СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОДАЧИ Дата введения - 2009-06-29 Москва ПРЕДИСЛОВИЕ Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и правилами применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерацию. Стандарты организаций. Общие положения». СВЕДЕНИЯ О СТАНДАРТЕ 1. РАЗРАБОТАН Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОР-ГРЭС» 2. ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ» 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 01.06.2009 г. № 29 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Стандарт организации «Системы подготовки и подачи твёрдого топлива ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования» (далее стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Стандарт устанавливает нормы и требования по организации эксплуатации и технического обслуживания систем подготовки и подачи твердого топлива ТЭС (далее топливоподача). В стандарте использованы основные нормативные, распорядительные и информационные документы, относящиеся к области применения стандарта, действующие в период его разработки. Стандарт входит в группу стандартов «Тепловые электростанции». СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ» СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОДАЧИ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТЭС Организация эксплуатации и технического обслуживания Нормы и требования Дата введения 29-06-2009 1 Область применения1.1 Настоящий стандарт распространяется на системы топливоподачи ТЭС, использующие в качестве основного топлива уголь, торф, сланец. 1.2 Стандарт определяет: - нормы, требования и объем контроля состояния оборудования для оценки его готовности к вводу в эксплуатацию; - порядок и правила технической эксплуатации и технического обслуживания систем топливоподачи; - определяет порядок испытаний и проверок оборудования на работающем и остановленном оборудовании. 1.3 Требования стандарта являются минимально необходимыми для обеспечения безопасности эксплуатируемого оборудования, если оно используется по прямому назначению в соответствии с эксплуатационными инструкциями, не противоречащими конструкторской (заводской) документации, на протяжении срока, установленного технической документацией, с учетом возможных нештатных (опасных) ситуаций. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и другие нормативные документы: Федеральный закон от 27.12.2002 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ 8.513-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения ГОСТ 12.1.012-78 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения СТО 70238424.27.100.018-2009 Тепловые электростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования СТО 70238424.27.100.006-2008 Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии СТО 70238424.27.010.001-2008, а так же следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 аспирационная установка: Установка для отсасывания пыли из пересыпных коробов и очистки от пыли воздуха, отсасываемого вместе с пылью. 3.5 грохот: Устройство для механической сортировки сыпучих материалов по крупности частиц. 3.6 дробилка молотковая: Машина для дробления твердых материалов, у которой дробящим органом являются молотки, подвешенные к ротору. 3.8 конвейер: Транспортная установка непрерывного действия. Подразделяются на ленточные, скребковые, винтовые (шнеки), ковшевые. 3.9 конвейерная галерея: Ограждающие строительные конструкции (как правило, железобетонные) с установкой в них ленточного конвейера. 3.10 ленточный конвейер: Конвейер, у которого грузонесущим элементом является конвейерная лента (обычно резинотканевая), перемещаемая тяговым устройством (приводным барабаном) по роликоопорам. 3.11 машинист (оператор) топливоподачи: Специалист (рабочий), управляющий с пульта системой топливоподачи. 3.12 моторист топливоподачи: Специалист (рабочий), управляющий отдельными элементами системы с местного щита управления. 3.13 нитка топливоподачи: Одна из двух (рабочая или резервная) система топливоподачи. 3.16 пересыпной короб: Ограждающие конструкции в узле перегрузки топлива с конвейера на последующий конвейер, ограничивающие выделение пыли из падающего потока топлива. 3.17 питатель: Устройство для равномерной и регулируемой подачи сыпучих грузов из бункеров и загрузочных лотков. Подразделяются на ленточные, качающиеся, вибрационные. 3.18 предельная концентрация пыли: Уровень запылённости, превышение которого может создать взрывоопасную ситуацию. 3.19 приёмо-разгрузочное устройство: Комплекс сооружений и механизмов для приёма и разгрузки топлива, поступающего на ТЭС по железной дороге, автомобильным транспортом или магистральным конвейером (вагоноопрокидыватель, разгрузочный сарай, приемный бункер). 3.20 пробоотборная установка: Устройство для отбора проб топлива для определения его качества. 3.21 проборазделочная установка: Комплекс устройств для дробления и приготовления проб топлива для лабораторных испытаний. 3.24 режим резерва: Состояние, при котором система, резервное оборудование находится в состоянии готовности ввода в эксплуатацию. 3.25 роликоопора: Устройство, состоящее из роликов для подержания конвейерной ленты и обеспечения её направления и формы по длине конвейера. 3.26 сигнализация: Устройство, обеспечивающее подачу звукового или светового сигнала при достижении предупредительного значения контролируемого параметра. 3.27 система пылеуборки: Устройство для удаления осевшей пыли топлива с оборудования и ограждающих конструкций топливоподачи. В большинстве случаев пыль удаляется гидроуборкой (смывом струёй воды). 3.29 шибер, делитель: Устройство для изменения направления (переброски) потока топлива в узле перегрузки с конвейера на один из двух последующих конвейеров. 4 Обозначения и сокращенияБСУ - бункер сырого угля; НД - нормативный документ; ОПО - опасный производственный объект; ПВБ - правила взрывобезопасности; ППБ - правила пожарной безопасности; ППР - предупредительный плановый ремонт; ССБТ - система стандартов безопасности труда; ТО - техническое обслуживание; ТТХ - топливно-транспортное хозяйство; ТЭС - тепловая электрическая станция; ЦЩУТ - центральный щит управления топливоподачей. 5 Основные требования5.1 Организация эксплуатации системы5.1.1 На каждой электростанции должны быть распределены границы и функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между производственными подразделениями, а также определены должностные функции персонала. Общие требования по организации эксплуатации ТЭС изложены в СТО 70238424.27.100.018-2009. 5.1.2 Топливоподача является составной частью топливно-транспортного хозяйства тепловой электростанции. 5.1.3 В структурном отношении топливоподача входит в подразделение, осуществляющее топливно-транспортные операции. В соответствии с местными условиями топливоподача может включаться в состав котельного подразделения или являться самостоятельным подразделением ТЭС. 5.1.4 При эксплуатации топливоподачи должны быть обеспечены: - своевременная и бесперебойная подготовка и подача топлива в котельную (БСУ) или центральное пылеприготовительное отделение; - предотвращение загрязнения окружающей территории пылью (угольной, сланцевой, торфяной) и промышленными стоками. 5.1.5 Качество поставляемого на электростанции топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. 5.1.6 Должен быть организован строгий учет всего топлива при расходовании на технологические нужды. 5.1.7 Средства измерений, используемые для учета топлива (весы, лабораторные приборы и другие измерительные устройства), подлежащие государственному контролю и надзору, должны поверяться в сроки, установленные действующими государственными стандартами. 5.1.8 Эксплуатация топливоподачи должна быть организована в соответствии с положениями настоящего стандарта, СТО 70238424.27.100.018-2009, а также действующих правил и инструкций. 5.1.9 На подразделение, осуществляющее эксплуатацию топливоподачи, возлагаются следующие обязанности: - обслуживание топливоподачи в соответствии с нормативными документами и местной инструкцией; - подготовка оборудования для проведения ремонтных работ; - технический контроль и приемка оборудования после ремонта и реконструкции; - ведение производственно-технической документации; - организация технической учебы, изучение нормативных и руководящих документов, проведение инструктажа и противоаварийных тренировок; - организация рабочих мест; - соблюдение противопожарных правил и содержание средств пожаротушения; - ведение записи показаний конвейерных весов. 5.1.10 Местные инструкции составляются на основе настоящего стандарта, СТО 70238424.27.100.018-2009 и не должны им противоречить. 5.1.11 Все виды ремонта, а также работы, связанные с реконструкцией или модернизацией оборудования и схем топливоподачи, осуществляются специализированной организацией. 5.1.12 Работы по наладке и испытаниям топливоподачи осуществляются оперативным персоналом топливоподачи или специализированной организацией. 5.1.13 Из двух имеющихся ниток топливоподачи (А и Б), одна из которых является резервной, в работу включается, как правило, одна нитка, которая должна эксплуатироваться при проектной максимальной производительности, обеспечивающей минимальное время загрузки бункеров котельной с соблюдением требований по качеству дробления и очистке топлива от древесных, металлических и других посторонних предметов. При этом число пусков и интервалы между ними не должны превышать указанных в технических условиях на электрооборудование. 5.1.14 Резервные механизмы и оборудование (нитки системы конвейеров, дробилки и др.) должны работать поочередно. Очередность включения в работу каждой нитки топливоподачи определяется с учетом местных условий (склонности топлива к самовозгоранию, пылящих свойств топлива и др.). Графики периодичности работы и проверки механизмов, находящихся в резерве, утверждаются техническим руководителем топливоподачи. При переводе электростанции на сезонное сжигание газообразного или жидкого топлива одна нитка топливоподачи должна быть в постоянной готовности к работе. 5.1.15 Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи. При эксплуатации должна быть обеспечена надежная работа блокировок, устройств защиты, сигнализации и аварийного останова для бесперебойной, надежной и безопасной работы системы топливоподачи (останов конвейеров при пробуксовке лент, переполнении течек, неправильном выборе схемы, останове одного механизма и др.). 5.1.16 Работа оборудования и устройств топливоподачи при отсутствии или неисправном состоянии предупредительной сигнализации, необходимых ограждающих и тормозных устройств не допускается. 5.1.17 В галереях и эстакадах ленточных конвейеров, узлах пересыпки основного тракта и тракта подачи топлива со склада и в подземной части разгрузочных устройств температура воздуха в холодное время года должна поддерживаться не ниже 10 °С, а в помещении дробильных устройств не ниже 15 °С. 5.1.18 Все виды угля и сланца должны подвергаться дроблению на куски размером до 25 мм. При этом остаток на сите 25 мм не должен превышать 5 %. Проектом могут быть предусмотрены другие показатели крупности дробления. Для обеспечения требуемого качества дробления зазоры между валками валковых дробилок, между молотками и отбойной плитой, колосниками и брусом молотковых дробилок должны периодически в соответствии с местной инструкцией контролироваться и регулироваться. 5.1.19 Перед подачей топлива в дробилки и мельницы должно быть осуществлено механизированное удаление из него металла, щепы и корней. На работающем конвейере металлоуловители и щепоуловители должны быть постоянно включены и сблокированы с ним. Эксплуатация тракта топливоподачи при неработающей системе металлоулавливания на энергообъектах, имеющих системы пылеприготовления с мелющими вентиляторами, среднеходными и молотковыми мельницами, запрещается. Система механизированного удаления уловленных посторонних предметов должна быть в постоянной эксплуатации при работающем конвейере. 5.1.20 При эксплуатации должен быть обеспечен равномерный по ширине поток топлива, поступающего на конвейеры, грохоты, дробилки, щепо- и корнеуловители. Должны приниматься меры, исключающие замазывание влажным топливом грохотов, дробилок (обогрев, вибрирование, отсев мелочи). 5.1.21 Устройства, устраняющие зависание топлива в бункерах и пересыпных коробах (устройства обогрева стенок, пневмо- и парообрушители, вибраторы и др.), должны быть в действии или в состоянии готовности к действию. 5.1.22 Уплотнения узлов пересыпки, дробилок и других механизмов тракта топливоподачи, устройства для очистки лент и барабанов конвейеров, рабочие элементы плужковых сбрасывателей, а также аспирационные устройства и средства пылеподавления (пневмо-, гидро- и пенообеспыливания) должны быть в исправном состоянии и периодически, не реже 1 раза в неделю, проверяться. При необходимости должна быть произведена регулировка или замена уплотнений, форсунок устройств пневмо-, гидро- и пенообеспыливания. 5.1.23 Отбор и обработка проб топлива, поступающего в котельную, должны осуществляться с применением автоматических пробоотборников и проборазделочных машин. Испытания установок по отбору и обработке проб топлива должны проводиться в каждом случае при внесении принципиальных изменений в конструкцию оборудования. Кроме того, не реже 1 раза в год должна проверяться масса высекаемых порций угля. 5.1.24 На конструкциях здания внутри помещения и на оборудовании системы топливоподачи не должно допускаться скопление пыли. Механизмы топливоподачи должны быть тщательно уплотнены и оборудованы устройствами, обеспечивающими чистоту воздуха в помещении в соответствии с санитарными нормами по ГОСТ 12.1.005. Запыленность и в необходимых случаях загазованность воздуха (содержание СО) в помещениях системы топливоподачи должны контролироваться по графику, утвержденному техническим руководителем. При работе аспирационных устройств должна быть обеспечена в соответствии с техническими характеристиками устройства очистка удаляемого воздуха от пыли. 5.1.25 При соединении и ремонте конвейерных лент применение металлических деталей не допускается. 5.1.26 Автоматическое и дистанционное управление механизмами топливоподачи производится с центрального щита управления топливоподачи (ПГДУТ) мотористом автоматизированной топливоподачи. Местное управление механизмами производится дежурными мотористами по зонам обслуживания. 5.1.27 Оборудование топливоподачи в процессе эксплуатации может находиться в следующих режимах управления: - автоматическом; - дистанционном; - местном. Основным рабочим режимом является автоматический. Дистанционное управление используется для перевода в другое положение шиберов, а также в аварийных ситуациях и при отказе технологических защит или системы автоматической загрузки бункеров (АЗБ). Местное управление используется для прокрутки отдельных механизмов при наладке, ремонте, проверках. 5.1.28 Системой автоматического управления топливоподачи должны быть обеспечены: Защиты оборудования от: - превышения допустимых нагрузок электродвигателей и редукторов; - завала топливом пересыпных коробов, бункеров; - пробуксовки конвейерной ленты на приводном барабане; - продольного пореза ленты; - схода конвейерной ленты с роликоопор. Система блокировки по: - одновременному пуску и останову вспомогательного оборудования (пробоотборных, аспирационных установок, метало- щепоуловителей и т.д.) с пуском, остановом системы топливоподачи; - обеспечению поочерёдного запуска конвейеров, начиная от последнего по ходу подачи топлива, к первому и останова конвейеров в обратной последовательности; - запрету на пуск оборудования при наличии в нём неисправности; - запрету на запуск системы или её элементов при неправильном выборе оператором технологической схемы; - запуску оборудования только после прохождения сигнала о пуске. Сигнализация на центральный щит управления о неисправностях, отказах в работе оборудования с указанием места их возникновения. Оповещение звуковым и (или) световым сигналом в производственных помещениях о пуске оборудования. 5.1.29 Аппаратура контроля, автоматического и дистанционного управления, технологических защит, блокировки и сигнализации, пожаротушения, агрегатов и систем топливоподачи, а также средства диспетчерского и технологического управления должны быть в исправности и периодически (по графику) проверяться. 5.2 Техническое обслуживание и ремонт5.2.1 Техническое обслуживание и ремонт оборудования ТЭС осуществляется в соответствии с СТО 70238424.27.100.018-2009, СТО 70238424.27.100.006-2008 и местными инструкциями. 5.2.2 Система технического обслуживания топливоподачи предусматривает проведение регулярных осмотров и проверок технического состояния оборудования, а также его планово-предупредительных ремонтов. 5.2.3 Техническое обслуживание производится оперативным персоналом топливоподачи по закрепленным участкам. 5.2.4 Осмотр технического состояния оборудования и галерей топливоподачи производится ежесменно (при приеме-сдаче смены), но не реже одного раза в сутки по установленному графику. График осмотров утверждается руководителем топливоподачи. 5.2.5 Регулярные осмотры технического состояния оборудования предусматривают выявление его неисправностей, очистку деталей и узлов механизмов от загрязнений и налипшего топлива, пополнение запаса смазки, производство регулировочных работ, устранение мелких недостатков. Объем проверки технического состояния оборудования, возможные неисправности и меры по их устранению указываются в местных инструкциях. Результаты осмотров записываются в журналы. Выявленные дефекты в зависимости от влияния на надежность работы оборудования устраняются в срочном порядке или при ближайшем плановом ремонте. Способы смазки оборудования, периодичность добавки и проверки ее состояния устанавливаются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и указываются в местных инструкциях, к которым составляется карта смазки оборудования топливоподачи. 5.2.6 Система планово-предупредительных ремонтов предусматривает проведение текущих и капитальных ремонтов специализированной организацией в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем ТЭС. Эти работы могут входить в состав графика ремонтов в целом по топливо-транспортному (котельному) подразделению. Периодичность текущих ремонтов определяется местными условиями (ориентировочно через каждые 2000 - 3000 ч работы топливоподачи), капитальных - в соответствии с разработанной системой ППР и инструкциями заводов-изготовителей. Проведению текущих и капитальных ремонтов должен предшествовать тщательный осмотр оборудования топливоподачи. 5.2.7 Оборудование выводится в ремонт по заявкам руководителя топливоподачи с разрешения технического руководителя ТЭС или энергообъединения при выводе в ремонт целиком одной из ниток. 5.2.8 Ко времени, указанному в заявке оборудование должно быть подготовлено к ремонту: механизмы отключены, убраны пыль и топливо с места производства работ, а при предстоящих огневых работах выполнены все требования пожарной безопасности. 5.2.9 Механизмы, находящиеся в резерве, необходимо периодически, не реже одного раза в неделю, опробовать, а средства технологических защит, блокировок и сигнализации следует опробовать в каждом случае перед пуском в работу механизмов после их простоя более 3 сут. 5.2.10 Проверка электрических блокировок, технологических защит и тормозов должна производиться не реже одного раза в месяц, по графику, утвержденному руководителем топливоподачи, персоналом смены, за которым закреплено оборудование, совместно с персоналом подразделения тепловой автоматики и измерений или электротехнического подразделения. При этом проверяются: - датчики завала коробов и бункеров путем имитации завала; - датчик и реле скорости и связанных с ними блокировок путем останова последующего конвейера; - датчики схода и обрыва ленты путем нажатия на соответствующие конечные выключатели; - аварийные тросовые выключатели путем остановки конвейера, работающего вхолостую, каждым тросом в отдельности; - тормоз - путем нескольких повторных включений с проверкой зазора между колодками и шкивом, степени износа колодок. Проверка ленточных весов производится в соответствии с заводскими инструкциями ежеквартально персоналом топливоподачи совместно с подразделением тепловой автоматики и измерений или подразделением наладки ТЭС. 5.2.11 Регулярная уборка помещений по тракту топливоподачи производится ежесменно (ежесуточно) по графику, утвержденному руководителем топливоподачи, оперативным персоналом по закрепленным зонам обслуживания или специальными бригадами. Очистка механизмов и уборка помещений топливоподачи должна совмещаться с проведением регулярного технического осмотра. Уборка завалов топлива производится бригадой рабочих по указанию руководителя смены. 5.2.12 Уборка помещений производится механизированным путем, преимущественно гидроспособом. При применении гидроуборки помещение и электрооборудование должно быть специально подготовлено (выполнена гидроизоляция полов, укрытие электрооборудования или замена его влагонепроницаемым и др.). Производить гидроуборку при температуре в помещениях ниже 5 °С, а также при нарушенной герметической заделке облицовки и швов внутренних помещений не допускается. 5.2.13 В зимнее время при техническом обслуживании конвейеров, расположенных на открытых площадках и в неотапливаемых помещениях, необходимо: - заменить летнюю смазку зимней; - производить ежесменно (ежесуточно) очистку нижних роликоопор вблизи приводного барабана от намерзшего на них топлива; - убрать просыпи вдоль конвейеров, очищать узлы пересыпки и детали конвейеров по окончании подачи топлива на склад и со склада (не допуская примерзания к ним топлива); - включать конвейеры вхолостую в периоды образования наледей во избежание примерзания ленты к металлоконструкциям, а при длительном перерыве в подаче топлива - не реже одного раза в неделю на 1 - 3 ч; - использовать подогрев ленты при подаче топлива на склад и со склада. 5.3 Приемка системы в эксплуатацию из монтажа, реконструкции, модернизации5.3.1 Полностью законченные строительством объекты топливоподачи электростанции, их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами, изложенными в СТО 70238424.27.100.018-2009. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию объектов после расширения и реконструкции. 5.3.2 Разрешение на пуск вновь смонтированной или реконструированной топливоподачи дается техническим руководителем ТЭС при наличии акта о соответствии конструкции установки проектной документации, местной инструкции по ее эксплуатации и акта освидетельствования на предмет соответствия требованиям ППБ, ПВБ и ССБТ. 5.3.3 При приемке оборудования топливоподачи в эксплуатацию электростанции должна быть передана следующая документация: - комплект рабочей документации с подписями, подтверждающими соответствие выполненных в натуре работ чертежам и внесенным в них изменениям; - технические паспорта, сертификаты или другие документы, удостоверяющие качество оборудования, материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ; - акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы и акты промежуточной приемки узлов и строительных конструкций; - акты индивидуальных испытаний (опробований) смонтированного оборудования и комплексного опробования топливоподачи под нагрузкой, акты испытания и приемки систем канализации, отопления, вентиляции, водоснабжения, пожаротушения, теплоснабжения и дренажных устройств; - акты испытания устройств сигнализации и системы автоматизации. 5.4 Приемка системы в эксплуатацию из ремонта5.4.1 Порядок приемки оборудования, зданий и сооружений ТЭС из капитального и среднего ремонта установлен в СТО 70238424.27.100.018-2009. 5.4.2 Оборудование ТЭС, прошедшее капитальный и средний ремонт, подлежит приемо-сдаточным испытаниям под нагрузкой в течение 48 ч. 5.4.3 При приемке оборудования из ремонта должна производиться оценка качества ремонта, которая включает оценку: качества отремонтированного оборудования; качества выполненных ремонтных работ; уровня пожарной безопасности. Оценки качества устанавливаются: предварительно - по окончании приемо-сдаточных испытаний; окончательно - по результатам месячной подконтрольной эксплуатации, в течение которой должна быть закончена проверка работы оборудования на всех режимах, проведены испытания и наладка всех систем. 5.4.4 Приемка механизмов топливоподачи из капитального ремонта производится комиссией под председательством технического руководителя топливоподачи или его заместителя. При приемке должно быть проверено выполнение предусмотренных работ, а также внешнее состояние механизмов (покраска, состояние ограждений, площадок, тепловой изоляции, чистоты и т.п.), после чего оборудование проверяется в работе под нагрузкой в течение 24 ч. При отсутствии дефектов ремонт считается законченным и механизм принимается в эксплуатацию. 5.4.5 При приемке оборудования топливоподачи в эксплуатацию после ремонта электростанции должна быть передана следующая документация: - акты индивидуального испытания (опробования) оборудования или топливоподачи в целом; - ведомость объема выполненных работ; - протокол приемки оборудования (после капитального ремонта) с приложением формуляров. 5.5 Испытания систем и оборудования5.5.1 На энергообъекте проводятся следующие виды испытаний: Государственные и межведомственные испытания по ГОСТ 16504 для приемки объектов, систем, режимов или оборудования, вновь разрабатываемых и изготовляемых совместно организациями различных ведомств (отраслей). Эксплуатационные и специальные испытания по ГОСТ 16504, проводимые в соответствии с СТО 70238424.27.100.018-2009, нормами испытаний электрооборудования, регламентами и действующими методиками. Доводочные испытания вновь создаваемого оборудования, проводимые после внесения изменений в проект, в процессе освоения головного оборудования, с целью определения соответствия показателей работы этого оборудования их проектным значениям, предусмотренным технической документацией. 5.5.2 По каждому виду испытаний составляются два типа программ: технические и рабочие. Допускается составление только рабочей программы на испытания оборудования, на которые имеются типовые технические программы. 5.5.3 Рабочая программа испытаний должна содержать: Объем подготовительных работ, обеспечивающих проведение этапа испытаний или отдельного опыта (подготовка схем, аппаратуры, системы связи и сигнализации и т.д.); исходное состояние системы или оборудования. Указания о подготовке персонала к проведению испытаний: - проведение инструктажа; - меры безопасности для персонала и оборудования; - определение объема контроля, требующего повышенного внимания персонала; - выделение при необходимости дополнительного эксплуатационного персонала и его инструктаж; - уточнение действий персонала при возможных незапланированных отключениях и включениях оборудования Перечень организаций и должностных лиц, ответственных за техническую и оперативную части испытаний по этапам испытаний. Перечень организаций, согласовывающих рабочую программу испытаний. Перечень и последовательность технологических операций при подготовке и проведении опытов и их исполнители. Время начала и окончания испытаний по каждому этапу и опыту. Допускаемые режимы работы оборудования и меры по предотвращению отклонений от них при испытаниях. Указания о возможной корректировке хода испытаний (перерыв, повторение опытов, прекращение испытаний и т.д.) по промежуточным результатам испытаний. Указание о состоянии схемы и режима работы оборудования после завершения испытаний. Требования техники безопасности при проведении испытаний. Если к моменту проведения испытаний на объекте произошли изменения в схеме, составе оборудования, включенного в программу, или изменилось время проведения испытаний, то до начала испытаний должны быть внесены изменения в техническую и рабочую программы с последующим повторным их согласованием и утверждением. 5.5.4 Испытания отдельных механизмов топливоподачи (конвейеров, грохотов и др.) проводятся согласно действующим методикам (приведены в Приложениях А и Б) и методикам заводов-изготовителей. 6 Специальные требования6.1 Требования к организации промышленной безопасности систем топливоподачи6.1.1 В соответствии с законодательством Российской Федерации топливно-транспортное хозяйство ТЭС относится к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами твердого топлива. Основы безопасной эксплуатации ОПО определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 6.1.2 Требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и других нормативных правовых актах, а также в документах, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. 6.1.3 Общее руководство системой производственного контроля возлагается на главного инженера филиала (акционерного общества). 6.1.4 Промышленная безопасность на топливоподаче обеспечивается соблюдением требований СТО 70238424.27.100.018-2009, а также: правил пожарной безопасности [2]; правил взрывобезопасности; правил эксплуатации грузоподъемных механизмов; техническим и технологическим надзором, осуществляемым Энерготехнадзором, Роснадзором, персоналом и специально уполномоченными лицами на энергообъектах. 6.1.5 На входе в каждое производственное помещение должно быть нанесено обозначение категории помещения по взрывопожароопасности в соответствии с установленной категорией по взрывопожарной и пожарной опасности. 6.1.6 Топливоподача (в составе технологических систем, оборудования, зданий и сооружений) должна подвергаться периодическому техническому освидетельствованию в соответствии с СТО 70238424.27.100.018-2009. 6.1.7 Техническое освидетельствование установленных на топливоподаче грузоподъемных механизмов осуществляется в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [1]. 6.1.8 На топливоподаче приказом по ТЭС должно быть назначены лица (лицо) ответственные за безопасную эксплуатацию оборудования. 6.1.9 Лица, контролирующие состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений, обеспечивают соблюдение технических условий при эксплуатации энергообъектов, учет их состояния, расследование и учет отказов в работе энергоустановок и их элементов, ведение эксплуатационно-ремонтной документации. 6.1.10 Работники энергообъектов, осуществляющие технический и технологический надзор за эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений энергообъекта, должны: - организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений; - вести учет технологических нарушений в работе оборудования; - контролировать состояние и ведение технической документации; - вести учет выполнения профилактических противоаварийных и противопожарных мероприятий; - принимать участие в организации работы с персоналом. 6.2 Организационные требования пожаробезопасности и взрывобезопасности 6.2.1 Угли, сланцы, фрезерный торф и их пыль склонны при хранении и транспортировке к самовозгоранию. Опасность самовозгорания возрастает с увеличением доступа воздуха в слой топлива и при нагревании топлива. Склонность пыли к самовозгоранию возрастает с ее утонением и уменьшением влажности, увеличением содержания кислорода и температуры среды, а также при контакте отложившейся пыли с горячими поверхностями. 6.2.2 Взрывоопасными следует считать все природные твердые топлива, взвешенная в воздухе пыль которых способна взрываться при наличии источника зажигания. Взрывоопасные свойства пыли твердых топлив обусловлены их природой и зависят от химической активности горючих компонентов его летучих, содержания кокса и золы. Взрывоопасные свойства топлив могут изменяться в пределах вида, марочного состава и месторождения топлива. 6.2.3 Повышенная запыленность помещений топливоподачи приводит к накоплению топливной пыли на элементах строительных конструкций и технологическом оборудовании. При взвихривании этих отложений и наличии источника зажигания может произойти взрыв большой мощности в объеме помещения. Источниками зажигания могут быть тлеющие отложения пыли или открытый огонь (сварка, факел, искрение электроконтактов, замыкание проводов, курение и т.п.). 6.2.4 При запыленности воздуха в помещениях топливоподачи в пределах санитарной нормы (до 10 мг/м3) вероятность взрыва в них взвешенной топливной пыли исключается. Контроль запыленности помещений следует производить не реже одного раза в месяц. В помещении необходима систематическая влажная уборка, исключающая взвихривание отложившейся пыли. 6.2.5 Оборудование топливоподачи подлежат освидетельствованию на предмет соответствия требованиям взрывобезопасности и ППБ в следующих случаях: - перед вводом в эксплуатацию по завершении монтажа, капитального ремонта и реконструкции топливоподачи; - не позднее, чем через 2000 ч наработки после ввода в эксплуатацию из монтажа, капитального ремонта или реконструкции; - профилактически через каждые 6000 ч наработки топливоподачи. В программу освидетельствования входят: - осмотр оборудования топливоподачи со вскрытием всех люков и лазов для выявления и устранения возможных отложений пыли, а также для удаления посторонних предметов; - определение технического состояния средств пожарной сигнализации, пожаротушения, обеспыливания и аспирации. 6.2.6 Освидетельствование оборудования топливоподачи проводятся специальной комиссией, назначаемой техническим руководителем ТЭС. В состав комиссии включаются: инженер по эксплуатации, инженер по технике безопасности, технический руководитель топливоподачи или его заместитель, инженер подразделения тепловой автоматики и измерений. Результаты освидетельствования оформляются актом, утверждаемым техническим руководителем ТЭС. 6.2.7 Местная инструкция по эксплуатации составляется для оборудования топливоподачи при эксплуатации на проектном топливе c учетом требований ППБ [2]. При поступлении на предприятия непроектного топлива выполняются необходимые мероприятия, обеспечивающие экономичную и взрывобезопасную эксплуатацию оборудования, и вносятся соответствующие изменения во все местные инструкции. 6.2.8 Взрывоопасное состояние на топливоподаче наступает при наличии тлеющих очагов. 6.2.9 При обнаружении горения топлива на конвейере топливоподачи необходимо остановить конвейер и, используя штатную систему пожаротушения или ручными средствами, погасить очаг. 6.2.10 По окончании проводимых в помещениях топливоподачи ремонтных работ с применением сварки должен быть обеспечен контроль за противопожарным состоянием участка работ в течение 5 ч, а при прекращении подачи со склада топлива, склонного к самовозгоранию, спустя 3 и 6 ч следует тщательно осмотреть помещения топливоподачи на предмет выявления очагов возгорания. Особое внимание следует обратить на возможные застревания горящих кусков топлива в пересыпных коробах, в месте расположения натяжных станций. 6.2.11 При выявлении в помещениях топливоподачи признаков возгорания (запаха или дыма) или обнаружении очагов возгорания следует немедленно сообщить об этом на ЦЩУТ и руководителю смены топливоподачи, принять меры к выявлению очага возгорания и приступить к его ликвидации имеющимися средствами В производственных помещениях топливоподачи курение запрещается. Курение допускается в специально отведенных местах. 6.3 Требования по охране труда6.3.1 Основным условием обеспечения охраны труда на топливоподаче является соблюдение требований СТО 70238424.27.100.018-2009, а также ПВБ, ППБ и инструкций по охране труда, утвержденных для каждой из профессий, включенных в штатное расписание ТТЦ. 6.3.2 На электростанциях, сжигающих топливо, склонное к самовозгоранию, необходимо периодически по графику контролировать загазованность (на содержание CO) на бункерной галерее котельной и в первую очередь в зоне бункеров, содержащих слежавшееся топливо или несработанных более 5 суток. Контроль загазованности производится персоналом химического подразделения или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС). - вывести людей из бункерной галереи; - сообщить на ЦЩУТ и руководителю смены топливоподачи об обнаружении загазованности; - проветрить помещение бункерной галереи; - принять меры к обнаружению источника загазованности; - сообщить руководителю смены котельного подразделения о принятии мер к срабатыванию бункеров с источниками загазованности. 6.3.5 Каждый случай появления у персонала, находящегося на бункерной галерее электростанции, недомогания (головокружение, тошнота и т.п.) должен рассматриваться как сигнал о возможной загазованности. При этом проводится контроль на загазованность и соответственно соблюдается порядок действий по п.п. 6.3.3 и 6.3.4. 6.3.6 При опасности возникновения несчастного случая персонал, находящийся вблизи, должен принять меры по его предупреждению (остановить соответствующий механизм кнопкой или с помощью аварийного троса, снять напряжение, отключить подачу пара, воды, оградить опасную зону). При несчастном случае следует оказать доврачебную помощь пострадавшему, вызвать старшего по смене (вахте) или ответственного руководителя ремонтных работ и в дальнейшем действовать по его указанию. 6.3.7 В топливо-транспортном подразделении должен быть составлен и заполнен Паспорт санитарно-технического состояния условий труда в подразделении. 6.4 Предупреждение и ликвидация аварийных ситуаций6.4.1 Аварийной ситуацией на топливоподаче является выход из строя оборудования или другие обстоятельства (поступление чрезмерно смерзшегося или влажного топлива, снежные заносы, затопление, пожар и т.п.), при которых прекращается, значительно снижается или создаются перебои в снабжении топливом котлов, а также создается угроза безопасности персонала или повреждения оборудования. 6.4.2 Топливоподача или отдельный ее механизм автоматически или персоналом должны быть немедленно остановлены в следующих случаях: - разрыв ленты конвейера, разрез ленты, угрожающий ее разрывом или большими просыпями топлива; - попадание крупных, опасных для питателей и мельниц посторонних предметов (бревна, доски, порода, лом и т.п.) на ленту конвейера, заклинивание их между лентой и металлоконструкциями конвейеров или барабаном, в воронках и т.д., попадание крупных недробимых предметов в дробилку, характеризующееся резкими ударами и чрезмерной вибрацией; - обрыв канатов натяжного устройства или сход натяжной тележки с рельсов; - сход разгрузочной барабанной тележки с рельсов; - чрезмерный сход ленты конвейера в сторону, угрожающий повреждением ленты и сбросом с нее топлива; - появление резкого стука в редукторе, указывающего на поломку зубьев зубчатых колес или подшипников; - значительный перегрев подшипников редукторов; - появление запаха гари или дыма из электродвигателя; - угроза завала топливом последующего механизма; - обнаружение пожара; - несчастный случай с людьми или угроза несчастного случая, связанного с оборудованием. 6.4.3 Лицо, остановившее механизм, должно немедленно известить ЦЩУТ. Оператор ЦЩУТ, не получивший извещения о причине аварийной остановки механизма, обязан принять меры к немедленному выяснению причин останова и известить руководителя смены топливоподачи. 6.4.4 При возникновении аварийной ситуации дежурный персонал обязан принять меры к восстановлению нормального режима топливообеспечения котельной, используя резервное оборудование и возможные технологические связи, ликвидировать аварию своими силами или дополнительно вызванным специализированным персоналом. Об аварийной ситуации немедленно извещается руководитель смены электростанции и руководитель топливоподачи. 6.4.5 Ликвидацией аварии на топливоподаче руководит руководитель смены топливоподачи. Дежурный слесарь является его помощником. Местонахождение руководителя смены должно быть постоянно известно оператору ЦЩУТ, через которого осуществляется вся связь. 6.4.6 Руководитель ликвидации аварии имеет право вызова на электростанцию при необходимости любого работника из числа оперативного персонала топливоподачи. Работники других подразделений вызываются через начальника смены электростанции. В распоряжении начальника смены топливоподачи должны иметься списки оперативного персонала с адресами и телефонами. 6.4.7 Дежурный персонал должен на память знать телефоны руководителей смен, пожарной команды, медпункта или скорой помощи, а также телефоны на всех рабочих местах топливоподачи и ЦЩУТ. 6.4.8 После устранения неисправностей производится пробный пуск оборудования по месту или дистанционно в присутствии руководителя смены топливоподачи. При отсутствии неполадок во время пробного пуска устанавливается рабочий режим. 6.4.9 При поступлении чрезмерно влажного топлива и появлении опасности забивания, замазывания механизмов и прекращении в связи с этим подачи топлива: - производится подача топлива с минимально возможной загрузкой оборудования; - используется резервное оборудование и останов работающего для его очистки; - устанавливается наблюдение за состоянием очистных устройств конвейеров и другого оборудования; - предупреждается персонал котельной о поступлении влажного топлива и возможности его зависания в БСУ. 7 Требования к персоналу, организация обучения7.1 Общие требования к персоналу и организации обучения на ТЭС установлены СТО 70238424.27.100.018-2009. 7.2 Работа с персоналом организуется и проводится по планам, утвержденным техническим руководителем предприятия или структурного подразделения. 7.3 Все работники предприятий, за исключением лиц, непосредственно не принимающих участия в технологических процессах производства, обязаны проходить проверку знаний правил, норм и инструкций по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Проверку осуществляют комиссии предприятий, структурных подразделений, вышестоящего органа управления, а также региональные комиссии. Список лиц, освобожденных от прохождения проверок знаний, или перечень должностей и профессий, для которых такая проверка не требуется, должен быть утвержден руководителем предприятия. 7.4 Проверка знаний работника предприятия состоит из первичной, периодической и внеочередной. Первичная проверка знаний производится при приеме работника на работу после его обучения или подготовки по новой должности, при переводе с другой работы (должности) или другого предприятия. 7.5 Периодическая проверка знаний работников всех категорий должна производиться не реже 1 раза в 3 года. Для оперативных руководителей, руководителей оперативно-ремонтного персонала и линейного инженерно-технического персонала строительно-монтажных предприятий периодичность проверки знаний правил и норм охраны труда должна быть не реже 1 раза в год. Периодическая проверка знаний правил и норм по охране труда и правил Госгортехнадзора РФ рабочих всех категорий должна производиться 1 раз в год. 7.6 Экзаменационная комиссия проверяет: - знание требований СТО 70238424.27.100.018-2009, ППБ, ПВБ; - знание должностных и производственных инструкций, планов (инструкций) ликвидации аварий, аварийных режимов; - знание устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты; - знание устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления; - знание технологических схем и процессов энергопроизводства; - знание условий безопасной эксплуатации оборудования, объектов Госгортехнадзора РФ и др.; - умение пользоваться средствами защиты и оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае; - умение управлять оборудованием топливоподачи (на тренажерах и других технических средствах обучения). 7.7 Оперативный и оперативно-ремонтный персонал не реже 1 раза в 3 мес. должен пройти контрольную противоаварийную тренировку. Порядок проведения противоаварийных тренировок утверждается руководством ТЭС. 7.8 Оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный и наладочный персонал предприятия должен пройти не реже 1 раза в полугодие одну контрольную противопожарную тренировку на своем предприятии. Персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающих другие предприятия, проходит противопожарные тренировки на этих предприятиях. Порядок и сроки проведения противопожарных тренировок утверждаются руководством ТЭС. 7.9 Допускается совмещение противоаварийных тренировок с противопожарными. 7.10 Противоаварийные тренировки проводятся на рабочих местах или на тренажерных установках. Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальные журналы. 8 Техническая документация8.1 На топливоподаче, как самостоятельного подразделения ТЭС, так и входящего в ТТХ, котельное или котлотурбинное подразделение, должна быть техническая документация, предусмотренная СТО 70238424.27.100.018-2009. 8.2. Основное оборудование должно иметь порядковые номера, а вспомогательное - тот же номер, что и основное, с добавлением букв А, Б, В и т.д. Нумерация оборудования должна производиться от постоянного торца здания и от ряда А. На дубль-блоках каждому котлу должен присваиваться номер блока с добавлением букв А и Б. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронумерованы последовательно и в направлении движения топлива, а параллельные звенья - с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо. 8.3 На каждой тепловой электростанции составляется перечень производственно-технической документации на рабочих местах топливоподачи с учетом конкретных условий работы (состава оборудования, вида сжигаемого топлива, схемы топливоподачи, утвержденной организационной структуры, штатного расписания и т.д.). Перечень производственно-технической документации для топливоподачи утверждается техническим руководителем ТЭС. 8.4 Количество рабочих мест топливоподачи устанавливается проектом ТЭС. Приложение
А
|
Руководитель организации-разработчика Филиал ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС» |
|||
Директор |
В.А. Купченко |
||
Руководитель разработки |
|||
/Начальник ЦИТО |
А.Н. Кобзов |
||
Исполнитель Ст. бригадный инженер |
A.Н. Попов |