Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу сброса загрязняющих веществ на водосборные площади и сообщает следующее. Положениями статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем, не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования, территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В то же время, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента на основании пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее - Постановление). Указанная норма закреплена также п. 3.8 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, согласно которому, в случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение. Таким образом, в настоящее время, при расчете платы за неорганизованные сбросы загрязняющих веществ на водосборную площадь (рельеф местности) хозяйствующим субъектам необходимо руководствоваться: постановлением, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", а также Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии России от 29.12.1998. Судебная практика в отношении расчетов платы за сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади на основании Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, а также Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии России от 29.12.1998 (далее - Методические указания), свидетельствует о признании арбитражными судами, включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Методических указаний нормативным правовым актом, не противоречащим Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и обладающим общеобязательной юридической силой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 № 15973/08, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2010 № А65-17701/2009, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.12.2010 № А79-830/2010, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2008 № А65-30407/07). В настоящее время, в связи с многочисленными обращениями природопользователей, Росприроднадзор обратился в адрес Минприроды России с просьбой поручить соответствующим подразделениям Минприроды России вернуться к рассмотрению и решению вопроса разработки методики и порядка утверждения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади. Территориальными органами Росприроднадзора представлены в Минприроды России предложения и аналитическая информация по нормированию сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади для окончательного решения вопроса. Таким образом, в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса.
|