ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1583-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Введение Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению портфелем проектов на этапах его формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются выходы процессов управления портфелем проектов. Стандарт не содержит требований к методам реализации процессов управления портфелями проектов, а также требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида портфелей проектов. ГОСТ Р 54870-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ Project management. Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает требования к управлению портфелем проектов для обеспечения эффективного достижения целей организации и повышения качества принимаемых решений при формировании, мониторинге и контроле реализации портфеля проектов. Требования настоящего стандарта могут быть применены для управления любыми портфелями проектов независимо от характеристик компонентов, входящих в портфель. Настоящий стандарт может использоваться с целью оценки соответствия управления портфелем проектов, установленным в стандарте требованиям. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 допущение: Предположение, которое считается верным для компонента портфеля и портфеля в целом без привлечения доказательств. 3.2 заинтересованные стороны портфеля проектов: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации портфеля или отдельных компонентов портфеля. 3.3 изменение в компоненте: Изменение утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов в компоненте (проекте, программе), а также установленных процедур управления. 3.4 категоризация: Объединение компонентов портфеля в группы на основе установленных критериев. 3.5 компонент портфеля: Проект или программа, которые выполняются в рамках портфеля. 3.6 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану. 3.7 ограничение: Фактор, влияющий на ход исполнения компонента портфеля и/или портфеля в целом. 3.8 портфель проектов: Набор компонентов, которые группируются вместе с целью эффективного управления и для достижения стратегических целей организации. 3.9 приоритизация: Ранжирование компонентов портфеля в порядке приоритета на основе установленных показателей. 3.10 приоритет: Степень важности компонента портфеля, установленная в рамках отдельной стратегической категории или всего портфеля проектов. 3.11 программа: Совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений. 3.12 проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. 3.13 процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов. 4 Организация управления портфелем проектовРолевая (организационная) структура управления портфелем проектов может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но при управлении любым портфелем проектов должны быть определены следующие роли: - комитет управления портфелем проектов - коллегиальный орган, образованный для принятия наиболее важных решений по управлению портфелем проектов; - руководитель портфеля - лицо, ответственное за текущее управление портфелем проектов и отчитывающееся перед комитетом управления портфелем проектов; - офис управления портфелем проектов - организационная структура, предназначенная для административной поддержки руководителя портфеля проектов и комитета управления портфелем проектов. Для каждого из компонентов портфеля должна быть сформирована организационная структура управления согласно стандартам ГОСТ Р 54869 (раздел 4) для проектов и ГОСТ Р 54871 (раздел 4) для программ. В приложении А (справочном) приведен рисунок, иллюстрирующий высокоуровневые понятия управления портфелем проектов и их взаимосвязь. 5 Управление портфелем проектов5.1 Общие положения Управление портфелем проектов подразумевает деятельность, направленную на достижение стратегических целей организации путем формирования, оптимизации, мониторинга и контроля, управления изменениями портфеля проектов в условиях определенных ограничений. Управление портфелем проектов обеспечивает связь между уровнем стратегического управления в организации и уровнем управления проектами и программами. Управление портфелем проектов представляет совокупность следующих процессов: а) группа процессов обеспечения управления портфелем: 1) процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов; 2) процесс формализации процедур управления и параметров оценки портфеля проектов; б) группа процессов формирования портфеля проектов: 1) процесс идентификации компонентов портфеля; 2) процесс оценки компонентов портфеля; 3) процесс расстановки приоритетов; 4) процесс оптимизации и балансировки портфеля проектов; 5) процесс авторизации портфеля проектов; в) группа процессов мониторинга и контроля портфеля проектов: 1) процесс контроля реализации портфеля проектов; 2) процесс управления изменениями. Процессы управления портфелем проектов выполняются последовательно, с определенной цикличностью. 5.2 Группа процессов обеспечения управления портфелем 5.2.1 Процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов Цель процесса: обеспечение команды управления портфелем достоверной информацией для определения структуры и состава портфеля проектов, а также определение принципов управления портфелем проектов. Выходы процесса: - данные о миссии, стратегических целях и приоритетах организации в части управления портфелем; - данные об ограничениях портфеля (по бюджету, человеческим ресурсам и др.); - информация, влияющая на стратегические решения управления организацией и портфелем проектов (рыночная конъюнктура, требования законодательства, изменения политической обстановки и др.). 5.2.2 Процесс формализации процедур управления и параметров оценки портфеля проектов Цель процесса: установление единой системы формальных методик, процедур и критериев для управления портфелем проектов. Выходы процесса: - определен и утвержден перечень категорий компонентов портфеля; - определен и утвержден перечень параметров оценки компонентов для каждой категории; - определен и утвержден перечень методик оценки и анализа параметров оценки компонентов; - определен и утвержден интегральный показатель, отражающий степень важности и инвестиционной привлекательности компонента; - определен и утвержден перечень показателей портфеля; - утверждены нормативно-регламентные документы (регламенты, положения и т. п.) по управлению портфелем проектов. 5.3 Группа процессов формирования портфеля проектов 5.3.1 Процесс идентификации компонентов портфеля проектов Цель процесса: унификация, категоризация и структуризация информации о существующих предложениях по инициации новых проектов, а также реализуемых в настоящий момент проектах и программах в рамках портфеля проектов. Выходы процесса: - определен и документирован перечень всех потенциальных компонентов портфеля проектов, сгруппированных по категориям; - определен и документирован перечень отклоненных компонентов портфеля; - уточнен и документирован перечень реализуемых в настоящий момент компонентов портфеля, сгруппированных по категориям; - определен и документирован перечень компонентов, по которым требуется дополнительная информация для анализа. 5.3.2 Процесс оценки компонентов портфеля проектов Цель процесса: сбор и подготовка объективной и полной информации о потенциальных и текущих компонентах портфеля для принятия обоснованного решения по ранжированию и приоритизации компонентов. Выходы процесса: - определен и документирован перечень потенциальных компонентов портфеля с оценками по всем критериям; - определен и документирован перечень реализуемых компонентов портфеля с оценками (при необходимости). 5.3.3 Процесс расстановки приоритетов Цель процесса: ранжирование и определение приоритетов компонентов по интегральному показателю и/или обоснованной необходимости для организации. Выходы процесса: - определен и документирован перечень всех потенциальных компонентов портфеля с общей оценкой (приоритетом) компонента; - определен и документирован перечень реализуемых компонентов портфеля с новым рейтингом и приоритетом (при необходимости). 5.3.4 Процесс оптимизации и балансировки портфеля проектов Цель процесса: формирование оптимального перечня компонентов, наилучшим образом обеспечивающих достижение стратегических целей организации с учетом существующих ограничений. Выходы процесса: - определен и документирован перечень компонентов, рекомендованных к реализации в рамках портфеля; - определен и документирован перечень компонентов, не рекомендованных к включению в состав портфеля (отклоненные компоненты, компоненты, реализацию которых необходимо остановить, и т.п.); - определена структура портфеля; - определены и документированы результаты укрупненного распределения бюджета и ресурсов для одобренных компонентов. 5.3.5 Процесс авторизации портфеля проектов Цель процесса: формальные одобрение и утверждение состава текущего портфеля проектов, распределения ресурсов и бюджета портфеля между компонентами, утвержденными к реализации. Выходы процесса: - утверждены структура портфеля проектов и перечень компонентов, вошедших в состав портфеля; - утвержден перечень компонентов, не вошедших в состав текущего портфеля (отклоненные компоненты, компоненты, реализацию которых необходимо остановить, и т. п.); - утверждено распределение бюджетов и ресурсов для одобренных компонентов. 5.4 Группа процессов мониторинга и контроля портфеля проектов 5.4.1 Процесс контроля реализации портфеля проектов Цель процесса: оперативное выявление отклонений текущих показателей от плановых показателей портфеля и обеспечение корректирующих действий для их устранения. Выходы процесса: а) отчеты об исполнении компонентов портфеля и портфеля в целом; б) запросы на изменения портфеля проектов; в) управленческие решения, включая следующие: 1) решения по внесению изменений в состав компонентов портфеля; 2) решения по изменению приоритетов компонентов портфеля проектов; 3) решения по перераспределению ресурсов между компонентами портфеля; 4) решения по корректировке отдельных компонентов портфеля; 5) рекомендации по изменению методологии управления портфелем. 5.4.2 Процесс управления изменениями портфеля проектов Цель процесса: внесение управляемых изменений в состав портфеля и перераспределение ресурсов при изменении внешних и внутренних условий. Выходы процесса: - запросы на изменения для дополнительного анализа; - утвержденные запросы на изменения; - скорректированный портфель/компонент портфеля в соответствии с утвержденным запросом на изменение. 6 Требования к документации по управлению портфелем проектов Форма, наименование и содержание документов могут отличаться и зависят от специфики портфеля проектов или требований организации, в рамках которой он реализуется. Документами необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями: - документы должны быть утверждены до их применения; - необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере изменения и соответствующую идентификацию версий документов; - необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения; - необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления; - необходимо обеспечить уровень конфиденциальности и доступности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон портфеля проектов; - необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей. Приложение
А
|