителями пищевой продукции, экспертным сообществом, государственными органами (в т.ч. органами и организациями, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и пр.).
5.5. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экспертного сообщества и производителей пищевой продукции в сфере противодействия распространению антибиотикорезистентности предполагает в дальнейшем переход от информирования о риске с обратной связью к равноправной диалоговой модели риск-коммуникации.
1. Глобальная стратегия ВОЗ по сдерживанию резистентности к противомикробным препаратам (2001) WHO/CDS/CSR/DRS/2001.2.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
6. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
7. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2045-р «Об утверждении Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации».
10. Постановление Правительства российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 № 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
14. МУ 2.3.7.2519-09 «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население».
15. ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности».
1. Борьба с устойчивостью к антибиотикам с позиций безопасности пищевых продуктов в Европе//Доклад Европейского регионального бюро ВОЗ [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0011/144695/е948 89R.pdf.
2. Воздвиженская А. Отделить таблетки от котлет//Российская газета. 14.03.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2016/03/14/anna-popova-v-rf-normativy-po-antibiotikam-v-pishche-zhestche-chem-v-es.html.
3. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011.288 с.
4. Доклад о состоянии дел в области устойчивости к противомикробным препаратам. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-mm736r.pdf.
5. Коган Н. Ошибки восприятия риска//Наука и техника. 2008. № 12. С. 71 - 76.
6. Обследование ВОЗ в странах свидетельствует о широко распространенном непонимании общественностью устойчивости к антибиотикам//Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2015/antibiotic-resistance/ru/.
7. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авалиани С.Л., Буштуева К.А. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Ю.А. Рахманина, Г.Г. Онищенко. М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002. 480 с.
8. Роль кодекса в борьбе с УПП//Официальный сайт Комиссии «Кодекс Алиментариус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/themes/antimicrobial-resistance/ru/#c437070.
9. Руководящие принципы ВОЗ по применению важных в медицинском отношении противомикробных препаратов в продовольственном животноводстве//Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/foodsafety/publications/cia__guidelines/ru/.
10. Устойчивость к антибиотикам - серьезная угроза общественному здравоохранению//Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/amrreport/ru/.
11. Устойчивость к антибиотикам//Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/antibiotic-resistance/ru/.
12. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса/Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999.
13. Sandman P.M. Responding to community outrage: strategies for effective risk communication. Falls Church: American Industrial Hygiene Association, 2012.
14. Slovic P. Perceptions of Risk: Reflections on the Psychometric Paradigm/P. Slovic, S. Rrimsky, D. Golding//Social Theories of Risk. N.Y.: Praeger, 1992. P. 117 - 152.