Совместимость
технических средств СИСТЕМЫ
СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ Требования и методы испытаний
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН ЗАО «Научно-испытательный центр «САМТЭС» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1796-ст 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50789-95 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 50789-2012 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2013-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на сигнально-противоугонные системы автотранспортных средств (далее - системы). Настоящий стандарт устанавливает требования электромагнитной совместимости (ЭМС) и методы испытаний, применимые к системам, включающим в себя: - оборудование, предназначенное для установки и применения на транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания, выполняющее функции тревожной сигнализации и (или) иммобилайзера в соответствии с [1] - [3], включая прием/передачу радиосигналов, получающее электропитание от бортовой сети транспортного средства или автономной батареи (далее - оборудование транспортного средства); - оборудование, носимое пользователем системы при его применении, относящееся к техническим средствам радиосвязи в соответствии с ГОСТ Р 52459.1, получающее электропитание от автономной батареи (далее - оборудование пользователя). При этом предусматривается, что функционирование системы включает в себя установление и поддержание линии передачи/приема радиосигналов между оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя. Настоящий стандарт устанавливает требования ЭМС систем в части электромагнитных помех, создаваемых оборудованием транспортного средства и оборудованием пользователя, и устойчивости оборудования транспортного средства и оборудования пользователя к воздействию внешних электромагнитных помех. Требования ЭМС и методы испытаний, установленные в настоящем стандарте, соответствуют: - в отношении оборудования транспортного средства - установленным в [1], [2], [3] и ГОСТ Р 52459.1; - в отношении оборудования пользователя - установленным в ГОСТ Р 52459.1, ГОСТ Р 52459.3 и стандартах, распространяющихся на технические средства радиосвязи конкретных видов. Настоящий стандарт не устанавливает требований, относящихся к использованию радиочастотного спектра, включая рабочие частоты, допустимые уровни основных и нежелательных излучений радиопередающих устройств, уровни чувствительности и избирательности радиоприемных устройств, входящих в состав оборудования транспортного средства и оборудования пользователя. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.97-99 (Правила ЕЭК ООН № 97) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС) ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения ГОСТ Р 50607-2012 (ИСО 10605:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов ГОСТ Р 51317.4.2-2010 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах ГОСТ Р 52459.1-2009 (ЕН 301 489-1-2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 1. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 52459.3-2009 (ЕН 301 489-3-2002) Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства радиосвязи. Часть 3. Частные требования к устройствам малого радиуса действия, работающим на частотах от 9 кГц до 40 ГГц ГОСТ Р 55055-2012 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55055, ГОСТ Р 50397, [1], [2], [3]. 4 Нормы и требования4.1 Общие положения 4.1.1 Оборудование транспортного средства должно соответствовать: - нормам напряжения индустриальных радиопомех (далее - радиопомехи) на выходе кабеля антенны транспортного средства, установленным в 4.2.1, и нормам напряженности поля радиопомех от оборудования, установленным в 4.2.2, - при питании оборудования от автономного источника, гальванически не связанного с бортовой сетью питания транспортного средства, и при отсутствии гальванической связи оборудования с контрольными и сигнальными цепями транспортного средства; - нормам напряжения радиопомех на выходе кабеля антенны транспортного средства, установленным в 4.2.1, нормам напряженности поля радиопомех от оборудования, установленным в 4.2.2, нормам напряжения радиопомех в проводах оборудования, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным цепям транспортного средства, установленным в 4.2.3, нормам импульсных помех, создаваемых оборудованием в проводах, подключаемых к бортовой сети питания транспортного средства, установленным в 4.3, а также требованиям устойчивости к импульсным помехам в бортовой сети питания и контрольных и сигнальных цепях транспортного средства, установленным в 4.4, - при питании оборудования от бортовой сети транспортного средства или от автономного источника, гальванически связанного с бортовой сетью, и при наличии гальванической связи оборудования с контрольными и сигнальными цепями транспортного средства. 4.1.2 Оборудование транспортного средства должно также соответствовать требованиям устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в 4.5, и требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в 4.6. 4.1.3 Оборудование пользователя должно соответствовать требованиям устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в 4.5, и требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в 4.6. 4.2. Нормы радиопомех 4.2.2 Напряженность поля радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного средства, не должна превышать норм, установленных в подразделе 6.4 ГОСТ Р 51318.25. 4.2.3 Напряжение радиопомех, создаваемых оборудованием транспортного средства в проводах, подключаемых к бортовой сети питания и контрольным и сигнальным цепям транспортного средства, не должно превышать норм, установленных в 6.2.3, 6.3.3 ГОСТ Р 51318.25. Уровни импульсных помех, создаваемых оборудованием транспортного средства в проводах, подключаемых к бортовой сети питания транспортного средства, не должны превышать значений, установленных в подразделе 2.3 ГОСТ 28751, для собственных помех видов 1, 2, 3 при степени эмиссии помех 3. 4.4 Требования устойчивости к импульсным помехам Оборудование транспортного средства должно выдерживать воздействие испытательных импульсов 1, 2, 3a, 3b, 4 в бортовой сети питания транспортного средства в соответствии с разделами 1, 2 ГОСТ 28751 и испытательных импульсов 1, 2, 3a, 3b в контрольных и сигнальных бортовых цепях транспортного средства в соответствии с разделом 1 ГОСТ 29157, при степени жесткости III и функциональном классе «В». 4.5 Требования устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю Оборудование транспортного средства и оборудование пользователя должны нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии радиочастотного электромагнитного поля напряженностью 10 В/м с частотой, изменяющейся в полосе от 20 до 2000 МГц. Испытательное электромагнитное поле должно быть создано при использовании синусоидального сигнала, модулированного по амплитуде колебанием частотой 1 кГц при глубине модуляции 50 %. 4.6 Требования устойчивости к электростатическим разрядам 4.6.1 Оборудование транспортного средства должно нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии электростатических разрядов по разделу 8, приложению С ГОСТ Р 50607. 4.6.2 Оборудование пользователя должно нормально функционировать в соответствии с технической документацией изготовителя при воздействии электростатических разрядов по разделам 5, 6 ГОСТ Р 51317.4.2, при степенях жесткости испытаний 2 (контактный разряд) и 3 (воздушный разряд). 5 Методы испытаний5.1 Общие положения Для оценки соответствия требованиям ЭМС, установленным в настоящем стандарте, оборудование транспортного средства и оборудование пользователя подлежат испытаниям. 5.2 Измерение радиопомех Аппаратура, оборудование и методы измерений - по ГОСТ Р 51318.25. Испытания в полубезэховой камере по ГОСТ Р 51318.25 могут быть заменены испытаниями на измерительной площадке, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.4. Уровень внешних радиопомех на каждой частоте измерений в отсутствие функционирования оборудования транспортного средства должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.25. 5.3 Измерение импульсных помех Аппаратура, оборудование и методы измерений - по ГОСТ 28751. 5.4 Испытания на устойчивость к импульсным помехам Аппаратура, оборудование и методы испытаний - по ГОСТ 28751, ГОСТ 29157. 5.5 Испытания на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю Испытания проводят в полубезэховой камере по ГОСТ Р 51317.4.3 или используют другие виды оборудования, обеспечивающие создание испытательного электромагнитного поля в соответствии с требованиями 4.5 настоящего стандарта. При этом неравномерность напряженности поля и погрешность измерения напряженности поля должны быть не хуже значений, установленных в ГОСТ Р 51317.4.3. 5.6 Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам Аппаратура, оборудование и методы испытаний - по ГОСТ Р 50607, ГОСТ Р 51317.4.2. Библиография
|