Средства защитные банковские ПУНКТЫ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ Общие технические требования
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр сертификации и исследований «АРМОР ТЕСТ», Московским областным общественным учреждением «Региональный сертификационный центр «Опытное», Закрытым акционерным обществом «ПК АТЛАНТ», Закрытым акционерным обществом «Корпорация «Защита», Обществом с ограниченной ответственностью «ДИСА», Обществом с ограниченной ответственностью «ГАС» 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 391 «Средства физической защиты и материалы для их изготовления» 3 УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1229-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 54834-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Средства защитные банковские ПУНКТЫ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ МОБИЛЬНЫЕ Общие технические требования Equipment
for bank protection. Mobile cash operation terminals. Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые пункты кассовых операций мобильные (далее - ПКОМ). Настоящий стандарт не распространяется на ранее установленные сборно-разборные защитные кабины, а также на ПКОМ, устанавливаемые стационарно. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50669-94 Электроснабжение и электробезопасность мобильных (инвентарных) зданий из металла или с металлическим каркасом для уличной торговли и бытового обслуживания населения. Технические требования ГОСТ Р 50862-2005 Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость ГОСТ Р 50941-96 Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 50963-96 Защита броневая автомобилей. Общие технические требования ГОСТ Р 51110-97 Средства защитные банковские. Общие технические требования ГОСТ Р 51112-97 Средства защитные банковские. Требования по пулестойкости и методы испытаний ГОСТ Р 51113-97 Средства защитные банковские. Требования по устойчивости к взлому и методы испытаний ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия ГОСТ Р 51221-98 Средства защитные банковские. Термины и определения ГОСТ Р 51224-98 Средства защитные банковские. Двери и люки. Общие технические условия ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний ГОСТ Р 52502-2005 Жалюзи-роллеты. Общие технические условия ГОСТ Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 52582-2006 Замки для защитных конструкций. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому ГОСТ Р 53814-2010 Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р МЭК 60065-2002 Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности ГОСТ 475-78 Двери деревянные. Общие технические условия ГОСТ 5089-2003 Замки и защелки для дверей. Технические условия ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения, транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ ГОСТ 23118-99 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия ГОСТ 23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам ГОСТ 25726-83 Клейма ручные буквенные и цифровые. Типы и основные размеры ГОСТ 27570.0-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний ГОСТ 28653-90 Оружие стрелковое. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины, установленные в ГОСТ Р 51221, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 пункт кассовых операций мобильный; ПКОМ: Средство защитное банковское, предназначенное для обеспечения безопасности персонала банка при проведении кассовых операций с участием физических лиц, функционирующее в населенных пунктах и других местах, где установка стационарных операционных касс невозможна или нецелесообразна. 3.2 пункт кассовый автономный: Специальное транспортное банковское средство, обладающее регламентированными защитными свойствами, имеющее в своем составе кабину кассира, кабину водителя, кабину клиента, позволяющее осуществлять оперативное передвижение к месту функционирования с персоналом банка. 3.3 пункт кассовый транспортируемый: Кабина кассира и кабина клиента, объединенные в единую конструкцию, доставляемую к месту функционирования автомобильным или железнодорожным транспортным средством. 3.4 пункт кассовый модульный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, изготовленный в заводских условиях, оснащенный стандартными или специальными конструкционными элементами, обеспечивающими многократную погрузку на транспортное средство или разгрузку с него. 3.5 пункт кассовый блочный транспортируемый: Транспортируемый ПКОМ, монтируемый (демонтируемый) на месте функционирования из элементов конструкции с помощью конструкционных узлов, позволяющих осуществлять многократную сборку (разборку) без снижения защитных свойств. 3.6 кабина кассира: Средство защитное банковское (СЗБ), обладающее регламентированными защитными свойствами, являющееся неотъемлемой составной частью ПКОМ. 3.7 кабина клиента индивидуальная: Помещение, выполненное в виде конструкционного дополнения к кабине кассира. 3.8 элемент конструкции пункта кассового: Составная часть конструкции ПКОМ (панель, стекло, передаточное устройство, дверь и т.п.) в совокупности с соединительными элементами, обеспечивающая требования по защитным свойствам ПКОМ. 3.9 люк аварийный: Люкс размерами в свету не менее 600´600 мм, обладающий регламентированными защитными свойствами не ниже свойств кабины кассира, обеспечивающий эвакуацию персонала автономного ПКОМ в экстремальных ситуациях. 3.10 узел конструкционный: Технологический прием, конструкционное исполнение, специальные крепежные элементы, стандартизованные крепежные элементы, обеспечивающие не только соединения элементов конструкций в единое СЗБ, но и обладающие установленными в нормативной документации на конкретное СЗБ свойствами. 3.11 унифицированные элементы конструкции: Элементы, подобные или отличающиеся габаритными размерами, исполнениями покрытий, внешней или внутренней отделки и т.п. 3.12 источник автономного электропитания: Преобразователь электрический с питанием от бортовой сети автомобиля или специальных аккумуляторов бензо- или дизель-генераторов, обеспечивающий электропитание встроенного оборудования ПКОМ при отсутствии возможности подключения к стационарной (местной) электросети. 3.13 вентиляционные каналы: Специальные устройства или конструкционные элементы кабины кассира и клиента, обеспечивающие круглосуточный воздухообмен в ПКОМ. 3.14 средства поражения: По ГОСТ Р 50963. 3.15 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653. 4 Классификация4.1 ПКОМ классифицируют по: - конструкционному исполнению; - степени эксплуатационной готовности; - защитным свойствам; - условиям эксплуатации. 4.1.1 По конструкционному исполнению ПКОМ могут быть: - автономные; - транспортируемые. 4.1.2 По степени эксплуатационной готовности ПКОМ могут быть: - модульные; - блочные. 4.1.3 По защитным свойствам ПКОМ могут быть: - пулестойкие; - комбинированные (обеспечивающие пулестойкость и защиту от взлома). 4.1.4 По условиям эксплуатации ПКОМ могут иметь несколько исполнений, соответствующих техническим требованиям, указанным заказчиком в договоре на изготовление конкретного изделия. 5 Общие технические требования5.1 Основные положения5.1.1 ПКОМ должен быть изготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51110, настоящего стандарта, технических условий (далее - ТУ) на конкретный ПКОМ по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 5.1.2 Требования к автомобилям, применяемым в качестве базовых для автономных кассовых пунктов, в части, касающейся требований к транспортным средствам, - по ГОСТ Р 53814. 5.1.3 Требования к кабине клиента индивидуальной устанавливаются в ТУ на конкретный ПКОМ. 5.2 Характеристики5.2.1 Площадь кабины кассира должна составлять: - не менее 4 м2 для автономных ПКОМ; - не менее 6 м2 для транспортируемых ПКОМ. 5.2.2 Высота от пола до потолка кабины кассира должна быть: - в соответствии с ГОСТ Р 52389 для автономного ПКОМ; - не менее 2,3 м для транспортируемых ПКОМ. 5.2.3 Стальные конструкции ПКОМ должны быть изготовлены с учетом требований ГОСТ 23118. 5.2.4 ПКОМ должен быть изготовлен в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, категория размещения 1. 5.2.5 ПКОМ должен быть стойким к внешним климатическим и механическим воздействиям. Конкретные требования должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. 5.2.6 В рабочей документации составных элементов ПКОМ должны быть указаны виды и характеристики утеплителей, удовлетворяющие требованиям по теплозащите [1]. 5.2.7 ПКОМ должен нормально функционировать при использовании автономного источника электропитания. Работоспособность от автономного источника электропитания должна обеспечиваться в течение времени, выбираемого из ряда 12, 24, 48, 72 и более 72 ч. 5.3 Требования к конструкции5.3.1 Общие требования к конструкции - по ГОСТ Р 51110. 5.3.2 Дверь кабины кассира автономных ПКОМ должна быть конструкционно выполнена рядом с кабиной водителя и соответствовать требованиям ГОСТ Р 51224. 5.3.3 Дверь кабины кассира транспортируемых ПКОМ должна соответствовать ГОСТ Р 51224; замки - по ГОСТ 5089 не ниже 4-го класса. 5.3.4 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать возможность наблюдения за его содержимым и иметь механизм приведения его в действие и фиксации, находящийся со стороны кассира. 5.3.5 Для автономных ПКОМ допускается защитное остекление кабины кассира по ГОСТ Р 51136, не снижающее общий класс защиты по пулестойкости. 5.3.6 Кабина кассира должна иметь тамбур и быть укомплектована биотуалетом, раковиной с умывальником, баком для питьевой воды, емкостью для использованной воды, вешалкой для одежды. В конструкции кабины кассира должна быть предусмотрена зона приема пищи с соответствующим оборудованием (автомобильным или иным малогабаритным холодильником, микроволновой печью, столом и т.д.). 5.3.7 Кабина кассира должна быть оборудована аварийным люком, установленным, как правило, в крыше, который должен открываться изнутри. 5.3.8 Конструкцией транспортируемых ПКОМ может быть предусмотрена возможность подключения оборудования и оргтехники к стационарной (местной) сети переменного тока. 5.4 Требования к защите5.4.1 Автономные ПКОМ 5.4.1.1 Общие требования по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51112. Класс защиты кабины кассира устанавливают в технической или конструкторской документации на конкретный автономный ПКОМ, но не ниже 2-го класса защиты по пулестойкости. 5.4.1.2 Общие требования по устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ - по ГОСТ Р 51113. Класс устойчивости к взлому кабины кассира автономного ПКОМ устанавливают в ТУ на конкретный автономный ПКОМ. 5.4.1.3 В кабине кассира должен быть установлен сейф не ниже класса устойчивости к взлому III и не ниже 60Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862. 5.4.1.4 В случае отсутствия требований по устойчивости к взлому к кабине кассира автономного ПКОМ требования по устойчивости к взлому предъявляются к двери кабины кассира автономного ПКОМ по ГОСТ Р 51224. 5.4.1.5 Остекление кабины кассира автономного ПКОМ должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 в части пулестойкости, но не ниже класса защиты составляющих элементов всей кабины. 5.4.1.6 Аварийный люк кабины кассира автономного ПКОМ в части пулестойкости должен удовлетворять общим требованиям по пулестойкости для кабины кассира автономного ПКОМ по 5.4.1.1. 5.4.2 Транспортируемые ПКОМ 5.4.2.1 В кабине кассира должен быть установлен сейф класса устойчивости к взлому не ниже II и не ниже 60Б по огнестойкости в соответствии с ГОСТ Р 50862. 5.4.2.2 Транспортируемые ПКОМ должны обеспечивать комплексную защиту, требования к которой должны быть установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. При этом классы защиты по устойчивости к взлому и пулестойкости могут быть различными, но не ниже класса устойчивости к взлому I по ГОСТ Р 51113, 2-го класса защиты по пулестойкости по ГОСТ Р 51112. 5.4.2.3 Общие требования по пулестойкости транспортируемых ПКОМ - по ГОСТ Р 51112. Класс защиты устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа. 5.4.2.4 Общие требования по устойчивости к взлому - по ГОСТ Р 51113. Класс устойчивости к взлому устанавливают в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа. 5.4.2.5 Остекление транспортируемого ПКОМ - по ГОСТ Р 51136. 5.4.2.6 Оконные проемы и проем передаточного узла транспортируемого ПКОМ должны комплектоваться защитными ставнями по ГОСТ Р 51113 либо жалюзи по ГОСТ Р 52502. 5.4.3 Конструкция передаточного устройства должна обеспечивать защиту кассира от прямого воздействия отравляющих веществ. 5.4.4 Составные части кабины кассира ПКОМ - стены, пол, потолок, дверь, передаточный узел, ставни (жалюзи), стекла и их конструкционные узлы должны обеспечивать равнопрочную защиту, установленную в ТУ на транспортируемый ПКОМ конкретного типа. 5.4.5 Входная дверь в кабину клиента ПКОМ - по ГОСТ 475. Входная дверь в кабину клиента ПКОМ оборудуется самозащелкивающимся замком класса устойчивости к криминальному открыванию не ниже U3 по ГОСТ Р 52582, управляемым из кабины кассира. 5.4.6 ПКОМ должен быть оборудован средствами радиосвязи или иными видами связи, пожарной и тревожной сигнализации. Для автономных ПКОМ средствами радиосвязи или иными видами связи и тревожной сигнализации оборудуется и кабина водителя. 5.4.7 Средства радиосвязи или иные виды связи, пожарная и тревожная сигнализация должны обеспечивать стабильную работу от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц и/или от источника автономного электропитания. 5.5 Требования к монтажу5.5.1 При монтаже транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена горизонтальность их установки на месте функционирования и устойчивость. 5.5.2 Конструкцией сборно-разборных транспортируемых ПКОМ должна быть обеспечена возможность сборки (разборки) и монтажа (демонтажа) оборудования и оргтехники в течение не более 24 ч. 5.5.3 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с конструкциями ПКОМ - по ГОСТ 12.3.009. 5.5.4 Погрузку и выгрузку конструкций, транспортных пакетов и ящичных поддонов следует выполнять способами, исключающими повреждение конструкций и транспортных средств. 5.6 Требования к материалам и покрытиям5.6.1 Общие требования к материалам - по ГОСТ Р 51110. 5.6.2 ПКОМ должен быть защищен от коррозии в соответствии с требованиями [2]. 5.6.3 В ТУ на ПКОМ конкретного типа должны быть установлены сроки обновления защитных покрытий. 5.6.4 Защитные покрытия на ПКОМ и составные элементы следует наносить в заводских условиях. 5.6.5 Нанесение покрытий непосредственно при монтаже сборно-разборных ПКОМ допускается: - при восстановлении заводской маркировки; - по требованию заказчика - по ГОСТ 9.032; - при нанесении цветомаркировки. 5.6.6 Подготовка поверхностей под покрытия - по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.402. 5.6.7 Выбор покрытий – по ГОСТ 23852. Общие требования к покрытиям - по ГОСТ 9.301. 5.6.8 Окрашенные поверхности должны быть ровными, без подтеков, пятен, пузырей, посторонних включений, отслаиваний и шелушений. 5.7 Комплектность5.7.1 В комплект автономных ПКОМ должны входить: - комплект документов на базовое транспортное средство; - паспорт на автономный ПКОМ по ГОСТ 2.610; - эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия. 5.7.2 В комплект транспортируемых ПКОМ должны входить: - паспорт на транспортируемый ПКОМ по ГОСТ 2.610; - эксплуатационные документы на покупные комплектующие изделия; - инструкция по монтажу по ГОСТ 2.610 (для сборно-разборных транспортируемых ПКОМ). 5.8 Маркировка5.8.1 В зависимости от назначения маркировка ПКОМ и составных элементов может быть общей, индивидуальной и ориентирующей: 5.8.2 Требования к маркировке - по ГОСТ Р 51110. 5.8.3 Место и способ нанесения маркировки ПКОМ и ее элементов должны быть указаны в конструкторской документации на ПКОМ. Маркировка должна быть нанесена на внутренней поверхности ПКОМ и/или ее элементов. Маркировка кабины водителя автономного ПКОМ должна быть нанесена на внутренней стороне кабины водителя автономного ПКОМ. 5.8.4 Маркировка должна содержать: - товарный знак и/или реквизиты предприятия-изготовителя; - тип (модель) и заводской номер ПКОМ; - год выпуска; - сведения о классах защиты. 5.8.5 Маркировка должна быть четкой и разборчивой, устойчивой к воздействию механических и климатических факторов и оставаться стойкой и прочной в течение всего срока эксплуатации ПКОМ. 5.8.6 Расположение маркировки на конструкции должно быть указано в соответствии с ГОСТ 2.314 в ТУ или конструкторской документации на конструкции конкретного вида. 5.8.7 Способ нанесения маркировки следует устанавливать в ТУ на конструкции конкретного вида или проектной документации. Нанесение маркировки может быть выполнено одним из следующих способов: - окраской по трафарету; - буквенно-цифровыми клеймами по ГОСТ 25726; - кернением; - креплением на изделии металлического ярлыка с маркировкой, выбитой буквенно-цифровыми клеймами. 5.8.8 Допускается разборчиво краской наносить маркировку от руки. Маркировка должна быть разборчивой. Маркировку буквенно-цифровыми клеймами следует обводить краской в виде рамки. 5.8.9 Маркировку окраской по трафарету следует проводить краской, контрастной по отношению к цветовому фону поверхности конструкции. 5.8.10 Маркировку следует выполнять шрифтом высотой 10, 15, 30, 50 и 100 мм по ГОСТ 14192. 5.8.11 При соблюдении условий и сроков хранения, установленных в нормативной документации на ПКОМ конкретного типа, маркировка должна обеспечивать визуальное прочтение при хранении и монтаже. 5.8.12 Крепление на конструкции накладных металлических ярлыков должно исключать возможность создания активных гальванических пар. Размеры ярлыка - по ГОСТ 14192. 5.8.13 Транспортная маркировка изделий - по ГОСТ 14192. 5.9 Упаковка5.9.1 При упаковывании элементов конструкций сборно-разборных ПКОМ следует соблюдать меры, исключающие изменения геометрической формы, деформации, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций при их погрузке, разгрузке и хранении. 5.9.2 В качестве основного вида упаковки конструкций для транспортирования и хранения следует применять пакетирование. 5.9.3. Пакетированию подлежат конструкции, детали и сборочные единицы (изделия) малой жесткости и устойчивости: - элементы конструкций, панели стен, панели потолков и другие, позволяющие производить их пакетирование; - балки перекрытий; - плоскостные решетчатые конструкции. Отдельные пакеты конструкций выполняют как транспортные или объединяют в них. 5.9.4 Формирование транспортных пакетов следует производить из одноименных изделий или пакетов одного заказа и чертежа или из разноименных отправочных элементов или пакетов в пределах заказа. 5.9.5 Транспортные пакеты изделий должны обеспечивать: - возможность механизированной погрузки на транспортные средства и выгрузки; - неизменность формы и размеров, сохранность конструкций при транспортировании, погрузке, выгрузке и хранении; - устойчивость каждого пакета в отдельности и возможность складирования в два яруса и более, кроме пакетов решетчатых элементов и криволинейных листовых конструкций; - доступность проверки количества изделий и их маркировки в пакете; - безопасность формирования, погрузки, выгрузки, возможность поэлементного расформирования пакета; - надежность и удобство на транспортных средствах согласно правилам, действующим на данном виде транспорта. 5.9.6 Максимальные размеры пакетов и ящичных поддонов при перевозке железнодорожным, автомобильным, авиационным и водным транспортом должны соответствовать требованиям, установленным действующими на этих видах транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке. 5.9.7 В случае перегрузки пакетов массой более 10 т на пути следования необходимо согласование со станцией (пунктом) перегрузки. 5.9.8 При смешанных перевозках габаритные размеры и масса пакетов и ящичных поддонов не должны превышать меньших значений, указанных в правилах, действующих на соответствующих видах транспорта. 5.9.9 Масса средств пакетирования и ящичных поддонов должна быть минимально необходимой. Несущие и ненесущие элементы средств пакетирования следует рассчитывать по строительным нормам и правилам на проектирование стальных конструкций с учетом массы с пакетированных конструкций, а также нагрузок, возникающих при погрузке, разгрузке и перевозке груза на транспортных средствах. 5.9.10 Несущие элементы средств пакетирования должны иметь устройства для строповки пакета и закрепления его на транспортных средствах. Отверстия в деталях средств пакетирования должны быть не менее, мм: - 70 - для строповки; - 30 - для закрепления. 5.9.11 Для средств пакетирования следует применять: - фасонный (горячекатаный, холодногнутый) и листовой стальной прокат; - болтовые и сварные соединения; - стальную низкоуглеродистую проволоку общего назначения, термически обработанную, диаметром не менее 6 мм. 5.9.12 Для сохранности защитного покрытия конструкций в местах контакта их между собой и со средствами пакетирования необходимо устанавливать и закреплять от выпадания прокладки из дерева, картона, пластмассы и других материалов. 5.9.13 Средства скрепления грузов в транспортных пакетах - по ГОСТ 21650. 5.9.14 Пакеты изделий, а также ящичные поддоны должны иметь маркировку по ГОСТ 14192. 6 Требования безопасности6.1 Кабина кассира должна быть оборудована переговорным устройством «кассир - клиент» и видеокамерой с внешней стороны у двери кассира, с видеодомофоном - с внутренней. 6.2 Требования пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004. 6.3 Кабина кассира ПКОМ и кабина водителя автономного ПКОМ должны быть оборудованы средствами пожаротушения. 6.4 Передаточный узел должен обеспечивать безопасность персонала и визуальное наблюдение за обстановкой вне кабины кассира. 6.5 ПКОМ должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.1.004, ГОСТ Р МЭК 60065, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 27570.0, [3], [4]. 6.6 Кабина кассира ПКОМ должна быть оборудована вентиляционными каналами и кондиционером, защищающими персонал от прямого воздействия отравляющих веществ, горючих или иных жидкостей. 6.7 Требования к электрооборудованию и электробезопасности - по ГОСТ Р 50669. 6.8 При использовании автономного источника электропитания должна быть обеспечена возможность визуального и/или акустического контроля состояния источника электропитания. 6.9 В случае, когда при перевозке блочного транспортируемого ПКОМ его габариты подпадают под понятие крупногабаритного или тяжеловесного груза, при его транспортировании следует руководствоваться [5]. 6.10 Кабина кассира автономного ПКОМ должна быть оборудована стационарно закрепленным пассажирским креслом и ремнем безопасности для этого кресла. 6.11. Конструкция блочного транспортируемого ПКОМ должна предусматривать возможность его погрузки и разгрузки, в связи, с чем должны быть предусмотрены крепежные элементы (рым-болты, специальные проушины). 7 Транспортирование и хранение7.1 Требования к транспортированию и хранению должны быть приведены в ТУ на серийно изготовляемые конструкции ПКОМ и в проектной документации на конструкции индивидуального изготовления. 7.2 Погрузку, транспортирование, выгрузку и хранение конструкций ПКОМ следует проводить, соблюдая меры, исключающие возможность их повреждения, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций. Не допускается выгружать конструкции ПКОМ сбрасыванием, а также перемещать их волоком. 7.3 Условия транспортирования и хранения конструкций ПКОМ следует устанавливать в зависимости от климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150. 7.4 Транспортирование конструкций ПКОМ допускается транспортом любого вида. Погрузку и крепление при транспортировании конструкций железнодорожным транспортом следует осуществлять на открытом подвижном составе в соответствии с ГОСТ 22235 с учетом максимального использования его грузоподъемности (вместимости) и в соответствии с требованиями [6]. 7.5 Размещение и крепление отдельных конструкций ПКОМ, пакетов, поддонов на транспортных средствах следует производить по схемам, разработанным в соответствии с ТУ и правилами, действующими на транспорте данного вида. 7.6 Конструкции ПКОМ следует хранить на специально оборудованных складах рассортированными партиями по заказам, сборочным единицам и маркам. 7.7 При хранении должно быть обеспечено устойчивое положение конструкций ПКОМ, пакетов и ящичных поддонов, исключено соприкосновение их с грунтом, а также предусмотрены меры против скапливания атмосферной влаги на конструкциях или внутри них. 7.8 При многоярусном складировании конструкции ПКОМ, пакеты и ящичные поддоны вышележащего яруса необходимо отделять от нижележащего деревянными прокладками, располагаемыми по одной вертикали с подкладками. 7.9 Схемы складирования должны исключать деформации конструкций ПКОМ и обеспечивать безопасность расстроповки и строповки конструкций, пакета или ящичного поддона. 7.10 При складировании должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки конструкций ПКОМ. 7.11 Размеры проходов и проездов на складе между штабелями или отдельными конструкциями ПКОМ должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, а также правил по технике безопасности. 8 Указания по эксплуатации для автономных ПКОМ8.1 Эксплуатация автономного ПКОМ не допускается при возникновении дефектов, снижающих класс защиты элементов конструкции ПКОМ, таких как: - сквозные трещины любой длины на защищающих элементах; - очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей; - выпучины на тыльной поверхности защищающих элементов, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом по ТУ на ПКОМ конкретного типа; - отсутствие (снятие) защищающих элементов, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя; - нарушение целостности композиционных защищающих элементов; - трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также снижение пропускания света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не установлены в ТУ на ПКОМ конкретного типа. 8.2 Допускается без снижения класса защиты ремонт защищающих элементов по утвержденной документации, указанной в ТУ на ПКОМ конкретного типа, при наличии в деталях не более трех сквозных трещин общей длиной не более 100 мм на площади 1 м2 и не более пяти царапин глубиной до 0,5 мм общей длиной не более 100 мм на площади 1 м2. 8.3 В процессе эксплуатации ПКОМ: - должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного конструкторской документацией предприятия-изготовителя; - не допускается дребезжание защищающих элементов, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки. 9 Санитарно-гигиенические требования9.1 Санитарно-гигиенические требования к ПКОМ - по ГОСТ Р 50941 и настоящему стандарту. 9.2 Материалы, используемые для изготовления и отделки ПКОМ, должны иметь токсико-гигиенические паспорта и гигиенические сертификаты. Температура воздуха в кабине кассира ПКОМ должна быть не ниже 18 °C - 20 °C по ГОСТ Р 50941. Система приточной и принудительной вентиляции кабины кассира должна обеспечивать двукратный обмен воздуха в час. 9.3 Уровень шума в кабине кассира во время функционирования ПКОМ не должен превышать 55 дБ по шкале А по ГОСТ Р 50941. 9.4 Уровень шума в кабине кассира автономного ПКОМ во время движения не должен превышать 80 дБ по ГОСТ Р 51616. 9.5 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине кассира ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины кассира - не менее 200 лк. 9.6 Освещенность рабочей поверхности стола в кабине клиента ПКОМ - не менее 400 лк, на полу кабины клиента - не менее 200 лк. Библиография
|