ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Введение Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению программой на этапах ее формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления программой. Стандарт не содержит требований к методам реализации процессов управления программой, а также требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида программ. ГОСТ Р 54871-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ Project management. Дата введения - 2012-09-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает требования к управлению программой для обеспечения эффективного достижения целей и реализации выгод программы. Требования настоящего стандарта могут быть применены для управления любыми программами независимо от их размера и уровня сложности. Настоящий стандарт может быть использован в целях оценки соответствия управления программой установленным в стандарте требованиям. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 архив документов программы: Структурированный комплект документации по программе, представленный в бумажном и/или электронном виде. 3.2 бюджет программы: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, используемых программой, распределенных по статьям и временным периодам. 3.3 выгоды программы: Комплекс определенных положительных результатов и/или эффектов, получаемых в ходе выполнения и в результате реализации программы. 3.4 допущение программы: Фактор, который считается верным для программы без привлечения доказательств. 3.5 заинтересованные стороны в программе: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты входе реализации программы. 3.6 изменение в программе: Изменение утвержденных ранее содержания, сроков, ресурсов, а также установленных процедур управления. 3.7 контрольное событие программы: Существенное событие программы, отражающее получение измеримых результатов программы или получение запланированных выгод. 3.8 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану программы. 3.9 ограничение программы: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения программы и/или возможность получения выгод программы. 3.10 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности и/или последствий отрицательных рисков программы. 3.11 программа: Совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений. 3.12 проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. 3.13 процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов. 3.14 расписание программы (календарный план программы): Документ, содержащий плановые даты исполнения работ и контрольных событий программы. 3.15 риск: Вероятное для программы событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах и/или выгодах программы. 3.16 управление программой: Централизованные координирующие действия, предпринимаемые для достижения целей и реализации (извлечения) выгод программы. 4 Организация управления программойРолевая (организационная) структура управления программами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждой программе должны быть определены следующие роли: - заказчик программы - физическое или юридическое лицо, определяющее цели программы, заинтересованное в получении выгод от реализации программы; - руководитель программы - лицо, осуществляющее управление программой, непосредственно ответственное за достижение целей и выгод программы; - куратор программы - лицо, осуществляющее административную, организационную, финансовую и иную поддержку программы; - руководитель проекта программы - лицо, осуществляющее управление отдельным проектом, входящим в программу, и ответственное за результаты этого проекта. Схема, иллюстрирующая основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь, приведена в приложении А. 5 Управление программой5.1 Общие положения Управление программой включает совокупность процессов управления, которые могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Отдельные процессы могут выполняться многократно в ходе реализации программы. Последовательность процессов управления программой определяется условиями и спецификой конкретной программы, при этом: - программа должна начинаться с процесса инициации программы; - программа должна оканчиваться процессом завершения программы. 5.2 Процесс инициации программы Цель процесса: обоснование необходимости реализации программы, определение основных параметров программы и формальный запуск программы. Выходы процесса: определены и документированы следующие параметры программы: - наименование программы; - цели и критерии успешности программы; - основные результаты программы; - выгоды, которые должны быть достигнуты в результате реализации программы; - предварительное укрупненное расписание программы по этапам; - ограничения и допущения программы; - предварительный укрупненный план финансирования программы; - дата старта программы; - заказчик программы; - руководитель программы; - куратор программы. 5.3 Процессы планирования программы 5.3.1 Процесс планирования содержания и выгод программы Цель процесса: определение оптимального пути достижения целей и выгод программы, планирование содержания, а также уточнение, детализация и документирование промежуточных и итоговых результатов программы и выгод программы. Выходы процесса: - определен и документирован список выгод программы; - определены и документированы измеримые критерии достижения (получения) выгод программы; - определен и документирован список промежуточных и итоговых результатов программы; - определены и документированы требования к результатам программы, их взаимосвязи, последовательность и сроки получения; - определены проекты программы, а также перечень и состав другой деятельности (в том числе процессов), выполняемой в рамках программы; - определена последовательность получения промежуточных и итоговых выгод программы; - определена последовательность выполнения проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - определены и документированы цели и результаты для каждого проекта программы, а также для другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - определен и документирован порядок передачи результатов проекта, а также результатов выполнения другой деятельности, выполняемой в рамках программы, в программу. 5.3.2 Процесс разработки расписания программы Цель процесса: определение сроков выполнения проектов программы, другой деятельности, выполняемой в рамках программы и всей программы в целом с учетом финансовых, ресурсных и других установленных для программы ограничений. Выходы процесса: - разработаны и документированы требования к разработке расписания для проектов программы и другой деятельности, входящей в программу; - определены взаимосвязи между составными частями программы (проектами, другой деятельностью, входящей в программу); - проведена оценка продолжительности проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - определены сроки реализации проектов программы, другой деятельности, выполняемой в рамках программы и всей программы в целом; - определены сроки достижения (получения) промежуточных и итоговых выгод программы; - сформировано и согласовано расписание программы; - разработаны и документированы требования к регулярной отчетности по срокам реализации проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы. 5.3.3 Процесс планирования бюджета программы Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения программы финансовыми ресурсами. Выходы процесса: - определена и документирована структура статей бюджета программы, позволяющая контролировать затраты на программу в ходе ее реализации; - разработаны и документированы требования к разработке бюджетов проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - проведена оценка стоимости всех составных частей программы (проектов и другой деятельности, входящей в программу); - определены источники и сроки финансирования программы; - определен порядок распределения финансовых ресурсов между проектами программы и другой деятельностью, выполняемой в рамках программы; - разработан бюджет программы; - разработаны и документированы требования к регулярной отчетности по бюджету проектов и другой деятельности программы. 5.3.4 Процесс организационного планирования программы Цель процесса: определение и создание организационной структуры для обеспечения управления и реализации программы. Выходы процесса: - разработана и создана организационная структура (в том числе определены роли, их подчинение и взаимодействие), ответственная за обеспечение управления и реализации программы, и определен персональный состав данной структуры; - определены и документированы функции, полномочия и ответственность для различных ролей участников программы. 5.3.5 Процесс планирования управления поставщиками программы Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения программы продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций. Выходы процесса: - проведен анализ необходимости закупки продукции и услуг, определен набор продуктов и услуг, которые необходимо закупить для достижения целей программы; - определены сроки, в которые должны быть произведены закупки, а также условия (в том числе квалификационные и иные требования к поставщикам), при соблюдении которых они должны быть осуществлены; - определены и документированы процедуры, в соответствии с которыми будут производиться выбор поставщиков и заключение договоров с ними в рамках программы. 5.3.6 Процесс планирования управления рисками программы Цель процесса: определение основных рисков программы и порядка управления рисками программы. Выходы процесса: - выявлены и документированы наиболее значимые риски программы; - проведены оценка и ранжирование по вероятности и степени влияния на достижение результатов и выгод программы всех идентифицированных рисков; - разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков; - определены и документированы правила управления рисками для проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, в том числе форма и периодичность обмена информацией о рисках программы и рисках проектов и другой деятельности, входящих в программу. 5.3.7 Процесс планирования коммуникаций программы Цель процесса: обеспечение эффективного обмена информацией между лицами, участвующими в реализации программы и заинтересованными в результатах и выгодах программы. Выходы процесса: - определены все участники информационного обмена в рамках программы, а также их потребности в информации; - определены методы и средства распространения информации по программе; - определена процедура разработки, согласования, утверждения, распространения, обновления документации программы, а также процедура ведения архива программы; - определены места и правила хранения информации по программе; - определены и документированы требования к отчетности для отдельных проектов программы и другой деятельности, выполняемых в рамках программы, и для программы в целом. 5.3.8 Процесс планирования управления изменениями программы Цель процесса: определение порядка работы с изменениями в программе. Выходы процесса: - определен и документирован процесс работы с изменениями в программе, а именно: а) классификация возможных изменений; б) критерии для идентификации изменений в проектах и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, по которым необходимо принимать решение на уровне программы; в) уровни полномочий, необходимые для принятия решений по каждому классу изменений; г) порядок выявления, согласования и утверждения изменений программы; д) порядок доведения информации об изменениях до заинтересованных сторон в программе. 5.4 Процесс обеспечения исполнения программы Цель процесса: скоординированное обеспечение проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, необходимыми трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами для своевременного достижения целей и извлечения выгод программы с учетом существующих ограничений. Выходы процесса: - заключены контракты с поставщиками в соответствии с расписанием программы; - получены и документально зафиксированы промежуточные и/или окончательные результаты программы, а также достигнутые (полученные) выгоды; - выполнены намеченные корректирующие и предупреждающие действия; - документация по программе (в том числе отчетность) актуализирована и размещена в архиве согласно принятым в программе правилам; - изменения осуществлены согласно принятым в программе правилам. 5.5 Процесс запуска проекта программы Цель процесса: своевременная инициация и запуск проекта в соответствии с расписанием программы. Выход процесса: - сформирован и утвержден документ, определяющий параметры проекта, установленные ГОСТ Р 54869 (подраздел 5.1). 5.6 Процесс контроля выполнения программы и управления изменениями программы Цель процесса: оперативное выявление отклонений между текущими (фактическими) и плановым показателями программы по целям, выгодам, содержанию, срокам и бюджету; управление изменениями в соответствии с утвержденной процедурой управления изменениями. Выходы процесса: - документированы результаты регулярной проверки состояния программы, в частности отклонения от планов по выгодам, содержанию, срокам и бюджету. Выявленные отклонения проанализированы в целях определения причин их возникновения; - на основании выявленных и проанализированных отклонений сформирован отчет по прогнозам исполнения программы; - сформированы корректирующие и предупреждающие действия; - отчеты о выполнении работ программы соответствуют утвержденной системе отчетности по программе; - зафиксированы все запросы на изменения, требующие решения на уровне программы; - приняты решения по зафиксированным запросам на изменения. 5.7 Процесс приемки результатов проектов и организация использования промежуточных выгод программы Цель процесса: организация приемки результатов проектов программы для их передачи в другие проекты программы либо для применения полученных промежуточных или итоговых выгод. Выходы процесса: - полученные результаты проектов зафиксированы, проведена оценка соответствия полученных результатов зафиксированным в рамках процессов планирования требованиям к результатам; - результаты проектов в соответствии с расписанием программы переданы для использования в другие проекты или для использования в другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - полученные выгоды зафиксированы, проведена оценка соответствия полученных выгод зафиксированным в рамках процессов планирования критериям достижения выгод; - полученные выгоды в соответствии с расписанием программы переданы для использования в другие проекты или для использования в другой деятельности, выполняемой в рамках программы; - все заинтересованные стороны проинформированы о возможности использования полученных результатов и выгод программы. 5.8 Процесс закрытия проекта программы Цель процесса: подтверждение завершения и оценка результатов завершившегося (прекращенного) проекта, высвобождение ресурсов проекта для дальнейшего использования в программе, оценка достигнутых в проекте целей и полученных результатов. Выходы процесса: - проанализирован отчет о завершении проекта; - документально зафиксирован факт закрытия (прекращения) проекта; - архив завершенного проекта включен в архив документов программы; - ресурсы (в том числе команда), использовавшиеся в рамках проекта, переданы в другие проекты программы (или для выполнения работ в рамках другой деятельности, входящей в программу) или выведены из программы. 5.9 Процесс завершения программы Цель процесса: формальное закрытие программы. Выходы процесса: - сформирован финальный отчет о выполнении программы; - дана формальная оценка успешности программы в соответствии с определенными для программы критериями успешности; - сформирован отчет о достигнутых целях и полученных в рамках программы выгодах и предоставлен основным заинтересованным сторонам программы; - расформирована организационная структура, ответственная за обеспечение управления и реализации программы; - сформирован архив документов программы; - команда программы и основные заинтересованные стороны проинформированы об окончании программы. 6 Требования к управлению документами программыФорма, наименование и содержание документов программы могут отличаться в различных программах и зависят от специфики программы, договорных требований или требований организации, в рамках которой программа реализуется. Документами программы необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями: - документы должны быть утверждены до их применения; - необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере изменения и соответствующую идентификацию версий документов; - необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения; - необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления; - необходимо обеспечивать уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон программы; - необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей. Приложение
А
|