ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Информационная технология ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И
ПОДГОТОВКА. Часть 1 Общий подход (ISO/IEC 19796-1:2005, MOD)
Предисловие 1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в разделе 4 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 967-ст 4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» (ISO/IEC 19796-1:2005 «Information technology - Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics - Part 1: General approach», MOD), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний. Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДВ. Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г. Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) Содержание
Введение Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета «Информационные технологии» (СТК 1) ИСО/МЭК, объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК). В 1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ), разрабатывающих международные стандарты по следующим направлениям: - РГ1 -терминология; - РГ2 - технологии коллективной работы; - РГ3 - информационная поддержка преподавателя; - РГ4 - управление и доставка контента; - РГ5 - обеспечение качества; - РГ6 - международные стандартизированные профили; - РГ7 - культурная/языковая/гуманитарная деятельность. От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО. Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта: - Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005); - Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009). В стадии разработки следующие три части стандарта: - Часть 2. Гармонизированная модель качества; - Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет); -Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет). Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723-2009, учитывающее его взаимосвязь со второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта. ГОСТ Р
53625-2009 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Информационная технология ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ
КАЧЕСТВА, Часть 1 Общий подход Information technology. Learning,
education and training. Quality management, assurance and metrics. Дата введения - 2011-01-01 1 Область примененияВ первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий. Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества. Первую часть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723). Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 изменено содержание раздела в целях учета специфики российской системы образования.
2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9241-3 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения ГОСТ Р 53723 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты», за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 52653. Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 раздел дополнен ссылкой на национальный стандарт ГОСТ Р 52653, содержащий принятую в российской системе образования терминологию. 4 СокращенияВ настоящем стандарте применены следующие сокращения:
5 Разработка общего подхода5.1 ЭтапыРазработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами (приложение ДА, рисунок ДА.1): а) объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках; б) анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК); в) разработка гармонизированной модели; г) локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, отраслевыми и корпоративными требованиями. 5.2 Принципы и требованияРазработка общего подхода к качеству должна выполняться на основе применения основополагающих принципов и требований (приложение ДА, рисунок ДА.2) с учетом взаимосвязи подходов к качеству на основе эталонных структур: а) всеобщего менеджмента качества; б) стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000; в) региональных и национальных документов по стандартизации; г) региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения; д) нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур. Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 введен дополнительный раздел 5, определяющий поэтапный характер разработки общего подхода к качеству. 6 Модель процессаМодель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества. Для разработки модели процесса и ее процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы: Подход 1. Описание подхода к качеству Выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1. Идентифицируют процессы, соответствующие К1. Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания. Подход 2. Сравнение подходов к качеству Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1 ...KN]. Идентифицируют процессы, соответствующие [K1...KN]. Описывают [K1...KN] в соответствии со структурой, используя категории описания. Определяют метрики для сравнения [К1 ...KN]. Выполняют анализ и сравнение. Подход 3. Гармонизация подходов к качеству Используют подход 2. Объединяют [К1 ...KN] в согласованную модель. На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества. 6.1 Дескриптивная модельДля классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. В таблице 1 представлен пример описания основного процесса - «Разработка курса». Таблица 1 - Дескриптивная модель для описания процессов
6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в [3]. Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронного обучения. Таблица 2 - Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)
6.3 Описание процессовОписание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3 - 9 приведены примеры описания основных процессов. Таблица 3 - Описание процесса «Анализ потребностей»
Таблица 4 - Описание процесса «Анализ структуры»
Таблица 5 - Описание процесса «Концепция/проект»
Таблица 6 - Описание процесса «Разработка/изготовление»
Таблица 7 - Описание процесса «Реализация»
Таблица 8 - Описание процесса «Процесс обучения»
Таблица 9 - Описание процесса «Оценка/оптимизация»
7 Соответствие требованиям стандартаПринятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК). При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте, но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных. В приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.
В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельных эталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию «обязательные критерии». Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы на дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов. Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач: - анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения; - сертификация продуктов и процессов для электронного обучения. В таблице ДБ.2 в качестве примера приведено описание критерия 5.4.2.4 [3] (раздел 5 - функциональные возможности, подраздел 4 - связь, пункт 2 - асинхронная передача данных, подпункт 4 - поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников). Таблица ДБ.2 - Описание критерия 5.4.2.4 [3]
Примечание - Настоящий стандарт дополнен приложением ДБ, в которое включены отдельные части из приложения D международного стандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества. Приложение ДВ
|
Обозначение ссылочного национального стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта |
IDT |
ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» |
|
IDT |
ИСО 9241-3:1992 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации» |
|
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
Таблица ДГ.1
Структура настоящего стандарта |
Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
1 Область применения |
1 Область применения |
2 Нормативные ссылки |
- |
3 Термины и определения |
2 Термины и определения |
4 Сокращения |
- |
5 Разработка общего подхода |
- |
5.1 Этапы |
- |
5.2 Принципы и требования |
- |
6 Модель процесса |
3 Модель процесса |
6.1 Дескриптивная модель |
3.1 Дескриптивная модель |
6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
3.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
6.3 Описание процессов |
3.2.1 Описание процессов |
7 Соответствие требованиям стандарта |
4 Соответствие требованиям стандарта |
Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству |
- |
Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК) |
- |
Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте |
- |
Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
- |
- |
Приложение А (информативное) Пояснения по применению модели |
- |
Приложение В (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1) |
- |
Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNORZ76-001) |
- |
Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1 |
- |
Приложение Е (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDQ |
- |
Приложение F (информативное) Конкретные цели качества |
- |
Приложение G (информативное) Ссылки |
- |
|
Примечание - В настоящий стандарт не включены информативные приложения А, В, С, D, Е и F, содержащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным. |
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, общий подход, образование, обучение и подготовка