Приказ Комитета
г. Москвы по ценовой политике (в редакции, актуальной с 15
января 2019 г., В соответствии с пунктами 4.2.1 и 4.2.3 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП, приказываю: 1. Утвердить Положение о порядке разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы (приложение). 2. Считать утратившим силу приказ Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) от 25 июля 2011 г. № 22. 3. Начальнику отдела финансового обеспечения, конкурсных процедур и контроля за подведомственными учреждениями Корешкову Ю.А. обеспечить размещение приказа на официальном сайте Москомэкспертизы http://www.mke.mos.ru в 3-дневный срок. 4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя председателя Москомэкспертизы - руководителя контрактной службы Маслова Р.Ю.
Приложение Положение о порядке разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы 1. Область применения1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и методологию разработки, рассмотрения, согласования и утверждения сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы. 1.2. Требования настоящего Положения являются обязательными для Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) и подведомственных ей учреждений, иных организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области разработки сметных нормативов для города Москвы, а также органов исполнительной власти города Москвы и организаций строительного комплекса, заинтересованных в разработке сметных нормативов для города Москвы. 1.3. Настоящее Положение разработано в рамках исполнения Москомэкспертизой своих полномочий согласно п. 4.2.1 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 года № 48-ПП. 2. Термины и определения2.1. В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями, используемые в целях настоящего Положения: 2.2. Сметная цена: стоимостный показатель измерителя соответствующего ресурса, учитывающий все виды затрат, принятых для учета в составе расценки в соответствии с действующими нормативно-методическими документами в области ценообразования и сметного нормирования. 2.3. Территориальные сметные нормативы для города Москвы (ТСН): обобщенное название территориальных сметных норм и расценок по видам работ и цен, объединяемых в сборники и подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы. 2.3.1. Территориальные элементные сметные нормы и расценки по видам работ для города Москвы (ТЭСНРР): количественные и стоимостные показатели финансовых и материальных ресурсов, в том числе затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин и механизмов, установленные на соответствующую единицу измерения, учитывающие условия выполнения работ на территории города Москвы. 3. Общие положения3.1. Планирование разработки ТСН осуществляет уполномоченное подразделение Москомэкспертизы. 3.2. Разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, нормативными и методическими документами в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, утвержденными в установленном порядке, подлежащими применению при разработке сметных нормативов и определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и настоящим Положением. 3.3. Инициаторами разработки сметных нормативов являются функциональные органы исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти), их структурные подразделения и подведомственные организации, организации строительного комплекса, участвующие в проектировании и строительстве объектов различного назначения за счет средств бюджета города Москвы, иные юридические и физические лица (далее - Заявители). 4. Порядок планирования разработки (актуализации) проектов ТСН4.1. Разработка проектов ТСН организуется Москомэкспертизой в соответствии с планом разработки ТСН (далее - План). 4.2. План на очередной год разрабатывается ежегодно и утверждается председателем Москомэкспертизы. Форма Плана приведена в приложении А к настоящему Положению. 4.3. К формированию проекта Плана Москомэкспертиза вправе привлекать подведомственные ей учреждения. 4.4. Включение мероприятий по разработке (актуализации) ТСН в План осуществляется Москомэкспертизой в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра и Правительства Москвы, а также на основании предложений Заявителей после рассмотрения обоснования их разработки и принятия решения о целесообразности разработки для применения в строительном комплексе города Москвы. 4.5. В целях своевременного формирования проекта Плана уполномоченное подразделение Москомэкспертизы в срок до 28 февраля года, предшествующего году начала разработки проектов ТСН, размещает уведомление о формировании проекта Плана на официальном сайте Москомэкспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4.6. В целях включения мероприятий по разработке (актуализации) сметных нормативов в План Заявители направляют в Москомэкспертизу предложения, оформленные в виде сопроводительного письма с обязательным приложением следующих документов (далее - Предложение): а) заявление о разработке (актуализации) сметного норматива по форме согласно приложению Б к Положению; б) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости разработки (актуализации) сметного норматива; в) информация об объекте капитального строительства, на котором могут быть выполнены хронометражные наблюдения (фотоучет), необходимые для разработки сметного норматива; г) технико-экономическое обоснование внедрения предлагаемых для разработки сметных нормативов технологий, материалов, оборудования, в том числе сравнительный анализ экономической эффективности в сопоставлении с ранее применяемыми аналогами; д) комплект документов согласно приложению В к настоящему Положению. Заявление о разработке (актуализации) сметного норматива в обязательном порядке должно быть согласовано профильным органом исполнительной власти города Москвы, являющимся Государственным заказчиком по объекту капитального строительства, строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрацию) которого планируется выполнять с применением технологии, материала, изделия, конструкции, оборудования, инвентаря, мебели, по которому должен быть разработан сметный норматив. Заявителем может выступать непосредственно орган исполнительной власти города Москвы. 4.7. Документы, указанные в пункте 4.6 настоящего Положения, представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя. 4.8. Документы, указанные в пункте 4.6 настоящего Положения, прилагаемые к Предложению, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла. 4.9. Рассмотрение Москомэкспертизой представленных в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Положения документов включает в себя проверку комплектности представленных материалов. В случае если состав представленного в Москомэкспертизу комплекта документов не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением, материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их регистрации в Москомэкспертизе. 4.10. Предложения принимаются Москомэкспертизой в срок до 1 августа года, предшествующего году начала разработки проектов ТСН. 4.11. Каждое поступившее в Москомэкспертизу Предложение должно быть рассмотрено на Экспертном совете при Москомэкспертизе с выдачей заключения о возможности и целесообразности разработки (актуализации) сметного норматива. 4.12. Основными критериями возможности и целесообразности разработки сметных нормативов являются: - отсутствие в сметно-нормативной базе территориальных сметных нормативов для города Москвы (далее - база ТСН-2001) действующих сметных нормативов, которые могут применяться без разработки предлагаемых Заявителем; - наличие технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки сметных нормативов, одобренного профильным органом исполнительной власти города Москвы; - наличие объектов капитального строительства в городе Москве для применения технологии, материалов, оборудования по которым предлагается разработка сметного норматива. 4.13. По результатам рассмотрения Предложений на Экспертном совете могут быть уточнены состав, наименования и количество разрабатываемых сметных нормативов (расценок на виды работ, сметных цен эксплуатации строительных машин, сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование, мебель, инвентарь). 4.14. Москомэкспертиза обеспечивает сбор, обработку, рассмотрение на Экспертном совете Предложений от Заявителей по мере их поступления и формирует сводный проект Плана. В проект Плана включаются Предложения, представленные с соблюдением установленных настоящим Положением требований и получившие положительное Заключение Экспертного совета Москомэкспертизы, а также мероприятия по разработке (актуализации) ТСН, подлежащие выполнению в соответствии с актами Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра Москвы, Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации. 4.15. При разработке Плана Москомэкспертиза вправе взаимодействовать с Заявителями в части получения дополнительных разъяснений и обосновывающих материалов, уточнения сроков проведения хронометражных наблюдений (фотоучета). 4.16. Москомэкспертиза уведомляет Заявителей о включении предложений в План или об отказе включения с обоснованием такого решения. 5. Организация внеплановой разработки (актуализации) ТСН5.1. Внеплановая разработка (актуализация) ТСН в течение года начала разработки проектов ТСН осуществляется на основании: - актов и поручений Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы, поручений Мэра Москвы; - обращений Заявителей. 5.2. Требования к оформлению, представлению и первичному рассмотрению Москомэкспертизой Предложений о внеплановой разработке (актуализации) ТСН аналогичны требованиям, приведенным в пунктах 4.6 - 4.9 настоящего Положения. 5.3. В случае соответствия Предложения требованиям настоящего Положения Москомэкспертиза организовывает его рассмотрение на Экспертном совете. 5.4. По результатам рассмотрения Предложения на Экспертном совете Москомэкспертизы оформляется заключение о целесообразности разработки (актуализации) ТСН и принимается решение о включении работ в План на текущий или следующий календарный год. 5.5. Принятые решения доводятся до Заявителя письмом Москомэкспертизы с приложением заключения Экспертного совета. 6. Разработка и утверждение технологических карт и проектов ТЭСНРР6.1. Порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт в строительстве, предназначенных для разработки ТЭСНРР. 6.1.1. Технологическая карта является основой для разработки ТЭСНРР на строительные, монтажные, пусконаладочные, ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные работы, применяемых при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы. 6.1.2. Технологические карты имеют право разрабатывать профильные органы исполнительной власти, их подведомственные организации или по их заданию специализированные проектно-технологические организации. Разработка технологических карт может быть организована Москомэкспертизой силами ее подведомственных учреждений в рамках Государственного задания или специализированными организациями в рамках Государственного контракта. Объект для проведения хронометражных наблюдений (фотоучета), необходимых для выполнения разработки технологической карты (при выполнении разработки силами подведомственных Москомэкспертизе организаций), предоставляет Заявитель. Заявитель обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к организации производственного процесса на объектах строительства, представленных для проведения хронометражных наблюдений (фотоучета) (приложение Ж к настоящему Положению). В случае отказа Заявителя от предоставления объекта для проведения хронометражных наблюдений (фотоучета), необходимых для выполнения разработки технологической карты, Москомэкспертиза вправе исключить из Плана соответствующий ТЭСНРР. (п. 6.1.2 в ред. приказа Москомэкспертизы от 30.03.2016 № МКЭ-ОД/16-13). 6.1.3. Решение о разработке технологической карты принимается профильным органом исполнительной власти при наличии заключения Экспертного совета Москомэкспертизы о целесообразности разработки сметного норматива, основой для разработки которого она будет являться. 6.1.4. Требования к составу и содержанию технологической карты установлены приказом Москомэкспертизы от 27.04.2011 № 5 "Порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт в строительстве, предназначенных для разработки территориальных сметных нормативов". 6.1.5. Профильный орган исполнительной власти несет ответственность за соответствие технических решений, технологии выполнения работ, принятых в технологической карте, требованиям действующих нормативных документов (СП, ГОСТ, ТУ и т.п.), нормативных правовых актов города Москвы и Российской Федерации. 6.1.6. Проект технологической карты до его утверждения должен быть согласован научно-техническим советом профильного органа исполнительной власти и пройти экспертизу Москомэкспертизы. 6.1.7. Проект технологической карты, разработанный в соответствии с установленными требованиями и согласованный научно-техническим советом профильного органа исполнительной власти, представляется Заявителем с сопроводительным письмом на рассмотрение в Москомэкспертизу на бумажном носителе. Дополнительно проект технологической карты представляется на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла. 6.1.8. В случае если представленные материалы не соответствуют требованиям пункта 6.1.7 настоящего Положения, указанные материалы возвращаются разработчику (Заявителю) без рассмотрения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня их предоставления в Москомэкспертизу. 6.1.9. Рассмотрение Москомэкспертизой представленных материалов производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней и включает в себя: - проверку комплектности представленных материалов; - экспертизу разработанного проекта технологической карты, в том числе на предмет проверки наличия и качества хронометражных наблюдений (фотоучета), наблюдательных листов и фотоотчетов, оценки достоверности и корректности выполненных расчетов, проверки соответствия расчетов первичным обосновывающим документам; - подготовку и направление разработчику (Заявителю) положительного или отрицательного решения по результатам рассмотрения представленных материалов. По результатам рассмотрения проекта технологической карты Москомэкспертизой принимается решение о необходимости проведения контрольных хронометражных наблюдений (фотоучета). 6.1.10. В случае необходимости представления дополнительных материалов или выезда на объект для проведения дополнительных контрольных хронометражных наблюдений (фотоучета) срок рассмотрения материалов увеличивается на время проведения дополнительных мероприятий. Заявитель обеспечивает предоставление объекта для проведения контрольных хронометражных наблюдений (фотоучета). В случае отказа Заявителя от предоставления объекта для проведения контрольных хронометражных наблюдений (фотоучета) Москомэкспертиза вправе отказать в рассмотрении проекта технологической карты. 6.1.11. В случае отрицательного решения по результатам экспертизы разработчик (Заявитель) обеспечивает доработку технологической карты и повторное ее предоставление в Москомэкспертизу. Порядок проведения повторной экспертизы соответствует требованиям пунктов 6.1.7 - 6.1.9 настоящего Положения. 6.1.12. Проект технологической карты, положительно прошедший экспертизу Москомэкспертизы, утверждается руководителем профильного органа исполнительной власти. Проект технологической карты, разработанный государственным учреждением, подведомственным Москомэкспертизе, и получивший положительное заключение Москомэкспертизы, согласовывается руководителем профильного органа исполнительной власти и утверждается председателем Москомэкспертизы. 6.2. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов ТЭСНРР. 6.2.1. Разработка (актуализация) проектов ТЭСНРР в соответствии с Планом может быть организована: - Москомэкспертизой за счет средств бюджета города Москвы силами подведомственных организаций в рамках Государственного задания или силами специализированных организаций в рамках Государственного контракта; - за счет собственных средств Заявителя путем привлечения специализированных организаций. 6.2.2. Разработка проекта ТЭСНРР производится в соответствии с методическими указаниями, приведенными в приложении Г к Положению. 6.2.3. Проекты ТЭСНРР вне зависимости от источника финансирования разработки и организации-разработчика в обязательном порядке подлежат экспертизе и утверждению в Москомэкспертизе. 6.2.4. Проекты ТЭСНРР для города Москвы, разработанные в соответствии с требованиями настоящего Положения, представляются Заявителем на рассмотрение в Москомэкспертизу в составе следующих материалов: - заявление в произвольной форме о рассмотрении и утверждении проекта ТЭСНРР на имя руководителя Москомэкспертизы с указанием реквизитов заявления о разработке (актуализации) сметного норматива и заключения Экспертного совета при Москомэкспертизе о возможности и целесообразности разработки сметного норматива; - пояснительная записка, содержащая информацию о разработанном проекте ТЭСНРР, наименование и адрес разработчика, наименование и адрес Заявителя, основание для разработки ТЭСНРР, перечень использованных при разработке нормативных и методических документов, иную информацию, имеющую, по мнению Заявителя, отношение к разработке представляемого ТЭСНРР; - расчетные обоснования к проекту ТЭСНРР, в том числе: a) технологические карты, разработанные, согласованные и утвержденные в порядке, установленном настоящим Положением; b) таблицы вывода норм с приложением хронометражных карт, наблюдательных листов, фотоотчетов и других документов, подтверждающих обоснованность вывода норм; c) калькуляции сметных ресурсов; d) расчеты стоимости работ; e) расчеты сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, отсутствующих в базе ТСН-2001, с исходными данными, принятыми для расчета цены; f) расчеты средних сметных цен на новые материалы, изделия и конструкции с исходными данными, принятыми для расчета цены, и указанием присвоенных кодов; - проект ТЭСБРР в двух экземплярах на бумажном носителе, подписанный руководителем организации-разработчика. 6.2.5. Документы, указанные в пункте 6.2.4 настоящего Положения, представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных им сведений и документов. 6.2.6. Документы, указанные в пункте 6.2.4 настоящего Положения, прилагаемые к Заявке, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла. 6.2.7. В случае если представленные материалы не соответствуют требованиям пункта 6.2.4 настоящего Положения по комплектности, указанные материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их предоставления в Москомэкспертизу. 6.2.8. Рассмотрение Москомэкспертизой представленных материалов производится в течение 20 (двадцати) рабочих дней и включает в себя: - проверку комплектности представленных материалов; - экспертизу проекта ТЭСНРР на предмет его соответствия требованиям настоящего Положения, достаточности представленных данных для принятия решения о включении разработанного сметного норматива в базу ТСН-2001, оценку достоверности и корректности выполненных расчетов, проверку соответствия расчетов первичным обосновывающим документам; - подготовку и направление Заявителю положительного или отрицательного заключения по результатам, рассмотрения представленных материалов. 6.2.9. При необходимости дополнительного рассмотрения представленных материалов срок их рассмотрения может быть продлен на 10 (десять) рабочих дней, при этом в адрес Заявителя направляется письмо с указанием причин продления срока рассмотрения материалов. 6.2.10. В случае отрицательного заключения по результатам экспертизы Заявитель обеспечивает доработку проекта ТЭСНРР и повторное его предоставление в Москомэкспертизу. Порядок проведения повторной экспертизы соответствует требованиям пунктов 6.2.4 - 6.2.8 настоящего Положения. Срок повторного рассмотрения не должен превышать 10 (десять) рабочих дней. 6.2.11. Проект ТЭСНРР, получивший положительное заключение, утверждается приказом Москомэкспертизы в составе очередного ежеквартального дополнения к базе ТСН-2001. 6.2.12. Реквизиты утвержденных сметных нормативов для города Москвы, а также сборников дополнений (изменений) в указанные сметные нормативы для города Москвы вносятся в реестр территориальных сметных нормативов (форма приведена в приложении Д). 7. Порядок выполнения мероприятий по сопровождению базы ТСН-20017.1. Москомэкспертиза в рамках своих полномочий осуществляет ведение базы ТСН-2001, используемой для определения сметной стоимости работ, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, с целью: - поддержания в актуальном состоянии содержащихся в ней сметных нормативов; - своевременного учета изменений, вносимых в нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области градостроительной деятельности и строительства; - своевременного учета и отражения в сметных нормативах изменений стоимости материально-технических ресурсов, применяемых при строительстве (капитальном ремонте, реконструкции) объектов на территории города Москвы; - оперативного включения в сборники сметных нормативов расценок и сметных цен на новые (в том числе инновационные и импортозамещающие) технологии, материалы, изделия, конструкции, оборудование; - своевременного учета и отражения в сметных нормативах изменений стоимости трудовых ресурсов в городе Москве. 7.2. В рамках ведения и сопровождения территориальной сметно-нормативной базы для города Москвы Москомэкспертиза утверждает своим приказом и публикует в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": - сборники дополнений к базе ТСН-2001 - ежеквартально; - сборники дополнений к сборнику средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь, принадлежности (ТСН-2001.13-2) - ежеквартально; - сборники коэффициентов (индексов) пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости работ и ресурсов, определенной в базе ТСН-2001, - ежемесячно; - коэффициенты (индексы) пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости оборудования, мебели, инвентаря, принадлежностей - ежеквартально; - коэффициенты (индексы) изменения прочих работ и затрат сводного сметного расчета в текущем уровне цен к базисному уровню цен - ежеквартально; - нормативы накладных расходов и сметной прибыли - ежегодно; - нормативно-методические документы - по мере разработки (актуализации). Приложение Ак Положению Годовой план разработки (актуализации) территориальных сметных нормативов для города Москвы
Приложение Бк Положению Заявление о разработке (актуализации) сметного норматива
Приложение Вк Положению Состав комплекта документов, представляемых в Москомэкспертизу для организации разработки ТСН 1. Информационная справка об организации-Заявителе, содержащая: - полное наименование организации; - правовая форма; - юридический адрес; - фактический адрес; - контактные данные: тел., факс, e-mail, сайт; - Ф.И.О. и должность руководителя; - ИНН, КПП, ОКАТО; - код деятельности организации по ОКДП, ОКВЭД; - банковские реквизиты; - краткое описание деятельности, видов услуг. 2. Технико-экономические показатели, характеризующие (подтверждающие) техническую новизну, эффективность и экономичность нового продукта (технологии, изделия и т.п.): - краткое описание; - иллюстрации; - код вида (подвида) согласно кодировке классификаторов ОКП, ОКДП и ОКПД; - технические характеристики; - конкурентные преимущества - краткое описание отличительных характеристик в сравнении с аналогами; - чертежи конструктивных решений с использованием данного продукта (проектные решения); - описание технологий применения, инструкции (рекомендации) по применению (нанесению, монтажу и т.п.); - технические условия (ТУ); - технические паспорта; - каталоги, альбомы технических решений; - данные о массе нетто, брутто. 3. Техническая документация с описанием процесса или технологией применения материалов, изделий, конструкций, оборудования (технологичесие карты, регламенты, инструкции, ППР и др.). 4. Документ о сертификации (копии сертификатов соответствия, гигиенических, пожарных и др. сертификатов). 5. Перечень объектов, на которых реализована продукция, технологии и технические решения и предполагается реализация в городе Москве. 6. Дополнительная информация по усмотрению Заявителя. Приложение Гк Положению Методические указания по разработке элементных сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы 1. Общие положения1.1. Сметные нормативы на строительные конструкции и виды работ являются основой для формирования цены строительной продукции, работ и услуг и должны отражать технический уровень строительного производства, прогрессивные конструктивные решения и новые материалы, получившие применение в строительстве. 1.2. Единицы измерения в нормах на выполнение строительных работ должны устанавливаться в соответствии с действующими нормативными документами. 1.3. Сметные нормативы должны охватывать полный комплекс работ по возведению конструктивного элемента (кроме тех случаев, когда выполняемые комплексы работ по возведению конструкций той или иной части зданий, сооружений или видов работ оторваны календарно друг от друга). На одноименные конструкции или виды работ нормы могут быть усреднены, если отклонение крайних показателей по заработной плате и эксплуатации машин отличается не более чем на 10 %. 1.4. Сметные нормативы разрабатываются в виде сметных норм и расценок. 1.5. Сметные нормативы составляются на основании калькуляции сметных ресурсов (далее - КСР) по форме 1 приложения 15 к настоящей Методике. 1.6. КСР разрабатывается на основе технологической карты, включающей все виды работ и операций, применяемые машины и механизмы, материалы. В технологической карте приводится подсчет объемов работ на измеритель сметной нормы, график производства работ и указания по технике безопасности. 1.7. При расчете КСР используются производственные, сметные нормы, данные хронометражных наблюдений (фотоучета). 1.8. При разработке КСР не должны учитываться затраты на производственные приспособления и оборудование, учитываемые в накладных расходах и затратах на временные здания и сооружения. К затратам, определенным по ЕНиР, ВНиР и ТНиР, применяются коэффициенты перехода от производственных норм к сметным (п. 2.13 и приложение 5 к настоящим Методическим указаниям). В КСР производится выборка ресурсов в натуральных показателях по каждому элементу затрат: - затраты труда рабочих строителей и рабочих, занятых на внутрипостроечном транспорте (в человеко-часах); - затраты по эксплуатации машин (в машино-часах); - расход материалов и изделий (в физических единицах измерений). 1.9. Расчет стоимости работ определяется на основании КСР и стоимостных показателей: - часовых ставок оплаты труда рабочих и инженерно-технического персонала (приложение 2 к настоящим Методическим указаниям); - сметных цен эксплуатации строительных машин; - средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции. 1.10. На основании КСР оформляется расценка по форме 2 приложения 15 к настоящим Методическим указаниям с включением показателей элементных сметных норм. 2. Определение норм затрат труда2.1. При определении затрат труда по видам работ на новые технологии или технологии с измененной нормалью разрабатываются новые нормы затрат труда или используется действующая нормативная база (сборники ЕНиР, ВНиР, ТНиР и др. нормы). 2.2. Разработка новых и пересмотр действующих норм осуществляется следующими методами: - расчетно-исследовательским; - расчетно-аналитическим; - опытно-статистическим; - экспертно-оценочным. 2.3. При расчетно-исследовательском методе затраты времени на каждый элемент оперативной работы определяются на основании хронометражных наблюдений (фотоучета) непосредственно на рабочих местах. Для расчета норм расчетно-исследовательским методом применяют фотоучет (смешанный, графический, цифровой) и хронометраж. Расчет затрат времени по каждому элементу оперативной работы осуществляется следующим порядком: - анализируется ряд затрат по каждому элементу оперативной работы; - определяется среднее значение из очищенного ряда на измеритель элемента; - вычисляется коэффициент перехода, определяющий соотношение между количеством продукции в измерителе элемента и количеством продукции, рассчитанным на измеритель процесса; - определяется среднее значение затрат времени по каждому элементу на измеритель процесса. 2.4. При расчетно-аналитическом методе затраты времени определяются по заранее установленным, технически обоснованным нормативам времени или путем расчета. Расчет ведется при помощи нормативов режимов работы оборудования (исходя из паспортных данных) по формулам, определяющим затраты времени в зависимости от факторов, характеризующих объем выполняемых работ при определении организационно-технических условиях их выполнения. Расчет затрат по элементам процесса графоаналитическим способом осуществляют следующим образом. По каждому элементу процесса на системе прямоугольных координат наносят значения анализируемых данных, устанавливают характер зависимости между анализируемыми величинами и тип кривой, определяют положение проектной линии в зависимости от расположения точек. Проектируемую величину затрат времени находят по построенному графику или решением соответствующего аналитического уравнения как для значения факторов, охваченных наблюдением, так и для промежуточных значений. 2.5. При опытно-статистическом методе нормы на операцию устанавливаются на основе производственного опыта и систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные операции за прошлый период. 2.6. Экспертно-оценочный метод основан на оценке трудовых затрат по операциям процесса независимыми высококвалифицированными экспертами в данной области (не менее 3). Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что на основе интуитивно-логического анализа эксперты дают количественную оценку суждений о рассматриваемой проблеме. После обработки полученных результатов выводится обобщенное мнение экспертов, которое принимается как решение поставленной проблемы. Эффективность решения основывается на комплексном использовании интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой. Оценка затрат труда проводится по этапам работ. Экспертам должна быть представлена информация о содержании каждого этапа, т.е. определен перечень входящих в него элементов работ. 2.7. К нормируемым затратам рабочего времени относят время, расходуемое на оперативную (основную и вспомогательную) работу, подготовительно-заключительную работу (инструктаж по технике безопасности перед проведением работ, подготовка рабочего места и т.п.), время на отдых и личные надобности и в необходимых случаях на технологические перерывы. Числовая характеристика нормы затрат труда ( , чел.-ч) на избранную единицу законченной продукции рассчитывается по формуле (1): , (1) где: АОП - затраты труда на элементы оперативной работы на единицу продукции; НПЗР , Н0 - нормативы на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, принимается % от нормируемых затрат труда, приведены в приложении 1 к настоящим Методическим указаниям (НПРЗ также может быть определен на основании хронометражных наблюдений (фотоучета); ПТП - проектируемый размер технологических перерывов, принимается % от нормируемых затрат труда; 60 - количество минут в часе. Проектируемые нормы затрат рабочего времени на технологические перерывы, возникающие при правильной организации труда, вызванные технологией выполнения отдельных строительных процессов. При наличии технологических перерывов, которые рабочие могут частично использовать для отдыха, нормативы на отдых уменьшаются на половину величины этих перерывов с таким расчетом, чтобы минимальная величина норматива времени на отдых и личные надобности была не менее 5 %. В этом случае НЗТ определяется по формуле (2): , (2) В тех случаях, когда по условиям работы рабочему не предоставляется возможность использовать время технологического перерыва для отдыха, нормативы на отдых и личные надобности при проектировании норм должны применяться в полном размере. Проектная величина технологического перерыва определяется на основе построения гармонограммы. 2.8. Проектирование состава звена исполнителей, обеспечивающего наиболее рациональный подбор рабочих по численному, профессиональному и квалификационному составу, производят в соответствии с номенклатурой работ, принятой нормалью исследуемого процесса и действующим тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, занятых в строительстве, на ремонтно-строительных работах, рекламно-оформительских и макетных работах, реставрационных работах. Проектирование состава звена исполнителей для механизированного процесса производят с учетом требований инструкций по технической эксплуатации машин. 2.9. Средний разряд рабочих, входящих в состав звена, должен соответствовать среднему разряду работ. 2.10. В калькуляциях затрат по соответствующим позициям из производственных норм выписываются общие показатели труда звена рабочих-строителей с расшифровкой по разрядам рабочих. Среднечасовой уровень оплаты труда для нормальных условий производства работ приведен в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. 2.11. Для предотвращения роста численности сметных норм необходимо предварительно провести усреднения показателей производственных норм затрат труда по отдельным разновидностям конструкций и видов работ. При усреднении показателей производственных норм затрат труда отклонения не должны отличаться более чем на 20 %. 2.12. Заработная плата основных рабочих, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, повышается на 12 % (К = 1,12), а занятых на особо тяжелых работах и на работах с особо вредными условиями труда, - на 24 % (К = 1,24). Перечни работ с тяжелыми и вредными, а также с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда приведены в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям. В КСР затраты труда рабочих, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, следует отмечать одной звездочкой (*), а занятых на особо тяжелых работах и на работах с особо вредными условиями труда, - двумя звездочками (**). При этом в КСР затраты труда рабочих, заработная плата которых исчисляется по повышенным часовым ставкам оплаты труда, должны отражаться в отдельной графе. 2.13. В КСР на затраты труда следует вводить поправочный коэффициент К = 1,03 для учета мелких, трудно поддающихся нормированию и учету операций, неизбежных даже в условиях правильной организации труда. 3. Определение норм затрат машинного времени3.1. Нормы машинного времени определяются по действующим сборникам ЕНиР, ВНиР, ТНиР, по местным нормам или нормам, разработанным в соответствии с методикой технического нормирования механизированных строительных процессов (Основы методики технического нормирования труда в строительстве), а также на основании данных хронометражных наблюдений (фотоучета). 3.2. При разработке норм машинного времени используются следующие методы: - расчетно-исследовательский (хронометражные наблюдения (фотоучет); - расчетно-аналитический (технологические карты, расчетные формулы технической производительности машин с учетом существующих нормативных материалов для аналогичного вида машин) пример расчета приведен в приложении 4 к настоящим Методическим указаниям. 3.3. Норму машинного времени следует определять в зависимости от характера работ: - ведущие машины, производительность которых определяет темпы производства работ (землеройные, дорожные, путевые, для очистки и изоляции трубопроводов, землесосные снаряды и др.); - машины, входящие в состав комплекта, использование которых зависит от ведущих машин; - машины, обслуживающие один или несколько параллельно выполняемых строительных процессов, т.е. когда машина обслуживает несколько звеньев рабочих (краны, подъемники и др.). 3.4. В КСР к затратам машинного времени строительных машин применяются коэффициенты при переводе производственных норм в сметные, которые приведены в приложении 5 к настоящим Методическим указаниям. Указанные коэффициенты предусматривают технологические перерывы в ходе строительного процесса, которые не учитываются при разработке производственных норм. 3.5. При возникновении технологических перерывов более 25 % от рассчитанной сметной нормы машино-часа при правильной организации труда и рациональном использовании ведущих машин в случае невозможности использования на других видах работ в этот промежуток времени стоимость затрат машинного времени учитывается следующим образом: СП = СН × СМ + НТ × (СМ - СТО - СЭН - СБЧ - ССМ - СГ), (3) где: СП - полная стоимость машинного времени для включения в расценку, руб.; СН - сметная норма использования машин на выполнение данного процесса; СМ - стоимость машино-часа; НТ - норма машинного времени, связанного с технологическим перерывом, рассчитанного по графику производства работ, маш.-ч; СТО - затраты на техническое обслуживание и ремонт, включая заработную плату ремонтных рабочих, руб.; СЭН - затраты на энергоносители, включая заработную плату рабочих по доставке горюче-смазочных материалов; СБЧ - затраты на замену быстроизнашивающихся частей; ССМ - затраты на смазочные материалы; СГ - затраты на рабочую жидкость для гидравлической системы. Данный метод расчета стоимости машинного времени может определяться в исключительных случаях на объектах, где невозможно применение машин на других видах работ. 3.6. При составлении сметных норм для выполнения комплексного механизированного процесса затраты времени машин, входящих в состав комплекта, определяются по затратам времени ведущей машины. Подбор машин для выполнения комплексного механизированного процесса производится исходя из условий обеспечения оптимального использования каждой из машин, входящих в комплект. 3.7. В калькуляциях сметных норм затраты времени машин на выполнение одного строительного процесса рекомендуется определять по норме времени (на единицу работ) соответствующего параграфа ЕНиР, ВНиР, ТНиР путем деления этой нормы на число рабочих звена. 4. Определение сметной стоимости и норм расхода строительных материалов, изделий и конструкций4.1. При разработке сметных норм учитывают затраты на строительные материалы, изделия и конструкции как основные, непосредственно входящие в состав продукции соответствующих строительных процессов, так и вспомогательные материалы, затрачиваемые в ходе строительных процессов. Затраты на энергоносители учитываются в стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин и механизмов. 4.2. Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях на принятый измеритель сметных норм должна определяться на основании норм, приведенных в сборниках нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных, монтажных и специальных строительных работ региональных, отраслевых, ведомственных, фирменных норм. 4.3. При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов и других материальных ресурсов или для новой технологии (оборудования, материалов) их потребное количество определяется по рабочим чертежам, паспортам, технологическим картам заводов-изготовителей и наблюдениям непосредственно на объекте. 4.4. Расход быстроизнашивающихся комплектующих частей, используемых при работе машин, не вошедших в расчет стоимости машино-часа, включается в статью затрат материальных ресурсов. 4.5. При разработке новых производственных норм необходимо учитывать следующие элементы затрат материальных ресурсов: чистый расход, трудноустранимые отходы и потери. Чистый расход - это количество материала на единицу измерителя без учета отходов и потерь. Принимается по рабочим чертежам с использованием справочных и нормативных данных. Трудноустранимые отходы и потери образуются в пределах строительной площадки при транспортировке материалов от приобъектного склада до рабочего места, при подготовке материалов к выполнению производственного процесса (раскрой, обрезка, распиливание и др.) и при выполнении самого производственного процесса. В производственных нормах расхода материалов не учитываются потери и отходы материалов, образующиеся при транспортировании от поставщика до приобъектного склада. Эти расходы учитываются в сметной цене материалов по типовым нормам естественной убыли строительных материалов при транспортировании, приведенным в приложении 14 к настоящим Методическим указаниям. 4.6. Трудноустранимые отходы и потери материалов определяются следующими методами: производственным, на основании наблюдений, производимых непосредственно на стройке, лабораторным, на основании наблюдений, производимых в специально созданных условиях (на стройке или в лаборатории), расчетно-аналитическим. Норму трудноустранимых потерь и отходов материалов и изделий в процессе строительного производства возможно принимать в соответствии с приложениями 6 - 11 к настоящим Методическим указаниям. 4.7. При разработке норм расхода строительных материалов надлежит руководствоваться техническими условиями на производство, прием строительных и монтажных работ и требованиями ГОСТ на строительные материалы и изделия. 4.8. Материалы на ремонтно-эксплуатационные и производственно-эксплуатационные нужды в части изготовления, ремонта и эксплуатации оснастки, приспособлений, стендов, средств механизации не входят в состав производственных норм расхода материалов и расход их определяется отдельными расчетами. 4.9. В калькуляциях характеристика материалов, изделий и конструкций должна указываться в точном соответствии с проектом и нормативными документами на соответствующие материалы (изделия, конструкции), принятыми за основу при составлении исходных условий по разработке сметных норм. 4.10. Нормы расхода лесных и других оборачиваемых материалов следует определять с учетом их возврата после каждой разборки устройств и дополнительного расхода материалов на восстановление потерь, неизбежных при разборке, по формуле: Np = Nn × К, (4) где: Nn - норма расхода материалов на первоначальное устройство по рабочим чертежам с учетом трудноустранимых отходов и потерь; К - поправочный коэффициент к расходу оборачиваемых материалов в зависимости от числа оборотов временных устройств. , (5) где: C - потери материалов при каждом обороте (паспортные данные, технические условия по эксплуатации материалов, опытно-статистические данные), %; n - число оборотов, включая первоначальную установку. 4.11. Нормы расходов электродов на сварочный шов определенной длины N рассчитываются по формуле: N = QН + q1 + q2, (6) где: QН - количество наплавленного металла сварного шва (в единицах массы); q1 - потери электродов на угар и разбрызгивание (таблица 1 приложения 11 к настоящим Методическим указаниям); q2 - потери электродов на огарки (таблица 2 приложения 11 к настоящим Методическим указаниям). Масса наплавленного металла определяется по формуле: QН = FT × φ × LШ × YШ, (7) где: FT - теоретическая площадь сечения шва, определяемая по рабочим чертежам; φ - коэффициент, учитывающий увеличение действительной площади сечения шва по отношению к теоретической; значение коэффициента колеблется от 1,07 до 1,3; LШ - длина шва, подсчитываемая по рабочим чертежам; YШ - плотность наплавленного металла, равная для голых и тонко покрытых электродов - 7,5 г/см3, а для толсто покрытых - 7,8 г/см3. 4.12. В калькуляциях сметных ресурсов стоимость материалов, изделий и конструкций определяется по сборнику средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ТСН-2001.1). 4.13. Сметная цена на материалы складывается из отпускной цены поставщиков, транспортных затрат и заготовительно-складских расходов. 4.14. В отпускную цену на материалы, как правило, включаются услуги снабженческо-сбытовых (посреднических) фирм, товарных бирж, таможенные пошлины и сборы, а также стоимость тары, упаковки, реквизита. 4.15. В транспортную калькуляцию включаются затраты непосредственно на перевозку грузов от места получения материала до приобъектного склада. 4.16. Показатели расхода материалов, изделий и конструкций в таблицах сметных норм указываются в физических единицах измерения (м, м2, м3, т и т.п.). 4.17. В отдельных случаях возможен учет материалов с присвоением наименования "прочие материалы", при этом их величина не должна быть более 5 % от общей стоимости основных материалов и изделий по сметной норме. 4.18. При разработке норм расхода материальных ресурсов и сметных цен на них единицы измерения должны быть идентичны. 5. Определение затрат на внутрипостроечный транспорт материалов, изделий и конструкций5.1. Затраты, связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от мест их заготовки до приобъектного склада, учитываются при составлении сборников сметных цен строительных материалов, изделий и конструкций и в сметные нормы не включаются. 5.2. Затраты, связанные с горизонтальным и вертикальным транспортом (кроме эксплуатации подъемно-транспортных механизмов) материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада (включая выгрузку материалов на приобъектный склад) до зоны действия подъемного механизма (крана, подъемника), а также перемещением в зоне укладки их в дело, должны быть учтены в сметных нормах на соответствующие виды работ. Затраты по эксплуатации подъемно-транспортной техники в сметные нормы не включаются, а определяются в сметах в установленном порядке. Затраты на горизонтальный и вертикальный внутрипостроечный транспорт (кроме эксплуатации подъемно-транспортных механизмов) определяются на основе решений, принятых в технологической карте, по ЕНиР, ВНиР, ТНиР, другим нормативам и соответствующим ценам эксплуатации строительных машин и механизмов. В тех случаях, когда в технологических картах такие решения отсутствуют, указанные затраты могут определяться на основе унифицированных норм, приведенных в приложении 13 к настоящим Методическим указаниям. 5.3. Унифицированные нормы (УН) разработаны в соответствии с исходными условиями, в основу которых положены среднепрогрессивные схемы перемещения материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их укладки в дело при возведении конструктивных элементов зданий и сооружений. Порядок определения затрат на внутрипостроечный транспорт при составлении сметных норм на специальные строительные работы устанавливается при согласовании исходных условий. 5.4. Стоимость затрат на УН определена исходя из выгрузки материалов на приобъектный склад горизонтального перемещения материалов и изделий на расстояние до 50 м в зону действия подъемного механизма. Для некоторых конструкций, изделий и материалов в объеме 15 - 20 %, а для материалов складского хранения 100 % предусмотрен горизонтальный транспорт для перемещения с промежуточных складов в пределах строительной площадки до зоны действия подъемного механизма. Эти затраты включаются в "Прочие машины" в рублях. Приложение 1к Методическим указаниям Нормативы на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм затрат труда
Нормативы на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда на работы, выполняемые в подсобных производствах строительно-монтажных организаций
Приложение 2к Методическим указаниям Среднечасовой уровень оплаты труда основных рабочих на 1 января 2000 года
Среднечасовой уровень оплаты труда рабочих-реставраторов на 1 января 2000 года
Среднечасовой уровень оплаты труда инженерно-технического персонала на 1 января 2000 года
Среднечасовой уровень оплаты труда художников-реставраторов 1 января 2000 года
Приложение 3к Методическим указаниям Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах 1. Работы с тяжелыми и вредными условиями труда 1.1. Бурение шпуров механизированным инструментом. 1.2. Вулканизация при ремонте аглолент. 1.3. Гашение извести. 1.4. Газосварочные и газорезательные работы (кроме указанных в разделе 2). 1.5. Заготовка и установка в конструкции и сооружения арматуры (сетки, каркасы и др.) вручную. 1.6. Изоляция поверхностей стеклянным волокном, шлаковатой, минеральной ватой, асбестом, горячими мастиками на асфальтовой и битумной основе, перхлорвиниловыми и бакелитовыми материалами. 1.7. Кислотоупорные винипластовые и гуммировочные работы, а также работы с применением сырого фаолита и асбовинила. 1.8. Клепка с применением пневмоинструмента (за исключением работ в закрытых сосудах). 1.9. Крепление конструкций и деталей с применением монтажного пистолета. 1.10. Малярные работы с применением асфальтового, кузбасского и печного лаков в закрытых помещениях с применением нитрокрасок и лаков, содержащих бензол, толуол, сложные спирты и другие вредные химические вещества, а также приготовление составов для этих красок. 1.11. Нанесение с помощью пистолетов и удочек огнезащитного покрытия на металлоконструкции с применением состава, содержащего винилацетат, меламиноформальдегидные смолы, полифосфат аммония, асбест (ВПМ-2) и другие химические вещества. 1.12. Нанесение антикоррозийных покрытий на металлоконструкции с применением химических составов, содержащих эпоксидные, фенолформальдегидные, мочевиноформальдегидные, перхлорвиниловые и другие вредные химические вещества, а также приготовление составов для этих покрытий. 1.13. Нанесение на поверхности штукатурного раствора вручную, затирка поверхностей вручную. 1.14. Облицовочные работы с применением ксилолитовой массы, поливинилхлоридных, поливинилацетатных, фенолформальдегидных, эпоксидных и других синтетических смол, а также мастик на асфальтовой и битумной основе. 1.15. Обработка природного камня вручную и с применением механизированного инструмента, облицовка поверхностей природным камнем вручную. 1.16. Очистка поверхностей с помощью пескоструйных аппаратов (за исключением работ, выполняемых в помещениях или емкостях). 1.17. Обработка, шлифовка и полировка каменных строительных материалов сухим способом. 1.18. Обработка древесины и войлока антисептиками и огнезащитными материалами, а также их приготовление. 1.19. Обслуживание ацетиленовых, аммиачных и хлорных компрессорных установок (компрессоров). 1.20. Обслуживание шпалоподбивочных, щебнеочистительных и щебнеуплотнительных машин. 1.21. Пайка свинцом по свинцу. 1.22. Приготовление смесей, мастик, растворов, эмульсий, содержащих асфальт, битум и синтетические смолы. 1.23. Пробивка вручную и механизированным инструментом отверстий (борозд, ниш и т.п.) в каменных конструкциях, разломка вручную каменных конструкций на сложных цементных растворах. 1.24. Пробивка отверстий (борозд, ниш и т.п.) в бетонных и железобетонных конструкциях, срубка голов железобетонных свай, разломка бетонных и железобетонных конструкций с применением механизированного инструмента, насечка бетонных поверхностей вручную или с применением пневмоинструментов. 1.25. Разработка грунта и горных пород гидромониторами. 1.26. Разработка вручную грунта на проходке питьевых, водозаборных и опускных колодцев, шурфов глубиной свыше 5 до 10 м, штолен протяженностью до 20 м, а также разработка грунта под ножом опускного колодца и при посадке колодца. 1.27. Разработка грунта III группы вручную с применением ломов и кирок, а также грунтов всех групп с применением пневмоинструмента (кроме работ, указанных в п. 2.6). 1.28. Разработка плывунов вручную. 1.29. Работы по устройству и ремонту верхнего строения пути с применением электрических и пневматических шпалоподбоек. 1.30. Работы по карте намыва земляных сооружений гидромеханизированным способом (за исключением машинистов строительных машин). 1.31. Спайка освинцованных кабелей и заливка свинцом кабельных муфт. 1.32. Торкретирование поверхностей (кроме торкретирования и в замкнутых сосудах). 1.33. Укладка паркетных, плиточных и линолеумных полов на горячих мастиках и битуме, резиновых клеях и мастиках, составленных на основе синтетических смол и химических растворителей. 1.34. Укладка горячей асфальтобетонной массы и покрытие поверхностей горячим битутом, а также приготовление горячих асфальтобетонной массы и битумной мастики. 1.35. Укладка бетона в монолитные конструкции и сооружение вручную, уплотнение бетона ручными вибраторами. 1.36. Устройство наливных полов из поливинилхлоридных и поливинилацетатных материалов. 1.37. Уплотнение грунтов и щебеночно-гравийных оснований вручную и пневмоинструментом. 1.38. Футеровка и кладка промышленных печей, труб, котлов и других агрегатов с применением огнеупорных и кислотоупорных материалов. 1.39. Электросварка на автоматических машинах, на полуавтоматических машинах, ручная (кроме указанной в разделе II). 1.40. Верхолазные работы. 2. Работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда 2.1. Клепка при работе в замкнутых сосудах (котлах, резервуарах, баках, отсеках и т.п.). 2.2. Нанесение с помощью пистолетов и удочек огнезащитного покрытия на металлоконструкции с применением состава, содержащего антипирин (ОФП-ММ). 2.3. Очистка поверхностей с помощью пескоструйных аппаратов, выполняемая в помещениях или емкостях. 2.4. Пробивка в труднодоступных местах вручную отверстий (борозд, ниш и т.п.) в бетонных и железобетонных конструкциях, разломка бетонных и железобетонных конструкций вручную. 2.5. Работы, выполняемые в кессонах. 2.6. Разработка грунта на проходке питьевых, водозаборных, опускных колодцев и шурфов глубиной более 10 м и участков штолен, находящихся на расстоянии более 20 м от устья или колодца. 2.7. Разработка в труднодоступных местах грунтов IV и более высоких групп и мерзлых грунтов всех групп вручную с применением клиньев и кувалд (молотов). 2.8. Ремонт и монтаж ртутных выпрямителей с применением открытой ртути. Торкретирование поверхностей в замкнутых сосудах. 2.9. Электросварка на автоматических машинах, на полуавтоматических машинах, ручная сварка, газосварка, газорезка в замкнутых сосудах (котлах, резервуарах, отсеках и т.п.). Приложение 4к Методическим указаниям Пример определения норм машинного времени механизированного процесса расчетно-аналитическим методом , где: ПТ - часовая техническая производительность машины (по техническому паспорту), м2/час; КПР - коэффициент производительной работы машины в течение смены (имеет многофакторную систему зависимости для каждой машины); КПРИВ - коэффициент приведения экспериментальных условий выполнения процесса к усредненным производственным. Пример: Разработка нормы времени работы машины на асфальтобетоноукладчик: ПТ = 60 × В × V, где: 60 - перевод из маш.-мин. в маш.-ч; В - ширина укладываемой полосы, в метрах (принимается по паспорту и техническим требованиям); V - рабочая скорость асфальтоукладчика (принимается по паспорту), м/мин.; КПР - определяется на основании наблюдений или по паспортным техническим требованиям и справочной литературе; КПРИВ - определяется по машине-аналогу. По паспортным и техническим требованиям ширина полосы равняется 3,75 м, скорость - 6 м/мин. ПТ = 60 × 3,75 × 6 = 1350 м2/час, КПР =0,8 (10 % - ПЗР по наблюдениям или по техническим данным на эксплуатацию машины и 10 % на отдых по приложению 1, поз. 5.3). , где: 100 - переводной коэффициент размерности; 0,27 - норма машинного времени в маш.-ч на 100 м2 покрытия (сборник ЕНиР 17 "Дорожные работы", § 17-6). ПТ = 60 × 3,03 × 4,5 = 818,1 м2/час, где: 60 - перевод из маш.-мин, в маш.-ч; 3,03 - ширина укладываемой полосы в м; 4,5 - рабочая скорость асфальтоукладчика в м/мин, маш.-ч на 100 м2 покрытия. Приложение 5к Методическим указаниям Коэффициенты перехода от производственных норм к сметным нормам затрат машинного времени
Приложение 6к Методическим указаниям Таблица 1 Типовые нормы трудноустранимых потерь и отходов материалов и изделий в процессе строительного производства
Таблица 2 Типовые нормы трудноустранимых потерь материалов в процессе строительного производства
Приложение 7к Методическим указаниям Типовые нормы трудноустранимых потерь стали при изготовлении сборных железобетонных конструкций
Приложение 8к Методическим указаниям Типовые нормы трудноустранимых потерь стали при укладке арматуры в монолитные железобетонные конструкции
Приложение 9к Методическим указаниям Типовые нормы трудноустранимых потерь труб при прокладке трубопроводов
Приложение 10к Методическим указаниям Типовые нормы трудноустранимых потерь бетона при сооружении бетонных и железобетонных конструкций
Приложение 11к Методическим указаниям Таблица 1 Типовые нормы трудноустранимых потерь электродов на огарки
Таблица 2 Нормы потерь электродов на угар и разбрызгивание
Приложение 12к Методическим указаниям Оборачиваемость повторно применяемых материалов
Примечания: 1. Для расчетов потребности материалов, включаемых в нормы, принимается оборачиваемость с учетом потерь при разборке (гр. 3). 2. Оборачиваемость материалов, не приведенных в приложении 12, определяется по общим производственным нормам расхода материалов при 10 % трудноустранимых отходов. 3. Оборачиваемость, обозначенная (*), приведена для усредненных условий и при достаточном обосновании по согласованию с органом, вводящим в действие нормы, может уточняться организацией-разработчиком. Приложение 13к Методическим указаниям Унифицированные нормы на внутрипостроечный транспорт материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до рабочего места
Приложение 14к Методическим указаниям Таблица 1 Типовые нормы естественной убыли нерудных строительных материалов при транспортировании
Таблица 2 Типовые нормы естественной убыли (боя) материалов при транспортировании
Таблица 3 Типовые нормы естественной убыли (боя) плит облицовочных и декоративных из природного камня при хранении
Приложение 15к Методическим указаниям Форма 1 Калькуляция сметных ресурсов на устройство наружных самонесущих стен глухих в 1 кирпич на перекрытиях под последующее утепление фасада в зданиях из монолитного бетона Измеритель 1 м3
Форма 2 Пример нормы и расценки Таблица 3.6-105-1. Устройство наружных самонесущих стен глухих в 1 кирпич на перекрытиях под последующее утепление фасада в зданиях из монолитного бетона. Состав работ: 1. Натягивание причалки. 2. Подача и раскладка кирпича. 3. Перелопачивание, расстилка и разравнивание раствора. 4. Кладка стен с выкладкой всех усложнений кладки, подбором, околкой и отеской кирпича. 5. Заделка балочных гнезд. 6. Сверление отверстий под анкера перфоратором. 7. Установка анкеров. 8. Замоноличивание отверстий раствором после установки анкеров. 9. Армирование сеткой. 10. Зачеканка паклей, смоченной в гипсовом растворе, стыка между стеной и перекрытием. Измеритель 1 м3
Приложение Дк Положению Реестр территориальных сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы (По состоянию на _____ г.)
Приложение Ек Положению Библиографический список 1. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.10.1986 № 374/22-60. Об утверждении Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах. 2. Нормативы на подготовительно-заключительную работу и отдых для применения при проектировании норм труда в строительстве/ВНИПИ труда в строительстве. - М.: Прейскурант, 1988. - 19 с. 3. Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве. РДС 82-202-96: утв. постановлением Минстроя РФ от 08.08.1996 № 18-65. 4. Правила разработки норм расхода материалов в строительстве. РДС 82-201-96: утв. постановлением Минстроя РФ от 14.11.1996 № 18-80. 5. Руководство по проектированию норм на механизированные строительно-монтажные работы расчетно-аналитическим методом/ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР. - М.: Стройиздат, 1980. - 40 с. Приложение Жк Положению Перечень требований, предъявляемых к организации производственного процесса на объектах строительства, представленных для проведения хронометражных наблюдений (фотоучета), с целью дальнейшей разработки сметных нормативов для включения в сметно-нормативную базу ТСН-2001 (в ред. приказа Москомэкспертизы от 30.03.2016 г. № МКЭ-ОД/16-13) Для проведения хронометражных наблюдений (фотоучета) на объектах строительства с целью дальнейшей разработки сметных нормативов для включения в сметно-нормативную базу ТСН-2001 должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: 1. Участие в проведении хронометражных наблюдений (фотоучета) уполномоченных компетентных представителей технического заказчика строительства объекта и заявителя. 2. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности, а также обеспечение безопасных условий производства работ для специалистов, осуществляющих хронометражные наблюдения (фотоучет) непосредственно на объекте строительства, при необходимости - обеспечение средствами индивидуальной защиты. 3. Начало производства работ на объекте строительства в заранее согласованное всеми организациями, участвующими в проведении работ, время. 4. Сопровождение специалистов, осуществляющих хронометражные наблюдения (фотоучет) на объекте строительства, представителем заявителя в течение всего времени нахождения на территории объекта строительства с целью разрешения организационных, технических и иных вопросов, которые могут возникнуть при проведении работ. 5. Возможность наблюдения и фиксации (в том числе фото и видео) всех технологических операций, являющихся частью нормируемого строительного процесса, а в случае наличия "скрытых" операций и/или отсутствия доступа наблюдателей к обозрению/фиксации технологических операций обеспечение их фиксации с использованием специальных технических средств. 6. Соответствие применяемых материально-технических ресурсов, инструментов и производственного инвентаря требованиям утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации. 7. Выполнение технологических операций в строгом соответствии с технологией производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации (последовательность выполнения операций, качество выполняемых работ и т.п.). 8. Наличие на месте производства работ необходимого и достаточного количества материально-технических ресурсов для обеспечения непрерывного производства работ до их полного завершения. 9. До начала проведения хронометражных наблюдений (фотоучета) должны быть завершены в полном объеме все подготовительные (предшествующие) работы, предусмотренные технологией производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации. 10. Соответствие технологической схемы организации строительного процесса утвержденной в установленном порядке технической и проектной документации, в частности, схема складирования материалов и оборудования, расстановки техники, схема разгрузки и подачи материалов в дело. 11. Специалисты, осуществляющие хронометражные наблюдения (фотоучет), вправе: получать разъяснения по техническим и организационным вопросам, связанным с нормируемым строительным процессом; иметь доступ к проектной, технической и исполнительной документации по данному объекту; выдавать замечания производителям работ при обнаружении нарушений технологии производства работ, принятой в утвержденной в установленном порядке проектной и технической документации; при неустранении замечаний производителем работ прекращать работы по ведению хронометражных наблюдений (в данном случае работы будут признаны несостоявшимися по вине заявителя). 12. Согласование результатов хронометражных наблюдений (фотоучета) всеми ответственными представителями, присутствовавшими при их проведении.
|