ОДМ 218.6.015-2015 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА
Предисловие 1. РАЗРАБОТАН ФГБУ «РОСДОРНИИ» (Федеральное государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора 2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора 3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.05.2015 № 853-р. 4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР 5. ВЗАМЕН Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, введённых в действие с 1 августа 1998 г. приказом ФДС РФ от 23.07.1998 г. № 168 СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО 1 Область примененияНастоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений. 2 Нормативные ссылкиВ настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров 3 Термины, определения и сокращения3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения: 3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. 3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек. 3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. 3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог. 3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км + м). 3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении. 3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. 3.1.9 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) Примечание - Протяженность участка определяется в результате локализации ДТП по методике, приведенной в Приложении Е. 3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. 3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. 3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий. 3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения: АППГ - Аналогичный период прошлого года; УДС - Улично-дорожная сеть; КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП; МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения; ПДД - Правила дорожного движения; АС УДТП «ГОСУЧЁТ» - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность. 4 Общие положения4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий. Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях: - оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения; - изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий; - выявления участков концентрации ДТП; - разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках; - оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) 4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить: - достоверность и оперативность получения данных о ДТП; - своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП. 4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений. 4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения. 4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне. 4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. 5 Учет дорожно-транспортных происшествий5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации. Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел. Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке. 5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов. Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л. В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения. 5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП. В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий. Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии. По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет «АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП» (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б. АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным, метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации. К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии. В АКТе указывается перечень мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП: АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП. 5.4 Формы учета ДТП составляют отдельно для каждой автомобильной дороги или улицы, которые должны быть сброшюрованы в журнал. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение 5 лет, с даты последней записи. Также, в течение этого срока формы учета ДТП рекомендуется хранить в электронном виде (рекомендуется программное обеспечение Microsoft Office Excel). В первом квартале года, следующего за отчетным владельцы автомобильных дорог проводят сверку данных о ДТП за предыдущий год с данными о ДТП, включенными в государственную статистическую отчётность, в порядке, установленном главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации. 5.5 Ответственность за организацию учета и анализа ДТП возлагается на руководителя органа управления автомобильными дорогами. Руководитель органа управления автомобильными дорогами назначает конкретных исполнителей отвечающих за учет и анализ ДТП и определяет их ответственность. 5.6 Владельцы автомобильных дорог федерального значения в установленном порядке за период учета (квартал, полугодие девять месяцев, год) представляют в Федеральное дорожное агентство данные об основных показателях аварийности, сведения о мероприятиях по профилактике ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения на участках их концентрации по формам № 1 - 3 (Приложение Д). 6 Анализ дорожно-транспортных происшествий6.1 Владельцы автомобильных дорог проводят анализ ДТП, который должен предусматривать комплексное изучение и обобщение данных учета ДТП, совершенных на подведомственных дорогах и улицах. Анализ распределения ДТП по протяженности дорог и улиц проводят с целью: - выявления участков концентрации ДТП; - изучения условий и причин возникновения участков концентрации ДТП, а также отдельных ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС; - назначения мероприятий по ликвидации участков концентрации ДТП и профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС. 6.2 Для проведения анализа ДТП по п. 6.3 настоящих Рекомендаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия в области безопасности дорожного движения может использоваться в соответствии с установленным порядком информационно-аналитический ресурс МИАС. 6.3 Анализ ДТП включает: - оценку тенденций изменения основных показателей аварийности (Форма № 1, Приложение Д); - установление недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, оценку изменения числа ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС, в результате реализации мер по их профилактике (Форма № 2-б, Приложение Д); - выявление участков концентрации ДТП и определение их характеристик (Форм № 3-а, Приложение Д); - оценку изменения показателей аварийности после реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на аварийно-опасных участках (Формы № 3-а, в, Приложение Д). (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) Для более детальной оценки состояния аварийности, выявления особенностей ее формирования на отдельных дорогах и улицах, а также участках, обслуживаемых организациями, осуществляющих их содержание, в соответствии с формами, приведенными в Приложении Ж, проводят анализ сведений: - о ДТП различных видов и тяжести их последствий; - об объектах улично-дорожной сети в местах совершения ДТП; - о состоянии проезжей части в местах совершения ДТП; - об освещении в местах совершения ДТП; - о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП; - о факторах, оказывающих влияние на режим движения, в местах совершения ДТП; - об основных показателях аварийности на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов и в их пределах; - о видах ДТП, в местах совершения которых установлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС; - о местоположении участков концентрации ДТП; - о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния дорог в местах ДТП на участках их концентрации. 6.4 На основе результатов анализа сведений о ДТП и материалов приобщенных к КОУ ДТП определяют: - адреса и сроки планируемых мероприятий по профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Форма № 2-а, Приложение Д); - адреса и сроки планируемых мероприятий по профилактике и устранению участков концентрации ДТП (Форма 3-г, Приложение Д). 6.5 Для анализа ДТП, установления роли дорожных условий в их возникновении, оценки влияния дорожных условий в формировании участков концентрации ДТП, а также разработки и реализации системы мер по сокращению аварийности на дорогах, помимо данных учета ДТП, рекомендуется также использовать сведения, собираемые при проведении диагностики состояния дорог и дорожных сооружений в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 [1], а также аудита безопасности дорожного движения (ОДМ 218.6.010-2013 [2]). На аварийно-опасных участках и в местах совершения ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, включая участки протяженностью не менее 300 м от места совершения ДТП в обоих направлениях, по данным диагностики и аудита безопасности дорожного движения устанавливают параметры геометрических элементов дороги, элементов обустройства и показатели транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц не соответствующие нормативным требованиям. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) В соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [3] при наличии данных диагностики рекомендуется: - проводить анализ данных о параметрах и об эксплуатационных характеристиках конструктивных элементов УДС; - проводить оценку влияния дорожных условий на возникновение ДТП и участков их концентрации; - устанавливать мероприятия по предотвращению ДТП, в местах которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС; - устанавливать мероприятия по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП, соответствующие различным вариантам совершенствования дорожных условий. 6.6 По результатам анализа данных о ДТП определяют адреса участков дорог, на которых рекомендуется проведение специальных обследований в соответствии с п. 6.7 настоящих Рекомендаций. К таким участкам следует относить следующие участки дорог: - участки концентрации ДТП; - потенциальные участки концентрации ДТП, протяженностью не более 1000 м, на которых за истекший год произошло не менее 3 ДТП с пострадавшими; - участки, на которых за истекший год по данным КОУ ДТП и приобщенным к ним материалам было зафиксировано не менее 2 ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС; - участки, на которых за истекший год было зафиксировано хотя бы одно ДТП, находящееся в прямой причинно-следственной связи с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния (в пункт 13 раздела 4 КОУ ДТП внесена информация, при этом пункты 18 и 19 раздела 7 (нарушения ПДД участниками ДТП) не заполнены). 6.7 Владельцы автомобильных дорог организуют в плановом порядке проведение специальных обследований на участках дорог, указанных в п. 6.6 настоящих Рекомендаций, для участия в которых приглашаются сотрудники ГИБДД (по согласованию). Обследования проводятся уполномоченными представителями владельцев автомобильных дорог с целью установления недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Приложение Г), а также определения с участием сотрудников ГИБДД (соответствующие подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне оповещаются о сроках и месте проведения обследований не менее чем за 7 сут.) перечня первоочередных мероприятий по безопасности и организации дорожного движения и мероприятий по совершенствованию дорожных условий для повышения безопасности движения и профилактике возникновения участков концентрации ДТП. По результатам обследований в двух экземплярах составляется АКТ о планируемых мероприятиях по безопасности и организации дорожного движения и сроках их реализации (Приложение В). 6.8 При разработке планов дорожных работ, программ по совершенствованию и модернизации УДС, целевых программ по повышению безопасности движения в качестве приоритетных объектов рекомендуется выбирать участки концентрации ДТП и участки, на которых в ходе специальных обследований по п. 6.7 настоящих Рекомендаций выявлена необходимость в работах по реконструкции и ремонту. 6.9 Адреса участков концентрации ДТП на УДС устанавливают в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении Е. Для выявления дорожных условий, способствующих формированию участков концентрации ДТП, также рекомендуется в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [3] проводить оценку степени соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и дорожных сооружений нормативным требованиям. 6.10 Мероприятия по ликвидации участков концентрации ДТП осуществляют в порядке, предусмотренном действующими нормативными и правовыми документами, регламентирующими разработку, согласование и утверждение программ дорожных работ по совершенствованию и развитию сети и планов работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию. В соответствии с рекомендациями ОДМ 218.4.004-2009 [3] выбор конкретных видов дорожных работ на аварийно-опасных участках должен определяться с учетом необходимости устранения дорожных условий, характеристики которых не соответствуют нормативным требованиям. Для обеспечения однородности условий движения, помимо мер по обеспечению безопасности дорожного движения на аварийно-опасных участках, целесообразно также предусматривать проведение линейных работ по улучшению транспортно-эксплуатационных показателей и на смежных с ними участках. На аварийно-опасных участках на основе результатов анализа условий и причин их возникновения, разрабатывают необходимые комплексы работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, которые учитывают при формировании планов дорожных работ или целевых программ по повышению безопасности дорожного движения. При этом выбор решений по устранению и профилактике участков концентрации ДТП осуществляют во взаимосвязи, как с ежегодным, так и стратегическим планированием других видов дорожных работ, назначаемых исходя из других приоритетов, например, обеспечения межремонтных сроков или повышения пропускной способности дорог. До проведения на аварийно-опасных участках необходимых работ по их реконструкции и капитальному ремонту на дорогах рекомендуется осуществлять мероприятия по профилактике возникновения ДТП в соответствии с рекомендациями ОДМ 218.4.004-2009 [3]. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) 6.11 На аварийно-опасных участках, выявленных по итогам отчетных периодов (I, II, III квартал), разрабатывают и осуществляют мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Приложение Г) и мероприятия по их обустройству техническими средствами и устройствами организации и обеспечения безопасности дорожного движения по ГОСТ Р 52766. Для вариантной проработки выбора мероприятий по повышению безопасности движения в число рассматриваемых рекомендуется включать мероприятия различной капитальности, в т.ч. ранее реализованные на участках дорог и улиц с аналогичными условиями движения и показавшими свою эффективность. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) Приложение АФорма учета дорожно-транспортных происшествий
Приложение Б
Приложение ВАКТ
Приложение ГКодификатор недостатков транспортно-эксплуатационного
состояния Таблица Г.1 - Перечень недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в соответствии с Инструкцией по заполнению формы Карточки учёта ДТП, используемой при работе АС УДТП «ГОСУЧЕТ» [4]
Приложение ДФормы анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях
Приложение ЕРекомендации Е.1 Для выявления участков концентрации ДТП на рассматриваемой дороге (улице) используют линейный график ДТП, на котором должны быть отображены даты, виды и места совершения ДТП с пострадавшими. Участки концентрации ДТП выявляют по данным о происшествиях, совершенных в течение последних 12 месяцев. Е.2 Местоположение участков концентрации ДТП на дорогах вне населенных пунктов устанавливают следующим образом. На первом этапе выявляют участки концентрации ДТП в зоне пересечений автомобильных дорог в одном уровне. На линейном графике ДТП рассматриваемой дороги от точки пересечения ее оси с осью пересекающихся дорог (первое от начала дороги пересечение автомобильных дорог в одном уровне) в обе стороны (в прямом и обратном направлениях движения) откладывают расстояние равное 500 м («шаблон»), В пределах получаемого таким образом отрезка дороги, устанавливают общее число ДТП и число ДТП одного вида. На основе этих данных выявляют наличие концентрации ДТП, либо устанавливают ее отсутствие. Протяженность участка концентрации ДТП принимают равной расстоянию между крайними ДТП, в пределах рассматриваемого отрезка дороги. Аналогичным образом оценивают наличие концентрации ДТП в зоне всех пересечений автомобильных дорог в одном уровне. На втором этапе выявляют участки концентрации ДТП вне границ выявленных на первом этапе участков концентрации ДТП, для чего осуществляют следующую последовательность действий: На линейном графике ДТП от адреса первого от начала дороги ДТП, расположенного вне границ участка концентрации ДТП, выявленного в зоне пересечения автомобильных дорог, откладывают расстояние равное 1000 м («шаблон»), В пределах получаемого таким образом отрезка дороги, устанавливают общее число ДТП и число ДТП одного вида. На основе этих данных выявляют наличие концентрации ДТП, либо устанавливают ее отсутствие. Если место концентрации ДТП не выявлен, то от адреса следующего ДТП, вновь откладывают расстояние равное 1000 м и аналогичным образом оценивают наличие (отсутствие) концентрации ДТП. Протяженность участка концентрации ДТП принимают равной расстоянию между первым и последним ДТП на рассматриваемом отрезке дороги. (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) Такую последовательность действий повторяют до тех пор, пока «шаблон» не пересечет границу первого от начало дороги участка концентрации ДТП, выявленного в зоне пересечения автомобильных дорог. После этого расстояние равное 1000 м откладывают от адреса ДТП, расположенного за пределами границ данного участка концентрации ДТП. Перемещая таким образом «шаблон», на всем протяжении дороги последовательно выявляют участки концентрации ДТП, либо устанавливают их отсутствие. Пример выявления участков концентрации ДТП на участке автомобильной дороги вне населенного пункта приведен на рисунке Е.1. Е.3 Местоположение участков концентрации ДТП на участках дорог в пределах населенных пунктов и улицах устанавливают следующим образом. На первом этапе выявляют участки концентрации ДТП на перекрестках. С использованием линейного графика ДТП рассматриваемой дороги (улицы), в границах каждого перекрестка устанавливают общее число ДТП и число ДТП одного вида. На основе этих данных выявляют наличие концентрации ДТП, либо устанавливают ее отсутствие. Протяженность участка концентрации ДТП принимают равной расстоянию между воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закругления проезжих частей; На втором этапе выявляют участки концентрации ДТП вне границ перекрестков, для чего осуществляют следующую последовательность действий: На линейном графике ДТП от адреса первого от начала дороги (улицы) ДТП расположенного вне границ перекрестка откладывают расстояние равное 200 м («шаблон»), В пределах получаемого таким образом отрезка дороги (улицы), устанавливают общее число ДТП и число ДТП одного вида. На основе этих данных выявляют наличие концентрации ДТП, либо устанавливают ее отсутствие. Если место концентрации ДТП не выявлен, то от адреса следующего ДТП, расположенного вне границ перекрестка, вновь откладывают расстояние равное 200 м и аналогичным образом оценивают наличие (отсутствие) концентрации ДТП. Протяженность участка концентрации ДТП принимают равной расстоянию между первым и последним ДТП на рассматриваемом отрезке дороги (улицы). (Измененная редакция. Изм. от 31.01.2017) Такую последовательность действий повторяют до тех пор, пока «шаблон» не пересечет ближайшую границу первого от начало дороги (улицы) перекрестка. После этого расстояние равное 200 м откладывают от адреса следующего ДТП, расположенного вне границ перекрестка. Перемещая таким образом «шаблон», на всем протяжении дороги (улицы) последовательно выявляют участки концентрации ДТП, либо устанавливают их отсутствие. Пример выявления участков концентрации ДТП на участке дороги в пределах населенного пункта приведен на рисунке Е.2.
Рисунок Е.1 - Пример выявления участков концентрации ДТП на участке дороги вне населенного пункта
Рисунок Е.2 - Пример выявления участков концентрации ДТП на участке дороги в пределах населенного пункта Приложение ЖФормы представления результатов анализа данных о ДТП на автомобильных дорогах и улицах Таблица Ж.1 - Сведения о ДТП различных видов и тяжести их последствий
Таблица Ж.2 - Сведения об объектах улично-дорожной сети в местах совершения ДТП
Таблица Ж.3 - Сведения о состоянии проезжей части в местах совершения ДТП
Таблица Ж.4 - Сведения об освещении в местах совершения ДТП
Таблица Ж.5 - Сведения о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП
Таблица Ж.6 - Сведения о факторах, оказывающих влияние на режим движения, в местах совершения ДТП
Таблица Ж.7 - Основные показатели аварийности на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов и в их пределах
Таблица Ж.8 - Сведения о видах ДТП, в месте совершения которых установлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС
Таблица Ж.9 - Сведения о местоположении участков концентрации ДТП
Таблица Ж.10 - Сведения о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния дорог в местах ДТП на участках их концентрации
Приложение К
Приложение ЛРаздел 2. Место совершения ДТП Для ДТП, произошедших в городах и населённых пунктах (за исключением случаев совершения ДТП на участках автодорог, проходящих через города и населенные пункты) в пунктах 1, 2, 3, 4 проставляются нули. Для ДТП, произошедших вне городов или населенных пунктов, в позициях 6, 7, 9, 9.1, 10 проставляются нули. 1. Дорога Для ДТП, произошедших на дорогах федерального значения, включая участки, проходящие по территории городов и населенных пунктов, указывается цифровое значение кода или название (титул) дороги из кодификатора федеральных дорог (Приложение Л.1). Для остальных автомобильных дорог используются кодификаторы, разработанные органами управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации. 2. Расстояние Указывается цифровое значение расстояния места совершений ДТП в формате - четырехзначное значение километра и трехзначное значение метра. Сведения о месте ДТП заполняются с точностью до километра и метра для федеральных магистральных и прочих федеральных дорог. Для остальных дорог при наличии возможности заполняется с точностью аналогичной для федеральных дорог, либо с точностью до километра и пикета (стометровой отметки). 3. Значение дороги Указывается цифровой значение кода согласно кодификатора значений и видов автомобильных дорог (Приложение Л.1 - Кодификатор автомобильных дорог
Приложение Л.2). Для ДТП, совершенных в городах и населенных пунктах (за исключением происшествий, совершённых на участках автодорог, проходящих через территорию городов и населенных пунктов), проставляется код «00». Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: - автомобильные дороги федерального значения; - автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; - автомобильные дороги местного значения; - частные автомобильные дороги. Кроме того, допускается применение кода «иные дороги». Данный кодификатор применяется, как правило, к дорогам местной сети, которые существуют по факту, но официально отсутствуют и не имеют балансодержателя. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления. Автомобильные дороги могут быть платными и бесплатными. Кроме того, на автодорогах могут быть платные участки или объекты (например, мост). Если происшествие имело место не на дороге и вне населенного пункта (в карьере, на аэродроме, пристани, на производственной, технологической, служебной, складской или иной хозяйственной территории, на используемой для проезда дамбе, на просеке, в лесу, в поле, на льду замёрзшего водоёма, на отделённой от проезжей части автостоянке, в многоэтажном паркинге, в надземном или подземном сооружении и т.д.), а также на участке строящейся дороги (не принятой в эксплуатацию), либо любом другом строительном объекте, в пункте 3 указывается значение «Другие места». В случае совершения ДТП на оборудованном и обустроенном автозимнике, броде, на наплавном мосту, на паромной переправе и подходах к ней и т.д. проставляется значение дороги, составной частью которой является данный объект. 4. Категория дороги Указывается цифровое значение кода категории в соответствии с паспортом автомобильной дороги. В случае отсутствия проектной документации категория может быть определена, исходя из требований ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Значение категории проставляется в следующем по порядке: категория I А - «1», категория I Б - «2», категория I В - «3», категория II - «4», категория III - «5», категория IV - «6», категория V - «7». Для дорог, не подлежащих (не поддающихся) категорированию, например, стихийно возникшие просёлочные грунтовые дороги, лесные просеки, полевые дороги и т.д. проставляется код «8». 5. Район Указывается цифровое значение кода или название из кодификаторов кодов районов, муниципальных образований из классификатора адресов России (КЛАДР). В случае отсутствия информации предусмотрен ручной ввод отсутствующего наименования. 6. Населенный пункт Указывается цифровое значение кода или название из классификатора адресов России (КЛАДР). В случае отсутствия информации о населённом пункте и (или) улицы в нём, предусмотрен ручной ввод отсутствующего наименования. При совершении ДТП вне населённого пункта данная позиция заполняется «00 00 00». 7. Улица, дом Указывается цифровое значение кода или название из классификатора адресов России (КЛАДР). В случае отсутствия информации предусмотрен ручной ввод отсутствующего наименования. При совершении ДТП на перекрёстке вносится название улицы, которая является главной дорогой по отношению к пересекающей (примыкающей). При совершении ДТП на перекрёстке равнозначных улиц вносится название улицы, по которой двигался предполагаемый виновник происшествия. В случае наезда на пешехода, велосипедиста, стоящее ТС, гужевой транспорт, препятствие указывается название улицы, по которой двигалось совершившее наезд транспортное средство. При наезде на пешехода (велосипедиста и т.д.), двигавшегося по тротуару (пешеходной дорожке, обочине и т.д.) вдоль улицы, указывается улица, вдоль которой расположен данный тротуар (дорожка), в т.ч. и при повороте транспортного средства на пересекающую данный тротуар другую улицу, или на внутридворовой проезд (прилегающую территорию). В случае, когда наезд совершается при таких же обстоятельствах, но при выезде с прилегающей территории, внутридворового (местного) проезда и т.д. также указывается наименование улицы, к которой относится пересекаемый тротуар (на которую осуществлялся выезд), но в качестве объекта совершения ДТП указывается данный проезд (местный, внутридворовой и т.д.). В этих случаях в обязательном порядке указывается, что ДТП совершено на выезде с прилегающей территории. В аналогичных ситуациях на перекрёстке как неравнозначных, так и равнозначных улиц указывается та, непосредственно на которой произошло ДТП (по первой фазе). В поле дом указывается цифровое значение номера дома, в районе которого произошло ДТП. 8. Координаты места совершения ДТП по системе ГЛОНАСС/GPS Указывается цифровое значение соответствующий широты и долготы с точностью до секунды. Значения вводятся в формате десятичных градусов (Градусы. Доли градусов). При наличии значений в формате географических координат (Градусы Минуты Секунды), необходимо перевести их в формат десятичных градусов по формуле: Десятичные градусы = Градусы + Минуты/60 + Секунды/3600. Например, координаты места в географическом формате Широта: 55°45'21.34", Долгота: 37°37'2.34" после перевода по формулам в формат десятичных градусов будут иметь значения Широты: 55 + 45/60 + 21.34/3600 = 55 + 0.75 + 0,005927 = 55.755927, Долготы: 37 + 37/60 + 2.34/3600 = 37 + 0.616 (6) + 0.00065 = 37.617317. 9. Статус населенного пункта Указывается соответствующее значение из приведённого в бланке Карточки перечня статусов населенного пункта, в зависимости от его тип, в т.ч. при ДТП, совершённом на участке автодороги, проходящем через населённый пункт. В случае совершения ДТП вне населённого пункта, проставляется «0». Перечень статусов населенного пункта 0 - Не заполнено НП городского типа 1 - Столица субъекта Российской Федерации 2 - Город республиканского, краевого, областного (окружного) значения 3 - Райцентр 4 - НП районного значения 5 - Иной НП 6 - Город федерального значения НП сельского типа 7 - Райцентр 8 - НП районного значения 9 - Иной НП 9.1. Численность населения Указывается цифровое значение кода согласно кодификатора численности населения характеризующее (Приложение Л.3). В случае если численность населения в населённом пункте различна в различные периоды (сезоны), проставляется код численности на период совершения ДТП. В этом случае допускается указать приблизительную (предполагаемую) численность. 10. Категория улицы Указывается соответствующее цифровое значение из приведённого в бланке Карточки перечня категорий улиц. Перечень категорий улиц 0 - Не заполнено Для населённых пунктов городского типа: 1 - Магистральные дороги; 2 - Магистральные улицы общегородского значения; 3 - Магистральные улицы районного значения; 4 - Улицы и дороги местного значения в жилой застройке; 5 - Улицы и дороги местного значения научно-производственных промышленных и коммунально-складских районов; 6 - Проезды; 7 - Пешеходные улицы; 8 - Парковые дороги; 9 - Велосипедные дорожки; 10 - Иные места. Для магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения применяется индикаторный показатель: «скоростного (непрерывного) движения» или «регулируемого движения» (Например, 2.1. - магистральная улица общегородского значения непрерывного движения). Для городских дорог и улиц этих категорий предусмотрено обязательное заполнение обоих позиций. Для населённых пунктов сельского типа: 11 - Поселковые дороги; 12 - Главные улицы; 13 - Основные улицы в жилой застройке; 14 - Второстепенные улицы в жилой застройке (переулки); 15 - Проезды; 16 - Парковые дороги, пешеходные улицы (пешеходные зоны); 17 - Улицы и дороги местного значения в производственных, промышленных и коммунально-складских зонах; 18 - Хозяйственные проезды, скотопрогоны; 19 - Иные места. Для НП городского типа (пункт 9 «Статус НП») не могут быть проставлены кодификаторы с 11 по 19, а для сельских - с 1 по 10. Магистральные дороги скоростного движения - дороги для осуществления скоростной транспортной связи между удаленными районами в крупнейших и крупных городах*, выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях. _______ * - Городские и сельские поселения в зависимости от численности населения подразделяются на группы в соответствии с Таблица 1. Магистральные дороги регулируемого движения - дороги для осуществления транспортной связи между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне. Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения - улицы для осуществления транспортной связи между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях. Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения - улицы для осуществления транспортной связи между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами районов; выходы на магистральные улицы и дороги внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне. Магистральные улицы районного значения - улицы для осуществления транспортной связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы. Улицы и дороги местного значения в жилой застройке - улицы для осуществления транспортной и пешеходной связи (как правило, без пропуска грузового и общественного транспорта) на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения. Улицы и дороги местного значения научно-производственных промышленных и коммунально-складских районов - для осуществления транспортной и пешеходной связи (преимущественно легкового и грузового транспорта) в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами в одном уровне. Проезды - для осуществления подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, в т.ч. внутридворовые проезды. Пешеходные улицы - для осуществления пешеходной связи с учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта. Парковые дороги - для связи в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей и (или) пешеходов. Велосипедные дорожки - для проезда на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, связь в пределах районов. Поселковая дорога - для осуществления связи сельского поселения с внешними дорогами общей сети. Главная улица - для осуществления связи жилых территорий с общественным центром. Основная улица в жилой застройке - для осуществления связи внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением. Второстепенная улица в жилой застройке (переулок) - для осуществления связи между основными жилыми улицами. Проезд - для осуществления связи жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей. Хозяйственный проезд, скотопрогон - для проезда транспорта, пешеходного движения и прогона скота к приусадебным участкам. Иные места - внутридворовые, производственно-хозяйственные, технологические, служебные и складские территории, отделённые от проезжей части парковки, территории объектов сервиса, многоэтажные паркинги, иные подземные или надземные сооружения, аэродромы, пристани, территории строительных объектов, территории зелёных насаждений (газоны, скверы, парки), пустыри и т.д.
________ * - В группу малых городов включаются поселки городского типа Для ДТП, произошедших вне населенных пунктов проставляется «0». 11. Объекты улично-дорожной сети на месте совершения ДТП Указываются соответствующее цифровые значения кодов согласно кодификатора объектов улично-дорожной сети (УДС) на месте совершения ДТП (Приложение Л.4). Для конкретизации обстоятельств ДТП для заполнения данного параметра предусмотрена возможность выбора двух кодов (например, «нерегулируемый перекрёсток, пешеходный переход», «перегон, остановка общественного транспорта». При совершении ДТП на участке дороги или улицы, не имеющей никаких объектов, указывается «00 00». Например, при совершении ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на перегоне, следует заполнить «00 05», что означает, что на месте совершения ДТП нет никаких объектов, кроме данного пешеходного перехода. При совершении ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на регулируемом перекрёстке, заполняется «08 05». При совершении ДТП на перекрёстке (пешеходном переходе, железнодорожном переезде), оборудованном светофорным объектом (сигнализацией), который в момент совершения ДТП по какой-либо причине не работает (либо светофор работает в режиме «желтого мигании»), сведения о нём вносятся как о регулируемом перекрёстке (пешеходном переходе, железнодорожном переезде) с одновременным указанием соответствующих дорожных условий и сопутствующих факторов в пунктах 13 и 14 Раздела 4 из Приложение Л.7 и Приложения Л.7 соответственно. 12. Место совершения происшествия является местом концентрации ДТП Указывается соответствующее значение из приведённого в бланке Карточки перечня ответов. Перечень ответов конкретизации статуса места совершения ДТП 1 - да; 2 - нет; 3 - ранее являлось. Источником информации о том, является ли данный объект местом концентрации ДТП, являются данные топографического анализа аварийности и разработанные на его основе дислокации постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. карточки маршрутов патрулирования. В случае, если объект как ранее являлся местом концентрации ДТП, так и является в настоящее время, проставляется «Да». В случае, если данный участок в настоящее время не внесён в перечень мест концентрации ДТП, однако, в предшествующем году состоял в перечне таких мест, то указывается «ранее являлось». Раздел 3. Вид и схема ДТП 1. Вид ДТП Указывается соответствующее значение из приведенного в бланке Карточки перечня видов ДТП. Перечень видов дорожно-транспортных происшествий 0 - Наезд на животное; 1 - Столкновение; 2 - Опрокидывание; 3 - Наезд на стоящее ТС; 4 - Наезд на препятствие; 5 - Наезд на пешехода; 6 - Наезд на велосипедиста; 7 - Наезд на гужевой транспорт; 8 - Падение пассажира; 9 - Иной вид ДТП; 91 - Съезд с дороги; 92 - Наезд на внезапно возникшее препятствие; 93 - Падение груза; 94 - Отбрасывание предмета; 95 - Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее несение службы; 96 - Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее производство работ; 97 - Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее какую-либо другую деятельность. Отнесение происшествий к определенному виду производится в соответствии с перечнем видов ДТП и их определением, ранее установленным Инструкцией по учёту ДТП в органах внутренних дел, утверждённой приказом МВД России от 18.06.1996 г. № 328. В тех случаях, когда происшествие имело несколько фаз (последовательно состояло из двух и более видов), указывается значение для вида ДТП начальной фазы Раздел 4. Дорожные условия 1. Элементы плана и профиля дороги Указываются соответствующие значения из приведенного в бланке Карточки перечня элементов плана и продольного профиля дороги (улицы). В первой части пункта проставляется элемент плана, во второй - профиля. Перечень элементов плана и профиля дороги (улицы) План 1 - Прямая в плане; 2 - Кривая в плане; Профиль 3 - Горизонтальный; 4 - Уклон; 5 - Конец спуска (начало подъема); 6 - Вершина подъема (начало спуска). 2. Объекты, находящиеся в непосредственной близости или в зоне прямой видимости от места совершения ДТП, в том числе оказывающее влияние на движение транспорта и пешеходов При наличии вблизи места ДТП сооружений, инженерных устройств, объектов притяжения и т.д. указываются цифровые значения кодов согласно кодификатора объектов (Приложение Л.5). Влияние определяется субъективно, по месту совершения, исходя из фактической ситуации и её оценки. При необходимости внести сведения о нескольких объектах одновременно, в отведенных графоклетках проставляется до 4-х соответствующих цифровых кодов. При наличии менее четырех элементов оставшиеся графоклетки заполняются нулями. Если место ДТП не характеризуется ни одним из перечисленных элементов, то проставляется значение «00 00 00 00». Однако, такое заполнение может быть допущено, как правило, только на участках автодороги вне населённых пунктов, на участках, где отсутствуют как элементы дорожной обстановки, так и какие-либо объекты притяжения либо сооружения. В случае, если объектов, которые могут оказывать влияние на дорожно-транспортную ситуацию более четырёх, при их указании приоритетом для внесения в Карточку пользуются объекты транспортной инфраструктуры, школы, объекты тяготения. При этом сведения о школе или ином детском учреждении должна вноситься не только в случае нахождения её в зоне прямой видимости, но и если она находится, например, в близлежащем дворе. Также при ДТП в населённых пунктах по возможности следует указывать, в зоне какой застройки или каких зданий совершено ДТП. При наезде на пешехода вне пешеходного перехода при его наличии в зоне видимости (в т.ч. как наземного, так и подземного или надземного) он также должен быть указан в обязательном порядке. 3. Ширина проезжей части Указывается цифровое значение ширины проезжей части (округленная до ближайшего целого значения) в дециметрах. Например, при ширине проезжей части 21 метр - 210 дм. 4. Количество полос движения. Общее количество/полоса, на которой совершено ДТП Указывается цифровое значение общего количества полос предназначенных для движения автотранспортных средств (в обоих направлениях) и полоса движения, в которой произошло дорожно-транспортное происшествия. Отсчет полосы начинается от правой стороны проезжей части по ходу движения транспортного средства виновника ДТП. Пример: при количестве полос равном четырем, при столкновении из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения отсчет полосы в которой произошло ДТП начнется от края проезжей части по которой двигался нарушитель, а именно «3». При совершении наезда на пешехода, велосипедиста, стоящее транспортное средство, гужевой транспорт, животное или препятствие указывается полоса, по которой двигалось совершившее наезд транспортное средство. При совершении опрокидывания указывается полоса, на которой произошла первая фаза происшествия. При падении пассажира указывается полоса, по которой двигалось транспортное средство, падение пассажира которого произошло. Отсчет полосы начинается от правой стороны проезжей части по ходу движения вышеназванного транспортного средства. При совершении ДТП иного вида, а также в случаях, не указанных выше, решение об указании полосы принимается исходя из изучения обстоятельств происшествия. При совершении ДТП на улицах и дорогах, имеющих одну полосу движения (например, внутридворовых проездах, автодорогах 5-й технической категории, просёлочных дорогах) указывается «1/1». При совершении ДТП в других местах, например, на полигонах, стоянках, технологических площадках и т.д., где полосы движения как таковые отсутствуют либо определить их количество не представляется возможным, указывается «0/0». 5. Ширина обочины Указывается цифровое значение фактической ширины обочины в дециметрах. Например, ширина обочины 1,78 м запишется как 18. При отсутствии обочины - проставляется «00». 6. Ширина тротуара Указывается цифровое значение фактической ширины тротуара, свободной для прохода пешеходов (в дециметрах). Например, 1,9 м запишется как 19. При отсутствии тротуара проставляется «00». При неудовлетворительном состоянии тротуара (в непригодном для прохода пешеходов состоянии) также может быть проставлено «00» с обязательным заполнением соответствующей позиции в пункте 14 Раздела 4. 7. Ширина разделительной полосы Указывается цифровое значение фактической ширины разделительной полосы в дециметрах. При отсутствии разделительной полосы проставляется «00». Если ширина разделительной полосы составляет 10 и более метров - указывается «99». 8. Вид разделительной полосы Указывается соответствующее цифровое значение кода согласно кодификатора вида разделительной полосы на месте ДТП (Приложение Л.6). В случае отсутствия разделительной полосы указывается «00». 9. Вид покрытия Указывается соответствующее значение вида покрытия на месте ДТП из перечня приведенного в бланке Карточки перечня. Перечень видов покрытий 1 - Асфальтобетонное; 2 - Асфальтобетонное, с поверхностной обработкой; 3 - Цементобетонное; 4 - Щебеночное (гравийное); 5 - Щебеночное (гравийное), обработанное вяжущими материалами; 6 - Грунтовое; 7 - Иной вид покрытия; 8 - Металлическое 9 - Деревянное. Позиции «Металлическое» и «Деревянное», проставляется для случаев совершения ДТП на средних и малых мостах, в т.ч. как из металлоконструкций, так и деревянных, временных дорогах с покрытием колейного типа из металлоконструкций, сборных мостах, наплавных (понтонных) мостах и т.д. 10. Состояние проезжей части Указывается значение, соответствующие состоянию проезжей части в момент ДТП из перечня приведённых в бланке Карточки. Перечень возможных состояний проезжей части 0 - Не установлено; 1 - Сухое; 2 - Мокрое; 3 - Загрязненное; 4 - Свежеуложенная поверхностная обработка; 5 - Заснеженное; 6 - Гололедица; 7 - Обработанное противогололёдными материалами; 8 - Со снежным накатом; 9 - Залитое (покрытое) водой; 10 - Пыльное. Если состояние проезжей части в момент совершения ДТП не известно (не установлено), то проставляется «0». 11. Освещение Указывается значение, соответствующее освещению в момент ДТП из перечня приведенного в бланке Карточки. 0 - Не установлено. Светлое время соток: 1 - Светлое время суток; 2 - Сумерки; Темное время суток: 3 - В темное время суток, освещение включено; 4 - В темное время суток, освещение не включено; 5 - В темное время суток, освещение отсутствует; Если сведения об обстоятельствах, в т.ч. сведения об освещённости, отсутствуют (не установлено), то указывается «0». 12. Состояние погоды Указываются значения, соответствующие состоянию погоды в момент совершения ДТП из перечня приведенного в бланке Карточки. Перечень погодных условий 1 - Ясно; 2 - Пасмурно; 3 - Туман; 4 - Дождь; 5 - Снегопад; 6 - Температура выше +30 °С; 7 - Температура ниже -30 °С; 8 - Метель; 9 - Ураганный ветер. Для точной конкретизации обстоятельств ДТП предусмотрено заполнение двух графоклеток по данному параметру. Если сведения о состоянии погоды непосредственно в момент совершения ДТП неизвестны (например, на автодороге с минимальной интенсивностью движения в малонаселённой местности, при обнаружении погибшего на следующий день после ДТП), указывается преимущественное состояние погоды в данном районе на те сутки, в которые совершено ДТП. 13. Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети Указываются соответствующие цифровые значение кода согласно кодификатора недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на месте ДТП, в непосредственной близости от него, в т.ч. на подходах, в т.ч. сопутствующие (способствующие) совершению происшествия (Приложение Г). Для конкретизации обстоятельств ДТП допускается одновременное указание от одного до четырех видов недостатков (по две графоклетки на каждый). В случае, если число недостатков более 4-х, в обязательном порядке указываются те из них, которые находятся в причинно-следственной связи с механизмом возникновения ДТП или в наибольшей степени могли способствовать его возникновению. Если заполняются значения для одного, двух или трех видов дорожных условий, в оставшихся графоклетках проставляются соответственно «00 00 00», «00 00» или «00». Если место ДТП не характеризуется ни одним из приведенных в кодификаторе видов недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, то во всех графоклетках проставляются нули. Если недостатки транспортно-эксплуатационного состояния не устанавливались (не оценивались, соответствующих измерений при оформлении ДТП и проведении расследования (проверки) не производилось), в графоклетках заполняется значение «99». В случае если влияние транспортно-эксплуатационного состояния на совершение ДТП выясняется впоследствии, в рамках административного расследования по факту ДТП, следствия по уголовному делу, в ходе судебного следствия и т.д., то данная информация в обязательном порядке должна быть внесена в Карточку посредством соответствующей корректировки в срок, не превышающий трёх суток с момента поступления информации. В случаях, когда физический механизм возникновения ДТП напрямую связан с наличием тех или иных недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, при отсутствии нарушений ПДД в действиях участников происшествия, предусмотрена возможность приёма Карточек с незаполненными полями пунктов 18 и 19 раздела 7 Карточки (нарушения ПДД участниками ДТП), при обязательном внесении информации в пункте 13 раздела 4 Карточки. Такое заполнение карточек осуществляется в тех случаях, когда совершение ДТП находится в прямой причинно-следственной связи с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния, что подтверждается процессуальным решением по административному или уголовному делу. 14. Факторы, оказывающие влияние на режим движения Указываются соответствующие цифровые значение коды согласно кодификатора факторов (Приложение Л.7). Для конкретизации обстоятельств ДТП существует возможность заполнения до 4-х значений данного параметра. Если заполняются значения для одного, двух или трех факторов, то оставшиеся графоклетки заполняются нулями. Если факторы отсутствуют, то все графоклетки надо заполнить нулями. Если наличие факторов не устанавливалось (данный вопрос не отрабатывался и не изучался при оформлении ДТП и проведении расследования по факту ДТП), то позиция заполняется значением «99 99 99 99». Приложения
Приложение Л.1 Кодификатор автомобильных дорог
Приложение Л.2 - Кодификатор значений и видов автомобильных дорог 00 - Не указано. Бесплатные Автодороги общего пользования: 01 - Федеральная (дорога федерального значения); 02 - Региональная или межмуниципальная (дорога регионального или межмуниципального значения); 03 - Местного значения (дорога местного значения, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов); 04 - Частная (дорога, относящиеся к частной и иным формам собственности); 05 - Иная дорога; 06 - Другие места. Автодороги необщего пользования: 07 - Федеральная (дорога федерального значения); 08 - Региональная или межмуниципальная (дорога регионального или межмуниципального значения); 09 - Местного значения (дорога местного значения, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов); 10 - Частная (дорога, относящиеся к частной и иным формам собственности); 11 - Иная дорога; 12 - Другие места. Платные Автодороги общего пользования: 13 - Федеральная (дорога федерального значения); 14 - Региональная или межмуниципальная (дорога регионального или межмуниципального значения); 15 - Местного значения (дорога местного значения, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов); 16 - Частная (дорога, относящиеся к частной и иным формам собственности); 17 - Иная дорога; 18 - Другие места. Приложение Л.3 - Кодификатор численности населения городов и населенных пунктов 0 - Вне НИ; 1 - Свыше 1000000 человек; 2 - От 500000 до 1000000 человек; 3 - От 250000 до 500000 человек; 4 - От 100000 до 250000 человек; 5 - От 50000 до 100000 человек; 6 - От 20000 до 50000 человек; 7 - 10000 - 20000 человек; 8 - 5000 - 10000 человек; 9 - 1000 - 5000 человек; 10 - 200 - 1000 человек; 11 - 50 - 200 человек; 12 - До 50. Приложение Л.4 - Кодификатор объектов улично-дорожной сети на месте совершения ДТП 00 - Перегон (нет объектов на месте ДТП); 01 - Мост, эстакада, путепровод; 02 - Подход к мосту, эстакаде, путепроводу; 03 - Тоннель; 04 - Регулируемый пешеходный переход; 05 - Нерегулируемый пешеходный переход; 06 - Регулируемый пешеходный переход, расположенный на участке улицы или дороги, проходящей вдоль территории школы или иного детского учреждения; 07 - Нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на участке улицы или дороги, проходящей вдоль территории школы или иного детского учреждения; 08 - Регулируемый перекресток; 09 - Нерегулируемый перекрёсток равнозначных улиц (дорог); 10 - Нерегулируемый перекрёсток неравнозначных улиц (дорог); 11 - Выезд с прилегающей территории; 12 - Остановка общественного транспорта; 13 - Остановка маршрутного такси; 14 - Остановка трамвая; 15 - Регулируемый железнодорожный переезд с дежурным; 16 - Регулируемый железнодорожный переезд без дежурного; 17 - Нерегулируемый железнодорожный переезд; 18 - АЗС; 19 - Автостоянка (отделенная от проезжей части); 20 - Автостоянка (не отделённая от проезжей части); 21 - Нерегулируемое пересечение с круговым движением; 22 - Место для перегона скота; 23 - Тротуар, пешеходная дорожка; 24 - Внутридворовая территория; 25 - Пешеходная зона; 26 - Ледовая переправа (официально открытая и оборудованная); 27 - Стихийно возникшая (не предусмотренная) ледовая переправа; 28 - Гаражные постройки (гаражный кооператив, товарищество либо иное место концентрированного размещения гаражей); 99 - Иное место. Приложение
Л.5 - Кодификатор объектов, находящихся в непосредственной 00 - Отсутствие в непосредственной близости объектов УДС и объектов притяжения; 01 - Остановка общественного транспорта; 02 - Остановка маршрутного такси; 03 - Остановка трамвая; 04 - Регулируемый ж/д переезд с дежурным; 05 - Регулируемый ж/д переезд без дежурного; 06 - Нерегулируемый ж/д переезд; 07 - АЗС; 08 - Крупный торговый объект (являющийся объектом массового тяготения пешеходов и (или) транспорта); 09 - Объект торговли, общественного питания на автодороге вне НП; 10 - Школа либо иное детское (в т.ч. дошкольное) учреждение; 11 - Иное образовательное учреждение; 12 - Производственное предприятие; 13 - Административные здания; 14 - Лечебные учреждения; 15 - Спортивные и развлекательные объекты; 16 - Аэропорт, ж/д вокзал (ж/д станция), речной или морской порт (пристань); 17 - Зоны отдыха; 18 - СП ДПС (КПМ); 19 - Автостоянка (отделенная от проезжей части); 20 - Подземный пешеходный переход; 21 - Надземный пешеходный переход; 22 - Регулируемый пешеходный переход; 23 - Нерегулируемый пешеходный переход; 24 - Регулируемый перекрёсток; 25 - Нерегулируемый перекрёсток; 26 - Нерегулируемое пересечение с круговым движением; 27 - Пункт весового контроля; 28 - Жилые дома индивидуальной застройки; 29 - Многоквартирные жилые дома; 30 - Объект строительства; 31 - Ледовая переправа (официально открытая и оборудованная); 32 - Стихийно возникшая (не предусмотренная) ледовая переправа; 33 - Гаражные постройки (гаражный кооператив, товарищество либо иное место концентрированного размещения гаражей); 34 - Автовокзал (автостанция); 35 - Объект (здание, сооружение) религиозного культа; 36 - Кладбище; 37 - Одиночный торговый объект, являющийся местом притяжения транспорта и (или) пешеходов; 38 - Мост; 39 - Эстакада, путепровод; 40 - Тоннель; 41 - Территориальное подразделение МВД России (либо его структурное подразделение); 99 - Иной объект. Приложение Л.6 - Кодификатор видов разделительной полосы 0 - Разделительная полоса отсутствует; 1 - Разделительная полоса, выделенная разметкой; 2 - Разделительная полоса с барьером в виде металлической конструкции; 3 - Разделительная полоса с барьером в виде железобетонной конструкции; 4 - Разделительная полоса с грунтовым покрытием; 5 - Иной вид разделительной полосы. Приложение Л.7 - Кодификатор факторов, оказывающих влияние на режим движения 0 - Факторы отсутствуют; 1 - Сужение проезжей части припаркованным транспортом; 2 - Сужение проезжей части вследствие проведения работ; 3 - Наличие на проезжей части неисправного ТС, мешающего движению; 4 - Режим движения нарушен вследствие ранее произошедшего ДТП; 5 - Режим движения изменён вследствие проведения спецмероприятия; 6 - Наличие на тротуарах (пешеходных дорожках, обочинах) припаркованного транспорта, затрудняющего движение пешеходов; 7 - Проведение работ на тротуарах (пешеходных дорожках, обочинах), затрудняющих движение пешеходов; 8 - Конструктивное сужение проезжей части вследствие уменьшения количества полос движения; 9 - Наличие на проезжей части, обочине или тротуаре торгового или иного объекта, затрудняющего движение или парковку транспорта и (или) движение переходов; 10 - Несоответствие параметров дороги, в т.ч. геометрических, её категории на месте ДТП или на подходах к нему (величина радиуса поворота, ширина полос движения, обочин, крутизна откосов насыпи, отсутствие разделительной полосы, отсутствие виража и т.д.); 11 - Несоответствие категории дороги (фактических геометрических характеристик) интенсивности движения (исходя из требований СНиП 2.05.02.-85 «Автомобильные дороги»); 12 - Несоответствие габарита моста (путепровода) ширине проезжей части на подходах к нему; 13 - Наличие пересечения (примыкания), не предусмотренного проектной документацией; 14 - Отсутствие дополнительных полос для движения (в т.ч. переходно-скоростных полос) в необходимых местах; 15 - Неудовлетворительное состояние тротуара или пешеходной дорожки (в т.ч. недостатки зимнего содержания), затрудняющие или препятствующие движению пешеходов; 16 - Изменение в режиме движения вследствие согласованного массового мероприятия; 17 - Нарушение режима движения вследствие несогласованного массового мероприятия; 18 - Оказание влияния на движение транспортного потока или отдельного транспортного средства, наличия или внезапное возникновение на проезжей части посторонних предметов (упавшее дерево или мачта освещения, осыпь камней, селевой вынос, груз с другого транспортного средства или конструктивный элемент другого транспортного средства и т.д.); 19 - Оказание влияния на движение транспортного потока или отдельного транспортного средства, наличие или внезапное появление на проезжей части животных; 20 - Отключение электроснабжения на данном элементе УДС (улице, дороге, площади, дворе и т.д.) в целом; 21 - Отключение электроснабжения целиком или частично в муниципальном образовании (районе, городе, районе города, посёлке, селе, деревне, ауле и т.д.); 22 - Работа светофора на регулируемом перекрёстке или регулируемом пешеходном переходе в режиме «жёлтого мигания»; 23 - Участок, оборудованный искусственными неровностями и обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой; 24 - Участок, оборудованный искусственными неровностями, не обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой; 25 - Участок, контролируемый камерами автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, обозначенный соответствующим предупреждающим знаком; 26 - Участок, контролируемый камерами автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, не обозначенный соответствующим предупреждающим знаком; 27 - Участок, оборудованный шумовыми полосами; 99 - Не устанавливались. Библиография[1] ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог [2] ОДМ 218.6.010-2013 Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог [3] ОДМ 218.4.004-2009 Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог [4] Инструкция по заполнению формы Карточки учёта ДТП, используемой при работе АС У ДТП «ГОСУЧЁТ» [5] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 928 г. Москва «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» [6] Приказ Минтранса РФ от 7 февраля 2007 г. № 16 «Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров»
Руководитель организации-разработчика Федеральное
государственное бюджетное
|