НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ Стандарт организации Система стандартизации Национального ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТО НОСТРОЙ 1.0-2010 Москва 2011 Предисловие
СОДЕРЖАНИЕ ВведениеНастоящий стандарт разработан в соответствии с «Приоритетными направлениями деятельности и задачами Национального объединения строителей на 2010 - 2011 годы», утвержденными на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол от 15 апреля 2010 № 2). Целью разработки стандарта является реализация в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации [1], Федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» [3], Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4] и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности. В стандарте реализованы основные цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, установленные правилами применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 и ГОСТ Р 1.4-2004. Авторский коллектив: Л.С. Баринова, С.В. Пугачев, В.И. Тимашков, Р.С. Акиев, Н.И. Фролов, О.В. Иванова, В.А. Бородин, Я.Р. Мельник, Е.Н. Фадеева (Национальное объединение строителей). СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Дата введения 2011.01.20 1 Область применения1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее - НОСТРОЙ), ее членами и сторонними организациями, организационную структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также основные функции ее участников. 1.2 Положения настоящего стандарта применяются структурными подразделениями аппарата и членами НОСТРОЙ. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты Национального объединения строителей. Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены Р НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты саморегулируемой организации. Порядок разработки, оформления, изменения и учета Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины, определения и сокращенияВ настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], ГОСТ 1.1, ГОСТР 1.4, ГОСТР 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями: 3.1 информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ (Информационный фонд): Систематизированный массив информации о документах по стандартизации и техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, корректируемый на основании сведений об их принятии (утверждении), отмене, замене, изменениях и дополнениях и имеющий справочно-поисковый аппарат. 3.2 документ: Материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначенный для передачи информации во времени и в пространстве. 3.3 исполнитель работ по стандартизации (разработчик): саморегулируемая организация, осуществляющая работы по стандартизации по направлению основной деятельности в соответствии с уставом этой организации, документами Системы стандартизации, а также сторонняя организация, участвующая в разработке документов Системы стандартизации и осуществляющая другие работы по стандартизации. 3.4 комплекс СТО НОСТРОЙ: Совокупность взаимосвязанных стандартов СТО НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. 3.5 саморегулируемая организация (СРО): Некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и являющаяся членом Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство». 3.6 Система стандартизации НОСТРОЙ (Система стандартизации): Совокупность участников работ и документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности НОСТРОЙ в сферах производства и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами НОСТРОЙ продукции, а также выполняемых членами НОСТРОЙ работ или оказываемых членами НОСТРОЙ услуг. 3.7 служба стандартизации: Подразделение СРО, обеспечивающее организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с уставом этой организации и документами Системы стандартизации. 3.8 совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО): Документ Системы стандартизации, разработанный на основе соглашения, заключаемого между национальными объединениями и утвержденный руководящими органами НОСТРОЙ и других (другого) национальных объединений, в котором устанавливаются для совместного и многократного использования требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства. 3.9 совместная стандартизация национальных объединений: Стандартизация объектов, представляющих общий интерес для НОСТРОЙ, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. 3.10 сторонние организации: Юридические лица (в том числе зарубежные), не являющиеся членами НОСТРОЙ, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся сотрудниками НОСТРОЙ. 3.11 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ): Стандарт организации, разработанный, утвержденный и введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке или совместный стандарт национальных объединений, введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства. 3.12 стандарт СРО (СТО СРО): Стандарт организации, утвержденный и введенный в действие в установленном в СРО порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, учитывающий специфику и условия деятельности, виды допусков, выдаваемых СРО. 3.13 ответственный по стандартизации: Сотрудник НОСТРОЙ или СРО, обеспечивающий организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с должностной инструкцией и документами Системы стандартизации. 3.14 пользователь документов Системы стандартизации (пользователь документов): Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, СРО или член СРО, сторонняя организация, применяющие документы Системы стандартизации. 3.15 рекомендация Р НОСТРОЙ: Документ Системы стандартизации, утвержденный в установленном в НОСТРОЙ порядке и содержащий советы организационно-методического характера, способствующих достижению целей СРО, применению стандартов, а также положений, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандартах. 3.16 руководящий орган Системы стандартизации: Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, осуществляющее организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации, а также обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию и выступающее заказчиком при выполнении в НОСТРОЙ работ по стандартизации. 3.17 член СРО: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выполняющее строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и зарегистрированное в качестве члена СРО. 4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ4.1 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в целях: - формирования единого механизма технического регулирования в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО; - содействия выполнению требований технических регламентов, распространяющихся на область деятельности СРО и членов СРО; - повышения уровня качества и безопасности строительства (работ и услуг), выполняемого членами СРО с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; - повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами СРО продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг членами СРО; - защиты членов СРО от недоброкачественной и опасной продукции (работ, услуг); исключения дублирования и противоречий в стандартах СРО; - повышения энергоэффективности зданий и сооружений, экономии и рационального использования ресурсов, нормирования расхода ресурсов, формирования запасов использования оборудования; - технической и информационной совместимости, а также защиты информации; - сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном, национальном уровне, а также на уровне СРО и ее членов; - стимулирования научно-технического прогресса в СРО и членах СРО; иных целях, не противоречащих действующему законодательству в области технического регулирования. 4.2 Задачи стандартизации в НОСТРОЙ: - развитие Системы стандартизации с использованием предшествующего опыта в строительстве и промышленности строительных материалов, опыта СРО и членов СРО, российского и международного опыта, адаптированного к требованиям и запросам ее участников и рынка; - установление правил, рекомендаций и процедур разработки и утверждения стандартов НОСТРОЙ, стандартов СРО и организаций, обеспечивающих привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации; - обеспечение контроля соблюдения требований документов по техническому регулированию и стандартов НОСТРОЙ в СРО и членах СРО; - создание условий для приоритетного использования сводов правил, национальных стандартов и стандартов организаций (НОСТРОЙ и СРО) в интересах членов СРО; - повышение уровня гармонизации разрабатываемых и применяемых в НОСТРОЙ и СРО, а также в членах СРО, документов по стандартизации с международными и региональными (СНГ, Европейский Союз) документами; - систематизация и анализ требований к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, содержащихся в действующих в НОСТРОЙ документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования и стандартизации; обеспечение взаимозаменяемости продукции; создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную, актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности СРО и членов СРО в сфере технического регулирования; - внедрение планирования в области технического регулирования, повышение эффективности управления реализации указанного планирования; - совершенствование применяемой в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО нормативной базы в области технического регулирования, пересмотр (при необходимости) действующих и разработка новых документов по стандартизации, их интеграция и совместное использование в рамках сотрудничества с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, сторонними организациями; - защита интеллектуальной собственности НОСТРОЙ и СРО в области технического регулирования в соответствии с действующим законодательством; - создание единой системы мониторинга и контроля эффективности технического регулирования в НОСТРОЙ и СРО; - разработка и реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области технического регулирования, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения. 4.3 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в соответствии с принципами: - приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при организации и выполнении работ (оказании услуг) требований и рекомендаций документов Системы стандартизации; - обязательного выполнения СРО и членами СРО требований стандартов СТО НОСТРОЙ, утвержденных на общем собрании СРО в соответствии со статьей 55.10 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», если иное не установлено в конкретном стандарте; - максимального учета интересов СРО и членов СРО при разработке документов Системы стандартизации; - недопустимости установления таких требований в стандартах НОСТРОЙ, а также в стандартах СРО, которые противоречат обязательным требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов; - открытости участия в разработке документов Системы стандартизации для всех заинтересованных сторонних организаций; - доступности документов Системы стандартизации, в том числе их проектов, а также информации о них; - централизации направления официальных экземпляров документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним в СРО; - обеспечения условий для единообразного применения документов Системы стандартизации. 5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников5.1 Участниками Системы стандартизации являются: - руководящий орган Системы стандартизации; - комитеты НОСТРОЙ; - исполнители работ по стандартизации; - службы стандартизации СРО; - ответственные по стандартизации; - пользователи документов. 5.2 Участники Системы стандартизации взаимодействуют с: - национальным органом Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации); - федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию; - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие сводов правил в строительстве и актуализацию строительных норм и правил; - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения в области технического регулирования; - техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и другими техническими комитетами по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов; - международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций; - национальными организациями по стандартизации зарубежных стран; - структурными подразделениями аппарата и комитетами НОСТРОЙ, СРО и членами СРО; - сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации при выполнении работ в сфере интересов НОСТРОЙ, СРО и (или) членов СРО. 5.3 Участники Системы стандартизации осуществляют следующие основные функции. 5.3.1 Руководящий орган Системы стандартизации: - формирование и управление Системой стандартизации, в том числе организация разработки и актуализации комплекса основополагающих стандартов Системы стандартизации; - общее руководство деятельностью Системы стандартизации; обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию, проводимых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в том числе в разработке технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, стандартов НОСТРОЙ, в соответствии с требованиями Федерального закона [2]; - организация и координация деятельности участников Системы стандартизации; - подготовка, оформление и согласование проектов решений Совета НОСТРОЙ об утверждении и введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним; - представление на утверждение Совету НОСТРОЙ документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним; - организация согласования с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним; - представление на утверждение руководящим органам Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним; - организация и проведение планирования разработки документов по техническому регулированию и стандартизации, формирование и подготовка проекта Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также Программа стандартизации) и представление его на утверждение Совету НОСТРОЙ; - контроль выполнения Программы стандартизации и подготовка сводного отчета Совету НОСТРОЙ о ходе его реализации с предложениями по уточнению; - сбор, обобщение и экспертиза предложений комитетов и координаторов НОСТРОЙ, СРО, членов СРО и сторонних организаций к проекту Программы стандартизации; - организация разработки, проведения экспертизы и согласование проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, изменений и поправок к стандартам НОСТРОЙ; - создание и ведение Информационного фонда НОСТРОЙ по техническому регулированию; - координация участия экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО в деятельности профильных технических комитетов по стандартизации; - мониторинг хода публичного обсуждения проектов технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, в том числе рассылка материалов в заинтересованные комитеты НОСТРОЙ, СРО, подготовка отзывов НОСТРОЙ на указанные документы. Функции руководящего органа Системы стандартизации исполняет Департамент технического регулирования НОСТРОЙ. 5.3.2 Комитеты НОСТРОЙ в закрепленных сферах деятельности: - координация работ по стандартизации; - подготовка и представление в руководящий орган Системы стандартизации предложений в проект Программы стандартизации; - рассмотрение и согласование проекта Программы стандартизации; участие в разработке, актуализации и пересмотре стандартов; рассмотрение, подготовка отзывов и согласование проектов документов Системы стандартизации. 5.3.3 Исполнители работ по стандартизации: - подготовка и представление предложений в проект Программы стандартизации в руководящий орган Системы стандартизации; - подготовка предложений по разработке, пересмотру, изменению или отмене технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ), принятых в качестве национальных стандартов Российской Федерации, документов Системы стандартизации и представление этих предложений в руководящий орган Системы стандартизации; - подготовка предложений по применению международных стандартов, региональных стандартов, стандартов зарубежных стран, национальных стандартов, стандартов сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, СРО и членов СРО; - разработка проектов документов Системы стандартизации, организация и проведение их экспертиз; - участие в работе технических комитетов по стандартизации. Выбор исполнителей работ по стандартизации осуществляется в установленном в НОСТРОЙ порядке. Выполнение функций, возложенных на исполнителей работ, могут осуществлять структурные подразделения аппарата НОСТРОЙ, СРО, члены СРО и сторонние организации. 5.3.4 Службы стандартизации и ответственные по стандартизации СРО: - организуют рассмотрение проектов документов Системы стандартизации; - осуществляют подготовку отзывов и заключений на проекты документов Системы стандартизации; - направляют в руководящий орган Системы стандартизации предложения по разработке документов Системы стандартизации; - осуществляют учет, хранение, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации, предоставление их пользователям документов; - подготавливают, оформляют и организуют согласование проектов решений общего собрания СРО о введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним; - вносят утвержденные изменения и поправки в имеющиеся документы Системы стандартизации; - организуют разработку и экспертизу проектов СТО СРО; осуществляют учет, тиражирование и внедрение официальных экземпляров утвержденных СТО СРО; - осуществляют планирование работ по стандартизации в СРО, а также другие функции, определяемые руководящим органом СРО. 5.3.5 Пользователи документов: - применяют стандарты и рекомендации НОСТРОЙ; - направляют в руководящий орган Системы стандартизации замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения. 5.4 Участники Системы стандартизации в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов в области стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальным органом по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также сторонними организациями (в том числе зарубежными). 5.5 Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, техническими регламентами, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере капитального строительства и документами межведомственного характера, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственными стандартами (ГОСТ), принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, строительными нормами и правилами Российской Федерации (СНиП), сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним6.1 К документам Системы стандартизации относятся: стандарты организаций в форме: а) стандарты НОСТРОЙ - СТО НОСТРОЙ; б) совместные стандарты национальных объединений - СТО ССНО; в) стандарты СРО - СТО СРО; г) рекомендации НОСТРОЙ - Р НОСТРОЙ; д) указатели документов по техническому регулированию и стандартизации, действующих в НОСТРОЙ. 6.1.1 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов НОСТРОЙ установлен СТО НОСТРОЙ 1.1. В зависимости от объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов с учетом требований ГОСТ Р 1.0: - стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); - стандарты, устанавливающие требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации; - стандарты, устанавливающие требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства; - стандарты на методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа); стандарты в области оценки соответствия; стандарты на термины и определения. Примечание - Стандарты на термины и определения могут относиться как к основополагающим стандартам, так и к стандартам других видов. 6.1.1.1 Основополагающие стандарты разрабатывают для установления общих организационно-технических положений деятельности НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, а также общетехнических требований и правил, обеспечивающих взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей строительного производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества, повышения энергоэффективности, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и достижение других целей стандартизации, определенных в 4.1. 6.1.1.2 Стандарты на строительные материалы, конструкции и изделия разрабатывают при необходимости установления всесторонних требований к указанной продукции на уровне НОСТРОЙ. Примечание - Всесторонние требования включают технические требования, требования безопасности и охраны окружающей среды, требования к порядку приемки, методам контроля, транспортированию и хранению, а при необходимости и другие требования. 6.1.1.3 В стандартах на инженерные изыскания, процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) устанавливают требования к техническим и технологическим процессам (работам) по проектированию (включая изыскания), строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, сносу и утилизации зданий и сооружений, которые осуществляются членами СРО. В стандартах на процессы (работы) устанавливают: - общие требования к их проведению; - термины и определения; - классификацию; - требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, методам и средствам измерений, используемым в процессе (работе); - последовательность выполнения отдельных технологических операций (работ) с приведением при необходимости принципиальной технологической схемы; - способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах; - требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах; - допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса; методы контроля качества; - требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды); - требования по эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции; - требования к контролю состояния объектов. 6.1.1.4 В стандартах на услуги (работы) регламентируют конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей. 6.1.1.5 В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам контроля (испытаний) для обеспечения всесторонней и объективной проверки продукции на соответствие техническим требованиям. Если технические требования к методам контроля являются общими для нескольких групп однородной продукции, требования к которым установлены в других стандартах, то эти требования излагают в отдельном стандарте. При этом наименование классификационной группировки, охватывающей все указанные группы однородной продукции, включают в заголовок стандарта (групповой заголовок). В обоснованных случаях в отдельном стандарте могут быть установлены один, два или несколько альтернативных методов контроля (определения, анализа или испытания на соответствие) одного показателя, широко применяемого в различных стандартах для установления технических требований к нескольким группам однородной продукции или более высоким классификационным группировкам продукции. 6.1.1.6 Стандарты в области оценки соответствия разрабатывают для обеспечения проведения работ по оценке соответствия: зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), строительных конструкций, материалов и изделий, результатов изыскательских и проектных работ, результатов строительства на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации). 6.1.1.7 Стандарты на термины и определения разрабатывают для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологической системы НОСТРОЙ. 6.1.1.8 Совокупность взаимосвязанных стандартов НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации могут объединяться в комплексы стандартов. 6.1.2 Порядок разработки, утверждения, применения, обновления (внесения изменений), отмены совместных стандартов национальных объединений (СТО ССНО) устанавливается в соответствующих совместных стандартах национальных объединений на основе соглашений, заключаемых между национальными объединениями. 6.1.3 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены стандартов СРО устанавливается СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010 в соответствующем нормативноправовом документе или стандарте (рекомендации) СРО, разработанном специально для установления данных процедур. 6.1.4 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены рекомендаций Р НОСТРОЙ устанавливается в соответствующем стандарте СТО НОСТРОЙ. 6.1.5 Порядок публикации и распространения указателей документов по техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, формирования и ведения Информационного фонда, а также правила пользования этим фондом, в том числе порядок представления информации об утвержденных документах Системы стандартизации, изменениях к ним, обеспечение пользователей информацией, устанавливается в соответствующем стандарте НОСТРОЙ. 6.2 Планирование и разработка документов Системы стандартизации осуществляются в соответствии с требованиями раздела 10. 6.3 Экспертизы проектов документов Системы стандартизации организуются и проводятся в соответствии с порядком, устанавливаемым в соответствующих СТО НОСТРОЙ. Экспертиза стандартов в области, закрепленной за ТК 465 «Строительство», проводится в техническом комитете на основе специального соглашения, заключаемого с ТК 465. 6.4 Исключительное право издания и переиздания документов Системы стандартизации, кроме стандартов СРО, принадлежит НОСТРОЙ (если иное не предусмотрено договорами на их разработку или специальными соглашениями) и осуществляется в порядке, установленном соответствующим стандартом НОСТРОЙ. СРО имеют право тиражировать полученные официальные экземпляры документов Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе СРО. 6.5 Издание и переиздание стандартов СРО, осуществляют утвердившие их СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010. 6.6 Аутентичные электронные версии официальных экземпляров документов Системы стандартизации и информация о деятельности НОСТРОЙ в области технического регулирования, в том числе в области стандартизации, размещаются на официальном сайте НОСТРОЙ в разделе «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ». 6.7 Документы, не относящиеся к документам Системы стандартизации (например, технические документы, технологические документы, технологические регламенты, эксплуатационные документы, ремонтные документы и т.п.), разрабатываются, оформляются, согласовываются и утверждаются в порядке, предусмотренном соответствующими национальными и межгосударственными стандартами, иными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти с учетом документов Системы стандартизации (если таковые имеются). 6.8 Порядок организации и проведения контроля в НОСТРОЙ и СРО за соблюдением требований документов Системы стандартизации устанавливается в СТО НОСТРОЙ и СТО СРО. 7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями7.1 Документы Системы стандартизации могут использоваться сторонними организациями только на основе соответствующих соглашений (договоров) с НОСТРОЙ (для СТО НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ) или СРО (для СТО СРО). 7.2 Основными задачами взаимодействия НОСТРОЙ со сторонними организациями в области стандартизации являются: - создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере капитального строительства, а также для обеспечения охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды на объектах, размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов; - оказание помощи в разработке гармонизированных нормативных документов с документами Системы стандартизации сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства и эксплуатации объектов; - обеспечение единства измерений в соответствии с Федеральным законом [5]; - установление и применение единых терминов и определений; повышение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) членов СРО; - разработка национальных, межгосударственных и международных стандартов на основе документов Системы стандартизации на новые конкурентоспособные виды продукции (работ, услуг) и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества со сторонними организациями; - работы по гармонизации национальных стандартов, применяемых СРО и членами СРО, документов Системы стандартизации с международными стандартами и национальными стандартами зарубежных стран; - обеспечение защиты взаимных интересов СРО и сторонних организаций при совместной разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов; - обеспечение нормативной базы, направленной на признание результатов оценки соответствия на продукцию (работы, услуги) членов СРО в сторонних организациях; - проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др. 7.3 Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве), заключаемых НОСТРОЙ со сторонними организациями в установленном порядке. 7.4 Требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями, если эти документы указаны в сопроводительной технической документации, декларации о соответствии продукции (работ, услуг) изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ (услуг), или в договоре (контракте, соглашении), или, если изготовитель (поставщик) продукции, исполнитель работ (услуг) применил обозначение стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации; Также требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению производителем или поставщиком продукции (работ, услуг), если его продукция (работы, услуги) прошли процедуру оценки соответствия требованиям стандартов СТО НОСТРОЙ. 8 Научные исследования в области стандартизации8.1 Научные исследования в области стандартизации проводятся для совершенствования Системы стандартизации и разработки документов по стандартизации на основе научно обоснованных требований к продукции, процессам, услугам, работам, методам испытаний и др. 8.2 Научные исследования в области стандартизации проводятся в установленном в НОСТРОЙ порядке исполнителями работ по стандартизации. 9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации9.1 Руководящий орган Системы стандартизации НОСТРОЙ, СРО и члены СРО осуществляют работы по национальной стандартизации путем участия в работе национальных технических комитетах по объектам стандартизации, представляющим интерес для НОСТРОЙ и СРО в соответствии с ГОСТ Р 1.1. 9.2 Взаимодействие НОСТРОЙ с национальным органом по стандартизации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с заключаемыми при необходимости соглашениями. 9.3 НОСТРОЙ осуществляет работы по международной стандартизации, если они представляют интерес для НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, в порядке, установленном национальным органом по стандартизации, через экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, участвующих в работе технических комитетов международной организации по стандартизации ИСО (ТК ИСО), других международных (региональных) организаций по стандартизации. 10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации10.1 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ проводятся в соответствии с планами (программами) стандартизации, принятыми в установленном порядке в НОСТРОЙ. Основной формой планирования разработки документов по техническому регулированию в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая на период не менее одного года, но не более трех лет. Формирование, согласование и утверждение Программы стандартизации и внесение в нее изменений осуществляется установленным в НОСТРОЙ порядке. 10.2 Формами планирования разработки документов по стандартизации СРО являются планы разработки документов по техническому регулированию и стандартизации. Плановые документы по стандартизации в СРО составляются в соответствии со стандартами этих организаций. 10.3 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ финансируются в порядке, установленном в НОСТРОЙ. 10.4 Разработка и внедрение стандартов СРО финансируется этими организациями самостоятельно. 10.5 При разработке планов (программ) НОСТРОЙ, финансируемых полностью или частично из централизованных средств НОСТРОЙ, в них при необходимости включают разделы нормативного и метрологического обеспечения. Библиография[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации [2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [3] Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4] Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [5] Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
|