Федеральное
агентство по техническому Федеральное государственное унитарное предприятие СИСТЕМА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (СМН) ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РД СМН 01-2015 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФГУП «ВНИИМС» Росстандарта) ВНЕСЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФГУП «ВНИИМС» Росстандарта) УТВЕРЖДЕН Научно-методическим центром СМН 04.08.2015 г. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 01.12.2015 ВЗАМЕН МИ 2304-08, МИ 2492-08, ПР СМН 001-08 СОДЕРЖАНИЕ
Дата введения 01.12.2015 1 Введение1.1 Настоящий документ устанавливает порядок организации деятельности добровольной Системы оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора (далее - Система метрологического надзора - СМН). 1.2 Настоящий документ разработан с целью: - исключить терминологические несоответствия, имеющиеся в документах СМН, относительно действующей нормативной правовой базы, в связи с введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»; - создать условия для бесперебойного функционирования СМН, членами которой являются крупнейшие предприятия, корпорации и холдинги, металлургические комбинаты, энергетические компании, нефте- и газодобывающие и перерабатывающие заводы и др. (далее - предприятия); - обеспечить научно-методическую помощь метрологическим службам юридических лиц при организации и осуществлении ими внутреннего метрологического надзора с целью обеспечения гарантий соблюдения метрологических правил и норм как в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этих сфер; - регламентировать порядок оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществлении ими внутреннего метрологического надзора с целью внесения их в Реестр СМН и выдачи Свидетельства о регистрации в СМН. 1.3 Настоящий документ распространяется на: - юридических лиц, заинтересованных в официальной оценке и подтверждении компетентности деятельности своей метрологической службы в части осуществлении ею внутреннего метрологического надзора в соответствии с требованиями международного документа МД 9 МОЗМ «Принципы метрологического надзора», ГОСТ 8.612-2012 «Государственная система обеспечения единства измерений. Организация и порядок обеспечения внутреннего метрологического надзора на предприятиях с промышленно опасными объектами»; ГОСТ Р 8.884-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения»; Р 50.2.095-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к метрологическим службам юридических лиц, осуществляющим метрологический надзор»; - Научно-методический центр СМН (НМД СМН), осуществляющий научно-методическое руководство и контроль за деятельностью субъектов СМН; - заинтересованные государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии и отраслевые центры стандартизации и метрологии, имеющие в своем составе не менее 2-х специалистов, прошедших специальную подготовку в НМД СМН в качестве экспертов-метрологов по осуществлению метрологического надзора и внесенных в Реестр экспертов-метрологов СМН, являющиеся Уполномоченными экспертными организациями СМН, осуществляющими подготовку и предварительную оценку компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора; Исполнительный орган СМН, осуществляющий оценку и подтверждение компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора в соответствии с требования ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015. 1.4 Настоящий документ разработан взамен МИ 2304-08, МИ 2492-08, ПР СМН 001-08 и в соответствии с требованиями ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015. 1.5 Термины и определения соответствуют терминам и определениям раздела 3 ГОСТ Р 8.884-2015. 2 СокращенияСМН - Система оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора МН - метрологический надзор МС - метрологическая служба МС ЮЛ - метрологическая служба юридического лица ЮЛ - юридическое лицо УЭО СМН - Уполномоченная экспертная организация СМН НМЦ СМН - Научно-методический центр СМН ИО СМН - Исполнительный орган СМН. 3 Общие положения3.1 Система оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора - совокупность добровольно объединившихся юридических лиц, деятельность метрологических служб которых в части организации и проведения внутреннего метрологического надзора осуществляется в соответствии с едиными требованиями и направлена на обеспечение гарантий соблюдения метрологических правил и норм на предприятии как в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этих сфер. 3.2 Основной целью функционирования СМН является официальное подтверждение компетентности метрологических служб юридических лиц в осуществлении метрологического надзора на основе оценки их соответствия установленным требованиям. 3.3 Основным предметом деятельности СМН являются: - установление основных правил и принципов функционирования СМН, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности СМН; - подготовка и регистрация Уполномоченных экспертных организаций СМН и экспертов-метрологов СМН; - оценка и подтверждение компетентности МС ЮЛ в части осуществления внутреннего метрологического надзора; - регистрация МС ЮЛ, подтвердивших свою компетентность в части осуществления внутреннего метрологического надзора, в Реестре СМН, ведение Реестра СМН; - инспекционный контроль за деятельностью МС ЮЛ, зарегистрированных в Реестре СМН, в части осуществления ими внутреннего метрологического надзора (далее - метрологического надзора); - осуществление метрологического надзора МС ЮЛ. 3.4 Организационная структура СМН представлена в Приложение А. 3.4.1 Научно-методический центр СМН - Исполнительный орган СМН, координирующий деятельность субъектов СМН, осуществляет следующие функции: - разрабатывает основные принципы, правила и нормативные документы СМН; - принимает решения о регистрации Уполномоченных экспертных организаций СМН; - осуществляет контроль за деятельностью Уполномоченных экспертных организаций СМН; - проводит экспертизу материалов, представляемых Уполномоченными экспертными организациями СМН; - осуществляет оформление Свидетельств о регистрации в СМН, регистрацию метрологических служб юридических лиц и ведение Реестра СМН; - участвует в проведении проверок выполнения требований, предъявляемых к метрологическим службам юридических лиц, подготовленным к подтверждению компетентности Уполномоченными экспертными организациями СМН; - осуществляет консультационную деятельность по вопросам проведения метрологического надзора; - проводит подготовку экспертов Уполномоченных экспертных организаций СМН и экспертов-метрологов МС ЮЛ, уполномоченных осуществлять метрологический надзор; - проводит мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров в области осуществления метрологического надзора; - разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию СМН; - осуществляет оценку и подтверждение компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления метрологического надзора; - проводит инспекционный контроль за деятельностью по осуществлению метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, зарегистрированными в Реестре СМН; - оказывает методическую помощь метрологическим службам юридических лиц в организации их деятельности по осуществлению метрологического надзора. 3.4.2 К основным функциям УЭО СМН относятся: - подготовка и предварительная оценка компетентности заинтересованных МС ЮЛ в части осуществления ими метрологического надзора, включая оказание консультационной помощи по организации и совершенствованию деятельности по осуществлению метрологического надзора и разработке стандарта предприятия, регламентирующего порядок осуществления метрологического надзора; - представление материалов подготовленной метрологической службы с результатами предварительной оценки компетентности в Исполнительный орган СМН для проведения окончательной экспертизы, подтверждения компетентности и занесения в Реестр СМН; - проведение инспекционного контроля за деятельностью подготовленных МС ЮЛ в части осуществления ими метрологического надзора (по поручению ИО СМН). Примечание: УЭО СМН становятся заинтересованные государственные региональные центры метрологии, государственные научные метрологические институты, отраслевые центры метрологии и стандартизации, имеющие в своем составе не менее двух подготовленных в НМЦ СМН экспертов-метрологов СМН и получившие Извещение о включении в СМН в качестве УЭО СМН (Приложение Б). 3.4.3 К основным функциям МС ЮЛ в части осуществления ими метрологического надзора относятся: - разработка нормативного документа в ранге стандарта предприятия (регламента и т.п.), регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии; - осуществление метрологического надзора - мониторинга состояния и применения объектов метрологического надзора, используемых как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования обеспечения единства измерений, в соответствии с порядком, установленным в стандарте предприятия; - подготовка и повышение квалификации кадров, осуществляющих метрологический надзор; - соблюдение требований, устанавливаемых настоящим документом. 3.5 К объектам метрологического надзора относятся состояние и применение: - средств измерений; - эталонов; - стандартных образцов; - технических устройств с измерительными функциями; - испытательного и контрольного оборудования; - средств допускового контроля; - методик измерений, испытаний, калибровки, поверки; а также: - результаты измерений и правильность определения метрологических характеристик при аттестации методик измерений; - соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативными правовыми и нормативными техническими документами, включая требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида; - разработка конструкторской и технологической документации путем введения обязательного нормоконтроля или метрологической экспертизы; - другие объекты метрологического надзора, специфические для конкретных предприятий. 3.6 Основные требования к метрологическим службам юридических лиц, осуществляющим метрологический надзор и претендующим на подтверждение компетентности в части осуществления метрологического надзора, изложены в Р 50.2.095-2015, включая следующее: 3.6.1 Внутренний метрологический надзор должен распространяться на все объекты метрологического надзора, как входящие в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и не входящие в эту сферу. 3.6.2 Целью метрологического надзора является не только обнаружение нарушений, но и содействие скорейшему устранению обнаруженных нарушений, участие в разработке мероприятий по предотвращению и предупреждению данных нарушений в дальнейшем. 3.6.3 Периодичность метрологического надзора определяет метрологическая служба, исходя из вероятности возникновения нарушения, связанного с тем или иным объектом метрологического надзора, и тяжести последствий данного нарушения. 3.6.4 Метрологический надзор должен предполагать 100 %-ный охват объектов, подлежащих метрологическому надзору на предприятии, включая, в обязательном порядке, объекты, подлежащие государственному метрологическому надзору. 3.6.5 Персонал, осуществляющий метрологический надзор, должен быть компетентен не только в области обеспечения единства измерений, но и знать специфику деятельности предприятия, на котором осуществляется метрологический надзор. 3.6.6 Показателем результативности метрологического надзора является не количество обнаруженных нарушений и размер санкций, примененных к нарушителям метрологических требований, а уровень соблюдения метрологической дисциплины на предприятии, отсутствие претензий и рекламаций на продукцию предприятия, в той или иной степени связанных с отрицательными последствиями недостоверных результатов измерений, отсутствие нарушений, связанных с объектами метрологического надзора, обнаруженных при проведении государственных (муниципальных) контролей (надзоров), осуществляемых соответствующими уполномоченными органами. 3.6.7 Метрологический надзор должен быть введен на предприятии либо внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе юридического лица, либо в административном порядке приказом (распоряжением) руководителя юридического лица (холдинга). 3.6.8 Лица, получающие административным решением руководства предприятия полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии», должны: - иметь высшее или среднее специальное образование; - иметь стаж работы в области метрологии не менее 3-х лет; - знать нормативные правовые и организационно-методические документы, регламентирующие деятельность в области обеспечения единства измерений, включая [1] и [2]; - знать основы контролируемого производства, роль и значение объектов метрологического надзора при его осуществлении; - пройти специальную подготовку в качестве экспертов-метрологов по осуществлению метрологического надзора за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений с получением соответствующего Сертификата эксперта-метролога СМН; - быть аттестованным в порядке, установленном на предприятии, на выполнение полномочий «инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии» комиссией с участием руководителя метрологической службы и представителей служб предприятия, применяющих объекты метрологического надзора; - иметь должностную инструкцию, в которой указаны функции по осуществлению метрологического надзора на предприятии. 3.6.9 Документ (стандарт предприятия, регламент и т.п.), регламентирующий организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии, должен быть согласован с руководителями всех служб предприятия, применяющих объекты метрологического надзора, и утвержден руководством предприятия. Рекомендации по содержанию и изложению документа, регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии, представлены в разделе 6 Р 50.2.095-2015. 3.7 Содержание, порядок проведения, оформление результатов метрологического надзора, а также права и обязанности лиц, осуществляющих метрологический надзор, меры, применяемые при обнаружении нарушений, подробно описаны в ГОСТ Р 8.884-2015. 4. Порядок проведения работ по оценке и подтверждению компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора4.1 Юридическое лицо, заинтересованное в том, чтобы его метрологическая служба прошла процедуру оценки и подтверждения компетентности в части осуществления внутреннего метрологического надзора в соответствии с требования ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015 и настоящего документа, и, соответственно, в регистрации в Реестре СМН, подает заявку в Исполнительный орган СМН по форме, представленной в Приложении В. К заявке прилагаются: - реквизиты юридического лица, необходимые для подготовки договора; - Положение о метрологической службе юридического лица, в котором зафиксирована функция метрологической службы по осуществлению метрологического надзора, или Приказ (распоряжение) руководства предприятия, возлагающий выполнение данной функции на метрологическую службу или конкретных лиц; - Стандарт предприятия (или проект), регламентирующий деятельность метрологической службы по осуществлению метрологического надзора и отвечающего требованиям раздела 6 Р 50.2.095-2015. К заявке могут прилагаться другие материалы и документы, служащие основаниями для подтверждения компетентности МС ЮЛ в части осуществления внутреннего метрологического надзора. 4.2 В случае, если предварительную оценку компетентности и первоначальную помощь в подготовке материалов осуществляла УЭО СМН, в Заявке вместо слова «оценку» следует писать «окончательную экспертизу материалов», а в качестве дополнительного приложения приводится заключение УЭО СМН о положительных результатах предварительной оценки компетентности. 4.3 Исполнительный орган СМН осуществляет работы по оценке и подтверждению компетентности метрологической службы юридического лица в части осуществления метрологического надзора в следующей последовательности: а) предварительное рассмотрение заявки; б) (при положительном решении) заключение договора на проведение работ; в) (при подтверждении соблюдения условий договора) экспертиза представленных материалов; г) предварительная оценка компетентности в части осуществления метрологического надзора; д) оказание научно-методической помощи по устранению недостатков, выявленных при проведении экспертизы; е) проверка соответствия заявленных условий проведения метрологического надзора требованиям СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015; ж) проведение окончательной экспертизы материалов и оценка компетентности в части осуществления метрологического надзора; з) (при положительном решении) подтверждение компетентности метрологической службы юридического лица в части осуществления метрологического надзора в соответствии с требованиями СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015; и) регистрация метрологической службы юридического лица в Реестре зарегистрированных в СМН метрологических служб юридических лиц, подтвердивших свое соответствие требованиям СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015; к) оформление Свидетельства о регистрации в СМН по форме, приведенной в Приложении Г, и передача его юридическому лицу. Свидетельство о регистрации в СМН действительно в течение срока, не превышающего 5 лет. 4.4 Приложением к Свидетельству о регистрации в СМН является Область признания компетентности в части осуществления метрологического надзора, в которой приводится перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору на данном предприятии (Приложение Д). Примечание. В обязательном порядке в стандарте предприятия, регламентирующем осуществление внутреннего метрологического надзора, должны быть четко описаны содержание и порядок осуществления метрологического надзора за каждой позицией объектов метрологического надзора, указанной в перечне. В случае, если полномочия «инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии» разделяются по специализации, это должно быть отражено в приложении к стандарту предприятия по надзору, в котором приводятся сведения о кадровом составе инспекторов. 4.5 В рамках работы по оценке и подтверждению компетентности метрологической службы юридического лица в части осуществления метрологического надзора по желанию заказчика Исполнительный орган СМН может провести дополнительную подготовку специалистов метрологической службы в качестве экспертов-метрологов по осуществлению метрологического надзора за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений с выдачей соответствующего Сертификата эксперта-метролога СМН (Приложение Е). 4.6 Предварительное рассмотрение заявки может завершиться отказом в проведении работ по оценке и подтверждению компетентности в случае низкой оценки общего уровня подготовки представленных материалов, в явном виде не соответствующих установленным требованиям. 4.7 Для проведения экспертизы представленных материалов, оказания научно-методической помощи по устранению недостатков, выявленных при проведении экспертизы, проверки соответствия порядка проведения метрологического надзора требованиям СМН и подтверждения компетентности метрологической службы юридического лица Исполнительный орган СМН заключает с Заявителем договор. В состав комиссии, назначенной для проведения работ по оценке и подтверждению компетентности, должны входить не менее двух экспертов-метрологов СМН, прошедших специальную подготовку в НМЦ СМН по программе «Внедрение ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015 и Р 50.2.095-2015 в Системе оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора». 4.8 Результаты работы комиссии оформляются Актом проверки по форме, представленной в Приложении Ж. В необходимых случаях количество тестовых вопросов Акта проверки может быть увеличено, а содержание изменено. 4.9 Юридическое лицо, метрологическая служба которого подтвердила свою компетентность в части осуществления метрологического надзора, заносится в Реестр СМН, получает Свидетельство о регистрации в СМН с приложением Области признания компетентности, в которой приводится перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору. 4.10 Работы по оценке и подтверждению компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления метрологического надзора в соответствии с требованиями СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015 могут завершиться отказом в регистрации в Реестре СМН в случае, если Заявитель не выполняет обязательств, задекларированных в Заявке, а также в случае наличия фальсифицированных сведений, представленных для подтверждения компетентности. Отказ от регистрации в СМН в письменном виде с указанием конкретных причин отказа направляется юридическому лицу. 4.11 В случае проведения работ по оценке и подтверждению компетентности МС ЮЛ с участием УЭО СМН: 4.11.1 Юридическое лицо, заинтересованное в оценке и подтверждении компетентности метрологической службы в части осуществления метрологического надзора в соответствии с требованиями СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2014-15, Р 50.2.095-2015 и, соответственно, в регистрации в Реестре СМН, осуществляемой с участием УЭО СМН, подает заявку в УЭО СМН по форме, представленной в приложении И. К заявке прилагается комплект материалов, указанный в п. 4.1. 4.11.2 Для проведения экспертизы представленных материалов и проверки соответствия заявленных условий осуществления метрологического надзора требованиям СМН УЭО СМН заключает с Заявителем договор на предварительную оценку и подготовку к подтверждению соответствия требованиям СМН. В состав комиссии, назначенной для проведения данной работы, должны входить не менее двух экспертов-метрологов УЭО СМН, прошедших специальную подготовку в НМД СМН по программе «Внедрение ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015 и Р 50.2.095-2015 в Системе оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора». 4.11.3 Результаты работы комиссии заносятся в проект Акта проверки по форме, представленной в Приложении Ж, за исключением фраз, отмеченных звездочками. 4.11.4 В случае положительного решения проект Акта проверки оформляется в трех экземплярах: первый экземпляр остаётся у юридического лица; второй - в УЭО СМН, проводившей проверку; третий вместе с Извещением (Приложение К), Областью признания компетентности и Стандартом предприятия направляется УЭО СМН в Исполнительный орган СМН для продолжения процедуры подтверждения компетентности метрологической службы юридического лица в части осуществления метрологического надзора в соответствии с требованиями СМН, включая окончательную экспертизу представленных материалов, оформление Свидетельства о регистрации в СМН, внесение в Реестр СМН. В комплект направляемых документов входит также Заявка от юридического лица в Исполнительный орган СМН на проведение окончательной экспертизы материалов, оценки и подтверждения компетентности метрологической службы в части осуществления метрологического надзора, подготовленная им по форме Приложения Л. Примечание: УЭО СМН в процессе работы с Заявителем должна оказывать ему всестороннюю помощь с целью достижения им соответствия требованиям СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015. За качество материалов, представляемых в Исполнительный орган СМН, в равной степени отвечают как сам Заявитель, так и УЭО СМН, осуществившая предварительную оценку компетентности. В случае если от УЭО СМН систематически поступают материалы неудовлетворительного качества и/или в работе по подготовке не участвовали специалисты, имеющие действующие Сертификаты экспертов-метрологов СМН (Приложение Б), НМЦ СМН вправе лишить организацию полномочий УЭО СМН. 4.11.5 Получив Извещение с полным комплектом приложений, Исполнительный орган СМН заключает договор с юридическим лицом на проведение окончательной экспертизы материалов, оценки и подтверждения компетентности в части осуществления метрологического надзора метрологической службой юридического лица в соответствии с требованиями СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015. 4.11.6 В случае положительных результатов экспертизы представленных материалов Исполнительный орган СМН оформляет Акт проверки, Свидетельство о регистрации в СМН, Область признания компетентности и заносит метрологическую службу юридического лица в Реестр зарегистрированных в СМН метрологических служб юридических лиц, подтвердивших свое соответствие требованиям СМН. Примечания: 1. В комиссию, проводившую работу по оценке и подтверждению компетентности и зафиксированную в Акте проверки, включаются как эксперты-метрологи УЭО СМН, осуществившие подготовку и предварительную оценку компетентности, так и эксперты-метрологи Исполнительного органа СМН, осуществляющие окончательную экспертизу материалов, оценку и подтверждение компетентности. 2. Три первые цифры номера Свидетельства о регистрации в СМН являются условным шифром УЭО СМН, осуществившей предварительную оценку компетентности. 4.11.7 По результатам окончательной экспертизы материалов Исполнительный орган СМН устанавливает срок инспекционного контроля и принимает решение о возможности передачи полномочий по проведению инспекционного контроля УЭО СМН, участвовавшей в процедуре подтверждения компетентности. Данные решения фиксируются в Акте проверки. 4.11.8 Оригиналы Свидетельства о регистрации в СМН и Области признания компетентности направляются юридическому лицу. Копии Свидетельства о регистрации в СМН, Области признания компетентности и три экземпляра Акта проверки, подписанные членами комиссии - представителями Исполнительного органа СМН, высылаются УЭО СМН. 4.11.9 Один экземпляр Акта проверки, подписанный членами комиссии - представителями УЭО СМН и завизированный должностным лицом организации, проходившей процедуру подтверждения компетентности, УЭО СМН возвращает в Исполнительный орган СМН, второй экземпляр передается организации, третий остается у УЭО СМН. 4.11.10 Полученные документы, а также копии Свидетельства о регистрации в СМН и Области признания компетентности хранятся в Исполнительном органе СМН в течение срока действия Свидетельства о регистрации в СМН. 5 Инспекционный контроль за деятельностью метрологических служб юридических лиц, зарегистрированных в Реестре СМН5.1 Инспекционный контроль за деятельностью зарегистрированных в Реестре СМН метрологических служб юридических лиц с целью подтверждения соответствия их деятельности в части осуществления метрологического надзора требованиям СМН и проверки выполнения плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок, проводит Исполнительный орган СМН или, по его поручению, УЭО СМН, проводившая предварительную оценку компетентности данной метрологической службы. 5.2 Срок проведения первого планового инспекционного контроля устанавливается Исполнительным органом СМН при оформлении Акта проверки (с учетом мнения УЭО СМН, если она принимала участие в процедуре оценки компетентности). 5.3 Рекомендуемый срок проведения первого инспекционного контроля - 1,5 года со дня внесения метрологической службы юридического лица в Реестр СМН. 5.4 Рекомендуемый срок проведения второго инспекционного контроля - 1,5 года со дня проведения первого инспекционного контроля. 5.5 За срок действия Свидетельства о регистрации метрологической службы юридического лица в СМН, как правило, должно быть проведено два плановых инспекционных контроля. 5.6 Проведение инспекционного контроля осуществляется на основании договора, заключаемого с Исполнительным органом СМН или с УЭО СМН, в случае выполнения ею данной работы по поручению Исполнительного органа СМН, зафиксированному в предыдущем Акте проверки. 5.7 Проведение инспекционного контроля может быть совмещено с внесением изменений в Область признания компетентности, что должно быть обсуждено сторонами до проведения инспекционного контроля и должно быть отражено в договоре на его проведение. 5.8 Исполнительный орган СМН (УЭО СМН) не позднее, чем за три месяца до наступления планового срока проведения инспекционного контроля, указанного в предыдущем Акте проверки, направляет юридическому лицу, зарегистрированному в Реестре СМН, Уведомление о проведении инспекционного контроля по форме Приложения М с необходимыми приложениями. 5.9 Юридическое лицо, получив Уведомление, подписывает и оплачивает договор и готовит в произвольной форме Справку-отчет о действиях, произведенных в рамках метрологического надзора за период между предыдущей и предстоящей проверками, подписанную руководителем юридического лица или руководителем метрологической службы, которая должна содержать следующие сведения: - количество проверок, проведенных в рамках метрологического надзора, и количество обнаруженных нарушений в соответствии с позициями Области признания компетентности; - информацию об изменениях в кадровых ресурсах метрологической службы, осуществляющих метрологический надзор; - результаты мониторинга состояния объектов метрологического надзора, осуществляемого в необходимых случаях; - копии 3 - 4 Актов проверок, проведенных за указанный период; - количество рекламаций на продукцию или услуги, полученных за обозначенный период и связанных с нарушениями метрологических правил и норм, а также принятые по ним меры и мероприятия; - сведения о необходимости внесения изменений в Область признания компетентности. 5.10 Отказ юридического лица от проведения инспекционного контроля или игнорирование Уведомления влечет за собой исключение метрологической службы юридического лица из Реестра СМН по истечению двух месяцев со дня назначения даты инспекционного контроля, о чем юридическое лицо уведомляется Извещением об аннулировании Свидетельства о регистрации в СМН (Приложение Н). 5.11 В исключительных случаях юридическое лицо может направить в Исполнительный орган СМН (УЭО СМН) в письменном виде просьбу о переносе срока проведения инспекционного контроля на срок, не превышающий 6 месяцев, с приведением конкретных обоснований, позволяющих Исполнительному органу СМН (УЭО СМН) принять решение о переносе сроков проведения инспекционного контроля. 5.12 Основным содержанием инспекционного контроля является проверка выполнения юридическим лицом обязательств по соблюдению требований СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015. 5.13 По результатам инспекционного контроля оформляется Акт проверки по форме, аналогичной приводимой в Приложении И настоящего документа. 5.14 На основании результатов инспекционного контроля Исполнительный орган СМН (УЭО СМН) может принять одно из решений: - подтвердить соответствие компетентности метрологической службы юридического лица требованиям СМН; - приостановить действие Свидетельства о регистрации в СМН метрологической службы юридического лица; - исключить метрологическую службу юридического лица из Реестра СМН и аннулировать Свидетельство о регистрации в СМН (включая ситуацию, соответствующую п. 5.10 настоящего документа). 5.15 Один экземпляр Акта проверки передается юридическому лицу, второй экземпляр Акта проверки хранится в организации, осуществляющей инспекционный контроль. 5.16 В случае, если инспекционный контроль проводила УЭО СМН, копия акта проверки направляется в Исполнительный орган СМН для учета результатов инспекционного контроля зарегистрированных в СМН метрологических служб юридических лиц. Отсутствие подтвержденной информации о проведении УЭО СМН инспекционного контроля за деятельностью зарегистрированных в СМН метрологических служб юридических лиц является основанием для лишения этой организации полномочий УЭО СМН. 6 Порядок ведения Реестра СМН6.1 Реестр СМН состоит из следующих разделов: - Реестр УЭО СМН с указанием названий организаций, выполняющих функции УЭО СМН; ф. и. о., должностей, контактных данных экспертов-метрологов СМН; номеров и сроков действия Сертификатов экспертов-метрологов СМН; - Реестр метрологических служб юридических лиц, подтвердивших свою компетентность в части осуществления метрологического надзора и свое соответствие требованиям СМН, ГОСТ 8.612-2012, ГОСТ Р 8.884-2015, Р 50.2.095-2015 (Реестр метрологических служб); 6.2 Сведения из Реестра СМН, не содержащие конфиденциальной информации предоставляются НМЦ СМН по запросам заинтересованных лиц и организаций. Приложение АПриложение БФорма Извещения о регистрации в СМН
Приложение ВФорма заявки в Исполнительный орган
СМН НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Приложение ГФорма Свидетельства о регистрации в СМН Приложение Д
Приложение ЕФорма Сертификата
эксперта-метролога Приложение Ж
Приложение ИФорма заявки юридического лица в УЭО СМН НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Приложение КФорма Извещения УЭО СМН о
проведенной предварительной оценке НА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Приложение ЛНА БЛАНКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Приложение МФорма уведомления о проведении инспекционного контроля
Приложение НФорма Извещения об аннулировании
Библиография[1] Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. [2] Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. № 246 «Об осуществлении государственного метрологического надзора» ПОСЛЕСЛОВИЕМетрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц Степень соблюдения любых требований теми или иными субъектами хозяйственной деятельности определяется, как правило, двумя факторами: во-первых, осознанием субъектами важности и необходимости соблюдения этих требований и, во-вторых, неотвратимостью наказаний или других отрицательных последствий при обнаружении нарушений этих требований уполномоченным на это органом или лицом. Это в полной мере относится и к соблюдению метрологических требований и норм. При этом функцию «неотвратимости наказаний» должен брать на себя государственный метрологический надзор. Статистика последних лет показывает, что почти четверть субъектов хозяйственной деятельности не в полной мере соблюдают обязательные метрологические требования, которые в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» являются условием для «защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений», а также для обеспечения «потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности». Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки, составляет менее 1 %. Вероятность того, что каждое предприятие, деятельность которого относится к сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, будет подвергнуто государственному метрологическому надзору, чрезвычайно мала. В данной ситуации рассчитывать, что государственный метрологический надзор обеспечит «защиту прав и законных интересов граждан … от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений …» не приходится. Даже увеличение количества государственных служащих, уполномоченных осуществлять государственный метрологический надзор, с нескольких сотен, как в настоящее время, до нескольких тысяч, никаких гарантий «защиты» дать не может, а вероятно и не должно. Нельзя за каждым работающим поставить одного контролёра. Задача, возможно, любого государственного надзора - реализация угрозы «неотвратимости наказания» при обнаружении нарушений требований законодательства и констатация состояния дел в стране в сфере, подлежащей государственному надзору. Не случайно Регламент № 765/2008 Европейского парламента и Совета «чтобы обеспечить адекватное и последовательное применение гармонизирующего законодательства Сообщества … вводит структуру надзора за рынком …». Не может государство надзирать за каждым производителем, но оно должно осуществлять контроль за продукцией, которая находится на рынке. В этом случае у него больше гарантий защиты потребителей. Но если государство не берет на себя функции обеспечения выполнения метрологических требований на каждом предприятии, то кто должен обеспечить выполнение этих требований? Ответ очевиден - внутренний метрологический надзор, осуществляемый силами самого предприятия. Справедливости ради надо сказать, что это идея не наша и не нова. Если обратиться к опыту проведения государственного метрологического надзора, например, в Германии, то выяснится следующее: Государственный метрологический надзор в Германии (и во всех странах Европы, и в США, и в Индии, и в Китае, и почти во всех более-менее цивилизованных странах) уже больше 40 лет включает в себя государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках, т.к. практически всё жизнеобеспечение населения осуществляется через приобретение заранее, в отсутствии покупателя, расфасованных товаров. Защитить покупателя от недовложения в каждую упаковку может только государство, потому что недовложение товара в каждую упаковку, даже в пределах допустимого, сулит огромную выгоду производителю, а для каждого конкретного покупателя это нарушение в большинстве случаев неуловимо. Поэтому Европейские директивы и законодательство Германии содержит требование, в соответствии с которым изготовитель фасованных товаров, расфасовщик, продавец или импортёр обязаны контролировать соответствие фасованных товаров в упаковках установленным требованиям и не допускать «на рынок» фасованных товаров в упаковках, не соответствующих установленным требованиям. Т.е. осуществлять внутренний метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках. Санкции, применяемые в случае обнаружения нарушений органами госнадзора, таковы, что превышают любой неправомерный доход, получаемый в результате нарушений обязательных требований, не говоря уже о потере доверия и авторитета у потребителей и реализаторов продукции. Из примерно 5000 проверок, осуществляемых в рамках государственного метрологического надзора в Германии, 4500 приходится на государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках, при этом первое требование, которое проверяется, это наличие процедуры и документирование результатов внутреннего метрологического надзора. Таким образом, мы возвращаемся к перечню факторов, обеспечивающих соблюдение тех или иных требований. И первый их них - понимание субъектами важности и необходимости их соблюдения. Надо, конечно, заметить, что в отношении соблюдения метрологических правил и норм добиться такого понимания не всегда легко и просто. Погрешности, неопределённости, строгость соблюдения каких-то сроков поверки, калибровки, какая-то «прослеживаемость», какие-то соотношения допусков и погрешностей?! Это такая морока для некоторых «руководителей производств», которая требует постоянно каких-то дополнительных расходов, а выгода как-то не очевидна. Но ведь не случайно мы слова «руководителей производств» поставили в кавычках. Если руководитель предприятия не понимает роли метрологического обеспечения в том производстве, которым он руководит, то это достаточно убедительно говорит об уровне этого руководителя, об уровне самого производства, о качестве продукции или услуги, предоставляемой данным предприятием, и об обеспечении всех тех требований, которые с точки зрения законодательства считаются обязательными. Но ещё это говорит о том, что сами метрологи не в полной мере осознают свою роль в производстве, не могут объяснить её руководству, сами не очень-то понимают, что же будет, если они перестанут выполнять свои функции. А, в буквальном смысле, ничего не будет. Ни качества продукции, ни гарантии безопасности, ни доверия потребителя, никакого будущего у такого бизнеса! Состояние метрологического обеспечения на производстве является одним из главных показателей состояния производства и качества выпускаемой продукции, какие бы формальные системы «менеджмента качества» на предприятии ни действовали. Одним из важных условий поддержания состояния метрологического обеспечения производства на должном уровне является проведение внутреннего метрологического надзора силами метрологической службы предприятия. В отличие от государственного метрологического надзора, распространяющегося только на сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, внутренний метрологический надзор распространяется на все метрологические объекты, принимающие участие во всех производственных процессах, в контроле качества продукции, во внутреннем учете энергоресурсов, в расчетных операциях внутри одного юридического лица и т.д. Периодичность внутреннего метрологического надзора определяется реальными потребностями производства и для разных метрологических объектов может быть различной в зависимости от интенсивности, условий эксплуатации, срока службы того или иного средства измерений, значимости отрицательных последствий при несоответствии объекта установленным требованиям и др. По большому счёту, на предприятии может быть организован мониторинг состояния тех или иных метрологических объектов, и это не потребует никаких дополнительных кадровых ресурсов, потому что на всех более-менее уважающих себя предприятиях уже много лет существует персонал, выполняющий функции «ответственных за состояние и применение средств измерений», правда под этим часто понимается не совсем то, о чём сейчас идет речь. Выполнение функции «мониторинга» состояния и применения объектов метрологического надзора, включая средства измерений, эталоны, стандартные образцы, испытательное оборудование, средства допускового контроля, методики измерений и испытаний и др., позволит реализовать идею, абсолютно недоступную для реализации в рамках государственного метрологического надзора - 100 %-ный охват метрологическим надзором всех метрологических объектов с периодичностью, определяемой потребностями производства. Организация метрологического надзора на предприятии предполагает наличие многоуровневого метрологического надзора, как минимум 3-х уровневого. Нижний уровень - это ответственные за состояние и применение тех или иных объектов метрологического надзора, осуществляющие мониторинг состояния этих объектов с той или иной периодичностью и фиксирующие результаты мониторинга в специальном журнале. Сама форма журнала, периодичность мониторинга должны быть хорошо продуманы метрологами с участием «ответственных». Следующий уровень - это уже те, кого на предприятии должны знать как «инспекторов по обеспечению единства измерений» на данном предприятии. В зависимости от структуры предприятия, его масштабов и т.д. это может быть один специалист или несколько, узкоспециализированные или универсальные, но их главная задача - проверка добросовестности выполнения «ответственными» своих функций путём проверки ведения Журналов мониторинга и выборочного контроля соответствия фактического состояния того или иного объекта метрологического надзора отраженному в Журнале. Инспекторы по обеспечению единства измерений на предприятии могут образовывать комиссии, а могут быть уполномочены действовать самостоятельно. Могут завершать свою работу Актом проверки, а могут вести свой Журнал проверок. Периодичность проверок должна определяться только одним фактором - обеспечением гарантий соблюдения метрологических требований на предприятии. Подчеркнём главные отличия этих инспекторов и их деятельности от деятельности государственных гражданских служащих, осуществляющих государственный метрологический надзор. Во-первых, как правило, внутренний метрологический надзор поручается наиболее опытным и компетентным метрологам, проработавшим на предприятии много лет и хорошо знакомым с производством и с последствиями, к которым могут привести нарушения тех или иных метрологических требований. Во-вторых, их задача не только обнаружить нарушение, но и помочь как можно скорее устранить его, выявить причины возникновения нарушения и принять меры для предотвращения его в дальнейшем. Именно поэтому у внутреннего метрологического надзора должен быть следующий, третий, высший уровень. Третий уровень - это представитель руководства предприятия, который может принимать решения по кадровым, финансовым и организационным вопросам на основании анализа результатов метрологического надзора, представляемого главным метрологом или руководителем группы инспекторов, или просто инспекторами, а также на основании служебных записок, подаваемых инспекторами по результатам конкретных проверок. Вся эта структура будет чётко работать, только если все функции каждого элемента, организация всей этой деятельности, документирование процедуры и результатов, перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору с указанием последствий, к которым могут привести нарушения метрологических требований, будут конкретно описаны в документе, утверждаемом руководителем предприятия и имеющем на предприятии директивную силу. Представим на минуту, что предлагаемая идеальная картина, со многими особенностями для различных предприятий, воплотилась в жизнь. Что тогда может измениться в осуществлении государственного метрологического надзора? Первое, чем должен будет заинтересоваться «государственный гражданский служащий», осуществляющий государственный метрологический надзор, проводится ли на данном предприятии внутренний метрологический надзор? По какому документу? Посмотреть анализ за 2 - 3 года. В добросовестно сделанном анализе видны все «болевые точки», с которыми боролись метрологи предприятия. По нему можно понять, что же следует проверять в первую очередь, а затем можно сделать выборочный контроль, взяв за основу принцип случайной выборки. В этом случае сама проверка не будет растянута на 20 рабочих дней, что является допустимым в соответствии с Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора», и процент охвата государственным метрологическим надзором предприятий, деятельность которых должна подлежать государственному метрологическому надзору, может быть существенно увеличен. При такой постановке дел, государственный метрологический надзор будет действительно осуществлять две функции: реализация функции «неотвратимости наказания» при обнаружении нарушений и констатация состояния дел с обеспечением единства измерений в стране. Главным показателем эффективности деятельности всей этой системы, направленной на «защиту прав и законных интересов граждан …», будет снижение процента предприятий, на которых обнаружены нарушения, при существенном увеличении процента предприятий, охваченных надзором. Чтобы картина не казалась такой уж фантастической, надо сказать, что реальные шаги в этом направлении уже сделаны и делаются. С 1 сентября 2014 г. введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 8.612-2012 «ГСП. Организация и порядок обеспечения внутреннего метрологического надзора на предприятиях с промышленно опасными объектами». С 6 июня 2016 г. вводятся в действие ГОСТ Р 8.884-2015 «ГСП. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения» и Рекомендации Р 50.2.095-2015 «ГСП. Требования к метрологическим службам юридических лиц, осуществляющим метрологический надзор». Более 70 организаций и предприятий прошли процедуру оценки и подтверждения компетентности в осуществлении метрологического надзора и зарегистрированы в Реестре Системы метрологического надзора. В рамках этих работ сотрудники предприятий, осуществляющие метрологический надзор, прошли специальную подготовку и получили соответствующие сертификаты. Нам представляется, что перспективы у этой деятельности, учитывая её несомненную пользу, очень широкие. Представленный руководящий документ добровольной Системы оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора (СМН) РД СМН 01-2015 «Порядок организации деятельности Системы оценки и подтверждения компетентности метрологических служб юридических лиц в части осуществления внутреннего метрологического надзора» разработан взамен МИ 2304-08 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», МИ 2492-08 «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора» на основании ГОСТ 8.612-2012 «Государственная система обеспечения единства измерений. Организация и порядок обеспечения внутреннего метрологического надзора на предприятиях с промышленно опасными объектами», ГОСТ Р 8.884-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», Р 50.2.095-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к метрологическим службам юридических лиц, осуществляющим метрологический надзор» и устанавливает порядок организации деятельности СМН. Прохождение процедуры оценки и подтверждения компетентности метрологической службы в части осуществления внутреннего метрологического надзора позволит метрологической службе предприятия, занесенной в Реестр СМН: - организовать под методическим руководством Исполнительного органа СМН действенную систему метрологического надзора, гарантирующую соблюдение метрологических требований, предъявляемых к объектам метрологического надзора, как в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этих сфер; подготовить сертифицированных экспертов-метрологов по осуществлению метрологического надзора на данном предприятии; - повысить престиж метрологической службы как внутри предприятия, так и у потребителей и партнеров предприятия; - обеспечить отсутствие претензий и замечаний, связанных с обнаружением нарушений обязательных метрологических требований, со стороны любых видов государственных региональных, муниципальных контролей и надзоров; - принять еще более активное участие в повышении гарантий качества и конкурентоспособности продукции предприятия; - предлагать осуществление внутреннего метрологического надзора как услугу для сторонних, заинтересованных в этом, предприятий.
|