На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 8 июня 2016 г. № 12-47/12962

"О рассмотрении обращения"

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды в рамках установленной компетенции рассмотрел письмо по вопросу, связанному с осуществлением сброса сточных вод на континентальном шельфе Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии со статьей 56 Конвенции ООН по морскому праву (далее - Конвенция ООН) прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции, в отношении, в том числе защиты и сохранения морской среды.

Вопросы защиты морской среды регулируются положениями статьи 145 Конвенции ООН.

Указанные положения Конвенции ООН нашли свое законодательное отражение в Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон № 191-ФЗ).

Согласно статье 7 Закона № 191-ФЗ в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанными сбросом и захоронением.

В развитие положений статьи 30 Закона № 191-ФЗ постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 251 и от 03.10.2000 № 748 утверждены Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ.

Вопросы предоставления водных объектов в пользование урегулированы в Водном кодексе Российской Федерации.

При этом в пользование, в том числе, для сброса сточных вод могут предоставляться водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах территории Российской Федерации.

В отношении континентального шельфа Российской Федерации сообщаем, что согласно статье 77 Конвенции ООН прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон № 187-ФЗ) континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Согласно статье 5 Закона № 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов.

Исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации не являются территорией Российской Федерации и не рассматриваются Водным кодексом Российской Федерации в качестве предмета отношений по предоставлению водного объекта в пользование.

При этом согласно статье 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

 

Директор Департамента государственной
политики и регулирования в сфере охраны
окружающей среды

Д.М. Беланович