ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ ЛЕБЕДКИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ Параметры и размеры. Технические требования ОСТ 34 023-73
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР Москва
Содержание
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 29 августа 1974 г. № 293 срок введения установлен с 1 декабря 1974 г. Настоящий стандарт распространяется на специальные электрические лебедки типа ЛКК-1600 и ЛКК-5000, односкоростные, для легкого и среднего режима работы с тяговым усилием 1600 и 5000 кгс, применяемые для установки на козловые крюковые электрические краны, предназначенные: для работы на укрупнительных площадках по сооружению тепловых электростанций; для работы на полигонах по производству железобетонных конструкций. Стандарт не распространяется на электрические лебедки, предназначенные для подъема людей. 1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫОсновные параметры и размеры лебедок должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Электрические лебедки специальные должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора и чертежей, утвержденных в установленном порядке. 2.2. Электрические лебедки должны быть унифицированной конструкции, принятой для серийного производства. 2.3. Основные сборочные единицы и детали должны изготовляться: барабаны грузовые и тяговые - из чугуна не ниже марки Сч15-32 по ГОСТ 1412-70 или из стали не ниже марки 25Л-III по ГОСТ 977-65; сварные барабаны - из стали марок М16С, 20, 10ХСНД, ВСт.3сп5. шкивы тормозов литые - из стали не ниже марки 45Л-III по ГОСТ 977-65; валы и оси - из стали не ниже марки ВСт3сп по ГОСТ 380-71. 2.4. Качество материалов должно подтверждаться сертификатом завода-поставщика. 2.5. Твердость рабочей поверхности стального тормозного шкива должна быть не менее НВ 350. 2.6. Конструктивные элементы сварных швов - по ГОСТ 5264-69, ГОСТ 8713-70 и ГОСТ 11533-65. Контроль качества сварных швов - по ГОСТ 3242-69 и ГОСТ 6996-66. 2.7. В ответственных отливках (барабаны, тормозные шкивы, стойки подшипников в муфтах) не допускаются: трещины, спаи, шлаковые плены, раковины гнездового характера, включения, снижающие прочность отливок. 2.8. Раковины, плены, трещины и волосовины на валах и осях не допускаются. 2.9. Шероховатость рабочей поверхности тормозных шкивов должна быть не ниже по ГОСТ 2789-73. 2.10. Сборочные единицы лебедок должны комплектоваться из стандартных и унифицированных деталей серийного производства. Сборочные единицы и детали одного типоразмера должны быть преимущественно взаимозаменяемыми. 2.11. Покупные комплектующие изделия должны соответствовать требованиям действующих стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке. 2.12. Отклонение формы и расположение поверхностей механически обработанных деталей должны находиться в пределах, установленных ГОСТ 10356-63 в соответствии со степенями точности, указанных в чертежах. 2.13. Отклонение от соосности вала электродвигателя и вала редуктора не должно превышать 0,3 мм. 2.14. Лебедки должны монтироваться на раме и устанавливаться на козловых кранах без дополнительной подгонки. 2.15. Зубчатые передачи проводов лебедок должны быть заключены в закрытые масляные ванны. 2.16. Соединение барабана грузовой лебедки с редуктором должно осуществляться зубчатыми муфтами и иметь жесткую связь с электроприводом. 2.17. Присоединительные размеры крепления рам могут уточняться в каждом отдельном случае по согласованию с поставщиком. 2.18. Конструкция и расположение механизмов лебедки должны обеспечивать удобство их обслуживания. 2.19. Лебедки должны быть укомплектованы электрическими или электрогидравлическими тормозами и пускорегулирующей электроаппаратурой. 2.20. Редукторы, применяемые в лебедках, должны соответствовать типовому ряду серийно изготовляемых промышленностью. 2.21. Барабан лебедки после его сборки и установки должен свободно проворачиваться от руки. 2.22. Крепежные детали, соединяющие сборочные единицы лебедки с рамой, должны быть затянуты до отказа и прилегать без перекосов к сопрягаемым плоскостям. 2.23. Температура нагрева подшипников при длительной работе лебедки не должна превышать плюс 60 °С (333 °К). 2.24. Лебедки должны быть работоспособными при температуре окружающего воздуха от плюс 40° С (313 °К) до минус 40 °С (233 °К). 2.25. Лакокрасочные материалы, применяемые для окраски лебедок, должны соответствовать группе I по ГОСТ 9825-61. Лакокрасочное покрытие поверхности должно соответствовать IV классу, группе А по ГОСТ 9894-61. 2.26. Все смазочные места и спусковые пробки должны быть окрашены эмалью красного цвета ПФ-115 ГОСТ 6465-63. 2.27. Открытые механически обработанные поверхности должны быть защищены смазкой НК-203 А ГОСТ 12328-66 или другой равноценной. 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ3.1. Выпускаемые лебедки должны подвергаться следующим видам испытаний: приемо-сдаточным; периодическим. Определение видов испытаний по ГОСТ 16504-70. 3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждая лебедка, которая должна быть принята ОТК предприятием-изготовителем. При приемке лебедки подлежат проверке: материалы по сертификатам или актам лаборатории предприятия-изготовителя; комплектующие изделия по актам и паспортам предприятий-поставщиков; выполнение требований техники безопасности; наличие технической и отгрузочной документации. 3.3. Испытаниям без нагрузки и с нагрузкой в полном соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР. 3.4. Периодическим испытаниям подвергается лебедка, прошедшая приемо-сдаточные испытания, взятая со склада предприятия-изготовителя. Испытания должны проводиться не реже одного раза в два года. 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ (КОНТРОЛЯ)4.1. Проверка соответствия материалов, применяемых для изготовления основных деталей, п. 2.3., сертификатам или актам лабораторных испытаний предприятия-изготовителя. 4.2. Качество сварных швов проверяется методом, предусмотренным в ГОСТ 3242-69. 4.3. Проверка работы тормоза и механизмов управления путем трехкратного кратковременного включения и выключения их. 4.4. Проверка работы барабана путем включения на рабочий ход и реверс. 4.5. Проверка внешним осмотром качества лакокрасочных и антикоррозионных покрытий. 4.6. Статическое испытание лебедки производится нагрузкой, на 25 % превышающей номинальную. 4.7. Динамическое испытание лебедки производится нагрузкой, на 10 % превышающей номинальную. Лебедка считается выдержавшей испытание, если в течение 10 мин поднятый груз на высоту 100 - 200 мм не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций и других дефектов. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ5.1. Лебедка должна отвечать требованиям и нормам техники безопасности и производственной санитарии, предусмотренным «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР. 5.2. Вращающиеся детали лебедки должны быть ограждены. 6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ6.1. На каждой лебедке (на видном месте) должна быть укреплена фирменная металлическая табличка, соответствующая требованиям ГОСТ 12969-67 и ГОСТ 12971-67, с указанием: товарного знака предприятия-изготовителя; условного обозначения лебедки; тягового усилия; порядкового номера лебедки по системе нумерации предприятия-изготовителя; номера настоящего стандарта; года и месяца выпуска. К каждой лебедке должны быть приложены инструкция по эксплуатации, паспорт и товаросопроводительная документация. 6.2. Лебедка поставляется заказчику предприятием-изготовителем без упаковки. Командоконтроллер, сопротивления, конечный выключатель и магнитный контроллер должны быть упакованы в деревянный ящик, изготовленный по чертежам завода в соответствии с ГОСТ 2991-69 из древесины не ниже 3-го сорта хвойных пород по ГОСТ 8486-66. Внутренние поверхности ящика должны быть выложены в один слой битумной бумагой по ГОСТ 515-56. 6.3. Техническая документация, прилагаемая к лебедке, должна быть упакована в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-63 или из пергамина по ГОСТ 2697-64 и вложена в ящик с пускорегулирующей электроаппаратурой. 6.4. Транспортирование лебедки может производиться любым видом транспорта с соблюдением установленных правил. 6.5. При разгрузке лебедок потребитель должен проверять состояние упаковки и защиты от механических повреждений и попадания влаги. 6.6. При хранении лебедок на складе более 12 месяцев, а также в случае нарушения температурного режима, попадания влаги, нарушения защитных покрытий должна быть произведена полная проверка консервации и восстановление защитных покрытий по ГОСТ 13168-69. 7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ7.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие лебедок требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации и хранения, установленных стандартом и технической документацией, утвержденной в установленном порядке. Срок гарантии устанавливается в течение 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки лебедок потребителю. |