На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

     
РМД 32-18-2012 Санкт-Петербург

     
     
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОЩЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЗАСТРОЙКИ

     
     
Предисловие

1 Разработаны открытым акционерным обществом "Ленстройдеталь"

2 Внесены отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству

3 Одобрены и рекомендованы к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 24.12.2012 N 151

4 Согласованы Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по градостроительству и архитектуре, Жилищным комитетом, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

5 Подготовлены к изданию ЗАО "Инженерная ассоциация "Ленстройинжсервис"

Вводятся впервые



Введение


Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки (далее Рекомендации) разработаны в связи со значительным ростом в последние годы в Санкт-Петербурге объемов использования камней мощения для благоустройства жилой и общественной застройки, появлением на строительном рынке новых видов строительных материалов и изделий для мощения, изменениями в нормативном правовом регулировании строительной деятельности, а также в связи с отсутствием отвечающих современным требованиям нормативно-технических и методических документов по использованию камней мощения в строительной практике.

Настоящие Рекомендации разработаны с целью создания руководства по вопросам проектирования и строительства покрытий из камней мощения на территориях жилой и общественной застройки.

Обеспечение современного системного подхода к устройству покрытий из камней мощения основано на разработке и применении, с учетом природно-климатических и социально-экономических особенностей Санкт-Петербурга, архитектурных решений, направленных на формирование функционального и эстетического облика территорий, инженерных и строительных решений, обеспечивающих безопасную и эффективную эксплуатацию покрытий.

Рекомендации предназначены для специалистов, связанных с вопросами благоустройства: техническим заказчикам, архитекторам, проектировщикам, строителям и эксплуатационникам.

Настоящий документ содержит положения по применению, проектированию, монтажу и эксплуатации мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки с учетом требований технических регламентов, нормативных и методических документов по строительству.

Рекомендации разработаны с использованием Руководства по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге, разработанного Санкт-Петербургским филиалом СоюздорНИИ и утвержденного департаментом по благоустройству и дорожному хозяйству Мэрии Санкт-Петербурга 28.12.1995 года.

Ответственный исполнитель работы канд.техн.наук Ю.Б.Костиков, (812)953-89-35, kostikovspb@mail.ru



1 Область применения

     1 Область применения


Рекомендации по применению мощения при устройстве дорожных покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки (далее Рекомендации) распространяются на проектирование, монтаж и эксплуатацию существующих, вновь строящихся, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту покрытий из натуральных и искусственных камней, включая мощение:

- пешеходных коммуникаций (тротуары, аллеи, дорожки, тропинки);

- общественных пространств (свободных от транспорта территорий общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений);

- транспортных проездов (элементы системы транспортных коммуникаций, не выделяемые красными линиями улично-дорожной сети города).

Применение настоящего документа становится обязательным для всех участников градостроительной деятельности, при включении требований о применении этого документа в задание на проектирование объекта, утвержденное в установленном порядке.



2 Нормативные ссылки

     2 Нормативные ссылки


В настоящем документе приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СП 34.1330.2012*

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 34.13330.2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

     

СП 78.13330.2012

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция

СП 42.13330.2011

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция

СП 37.13330.2012

СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция

ГОСТ Р 1.4-2004

Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ 3344-83

Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (Взамен ГОСТ 8269.0-97 в части методов физико-механических испытаний) (с изм.1)

ГОСТ 5180-84

Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 6665-91

Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 6666-81

Камни бортовые из горных пород. Технические условия. (с изм.1)

ГОСТ 8267-93

Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с изм.1-4)

ГОСТ 8735-88

Песок для строительных работ. Методы испытаний (с изм.1-2)

ГОСТ 8736-93

Песок для строительных работ. Технические условия (с изм.1-3)

ГОСТ 9128-2009

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

ГОСТ 10060.0-95

Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие положения

ГОСТ 10060.1-95

Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

ГОСТ 10060.2-95

Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном переменном замораживании, оттаивании

ГОСТ 10060.3-95

Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости (с изм.1)

ГОСТ 10060.4-95

Бетоны. Структурно-механический метод ускоренного определения морозостойкости

ГОСТ 10178-85

Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. (с изм.1-2)

ГОСТ 10180-90

Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000

Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 12730.3-78

Бетоны. Метод определения водопоглощения

ГОСТ 13015-2003

Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 13087-81

Бетоны. Методы определения истираемости

ГОСТ 17608-91

Плиты бетонные тротуарные. Технические условия (с изм.1)

ГОСТ 17624-87

Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 22690-88

Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22733-2002

Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 23668-79

Камень брусчатый для дорожных покрытий. Технические условия (с изм.1)

ГОСТ 25100-2011

Грунты. Классификация

ГОСТ 25584-90

Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации (с изм.1)

ГОСТ 25607-2009

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов

ГОСТ 26134-84

Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости (с изм.1)

ГОСТ 26433.0-85

Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1-89

Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления. (Поправка ИУС 12-90)

ГОСТ 28570-90

Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30108-94

Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (с изм.1-2)

ГОСТ 31424-2010

Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня

Отраслевые дорожные нормы
ОДН 218.046-01

Проектирование нежестких дорожных одежд (утв. распоряжением Минтранса РФ от 20 декабря 2000 г. N ОС-35-Р).
     
Взамен ВСН 46-83 Минтрансстроя СССР "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа"  
          

    Примечание - При пользовании Рекомендациями необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю "Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации" и руководствоваться измененными документами или документами, введенными взамен отмененных.

3 Термины и определения

     
     

     3 Термины и определения


В целях настоящих Рекомендаций приняты следующие термины и их определения:

Мощение - обязательная составная часть внешнего благоустройства городских территорий.

Согласно архитектурно-художественного регламента "Мощение городских территорий в Санкт-Петербурге" (документ разработан Комитетом по градостроительству и архитектуре на основании положений "Регламента внешнего благоустройства Санкт-Петербурга" утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.2002 N 1784-ра) в понятие мощения городских территорий входит:

- устройство твердого покрытия проезжей части, пешеходных тротуаров, дорожек, площадок, автостоянок и мест парковки и т.п.;

- устройство отмостки, водостоков, поребриков, подпорных и ограждающих стенок, защитных ограждений деревьев;

- устройство ступеней и пандусов для пешеходного движения.

Мощение городских территорий осуществляется комплексно, включая все необходимые элементы благоустройства, с использованием современных материалов и технологий, на высоком эстетическом уровне.

Камень мощения - строительное изделие, изготовленное из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, и предназначенное для устройства дорожных покрытий.

Размеры камней мощения должны быть: высота сечения (толщина) - не менее 40 мм, площадь опорной поверхности - не более 0,05 м и длина не более 28 и 30 см соответственно для прямоугольных в плане и фигурных камней.

Плита мощения - строительное изделие, изготовленное из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, и предназначенное для устройства дорожных покрытий.

Размеры плит для мощения должны быть: высота сечения (толщина) - не менее 60 мм, площадь опорной поверхности не более - 0,36 м, длина грани - не более 60 см.

Лицевая поверхность - поверхность камня мощения или плиты, предназначенная для образования поверхности дорожного покрытия.

Дорожная одежда с покрытием из плит/камней мощения - многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий грунт. Дорожная одежда состоит из покрытия, выполненного из камней мощения (плит), несущего и (при необходимости) дополнительного слоя основания, а также грунта земляного полотна.

Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна (СП 34.1330.2012).

Основание может быть выполнено из различных материалов: щебня; песчаноцементной смеси; щебня, укрепленного цементом, или расклинцованного песчаноцементной смесью. Дополнительные слои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) - слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна (СП 34.1330.2012). Дополнительные слои основания выполняются из дренирующих и не подверженных пучению материалов (песок, шлак и др.).

Покрытие из плит/камней мощения - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая воздействие от автомобильного и/или пешеходного движения (истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки), и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

Покрытие включает собственно покрытие из камней мощения или плит высотой сечения 40-100 мм, заполнение швов между искусственными камнями, монтажный (выравнивающий) слой толщиной 3...5 см в уплотненном состоянии.

Мостовая - дорожное покрытие капитального типа из штучных плит/камней мощения из естественных или искусственных материалов.

Мостовая булыжная - дорожное основание или покрытие переходного типа из штучных материалов - булыжного камня или грубоколотой каменной шашки.

Бортовой камень - строительное изделие, изготовленное из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, и предназначенное для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.

Малые архитектурные формы - элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также - игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации. Малые архитектурные формы являются частью архитектурно-художественной и ландшафтной организации, комплексного благоустройства территории. Общими требованиями к малым архитектурным формам являются: единое архитектурно-художественное решение, корректное по отношению к архитектурному окружению и историческим традициям; высокое качество материалов и технологий; единое цветовое решение, гармонирующее с колористикой фасадов зданий и сооружений, элементов благоустройства и мощением.

Архитектурно-строительное проектирование - подготовка проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (часть 1 статьи 48 ГрК РФ [1]).

________________

Здесь и далее квадратными скобками обозначены ссылки на раздел "Библиография".



Архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора (статья 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации") [2].

Пешеходные коммуникации - тротуары, аллеи, дорожки, тропинки, обеспечивающие пешеходные связи и передвижения на территории города. При проектировании пешеходных коммуникаций на территории города следует обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения. В системе пешеходных коммуникаций следует выделять основные и второстепенные пешеходные связи [18].

Основные пешеходные связи обеспечивают связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации [18].

Второстепенные пешеходные связи обеспечивают связь между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк). Ширина второстепенных пешеходных коммуникаций принимается порядка 1,0-1,5 м [18].

Транспортные проезды - элементы системы транспортных коммуникаций, не выделяемые красными линиями улично-дорожной сети (УДС) города, обеспечивают транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, крупных объектов рекреации, производственных и общественных зон, а также связь с улично-дорожной сетью города.

Общественные пространства - свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений (галереи, пассажи, атриумы и другие), специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях массового посещения общественного, делового назначения, объектов пассажирского транспорта.

Доступность - свойство элемента обустройства территории обеспечивающее беспрепятственное движение по ней инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом обеспечения их безопасности.

Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

Тактильная информация - информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).

Тактильный наземный (дорожный) указатель - средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.



4 Общие положения

     4 Общие положения
     

     4.1 Правила мощения городских территорий


Правила мощения городских территорий оговариваются в архитектурно-художественном регламенте "Мощение городских территорий в Санкт-Петербурге" (документ разработан Комитетом по градостроительству и архитектуре на основании положений "Регламента внешнего благоустройства Санкт-Петербурга" утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.2002 N 1784-ра). В соответствии с принятой системой зонирования настоящий регламент устанавливает требования к мощению для следующих территорий: ядро исторического центра; внешний пояс исторического центра; районы застройки 1930-х - 1950-х годов; районы современной массовой застройки.

Основные положения регламента:

- Мощение должно отвечать техническим требованиям к содержанию и эксплуатации городских территорий, обеспечивать удобство и безопасность пешеходного и транспортного движения, высокое эстетическое качество городской среды;

- В границах ядра исторического центра Санкт-Петербурга основным материалом мощения тротуаров, пешеходных зон, территорий памятников истории и культуры является природный камень. Для мощения внутриквартальных территорий используется также бетонные плиты/камни;

- На территориях внешнего пояса исторического центра и в районах застройки 1930-1950-х годов рекомендуется сочетание природного камня и бетонных плит/камней;

- В районах современной массовой застройки основным материалом мощения пешеходных пространств является бетонные плиты/камни;

- Для главных магистралей города, проходящих через различные зоны застройки, рекомендуется единый характер мощения, определяемый наиболее значимым в градостроительном отношении участком магистрали;

- Мощение набережных должно выполняться преимущественно природным камнем в едином ансамбле с гранитными парапетами, спусками и т.п.;

- Для территорий, прилегающих к памятникам архитектуры, истории и культуры, обязательно использование природного камня;

- Характер мощения должен отвечать планировочному и функциональному зонированию территорий, вертикальной планировке, архитектурным особенностям среды;

- Колористика и рисунок мощения должны гармонировать с архитектурно-пространственным окружением, элементами благоустройства и оборудования, объектами монументально-декоративного искусства;

- В целях сохранения и развития исторического своеобразия городской среды рекомендуется использование, наряду с современными, традиционных для Санкт-Петербурга материалов мощения (диабаза, булыжника и т.п.).

На дорожках крупных рекреационных объектов (парков, лесопарков) следует предусматривать различные виды "мягкого" или комбинированных покрытий, пешеходные тропы с естественным грунтовым покрытием. "Мягкие" виды покрытия - из песка из отсевов дробления щебня, мягкое резиновое или мягкое синтетическое [18].

Покрытие площадок для отдыха рекомендуется проектировать в виде мощения. При совмещении площадок отдыха и детских площадок не допускается устройство твердых видов покрытия в зоне детских игр [18].

На транспортных проездах следует использовать асфальтобетонные покрытия или покрытия из камней/плит мощения [18].

На территории пешеходных коммуникаций и общественных пространств не допускается применение в качестве покрытия кафельной, метлахской плитки, гладких или отполированных плит из искусственного и естественного камня, в наземных и подземных переходах, на ступенях лестниц, площадках крылец входных групп зданий [18].



     4.2 Основные характеристики дорожных покрытий из плит/камней мощения


Покрытие из плит и камней мощения, по сравнению с асфальтобетонным покрытием, обладает рядом преимуществ в части ремонтопригодности, экологичности и декоративным свойствам (см. таблицу 4.1).



Таблица 4.1 - Основные характеристики дорожных покрытий

Характеристики

Дорожные покрытия

из плит/камней мощения

асфальтобетонные

Несущая способность (восприятие внешних нагрузок)

Несущая способность дорожных покрытий из плит/камней мощения не зависит от температуры окружающего воздуха.

Несущая способность асфальтобетонных покрытий зависит от температуры окружающего воздуха. При охлаждении (в зимний период) становятся хрупкими, подверженными трещинообразованию, а при нагревании (в жаркие летние дни) - пластичными, легко деформирующимися под воздействием нагрузок.

Технологичность строительства

Имеется возможность механизированной укладки. Производительность укладчика до 800 м в смену.

Для устройства покрытия требуется целый комплект машин: асфальтоукладчик, дорожные катки.

Ремонтопригодность

Камни мощения многократно используются. Покрытие разбирается и восстанавливается обратно при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. При ремонте не требуются специальные машины.

Требуют прочных и устойчивых оснований. При неравномерной осадке оснований происходит быстрое разрушение покрытий.
     
Покрытие после вскрытия повторно не используется. Для ремонта требуется специальная техника и оборудование (асфальтоукладчик, дорожные катки, фрезы).
     
Ямочный ремонт недолговечен.

Экологичность

Бетон, горные породы не выделяет в атмосферу вредных веществ.

Асфальтобетон - строительный материал, содержащий битум. Основные компоненты нефтяного битума - асфальтены, смолы и нефтяные масла, вредные пары которых испаряются особенно интенсивно в процессе укладки смеси, а также в течение всего срока эксплуатации дорожного покрытия.

Эстетический вид

Применение плит и камней мощения разнообразных цветов, форм и различной обработкой лицевой поверхности позволяет производить визуальное зонирование пространства, сформировать определенный зрительный образ городского пространства.

Имеют черный (а при загрязнении - серый) цвет, что придает им однообразный вид.
     
Отремонтированные участки покрытий по цвету обычно отличаются от соседних.
     
Цветные асфальтобетоны не получили широкого распространения.

           

Срок службы дорожных покрытий из плит/камней мощения зависит от используемых материалов, эксплуатационных нагрузок, качества строительства, условий содержания и ремонта.

Данные по периодичности ремонта дорожных покрытий из плит/камней мощения в нормативно-методической литературе отсутствуют.

Термины "Ремонт" и "Капитальный ремонт" согласно "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них"*, утвержденной приказом Минтранса РФ 12.11.2007 г. N 160 (с изменениями от 6 августа 2008 г.) [3], относятся к автомобильным дорогам, включая тротуары. При ремонте производится перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания. При капитальном ремонте перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402. Действует Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     

     4.3 Изделия для мощения


Для мощения покрытий территорий жилой и общественной застройки могут использоваться:

- бетонные камни мощения и плиты, изготовляемые по ГОСТ 17608 и стандартам организаций, разработанных применительно к условиям Санкт-Петербурга;

- камни мощения (брусчатка, шашка) и плиты из естественных каменных материалов, изготовляемых по ГОСТ 23668 и булыжный камень;

- резиновая тротуарная плитка и брусчатка, изготовляемая по стандартам организаций, разработанных применительно к условиям Санкт-Петербурга.



     4.3.1 Бетонные (искусственные) плиты/камни мощения

4.3.1.1 Бетонные плиты и камни мощения, используемые при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки Санкт-Петербурга, должны соответствовать требованиям стандартов организаций, разработанных применительно к условиям Санкт-Петербурга, ГОСТ 17608 в части требований к элементам мощения, а также настоящим Рекомендациям.

4.3.1.2 Бетонные плиты и камни мощения различаются:

а) По технологии производства: изготовленные методом вибропрессования и вибролитья. Вибропрессование является наиболее прогрессивным методом изготовления плит/камей мощения. Для мощения основных пешеходных связей, общественных пространств и транспортных проездов следует применять плиты/камни мощения, изготовленные методом вибропрессования.

Вибропрессованные плиты/камни могут выпускаться однослойными или двухслойными.

В двухслойных изделиях (см. рисунок 4.1) нижний слой изготавливается из тяжелого бетона, а верхний слой (лицевая поверхность) - из мелкозернистого износостойкого обычного (серого) или цветного бетона (белого, красного, желтого, коричневого, зеленого и других цветов).




Рисунок 4.1 - Поперечный разрез двухслойного камня мощения: 1 - лицевой слой; 2 - основной слой.

           

Толщина лицевого (верхнего) слоя двухслойных изделий:

- для плит/камней мощения - от 5 до 15 мм;

- для бортовых камней - от 4 до 15 мм.

Однослойные изделия изготовляются целиком из цветного или неокрашенного (серого) бетона.

б) По виду лицевой поверхности: с гладкой, текстурной или механически обработанной (см. рисунок 4.2). Виды механической обработки лицевой поверхности: дробеструйная обработка, шлифование, фрезерование, размыв. Камни мощения с поверхностной механической обработкой лицевой поверхности обладают эксплуатационными и декоративными преимуществами.

При дробеструйной обработке поверхность бетонных изделий подвергается воздействию небольшими стальными шариками и приобретает шероховатую текстуру.




Рисунок 4.2 - Примеры плит/камней мощения с различной лицевой поверхностью: а) плита мощения с текстурной поверхностью; б) камень мощения с гладкой поверхностью; в) камень мощения с фактурной лицевой поверхностью

           

В результате фрезерования в бетонных поверхностях камней мощения получаются канавки, препятствующие скольжению обуви.

Фактурная (размытая) лицевая поверхность формируется путем воздействия факела воды под высоким давлением для обнажения декоративного заполнителя лицевого слоя, с целью освобождения его от цементной оболочки на заключительной стадии производства плит/камней мощения (см. рисунок 4.2, в). В качестве заполнителя могут быть использованы: гранитная крошка, габбро-норит, кварцит и другие износостойкие материалы, наибольший размер которых не превышает 5 мм. За счет включения в лицевой слой фактурных камней мощения различных твердых природных заполнителей, они обладают лучшими прочностными и декоративными свойствами по сравнению с камнями с гладкой лицевой поверхностью. Варианты фактурной лицевой поверхности представлены на рисунке 4.3.




Рисунок 4.3 - Варианты фактурной лицевой поверхности

           

в) по классу прочности: класса А и В. Технические характеристики бетонных плит/камней мощения должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 4.2. Для мощения основных пешеходных коммуникаций и транспортных проездов следует применять изделия изготовленные методом вибропрессования (камни и плиты мощения, бортовые камни) класса А. Для мощения второстепенных пешеходных связей применяются изделия класса В.



Таблица 4.2 - Технические характеристики бетонных камней

Наименование физико-механических свойств

Значение физико-механических свойств

Класс А

Класс В

Класс бетона по прочности на сжатие

В30, В35

В22,5

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе

В 4,4

В 3,2

Водопоглощение

не более 5%

не более 6%

Истираемость

не более 0,5 г/см

не более 0,7 г/см

Морозостойкость

F200*

F200

Примечание - Марку бетона по морозостойкости принимают не ниже F200, при этом морозостойкость бетона определяют в соответствии с 4.2 ГОСТ 10060.0 с насыщением образцов бетона плит перед испытанием 5% водным раствором хлорида натрия.

           

г) по форме в плане: квадратные; прямоугольные; шестиугольные; сложной формы.

д) по цвету: бесцветные (серые из обычного бетона); цветные.

К договору на поставку цветных плит/камней по согласованию между заказчиком и производителем могут быть приложены образцы цветов. При производстве возможны отклонения по тону цвета, поэтому при укладке рекомендуется комбинировать изделия из разных транспортных поддонов или партий.

4.3.1.3 Бетонные плиты/камни могут изготавливаться с выступами на боковых гранях. Размер выступов, как правило, не должен превышать 2 мм. Исключение составляют покрытия с "зелеными" и дренирующими швами, где размер выступов должен быть, по крайней мере, на 2 мм меньше расчетной ширины шва.

Термином "зеленый" шов принято называть шов увеличенной ширины, предназначенный для заполнения смесью, содержащей растительный грунт.

Дренирующий шов заполняется песком из отсевов дробления, мелким гранитным щебнем, галькой или специальными водопроницаемыми растворами.

4.3.1.4 К лицевой поверхности плиты/камня мощения предъявляются следующие требования:

1) по категории лицевой поверхности, что соответствует предельным значениям диаметра или размера раковин, высоте местного наплыва (выступа) или глубине впадины, глубине околов ребер.

Категория лицевой поверхности плит/камней мощения - А6.

Качество текстурной и механически обработанной лицевой поверхности должно соответствовать эталону (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента), утвержденному предприятием в соответствии с ГОСТ 13015. В таблице 4.3 приведены основные требования к допускам и лицевой поверхности бетонных камней мощения;



Таблица 4.3 - Основные требования к допускам и лицевой поверхности плит/камней

Наименование показателя

Предельные значения, величина отклонения

Допуски размеров камней мощения (длина, ширина, толщина) при толщине камня:

- до 80 мм

±3 мм, ±3 мм, ±3 мм

- 80 мм и более

±3 мм, ±3 мм, ±5 мм

Допуск по толщине для камней, предназначенных для механизированной укладки

±2 мм

Разница между результатами измерений одного и того же номинального размера в различных местах при измерении:

- длины

<4 мм

- ширины

<4 мм

- толщины (при толщине камня мощения менее 80 мм)

<4 мм

- толщины (при толщине камня мощения более 80 мм)

<6 мм

Отклонение от перпендикуляра опорной и лицевой поверхности для камней мощения толщиной:

- до 80 мм включительно

±2 мм

- более 80 мм

±3 мм

Глубина околов:

- ребер лицевой поверхности на длине не более 3%

<3 мм

- других ребер на длине не более 5% длины ребра

<5 мм

Размеры раковин на лицевой поверхности:

- диаметр

<6 мм

- глубина

<3 мм

Количество раковин на поверхностях

- лицевой

<5 шт.

- опорной и прочих

<8 шт.

Глубина проникновения красителя внутрь камня в камнях с окрашенной лицевой поверхностью

5 мм

           

2) по сцепным свойствам - поверхность камня не должна быть скользкой и травмоопасной. Методы оценки сцепных свойств дорожного покрытия из плит/камней мощения с пневматической шиной автомобиля или подошвой обуви пешехода отсутствуют. По предварительным исследованиям, коэффициент сцепления пневматической шины (или подошвы обуви пешехода) с поверхностью дорожного покрытия из плит/камней мощения в сухом состоянии, измеренный портативными приборами контроля, должен быть не менее 0,4 [19]. Методика измерения коэффициента сцепления на дорожных покрытиях из бетонных плит/камней мощения согласовывается и принимается совместно заинтересованными сторонами.

4.3.1.5 Методы контроля бетонных камней:

1) Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или по ГОСТ 28570, или по ГОСТ 17624, или по ГОСТ 22690. При изготовлении камней, по способу или режиму уплотнения бетона, приводящих к изменению его состава, следует применять поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с ГОСТ 10180.

Для вибропрессованных изделий главная трудность заключается в изготовлении стандартных образцов-кубов в тех же условиях, что и элементы мощения. Поэтому часто испытания на прочность разрушающим методом производятся на целых плитках, или на их половинках, или на образцах, выпиленных из элементов мощения, или "методом штампа". В любом случае все методики с отклонениями от требований ГОСТ должны быть аттестованы и утверждены.

Прочность бетона в изделиях может быть определена методами неразрушающего контроля по ГОСТ 22690. Прочность бетона определяют при помощи приборов, предназначенных для определения косвенных характеристик, прошедших метрологическую аттестацию по ГОСТ 8.326. Единичные показания прибора экспресс-контроля, а также определение прочности прибором без предварительно установленной градуировочной зависимости по 3.3 ГОСТ 22690, не являются обоснованными и не принимаются производителями изделий при претензиях по их качеству. Контроль прочности косвенными неразрушающими методами проводят с обязательным использованием градуировочных зависимостей, предварительно установленных в соответствии с требованиями ГОСТ 22690 и ГОСТ 17624.

2) Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 - ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 с насыщением образцов бетона камней, изготовленных по ГОСТ 10180, перед испытанием 5% водным раствором хлорида натрия.

При этом допускается снижение прочности бетона образцов на сжатие не более чем на 5% и потеря их массы не более чем на 3%.

3) Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.

4) Истираемость бетона камней определяют по ГОСТ 13087.

5) Удобоукладываемость бетонной смеси (подвижность, жесткость) определяют по ГОСТ 10181.

6) Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.

4.3.1.6 Изготовление бетонных камней мощения должно осуществляться в соответствии с требованиями стандартов организаций, разработанных на основании закона "О техническом регулировании" [8] в соответствии с ГОСТ Р 1.4 применительно к условиям Санкт-Петербурга, ГОСТ 17608 в части требований к элементам мощения и по технологической документации производителя.

4.3.1.7 Маркировка должна соответствовать ГОСТ 13015. Маркировочные надписи и знаки указываются на этикетке, закрепленной на поддоне с изделиями.

Маркировочная надпись должна содержать следующие маркировочные знаки:

- торговый знак предприятия-изготовителя или его краткое наименование;

- условное обозначение изделия;

- обозначение стандарта;

- штамп ОТК;

- дату изготовления продукции;

- количество изделий на транспортном поддоне.

В маркировочной надписи могут быть приведены сведения о составе бетона, который используется для изготовления изделий данной партии.



     4.3.2 Естественные каменные материалы*

________________

* Примечание - Раздел написан с использованием следующей литературы:

1) Иванов А.М. Моя профессия мостовщик. Л., 1970 г.;

2) Некрасов В.К. Мостовые и тротуары из естественного камня, 1993 г.



Для мощения могут использоваться булыжный камень, шашка, брусчатка и плиты из естественных каменных материалов (см. рисунок 4.4).




Рисунок 4.4 - Брусчатка и шашка для мощения

           

4.3.2.1 Булыжный камень представляет собой окатанные водой или ледниками обломки горных пород и имеет овальную форму. Сбор булыжного камня производят главным образом в полосе валунных отложений.

Площадь верхней поверхности камня должна быть больше нижней, а высота камня - не более его двойной толщины - 12-18 см.

Булыжный камень делят на четыре сорта А, Б, В и Г, для каждого из них камень должен иметь средние размеры по высоте соответственно 18, 16, 14 и 12 см. Для каждого сорта должно быть камней по высоте меньше средней не более 30%. Булыжный камень должен быть из однородной по структуре горной породы. Считается негодным булыжный камень из выветрившихся пород, с трещинами, прослойками, раковинами.

При слабом и среднем движении транспорта применяется камень высотой от 12 до 18 см. При интенсивном движении следует использовать камень высотой 11-15 см.

4.3.2.2 Шашка изготовляется из карьерного рваного или колотого камня. Предел прочности при сжатии в сухом состоянии должен быть не менее 120 МПа. Шашка - это камень, который по форме приближается к призме или пирамиде. Ее нижняя и верхняя плоскости по возможности должны быть параллельными. Нижняя плоскость шашки, которой она устанавливается на монтажный (выравнивающий) слой называется постелью, а верхняя - лицом. Шашка считается пригодной для мощения, если контур постели ее не будет выходить за пределы контура лица. Если эти условия не будут соблюдены, то установленная шашка не будет иметь требуемой устойчивости.

На боковых гранях шашки не должно быть резких выступов, препятствующих плотному прилеганию камней друг к другу.

Грубоколотая шашка для мощения должна иметь более выдержанную форму, чем булыжный камень. Она должна обеспечить при мощении более правильные ряды и более ровную поверхность, чем из булыжного камня.

Размеры шашки по лицу в любом направлении должны быть от 10 до 20 см, однако они не должны быть больше высоты.

По своим размерам шашка разделяется так же, как и булыжный камень, на четыре сорта (таблица 4.4)

Прочность мостовой зависит не только от свойства материала, но и от размеров шашки по высоте и от площади лица по постели. Чем крупнее шашка, тем прочнее мостовая. Шашка сортов А и Б наиболее крупная, применяется для замощения дорог с большим и тяжелым движением, шашка сорта В используется на дорогах со средним и нетяжелым движением, шашкой сорта Г замащивают дворовые проезды, малогрузонапряженные дороги.



Таблица 4.4 - Шашка для мощения (историческая классификация)

Размер шашки

Сорт шашки

А

Б

В

Г

Высота в см.:

- средняя

18

16

14

12

- предельная (т. е. допускаются отклонения от среднего размера)

16-20

14-18

13-14

10-14

Размеры по лицу, см

10-20

10-18

10-15

8-14

Площадь не менее, см

- лица

100

100

100

80

- постели

60

50

40

30

           

Мозаиковая шашка представляет собой тщательно околотый, кубовидной формы камень. Лицевая плоскость и постель камня должны быть параллельны. Площадь постели должна составлять не менее лицевой площади и вписываться в нее. Параметры мозаиковой шашки приведены в таблице 4.5.



Таблица 4.5 - Шашка мозаиковая

Наименование шашки

Ширина, мм

Длина, мм

Высота, мм

Низкая

70-100

70-100

80-90

Высокая

80-100

80-100

90-100

           

Мозаиковая шашка изготовляется из базальта и диабаза. Эти породы имеют хорошую раскалываемость и обладают прочностью на сжатие более 100 МПа.

Качество обработки камней имеет большое значение для качества мостовой, поэтому при сортировке материала надо следить за тем, чтобы при прикладывании двух кубиков зазор между их лицевыми поверхностями не превышал 5 мм.

В современной практике строительства применяются колотые (КШК) или колотые из пиленной заготовки (КШП) шашки, размеры которых указаны в таблице 4.6.



Таблица 4.6 - Шашка для мощения (современная классификация)

Мелкоразмерные камни

Способ изготовления

Номинальные размеры, мм

длина

ширина

толщина

МКПЗ

Мелкоразмерные камни колотые из пиленной заготовки

120-240

80-120

60-100

КШП

То же

60-150

60-150

60-150

КШК

Колотые (из колотой заготовки)

50-100

50-100

50-100

           

4.3.2.3 Брусчатка - это колотый камень, по своей форме приближается к бруску. Верхняя плоскость (лицо) брусчатки и нижняя плоскость (постель) должны быть параллельны. Боковые грани должны суживаться к низу так, чтобы величина скоса у подошвы низкой брусчатки была с каждой стороны не более 5 мм, а у средней и высокой - не более 10 мм.

Для изготовления брусчатки могут применяться горные породы с однородной структурой, мелкозернистые и среднезернистые, без следов выветривания (гранит, базальт и др.). Прочность на сжатие должна быть не менее 1000 Кг/см.

Брусчатку применяют для мощения автомобильных дорог, дорог промышленных предприятий, городских улиц и площадей.

По размерам брусчатка разделяется на низкую, среднюю и высокую (таблица 4.7). Брусчатку по качеству делят на два сорта. Сорт определяют прикладыванием друг к другу кромок боковых поверхностей двух камней и кромок их лицевой части.



Таблица 4.7 - Брусчатка для мощения

Наименование брусчатки

Ширина, мм

Длина, мм

Высота, мм

Низкая

120-150

150-250

100

Средняя

120-150

150-250

110-130

Высокая

120-150

150-250

140-160

           

Если зазор не превышает 5 мм, то брусчатку относят к первому сорту. При зазоре 8 мм брусчатку относят к первому сорту. При зазоре 8 мм брусчатку относят ко второму сорту. При прикладывании двух брусков лицевыми плоскостями друг к другу зазор между ними не должен превышать 10 мм.

4.3.2.4 Плиты мощения. Номинальные размеры гранитных плит мощения представлены в таблице 4.8.



Таблица 4.8 - Номинальные размеры плит мощения

Номинальные размеры, мм

длина

ширина

толщина

100-3000

100-3000

80-200

           

По согласованию с потребителем и изготовителем возможно изготовление изделий с другими номинальными размерами.

Фактура лицевой поверхности - пиленная, термообработанная, точечная.

Предельные отклонения от номинальных размеров пиленых изделий не должны превышать:

по длине и ширине:

для размеров до 600 мм

±1 мм

для размеров свыше 600 мм

±2 мм

по толщине

±3 мм.


Отклонение от прямого угла пиленных изделий на 1 м длины граней не должно превышать ±1 мм.

4.3.2.5 Дорожные покрытия из естественных каменных материалов не должны быть скользкими. Наиболее скользкими из мостовых являются мозаиковые из твердого камня (базальта и диабаза), некоторые типы брусчатых мостовых из камня твердых мелкозернистых пород (гранит, базальт и др.) шлифующегося под влиянием движения.

Лицевая поверхность плит мощения должна иметь шероховатость поверхности с выступами и впадинами высотой и глубиной не менее 2-3 мм, обеспечивающую коэффициент сцепления не менее 0,3.

Методика измерения коэффициента сцепления на дорожных покрытиях из бетонных плит/камней мощения согласовывается и принимается совместно заинтересованными сторонами.

4.3.2.6 Предприятие - поставщик изделий для мощения из естественных каменных материалов должно сопровождать каждую партию поставляемых изделий документом установленной формы, в котором должно быть указано:

- наименование и адрес предприятия-изготовителя;

- наименование изделия;

- номер партии;

- количество изделий в партии и их размеры;

- фактура лицевой поверхности;

- порода камня, наименование месторождения;

- показатели физико-механических свойств породы, нормируемые по ГОСТ 9479-98;

- радиационная оценка горной породы;

- обозначение стандарта.



     4.3.3 Резиновая тротуарная плитка и брусчатка


Резиновая плитка - эластичное, упругое, ударопоглощающее покрытие, обладающее амортизирующими и ортопедическими свойствами. Поверхность резиновой плитки представляет собой шероховатую, приятную на ощупь, нескользящую поверхность, обладает отличным сцеплением с подошвой, предохраняет суставы от чрезмерных нагрузок.

Резиновую тротуарную плитку и брусчатку рекомендуется применять для покрытий площадок с повышенным риском получения травм: детские площадки, игровые зоны, аттракционы.

Травмобезопасное покрытие выполняется в форме резиновых плит 500x500 мм, толщиной 40 мм. Плитка способна защитить детей от получения травм при падении с высоты до 1,3 м.

Плитка может быть уложена на любую поверхность: песок, песчаную смесь, отсев, бетон асфальт. Плитки между собой соединяются специальными пластиковыми втулками. Покрытие можно собрать в прямом порядке или со смещением.



5 Проектирование дорожных покрытий из камней мощения

     5 Проектирование дорожных покрытий из камней мощения

     

     5.1 Проектная подготовка


Проектная подготовка капитального строительства в Санкт-Петербурге регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ [1] (с учетом статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Проектная и рабочая документация и результаты инженерных изысканий должны соответствовать требованиям технических регламентов, а до их вступления в силу - действующим нормативным документам, применяемым в области строительства, в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" [8] и Градостроительного кодекса РФ [1].

Проектирование дорожных покрытий территорий жилой и общественной застройки должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [13], Отраслевых дорожных норм ОДН 218.046-01 [6], других нормативных правовых и нормативных документов, а также в соответствии с положениями настоящих Рекомендаций.

Проектирование дорожных покрытий должно осуществляться лицом, имеющим допуск к этим работам, выданный саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ [1].

Организационно-технический порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга в части архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства регламентируется РМД 11-08-2009 Санкт-Петербург [9].



     5.2 Оформление поверхности земли средствами мощения

     

     5.2.1 Основные аспекты дизайна поверхности земли


Обработка поверхности земли с применением разнообразного по форме, цвету и текстуре декоративного мощения позволяет повысить эстетические качества среды и внести дополнительную знаковую информацию, облегчая ориентацию в транзитных пешеходных пространствах города [11].

Выбор характера покрытия в пешеходном пространстве определяется рядом факторов, среди которых соображения функционального использования (организация движения пешеходов, эксплуатационные особенности, организация водостока и др.) сочетаются с эстетическими требованиями (цветовое и графическое разнообразие, согласованность с архитектурным окружением, индивидуальность образа места) [11].

Основные аспекты оформления поверхности земли:

- соблюдение баланса между природными и искусственными материалами;

- создание и поддержание архитектурной индивидуальности городского пространства (варьирование рисунка, фактуры и цвета материалов, геопластика);

- разграничение пространства по функциональным зонам (стоянки, пешеходные переходы, велодорожки, символы и знаки, ориентация для людей с ослабленным зрением и т.д.).

Внешний вид покрытия, определяется: размерами, формой, цветом и видом лицевой поверхности плит/камней, а также видом материала заполнения швов.



     5.2.2 Соблюдение баланса между природными и искусственными материалами


Для организации пешеходного движения и реализации большинства функций открытых пространств, требуется заметно меньше площадей с твердым покрытием, чем это зачастую бывает в современном городе. Как показывает мировая практика, одним из условий сохранения экологической комфортности на застроенных территориях является наличие не менее 10% площади в виде озелененных поверхностей [8].

Для достижения баланса между природными и искусственными материалами при устройстве дорожных покрытий территорий жилой и общественной застройки возможны следующие приемы ландшафтного дизайна:

- "размывание" границ поверхности с твердым покрытием;

- применение комбинированных покрытий;

- устройство "зеленых" швов.

Примеры "размывания" границ поверхности с твердым покрытием показаны на рисунке 5.1.




Рисунок 5.1 - Приемы "размывания" границ поверхности с твердым покрытием средствами ландшафтного дизайна

           

Комбинированные покрытия представляют собой сочетание плит/камней мощения с газонным покрытием или с природными сыпучими материалами (песок, щебень, песок из отсевов дробления щебня и др.). Для устройства комбинированных покрытий применяются специальные плиты/камни или комплекты камней, приведенные на рисунке 5.2. Помимо изделий из бетона для устройства комбинированных покрытий могут применяться пластиковые газонные решетки.




Рисунок 5.2 - Плиты/камни для устройства комбинированных покрытий: а) - плиты; б) газонный камень; в) комплект камней

           

На площадках с пешеходным движением малой интенсивности или как элемент укрепления допускается устройство покрытий из камней мощения с "зелеными" швами. Эти швы увеличенной ширины предназначены для заполнения смесью, содержащей растительный грунт. При использовании покрытия с "зелеными" швами их ширина назначается проектировщиком. Рекомендуемая ширина таких швов - не менее 50 мм. Для устройства "зеленых" швов могут использоваться специальные фиксаторы (из дерева, пластмассы), которые позволяют соблюдать одинаковую ширину швов при укладке.

Для устройства комбинированных покрытий и "зеленых" швов подойдут травы: устойчивые к неблагоприятным условиям, устойчивые к вытаптыванию, образующие плотную дернину, хорошо переносящие стрижку, образующие качественный зеленый покров (например, овсяница красная с добавлением райграса однолетнего, горец птичий (спорыш), лапчатка травенистая (гусиный лук).

Примеры комбинированных покрытий представлены на рисунке 5.3.