Приказ Минприроды России от 30 декабря 2009 г. № 429 В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738, № 33, ст. 4088, № 34, ст. 4192) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. 2. Признать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора России от 31.07.2003 № 86 "Об утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов", зарегистрированный в Минюсте России 28.08.2003, регистрационный № 5024 (Российская газета, 2003, № 184).
Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (утв. приказом Минприроды России от 30 декабря 2009 г. № 429) 1. Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2188; 2009, № 18, ст. 2248); постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 22, ст. 2581, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088, № 34, ст. 4192, № 49, ст. 5976); постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348, 2006, № 5, ст. 544, № 23, ст. 2527, № 52, ст. 5587, 2008, № 22, ст. 2581, № 46, ст. 5337, 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081, № 49, ст. 5976). 2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. 3. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с участием структурных подразделений центрального аппарата. 4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий (далее - требования по учету и контролю), а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций. 5. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов. 6. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор в пределах своих полномочий: 1) запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей; 2) организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций; 3) принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов и причин этих нарушений; 4) предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации. 7. Ростехнадзор ведет учет данных, необходимых для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. 8. Доступ должностных лиц Ростехнадзора к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком. Доступ должностных лиц Ростехнадзора к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Информация, получаемая Ростехнадзором в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 5 Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность. 9. Инспекции по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые инспекции проводятся на основании планов проведения плановых инспекций Ростехнадзора, утвержденных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения выданных ранее предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций. О проведении плановой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала, о проведении внеплановой инспекции - не менее чем за двадцать четыре часа до начала инспекции. 10. Периодичность проведения инспекций определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В ходе инспекций учета и контроля в организации в течение календарного года должны быть проверены все зоны баланса ядерного материала в данной организации. Инспекции проводятся с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов. Состав комиссии по проведению инспекции с указанием фамилии, имени, отчества и полного наименования должности проверяющих должностных лиц (должностного лица) Ростехнадзора определяется приказом Ростехнадзора о проведении инспекции. 11. Проведение инспекции должно включать в себя следующие этапы: 1) подготовка к проведению инспекции и организация инспекции, включая, в том числе, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора программы проведения инспекции, издание приказа о проведении инспекции и направление проверяемой организации копии приказа о проведении инспекции в сроки, установленные пунктом 9 Положения; 2) проведение инспекции; 3) оформление результатов инспекции. 12. Инспекция включает проверку: 1) расследования выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов и устранения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов; 2) наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных измерений характеристик ядерных материалов; 3) выполнения требований к учету и контролю; 4) соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов; 5) выполнения условий действия лицензий, выданных Ростехнадзором организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии; 6) выполнение ранее выданных предписаний; 7) выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов; 8) проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов. Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора. 13. Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции. В случае выявления нарушений могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные первоначальной программой инспекции. 14. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов могут применяться технические средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - технические средства) и персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта (транспортного средства, контейнера, цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее - пломбировочные устройства). Вопросы обеспечения безопасности связанные с использованием технических средств и пломбировочных устройств согласовывается с инспектируемой организацией. Использование технических средств и пломбировочных устройств при проведении инспекций осуществляется уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах. Территориальные органы Ростехнадзора должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций проводятся в установленном порядке. 15. По результатам инспекций составляется акт, экземпляр которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой организации. 16. В случае выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор принимает в пределах своих полномочий следующие меры: 1) выдает руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; 2) приостанавливает или прекращает действие разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов; 3) приостанавливает или прекращает действие выданных Ростехнадзором или его территориальными органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами; 4) привлекает к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) направляет правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если указанные нарушения содержат признаки состава преступления согласно уголовному законодательству Российской Федерации. 17. Учет и анализ результатов надзора осуществляется: 1) работником подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, территориального органа Ростехнадзора; 2) подразделением территориального органа Ростехнадзора, ответственным за осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов; 3) территориальным органом Ростехнадзора; 4) подразделением центрального аппарата Ростехнадзора, выполняющим функции организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. 18. Анализ производится на основании следующих документов и информации: 1) актов и предписаний по результатам проведенных инспекций; 2) постановлений Ростехнадзора о назначении административного наказания; 3) информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами; 4) отчетов организаций об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов (далее - специальных отчетов); 5) отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по запросам Ростехнадзора; 6) отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его территориальных органов; 7) информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов. 19. Обработка и анализ информации о результатах надзора осуществляется при помощи автоматизированной информационной системы 20. По результатам анализа составляется заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов составляется в сроки, установленные Ростехнадзором для подготовки годового отчета о деятельности: 1) территориального органа Ростехнадзора; 2) Ростехнадзора. 21. Учету и хранению в Ростехнадзоре подлежат: 1) акты и предписания по результатам проведённых инспекций; 2) постановления Ростехнадзора о назначении административного наказания; 3) акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных материалов; 4) специальные отчеты организаций; 5) отчетные документы организаций, получаемые по запросам Ростехнадзора; 6) отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его территориальных органов; 7) информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов; 8) заключения о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Срок хранения указанных документов определяется приказом Ростехнадзора, но не может быть меньше срока действия лицензий в области использования атомной энергии, выданных соответствующей организации.
|