На главную | База 1 | База 2 | База 3

СТ ССФЖТ ЦП 059-99

Стандарт Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте

Специальный подвижной состав

Машины для выправки, подбивки
и рихтовки пути

Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов

Москва

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин МПС России (ГУП ВНИТИ МПС России)

ИСПОЛНИТЕЛИ:

от ВНИТИ: Ю.Д. Расходчиков; Ю.И. Цыкунов к.т.н.; А.А. Рыбалов, к.т.н.; И.Н. Сидун

от ВНИИЖТ: С.А. Самохин, к.т.н.; Ю.В. Гапеенко, к.т.н.

2 ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России, Департаментом пути и сооружений МПС России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 04.04.2000 г. № М-830у

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью применения единого методического подхода к испытаниям машин для выправки, подбивки и рихтовки пути по определению показателей: функциональных, связанных с обеспечением безопасности движения; безопасности труда в зоне действия рабочих органов в аккредитованных в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) испытательных центрах (лабораториях).

Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТ ССФЖТ 1.2 и с учетом требований ИСО/МЭК 2:1996, ИСО/МЭК 25, ИСО МЭК 45, ОСТ 32.55.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

СТ ССФЖТ ЦП 059-99

Стандарт Системы сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте

Специальный подвижной состав

Машины для выправки, подбивки и рихтовки пути

Типовая методика испытаний по проверке
функциональных показателей, связанных с
обеспечением безопасности движения, и показателей
безопасности труда в зоне действия рабочих органов

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Дата введения 2000-04-10

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общий методический подход к проведению проверок по определению функциональных показателей, связанных с обеспечением безопасности движения и показателей безопасности труда в зоне действия рабочих органов машин для выправки, подбивки и рихтовки пути.

(Новая редакция, Изм. № 1).

1.2 Настоящая ТМ является обязательной при проведении сертификационных испытании указанных машин.

Данная ТМ по приведенным показателям может применяться при приемочных и других испытаниях.

1.3 Настоящий стандарт распространяется на испытательные центры-(лаборатории), аккредитованные в ССФЖТ.

1.4 На основе ТМ испытательные центры (лаборатории) при необходимости разрабатывают рабочие методики испытаний, учитывающие требования программы испытаний конкретного типа машины.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ОСТ 32.55-96 Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний

СТ ССФЖТ 1.2-97 Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению нормативных документов по сертификации

ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь

ИСО/МЭК 25 Общие требования к оценке технической компетенции испытательных лабораторий

ИСО/МЭК 45 Руководящие положения по представлению результатов испытаний

ФТС ЖТ ЦП 041-99 Специальный подвижной состав. Машины для выправки, подбивки и рихтовки пути. Требования по сертификации

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3 Определения

Используемые в настоящем стандарте термины и определения соответствуют ГОСТ 16504 и ИСО/МЭК 2:1996.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4 Объект испытаний

Объектом испытаний является машина для выправки, подбивки и рихтовки пути, изготовленная в соответствии с утвержденным проектом и укомплектованная в установленном порядке, принятая ОТК завода-изготовителя и представителем инспекции заказчика при ее наличии на предприятии.

При передаче объекта на испытания изготовитель представляет комплект учтенной документации, состав которой определяют в согласованном порядке.

5 Проверяемые (определяемые) сертификационные показатели*

______________

*) Номенклатура и нормативные значения показателей по разделу 5 - в соответствии с ФТС ЖТ ЦП 041.

5.1 Функциональные показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.1 Плавность пути при условии подъемки путевой решетки не более 30 мм, сдвижки путевой решетки не более 40 мм:

- в продольном профиле на базе измерений 2,5 м;

- в плане на базе измерений 5 м;

- по уровню на базе измерений 2,5 м.

5.1.2 Перекосы пути на длине 1 м, на базе 2,5 м (при условии: подъемки путевой решетки не более 30 мм; сдвижки путевой решетки не более 40 мм).

5.2 (Исключен, Изм. № 1).

5.1.3 Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов

5.3.1 Оснащенность и работоспособность устройств приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях.

(Новая редакция, Изм. № 1).

5.3.2 Оснащенность защитой гидравлических рукавов от перетирания.

6 Методы испытаний

6.1 Показатели качества ремонта и содержания пути, обеспечивающие безопасность движения

6.1.1 Оценку показателей плавности и перекосов пути по 5.1 осуществляют методом инструментальных измерений на контрольных участках длиной не менее 100 м. Разбивку контрольного участка производят через 2,5 м в продольном профиле и по уровню, через 5 м - в плане.

За базовую рельсовую нить для производства измерений принимают:

- на прямых однопутных линиях - правую нить по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой - по пониженной нити);

- на двухпутных линиях - по междупутной нити.

6.1.2 Среднеквадратические отклонения (плавность пути):

- продольный профиль - по разности смежных микроуклонов Δi

                                      (1)

где                                       (2)

hк-1, hк, hк+1 - отметки положения пути в вертикальной плоскости на базовой нити, определяемые по результатам нивелирования с интервалом J = 2,5 м,

i = 0, 1, 2, ..., k-1, k, k+1, ... n; где

i - номер точки,

n - количество точек,

k - промежуточная точка.

- план пути - по разности смежных стрел изгиба Δf в k-й и k+1 точках

                                             (3)

где Δfi = fк - fк+1.

- поперечный профиль - по значениям уровня в контрольных точках опытного участка

                                                 (4)

Δicp, Δfcp, уср в формулах (1), (3), (4) - среднеарифметические значения.

6.1.3 Величины перекосов в поперечном профиле определяют разностью уровней в смежных точках, деленной на расстояние между ними, при условии, что средняя величина уровня по участку находится между измеряемыми в этих точках значениями.

Величина перекоса пути в поперечном профиле (по уровню) на длине 1 м определяют с учетом знака по формуле:

 [мм/м],                                                  (5)

при условии, если укусрук+1 или yк+1усрук

6.1.4 Выход отдельных частей машины за пределы габарита в сторону междупутья определяют методом линейных измерений. Измерения производят не менее 3-х раз. В зачет принимают среднеарифметическое значение.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.3 Показатели безопасности труда в зоне действия рабочих органов.

Оснащенность устройствами приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях определяют методом визуального контроля. Выполнение функций по предназначению проверяют в следующей последовательности:

- производят торможение выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ручным (стояночным) тормозом и устанавливают необходимое количество тормозных башмаков;

- выключают силовую установку машины;

- подключают к гидросистеме ручной насос или насосную установку и запускают бензоагрегат; устанавливают на раме машины лебедку над рабочим органом или домкрат на пути возле рабочего органа;

- ручным насосом или вспомогательной насосной установкой поднимают давление в гидросистеме и приводят рабочие органы в транспортное положение. При использовании ручной лебедки или домкрата их переставляют последовательно для подъема каждого рабочего органа;

- рабочие органы закрепляют стопорными устройствами.

(Новая редакция, Изм. № 1).

7 Условия проведения испытаний

Проверку показателей функциональных и безопасности труда в зоне действия рабочих органов проводят в рабочих режимах в условиях, соответствующих требованиям ТУ и эксплуатационной документации на машину.

8 Средства измерений

При проведении испытаний применяют следующие средства измерений:

Рулетка Р20 УЗК, ГОСТ 7502, от 0 до 20 м, цена деления 1 мм.

Линейки металлические, ГОСТ 427, от 0 до 300 мм и от 0 до 1000 мм, цена деления 1 мм.

Нивелир НА-1, ГОСТ 10528, погрешность измерения ±0,5 мм с комплектом реек нивелирных инварных РН 2-2000 (ГОСТ 11158) с ценой деления 5 ± 0,05 дополнительной шкалы.

Путеизмерительный шаблон ЦУП-2Д, ТУ-32.ЦП 133-76, от 0 до 320 мм по уровню, цена деления 2 мм, от 1510 до 1560 мм по длине, цена деления 1 мм.

При проведении испытаний допускается применять и другие средства измерений того же назначения, погрешности измерений которых не должны быть выше перечисленных в настоящем разделе.

Применяемые средства измерений должны быть поверены в установленном порядке.

9 Порядок проведения испытаний

9.1 Отбор и передачу объекта на испытания производят в соответствии с установленным в ССФЖТ порядком и организационно-распорядительной документацией аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).

9.2 Перед началом испытаний объект должен быть подвергнут внешнему осмотру и проверке комплектности технической документации (ТД). В случае необходимости замеченные недостатки оформляют актом и устраняют.

9.3 При проведении испытаний предприятие-изготовитель обеспечивает исправную работу и обслуживание машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

10 Порядок обработки данных и оформления результатов испытаний

10.1 При проведении испытаний записывают в журнал произвольной формы следующие данные:

- тип и номер машины;

- дата проведения испытаний;

- место проведения испытаний;

- данные положения пути по уровню, в плане и в продольном профиле;

- результаты визуального контроля.

10.2 По результатам испытаний по определению показателей, указанных в разделе 5, составляют протоколы в порядке и по формам, установленным в аккредитованных в ССФЖТ испытательных центрах (лабораториях), проводивших испытания.

11 Требования безопасности и охраны окружающей среды

11.1 Специалисты, принимающие участие в испытаниях, проходят инструктаж по Правилам ЦП/4621 [2] и требованиям ГОСТ 12.0.004.

Применяемые при подготовке и проведении испытаний оборудование, вспомогательные средства и инструмент должны обеспечивать безопасность использования и обслуживания, иметь соответствующие свидетельства о поверках, удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003.

Приложение А
(рекомендуемое)

Библиография

[1] ЦП/4621 Правила по технике безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изменение

Номера листов (страниц)

Номер документа

Подпись

Дата

Срок введения изменения

измененных

замененных

новых

аннулированных

1

2

3

4

5

6

7

8

9