Технический
комитет по стандартизации Закрытое
акционерное общество
СТАНДАРТ ЦКБА СТ ЦКБА 107-2011 Арматура трубопроводная ПОДШИПНИКИ
СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ Конструкция, размеры и технические требования НПФ
«ЦКБА» Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом от «22» 07.2011 г. № 47 3 СОГЛАСОВАН Техническим комитетом по стандартизации «Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК 259) 4 РАЗРАБОТАН на основе: РД 24.207.12-90 «Арматура трубопроводная. Подшипники скольжения из композиционных материалов. Конструкция, размеры и технические требования» СОДЕРЖАНИЕ СТ ЦКБА 107-2011 СТАНДАРТ ЦКБА Арматура трубопроводная ПОДШИПНИКИ
СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ Конструкция, размеры и технические требования Дата введения 01.01.2012 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на подшипники скольжения из композиционных материалов для трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней, работающих при температурах от минус 200 °С до плюс 600 °С и удельных нагрузках до 150 МПа (1500 кгс/см2) и устанавливает конструкцию, размеры и технические требования к ним. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и технические условия: ГОСТ 28773-90 Подшипники скольжения. Втулки свертные с антифрикционным слоем на основе фторопласта - KV. Размеры и допуски ТУ 5.966-11704-99 Заготовки деталей трения из полимерных композиционных материалов. Технические условия ТУ 92-04.06.008-89 Материал углеродный армированный «Углекон» ТУ 1915-099-04806898-2003 Пирографит изотропный (ПГИ) ТУ 2296-007-59527197-2006 Заготовки листовые стеклопластиковые с антифрикционным слоем ТУ 2296-024-59527197-2006 Заготовки трубные многослойные антифрикционные ТУ 27-12-73-87 Подшипники металлофторопластовые. В/В ТУ 40-2070504-104-90 Материалы композиционного типа МК 3 Типы, конструкция и размеры3.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться двух типов: тип I - радиальные подшипники скольжения для восприятия радиальной нагрузки; тип II - упорные подшипники скольжения для восприятия осевой нагрузки. 3.2. Конструкция подшипников типов I и II должна соответствовать рисункам 1, 2. Допускается изготовление упорных подшипников по ТУ 40-2070504-104-90. Исполнение 1 Исполнение 2
Рисунок 1 - Радиальные подшипники скольжения типа I Рисунок 2 - Упорный подшипник скольжения типа II 3.3. Размеры подшипников исполнения 1 типа I должны соответствовать таблице 1. Таблица 1 - Размеры подшипников исполнения 1 типа I (см. рисунок 1). Размеры в миллиметрах
3.4. Наружный диаметр «D» «подшипников исполнения 1 типа I определяется по формуле: D = d + 2S, где: d - внутренний диаметр подшипника, мм; S - толщина подшипника, мм. 3.5. Размеры подшипников исполнения 2 типа 1 должны соответствовать таблице 2. Таблица 2 - Размеры подшипников исполнения 2 типа I (см. рисунок 2). Размеры в миллиметрах
3.6. Размеры подшипников типа II должны соответствовать таблице 3. Таблица 3 - Размеры подшипников типа II (см. рисунок 2). Размеры в миллиметрах
4 Технические требования4.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта. 4.2. Выбор материалов для подшипников скольжения, параметры применения и показатели надежности - в соответствии с таблицей 4. Подшипники исполнения 2 типа I должны изготавливаться из металлофторопластовой ленты. 4.3. Путь трения, не более - 15000 м. 4.4. Неперпендикулярность поверхностей А и Б относительно поверхности В не более 0,3 мм на длине 100 мм. 4.5. Непараллельность поверхностей Г и Д не более 0,02 мм. 4.6. Шероховатость поверхности, контактирующей с подшипником скольжения Ra не выше 0,63 мкм. 4.7. Для подшипников исполнения 1 типа I посадка поверхностей трения - посадка в корпус - Для подшипников исполнения 2 типа I посадка поверхностей трения - посадка в корпус - Для подшипников типа II посадка на вал - посадка в корпус - с радиальным зазором по наружной поверхности не менее 0,5 ¸ 1,0 мм на сторону. 4.8. Относительная скорость скольжения - не более 0,1 м/с. 4.9. Допускается изготовление подшипников составной конструкции по размеру «L». 4.10. Выбор размеров подшипников осуществляется по таблицам 1, 2, 3 в соответствии с допустимой величиной удельной нагрузки для применяемого материала. 4.11. Ударные нагрузки не допускаются. 4.12. Примеры условного обозначения 1 Подшипник типа I с размерами d = 18 мм, S = 5 мм и L = 20 мм из материала УГЛЕКОН-Т: Подшипник 18´20´5 тип I УГЛЕКОН-Т СТ ЦКБА 107-2011 2 Подшипник типа II с размерами d = 20 мм, Н = 5 мм и D = 35 мм из материала УГЛЕКОН-Т: Подшипник 20´35´5 тип II УГЛЕКОН-Т СТ ЦКБА 107-2011 Таблица 4 - Материал подшипников скольжения, параметры применения и показатели надежности.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|