Приказ Федеральной службы по экологическому, "Об утверждении Положения об Управлении государственного энергетического надзора" (с изменениями от 28 мая 2013 г.) В связи с изменением структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 сентября 2010 г. № 446/лс "Об утверждении структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении государственного энергетического надзора. 2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2009 г. № 996 "Об утверждении Положения об Управлении энергетического надзора".
Положение об Управлении государственного энергетического надзора (утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому (с изменениями от 28 мая 2013 г.) I. Общие положения1. Управление государственного энергетического надзора (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). 2. Общее руководство деятельностью Управления осуществляет руководитель Ростехнадзора (далее - Руководитель). Непосредственное руководство деятельностью Управления осуществляет заместитель руководителя, курирующий Управление. 3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростехнадзора, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными правовыми актами, затрагивающими компетенцию Управления, а также настоящим Положением. 4. Управление осуществляет свою деятельность в пределах установленных полномочий непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, а также с его территориальными органами. 5. Основными задачами Управления являются: организация и осуществление контроля и надзора в форме оценки соответствия за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатации объектов энергетики (кроме бытовых электрических и тепловых установок и сетей), не являющихся объектами капитального строительства, за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей (кроме бытовых установок и сетей); осуществление государственного энергетического надзора в рамках государственного строительного надзора при, строительстве реконструкции, объектов капитального строительства (объектов энергетики); организация и осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений); контроль и надзор за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; организация контроля и надзора за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. II. Полномочия6. Управление осуществляет в установленном порядке следующие полномочия: 6.1. Проводит анализ практики применения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и представляет предложения по совершенствованию указанных актов. 6.2. Участвует в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Управления. 6.3. Готовит предложения в части разработки и пересмотра нормативных правовых актов и иных правовых актов Ростехнадзора, разрабатывает, относящиеся к сфере деятельности Управления проекты нормативных правовых актов и иных правовых актов, рассматривает и согласовывает в части, относящейся к сфере деятельности Управления, проекты актов, разрабатываемых другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора. 6.4. Организует подготовку предложений по формированию государственных научно-технических и целевых программ в части работ по обеспечению безопасности поднадзорных объектов. 6.5. Организует подготовку материалов для включения в предусмотренные решениями Правительства Российской Федерации государственные и национальные доклады, касающиеся состояния защиты населения, территорий, окружающей среды и обеспечения безопасности поднадзорных объектов. 6.6. Подготавливает предложения в проекты программ научно-исследовательских работ, с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов. 6.7. Выполняет функции заказчика научно-исследовательских работ, проводимых с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов. 6.8. Проводит анализ работы территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления. 6.9. Осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления, участвует в работе комиссий по проверке выполнения этими органами возложенных на них функций. 6.10. Организует и проводит проверки за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательств Российской Федерации в установленной сфере деятельности. 6.11. Организует работу территориальных органов Ростехнадзора по подготовке, в установленном порядке, заключений о соответствии вновь построенных, реконструированных, зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше. 6.12. Разрабатывает предложения по уточнению принципов и критериев идентификации опасных производственных объектов энергетической отрасли, отнесенных к компетенции Управления. 6.13. Обеспечивает осуществление контроля и надзора: за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики, электрических и тепловых установок и сетей потребителей (кроме бытовых установок и сетей); в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше; за выполнением обязательных требований при допуске в эксплуатацию вновь вводимых и реконструируемых энергоустановок; за организацией оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства; за соответствием схем электро- и теплоснабжения потребителей требуемой категории надежности; за соблюдением требований безопасности, в том числе наличием необходимых разрешительных документов в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах в составе объектов энергетики, своевременностью, полнотой и качеством проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями энергетических испытаний и измерений энергоустановок, оборудования и сетей; за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе эксплуатации (в том числе при капитальном ремонте, восстановлении, консервации, ликвидации) гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; за обеспечением надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, систем управления, коммуникаций, обновлением основных производственных фондов, путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования; за организацией своевременного проведения технического освидетельствования энергооборудования и продления срока его эксплуатации; за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами - владельцами электроустановок выше 1000 вольт требований правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства; за готовностью организаций, эксплуатирующих объекты энергетики, в том числе опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации аварий; за правильностью технического расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов на поднадзорных объектах и сооружениях, достаточностью мер, принимаемых по результатам расследований; за деятельностью экспертов и экспертных организаций, осуществляющих деятельность в электро- и теплоэнергетике; абзац исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226; за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов; за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок; за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности; за эффективностью реализации (исполнения) инвестиционных проектов. 6.14. Обеспечивает, контролирует и участвует в аттестации и проверке знаний руководителей, специалистов и персонала, осуществляющих деятельность в области энергетики, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов аттестационных комиссий поднадзорных организаций. 6.15. Осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления по согласованию охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков. 6.16. Рассматривает и утверждает заключения о соответствии вновь построенных, реконструированных, зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше. 6.17. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.18. Разрабатывает в сфере технического регулирования предложения по техническим регламентам в части энергосбережения, пользования топливом и энергией, устройства, эксплуатации и безопасности топливо- и энергопотребляющих установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, учета электрической, тепловой энергии и теплоносителя. 6.19. Участвует в мероприятиях, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. 6.20. Участвует в выдаче разрешений на: абзац исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226; на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений; допуск в эксплуатацию вновь вводимых и реконструированных энергоустановок; на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации). 6.21. Участвует в обеспечении формирования и представления в Федеральное агентство водных ресурсов: материалов по поднадзорным гидротехническим сооружениям для ведения соответствующих разделов Российского регистра гидротехнических сооружений; сведений об аварийных ситуациях на поднадзорных гидротехнических сооружениях, негативно воздействующих на водные объекты; сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений; сведений о поднадзорных гидротехнических сооружениях, расположенных на водных объектах, для внесения их в государственный водный реестр. 6.22. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.23. Организует проведение государственной экспертизы деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений. 6.24. Рассматривает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений (I - III класса), заключения экспертных комиссий на эти декларации безопасности и вносит проект решения заместителю руководителя Ростехнадзора, курирующему Управление, об их утверждении или отказе в утверждении. 6.25. Определяет перечень объектов, имеющих поднадзорные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, и формирует график представления в Ростехнадзор деклараций безопасности этих гидротехнических сооружений по согласованию с МЧС России. 6.26. Формирует и ведет базу данных деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, контролирует сроки представления деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений. 6.27. Определяет по согласованию с МЧС России организации (экспертные центры), проводящие государственную экспертизу декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений. 6.28. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.29. Определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии на поднадзорных гидротехнических сооружениях (I - III класса). 6.30. Обеспечивает осуществление контроля за исполнением владельцами поднадзорных гидротехнических сооружений обязанности по обязательному страхованию поднадзорных гидротехнических сооружений. 6.31. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.32. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.33. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 6.34. Выдает заключения о наличии (отсутствии) возможности технического присоединения сетевой организацией. 6.35. Участвует в расследованиях несчастных случаев, связанных с эксплуатацией энергоустановок и сетей. 6.36. Организует и участвует в расследованиях технологических нарушений на объектах энергетики, гидротехнических сооружениях, электрических и тепловых установках и сетях потребителей. 6.37. Осуществляет согласование схем развития систем энергоснабжения регионов, городов и населенных пунктов, а также проверку соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надежности. 6.38. Осуществляет контроль готовности муниципальных образований к отопительному периоду, а также, совместно с другими органами исполнительной власти, контроль за подготовкой энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и его прохождением, накоплением запасов топлива на энергоисточниках, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и социально значимые объекты. 6.39. Осуществляет контроль за организацией учета расхода электрической и тепловой энергии. 6.40. Содействует развитию международного сотрудничества в области безопасной эксплуатации энергоустановок, рационального и эффективного использования электрической и тепловой энергии. 6.41. Организует разработку и издание нормативно-технической, информационно-справочной и методической литературы в пределах компетенции Управления. 6.42. Организует, проводит и участвует в выставках, симпозиумах, семинарах и совещаниях в пределах компетенции Управления. 6.43. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. 6.44. В пределах компетенции Управления осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. 6.45. Обеспечивает профессиональную подготовку работников Управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 6.46. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления. 6.47. Участвует во взаимодействии в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. 6.48. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. 7. Управление в целях реализации полномочий имеет право: 7.1. Запрашивать у территориальных органов Ростехнадзора и поднадзорных организаций информацию, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления. 7.2. Проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерения, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности. 7.3. Подпункт исключен согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 мая 2013 г. № 226. 7.4. Осуществлять контроль (надзор) за своевременной проверкой знаний электротехнического, электротехнологического и теплотехнического персонала, обслуживающего электрические и теплоиспользующие установки, и лиц, осуществляющих контроль, надзор за энергетическими установками. 7.5. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. 7.6. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности экспертов, научные и иные организации, ученых и специалистов. 7.7. Проводить проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. 7.8. Рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора. 7.9. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. 7.10. Давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора. 7.11. Участвовать в создании координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) в установленной сфере деятельности. III. Организация деятельности8. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем. Начальник Управления подчиняется непосредственно заместителю руководителя, курирующему Управление. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Руководителя по представлению начальника Управления. 9. Начальник Управления: 9.1. Руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления. 9.2. Вносит предложения Руководителю о назначении начальников отделов и других работников Управления. 9.3. Вносит предложения Руководителю о присвоении работникам Управления классных чинов гражданской службы, а также об установлении (изменении) работникам Управления надбавок к должностным окладам. 9.4. Представляет Руководителю предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия. 9.5. Дает поручения по Управлению по организационно-техническим вопросам. 9.6. Утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления. 9.7. Представляет Ростехнадзор во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления. 9.8. Участвует в установленном порядке в работе координационных совещательных и экспертных органов Ростехнадзора. 9.9. Организует подготовку и представление в установленном порядке планов, информационных материалов, предложений, отчетов, предусмотренных правовыми актами Ростехнадзора, ведение делопроизводства в Управлении, соблюдение его работниками установленных правил работы с документами и требований по обеспечению сохранения государственной тайны, организует выполнение иных работ, возлагаемых правовыми актами Ростехнадзора на Управление в установленном порядке. 9.10. В установленном порядке вносит предложения о повышении квалификации и переподготовке работников Управления, осуществляет предварительный отбор кандидатов в состав кадрового резерва и работу с указанным резервом. 9.11. Ведет прием представителей организаций и граждан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. 10. Структура и штатное расписание Управления утверждаются Руководителем в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Ростехнадзора. 11. Управление имеет печать (для документов) и штампы, установленного приказом Руководителя образца. 12. Права и обязанности сотрудников Управления определяются должностными регламентами, утвержденными Руководителем.
|